«Особенности формирования здоровьесберегающей среды в образовательной организации»
статья по зож

В работе раскрыта сущность понятия «здоровьесберегающая образовательная среда» и рассмотрены современные подходы к проблеме формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Особенности формирования здоровьесберегающей среды

в образовательной организации»

Выполнила:

Гордеева Елена Николаевна,

учитель начальных классов,

 высшая квалификационная категория,

МБОУ «Молодовская ООШ»

с.Молодовое

2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………        3- 5

Глава 1. Основы формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.                                          ..……………     5 - 18

1.1. Сущность понятия «здоровьесберегающая образовательная среда». Современные подходы к проблеме формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. ……………………..…………      5 - 11

1.2. Школьные факторы риска. ………...……………….……………       11 - 18

Глава 2. Особенности формирования и развития здоровьесберегающей образовательной среды вМБОУ «Молодовская ООШ». Опыт работы в области здоровьесбережения. ………….………………………………   18 - 21

2.1.Условия формирования и развития здоровьесберегающей образовательной среды в МБОУ «Молодовская ООШ». ……...………  18 - 20

2.2. Опыт работы МБОУ «Молодовская ООШ» в области здоровьесбережения. …………………..………………………………      20 - 31

Заключение                …………………..………………………………      31 - 35

Список  литературы …………………..………………………………      36 - 38

Приложение               …………………..………………………………      39 - 44

Введение

Здоровье нации предопределяется здоровьем подрастающего поколения. Состояние здоровья школьников имеет важное значение, так как в этот период формируется репродуктивный, интеллектуальный, трудовой потенциал страны. Забота о сохранении и укреплении здоровья обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений государственной политики в области охраны здоровья населения. Закон об образовании в Российской федерации, Национальная доктрина образования в РФ, Федеральный образовательный стандарт и ряд других документов выделяют в числе приоритетных задач сохранение здоровья подрастающего поколения и создание условий для формирования ценности здоровья и здорового образа жизни в образовательных учреждениях. Развитие и состояние здоровья детей и подростков неразрывно связаны с качеством образовательного процесса, с объемом учебной нагрузки, способами организации процессов обучения и воспитания, а также с теми условиями, в которых они протекают. Среди факторов, влияющих на состояние здоровья детей и подростков, важнейшими являются условия внутришкольной среды. Поэтому здоровьесберегающая направленность модернизации современного школьного образования сближает интересы педагогов, медиков и психологов. В последние годы здоровьесберегающие технологии активно внедряются в практику работы школ, разрабатываются авторские программы по разным аспектам формирования здорового образа жизни, школы оснащаются медицинским оборудованием, при школах создаются оздоровительные центры. Однако многообразие здоровьесберегающих технологий не всегда имеет соответствующие методики и рекомендации для работы с детьми разного возраста.

В педагогической литературе достаточно активно ведется разработка теоретико-методологических основ формирования здоровьесберегающей образовательной среды. Современные подходы к этой проблеме нашли свое отражение в работах Р.И. Айзмана, Т.А. Берсеневой,  Н.А. Литвиновой и др.

Однако, несмотря на достаточную изученность данной проблемы, следует отметить, что ряд вопросов остается открытым, что подчеркивает необходимость ее более основательного изучения.

Цель исследования - выявить внутришкольные факторы, влияющие на здоровье обучающихся, и условия, способствующие созданию благоприятной здоровьесберегающей среды.

Объект исследования – внутришкольные факторы и условия, оказывающие влияние на здоровье обучающихся.

Предмет исследования – здоровьесберегающая среда школы.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть сущность понятия «здоровьесберегающая образовательная среда».

2. Выявить школьные факторы риска.

  1. Рассмотреть условия формирования и развития здоровьесберегающей образовательной среды и опыт работы в данном направлении на примере МБОУ «Молодовская ООШ».
  2. Выявить проблемы, связанные с формированием и развитием здоровьесберегающей образовательной среды и определить пути их решения.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретические методы - анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования.

2. Психолого-педагогические методы - изучение школьной, учительской и ученической документации, опрос (беседа, анкетирование, наблюдение).

3. Диагностические методы.

Теоретическую основу исследования составили нормативно-правовые акты: Конвенция ООН «О правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об Образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка», Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан, «Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, приказы, постановления, методические письма Министерства науки и образования России, Министерства здравоохранения России, органов местного самоуправления регионального и муниципального значения, локальные акты образовательного учреждения и др. Теоретические исследования формирования здорового образа жизни опирались на работы И.А. Аршавского, Н.М. Амосова, Н.Г. Веселова, Н.П. Дубинина, К. Смирнова  и др.

Глава 1. Теоретико - методологические основы формирования здоровьесберегающей образовательной среды в образовательном учреждении.

1.1.  Сущность понятия «здоровьесберегающая образовательная среда».

Образовательная среда может быть определена как совокупность социальных, культурных и специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате воздействия которых происходит становление личности [2].

Для решения проблем сохранения и укрепления здоровья ребенка в школе необходимо создание здоровьесберегающей образовательной среды, которая основана на реализации здоровьесберегающих технологий.

Тушина Г.И. вводит понятие «здоровьесберегающая среда образовательного учреждения» как совокупность управленческих, организационных, обучающих условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья и адаптацию школьников на основе психолого-педагогических и медикофизиологических средств и методов сопровождения образовательного процесса, профилактики факторов «риска», реализации комплекса межведомственных оздоровительных мероприятий [32].

Под здоровьесберегающей средой будем понимать образовательную среду, которая способствует сохранению, укреплению и развитию духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.

В структуру здоровьесберегающей среды можно включить: организацию процесса обучения и воспитания; стиль общения субъектов образовательного процесса; санитарно-гигиенические условия обучения и воспитания; двигательный режим обучающихся; медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение учебного дня; питание.

