Выступление по теме: «Формирование жизненно – важных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья» на внутришкольном методическом семинаре «Современные проблемы формирования жизненно важных компетенций обучающихся с ОВЗ»
материал
Ключевым моментом модернизации современной системы социального сопровождения и образования является положение о создании условий для развития и самореализации человека.
Использование компетентностного подхода при обучении детей с умственной отсталостью означает постепенный переход от репродукции знаний и навыков к конструированию содержания образования, применению различных мониторингов и использованию систем контроля качества образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Выступление
по теме: «Формирование жизненно – важных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья»
на внутришкольном методическом семинаре
«Современные проблемы формирования жизненно важных компетенций обучающихся с ОВЗ»
Подготовил
учитель начальных классов
Ташмурзина А.В.
Апрель, 2018 г.
Ключевым моментом модернизации современной системы социального сопровождения и образования является положение о создании условий для развития и самореализации человека.
Использование компетентностного подхода при обучении детей с умственной отсталостью означает постепенный переход от репродукции знаний и навыков к конструированию содержания образования, применению различных мониторингов и использованию систем контроля качества образования.
При наличии такой сильной практической составляющей содержание образовательного процесса будет строиться на основе освоения учебных компетенций.
Использование в педагогике понятия "компетенции", как синонима
"компетентности" приводит к тому, что понимание проблемы формирования компетенций становится двойственным.
С одной стороны это может означать уточнение, расширение представлений о самих
компетенциях, а с другой - развитие знаний и умений у учащихся.
Компетентность – эта мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.
Учебная компетенция - характеристика требований к обучающему, которые позволят стать ему компетентным в учебной деятельности.
Компетентность включает ряд компонентов, таких как когнитивный, мотивационный, поведенческий и рефлексивно-оценочный.
Европейский вариант ключевых компетенций включает умение:
изучать;
искать;
думать;
сотрудничать;
приниматься за дело;
адаптироваться.
Отечественные педагоги и психологи предлагают формировать у учащихся следующие компетенции:
ценностно-смысловые;
учебно-познавательные
информационные;
коммуникативные;
социально-трудовые.
При комплексном формировании компетенций для умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся особую важность представляет формирование социально-трудовой компетенции. Социально-трудовая компетенция- способность личности взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться на рынке труда. Социально-трудовая компетенция предполагает знания об обществе (его функциях, ценностях, развитии), социальных институтах (их функциях, взаимодействии с человеком и друг с другом), рынке труда (его потребностях в настоящий момент, перспективах развития, требованиях к профессионалу в той или иной отрасли).
Способы деятельности можно выделить следующие:
· умение выполнять социальные функции, являющиеся принадлежностью определенной социальной роли:
· умение решать проблемы на рынке труда.
Согласно социологическому словарю: "Человек является социально- компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации".
Поэтому для учащихся с ОВЗ особенно актуальным является формирование социально-значимых компетенций.
Ведь заболевания у детей влекут за собой существенные ограничения жизнедеятельности, они способствуют социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, в овладении в будущем профессиональными навыками.
В связи с этим выделяют две стратегии в формировании социально- значимых компетенций школьников с нарушением интеллектуального развития в образовательной среде:
- развивающую, предполагающую создание условий, стимулирующих развитие ее базовых составляющих,
- формирующую, предполагающую помощь умственно отсталым школьникам в обретении социальной умелости.
Развивающая стратегия реализуется через обогащение развивающего потенциала взаимодействия участников образовательной среды, а формирующая – через реализацию специальных развивающих программ.
Социально-значимые или жизненно-важные компетенции у школьников с ограниченными возможностями здоровья формируются при соблюдении следующих условий:
знания об обществе и самом себе в обществе соединяются с навыками социального взаимодействия, конструктивными способами поведения в трудных ситуациях;
отношение к обществу, выраженное в мотивации, ценностях и качествах личности, соединяются с социальной ответственностью.
В соответствии с Образовательным Стандартом педагогический коллектив нашей школы занимается формированием жизненно-важных компетенций, которые помогут умственно отсталому ребёнку более успешно интегрироваться в окружающую среду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/08/picture-621197-1428516601.jpg)
Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья
Школа сегодня старается идти в ногу со временем. По словам Д. Медведева, «новая школа - это школа для всех. В любой школе, должна обеспечивается успешная социализаци...
Обобщение опыта "Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие общее недоразвитие речи. Виды коррекционной работы".
Практика моей логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, имею...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/25/picture-125293-1419503972.jpg)
Формирование чтения и письма у детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими задержку психологического развития.
Формирование графических навыков и подготовка к письму — сложный психофизиологический процесс, который связан с работой различных участков коры головного мозга, органами слуха, зрения, артикуляц...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/30/picture-510926-1414683011.jpg)
Рекомендации для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у учащихся 1классов
Рекомендации для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у учащихся 1классов...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/26/picture-1390421-1645874223.jpg)
Формирование коммуникативно - речевых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность
Формирование коммуникативно - речевых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/08/picture-1172481-1570552693.jpg)
Комплексное формирование жизненно важных компетенций обучающихся с ОВЗ
учитывая содержание действующих документов, отражающих государственную политику в сфере образования, пути модернизации системы специальной помощи ребенку с нарушениями в развитии, мы можем заключить, ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/22/picture-449518-1569103291.jpg)
Сборник материалов научно-практической межрегиональной конференции с методическим приложением "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ"
Формирование основ финансовой грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью...