Разработка рабочей программы по физической культуре для 1 класса.
рабочая программа по физкультуре (1 класс)

Долгушева Анна Юрьевна

Целью учебной программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой. Реализация данной цели обеспечивается содержанием учебного предмета «Физическая культура», в качестве которого выступает физкультурная (двигательная) деятельность человека, ориентированная на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и способностей. приобретение определённых знаний, двигательных умений и навыков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_fizkultura_1_klass.docx38.63 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Закона «Об образовании» в части духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования и основными положениями Концепции содержания образования школьников в области физической культуры духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Матвеев, А. П. Физическая культура. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. П. Матвеев. – М. : Просвещение, 2012.

2. Матвеев, А. П. Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Начальные классы / А. П. Матвеев. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2011.

Целью учебной программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой. Реализация данной цели обеспечивается содержанием учебного предмета «Физическая культура», в качестве которого выступает физкультурная (двигательная) деятельность человека, ориентированная на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и способностей. приобретение определённых знаний, двигательных умений и навыков.

 Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:

  • укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
  • совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
  • формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
  • развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
  • обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности

Рабочая программа основного начального образования по физической культуре составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Физическая культура» изучается в начальной школе в объёме не менее 405 ч, из них в 1 классе – 99 ч, а со 2 по 4 класс – по 102 часа ежегодно.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

По окончании изучения курса «Физическая культура» в 1 классе должны быть достигнуты определённые результаты.

Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки и отражают:

- формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических качеств. Доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные учебные действия ( познавательные. Регулятивные, коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Межпредметные понятия и отражают:

       - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

       - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

       - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

       - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

       - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов и сотрудничеств;

       - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты: включают освоенный школьниками в процессе изучения данного предмета опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию, применению и отражают:

- формирование первоначальных представлений  о значении физической культуры для укрепления здоровья человека ( физического, социального и психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

- овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);

-  взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и, соревнований;

- выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне; характеристику признаков техничного исполнения;

- выполнение технических действий из базовых видов спорта; применение их в игровой и соревновательной деятельности.

3. Содержание учебного предмета «Физическая культура»

Содержание    раздела   «Знания   о  физической    культуре»   отработано    в  соответствии   с  основными    направлениями     развития  познавательной     активности   человека:    знания   о  природе (медико-биологические      основы   деятельности);    знания   о  человеке  (психолого-педагогические      основы   деятельности);    знания об  обществе   (историко-социологические      основы  деятельности).

Раздел   «Способы   двигательной    деятельности»    содержит представления     о  структурной   организации    предметной    деятельности,  отражающейся    в соответствующих   способах   организации,   исполнения   и  контроля.

Раздел «Физическое совершенствование» (физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно оздоровительная деятельность)  ориентирован     на  гармоничное    физическое    развитие    школьников,   их всестороннюю    физическую    подготовленность     и укрепление   здоровья.   Данный  раздел   включает  жизненно   важные   навыки    и   умения,    подвижные     игры   и   двигательные действия   из  видов   спорта,   а также  общеразвивающие     упражнения  с различной    функциональной    направленностью.

В содержание    настоящей   программы    также  входит   относительно самостоятельный    раздел   «Общеразвивающие      упражнения».  В данном   разделе   предлагаемые    упражнения   распределены  по  разделам    базовых   видов   спорта  и  дополнительно    сгруппированы    внутри   разделов     по   признакам    функционального воздействия   на развитие   основных  физических   качеств.  Такое изложение   материала   позволяет   учителю  отбирать   физические    упражнения   и объединять   их в различные   комплексы,   планировать динамику   нагрузок   и  обеспечивать    преемственность    в  развитии основных   физических    качеств,   исходя   из  половозрастных    особенностей   учащихся,  степени  освоенности   ими  этих упражнений, условий  проведения   различных   форм  занятий,   наличия  спортивного  инвентаря   и  оборудованием

