Так ли важно рисование в жизни ребёнка?
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

 

     Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

         детский сад комбинированного вида №32 «Ромашка»

 

 

                                                                                       Утверждено

                                                                                       на педсовете

                                                                                 от________№_____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Методические рекомендации

                  для воспитателей

 

«Так ли важно рисование в жизни ребёнка?»

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Составитель:

                                                                                     Хрисанфова Д.В.

                                                                                        воспитатель

 

 

 

                                                       2010 год

 

Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда-то искусство было тесно связано со всеми сторонами жизни человека – будь то война или охота, праздник или бедствие.

Это слияние искусства со многими, в том числе глубинными, сторонами жизнедеятельности человека ранних общественных формаций принято объяснять примитивным складом мышления людей древности. Однако, на наш взгляд, скорее всего, были (и существует до сих пор) какие-то объективные биологические факторы, благодаря которым искусство сумело занять столь важное место в общественном и индивидуальном развитии человека.

Удивительное  явление искусства – рисование в детстве. Каждый ребёнок в определённый период жизни с упоением рисует грандиозные, многофигурные, со сложным переплетением сюжетов композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит быстро и навсегда. Верным рисованию остаются только художественно одарённые дети. Но с 2-3 лет и до подросткового возраста дети всех стран и континентов в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей», «головоногов». Всем детским рисункам определённого возраста свойственны «добавочные носы детской логике». Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой, что говорит о биологической, внесоциальной природе детского рисования.

Итак, зачем и почему дети рисуют? Почему все какое-то время столь самозабвенно увлекаются рисованием и отчего интерес к нему так внезапно угасает примерно в одном и том же возрасте? Почему существует совершенно явный период детского рисования с очередным началом и концом, а внутри него происходит смена определённых этапов развития рисунка? Скорее всего, рисование имеет особый биологический смысл. Ведь детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. Тогда  рисование - один из путей  выполнения программы совершенствования организма.

Рисование -  большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребёнок всегда точно указывает, что и где изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках… Рисунки  эти строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребёнка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. До такой степени, что, даже учась рисовать в кружках, дома для себя делают изображения, соответствующие их возрастному развитию. И считают их правильными. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость  собственной изобразительной деятельности проявляются рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали. Да, некоторые преимущества оригинала признаются, но свои рисунки…

Итак, детское рисование  помогает координировать зрение и движение, овладеть формами, развивать чувственно-двигательную координацию. Кроме того, определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами изодеятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Известный педагог И.  Дистервег считал: «Тот, кто рисует ,получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих учёных, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребёнка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщённое знание о нём, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нём. Вот почему, по мнению учёных, рисовать ребёнку так же необходимо, как разговаривать. Ведь неслучайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью».

Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими  функциями – зрением, двигательной координацией, речью, мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребёнку упорядочить бурно усваиваемые  знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося представления о мире.  Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.

Тогда почему ребёнок перестаёт интересоваться рисованием? По-видимому, потому, что к подростковому возрасту рисование в основном исчерпывает свои биологические функции, его адаптивная роль снижается. Психика переходит к более высокому уровню абстракции. На первые позиции выдвигается слово. С гораздо большей легкостью, чем рисование, слово позволяет передавать сложность событий и отношений. Рисование как бы отбрасывается за ненадобностью. Всерьёз побудить взрослого человека-нехудожника к рисованию не возможно.

Но это случается ближе к подростковому возрасту. А в дошкольный период детства? Причин много. Одна из них: рисование карандашами или красками требует от ребёнка высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знания как приёмов работы с различными красками. Однако, несмотря на усилия, рисунок получается непривлекательным. Да, можно попытаться поработать с ребёнком в русле традиционной техники рисования. Однако есть риск, что он будет просто копировать данный взрослым образец. Это с одной стороны, а с другой – недостаток владения техникой может привести  к потере уверенности в своих силах.

Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяет преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер. Современные исследования доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активные нуждаются в обширном пространстве для разворачивания деятельности. Суть в том, что внимание рассеяно и крайне неустойчиво. В процессе «игры в художника» зона активности сужается. Уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения постепенно становятся более тонкими и точными; круг внимания сужается и сосредотачивается на малой зоне. Наблюдения показывают: характер сюжета рисунка, у таких детей постепенно становится менее агрессивным по содержанию и более сочным, ярким и чистым по цвету. Это с одной стороны, а с другой – изображение способствует развитию и познавательной деятельности, и творческой активности. В то же время корректируются психические процессы и личностная сфера в целом. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребёнок тем самым преодолевает страх. Дальнейшее творчество будет  доставлять ему только удовольствие, даже от работы с кистью и красками. Вот тогда и можно беспрепятственно еще раз перейти к обучению традиционной технике рисования. Что касается беспредметного рисования, подойдут разные техники: оттиск, тычковое рисование, монотипия, кляксография, набрызг, рисование мыльными пузырями, мальчиками, ладонью, нитями.

Каковы же возможности работы с детьми в технике, основанной на применении различных печаток? Этот вид рисования не требует никаких специальных навыков: понадобятся лишь оттиски готовых форм, смазанных краской. Печатку можно просто обмакивать в краску или прижимать к окрашенной «штемпельной подушке» - плоскому кусочку поролона – или смазывать краской либо красками, специально подбирая их сочетание. Печатку можно сделать их ватной палочки, пробки или кусочка сырой картофелины, спичечного коробка, ластика, кусочка поролона, смятой бумаги, древесного листа. Подойдёт и жёсткая сухая клеевая кисть, которую обмакивают в густую гуашь и рисуют методом «полусухого тычка».

Техника печаток (разделение мазка) основана на законе смешения, слияния цветов разноцветных точек – очень мелких или чуть крупнее, отдельных мазков или отпечатков, например ладони, - точек, которые следует рассматривать с некоторого расстояния. Если же изображение большое по размерам – то отойдя на несколько шагов. Точки (оттиски) наносят на предварительно намеченный рисунок. Для решения задачи все контуры на рисунке должны быть выполнены в натуральную величину на обороте каждой фотографии рисунка.

Если занятия проводятся с младшими дошкольниками, педагог переносит рисунок на кальку, а потом переводит его на лист плотной бумаги. С помощью рекомендованной печатки дети заполнят контуры рисунка оттисками густой гуашью, обмакивая в неё печатку. Кроме «печатания» можно рекомендовать «растяжку», т.е. скольжение печаткой по листу. Так получаются красивые перистые облака, морские волны, дождевые струи. Когда рисунок подсохнет, чтобы придать  ему законченность, дети дорисовывают на изображенном предмете кистью либо фломастером глаза, или веточки, или какие-нибудь мелкие детали для придания образу выразительности.

Но есть и другой приём: педагог переносит рисунок на тонкий картон, вырезает его изнутри по контуру и накладывает на лист бумаги для рисования. Дети обводят рисунок изнутри карандашом, а затем заполняют его оттисками; в этом случае не столь важно следить за краями контура. Шаблон снимается, и на листе остаётся только контур, заполненный оттисками. Здесь важно  только не двигать шаблон во время работы.

Старшие дошкольники  проделывают весь этот процесссамостоятельно: обводят контур рисунка в альбом на кальку и вырезают контур рисунка. Как это делается? Калька эскиза кладётся на белую или цветную бумагу, накалывается шилом по линиям для копирования. В этом случае на листе бумаги остается контур в виде мелких дырочек - следов прокола. В дальнейшем, используя эту технику и приобрести опыт, дети уже самостоятельно придумывают сюжет, вплоть до весьма сложных натюрмортов или пейзажей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Нетрадиционные техники рисования

 

Рисование пальчиками

 

Возраст: от 2 лет

Средства выразительности:пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы:мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения:ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается

 

Рисование ладошкой

 

Возраст: от 2 лет

Средства выразительности:пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы:широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения:ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

Тычок жесткой полусухой кистью

 

Возраст: от 2 лет

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата; вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: опустить кисть в гуашь и ударять ею по бумаге, держа вертикально (кисть в воду не опускается). Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

 

Оттиск пробкой

 

Возраст: от 3 лет

Средства выразительности:пятно, фактура, цвет.

