важно
тренажёр по зож (3 класс)
личное
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chisla_imen_sushchestvitelnyh.docx | 17.85 КБ |
fragment_uroka_teh_karta_matematika.docx | 32.32 КБ |
urok.docx | 31.53 КБ |
kartochka.docx | 12.09 КБ |
ivanova_urovnevye.docx | 1.55 МБ |
27.11._matematika_vernigora.docx | 1.05 МБ |
27.11_teh_karta_matematika_vernigora.docx | 37.95 КБ |
23.11_russkiy_yazyk.docx | 774.62 КБ |
03.12_vernigora_matematika_4a.docx | 2.01 МБ |
17.11_russkiy_yazyk_2_b_klass.docx | 574.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока русского языка
Тема: «Число имен существительных».
Цель: организация познавательной деятельности обучающихся по изучению и первичному закреплению о нахождении чисел имен существительных.
Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений в нахождении чисел имен существительных.
Развивающие: способствовать развитию наглядно - образного мышления, формированию, восприятия, памяти, развитию связной речи, осуществлять выбор правильного написания с использованием алгоритма, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к предмету; формировать положительную мотивацию посредством введения необычной ситуации, бережное отношение к родному слову посредством работы над соблюдением правильности речи; содействовать воспитанию позитивного отношения к предмету, интересу к русскому языку посредством разнообразных видов работы, формированию жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, активности, работоспособности, силы воли, уважению к другим, способности к сотрудничеству, осознанию ценности совместной работы посредством выполнения различных упражнений и форм организации учебной деятельности.
Ход урока:
I. Организационно – мотивационный этап:
1. Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята.
2.Мотивация учебной деятельности.
У: Ребята, прочитайте пословицу.
О: Больше знай, меньше болтай.
У: Как вы понимаете смысл данной пословицы?
О: Пословица говорит о том, как важно получать полезную информацию, усваивать новые знания, но не болтать попусту о том, чего не знаешь.
У: Правильно, молодцы, я согласна с вами.
II. Постановка учебной задачи.
У: Прочитайте слова. Какой частью речи являются эти слова?
О: Имена существительные.
У: Как вы догадались, что это имена существительные?
О: Имена существительные отвечают на вопросы кто? Что? Обозначают предмет.
У: Правильно.Теперь прочитайте, какое задание нам необходимо сделать? Что нам необходимо сделать?
О: Разделить слова на две группы.
У: Настя, выходи к доске. Остальные записывают у себя в тетради. Записываем в два столбика, спину держим ровно.
У: Почему ты распределила слова именно так?
О: В первой группе имена существительные обозначают один предмет, а во второй группе — несколько предметов.
У: Кто согласен? У кого по – другому?
У: Молодцы. Какая значимая часть в слове указывает на то, что имя существительное обозначает один и несколько предметов?
О: Окончание.
У: Верно. Как мы выделяем окончание в словах? Выделите в словах окончание. Остальные у себя. В каком числе стоит имя существительное, если обозначает один предмет?
О: В единственном числе.
У: В каком числе стоит имя существительное, если обозначает множество предметов?
О: Множественное число.
У: Над именами существительными укажите их число. Остальные у себя.
У: Садись на свое рабочее место. Предположите, какая же тема нашего сегодняшнего урока?
О: Числа имен существительных.
У: Верно. Но прежде, чем мы начнем, поставим задачи на уроке. В этом нам помогут «слова – помощники».
Выясним…..
Узнаем……
Будем учиться……
О: Сегодня на уроке мы выясним, изменяются ли по числам изменять существительные. Узнаем, как изменять имена существительные по числам. Будем учиться изменять имена существительные по числам.
III. Открытие новых умений, знаний.
У: Откройте учебник на странице 20, прочитай правило. Что вы узнали из правила?
Читает правило
О: ед и мн числа.
У: Посмотрите на доску. Прочитайте задание. Что вам необходимо сделать?
О: Определить число имени существительного, выделить окончание.
У: Отступите в теради одну строчку, разделите лист на две колонки. В одной запишите ед. ч., а в другой мн.ч. Выполняем задание цепочкой, записываем слова в конки.
Ленинг аппс
2) У вас на столах лежат карточки с заданиями. Прочитайте, выполните задание.
Поставь данные имена существительные в форме единственного числа.
Яблоки –
Прятки –
Сливы –
Брюки –
Ножи –
У: Есть затруднения? Какие слова вызвали затруднения?
Д: Да. Прятки, брюки.
У: Сделайте вывод.
О: Вывод. В русском языке есть такие имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа.
У: Задание: составьте синквейн.
VII. Рефлексия деятельности (итог урока).
У: Что мы сегодня изучали на уроке?
О: Мы изучали число имен существительных.
У: Что изменяется у существительного при изменении по числам?
(Окончание.)