В  I классе  согласно учебной программе школьника по преимуществу осваивают различные способы выполнения бега, ходьбы и прыжков, лазанья и ползания: разучивают комплексы упражнений утренней гимнастики и физкультминуток, комплексы для формирования и укрепления осанки, развитие гибкости, координации движений, быстроты, выносливости. Важной особенностью содержания обучения является освоение первоклассниками подвижных игр и навыков их самостоятельной организации и проведения. Освоение учебного материала практических разделов программы сочетается с усвоением основ знаний и способов двигательной деятельности.
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую группу. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

Обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной медицинской группе. Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных). При улучшении состояния здоровья, физического развития и повышения функциональных возможностей представители этой группы после медицинского осмотра переводятся в основную медицинскую группу. Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы (10–15% от общей численности учащихся), относятся к специальной медицинской группе (СМГ). Специальную медицинскую группу можно разделить на две подгруппы: подгруппу «А» (обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу) и подгруппу «Б» (обучающиеся с патологическими отклонениями т.е. школьники, имеющие тяжелые необратимые изменения в деятельности органов и систем: органические поражения сердечнососудистой, мочевыделительной систем, печени, высокую степень миопии с изменением глазного дна и другие).

Основные задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ:

- укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;
- улучшение показателей физического развития;
- освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;
- постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;
- закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;
- формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
- воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;
- овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма обучающегося с учетом имеющегося у него заболевания;
- обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;
- обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;
- соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.
Для обучающихся, отнесенных к специальной медицинской группе, необходимо учитывать противопоказания и ограничения для занятий физической культурой с учетом специфики заболеваний и ориентироваться на укрепление их здоровья, коррекцию физического развития и повышение физической подготовленности.
Рекомендации
Сердечнососудистая система (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.)
Упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, напряжением мышц брюшного пресса и ускорением темпа движений
Общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении лежа, сидя, стоя; ходьба, дозированный бег в медленном темпе
Органы дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронх. астма и др.)
Упражнения, вызывающие задержку дыхания и чрезмерное напряжение мышц брюшного пресса.
Дыхательные упражнения, тренировка полного дыхания и особенно удлиненного выдоха
Заболевания почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз)
Недопустимы упражнения с высокой частотой движений, интенсивностью нагрузки и скоростно-силовой направлен., переохлаждение тела
При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота.
Нарушения нервной системы
Упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнения в равновесии на повышенной опоре), ограничивается время игр и т.д.
Дыхательные упражнения, водные процедуры, аэробные упражнения
Органы зрения
Исключаются прыжки с разбега, кувырки, упражнения со статическим напряжением мышц, стойки на руках и голове
Упражнения на пространственную ориентацию; точность движений, динамическое равновесие, гимнастика для глаз
Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени
Уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки
Дозировка физической нагрузки на занятиях имеет решающее значение. Для ее регуляции используют многообразие приёмов. Нагрузку можно регулировать:

