Модифицированная образовательная программа для внеурочной деятельности младших школьников «Школа докторов природы» (уроки здоровья)
рабочая программа по теме
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Эта программа нацелена на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре. Эта программа дает школьнику возможность поэтапного открытия в себе главных психических и физических составляющих здоровья
Цель программы: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и вести здоровый образ жизни с учетом индивидуальности каждого.
Задачи программы:
- научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;
- дать знания о собственном здоровье и факторах, влияющих на состояние здоровья;
- научить ребенка практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье;
- формировать важнейшие социальные навыки, способствующие социальной адаптации;
- профилактика вредных привычек.
- формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечение физического и психического саморазвития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_shkola_doktorov_prirody.docx | 35.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №38 городского округа Самара
имени гвардии полковника Косырева М.И.
__________________________________________________________________
Утверждаю: Согласовано:
директор МБОУ СОШ № 38 зам. директора по УВР
___________ И.В. Ерисова _______Е.А. Курбатова
Рассмотрено на заседании МО
начальных классов
протокол № ____ от _______201 г.
Руководитель МО _____________
Модифицированная образовательная программа
для внеурочной деятельности младших школьников
«Школа докторов природы»
(уроки здоровья)
Направление: спортивно-оздоровительное
Возраст детей 6-8 лет
Срок обучения 1 года
Составитель:
учитель начальных классов
Ильина О.С.
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………. 3
- Учебно-тематический план……………………………………….. 4
- Содержание курса…………………………………………………. 5
- Планируемые УУД………………………………………………... 7
- Методическое обеспечение программы…………………………. 8
- Список литературы……………………………………………….. 9
Пояснительная записка
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Эта программа нацелена на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре. Эта программа дает школьнику возможность поэтапного открытия в себе главных психических и физических составляющих здоровья
Цель программы: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и вести здоровый образ жизни с учетом индивидуальности каждого.
Задачи программы:
- научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;
- дать знания о собственном здоровье и факторах, влияющих на состояние здоровья;
- научить ребенка практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье;
- формировать важнейшие социальные навыки, способствующие социальной адаптации;
- профилактика вредных привычек.
- формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечение физического и психического саморазвития.
Занятия проходят в форме игр, праздников, КВН, театрализованных постановок.
Занятия проводятся в кабинете, спортивном зале, столовой и на улице.
Программа рассчитана на учащихся начальной школы. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Среди множества методов можно выделить девять основных: дискуссия, рассказ, наглядность, эксперимент, экскурсия, услуги, ролевая игра и драма, сочинение стихов и песен, игры.
Мы отказались от запугивания: «Не делай этого, а то заболеешь или умрешь». Такой подход, по данным психологов, низкоэффективен, информация быстро забывается.
Для того чтобы занятия стали эффективным средством развития и воспитания детей, необходимо выполнять определенные условия.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения
легкости и радости, а также пробуждать желание прийти на
занятие снова.
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение. | 2 | 1 | 1 |
2 | Я смотрю на себя, я слушаю себя | 6 | 2 | 4 |
3 | Я учусь творить свое здоровье | 18 | 8 | 10 |
4 | Экология и здоровье | 3 | 1 | 2 |
5 | Здоровый образ жизни | 4 | 2 | 2 |
Итого | 33 | 14 | 19 |
Содержание курса
Обучение предлагается проводить по идентичным направлениям (разделам), каждый из которых, основываясь на знаниях и умениях, полученных на предыдущих этапах обучения, расширяет объем теоретических сведений и сложность практических навыков.
I раздел. «Я смотрю на себя, я слушаю себя»
В этой части программы мы обращаем внимание детей на состояние общего душевного комфорта, воспитываем систему ценностей, установок, мотивов поведения человека в обществе.
Я познаю себя. Я и мое тело: из чего я сделан (общее представление о строении человека). Что я в себе вижу? (Мой рост, телосложение, мой пол, цвет волос и глаз и другие внешние данные.) Я и моя душа: что я в себе слышу? Что я о себе думаю?
Диагностика состояния здоровья. Я и мир. Мир вокруг меня; из чего он состоит? Мир природы и мир людей. Для чего они мне нужны, для чего им нужны я и мой класс? Зачем мы вместе? Мы все похожие и все разные. О чем думают девочки? Чем увлекаются? В какие игры играют? Что любят мальчики? О чем мечтают? Почему в свои игры не принимают девочек? Что нужно делать, чтобы тебя понимали другие люди? Я и моя школа. Я знаю директора, учителей, техническую служащую, медицинскую сестру, знаю, как их зовут. Я здороваюсь с ними и благодарю за заботу обо мне.