В каком числе стоит имя существительное, если обозначает один предмет?
О: В единственном числе.
У: В каком числе стоит имя существительное, если обозначает множество предметов?
О: Множественное число.
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА
Тема урока: «Нахождение площади. Ар, гектар».
Класс: 4
Цель фрагмента урока: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению о нахождении площади, ар и гектар.
Задачи фрагмента урока: | |
Дидактические: обеспечить усвоение и первичное закрепление знаний о новых единицах площади – ар, гектар; систематизировать знания обучающихся о единицах площади; научить соотносить ар и гектар с другими известными единицами площади, решать задачи на нахождение площади в арах и гектарах, выполнять арифметические вычисления. | |
Развивающие: развивать у учащихся умения выделять главное, сравнивать, обобщать и формулировать выводы. | |
Воспитательные: содействовать воспитанию уважительного отношения к одноклассникам при парной и групповой работе. |
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, | Личностные | |||||||
Организационно-мотивационный | Настроить учащихся на активную продуктивную деятельность на уроке. | Прием | Приветствует учащихся. Настраивает на активную работу на уроке. Организует анализ пословицы «Тяжело в учении - легко в бою». | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке. Осуществляют анализ пословицы. | Фронтальная | Smart – оборудование (интерактивная панель) | - | - | Осознают потребность и готовность к образованию |
Постановка учебной задачи | Формулировать тему, цель и задачи урока. | Метод «Проблемное изложение» | Организует работу обучающихся по открытию темы и цели урока посредством проблемной ситуации (расположения чисел в порядке возрастания). С помощью «слов-помощников» организует работу по определению задач урока. | Формулируют тему и задачи урока, располагают числа в порядке возрастания. Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная | Smart – оборудование (интерактивная панель) | Умение обобщать полученную информацию, соотносить известные величины в порядке возрастания. | Р. Умение определять и формулировать цель деятельности. Р. Умение составлять план действия П. Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания К: Готовность слушать собеседника, вступать в диалог, аргументировать свою точку зрения. | Уважительное отношение к чужому мнению |
Учебное действие | Организация работы по достижению цели урока. | Метод «Беседа». Наглядный – показ. Метод | 1)Организует работу в учебнике над правилом, отвечает на вопросы, 2) Организует работу в парах с проверкой по эталону. Задание: выразите в квадратных метрах. | Работают с правилом в учебнике, задают вопросы. Работают в парах, осуществляют проверку, задают вопросы. | Фронтальня Парная | Карточки для парной работы, учебник. Документ – камера. | Знать новые единицы площади – ар, гектар; уметь соотносить ар и гектар с другими известными единицами площади | П. Умение анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, делать выводы К. Умение осуществлять учебное сотрудничество Р. Умение осуществлять действия по реализации плана | Строят взаимоотношения на основе доброжелательности, сотрудничества при общих делах и интересах |
Действие контроля и самоконтроля | Осуществить первичное закрепление полученных знаний и их контроль | Практический метод | 1) Организует работу в группах, задает вопросы Задание: закончите предложенные на карточках высказывания. 2)Организует работу по решению задачи. Задача: стр 91 № 4. | Выполняют работу в группах на проверку знаний. | Групповая Фронтальная | Карточки для групповой работы, учебник, интерактивная панель. | умение решать задачи на нахождение площади в арах и гектарах, выполнять арифметические вычисления. | Р. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи К: Готовность слушать собеседника, вступать в диалог, аргументировать свою точку зрения. | Мотивация к работе на результат |
Действие оценки и самооценки | Осуществить оценивание достижимой цели с поставленной, оценить полученные знания на уроке | Метод практический | Организует работу по определению верного и неверного утверждения. Подведение итога урока Осуществляют работу по самостоятельному оцениванию полученных знаний. Прощается с учащимися. Благодарит за проделанную работу на уроке. | Выполняют работу по определению верного/ неверного утверждения. Подводят итог урока. Оценивают с помощью лестницы успеха. Прощаются с учителем. | Фронтальная | Система голосования (Smart response), лестница успеха. | Р. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Р. Умение соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его | Сравнивать свои оценки с оценками других |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА
Тема урока: «Экономика и экология».
Класс: 3
Цель фрагмента урока: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению об экономике и экологии.