Материалы:мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и пробка.

 

 

Оттиск печатками из картофеля

 

Возраст: от 3 лет

Средства выразительности:пятно, фактура, цвет.

Материалы:мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения:ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

 

Оттиск поролоном

 

Возраст: от 4 лет

Средства выразительности:пятно, фактура, цвет.

Материалы:мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения:ребёнок  прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

 

Оттиск пенопластом

 

Возраст: от 4 лет

Средства выразительности:пятно, фактура, цвет.

Материалы:мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения:ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

 

Оттиск печатками из ластика

 

Возраст: от 4 лет

Средства выразительности:пятно, фактура, цвет.

Материалы:мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика.

Способ получения изображения:ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

 

 

 

 

Оттиск смятой бумагой

 

Возраст: от 4 лет

Средства выразительности:пятно, фактура, цвет.

Материалы:блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

 

Восковые мелки + акварель

 

Возраст: от 4 лет

Средства выразительности:пятно, фактура, цвет, линия.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся незакрашенным.

 

Свеча + акварель

 

Возраст: от 4 лет

Средства выразительности:пятно, фактура, цвет.

Материалы:свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения:ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.

 

Отпечатки листьев

 

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: цвет, фактура.

Материал:бумага, гуашь, кисть, листья разных деревьев.

Способ получения изображения:ребёнок покрывает листок красками разных цветов, затем прикладывает к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берётся новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

 

Пуантилизм

 

Возраст: от 5 лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материал: бумага, гуашь, кисть.

Способ получения изображения: Делается предварительный рисунок (можно положить эскиз на цветную бумагу, проколоть его по линиям для копирования). Точки наносятся, начиная с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками обязательно оставляются просветы для нанесения следующего цвета напоминаем: цветная бумага не заполняется сразу). Желательно прежде чем накладывать следующий цвет дать предыдущему слою просохнуть. Не забывать про передачу светотени. Самые темные и самые светлые точки наносятся в последнюю очередь. Для рисунка в такой дробной технике очень важно. Чтобы были «финальные точки», т.е. цельные детали, которые будут держать всю композицию.

 

Печать по трафарету

 

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности:пятно, фактура, цвет.

Материалы:мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают квадраты угла ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

 

Монотипия предметная

 

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности:пятно, симметрия, цвет.

Материалы:плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения:ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

 

Чёрно-белый граттаж(грунтованный лист)

 

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности:линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

 

 

 

Кляксография обычная

 

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: пятно.

Материалы:бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения:ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

 

Кляксография с трубочкой

 

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности:пятно.

Материалы:бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)

Способ получения изображения:ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

 

Кляксография с ниточкой

 

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: пятно.

Материалы:бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины.

Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

 

Набрызг

 

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности:точка, фактура.

Материалы:бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см)

Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

 

 

Акварельные мелки

 

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности:пятно, цвет, линия.

Материалы:плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения:ребёнок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приёмы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается

 

Тычкование

 

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: фактура, объём.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером 2×2 см, журнальная и газетная бумага, карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения:ребёнок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребёнок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свёрнутый квадратик остаётся на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свёрнутыми квадратиками не заполнится желаемый объект пространства листа.

 

Цветной граттаж

 

Возраст: от 6 лет

Средства выразительности:линия, штрих, цвет.