Я считаю, что названных компонентов явно недостаточно, они не в полной мере обеспечивают сохранение здоровья обучающихся в процессе их обучения и воспитания в образовательном учреждении. Субъектами здоровьесберегающей среды должны быть школьники, все специалисты, работающие в образовательном учреждении, и, конечно же, родители.

Как показали результаты исследований, только работа в трех направлениях (с обучающимися, учителями и родителями) дает положительные результаты. Эффективным также является взаимодействие специалистов, работающих в образовательных учреждениях, с сотрудниками Центров Психолого-медико-социального сопровождения.

Опираясь на теоретические выводы М. Я. Басова, определены основные характеристики здоровьесберегающей образовательной среды:

  • создание благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, соответствующих не только требованиям СанПиНов, но и индивидуальным особенностям ребенка, создание благоприятного психологического климата; социально-педагогическая работа по устранению влияния неблагоприятных факторов, выявленных в процессе исследования;
  • обеспечение рационального и сбалансированного питания;
  • организация качественного медицинского обслуживания;
  • создание нормативной базы образовательного учреждения, закрепляющей права и обязанности каждого участника образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья;
  • оптимальная, физиологически оправданная организация учебного процесса, использование средств оптимизации в учебном процессе;
  • учебно-методическое обеспечение, соответствующее разным адаптационным способностям обучающихся, коррекция содержания образования (внесение соответствующих изменений в учебные планы и программы); введение личностно-ориентированного и дифференцированного подхода в преподавании учебных предметов и дисциплин;
  • организация внеурочной работы, направленной на реализацию потребностей  возможностей детей и преподавателей, формирование у них потребности в здоровом образе жизни; обучение здоровому образу жизни;
  • формирование физической культуры как фактора гармонического развития физических и духовных качеств личности, организация групп для занятия физкультурой лиц с различной патологией; применение способов укрепления физического здоровья обучающихся в процессе обучения;
  • изучение состояния здоровья обучающихся, создание системы мониторинга здоровья и физического развития; исследование факторов риска заболеваемости;
  • исследование потребностей ребенка, формирование ценностного отношения к здоровью, формирование навыков здорового образа жизни, формирование культуры здоровья;
  • субъектное включение детей и подростков в организацию процесса здоровьесбережения;
  • изучение педагогического процесса, разработка и использование экспертно-функционального подхода, позволяющего анализировать влияние педагогического процесса, новых педагогических технологий на здоровье;
  • использование здоровьесберегающих технологий в учебновоспитательном процессе;
  • разработка программ, позволяющих повысить информированность детей и подростков, родителей и педагогов в сфере сохранения и укрепления здоровья.

Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении невозможно без методических преобразований, которые предполагают:

  1. Внесение новых элементов в структуру образовательного процесса.
  2. Изменение условий школьной среды и режима работы школы.
  3. Повышение заинтересованности и степени удовлетворенности школой у участников образовательного процесса.
  4. Повышение у школьников самооценки, самоуважения и уверенности в «управлении» своей жизнью, формирование культуры здоровья.
  5. Налаживание сотрудничества между школой и родителями.
  6. Улучшение материально-технической и учебной базы школы.
  7. Расширение межведомственного сотрудничества в реализации функции сохранения и укрепления здоровья детей.
  8. Разработку методики управления внедрением здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении.

Здоровьесберегающая организация учебного процесса определяется, в том числе, документами, закрепляющими существенные моменты его построения. К ним можно отнести Базисный учебный план общеобразовательных учреждений, утвержденный Приказом Минобразования России от 09.03.2004 №1312.

Документ определяет существенные условия построения учебного процесса в целях сохранения здоровья обучающихся. Например, к ним можно отнести:

-  установление единого максимально допустимого количества часов в неделю с учетом ее продолжительности для всех общеобразовательных учреждений, независимо от языка обучения;

- включение в максимально допустимую нагрузку обучающихся часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах с соблюдением требования о том, что обязательная нагрузка не может превышать предельно допустимую;

- построение школьного расписания уроков с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся отдельно для обязательных и факультативных занятий;

-  планирование факультативных занятий в дни с наименьшим количеством обязательных уроков;

-  организация 40-минутного перерыва между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий;

- ограничение продолжительности уроков в школах до 40 минут;

-  соблюдение требования обучения младших школьников в первую смену при сменном режиме работы учебного заведения;

-  ограничение длительности непрерывного применения в учебном процессе технических средств обучения до установленных норм (в среднем 15-20 минут);

-  обеспечение условий восстановления работоспособности обучающихся в течение дня путем установления нормативной продолжительности, максимальном использовании свежего воздуха, подвижных игр;

-  применение методов профилактики утомляемости, нарушения осанки, зрения, к которым относят ограничением по плотности учебной работы на уроках по основным предметам до 80% и проведение на уроках физкультминуток и гимнастики для глаз;

- удовлетворение биологической потребности школьников в движении путем включения предметов двигательно-активного характера;

-  организация домашних заданий с учетом возможностей их выполнения и учетом индивидуальных психофизиологических особенностей детей.

Для осуществления эффективной реализации данных программ необходима целенаправленная подготовка высокопрофессиональных специалистов с высшим педагогическим, медицинским или психологическим образованием. Соблюдение таких принципов выявило сегодня развитие процесса сохранения здоровья в образовательной среде по двум направлениям: создание школ здоровья, где средства здравоохранения являются частью системы образовательного учреждения и создание школ со здоровьесберегающими технологиями, где, опираясь на возможности самого образовательного учреждения, происходит выявление путей, способов, методик поддержки и охраны здоровья учащихся.

Противоречие, которое выявилось в ходе анализа возросших учебных нагрузок, уменьшения двигательной активности детей, приводящей к гиподинамии и нарушениям осанки, между приоритетом здоровьесберегающей педагогики и неразработанностью в педагогической науке и практике здоровьесберегающих технологий, указывает на необходимость расширения исследований в этой сфере, обобщения опыта применения таких технологий в сфере образования и выработку нормативных положений их реализации.

