школа докторов природы
рабочая программа (4 класс) по теме
Данный факультатив разработан на основе программы факультатива «135 уроков здоровья или школа докторов природы» (1-4 классы начальной школы). Авторы: Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. 2013г. Факультатив для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
135_urokov.docx | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Основная общеобразовательная школа № 2»
Рассмотрен Утверждаю
на педсовете директор ОУ
протокол № от приказ № от
« » 2013 г. « » 2013г.
Школа докторов природы
факультатив
для 4 класса
Составитель: Дерябина Светлана Алексеевна
учитель начальных классов
Верхотурье, 2013
Программа формирования культуры
здорового и безопасного образа жизни
для младших школьников
Пояснительная записка
Данный факультатив разработан на основе программы факультатива «135 уроков здоровья или школа докторов природы» (1-4 классы начальной школы). Авторы: Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. 2013г.
Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье, у нас не будет будущего. Будущие нашей страны — счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми — сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.
А отчего зависит наше здоровье? Лишь на 8–10 % от медицины, на 20 % от наследственности, на 20 % от внешней среды, а на 50 % определяется образом жизни человека. Всем нам хочется видеть детей здоровыми, жизнерадостными, счастливыми. Как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди всех потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но в современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся. Выпускник начальной школы должен соблюдать определенные правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Программа «Уроки здоровья» (далее программа) представляет собой комплекс знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья младших школьников. Ведь начальное общее образование является одной из ценностных составляющих, которая способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка и достижению планируемых результатов. Благодаря обучению по этой программе у детей появляется желание заботиться о своем здоровье, относиться к нему как к ценности, придерживаться здорового питания, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать рекомендуемый врачами режим дня, снижать влияние негативных факторов и рисков на свое здоровье. Также формируются умение не попадать в ситуации, наносящие вред здоровью; потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья; готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Данная программа предназначена для работы с детьми 10–11 лет и направлена на организацию образовательного процесса по формированию культуры здорового образа жизни младшего школьника. Обучение по программе рассчитано на четыре учебных года, по одному занятию в неделю. Также программа является значимой для эмоционально-творческого развития младших школьников. Базовыми в образовательной концепции стали ценности жизни и здоровья.
Организация занятий по программе исключает критику, негативные оценки, прямое указание на ошибки школьников, и предусматривает подчеркивание положительных действий школьника, его возможностей и способностей. Созданию атмосферы доброжелательности способствуют некоторые игры и упражнения, направленные на выявление, передачу и восприятие положительной информации.
Факультативные занятия рассчитаны на 1 час в неделю, в общей сложности –34 ч в учебный год.
Цели программы:
- создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья;
- формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового и безопасного образа жизни;
- использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния собственного здоровья.
Задачи программы:
- формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
- сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста;
- воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
Работа по данной программе строится на принципах гуманистической педагогики и психологии, выраженных правилом трех П: понимание, принятие, признание. Учет индивидуальных особенностей, уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности, комплексный подход, систематичность и последовательность, интеграция, наглядность – важные принципы реализации программы.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
Рассказ, беседа, иллюстрации, игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребенку, исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.
Результатами практической деятельности по программе формирования здорового и безопасного образа жизни можно считать следующие:
- Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.
- Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников.
- Повышение приоритета здорового образа жизни.
- Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
Ожидаемые результаты
Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий. Обучающиеся должны уметь распознавать и анализировать опасные для здоровья ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; а также здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Изучив программу, учащиеся будут знать:
Биологические основы жизнедеятельности организма человека и составляющие здорового образа жизни.
Способы сохранения и укрепления здоровья.
Факторы, разрушающие здоровье и мероприятия по их устранению.
Основные приемы и методы психической релаксации.
Изучив программу, учащиеся будут уметь:
Давать научно-обоснованные рекомендации по ведению здорового образа жизни.
Правильно распределять время в соответствии с внешними обстоятельствами и состоянием здоровья.
Соблюдать правила личной гигиены.
Применять приемы и методы психической релаксации.
Применять способы восстановления умственной и физической работоспособности человека.