Материалы:цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения:ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашиваются гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

 

Монотипия пейзажная

 

Возраст: от 6 лет

Средства выразительности:пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы:бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения:ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методические рекомендации29.4 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

         детский сад комбинированного вида №32 «Ромашка»

                                                                                       Утверждено

                                                                                       на педсовете

                                                                                 от________№_____

       Методические рекомендации

                  для воспитателей

«Так ли важно рисование в жизни ребёнка?»

                                                        Составитель:

                                                                                     Хрисанфова Д.В.

                                                                                        воспитатель

                                                       2010 год

Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда-то искусство было тесно связано со всеми сторонами жизни человека – будь то война или охота, праздник или бедствие.

Это слияние искусства со многими, в том числе глубинными, сторонами жизнедеятельности человека ранних общественных формаций принято объяснять примитивным складом мышления людей древности. Однако, на наш взгляд, скорее всего, были (и существует до сих пор) какие-то объективные биологические факторы, благодаря которым искусство сумело занять столь важное место в общественном и индивидуальном развитии человека.

Удивительное  явление искусства – рисование в детстве. Каждый ребёнок в определённый период жизни с упоением рисует грандиозные, многофигурные, со сложным переплетением сюжетов композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит быстро и навсегда. Верным рисованию остаются только художественно одарённые дети. Но с 2-3 лет и до подросткового возраста дети всех стран и континентов в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей», «головоногов». Всем детским рисункам определённого возраста свойственны «добавочные носы детской логике». Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой, что говорит о биологической, внесоциальной природе детского рисования.

Итак, зачем и почему дети рисуют? Почему все какое-то время столь самозабвенно увлекаются рисованием и отчего интерес к нему так внезапно угасает примерно в одном и том же возрасте? Почему существует совершенно явный период детского рисования с очередным началом и концом, а внутри него происходит смена определённых этапов развития рисунка? Скорее всего, рисование имеет особый биологический смысл. Ведь детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. Тогда  рисование - один из путей  выполнения программы совершенствования организма.

Рисование -  большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребёнок всегда точно указывает, что и где изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках… Рисунки  эти строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребёнка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. До такой степени, что, даже учась рисовать в кружках, дома для себя делают изображения, соответствующие их возрастному развитию. И считают их правильными. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость  собственной изобразительной деятельности проявляются рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали. Да, некоторые преимущества оригинала признаются, но свои рисунки…

Итак, детское рисование  помогает координировать зрение и движение, овладеть формами, развивать чувственно-двигательную координацию. Кроме того, определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами изодеятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Известный педагог И.  Дистервег считал: «Тот, кто рисует ,получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих учёных, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребёнка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщённое знание о нём, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нём. Вот почему, по мнению учёных, рисовать ребёнку так же необходимо, как разговаривать. Ведь неслучайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью».

Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими  функциями – зрением, двигательной координацией, речью, мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребёнку упорядочить бурно усваиваемые  знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося представления о мире.  Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.

Тогда почему ребёнок перестаёт интересоваться рисованием? По-видимому, потому, что к подростковому возрасту рисование в основном исчерпывает свои биологические функции, его адаптивная роль снижается. Психика переходит к более высокому уровню абстракции. На первые позиции выдвигается слово. С гораздо большей легкостью, чем рисование, слово позволяет передавать сложность событий и отношений. Рисование как бы отбрасывается за ненадобностью. Всерьёз побудить взрослого человека-нехудожника к рисованию не возможно.

Но это случается ближе к подростковому возрасту. А в дошкольный период детства? Причин много. Одна из них: рисование карандашами или красками требует от ребёнка высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знания как приёмов работы с различными красками. Однако, несмотря на усилия, рисунок получается непривлекательным. Да, можно попытаться поработать с ребёнком в русле традиционной техники рисования. Однако есть риск, что он будет просто копировать данный взрослым образец. Это с одной стороны, а с другой – недостаток владения техникой может привести  к потере уверенности в своих силах.

Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяет преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер. Современные исследования доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активные нуждаются в обширном пространстве для разворачивания деятельности. Суть в том, что внимание рассеяно и крайне неустойчиво. В процессе «игры в художника» зона активности сужается. Уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения постепенно становятся более тонкими и точными; круг внимания сужается и сосредотачивается на малой зоне. Наблюдения показывают: характер сюжета рисунка, у таких детей постепенно становится менее агрессивным по содержанию и более сочным, ярким и чистым по цвету. Это с одной стороны, а с другой – изображение способствует развитию и познавательной деятельности, и творческой активности. В то же время корректируются психические процессы и личностная сфера в целом. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребёнок тем самым преодолевает страх. Дальнейшее творчество будет  доставлять ему только удовольствие, даже от работы с кистью и красками. Вот тогда и можно беспрепятственно еще раз перейти к обучению традиционной технике рисования. Что касается беспредметного рисования, подойдут разные техники: оттиск, тычковое рисование, монотипия, кляксография, набрызг, рисование мыльными пузырями, мальчиками, ладонью, нитями.

Каковы же возможности работы с детьми в технике, основанной на применении различных печаток? Этот вид рисования не требует никаких специальных навыков: понадобятся лишь оттиски готовых форм, смазанных краской. Печатку можно просто обмакивать в краску или прижимать к окрашенной «штемпельной подушке» - плоскому кусочку поролона – или смазывать краской либо красками, специально подбирая их сочетание. Печатку можно сделать их ватной палочки, пробки или кусочка сырой картофелины, спичечного коробка, ластика, кусочка поролона, смятой бумаги, древесного листа. Подойдёт и жёсткая сухая клеевая кисть, которую обмакивают в густую гуашь и рисуют методом «полусухого тычка».

Техника печаток (разделение мазка) основана на законе смешения, слияния цветов разноцветных точек – очень мелких или чуть крупнее, отдельных мазков или отпечатков, например ладони, - точек, которые следует рассматривать с некоторого расстояния. Если же изображение большое по размерам – то отойдя на несколько шагов. Точки (оттиски) наносят на предварительно намеченный рисунок. Для решения задачи все контуры на рисунке должны быть выполнены в натуральную величину на обороте каждой фотографии рисунка.

Если занятия проводятся с младшими дошкольниками, педагог переносит рисунок на кальку, а потом переводит его на лист плотной бумаги. С помощью рекомендованной печатки дети заполнят контуры рисунка оттисками густой гуашью, обмакивая в неё печатку. Кроме «печатания» можно рекомендовать «растяжку», т.е. скольжение печаткой по листу. Так получаются красивые перистые облака, морские волны, дождевые струи. Когда рисунок подсохнет, чтобы придать  ему законченность, дети дорисовывают на изображенном предмете кистью либо фломастером глаза, или веточки, или какие-нибудь мелкие детали для придания образу выразительности.

Но есть и другой приём: педагог переносит рисунок на тонкий картон, вырезает его изнутри по контуру и накладывает на лист бумаги для рисования. Дети обводят рисунок изнутри карандашом, а затем заполняют его оттисками; в этом случае не столь важно следить за краями контура. Шаблон снимается, и на листе остаётся только контур, заполненный оттисками. Здесь важно  только не двигать шаблон во время работы.

Старшие дошкольники  проделывают весь этот процесс самостоятельно: обводят контур рисунка в альбом на кальку и вырезают контур рисунка. Как это делается? Калька эскиза кладётся на белую или цветную бумагу, накалывается шилом по линиям для копирования. В этом случае на листе бумаги остается контур в виде мелких дырочек - следов прокола. В дальнейшем, используя эту технику и приобрести опыт, дети уже самостоятельно придумывают сюжет, вплоть до весьма сложных натюрмортов или пейзажей.