Разработка здоровьесберегающих технологий должна предусматривать создание условий для обеспечения физического благополучия (обеспечение нормального физического развития и совершенствования телесных функций), духовного благополучия (обеспечение нормальной психической деятельности, создание условий для достижения душевного комфорта) и социального благополучия (нормальные условия жизни, исключение социальных стрессов, связанных с недостатком средств существования, социальная комфортность).

Грамотное решение этой задачи позволит решить также и другие, непосредственно с ней связанные: формирование и укрепление здоровья учащихся, воспитание у них культуры здоровья, а также сохранение здоровья педагогов.

Таким образом, создание адаптивной образовательной здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении, повышение квалификации и обучение педагогов, на сегодняшний момент – одна из важнейших управленческих задач, стоящих перед организаторами образования.

1.2. Школьные факторы риска.

Здоровье школьников находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, медицинского обслуживания, условий семейного воспитания.

Рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье (патогенные факторы), в аспекте сохранения и укрепления здоровья учащихся, Павлова В.А. разделяет их на две большие группы:

  • факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями («внутришкольные»);
  • все остальные факторы, оказывающие воздействие на здоровье школьников [26].

Многие исследователи и практики выделяют перечень факторов, наносящих вред здоровью школьников [5]. Это такие факторы, как:

  1. Низкий уровень мотивации сохранения и укрепления индивидуального здоровья.
  1. Изменения структуры понятия здоровья.
  2. Воздействие на человека неблагоприятных для здоровья экологических, антропогенных и техногенных факторов.
  3. Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения. Сюда можно отнести:
  • Отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения по сохранению здоровья.
  • Отсутствие интеграции учреждений и ведомств в решении проблем, связанных со здоровьем.
  • Низкий уровень санитарно-гигиенической, просветительской работы.
  • Отсутствие «моды» на здоровье.
  • Мало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха.
  1. Несовершенство законодательной, нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья населения, в частности детей и подростков школьного возраста.
  2. Низкая культура здоровья учителей, неблагополучное состояние их здоровья.

Рассмотрим следующую группу факторов - «внутришкольные», имеющие непосредственное отношение к проблеме здоровьесберегающих образовательных технологий.

Изучение данных факторов показало, что:

  • в учебном процессе недостаточно обращается внимание на состояние психологического микроклимата на уроках;
  • повышенный уровень учебной нагрузки;
  • нервно-эмоциональное напряжение детей, обусловленное несоответствием предъявляемых учителями требований к возможностям обучающихся, а также оценивание деятельности школьников, ориентированное на их сравнение друг с другом по результатам выполнения заданий.

С негативным влиянием именно этих факторов, к которым относятся интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников и т. п., специалисты связывают до 40 % детско-подростковой патологии. Следует учесть, что утомляемость на  уроке является не следствием какой- либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов.

Интенсификация образовательного процесса идет различными путями. Первый - увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т. п.). Фактическая учебная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов), составляет в начальной школе в среднем 6,2-6,7 часа в день, в основной школе - 7,2-8,3 часа в день и в старшей школе - 8,6-9,2 часа в день.

 Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет 9-10 часов в начальной, 10-12 в основной и 13-15 - в старшей школе. Существенное увеличение учебной нагрузки в подобных учебных заведениях и классах не проходит бесследно: у детей чаще отмечается большая распространенность и выраженность нервнопсихических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения. В большинстве исследований отмечается четкая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки.

Другой вариант интенсификации учебного процесса - реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала [21]. По данным Минобразования, за период с 1945/46 по 1997/98 учебные годы в начальной школе резко сократилось количество часов на образовательную область «филология» (на 49 %) и на образовательную область «математика» (на 62 %). Каждому, кто знаком с системой начального обучения и существующими программами, как традиционной, так и развивающими, понятно, что объем учебного материала ни в одной, ни в другой области за последние 50 лет не уменьшился. Столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению объема домашних заданий и интенсификации учебного процесса. Частое следствие интенсификации - возникновение у детей состояний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки для развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.

Конечно, утомление не объясняется каким-либо одним фактором - оно определяется комбинацией различных причин, среди которых значительное место занимают умственные и физические перегрузки, не адекватные возможностям данного организма, статическое положение тела во время работы, «монотония». Фоном для развития утомления обычно является безразличное или угнетенное эмоциональное состояние.

Еще один фактор, который в общественном мнении традиционно связывают с неблагоприятными последствиями для здоровья школьников, - экзаменационный стресс. Особо пристальное внимание к этому вопросу связано с введением ГИА и ЕГЭ. Если посмотреть на эту проблему шире, то любой вызов обучающегося  к доске, контрольная работа, тестирование - уже маленький экзаменационный стресс.

Специалисты доказали, что здоровье ребенка, его социальнопсихологическая адаптация, нормальный рост и развитие в основном определяются средой, в которой он проводит достаточно большое время. Для ребенка от 6 до 17 лет такой средой является школа, так как с пребыванием в учреждениях образования связано более 70 % времени бодрствования ребенка школьного возраста. В то же время в этот период происходят наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Приведу развернутый перечень внутришкольных факторов, небезразличных для здоровья обучающихся [22].