темпом движения, т. е. количеством движений в единицу времени; подбором физических упражнений, т. е. путём их усложнения, включая упражнения с отягощением; амплитудой движений; исходными положениями при выполнении упражнений; временем, затрачиваемым на выполнение упражнений и отдыхом между ними; степенью мышечного напряжения; эмоциональным фактором.
Для контроля широко используется хронометраж и пульсометрия. Хронометраж позволяет определить общую и моторную плотность занятия, пульсометрия – правильность распределения нагрузки на уроке и адекватность её функциональным возможностям занимающихся. В подгруппе «А» физические нагрузки постепенно увеличиваются по интенсивности и объему согласно адаптационным и функциональным возможностям организма. Двигательные режимы рекомендуется выполнять при частоте сердечных сокращений (ЧСС) 120-130 уд/мин. в начале четверти, постепенно увеличивая интенсивность физических нагрузок в основной части урока и ЧСС до 140-150 уд/мин. к концу четверти.
В условиях аэробного дыхания двигательные режимы при ЧСС 130-150 уд/мин. являются оптимальными для кардиореспираторной системы и дают хороший тренировочный эффект.
В подгруппе «Б» двигательные режимы выполняются при ЧСС не более 120 уд/мин. в течение всего учебного года, т.к., по данным физиологов, при такой ЧСС они способствуют гармонической деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, опорно-двигательного аппарата и других органов и систем организма: увеличивается минутный объем крови (за счет систолического объёма), улучшается внешнее и тканевое дыхание.
Переносимость нагрузки определяется по реакции сердечно-сосудистой системы. Для детей с ослабленным здоровьем не допускается резкое учащение пульса (свыше 150 уд/мин.).
Полное освобождение школьников от занятий физкультурой может носить только временный характер (освобожденными могут быть дети, не посещающие школу из-за значительных патологических отклонений в здоровье, обучающиеся дома).
При пропуске уроков физической культуры учащийся обязан  подтвердить причину отсутствия заверенной медицинской справкой или иным документом, который передаётся классному руководителю или учителю физической культуры.
Все обучающиеся, освобождённые от занятий, обязаны присутствовать на уроках физической культуры (в помещении спортивного зала или на стадионе), под присмотром учителя физической культуры.
Учитель физической культуры определяет вид, степень и уровень физических или иных  занятий,  с данными учащимися на предстоящий урок. Возможно оказание посильной помощи в судействе или организации урока, а так же теоретическое изучение материала.


         Распределение программного материала в учебных часах по четвертям:

Разделы

I четверть

(часы)

II

 четверть

(часы)

III

четверть

(часы)

IV

четверть

(часы)

Всего

(часы)

Знания о физической культуре

2

2

1

1

6

Способы физкультурной деятельности

1

1

1

1

4

Лёгкая атлетика

18

16

34

Подвижные игры

6

6

7

 5

24

Гимнастика

12

12

Спортивные игры

( Вариативный компонент)

18

18

Физкультурно-оздоровительная

деятельность

1

1

Всего

28

21

27

23

99

4.        Тематическое планирование

Тематическое планирование уроков физической культуры

1 класс – 99 часов (3 часа в неделю, из них 20 часов – внутрипредметный образовательный модуль «РНИ»)

№/№ урока

№ урока по теме

Тема урока

I четверть

1.

Организационно-методические требования  на уроках физической культуры.

2.

Перекаты и группировка.

3.

Техника бега на 30 м с высокого старта на время.

4.

Челночный бег на время.

М 1.

РНИ. «Горелки».

5.

Перекаты и группировка.

6.

Физическая культура как система разнообразных форм занятий физической подготовки. и укрепления здоровья человека.

7.

Техника метания мяча (мешочка) на дальность.

8.

Усложненные перекаты.

М 2.

РНИ «Пятнашки».

9.

Знакомство с различными темпами и ритмами выполнения упражнения. Ритм и темп.

10.

Режим дня и личная гигиена человека.

11.

Усложненные перекаты.

12.

Прыжки и их разновидности.

М 3.

РНИ. Русская народная подвижная игра «Лапта».

13.

Кувырок вперед.

14.

Броски малого мяча в горизонтальную цель.

15.

Комплекс ОРУ, направленный на развитие координации движений. Тестирование в висе на время.

16.

Кувырок вперед.

М 4.

РНИ «Кот и мыши».

17.

Прыжок в длину.

18.

Утренняя зарядка, ее необходимость и принципы построения.

19.

Стойка на лопатках. «Мост».

20.

Тестирование наклона вперед из положения стоя.

М 5.

РНИ. Русская народная игра «Зайки».

21.

Тестирование в подтягивании на низкой перекладине из виса лежа.

22.

Стойка на лопатках. «Мост».

23.

Физкультминутки, их значение в жизни человека.

II  четверть

24.

Выполнение упражнений под стихотворения.

М 6.

РНИ «Пустое место».

25.

Лазание по гимнастической стенке.

26.

Подвижные игры.

27.

Лазание по гимнастической стенке.