II раздел. «Я учусь творить свое здоровье»
Здесь мы говорим о физическом здоровье, то есть изучаем текущее состояние органов и систем организма, а также их рост и развитие. Тематика данных уроков предусматривает следующие знания, умения и навыки учащихся:
- - знание элементарного строения органов и систем, и их значение в жизни человека;
- - соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
- - умение выполнять комплекс упражнений гимнастики для глаз, для улучшения кровообращения, дыхательной гимнастики.
Режим дня и его основные компоненты. Зачем мне нужен режим дня? Как и когда я выполняю домашнюю работу? Как я отдыхаю? Зачем мне нужен отдых? Чем я занимаюсь в свободное время?
Сон - это отдых для моего организма. Сколько надо спать? Нужен ли дневной сон? Как правильно спать? Какой должна быть постель?
Я и моя осанка. Где у человека позвоночник и зачем он нужен? Что заставляет его сгибаться и разгибаться? Как следить за своей осанкой? Как правильно сидеть при чтении и письме? Практическая работа. Разучивание комплекса лечебной гимнастики для сохранения осанки и укрепления мышц.
Глаз - орган зрения. Как беречь зрение? Правила просмотра телевизора. Почему болят глаза?
Практическая работа. Оценка остроты зрения учащихся в медкабинете, разучивание комплекса.
III раздел. «Экология и здоровье»
Учитывая экологическую обстановку на современном этапе, нельзя не говорить детям о том, какое значение экология имеет для нашего здоровья. На уроках учащиеся узнают о том, что человек - часть природы и, охраняя природу, он охраняет свое здоровье.
Человек и окружающая природа. Как деятельность людей влияет на природу? Почему охрана природы помогает охранять здоровье людей? Купание в открытых водоемах. Воздушные и солнечные ванны. Закаляйся, если хочешь быть здоров!
Человек и окружающая природа. Как деятельность людей влияет на природу? Почему охрана природы помогает охранять здоровье людей? Купание в открытых водоемах. Воздушные и солнечные ванны. Закаляйся, если хочешь быть здоров!
IV раздел. «Здоровый образ жизни»
Дети должны не только знать о вреде курения, алкоголя и наркотиков, но и уметь сопротивляться давлению, уметь сказать «нет». Одно из главных требований к этому разделу программы - максимальное исключение возможности обратного эффекта, «повышенного интереса». То есть сообщаемая информация не должна вызывать «поисковой активности» ребенка, желания на собственном опыте проверить достоверность фактов.
Культура моей страны и я. Я - неповторимый человек. Множество решений. Решения и здоровье.
Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор. Реклама и курение. Не пробовать, не начинать!
Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности обучающихся.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в словаре.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Для реализации программы необходимо:
Учебные пособия:
натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные
щетки, и др.;
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки,
схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело»,
«Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней
гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового
образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз»,
«Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика
инфекционных заболеваний и др.;
измерительные приборы: весы, часы и их модели.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:
компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с
учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной
деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только
мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать
формированию знаний о социальной, психологической и соматической
составляющей здоровья и уверенности в необходимости заботы о
собственном здоровье.
Список литературы
1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд.
Центр «Вентана-граф». 2009.- 205 с.
2. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2011 – № 12 – С. 3–6.
3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5
классы. – М.: ВАКО, 2008 г. - / Мастерская учителя.
4. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы /
Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2010 г., - 167 с. (Педагогика.
Психология. Управление.)
5. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М.
2009. - 85 с.
6. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации
здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. –
С. 75–78.
7. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
[Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2009. – 124 c.
8. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические
разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных
игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2010 г. – / Мастерская
учителя.
9. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских
программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное
образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
10. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2010. - 176с. -/ Мозаика детского отдыха.
11. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей:
психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина,
И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2011. – 112 с.
12. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в
работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2010. – 268 с.
13. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. //
Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Мы познаем мир".
Актуальность создания учебной программы продиктована необходимостью обращения к личности ребенка. Новизна программы состоит в том, что она соединила сведения из разных областей астрономии, географии, ...
Дополнительная образовательная программа для внеурочной деятельности младших школьников «Юный информатик»
В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать...
Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности «Экономика - первые шаги» для учащихся 1-4 классов
Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности «Экономика - первые шаги» для учащихся 1-4 классов.Эта программ переделана на 33 часа в год, т.к. В оригенале она расч...
Комплексная образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетического направления.
Программа составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (в соответствии с пособием для учителей «Внеурочная деятельность школьник...
Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности "Музыка и мы"
Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности "Музыка и мы" составлена на 4 года и предназначена для учителей музыки, работающих в начальной школе....
«Использование образовательных интернет - ресурсов во внеурочной деятельности младших школьников».
Презентация к докладу на тему "Использование образовательных интернет-ресурсов во внеурочной деятельности младших школьников."...