  1. Гигиенические условия:
  • уровень шума, освещенность, воздушная среда;
  • размер помещений;
  • дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы); качество используемых стройматериалов;
  • мебель: размеры, размещение в помещении;
  • видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры;
  • питание: ассортимент, качество пищи, организация питания, качество питьевой воды, используемой в школе;
  • экологическое состояние прилегающей к школе территории;
  • состояние сантехнического оборудования.
  1. Учебно-организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации школы):
  • объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;
  • расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;
  • организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т. п.);
  • объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеурочное время);
  • особенности устава школы и норм жизни школы;
  • медицинское обеспечение школы, наличие психолога;
  • участие родителей в жизни школы;
  • стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»;
  • психологический климат в педагогическом коллективе, характер отношений «по горизонтали»;
  • интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы;
  • наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни обучающихся;
  • позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
  1.  Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя):
  • психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;
  • стиль педагогического общения учителя с обучающимися; характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;
  • степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно к ученикам группы риска);
  • особенности работы с «трудными подростками» в классе;
  • соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  • степень ограничений в свободе естественных телесных, шальных и мыслительных проявлений обучающихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе);
  • личностные психические особенности учителя - его характер, эмоциональные проявления;
  • состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение здоровью;
  • степень обремененности учителя собственными проблемами, его способность к психоэмоциональному переключению;
  • степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя;
  • профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Исследования Института возрастной физиологии РАО позволяют проранжировать вышеперечисленные школьные факторы риска и выделить наиболее важные, разместив их по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся [3].

Среди школьных факторов риска можно выделить следующие:

  1. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
  2. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
  3. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
  4. Интенсификация учебного процесса.
  5. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья обучающихся.
  6. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля.
  7. Отсутствие системной работы по формированию представления о здоровье и здоровом образе жизни как ценности [4].

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья обучающихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, то есть связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо в собственной деятельности найти резервы для сохранения и укрепления здоровья обучащихся.

Глава 2. Особенности формирования и развития здоровьесберегающей образовательной среды в МБОУ «Молодовская ООШ». Опыт работы в области здоровьесбережения.

2.1. Условия формирования и развития здоровьесберегающей образовательной среды в МБОУ «Молодовская ООШ».

Основными причинами ухудшения здоровья при обучении в школе является стрессовая педагогическая тактика, интенсификация учебного процесса, а также низкая компетентность педагогов в вопросах здоровьесберегающей деятельности. Таким образом, при переходе школы на позиции сбережения здоровья предполагаются изменения в различных сферах работы образовательного учреждения, и педагоги являются ключевыми фигурами, способными осуществить их. Это требует от учителей ориентации на определенные ценностные устои как в личной, так и в профессиональной деятельности. Поэтому администрация школы, внедряя здоровьесберегающий подход в учебно- воспитательный процесс школы,  в самом начале планирует подготовительный период, предполагающий профессиональную подготовку педагогического коллектива. В содержании такой подготовки можно выделить две стратегические задачи:

  1. организация учебного процесса с минимизацией школьных факторов риска;
  2. формирование у школьников ориентаций на здоровый образ жизни и культуру здоровья.

Педагогический состав МБОУ «Молодовская ООШ» является готовым к преобразованиям в направлении здоровьсберегающей деятельности. В школе работает сплочённый профессиональный коллектив педагогов. В реализации данного проекта участвуют: ответственный за учебно-воспитательную работу в ОУ, классные руководители, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, осуществляющие краеведческую, экологическую и туристическую деятельность; социальный педагог, учитель ОБЖ, учителя физической культуры, уполномоченный  по охране труда и технике безопасности; медицинский работник, закрепленный за школой, все учащиеся общеобразовательного учреждения и их родители.

Для решения вопросов здоровьесбережения в нашей школе были поставлены следующие задачи:

  1. Разработка программы «Здоровье»;
  2. назначение ответственного за выполнение  здоровьесберегающей программы со следующими должностными обязанностями:

- консультирование сотрудников школы при текущем и перспективном планировании деятельности педагогического коллектива по охране и укреплению здоровья участников учебно-воспитательного процесса;

- помощь учителям в создании рабочих образовательных программ, в интеграции проблем здоровья в контексты учебных предметов, посещение уроков и их последующий анализ с позиций здоровьесбережения;

- пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, педагогов;

- оказание помощи педагогическим работникам в освоении здоровьесберегающих инновационных программ и технологий;

- организация просветительской работы для обучающихся,  родителей и их законных представителей по вопросам здоровья обучающихся;

- распространение опыта работы по вопросам оздоровительных технологий и здоровья учащихся участников образовательного процесса;

- участие в проведении работы по организации рационального питания школьников; осуществление контроля (совместно с медицинским работником) за санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока;

- обеспечение выполнения директивных и нормативных документов по охране здоровья участников образовательного процесса;

- координация работы учителей и других педагогических работников по разработке и реализации индивидуальных и коллективных программ оздоровления обучающихся;

- контроль выполнения требований к режиму учебно-воспитательного процесса;

- осуществление руководством медико-социально-психолого-педагогическим консилиумом в школе;

- организация социологических опросов среди учителей, обучающихся, родителей;

- анализ и при необходимости внедрение предложений по содействию программе, по ее корректировке, изменениям;

- внесение предложений в организацию работы по оптимизации школьной среды, ее санитарно-гигиенических, эстетических и психологических особенностях;

- внесение предложений по совершенствованию образовательного процесса, участие в работе педагогического совета школы;

- осуществление взаимодействия с фельдшерско-акушерским пунктом, районной  поликлиникой, врачами-консультантами по конкретным вопросам (диспансеризация, профилактика травматизма и т.д.).

2.2. Опыт работы МБОУ «Молодовская ООШ» в области здоровьесбережения.

Школа в течение нескольких лет работает по следующим направлениям:

- реализация Программы сотрудничества «Партнерство для развития» между МБОУ «Молодовская ООШ» и МБОУ ДО «ДЮСП п. Шаблыкино»;

- реализация Программы «Здоровье» (приложение 1).

