кружок «Школа докторов природы»
рабочая программа по зож (4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности « Школа докторов природы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок о здоровом образе жизни | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
кружок «Школа докторов природы»
для 1 класса
на 2019-2020уч. год
2019г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности « Школа докторов природы» для учащихся 4 класса на 2018-2019 учебный год составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (Приказ МО и Н РФ № 373 от 06 октября 2009 года), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на основе авторской программы или примерной, с использованием методического пособия: « 135 уроков здоровья или Школа докторов природы» Авторы: Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко: 1-4 классы. – М.: ВАКО., 2014
Программа рассчитана на 135часов за 4 года обучения,4 класс -34 часа в год ( 1 час в неделю)
Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. На расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Цели: обучение детей бережному отношению к своему собственному здоровью, приёмам его сохранения; формирование необходимых знаний, умений и навыков , способствующих поддержанию здорового и безопасного образа жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния своего собственного здоровья.
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
− формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
− обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
− научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
− добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Актуальность: Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
1 Нормативная база
-Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
-Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р)
-План мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
-Приказ Минспорта России от 12.09.2013 № 730 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам"
-Приказ Минспорта России от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»
-Приказы Минкультуры РФ от 12.03.2012 г. № 156-166 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств»
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
-Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
-Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
-Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
-Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (рассматривается только как методические рекомендации)
2.Ожидаемые результаты освоения
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
—находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности ; — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: — планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; — представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— применять знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
В результате усвоения программы учащиеся получат возможность научиться:
− выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
− осуществлять активную оздоровительную деятельность;
− формировать своё здоровье.
Учащиеся узнают:
− факторы, влияющие на здоровье человека;
− причины некоторых заболеваний;
− причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
− виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
− о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
− основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
3.Содержание курса
Тема раздела, блока | Формы организации | Всего часов | Количество часов | ||
Теория | практика | ||||
1 | Советы доктора Воды. | Беседа | 1 | 1 | - |
2 | Друзья Вода и мыло. | Практические занятия Творческая работа. Игра «Наоборот» | 1 | - | 1 |
3 | Глаза – главные помощники человека. | Беседа. Игр «Полезно-вредно». Правила бережного отношения к зрению. | 1 | 1 | - |
4 | Подвижные игры | Практические занятия Игры «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики». | 1 | - | 1 |
5 | Чтобы уши слышали. | Практические занятия Проведение опытов. | 1 | - | 1 |
6 | Почему болят зубы. | Практические занятия Творческое рисование. | 1 | - | 1 |
7 | Чтобы зубы были здоровыми. | Беседа. Разучивание стихотворения. Тест. | 1 | - | 1 |
8 | Как сохранить улыбку красивой? | Психологический тренинг « Сохрани солнце в себе». Практические занятия. Творческая работа. | 1 | - | 1 |
9 | Рабочие инструменты человека. | Практические занятия Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. | 1 | - | 1 |
10 | Подвижные игры.. | Практические занятия. Разучивание игр « Медвежья охота», « Совушка», « Не пропусти мяч». | 1 | - | 1 |
11 | Зачем человеку кожа? | Игра « Угадай ка». Рассказ учителя. | 1 | - | 1 |
12. | Надёжная защита организма. | Беседа об органах чувств.Рассказ учителя.Тест. | 1 | - | 1 |
13 | Если кожа повреждена. | Игра « Можно-нельзя». Практическая работа в парах « Как оказать первую помощь». | 1 | - | 1 |
14 | Подвижные игры. | Разучивание игр « Круговые салки». Эстафеты со скакалками « Весёлая эстафета», « Поезд». | 1 | - | 1 |
15 | Питание – необходимое условие для жизни человека. | Повторение правил здоровья. Упражнение для осанки « Гора». Игра « Продолжи сказку». | 1 | - | 1 |
16 | Здоровая пища для всей семьи. | Золотые правила питания. Игра « Что разрушает здоровье, а что укрепляет». | 1 | - | 1 |
17 | Сон – лучшее лекарство. | Игра « Можно- нельзя», Повторение правил здоровья. Игра по гигиене сна « Плохо-хорошо». | 1 | - | 1 |
18 | Как настроение? | Встреча с доктором Любовь. Упражнение « Азбука волшебных слов». Тест. | 1 | - | 1 |
19 | Я пришёл из школы. | Беседа. Анализ и разыгрывание ситуаций. | 1 | - | 1 |
20 | Подвижные игры по выбору детей. | 1 | - | 1 | |
21-22 | Я – ученик. | Игра « знаешь ли ты правила». Творческая работа.Чтение и работа по содержанию рассказов М. Кунина. | 1 | - | 2 |
23-24 | Вредные привычки. | Беседа « Это красивый человек». Игра « Да-нет» Практическая работа в парах. | 2 | 1 | 1 |
25 | Подвижные игры. | Разучивание игр « Золотое зёрнышко», « Не зевай», «Западня». | 1 | - | 1 |
26 | Скелет – наша опора. | Рассказ учителя. Практическая работа. Правила первой помощи. | 1 | - | 1 |
27 | Осанка – стройная спина. | Практические упражнения. | 1 | - | 1 |
28 | Если хочешь быть здоров. | Сказка о микробах. Правила закаливания. Практическая работа. Творческая работа. | 1 | - | 1 |
29 | Правила безопасности на воде. | Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. | 1 | - | 1 |
30-31 | Подвижные игры. Весёлые старты. | 2 | - | 2 | |
32-33 | Обобщающие занятия. | Игры. Повторение правил здоровья. | 2 | 1 | 1 |
Итого: 33 часа | 14 | 19 |
Формы организации: рассказ педагога и рассказы детей; чтение стихов, сказок, рассказов; организация игр; беседы; дискуссии; прослушивание песен и стихов; конкурсы, викторины.