Задачи фрагмента урока: | |
Дидактические: обеспечить усвоение и первичное закрепление знаний об экономике и экологии; | |
Развивающие: развивать у учащихся умения выделять главное, сравнивать, обобщать и формулировать выводы. | |
Воспитательные: содействовать воспитанию уважительного отношения к одноклассникам при парной и групповой работе. |
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, | Личностные | |||||||
Организационно-мотивационный | Настроить учащихся на активную продуктивную деятельность на уроке. | Прием | Приветствует учащихся. Настраивает на активную работу на уроке. Организует анализ пословицы «Ученье лучше богатства». | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке. Осуществляют анализ пословицы. | Фронтальная | Smart – оборудование (интерактивная панель) | - | - | Осознают потребность и готовность к образованию |
Постановка учебной задачи | Формулировать тему, цель и задачи урока. | Организует работу обучающихся по открытию темы и цели урока посредством соотнесения понятий и их определений. С помощью «слов-помощников» организует работу по определению задач урока. | Формулируют тему и задачи урока, отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная | Smart – оборудование (интерактивная панель) | Вспомнить, что такое «экономика», «экология». | Р. Умение определять и формулировать цель деятельности. Р. Умение составлять план действия П. Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания К: Готовность слушать собеседника, вступать в диалог, аргументировать свою точку зрения. | Уважительное отношение к чужому мнению | |
Учебное действие | Организация работы по достижению цели урока. | Метод «Беседа». Наглядный – показ. | 1)Групповая работа. Организует групповую работу «Экономисты и экологи». Задание: в зависимости от своей роли ответить на вопрос: «хорошо или плохо рвать полевые цветы?» Доказать свой ответ.
2)Работа со схемой. Организует работу со схемой, побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения. 2) Организует творческую работу по составлению памятки на тему: «Экологическая безопасность». | Выполняют групповую работу, приводят примеры, объясняют свой выбор, делают выводы. Выполняют работу над схемой, анализируют, формулируют выводы, объясняют свой выбор. | Групповая Фронтальня | Интерактивная панель, | Умение видеть взаимосвязь между экономикой и экологией; умение видеть две стороны экономики; знать понятие экологическая катастрофа, экологический прогноз. | П. Умение анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, делать выводы К. Умение осуществлять учебное сотрудничество Р. Умение осуществлять действия по реализации плана | Строят взаимоотношения на основе доброжелательности, сотрудничества при общих делах и интересах |
Действие контроля и самоконтроля | Осуществить первичное закрепление полученных знаний и их контроль | Метод Практический метод | Организует парную работу с проверкой по эталану. Задание: установи соответствие отрасли экономики тому опасному действию, которое она оказывает на окружающую среду. | Выполняют работу в парах на проверку знаний с проверкой. | Парная | Карточки для парной работы Документ-камера | Умение определять опасные действие разных отраслей экономики на окружающую спеду. | Р. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | Мотивация к работе на результат |
Действие оценки и самооценки | Осуществить оценивание достижимой цели с поставленной, оценить полученные знания на уроке | Метод практический | Организует по определению верного и неверного утверждения. Подведение итога урока Осуществляют работу по самостоятельному оцениванию полученных знаний. Прощается с учащимися. Благодарит за проделанную работу на уроке. | Выполняют работу по определению верного/ неверного утверждения. Подводят итог урока. Оценивают с помощью лестницы успеха. Прощаются с учителем. | Фронтальная | Система голосования (Smart response), лестница успеха. | Знать о взаимосвязи экономики и экологии; | Р. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Р. Умение соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его | Сравнивать свои оценки с оценками других |
Предварительный просмотр:
Задание: Поставь данные имена существительные в форме единственного числа. Яблоки – Прятки – Сливы – Брюки – Ножи – |
Поставь данные имена существительные в форме единственного числа. Яблоки – Прятки – Сливы – Брюки – Ножи – |
Поставь данные имена существительные в форме единственного числа. Яблоки – Прятки – Сливы – Брюки – Ножи – |
Поставь данные имена существительные в форме единственного числа. Яблоки – Прятки – Сливы – Брюки – Ножи – |
Поставь данные имена существительные в форме единственного числа. Яблоки – Прятки – Сливы – Брюки – Ножи – |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. обучающегося: Вернигора Ольга Алексеевна
Тема урока: «Нахождение площади составных геометрических фигур»
Класс: 3 "Б"
Цель урока: организация деятельности обучающихся для изучения и первичного закрепления знаний и умений о нахождении площади составных геометрических фигур.
Задачи урока:
Образовательные: повторение единиц измерения; закрепление понятия площадь, формулы площади; закрепление умения находить площадь прямоугольника; формирование вычислительных навыков; закрепление навыка черчения геометрических фигур ; развитие умения находить площадь составных геометрических фигур разными способами.
Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся при решении логических задач, развивать память, внимание, математическую речь, воображение.
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки, чувство ответственности, дисциплины, аккуратности, добросовестного отношения к предмету, к учебе.