В ходе реализации Программы сотрудничества «Партнерство для развития», согласно критериям оценки качества функционирования и развития образовательного учреждения, в сфере охраны и укрепления здоровья обучающихся уже достигнуты следующие результаты:

- увеличилось количество спортивных секций и количество обучающихся, занятых в спортивно-оздоровительной работе. Так, в 2016-2017 учебном году в школе работало 4 спортивные секции с общим охватом 15% от общего количество обучающихся школы, а в  2018-2019 учебном году количество обучающихся, посещающих спортивные секции, увеличилось на и составило 22% от общего количество обучающихся школы.

В текущем учебном году уменьшилось количество пропусков уроков по болезни (с 25% до 20%).

Улучшились и результаты участия школьников в школьных и районных соревнованиях. Уменьшилось количество обучающихся, которые нуждаются  в занятиях лечебной физкультурой, относящихся к специальным медицинским группам. Так, количество детей, относящихся к основной физической группа, увеличилось на 3%. Количество школьников, относящихся к подготовительной группе, уменьшилось на 4%; относящихся к специальной группе – уменьшилось на 1%; освобожденных от уроков физической культуры стало меньше на 1%.

Что касается принадлежности к группам здоровья, то здесь количество учащихся также уменьшилось. Так, к первой группе здоровья  отнесено на 1% учащихся больше, чем в прошлом учебном году; во второй группе здоровья стабильные результаты; к третьей группе здоровья  – на 0,5% меньше и четвертой группе здоровья  – на 0,4% меньше соответственно.

Улучшились и показатели здоровья обучающихся по многим параметрам. Так, показатели заболеваний эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ уменьшились на 4%, показатели болезней глаза и его придаточного аппарата уменьшились на 2% (в том числе миопии на 3%), показатели болезней органов дыхания уменьшились на 2% (в том числе ОРЗ – на 3,5%), показатели болезней органов пищеварения уменьшились на 2,6%, показатели плоскостопия – на 1,2 %, нарушенной осанки – на 1,5 %.

В течение учебного года были организованы и проведены следующие мероприятия:

- круглый стол на тему: «Перспективы сотрудничества МБОУ «Молодовская ООШ» и МБОУ ДО «ДЮСП п. Шаблыкино» в сфере укрепления и охраны здоровья»,

-  районный семинар на тему «Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя», куда были приглашены специалисты всех школ района  в области здоровьесбережения, а также классные руководители;

- конференция «Анализ деятельности по программе сотрудничества».

Методические дни организовывались по запросам учителей и включали в себя следующие темы:

- семинар «Внедрение и реализация информационно-просветительской программы формирования основ рационального питания участников учебно-воспитательного процесса «Правильное питание – основа жизни»;

- педагогический совет «Создание здоровьесберегающего пространства в условиях общеобразовательного учреждения».

В МБОУ «Молодовская ООШ» проведен мастер-класс на тему «Охрана зрения», а также валеологическая игра среди обучающихся 5- 9-х классов «Мы за здоровый образ жизни», классные часы  «Приятного аппетита, или все о правилах рационального питания», «Витамины в нашей жизни», «О мыльной пене и расческе», «Суд над вредными привычками».

В школебыла организована научно-практическая конференция по вопросам здорового образа жизни «Здоровье детей – здоровье нации». На конференции были представлены следующие работы обучающихся: «Пищевые добавки и их значение», «Влияние электромагнитного излучения на здоровье человека», «Сколиоз и его последствия», «Визуальная среда и здоровье человека», «Комнатные растения и их свойства».

Проведено и проанализировано выборочное анкетирование родительского состава по вопросу «Анализ созданных условий для школьников». Исходя из данных, полученных в ходе анкетирования, отметим, что наметилась положительная динамика отношения родителей к школе и удовлетворенность их образовательным процессом. Анкетирование «Воспитание ребенка: семья или школа?» проводилось в течение 2-х лет. Данные имеют положительную тенденцию роста. Те же результаты показало анкетирование родительского состава «Союз семьи и школы», проводимое в течение 2-х лет.

В школе проводится ежегодный мониторинг заболеваний обучающихся по основным нозологическим формам (данные школьного фельдшера), мониторинг показателей физических групп школьников.

Реализация программы «Здоровье» в МБОУ «Молодовская ООШ».

Цель Программы:

Сформировать творческую, стремящуюся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личность обучающегося.

Задачи Программы:

  1. Пропаганда здорового образа жизни: формирование мышления обучающихся, направленного на здоровый образ жизни; популяризация преимуществ ЗОЖ, расширение кругозора школьников в области физической культуры, спорта, краеведения, туризма; просвещение родителей.
  2. Внедрение современных методов мониторинга здоровья.
  3. Разработка системы мер, уменьшающих риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни обучающихся и минимизирующих влияние стрессообразующих факторов образования.
  4. Привитие обучающимся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания.
  5. Организация учебно-воспитательного процесса в школе с учетом результатов медико-психологического обследования обучающихся.
  6. Воспитание у школьников патриотического чувства к школе, родному краю, стране.

Основные направления Программы и их краткое содержание. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса:

• обновление и пополнение нормативно-правовой базы школы;

• обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности;

• обеспечение здоровьесберегающего режима работы школы;

  • реализация Программы сотрудничества «Партнерство для развития» МБОУ «Молодовская ООШ» и МБОУ ДО «ДЮСШ п. Шаблыкино»;

• организация рациональной системы питания учащихся: реализация программы «Правильное питание – основа жизни»;

• обеспечение оптимального режима двигательной активности обучающихся;

• разработка комплекса мероприятий по выявлению уровня физического и психологического здоровья обучающихся;

• создание банка данных по заболеваемости обучающихся;

• анализ самочувствия школьников.

Работа с обучающимися, их родителями и учителями:

• организация семинаров для учителей: «Здоровьесберегающие технологии», «Проблемы нравственного воспитания школьников», «Особенности полового воспитания в школе», «Предупреждение переутомления школьников»;

• организация родительского всеобуча: «Домашний режим школьника», «Закаливание», «Магия голубого экрана», «Безопасность при работе с компьютером», «Профилактика простудных заболеваний», «Правильное питание – основа жизни»;

• конференции, классные часы, викторины для обучающихся на валеологические темы;

• проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности и учебных тренировок.

