Разработка рабочей программы по физическому воспитанию
рабочая программа по зож (1 класс)
Рабочая программа, составлена для обучающихся 1 класса на основе федерального компонента государственного стандарта образовательной программы школы, авторской программы по физической культуре доктора педагогических наук Лях В.И. В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, меж предметных и внутри предметных связей.
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией В.И. Лях, А.А. Зданевич «Комплексная программа физического воспитания уч-ся 1-11 классов» – М.: Просвещение, 2013 г.
УМК состоит из: Лях В.И. «Мой друг – физкультура», учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы /Москва: - «Просвещение», 2013г.
Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2014/2015 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ.
По количеству часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, программа соответствует базовому, государственному образовательному стандарту основного общего образования (1-4 кл.)
Общая характеристика учебного предмета
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.
Учитывая эти особенности, предлагаемая программа по физической культуре для учащихся начальной школы ориентируется на решение следующих целей и задачи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_1_klass_rasp_fizkultura.docx | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа, составлена для обучающихся 1 класса на основе федерального компонента государственного стандарта образовательной программы школы, авторской программы по физической культуре доктора педагогических наук Лях В.И. В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, меж предметных и внутри предметных связей.
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией В.И. Лях, А.А. Зданевич «Комплексная программа физического воспитания уч-ся 1-11 классов» – М.: Просвещение, 2013 г.
УМК состоит из: Лях В.И. «Мой друг – физкультура», учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы /Москва: - «Просвещение», 2013г.
Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2014/2015 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ.
По количеству часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, программа соответствует базовому, государственному образовательному стандарту основного общего образования (1-4 кл.)
Общая характеристика учебного предмета
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.
Учитывая эти особенности, предлагаемая программа по физической культуре для учащихся начальной школы ориентируется на решение следующих целей и задачи
Цель: содействие всестороннему гармоничному развитию личности.
- совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании;
- обучение физическим упражнениям их таких видов спорта, как гимнастика, лёгкая атлетика и лыжные гонки, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
- развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, укрепления здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа характеризуется направленностью:
на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения (городское).
Место предмета «Физическая культура» в учебном плане
На предмет «Физическая культура» для 1 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 99 часов (3 часа в неделю; 33 учебных недели). Темы, попадающие на праздничные дни планируется изучать за счет объединения тем.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни
величайшей ценностью, что реализуется в бережном
отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой
ценности жизни, на осознании себя частью природного мира –
частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это
бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания
человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её
совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося
к добру и самосовершенствованию, важность и
необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве
его составляющих: физическом, психическом и социально-
нравственном здоровье.
Ценность истины – это ценность научного познания как
части культуры человечества, разума, понимания сущности
бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для
развития ребёнка социальной и образовательной среды,
обеспечивающей преемственность культурных традиций
народов России от поколения к поколению и тем самым
жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия
человеческой жизни, состояния нормального человеческого
существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих
мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной
нормами, правилами, законами общества, членом которого
всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав
и свобод человека, обладание чувствами справедливости,
милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к
другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком
себя как члена общества, народа, представителя страны и
государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной
зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу,
малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как
части мирового сообщества, для существования и прогресса
которого необходимы мир, сотрудничество народов и
уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных учебных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными учебными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры,
- характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
Планируемые результаты изучения
научится:
- правилам поведения и профилактики травматизма на занятиях физической культуры, правилам безопасности;
- соблюдать личную гигиену, режим дня;
- соотносить результаты выполнения двигательных действий с эталоном – рисунком, образцом, правилом;
- устанавливать различия в физической нагрузке по частоте сердечных сокращений (пульсу) при выполнении физических упражнений;
- выполнять тестовые задания для определения уровня развития физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.
получить возможность научиться:
- выполнять разнообразные способы передвижения ходьбой, бегом и прыжками, передвигаться по возвышенной опоре, имеющей ограниченную площадь;
- выполнять метание малого мяча на дальность и точность, упражнения в передачах, бросках, ловли и ведении мяча, ударах по мячу;
- выполнять упражнения в висах и упорах на гимнастических снарядах, кувырок из упора присев (вперед), стойку на лопатках;
- выполнять лазанье по гимнастической стенке, по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях, подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке;
- выполнять упражнения на освоение навыков равновесия (стойка на носках на одной ноге на полу и гимнастической скамейке, повороты на 90º);
- выполнять на основе танцевальных упражнений шаг с прискоком, приставные шаги, шаг галопа в сторону;
- выполнять строевые упражнения: построение в колонну по одному и в шеренгу, в круг, перестроение по звеньям, повороты и другие строевые команды;
- выполнять упражнения по формированию правильной осанки, развития силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, комплексы утренней гимнастики, физкультминуток и «подвижных перемен».
демонстрировать:
физические способности | физические упражнения | мальчики | девочки |
скоростные | бег 30 м, сек | 6,3 | 6,5 |
скоростно-силовые | прыжок в длину с места, см | 140 и более | 135 и более |
силовые | подтягивание - на высокой перекладине для мальчиков, кол-во раз - на низкой перекладине для девочек, кол-во раз |
2 и выше |
10 и выше |
выносливость | 6-минутный бег, м | 1100 и более | 900 и более |
координационные | челночный бег 3х10 м | 9,9 | 10,2 |
гибкость | наклон вперед из положения сидя, см | 9 и более | 11,5 и более |
В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Учебно–тематический план
по физической культуре в 1-х классах
№п\п | Вид программного материала | Кол-во часов (уроков) |
1. | Базовая часть | 81 |
1.1 | Основы знаний по физической культуре | В процессе урока |
1.2 | Подвижные игры | 12 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | 21 |
1.4 | Легкая атлетика | 27 |
1.5 | Кроссовая подготовка | 6 |
1.6 | Подвижные игры с элементами баскетбола | 15 |
2. | Вариативная часть | 18 |
2.1 | Связанная с региональными и национальными особенностями (лыжная подготовка) | |
Итого за год | 99 |
Литература и средства обучения
- Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)
- Лях В.И. Мой друг – физкультура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы /Москва: - «Просвещение» 2013.
- Рабочей программы по физической культуре В.И. Ляха. 1-4 классы: - М.:Просвещение 2012г.
- Программы В.И. Ляха, Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2013 г.
- Литвинов Е.Н., Виленский М.Я., Программа физического воспитания учащихся, основанная на одном из видов спорта (баскетбол). – М.: Просвещение, 2002.
- http://zdd.1september.ru/;
- http://spo.1september.ru/;
- http://kzg.narod.ru/ ;
- Специфическое оборудование:
- спортивный зал;
- спортивное оборудование: гимнастическое бревно, канат, оборудование для прыжков в высоту;
- спортивный инвентарь: мячи, гимнастические палки, набивные мячи, гимнастические маты, скакалки.
- Электронно-программное обеспечение:
- компьютер;
- проектор;
- колонки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физическому воспитанию 1 класс по ФГОС
Пояснительная записка и тематическое планирование по физическому воспитанию 1 класс по ФГОС....
Рабочая программа по физическому воспитанию 3 класс
Рабочая программа для 3 класса по физической культуре разработана на основе «Федеральной комплексной программы физического воспитания» под редакцией до...
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по физической культуре для 4 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы» автор Лях В.И.
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы, Комплексной п...
Рабочая программа по физическому воспитанию 4 класс
Рабочая программа составлена на основании нормативно- правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по физической культуре, утвержденного приказ...
Разработка рабочей программы по физической культуре для 1 класса.
Целью учебной программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразны...
Рабочая программа по физической культуре 1 класс с КТП на основе авторской программы по физической культуре А.П. Матвеева .
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...