Характеристика этапов урока
Этап урока | Образовательная задача урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф- фронтальная, Г - групповая, И- индивидуальная) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля, и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
I.Организация начала урока | Словесный (беседа) | 1)Приветствие Здоровается с обучающими, представляется. 2) Проверка готовности Проверяет готовность. 3) Мотивация Настраивает на активную и продуктивную работу на уроке. | 1)Приветствуют учителя 2)Организуют рабочее место 3)Настраиваются на активную и продуктивную работу на уроке | Фронтальная | П.: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Р.: использование речевых средств и средств информационных и технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. К.: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. | ||||
II. Актуализация умений и знаний | Повторить единицы измерения (мм,см,дм). | Словесный (беседа, объяснение) Практический (упражнения) | 2)Каллиграфическая минутка Организует каллиграфическую минутку «Найди цифру». 2)Устный счет. Организует устный счет «Переведи. Единицы измерения»
| Выполняют задания учителя (записывают цифры в тетрадь, задания устного счета). анализируют и корректируют выполненную работу | Фронтальная, индивидуальная | Задания к устному счету | Самоконтроль Взаимоконтроль Контроль учителя | Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. | П.: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления Р.: умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. К.: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | Целостное восприятие окружающего мира, развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
III.Открытие новой темы. Целеполагание | закрепление понятия площадь, формулы площади; закрепление умения находить площадь прямоугольника; формирование вычислительных навыков. | Словесный (беседа, объяснение) | Организует работу обучающихся по открытию новой темы и постановки цели и учебных задач с помощью карточки. Задает вопросы. Комментирует ответы. | Открывают и формулируют тему урока, определяют цель, учебные задачи. Выполняют работу по карточке, участвуют в обсуждении. | Фронтальная | Презентация, карточки. | Самоконтроль Контроль учителя | Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. | П.: способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. Р.: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления К.: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
IV.Первичное закрепление в знакомой ситуации | формирование вычислительных навыков; закрепление навыка черчения геометрических фигур ; развитие умения находить площадь составных геометрических фигур разными способами. | Словесный(объяснение) | Организует работу у доски с задачей. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. | Работают с задачей, находят площадь геометрической фигуры. | Фронтальная | Меловая доска. | Самоконтроль Взаимоконтроль Контроль учителя | Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения познавательных и учебно-практических задач. | П.: использование различных способов поиска сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета Р.: определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. К.: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
V.Физкультминутка | Практический (упражнения) | Проводит физминутку. | Выполняют упражнения. | Фронтальная | ||||||
VI.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | формирование вычислительных навыков; развитие умения находить площадь составных геометрических фигур разными способами. | 1)Практический (упражнения)2)Словесный (объяснение) | 1)Работа с задачей. Организует работу с задачей, отвечает на вопросы. 2) Работа в парах. Организует работу в парах с проверкой, отвечает на вопросы. | 1) Работают с задачей, находят площадь геометрической фигуры, задают вопросы. 2) Выполняют работу в парах с проверкой, задают вопросы. | Фронтальная Парная | Меловая доска, презентация, карточки с заданием. | Самоконтроль Контроль учителя | Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, работать с таблицами, схемами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. | П.: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика». Р.: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами К.: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий |
VII.Подведение итогов урока. Рефлексия | Словесный (беседа) | Организует работу по подведению итогов урока. Сравнивание поставленной и достижимой цели. Посредством интерактивной системы голосования организует работу по оцениванию знаний учащихся по теме урока. | Выполняют работу по оцениванию собственной деятельности. | Фронтальная | Самоконтроль Контроль учителя | Р.: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими, установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. |
Предварительный просмотр:
Разрешаю________________
Допускаю________________
Оценка за урок: ___________
План-конспект
урока русского языка
в 3«А» классе
обучающейся Вернигора Ольги Алексеевны
23.11.2020 г.
Консультация методиста________________
Консультация учителя__________________
Конспект урока русского языка
Линия УМК «Школа 21 века».
Русский язык. 3 класс. УМК « Школа 21 века» (Учебник «Русский язык» С.В. Иванов, О.А. Евдокимова, с 100 - 103.)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 23.11.2020г.
Время: 8:15-9:00
Место: МАОУ СОШ №5 им. И.Д. Черняховского
Класс: 3 «А»
Кабинет: 23
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Учимся писать слова с двумя корнями».
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: организация деятельности обучающихся для изучения и первичного закрепления знаний и умений о правописании слов с двумя корнями.
Задачи:
Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений в написании слов с двумя корнями при помощи соединительных гласных о и е.
Развивающие: способствовать развитию наглядно - образного мышления, формированию восприятия, памяти, развитию связной речи, осуществлять выбор правильного написания с использованием алгоритма, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к предмету; формировать положительную мотивацию посредством введения необычной ситуации, бережное отношение к родному слову посредством работы над соблюдением правильности речи; содействовать воспитанию позитивного отношения к предмету, интересу к русскому языку посредством разнообразных видов работы, формированию жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, активности, работоспособности, силы воли, уважению к другим, способности к сотрудничеству, осознанию ценности совместной работы посредством выполнения различных упражнений и форм организации учебной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание личностного смысла обучения; формирование положительного отношения к процессу познания, действие нравственно-этического оценивания, личностный моральный выбор.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.