Учебно-воспитательная работа:

• внедрение элективных валеологических курсов;

• использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий;

• разработка валеологической тематики классных часов;

• организация работы спортивных секций;

• организация работы кружков валеологической направленности.

Оздоровительно-профилактическая работа:

• профилактика и коррекция здоровья: утренняя зарядка, физкультминутки, витаминотерапия, йодная профилактика, зарядка для глаз;

• разработка комплексов упражнений лечебной гимнастики для разных групп обучающихся по показаниям врача;

• профилактические мероприятия в период каникул;

• проведение Дней здоровья;

• проведение спортивно-массовых мероприятий.

Здоровьесберегающие образовательные технологии, используемые в учебно-воспитательном процессе МБОУ «Молодовская ООШ».

В нашей школе в число основных групп таких технологий входят:

  1. Технологии обеспечения гигиенически оптимальных условий проведения образовательного процесса. Они основаны на требованиях СанПиНов и строго регламентированы количественно. Сюда относятся:

- поддержание благоприятной температуры и влажности воздуха в классе;

- правильное освещение рабочего места;

- подбор школьной мебели  по росту обучающихся;

- учебники, соответствующие необходимым требованиям полиграфии;

- ранцы с ограниченным весом;

- регламентированное время пребывания у мониторов.

  1. Технологии правильной организации образовательного процесса. Сюда относятся:

- расписание, составленное с учетом интересов здоровья обучающихся;

- гигиенически оптимальная организация труда и отдыха, чередующая уроки и перемены, недели учебы и каникул.

Технологии правильной организации физической активности: на уроках физической культуры, динамические паузы на уроках, проведение «пятиминуток здоровья» в начальной школе, применение офтальмотренажеров.

Психолого-педагогические технологии, которые использует на своих уроках каждый учитель:

  • технологии личностно ориентированного обучения;
  • технологии развивающего обучения;
  • коллективно-групповые способы обучения;
  • разноуровневая дифференциация;
  • метод проектов;
  • модульная технология.

Направления работы:

  • туризм, краеведение: туристические слеты, дни здоровья, походы выходного дня, прогулки в лес, краеведческая работа;
  • соревнования и спортивные праздники: турниры, командные игры, товарищеские встречи;
  • урочная и внеурочная спортивно-оздоровительная работа: профилактика заболеваний, профилактика вредных привычек, беседы, лекции, встречи с интересными людьми, врачами-специалистами;
  • общешкольные акции;
  • мониторинг здоровья.

В ходе работы программы «Здоровье» проводится большая мониторинговая работа по анализу заболеваемости. На их основе строится последующая профилактическая работа.

Диагностическая работа основывается на использовании психологических, психофизиологических, клинико-физиологических, лабораторных и гигиенических методов исследования.

Диагностика состояния здоровья и оздоровительная работа включает:

- комплексную оценку состояния здоровья и физического развития с определением функциональных резервных возможностей организма;

- организация коррекционной работы, имеющей в качестве основных своих разделов профилактику и коррекцию основных видов патологий, неврозоподобных состояний, девиантного поведения обучающихся, предупреждение стрессовых и конфликтных ситуаций в коллективе;

- применение немедикаментозных методов оздоровления: закаливания, различных видов гимнастики, игровой терапии;

- организация оптимального с режима труда и реабилитация состояния здоровья учителя с учетом принципов здоровьесбережения.

В программу включаются и  массовые медицинские обследования школьников. Это дает возможность выявления незначительных отклонений функционального характера и своевременного назначения коррекционных действий. Диагностика функциональных состояний в течение учебного дня, недели, четверти, учебного года позволяет предупредить появление признаков переутомления и осуществить выбор оптимальных учебных нагрузок с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Создание в школе непрерывного здоровьеориентированного образования позволяет реализовать основные здоровьеориентированные принципы в практической деятельности по следующим направлениям:

- диагностике состояния здоровья и оздоровительной работе,

- здоровьеориентированного обучению,

- консультативной работе,

- здоровьесбережение учебно-воспитательного процесса в целом.

В процессе обучения, согласно программе «Здоровье», не только формируются знания и умения ребенка жить в гармонии с собой, но и осуществляется помощь более продуктивно усваивать другие школьные курсы, развивающие общую и профессиональную культуру каждой индивидуальности.

Здоровьесбережение учебно-воспитательного процесса включает:

  • Здоровьеориентированные принципы учебных программ по окружающему миру, биологии, географии, физике (выполнение социально значимых проектов).
  • Психолого-педагогическую и медико-биологическую оценку готовности к обучению школьников.
  • Личностно-ориентированное обучение школьников: издание разнообразных стартовых условий и методов обучения для развития каждой отдельно взятой личности.
  • Целесообразное структурирование учебного пространства.
  • Целесообразную организацию урока, его этапов, компонентов.
  • Введение постоянного поурочного комплекса корригирующей гимнастики на уроках физической культуры. Это комплекс физических упражнений на полную мышечную релаксацию, который учитель включает в каждый урок в течение дня. Систематические упражнения с мячами, направленные на тренировку мышц глаза. Уроки и прогулки на свежем воздухе. Проведение подвижных игр.
  • Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий на обучение комплексам упражнений, направленных на профилактику и коррекцию осанки.
  • Достаточную двигательную активность детей в процессе обучения: введение динамических пауз в учебный режим, использование режима свободных динамических поз, организацию активных перемен.
  • Проведение «пятиминуток здоровья» в начальной школе.
  • Отдельное внимание уделяется объему и сложности материала, задаваемого на дом, анализ и оценка адаптации обучающихся к учебным нагрузкам.
  • Проведение профилактической работы в период эпидемий.
  • Изготовление на уроках труда средств индивидуальной защиты – «талисманы здоровья» (из чеснока), дезинфицирующих салфеток для учебных кабинетов.
  • Проведение бесед для учителей по обучению их необходимым мерам безопасности и повышению сопротивляемости организма в период эпидемии. На основе этого - проведение бесед для обучающихся в классах.
  • Использование офтальмотренажеров на уроках и внеурочных занятиях.

