школа докторов природы
рабочая программа (4 класс) по теме

Дерябина Светлана Алексеевна

 

Данный факультатив разработан на основе программы факультатива «135 уроков здоровья или школа докторов природы» (1-4 классы начальной школы). Авторы: Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е.  2013г. Факультатив для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 135_urokov.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Основная общеобразовательная школа № 2»

Рассмотрен                                                             Утверждаю

на педсовете                                                           директор ОУ

протокол №        от                                                 приказ №         от

«     »                       2013 г.                                      «    »                   2013г.

Школа докторов природы

факультатив

для 4 класса

        Составитель: Дерябина Светлана Алексеевна

учитель начальных классов

Верхотурье, 2013

Программа формирования культуры

здорового и безопасного образа жизни

для младших школьников

Пояснительная записка

Данный факультатив разработан на основе программы факультатива «135 уроков здоровья или школа докторов природы» (1-4 классы начальной школы). Авторы: Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е.  2013г.

Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье, у нас не будет будущего. Будущие нашей страны — счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми — сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.

А отчего зависит наше здоровье? Лишь на 8–10 % от медицины, на 20 % от наследственности, на 20 % от внешней среды, а на 50 % определяется образом жизни человека. Всем нам хочется видеть детей здоровыми, жизнерадостными, счастливыми. Как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди всех потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но в современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых  детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы.

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся. Выпускник начальной школы должен соблюдать определенные правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Программа «Уроки здоровья» (далее программа) представляет собой комплекс знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья младших школьников. Ведь начальное общее образование является одной из ценностных составляющих, которая  способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка и достижению планируемых результатов. Благодаря обучению по этой программе у детей появляется желание заботиться о своем здоровье, относиться к нему как к ценности, придерживаться здорового питания, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать рекомендуемый врачами режим дня, снижать влияние негативных факторов и рисков на свое здоровье. Также формируются умение не попадать в ситуации, наносящие вред здоровью; потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья; готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Данная программа предназначена для работы с детьми 10–11 лет и направлена на организацию образовательного процесса по формированию культуры здорового образа жизни младшего школьника. Обучение по программе рассчитано на четыре учебных года, по одному занятию в неделю. Также программа является значимой для эмоционально-творческого развития младших школьников. Базовыми в образовательной концепции стали ценности жизни и здоровья.

Организация занятий по программе исключает критику, негативные оценки, прямое указание на ошибки школьников, и предусматривает подчеркивание положительных действий школьника, его возможностей и способностей. Созданию атмосферы доброжелательности способствуют некоторые игры и упражнения, направленные на выявление, передачу и восприятие положительной информации.

Факультативные занятия рассчитаны на 1 час в неделю, в общей сложности –34 ч в учебный год.

Цели программы:

  1. создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья;
  2. формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового и безопасного образа жизни;
  3. использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния собственного здоровья.

Задачи программы: 

  1. формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
  2. сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста;
  3. воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

Работа по данной программе строится на принципах гуманистической педагогики и психологии, выраженных правилом трех П: понимание, принятие, признание. Учет индивидуальных особенностей, уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности, комплексный подход, систематичность и последовательность, интеграция, наглядность – важные принципы реализации программы.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

Рассказ, беседа, иллюстрации, игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребенку, исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.

Результатами практической деятельности по программе формирования здорового и безопасного образа жизни можно считать следующие:

  • Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.
  • Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников.
  • Повышение приоритета здорового образа жизни.
  • Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

Ожидаемые результаты

 Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий. Обучающиеся должны уметь распознавать и анализировать опасные для здоровья ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; а также здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Изучив программу, учащиеся будут знать:

Биологические основы жизнедеятельности организма человека и составляющие здорового образа жизни.

Способы сохранения и укрепления здоровья.

Факторы, разрушающие здоровье и мероприятия по их устранению.

Основные приемы и методы психической релаксации.

Изучив программу, учащиеся будут уметь:

Давать научно-обоснованные рекомендации по ведению здорового образа жизни.

Правильно распределять время в соответствии с внешними обстоятельствами и состоянием здоровья.

Соблюдать правила личной гигиены.

Применять приемы и методы психической релаксации.

Применять способы восстановления умственной и физической работоспособности человека.

Тематическое планирование

4 класс (34 часа)

№ урока

Тема уроков

Требования к уровню подготовки

Наше здоровье (4 ч)

1

Что такое здоровье

Понятие здоровья. Умение выбирать между полезными и вредными привычками. Стремление приобретать полезные привычки.

2

Что такое эмоции

Уметь определять свои чувства и чувства других людей. Виды эмоций.

3

Чувства и поступки

Формирование познавательных, эстетических и нравственных чувств. Различие между хорошими и плохими поступком.

4

Стресс

Понятие «стресс». Как избежать негативных эмоций.