Предметные: умение различать, образовывать и правильно писать сложные слова с двумя корнями при помощи соединительных гласных о и е.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Основные образовательные ресурсы: карточки для работы в парах (15 шт.), листы самооценки (32 шт.), «лестница успеха» (32 шт.), правило правописания соединительных гласных.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Ольга Алексеевна.
2. Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, дневник, пенал. Присаживайтесь на свои места.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: Ученые доказали, что если начать урок с улыбки, то он пройдет удачно. Улыбнемся же и мы друг другу, чтобы наш урок прошел не только удачно, но и продуктивно. Какие качества вам для этого понадобятся?
О: Нам понадобятся: активность, аккуратность, внимательность, старательность….
У: Молодцы!
II. Актуализация умений и знаний.
- Работа в тетрадях
У: Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа. Сегодня двадцать третье ноября.
- Каллиграфическая минутка.
У: Ребята отгадайте, какие буквы мы будем писать на уроке.
Посмотри на колесо-
И увидишь букву…(О)
Енот жуёт, жуёт енот,
Ежевику он жуёт,
И на розовой стене
Он рисует букву ... (Е)
У: Прописываем в тетради буквы о, е и их соединения ое, ео. (Показ на доске). Буквы е и о сегодня окажутся нашими помощницами, мы не раз на уроке с ними встретимся.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
- Фронтальный опрос
У: Ребята, давайте вспомним, какие есть способы образования новых слов?
О: Есть такие способы, как: приставочный, суффиксальный и приставочно – суффиксальный.
У: Правильно, а как вы думаете, вы назвали все способы образования новых слов?
О: Да (нет).
У: Давайте проверим, вы были правы или нет?
- Работа в парах.
У: У вас на столах лежит по два слова. Ваша задача объединиться с соседом по парте, образовать из двух слов одно, записать его к себе в тетрадь и выделить в этом слове корень:
1 пара: снег + падать.
2 пара: вода + падать.
3 пара: лед + колоть.
4 пара: рубит + лес.
У: Какие слова у вас получились? Прочитайте.
О: Получились слова: снегопад, водопад, ледокол, лесоруб
У: Как вы думаете, сколько корней в этом слове?
О: В этом слове два корня.
У: Молодцы. Каким образом вы из двух слов образовали одно? Кто-нибудь догадался, какой это способ образования слов?
О: Путем сложения двух слов.
У: Предположите, что мы будем сегодня изучать на уроке?
О: Учимся писать слова с двумя корнями.
IV. Открытие новых умений, знаний.
У: Как по-другому мы можем назвать слова с двумя корнями?
О: Мы можем назвать их сложными.
1)Работа с учебником (стр. 100).
У: Открываем учебник на станице 100. Прочитай первую часть упражнения 1. Как вы поняли это задание?
О: Нужно выписать слова с двумя корнями.
(пароход, самолет, лесоруб, мышеловка, пылесос, водолаз, землетрясение).
У: Один работает у доски, остальные в тетради. Обозначим в словах корни.
Алгоритм определения и записи сложных слов.
- Прочитай слово.
- Подбери однокоренные слова.
- Выдели корни. Если корня 2 – слово сложное, 1 – слово простое.
У: Читаем продолжение упражнения. Что нам необходимо сделать?
О: Нам необходимо выделить корни в словах, подчеркнуть букву, которая соединяет корни, вспомнить, как она называется.
У: Корень мы уже выделили, подчеркиваем букву, которая соединяет корни. Какие буквы мы подчеркнули? Назовите их.
У: Мы подчеркнули буквы о и е.
О: Вспомните, как они называются. Обратите внимание, что эти буквы объединяют два корня.
У: Соединительные гласные о и е.
О: Правильно. Попробуйте сформулировать правило о том, какие соединительные гласные пишутся в сложных словах.
У: Соединительные гласные в сложных словах обозначаются буквами о или е.
У: В каких словах нужно писать букву о, а в каких е? В слове пароход перед соединительной гласной какой звук стоит?
О: В слове пароход перед соединительной гласной твердый согласный звук р.
У: В слове землетрясение перед соединительной гласной какой стоит звук?
О: В слове землетрясение перед соединительной гласной твердый согласный звук р.
У: К какому выводу мы можем прийти?
О: Соединительная буква о пишется после твердого согласного звука, а буква е после мягкого.
У: Правильно, а также после шипящих и Ц. (Правило вывешивается на доску).
У: Проверяем. У кого по-другому? Поставьте себе баллы за упражнение 1 по критериям оценивания, указанным на доске.
VI .Физминутка.
И.п. - стоя, руки на поясе.