Работа с родителями по решению проблем здоровьесбережения.

Внедрение в систему воспитательной работы с родительским комитетом вопросов сохранения и укрепления здоровья школьников через еженедельные субботние рейды родителей (наблюдения: опоздания обучающихся (нарушение режима дня), контроль внешнего вида обучающихся, санитарно-гигиеническое состояние кабинетов и школы в целом, контроль питания обучающихся).

Мониторинговая работа по итогам рейдов совместно с родителями, составление анализа результатов работы за год, выступления родителей на родительских собраниях.

Проведение спортивно-оздоровительных игр и развлекательно-познавательных праздников в начальной школе: «Откуда берутся грязнули?», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Мама, папа, я – здоровая семья»; проведение родителями «Веселых стартов», «Зова джунглей».

Благоприятная динамика состояния здоровья обучающихся строится на следующих показателях:

- положительная тенденция изменения состояния здоровья детей по результатам медицинского осмотра;

- уменьшение индекса пропуска занятий по болезни;

- улучшение адаптационных возможностей к учебному процессу;

- увеличение числа обучающихся с хорошей успеваемостью;

- снижение дидактогенных факторов (переутомление, физическое закрепощение, гиподинамия и т.д.);

- повышение комфортности на уроке;

- сохранение психофизического и эмоционального здоровья детей;

- благоустроенность территории школы;

- ландшафтное формирование вокруг школы.

Наиболее важными характеристиками, способными отразить эффективность здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, могут служить: режим дня обучающихся, заболеваемость обучающихся класса (школы) в течение учебного года, двигательная подготовленность обучающихся класса. Так, количество пропусков уроков по болезни снизилось по сравнению с предшествующим годом на 0,06%, а с 2017 годом – на 0,09%.

Заключение

В результате анализа проблемы создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений в педагогической теории и практике выявлено несоответствие между современными требованиями, предъявляемыми социумом к здоровью обучающихся и фактически сложившейся системой педагогического руководства формированием, укреплением и сохранением здоровья участников образовательного процесса.

В работе уточнено понятие «здоровьесберегающая среда», которое трактуется как образовательная среда, которая способствует сохранению, укреплению и развитию духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.

Определены факторы, влияющие на здоровье участников образовательного процесса: социальные (обеспечение социальной ориентации обучающихся на здоровый образ жизни, выработка у школьников потребности в специальных знаниях, умениях по сохранению своего здоровья); психолого-физиологические);        организационно-педагогические, подразделяющиеся на организационные (формы организации учебного процесса, режим учебного процесса, режим двигательной деятельности); процессуальные (оптимальность информационных нагрузок, интенсификации учебного процесса и др.); профессионально-компетентностные (антистрессовая педагогическая тактика, комплексный подход учителя к оценке состояния здоровья участников образовательного процесса, владение методами индивидуальной диагностики и оздоровления обучающихся и др.); управленческие (определение тенденций, потребностей, основных параметров качества здоровьесберегающей среды образовательных учреждений; разработка критериев уровня формирования здоровьесберегающей среды образовательных учреждений; обеспечение материально-технических, финансовых, кадровых, информационных, методических ресурсов и др.).

Проанализированы        основные        направления        создания

здоровьесберегающей среды в образовательных организациях:

  • внесение новых элементов в структуру образовательного процесса, реализация здоровьесберегающих технологий;
  • изменение условий школьной среды и режима работы школы;
  • улучшение материально-технической и учебной базы школы;
  • формирование культуры здоровья у педагогов, учащихся и родителей;
  • разработка и внедрение модели реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

В основе здоровьесберегающей деятельности в школе следует рассматривать индивидуальный подход к обучающимся, а именно: учет образовательных потребностей школьников  и их индивидуальных особенностей и возможностей.

Реализация здоровьесберегающих технологий предполагает выделение в деятельности учителя следующих компонентов: проведение комплексной педагогической диагностики, мониторинг образовательного процесса.

Установлено, что формирование культуры здоровьесбережения является важной задачей, которая носит комплексный характер, и должна осуществляться коллективом учителей при соответствующей корректировке и планировании их деятельности.

Доказано, что учителя в процессе обучения в рамках педагогической диагностики должны проводить мониторинг уровней сформированности культуры здоровьесбережения школьников и их учебной мотивации методами опроса, наблюдения и тестирования.

Программа формирования основ здорового образа жизни участников учебно-воспитательного процесса «Здоровье» не случайно создана в МБОУ «Молодовская ООШ» и имеет свои положительные результаты. Считаем работу в данной области эффективной. Завершая работу, стоит подчеркнуть, что:

во-первых, школа со здоровьесберегающей средой – прежде всего, такое образовательное учреждение, в котором должны быть методики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения обучающихся на каждом возрастном этапе, постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни школьника, реабилитационная работа по медицинским показателям каждого индивидуума, методики включения обучающихся в здоровьесберегающую деятельность.