Как помочь сохранить здоровье (3 ч)

5

Учимся думать и действовать

Умение избегать опасных ситуаций, если сначала думать, а потом действовать.

6

Учимся находить причину и последствия событий

Умение контролировать свои действия, предвидеть неудачи.

7

Умей выбирать

Умение сделать правильный выбор, чтобы не навредить окружающим.

Что зависит от моего решения (2 ч)

8

Принимаю решения

Если сам принимаешь решение, то сам несешь ответственность за его решение.

9

Я отвечаю за свое решение

Представление об ответственности. Умение принимать самостоятельное решение и не бояться ошибиться.

Злой волшебный – табак (1 ч)

10

Что мы знаем о курении

Знать о том, какие вредные  последствия наступают, если человек курит.

Почему некоторые привычки называются вредными (5 ч)

11

Зависимость

Иметь представление о том, в чем заключается опасность зависимости. Любая зависимость опасна.

12

Умей сказать «нет»

Плохие последствия от употребления сигарет. Умение в нужный момент сказать НЕТ.

13

Как сказать «нет»

Формирование личной позиции по отношению к курению.

14

Почему вредной привычке ты скажешь нет

Умение принимать решение и отказываться от вредных привычек.

15

Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения

Опасность табачного дыма. Что делать если рядом с тобой курят.

Помоги себе сам (1 ч)

16

Волевое поведение

Принять решение очень важно, но не менее важно сделать все, что бы его выполнить.

Злой волшебник – алкоголь (3 ч)

17

Алкоголь

Понятие алкоголя. Алкогольная зависимость. Отрицательное влияние алкоголя на личность.

18

Алкоголь – ошибка

Алкоголь опасен в любом возрасте. Умение отказаться от алкогольных напитков.

19

Алкоголь – сделай выбор

Умение сделать правильный выбор в пользу здорового образа жизни.

Злой волшебник – наркотик (2 ч)

20

Наркотик

Представление о влиянии наркотиков на здоровье. Владеть информацией об уголовной ответственности за незаконный оборот, употребление наркотиков и к чему это приводит. Быть убежденным, что жить без наркотиков более предпочтительнее.

21

Наркотик – тренинг безопасного поведения

Тренинг.

Мы – одна семья (2 ч)

22

Мальчишки и девчонки

Умение помогать друг другу.

23

Моя семья

Поддержка и помощь в семье сохраняют здоровье  ее членов.

Повторение. Нестандартные уроки и уроки-праздники (11 ч)

24

Дружба

Понятие дружбы, что дружба значит для людей.

25

День здоровья

Продукты питания, что нужно есть и сколько.

26

Умеем ли мы правильно питаться

Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

27

Я выбираю кашу

Продукты, которые можно съесть на завтрак.

28

Чистота и здоровье

Понятие чистоты, почему это важно.

29

Откуда берутся грязнули (игра-путешествие)

Путешествие по станциям, где учащиеся видят различия между грязным и опрятным человеком.

30

Чистота и порядок

Значение чистоты и порядка в жизни человека.

31

Будем делать хорошо и не будем плохо

Хорошие поступки делают людей лучше.

32

КВН «Наше здоровье»

КВН.

33

Я здоровье берегу – сам себе я помогу

Что нужно делать, чтобы быть здоровым.

34

Будьте здоровы!

Подводим итоги за весь курс. Выполняем практическую работу.

Литература

  1. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб., 1997.
  2. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб., 1996.
  3. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. СПб., 1997.
  4. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. М., 2003.
  5. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья. СПб., 1998.
  6. Латохина Л.И.Творим здоровье души и тела. СПб., 1997.
  7. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред.              М.М. Безруких. СПб., 1999.
  8. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. М., 2003.
  9. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. 135 уроков здоровья или школа докторов природы. М., ВАКО, 2013.
  10. Сизанова А.И., Быкова В.М., Тюхлова И.Н., Смирнова Е.С. Безопасное и ответственное поведение: цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися 1-11 классов о ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости. Ч. 1/ Под ред. А.И. Сизанова. Мн.: Тесей, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа доктора Природы

Внеурочная деятельность.Пояснительная записка.Календарно-тематическое планирование...

Модифицированная образовательная программа для внеурочной деятельности младших школьников «Школа докторов природы» (уроки здоровья)

Обучение школьников бережному отношению к своему здо­ровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современ­ного образования. Эта программа нацелена на формирование у ребенка ценности ...

Программа по внеурочной деятельности по направлению здоровьесбережения «Уроки докторов Природы»

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространств...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: «Школа докторов природы» в 3 классе

Пояснительная запискаОбучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства- актуальная задача современного образования.Предлагаемый курс занятий «Школа докторов природы»...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа докторов природы"

Данная программа предназначена для внеурочной деятельности в 3 классе...

кружок «Школа докторов природы»

Рабочая  программа внеурочной деятельности « Школа докторов природы»...