Развитие креативной личности младшего школьника через организацию урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
статья по теме
Выступление на семенаре учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_gurovoy_v.v.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие креативной личности младших школьников через организацию урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Гурова В.В.
заместитель директора
МБОУ СОШ №1 с УИОП
г.Нового Оскола
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности.
Способность к творчеству становится чертой личности человека, т.е. креативностью. Федеральный государственный образовательный стандарт определил качественно новую развивающую модель массовой начальной школы. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личностных качеств. Делается акцент на развитие креативных способностей.
Что такое креативность? Креати́вность(от англ. create - создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей.
КРЕАТИВНОСТЬ (лат. сrео — творить, создавать) — способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации.
«Креативность-это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь солнце, строить замки на песке, приветствовать будущее» - писал американский психолог Эллис Пол Торренс.
Из всех определений делаем вывод. Креативность-это способность создавать множество идей, это возможность придумывать необычные умные идеи и доводить их до конца, т.е. креативность – это способность к творческой деятельности. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.
Творческое мышление имеет свои отличительные черты:
- Пластично, так как творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно.
-Подвижно, т.е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного вида аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной точкой зрения.
-Оригинально, оно порождает неожиданные, непривычные решения.
Американский психолог Эллис Пол Торренс дал следующую характеристику креативности:
-Богатство мысли;
-Гибкость мысли;
-Оригинальность;
-Любознательность;
-Фантастичность;
-Умение видеть проблему;
-Беглость.
Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество - естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. Компоненты креативных способностей младших школьников:
- творческое мышление;
- творческое воображение;
- применение методов организации творческой деятельности.
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащимся необходимо развивать следующие умения:
- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать предположения прогнозного характера;
- выделять противоположные признаки объекта;
- выполнять комбинаторные задания.
Что дает креативное мышление школьнику?
1. Приобретение разнообразных навыков.
2. Развитие творческого воображения.
3. Преодоление трудностей, что позволит проявить свои творческие способности и раскрыть свою индивидуальность, повысить самооценку.
4. Возможность научиться использовать непривычные подходы, разрушить оковы стереотипов мышления, т.е. мыслить креативно.
5. Преодоление боязни и инертности, «сделайте что- нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее».
6. «Ничего не делаешь, ничем не рискуешь», «Не ошибается тот, кто ничего не делает» эти слова хорошо характеризуют нетворческий подход.
7. Лучший способ преодолеть страх неудачи попробовать и добиться успеха.
Креативность рассматривается не как единый фактор, а как совокупность разных способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени у той или иной личности. Поэтому важно заметить своеобразную индивидуальную креативность ребенка и стремиться развивать ее.
Развитие креативной личности младшего школьника зависит от разных факторов, которые можно объединить в три группы.
-Природные задатки и индивидуальные особенности;
-Влияние социальной среды;
- Зависимость креативности от характера и структуры деятельности.
Социальная среда играет важную роль в формировании творческой индивидуальности. И хотя среда «не создает», а проявляет талант, ей отводят 95% влияния на формирования разных вариаций креативности и только 5%- отводится наследственным предпосылкам. Требования социальной среды, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении могут стимулировать или, наоборот, подавлять творческие способности детей, не обладающих креативным потенциалом. Созданию развивающей социальной среды в нашей школе придается большое значение. Перед вами модель социума нашей школы.
Неоспоримо личностное воздействие родителей и учителя на развитие креативности учащихся.
Процесс развития креативных качеств детей младшего школьного возраста требует значительного времени, как и любой творческий процесс. Для его эффективности необходимо создавать такие условия, чтобы каждый учащийся имел возможность овладеть личным опытом творческой деятельности, основанном на добытых самостоятельно усвоенных знаниях. Развитие креативности младших школьников осуществляется в нашей школе через организацию урочной и внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности МБОУ СОШ №1 с УИОП на ступени начального общего образования на 2013-2014 учебный год
Направление внеурочной деятельности | Формы организации внеурочной деятельности |
Спортивно - оздоровительное | «Корригирующая гимнастика», «Я — пешеход и пассажир», Подвижные игры «Поиграй со мной!», «Мини-баскетбол», |
Духовно-нравственное | «В мире православия», «Праздники, традиции и ремёсла народов России», «Народоведение» |
Общеинтеллектуальное | «Я - исследователь», «Учимся говорить по-английски», «Занимательная математика», |
Социальное | «В школу с улыбкой», «Моя первая экология», «Экономика: первые шаги» |
Общекультурное | «Бисероплетение», Хореографический кружок «Капитошки» , Кукольный театр «Малыш», «Пластика бумаги», «Оскольские звездочки», Ансамбль «Капельки», «Оскольский карагод» |
Нет определенной структуры креативного урока. Креативный урок - это творческий урок. Логика построения творчества определена целью сделать процесс обучения развивающим и направлена на подъем творческого потенциала ребенка.