Тематическое планирование
4 класс (34 часа)
№ урока | Тема уроков | Требования к уровню подготовки |
Наше здоровье (4 ч) | ||
1 | Что такое здоровье | Понятие здоровья. Умение выбирать между полезными и вредными привычками. Стремление приобретать полезные привычки. |
2 | Что такое эмоции | Уметь определять свои чувства и чувства других людей. Виды эмоций. |
3 | Чувства и поступки | Формирование познавательных, эстетических и нравственных чувств. Различие между хорошими и плохими поступком. |
4 | Стресс | Понятие «стресс». Как избежать негативных эмоций. |
Как помочь сохранить здоровье (3 ч) | ||
5 | Учимся думать и действовать | Умение избегать опасных ситуаций, если сначала думать, а потом действовать. |
6 | Учимся находить причину и последствия событий | Умение контролировать свои действия, предвидеть неудачи. |
7 | Умей выбирать | Умение сделать правильный выбор, чтобы не навредить окружающим. |
Что зависит от моего решения (2 ч) | ||
8 | Принимаю решения | Если сам принимаешь решение, то сам несешь ответственность за его решение. |
9 | Я отвечаю за свое решение | Представление об ответственности. Умение принимать самостоятельное решение и не бояться ошибиться. |
Злой волшебный – табак (1 ч) | ||
10 | Что мы знаем о курении | Знать о том, какие вредные последствия наступают, если человек курит. |
Почему некоторые привычки называются вредными (5 ч) | ||
11 | Зависимость | Иметь представление о том, в чем заключается опасность зависимости. Любая зависимость опасна. |
12 | Умей сказать «нет» | Плохие последствия от употребления сигарет. Умение в нужный момент сказать НЕТ. |
13 | Как сказать «нет» | Формирование личной позиции по отношению к курению. |
14 | Почему вредной привычке ты скажешь нет | Умение принимать решение и отказываться от вредных привычек. |
15 | Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения | Опасность табачного дыма. Что делать если рядом с тобой курят. |
Помоги себе сам (1 ч) | ||
16 | Волевое поведение | Принять решение очень важно, но не менее важно сделать все, что бы его выполнить. |
Злой волшебник – алкоголь (3 ч) | ||
17 | Алкоголь | Понятие алкоголя. Алкогольная зависимость. Отрицательное влияние алкоголя на личность. |
18 | Алкоголь – ошибка | Алкоголь опасен в любом возрасте. Умение отказаться от алкогольных напитков. |
19 | Алкоголь – сделай выбор | Умение сделать правильный выбор в пользу здорового образа жизни. |
Злой волшебник – наркотик (2 ч) | ||
20 | Наркотик | Представление о влиянии наркотиков на здоровье. Владеть информацией об уголовной ответственности за незаконный оборот, употребление наркотиков и к чему это приводит. Быть убежденным, что жить без наркотиков более предпочтительнее. |
21 | Наркотик – тренинг безопасного поведения | Тренинг. |
Мы – одна семья (2 ч) | ||
22 | Мальчишки и девчонки | Умение помогать друг другу. |
23 | Моя семья | Поддержка и помощь в семье сохраняют здоровье ее членов. |
Повторение. Нестандартные уроки и уроки-праздники (11 ч) | ||
24 | Дружба | Понятие дружбы, что дружба значит для людей. |
25 | День здоровья | Продукты питания, что нужно есть и сколько. |
26 | Умеем ли мы правильно питаться | Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. |
27 | Я выбираю кашу | Продукты, которые можно съесть на завтрак. |
28 | Чистота и здоровье | Понятие чистоты, почему это важно. |
29 | Откуда берутся грязнули (игра-путешествие) | Путешествие по станциям, где учащиеся видят различия между грязным и опрятным человеком. |
30 | Чистота и порядок | Значение чистоты и порядка в жизни человека. |
31 | Будем делать хорошо и не будем плохо | Хорошие поступки делают людей лучше. |
32 | КВН «Наше здоровье» | КВН. |
33 | Я здоровье берегу – сам себе я помогу | Что нужно делать, чтобы быть здоровым. |
34 | Будьте здоровы! | Подводим итоги за весь курс. Выполняем практическую работу. |
Литература
- Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб., 1997.
- Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб., 1996.
- Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. СПб., 1997.
- Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. М., 2003.
- Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья. СПб., 1998.
- Латохина Л.И.Творим здоровье души и тела. СПб., 1997.
- Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М. Безруких. СПб., 1999.
- Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. М., 2003.
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. 135 уроков здоровья или школа докторов природы. М., ВАКО, 2013.
- Сизанова А.И., Быкова В.М., Тюхлова И.Н., Смирнова Е.С. Безопасное и ответственное поведение: цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися 1-11 классов о ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости. Ч. 1/ Под ред. А.И. Сизанова. Мн.: Тесей, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа доктора Природы
Внеурочная деятельность.Пояснительная записка.Календарно-тематическое планирование...
Модифицированная образовательная программа для внеурочной деятельности младших школьников «Школа докторов природы» (уроки здоровья)
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Эта программа нацелена на формирование у ребенка ценности ...
Программа по внеурочной деятельности по направлению здоровьесбережения «Уроки докторов Природы»
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространств...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: «Школа докторов природы» в 3 классе
Пояснительная запискаОбучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства- актуальная задача современного образования.Предлагаемый курс занятий «Школа докторов природы»...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа докторов природы"
Данная программа предназначена для внеурочной деятельности в 3 классе...
кружок «Школа докторов природы»
Рабочая программа внеурочной деятельности « Школа докторов природы»...
Программа внеурочной деятельности: Школа Докторов Природы. 2 класс
программа для внеурочной деятельности...