1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
VI. Закрепление открытых умений, знаний.
- Работа в тетради на печатной основе.
У: Откройте тетрадь на печатной основе, страница 27, прочитайте упражнение 2. Что нам необходимо сделать?
О: Вставить пропущенную соединительную гласную.
У: Мы уже знаем, как это делать. К доске пойдет __. Выделяем корни, подчеркиваем соединительную гласную.
Алгоритм определения и записи сложных слов.
- Прочитай слово.
- Подбери однокоренные слова.
- Выдели корни. Если корня 2 – слово сложное, 1 – слово простое.
- Применить правило о соединительных гласных. Буква о пишется после твердых согласных, буква е после шипящих и Ц.
У: Проверяем. У кого по-другому? Садись, отметка__
Поставьте себе баллы за упражнение 2 по критериям оценивания, указанным на доске.
- Работа с учебником (стр. 103).
У: В учебнике на станице 103 прочитайте упражнение 3. Что нам необходимо сделать в упражнении?
О: Нам необходимо составить сложные слова.
У: Один выходит к доске, другие работают у себя в тетради.
Снег + падать
вода + падать
Лед + колоть
Сам + летать
Дом + хозяйка
Мышь + ловить
Мясо + рубить
Сам + сваливать
Алгоритм
- Прочитай слова.
- Подбери однокоренные слова, выдели корень.
- Применить правило о соединительных гласных. Буква о пишется после твердых согласных, буква е после шипящих и Ц.
У: Проверяем. У кого по-другому? Садись, отметка__
У: Поставьте себе баллы за упражнение 3 по критериям оценивания, указанным на доске.
VII. Рефлексия.
У: Ребята, какую тему мы сегодня изучали на уроке?
О: Учимся писать слова с двумя корнями.
У: О каком способе словообразования вы узнали?
О: Сложение двух слов.
У: Какие слова называются сложными? Приведите пример.
О: Сложные слова – это слова с двумя корнями.
У: Какие соединительные гласные пишутся в сложных словах.
О: Соединительные гласные о и е.
У: В каких словах нужно писать букву о, а в каких е?
О: Соединительная буква о пишется после твердого согласного, а буква е после мягкого.
У: Подсчитаем баллы. Сложите свои отметки на полях. Если у вас 15 – 14 баллов – это отметка « 5». 13 – 11 баллов – отметка « 4», 10 – 8 баллов – отметка «3». Поставьте соответствующие отметки в своих тетрадях.
Общее количество баллов | Отметка |
15 – 14 | «5» |
13 – 11 | «4» |
10 – 8 | «3» |
У: Ребята, у вас на парте лежит «Лестница успеха». Прочитайте название каждой ступеньки и выберите ту, на которую поставили бы себя в зависимости от того, как поняли материал урока, закрасьте.
VIII. Домашнее задание.
У: Ребята, вот наш урок подходит к концу, пора подводить итоги
У: Открываем дневник, записываем домашнее задание. Вашим домашним заданием будет упражнение 4.
IX .Итог урока.
У: Урок окончен. Всем спасибо. Уберите свои рабочие места, приготовьтесь к следующему уроку.
Отметка | Критерии |
«5» | Ни одной ошибки. |
«4» | 1-2 ошибки. |
«3» | 3-4 ошибки. |
Старайся! | Более 4 ошибок. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Разрешаю________________
Допускаю________________
Оценка за урок: ___________
План-конспект
урока русского языка
во 2«Б» классе
17.11.2020 г.
Консультация методиста________________
Консультация учителя__________________
Конспект урока русского языка
Линия УМК «Школа 21 века».
Русский язык. 2 класс. УМК « Школа 21 века» (Учебник «Русский язык» С.В. Иванов, О.А. Евдокимова, с 105.)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 17.11.2020г.
Время: 8:15-9:00
Место: МАОУ СОШ №5 им. И.Д. Черняховского
Класс: 2 «Б»
Кабинет: 22
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Учимся писать буквы гласные и согласные в корне слова».
Тип урока: закрепление.
Цель урока: организация деятельности обучающихся для изучения и первичного закрепления знаний и умений в написании гласных и согласных букв в корне слова.
Задачи:
Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений в написании гласных и согласных букв в корне слова.
Развивающие: способствовать развитию наглядно - образного мышления, формированию восприятия, памяти, развитию связной речи, осуществлять выбор правильного написания с использованием алгоритма, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к предмету; формировать положительную мотивацию посредством введения необычной ситуации, бережное отношение к родному слову посредством работы над соблюдением правильности речи; содействовать воспитанию позитивного отношения к предмету, интересу к русскому языку посредством разнообразных видов работы, формированию жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, активности, работоспособности, силы воли, уважению к другим, способности к сотрудничеству, осознанию ценности совместной работы посредством выполнения различных упражнений и форм организации учебной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание личностного смысла обучения; формирование положительного отношения к процессу познания, действие нравственно-этического оценивания, личностный моральный выбор.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.