Креативные инновационные педагогические технологии:
- проектные технологии
- технологии организации учебно-исследовательской деятельности
- технология уровневой дифференциации
- технология развивающего обучения
- технология на основе учебных ситуаций
- диалоговые технологии
- технологии развития критического мышления
-коммуникативные технологии
Основные дидактические принципы, которые реализуются в учебном процессе через креативные инновационные педагогические технологии:
- принцип диагностики личности учащегося
- принцип развития интеллектуальной активности личности,
- принцип развития и воспитания личности через творчество,
- принцип непрерывности творческого развития,
- принцип преемственности творческого развития,
- принцип поисковой деятельности,
- принцип творческой самореализации,
- принцип сотворчества,
- принцип обучения способам творческой деятельности и приобретению опыта решения творческих задач,
- принцип синтеза проблемности и алгоритмизации предметного содержания,
- принцип положительного эмоционального фона,
- принцип предметной интеграции
- принцип формирования системности мышления,
- принцип природосообразности принимаемых решений,
- принцип коммуникативности,
- принцип демократизации учебного процесса,
- принцип соревновательности,
-принцип непрерывности компьютерной интеллектуальной поддержки развития творческого мышления и творческих способностей учащихся.
Таким образом, инновационные педагогические технологии предусматривают реализацию указанных выше основных дидактических принципов не через изменение структуры уроков, а через его оригинальное наполнение.
В основе креативной технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно приобретать, формулировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Цель данной технологии ориентирована на создание образовательного продукта и на организацию творческой деятельности учащихся, которая преобладает над поиском и изучением готовой информации. |
Идея креативной технологии состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, работая над проблемой, которая им предложена. Получают возможность личного уникального, творческого решения проблемы каждым учеником и сообщение своих результатов педагогу или всем учащимся, коллективное обсуждение (защиту или представление) личных результатов деятельности учеников. Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, в том числе для творческих работ. |
Одной из важнейших целей креативного урока можно считать необходимость возбуждения у учеников эмоционального отношения к заданиям, а затем, когда эмоции уже действуют, стараться оберегать их от посторонних помех и собственного вмешательства. Что же является толчком к эмоциям? Это мотивация (удивить, преподнести сюрприз). Еще Сократ говорил: «Удивление – есть начало всякой мудрости». Система встреч с интересными заданиями, разгадывание способов их решения – все это позволяет обеспечить интерес и продуктивность в поисковой деятельности младших школьников.
Перечислю компоненты креативного урока:
1 мотивация - представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов – сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося, что обеспечивает его мотивацию к занятиям и развивает любознательность.
Для компенсации информационных перегрузок и с целью пробуждения поисковой активности наилучшим способом включения учеников в работу являлся процесс удивления или как его называют «эффект чуда».
2. Содержательная часть - содержит программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей.
3. Психологическая разгрузка - реализуется через упражнения по гармонизации развития через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию.
4. Головоломка - представляет собой систему усложняющихся заданий, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.
Головоломки обеспечивают мотивацию и включение учащихся в творческую деятельность на занятиях и развитие творческих способностей, пространственного воображения.
5. Интеллектуальная разминка представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, логического мышления и творческих способностей.
Учителя нашей школы часто содержание уроков наполняют головоломками, интеллектуальными разминками, которые позволяет обеспечить мотивацию учащихся и включить их в творческую деятельность. Интеллектуальная разминка содержит творческие задания, не требующие специальных знаний, а лишь размышлений, смекалки и принятия самостоятельных решений. Психологическая ценность данных компонентов урока для учащихся заключается в том, что закрепляются способы и правила умственной работы, выявляются приемы, обеспечивающие повышенную продуктивность мышления.
6. Компьютерная интеллектуальная поддержка обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных задач, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план.
7.Рефлексия - обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока и собственной деятельности.
Главная цель работы учителя с детьми при развитии креативности – научить их мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывать для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех. Главное – вера в ребенка, уважение к нему, как к личности, стремление помочь ему в достижении успеха.
Детское творчество неисчерпаемо. В нем присутствует порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. Успех в творчестве всегда достигается на основе увлеченности. Любое творчество стимулирует нестандартное мышление ребенка.
«Главное в педагогике не дать угаснуть Божьему дару, не дать помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» в душе ребенка»
Л.Н.Толстой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание экологической культуры младших школьников через организацию урочной и внеурочной деятельности»
Формирование экологической культуры населения рассматривается в качестве важнейшей сферы национальной экологической политики России. Решение проблем экологического благополучия сегодня зависит не толь...
Тема «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС».
Формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)...
Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального школьного образования.
Выступление на педсовете....
Презентация "Методическая разработка по использованию специализированного оборудования и программного обеспечения для организации урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО обучающегося с ОВЗ, находящегося на надомном обучении."
Методическая разработка по использованию специализированного оборудования и программного обеспечения для организации урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО обучающегося ...
«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел
Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...
статья Формирование экологической компетентности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Статья : "Формирование экологической компетентности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"...
«Проект социальной активности младших школьников «Орлята России» как один из способов организации урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации обновлённого ФГОС НОО и ФООП» (из опыта работы)
Ребята моего класса стали участниками реализации проекта социальной активности младших школьников «Орлята России»....