28.

Строевые упражнения.

М 7.

РНИ «Гуси лебеди».

29.

Техника выполнения перекатов.

30.

Упражнения на кольцах.

31.

Кувырок вперед.

32.

Подвижная игра «Ловишка с мешочком на голове».

М 8.

РНИ «Удочка».

33.

Упражнения на кольцах.

34.

Гимнастические упражнения: стойка на лопатках и «мост».

35.

Лазание по гимнастической стенке.

36.

Вис согнувшись и вис прогнувшись на кольцах .

М 9.

РНИ «Укротитель диких зверей».

37.

Лазание и перелезание на гимнастической стенке.

38.

Подвижная игра «Ловля обезьян».

39.

Вис прогнувшись на кольцах.

40.

Игровые упражнения.

III четверть

М 10.

РНИ «В ногу».

41.

Преодоление полосы препятствий.

42.

Переворот вперед и назад на кольцах.

43.

Полоса препятствий.

44.

Подвижная игра «День и ночь».

М 11.

РНИ «Наседка и коршун».

45.

Перевороты вперед и назад на кольцах.

46.

Подвижные игры.

47.

Упражнения на кольцах.

48.

Вращение обруча.

М 12.

РНИ «Жмурки».

49.

Лазание по канату.

50.

Лазание по канату.

51.

Упражнения со скакалками.

52.

Прыжки через скакалку.

М 13.

РНИ «Колдунчики».

53.

Прыжки через скакалку.

54.

Броски и ловля мяча в парах.

55.

Разновидности бросков мяча одной рукой.

56.

РНИ «Перетяжка».

М 14.

Прыжки через скакалку

57.

Ведение мяча на месте и в движении.

58.

Броски мяча в кольцо способом «снизу».

59.

Стойка на голове.

60.

РНИ «Третий лишний».

М 15.

Основы правил игры в футбол.

61.

Прыжки через скакалку.

IV четверть

62.

Метание мешочка на дальность.

63.

Броски мяча в кольцо способом «сверху».

64.

Подвижная игра с мячом «Охотники и утки».

М 16.

РНИ «Волки во рву».

65.

Стойка на голове.

66.

Тестирование в наклоне из положения стоя.

67.

Упражнение на выносливость – вис на время.

68.

Повторение акробатических элементов.

М 17.

РНИ «Солнышко».

69.

Повторение техники прыжка в длину с места.

70.

Тестирование в прыжке в длину с места.

71.

Повторение акробатических элементов.

72.

Метание малого мяча в горизонтальную цель.

М 18.

РНИ «Мячик вверху».

73.

Упражнения на уравновешивание предметов.

74.

Тестирование в подъеме туловища из положения лёжа на спине за 30 секунд.

75.

Баскетбольные упражнения.

76.

Упражнения на уравновешивание предметов.

М 19.

РНИ «Зеленая репка».

77.

Контрольный урок по ведению, броску и ловле мяча.

78.

Тестирование в беге на скорость на 30 м.

79.

Тестирование в челночном беге.

М 20.

РНИ «Большой мяч».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре 2 класс по программе В.И. Лях

Рабочая программа по физической культуре для 2 класса по программа В.И. Лях....

Рабочая программа по физической культуре 2 класс на основе авторской программы В.И. Лях

Пояснительная записка, учебно-тематический план, календарно-тематический план, список литературы...

Рабочая программа по физической культуре 4 класс на основе авторской программы В.И.Ляха

Рабочая программа по физической культуре 4 класс на основе программы В.И.Ляха...

Рабочая программа по физической культуре 3 класс Программа Школа России

Рабочая программа по физической культуре 3 класс  Программа Школа России состоит из пояснительной записки и тематического планирования....

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по физической культуре 2 класс по программе "Перспектива"

Рабочая программа по физической культуре 2 класс по программе "Перспектива"...

Рабочая программа по физической культуре 1 класс с КТП на основе авторской программы по физической культуре А.П. Матвеева .

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...