Предметные: умение различать слова с орфограммами в корне слова; подбирать проверочные слова к изученным орфограммам.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Основные образовательные ресурсы: дерево, проверочные карточки, карточки для парной работы, листы самооценки.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Ольга Алексеевна.
2. Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка. Те, кто полностью готов к уроку – присаживайтесь на свои места.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: Я рада видеть вас, и думаю, что сегодняшний урок принесёт не только приятное общение друг с другом, но и новые открытия. Какие качества нам помогут в этом?
О: Нам помогут: аккуратность, внимательность…
II. Актуализация умений и знаний.
- Работа в тетрадях
У: Молодцы. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа. Сегодня семнадцатое ноября.
- Каллиграфическая минутка.
У: Отгадайте загадку. Ответ по поднятой руке.
Весной одевается,
Осенью раздевается.
О: Дерево.
На доску вывешивается дерево.
(аеиоя
Бп вф гк дт зс жш)
У: Правильно. Что мы видим на дереве?
О: Соединения букв.
У: На какие группы можно разделить эти буквы?
О: Их можно разделить на гласные и согласные буквы.
У: Правильно. Запишише эти соединения к себе в тетрадь. (Запись на доске).
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Посмотрите внимательно на дерево. Назовите известные вам части дерева.
О: Листья, ствол, ветки.
У: Правильно. Скажите, есть ли такая часть у дерева, которую мы сейчас не видим, но она существует всегда?
О: Эта часть дерева называется корень.
У: Есть ли понятие корень в русском языке? Что такое корень?
О: Корень – это главная часть слова, неизменяемая часть слова.
У: Правильно. Сегодня на уроке мы с вами будем писать какие буквы? В какой части слова?
О: Мы будем писать гласные и согласные буквы, в корне.
У: Какая тема нашего урока?
О: Учимся писать гласные и согласные буквы в корне слова.
IV. Первичное закрепление умений и знаний.
- Работа в учебнике.
У: Откройте учебник на странице 105, прочитаем упражнение 2.
У: Что нам необходимо сделать?
О: Найти слова, в конях которых есть опасные места для парных по звонкости/глухости согласных. Выпиши эти слова, сначала пиши проверочные слова.
У: Один выходит к доске, остальные работают у себя в тетради, выполняем.
У: Как проверить правописание парной согласной в корне слова?
О: Чтобы проверить парный согласный, надо изменить слово так, чтобы после согласной стоял гласный. (поставить во множественное число)
У: Какие слова называются проверочными?
Дубы - дубки
Липы – липки
Ребята – ребят
Шубы – шубках
Шапочка – шапках.
У: Проверяем. У кого по-другому? Присаживайся на место, отметка ___. У вас на столах лежат листы индивидуальных достижений. Поставьте себе баллы за упражнение 2 по критериям оценивания, указанным на доске.
2)Работа в тетрадях на печатной основе.
У: Как проверить безударную гласную в корне слова?
О: Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово так, чтобы гласный стал ударным.
У: Что необходимо сделать, чтобы изменить форму слова?
О: Для того, чтобы изменить форму слова, надо изменить окончание.
У: Правильно. Какие слова называются однокоренными?
О: Однокоренные слова – это слова, которые близкие по значению и имеют одинаковый корень.
У: Молодцы.
У: Откройте рабочую тетрадь на странице 44. Прочитайте упражнение 7. Что нам необходимо сделать в упражнении?
Выполнение упражнения у доски, с проговариванием, остальные в тетради. Проверка.
Алгоритм (ПАМЯТКА)
1.Поставь ударение
2.Выдели корень
3.Обозначь безударную гласную
4.Подбери проверочное слово
5.Вставь безударную гласную
нелегко́ → 1) безударная гласная Е в корне слова ЛЕГК ⇒ лёгкий; 2) парный согласный Г ⇒ лёгок
снима́ть → безударная гласная И в корне слова СНИМ → сни́мок
звере́й → безударная гласная Е в корне слова ЗВЕР → зверь
поскорей → безударная гласная О в корне слова СКОР → ско́ро
пищи́т → безударная гласная И в корне слова ПИЩ → писк
бою́сь → безударная гласная О в корне слова БО → бо́язно
немножко → парный согласный Ж/Ш ⇒ немножечко
уколю́ → безударная гласная О в корне слова КОЛ → уко́л
грози́тся → безударная гласная О в корне слова ГРОЗ → угро́за
ёж → парный согласный Ж/Ш ⇒ ежи
У: Проверяем. У кого по-другому? Присаживайся на место, отметка ___. У вас на столах лежат листы индивидуальных достижений. Поставьте себе баллы за упражнение 7 по критериям оценивания, указанным на доске.