4.Календарно-тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема | Форма проведения |
1 | 02.09.2019 | Советы доктора Воды. | Тематическая беседа с элементами практики |
2 | 09.09.2019. | Друзья Вода и мыло. | Тематическая беседа с элементами игры . |
3 | 16.09.2019. | . Глаза – главные помощники человека.
| Тематическая беседа с элементами игры |
4 | 23.09.2019. | Подвижные игры | Дидактическая игра |
5 | 30.09.2019. | Чтобы уши слышали. | Тематическая беседа с элементами игры |
6 | 07.10.2019. | Почему болят зубы. | Решение ситуационных задач |
7 | 14.10.2019. | Чтобы зубы были здоровыми. | Тематическая беседа с элементами анализа ситуации. Рассказы, стихотворения |
8 | 21.10.2019. | Как сохранить улыбку красивой? | Тематическая беседа с элементами практикума. Рассказы, стихотворения |
9 | 28.10.2019. | Рабочие инструменты человека. | Тематическая беседа с анализом ситуаций. Ситуации. |
10 | 04.11.2019. | Подвижные игры.. | Тематическая беседа с анализом ситуаций Рассказы. Рисунки детей. |
11 | 11.11.2019. | Зачем человеку кожа? | Тематическая беседа с анализом ситуаций Толковый словарь С.Ожегова |
12 | 18.11.2018. | Надёжная защита организма. | Тематическая беседа с анализом ситуаций |
13 | 25.11.2019. | Если кожа повреждена. | Тематическая беседа с элементами игры. Рассказы, пословицы |
14 | 02.12.2019. | Подвижные игры. | Тематическая беседа с элементами игры. Рассказы, пословицы |
15 | 09.12.2019. | Питание – необходимое условие для жизни человека. | Тематическая беседа с элементами игры. «Дерево решений» |
16 | 16.12.2019. |
Здоровая пища для всей семьи | Тематическая беседа с элементами игры. |
17 | 23.12.2019. | Сон – лучшее лекарство. | Тематическая беседа с элементами игры
|
18 | 30.12.2019. | Как настроение? | Тематическая беседа с анализом ситуаций. |
19 | 06.01.2020. | Я пришёл из школы.
| Тематическая беседа с элементами игры . |
20 | 13.01.2020. | Подвижные игры по выбору детей. | Тематическая беседа с анализом ситуации |
21 | 20.01.2020. | Я – ученик. | Комплексное применение знаний и умений. Урок-практикум |
22 | 27.01.2020. | Я – ученик. | Тематическая беседа с анализом ситуации. |
23 | 03.02.2020. | Вредные привычки | Тематическая беседа с анализом ситуации |
24 | 10.02.2020. | Вредные привычки | Комплексное применение знаний и умений |
25 | 17.02.2020. | Подвижные игры. | Спортивный праздник |
26 | 24.02.2020. | Скелет – наша опора. | Комплексное применение знаний и умений. Сюжетно-ролевая игра. Загадки, стихи |
27 | 02.03.2020. | Осанка – стройная спина. | Урок-игра Это интересно! |
28 | 09.03.2020. | Если хочешь быть здоров.
| Комплексное применение знаний и умений Урок-игра |
29 | 16.03.2020. | Правила безопасности на воде. | Игра-путешествие. Это полезно запомнить! Стихи Л.Яхнина «Жил на свете мальчик странный», Э.Успенского «Очень страшная история», |
30 | 23.03.2020. | Подвижные игры. Весёлые старты. | Игра-путешествие |
31 | 30.03.2020. | Подвижные игры. Весёлые старты. | Урок-игра Путешествие по станциям ( пословицы, высказывания, стихи) |
32 | 06.04.2020. | Обобщающие занятия.
| Урок - КВН |
33 | 13.04.2020. | Обобщающие занятия. | Урок-праздник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
школа докторов природы
Данный факультатив разработан на основе программы факультатива «135 уроков здоровья или школа докторов природы» (1-4 классы начальной школы). Авторы: Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е....
Школа доктора Природы
Внеурочная деятельность.Пояснительная записка.Календарно-тематическое планирование...
Модифицированная образовательная программа для внеурочной деятельности младших школьников «Школа докторов природы» (уроки здоровья)
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Эта программа нацелена на формирование у ребенка ценности ...
Программа по внеурочной деятельности по направлению здоровьесбережения «Уроки докторов Природы»
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространств...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: «Школа докторов природы» в 3 классе
Пояснительная запискаОбучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства- актуальная задача современного образования.Предлагаемый курс занятий «Школа докторов природы»...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа докторов природы"
Данная программа предназначена для внеурочной деятельности в 3 классе...
Программа внеурочной деятельности: Школа Докторов Природы. 2 класс
программа для внеурочной деятельности...