         Нетрадиционные техники рисования

Рисование пальчиками

Возраст: от 2 лет

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается

Рисование ладошкой

Возраст: от 2 лет

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Тычок жесткой полусухой кистью

Возраст: от 2 лет

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата; вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: опустить кисть в гуашь и ударять ею по бумаге, держа вертикально (кисть в воду не опускается). Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Оттиск пробкой

Возраст: от 3 лет

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и пробка.

Оттиск печатками из картофеля 

Возраст: от 3 лет

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

Оттиск поролоном 

Возраст: от 4 лет

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребёнок  прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

Оттиск пенопластом

Возраст: от 4 лет

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

Оттиск печатками из ластика

Возраст: от 4 лет

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

Оттиск смятой бумагой

Возраст: от 4 лет

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Возраст: от 4 лет

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся незакрашенным.

Свеча + акварель

Возраст: от 4 лет

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.

Отпечатки листьев

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: цвет, фактура.

Материал: бумага, гуашь, кисть, листья разных деревьев.

Способ получения изображения: ребёнок покрывает листок красками разных цветов, затем прикладывает к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берётся новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Пуантилизм

Возраст: от 5 лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материал: бумага, гуашь, кисть.

Способ получения изображения: Делается предварительный рисунок (можно положить эскиз на цветную бумагу, проколоть его по линиям для копирования). Точки наносятся, начиная с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками обязательно оставляются просветы для нанесения следующего цвета напоминаем: цветная бумага не заполняется сразу). Желательно прежде чем накладывать следующий цвет дать предыдущему слою просохнуть. Не забывать про передачу светотени. Самые темные и самые светлые точки наносятся в последнюю очередь. Для рисунка в такой дробной технике очень важно. Чтобы были «финальные точки», т.е. цельные детали, которые будут держать всю композицию.

Печать по трафарету

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают квадраты угла ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Монотипия предметная

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Чёрно-белый граттаж (грунтованный лист)

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография обычная

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины.

Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см)

Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Акварельные мелки

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребёнок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приёмы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается

Тычкование

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: фактура, объём.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером 2×2 см, журнальная и газетная бумага, карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребёнок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребёнок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свёрнутый квадратик остаётся на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свёрнутыми квадратиками не заполнится желаемый объект пространства листа.

Цветной граттаж

Возраст: от 6 лет

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашиваются гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

Возраст: от 6 лет

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока "Животные в жизни людей. Рисование по представлению" 4 класс.

Урок изучения нового материала.  Знакомство с понятием "анимал", с анималистическим жанром, художниками - анималистами. отработка навыков рисования домашних животных с помощью геометрических фигу...

Презентация с конкурса "Сердце, отданное детям" 2010 "Детство - важнейший период человеческой жизни..."

В суете повседневной жизни, где время движется с бешеной скоростью, вечерами после рабочего дня мне нравится сидеть в кресле и размышлять о прошедшем дне, о своей жизни, чего я в ней добилась, чего бы...

Семья – одна из важнейших ценностей в жизни каждого человека.

Жизнь каждого человека начинается с семьи. Имено здесь мы познаем радость, добро, любовь, уважение. Семья помогает познакомиться с окружающим миром, расширяя наш кругозор. Семья защищает каждого от не...

Тема: «Нетрадиционные техники рисования в жизни дошкольников» (мастер-класс для педагогов)

Актуальность темы:«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. »«Истоки...

Статья для родителей "Новый важный этап в жизни ребёнка - школа!"

Статья для родителей "Новый важный этап в жизни ребёнка - школа!"...

Родительское собрание «Начало школьного обучения важный этап в жизни ребёнка»

Родительское собрание №1 в 1 классе«Начало школьного обучения важный этап в жизни ребёнка»...

РЕФЕРАТ Воспитание детей – самая важная область нашей жизни

Антон Семенович Макаренко был одним из первых, кто заговорил о роли домашнего воспитания детей и о том, что родители – пример, который может вызывать как уважение, так и критику. Он считал, что ...


 

Комментарии

Метадическая разработка для педагогов дошкольного образования