V. Физминутка
И.п. - стоя, руки на поясе.
1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
VI. Закрепление полученных знаний.
1) Работа в парах.
У: У вас на партах лежат карточки с заданием. Ваша задача - составить предложения по смыслу, вставить пропущенные слова и подберать к ним проверочное слово. Обсудите это в парах, выполните это задание и потом мы вместе проверим.
1) Первый сн_жок – 1) это вестник з_мы.
2)Из под л_сточков 2) гл_дят спелые орехи.
3) От ужаса 3)он пос…дел.
4)Белка сушит 4)на в…твях грибы.
У: Проверяем. Зачитываем предложения, которые у вас получились. Какие проверочные слова вы подобрали?
У: Какой вид орфограммы в этих словах?
О: Правописание парной согласной в корне слова.
У: Как проверяли безударную гласную в корне слова?
О: Изменяли слово так, чтобы гласный стал ударным.
У: Поставьте себе баллы за работу в парах по критериям оценивания, указанным на доске.
- Разноуровневые задания.
У: Возьмите каждый себе карточку, которую он сможет решить. Зеленая- легкая. Синяя – средней сложности. Красная - сложная. Подпишите свою фамилию.
1 уровень. Зеленая карточка.
Списать, вставить пропущенные буквы.
Ле(г,к)кий моро(з,с). Мя(г,к)кий сне(г,к) замел тро(б,п)ки и доро(ж,ш)Ки. Дере(в,ф)ца нарядились в белые шу(б,п)ки.
2 уровень. Синяя карточка.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Докажите, почему вставили именно эту букву.
Хор…шо в л...су в полдень. З..лёные ёлочки выг...бают к...лючие ветки. Кр...суется белая б...рё...ка с душ..стыми в... точками. Др...ж..т серая осина.
3 уровень. Красная карточка.
Спишите, исправив ошибки.
Потинулохоладом. Последниеклочя тумана мокрой марлей палзли по склону. Открылись яркие сияющие горы.
У: Передайте свои карточки через на первую парту.
VII. Рефлексия деятельности.
У: Что мы сегодня изучали на уроке?
О: Правописание парной согласной в корне слова, правописание гласной в корне слова.
У: Как проверить безударную гласную в корне слова?
О: Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.
У: Что необходимо сделать, чтобы изменить форму слова?
О: Для того, чтобы изменить форму слова, надо изменить окончание.
У: Правильно. Какие слова называются однокоренными?
О: Однокоренные слова – это слова, которые близкие по значению и имеют одинаковый корень.
У: Как проверить правописание парной согласной в корне слова?
О: Чтобы проверить парный согласный, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный. (поставить во множественное число).
У: Подсчитаем баллы. Сложите свои отметки на полях. Если у вас 15 – 14 баллов – это отметка « 5». 13 – 11 баллов – отметка « 4», 10 – 8 баллов – отметка «3». Поставьте соответствующие отметки в своих тетрадях.
Общее количество баллов | Отметка |
15 – 14 | «5» |
13 – 11 | «4» |
10 – 8 | «3» |
У: Молодцы. Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:
VIII. Домашнее задание.
У: Открываем дневник, записываем домашнее задание. Уч. Стр 106, упр 3.
IX .Итог урока.
У: Урок окончен. Всем спасибо. Уберите свои рабочие места, приготовьтесь к следующему уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий "Мамы разные нужны, мамы всякие важны".
Сценарий "Мамы разные нужны, мамы всякие важны"....
Так ли важно рисование в жизни ребёнка?
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 «Ромашка» ...
Урок-путешествие по математике интегрированный с окружающим миром на тему: «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»
Урок-путешествие по математике интегрированный с окружающим миром на тему: «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» Цель:Развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространённым профессиям ...
Родительское собрание с элементами деловой игры по программе "Полезные привычки" по теме: "Как повысить самооценку у ребенка и почему это важно?"
Эта разработка родительского собрания по программе "Полезные привычки" 3 класса. Используемые методы - "мозговой штурм", упражнение-энергизатор и ролевая игра....
Классный час "Все профессии нужны, все профессии важны!"
Цель: знакомить учащихся с различными профессиями, расширять знания о них; побуждать учащихся к активной познавательной творческой деятельности; развивать умение работать в группах; воспитывать ...
Классный час «Учитель – профессия нужная, важная, самая главная на земле»
Сформировать у учащихся представление о профессии учителя. Повысить престиж профессии учителя....
Выступление по теме: «Формирование жизненно – важных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья» на внутришкольном методическом семинаре «Современные проблемы формирования жизненно важных компетенций обучающихся с ОВЗ»
Ключевым моментом модернизации современной системы социального сопровождения и образования является положение о создании условий для развития и самореализации челове...