Во-вторых, исследование, проведенное в рамках аттестационной работы, позволило определиться в научных и концептуальных основах и практической организации здоровьесберегающей образовательной среды в образовательном учреждении МБОУ «Молодовская ООШ»:

  1. выявлены следующие основы формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении:
  • использование эффективных методов обучения;
  • повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;
  • формирование мотивации и потребности у педагогов к здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе;
  • организации мониторинга состояния здоровья детей;
  • отказ от авторитарного стиля преподавания;
  • обеспечение переподготовки кадров;
  • улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
  • рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха;
  • уделение большого внимания  здоровью педагогов (организация санаторно-курортного лечение, проведение индивидуальных консультаций с педагогами по их психологической разгрузке, нормализации эмоциональной сферы).
  1. Показателем эффективности внедрения здоровьесберегающей программы в МБОУ «Молодовская ООШ» являются следующие результаты:
  • по результатам мониторинговых исследований наблюдается положительная динамика по отдельным показателям;
  • в образовательном учреждении создаются здоровьесберегающие условия для всех участников образовательного процесса;
  • администрация, педагогический коллектив учреждения четко организуют жизнь детей, уделяют большое внимание формированию инициативы и самостоятельности обучающихся, обеспечивают высокое качество образовательных услуг, контролируют объем и время выполнения школьниками домашнего задания, что, по мнению большинства родителей, положительно влияет на здоровье детей и подростков;
  • в школе ведется большая работа по созданию системы для формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, улучшению эмоционально-психологического климата и формированию коммуникативной культуры обучающихся и педагогов;
  • в образовательном учреждении разработана система показателей и методического обеспечения проведения мониторинга результативности работы.

Итак, в процессе работы удалось:

  • определиться в научных и концептуальных основах и практической реализации организации здоровьесберегающей образовательной среды в образовательном учреждении,
  • выявить состояние проблем организации здоровьесберегающей среды в МБОУ «Молодовская ООШ»;
  • оценить эффективность реализации здоровьесберегающей образовательной программы «Здоровье»;
  • определить недостающие условия для более эффективной организации здоровьесберегающей образовательной среды в образовательном учреждении.

Таким образом, поставленные задачи решены, результаты позволяют определить оптимальные подходы к устранению выявленных слабых сторон организации здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

Список литературы

  1. Баль Л.В., Барканов С.В. Формирования здорового образа жизни российских подростков. М., 2003.
  2. Безруких М.М., Сонькина В.Д. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / под ред. Безруких М.М., Сонькина В.Д.  /. - М.: ИВФ РАО, 2002. - 181с.
  3. Божович  Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович / -М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1997. - 352с.
  4. Веденеева С. А. Школа - территория здоровья. Роль интегрированных уроков ОБЖ, физкультуры, русского языка и литературы, географии в пропаганде здорового образа жизни [Текст] / С. А. Веденеева, Л. Н. Гришина, М. Б. Елистратова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012.
  5. Зайцев  Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей / Г.К.Зайцев /.- СПб., 1998.
  6. Ильин  В.С. Формирование познавательных потребностей у школьников. /

В.С. Ильин/ -М.: Просвещение, 1983. - 67с.

  1. Ирхин  В.Н. Валеологически обоснованный урок в современной школе: учеб. пособие. / В.Н.Ирхин, И.В. Ирхина /. - Барнаул, 1998.
  2. Коваленко  В.И. Здоровьесберегающие технологии/ В.И. Коваленко/. - М., 2004. - 105 с.
  3. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. – СПб.: Речь, 2002. – С. 6-16.
  4. Колбанов  В. В. Валеология в школе / В. В. Колбанов, Г. К.Зайцев/. - СПб, 1994.
  5. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей 5 – 7 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 208 с.
  6. Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. Азбука здоровья: Книга для молодежи. М., 1990.
  7. Маслов А.Г. Подготовки и проведение соревнований учащихся “Школа безопасности”: Учебно - методическое пособие. М., 2000
  8. Мерзлякова  Д.Р. Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе /Д.Р.Мерзлякова //Начальная школа плюс До и После.-2012.-Ы 7.-С.20-22.
  9. Митина  Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Л.М.Митина, Г.В.Митин,

О.А.Анисимова. - М.: Издательский центр «»Академия», 2005. - 368с.

  1. Митяева  А.М. Здоровьесберагающие педагогические технологии: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / А.М. Митява. - Издательский центр «»Академия», 2010. - 192с.
  2. Никитина  И.А. Проект создания здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. /И.А. Никитина / Электронный ресурс.
  3. М.А.Павлов. Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении: система работы, мониторинг / сост. М.А.Павлова, О.А. Гришанова, Е.В.Гусева./ - Волгоград : Учитель, 2010. - 248с.
  4. Петряевская Л.Г. Образование родителей и школа. М.,1999.
  5. Селевко  Г.К. Современные образовательные технологии: уч.пособие для педвузов и институтов повышения квалификации / Г.К.Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 255 с.
  6. Сериков  В.В. Личностный подход в обучении: концепции и технология. /В.В.Сериков /. - Волгоград. 1994.
  7. Смирнов  Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. / Н.К.Смирнов /.- М.: АПКиПРО, 2002. - 121с.
  8. Солдатова  Т. А. Образование, творящее здоровье. Санология и валео- логия в учебном процессе. / Т.А.Солдатова /. - Ростов/н/Д., 1994.
  9. Таманаева  М.Н. Управление процессом формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательной организации. /М.Н. Таманаева // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 120-123.
  10. Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденция развития./ Л.Г.Татарникова /. - СПб: Петроградский и К0, 1995
  11. Феоктистова  В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии. /В.Ф. Феоктистова/. - М: Учитель 2009, - С 15-16.
  12. Хуторской  А.В. Методика личностно - ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя./ А.В. Хуторской/ - М: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.
  13. С.А. Цабыбин. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе . - Волгоград: Учитель, 2009. 172с.
  14. Шамова  Т.И., Давыденко Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. / Т.И. Шамова, Т.И. Давыденко/.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 - 384с.
  15. Якиманская  И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе./ И.С. Якиманская / - М.: «Сентябрь», 2000. - 112с.
  16. Якобсон  П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. / П.М. Якобсон / - М.: Просвещение, 1969. - 317с.
  17. Ясвин  В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. / В.А. Ясвин/ - М.: «Смысл», 2001. - 365с.

Приложения

Приложение 1

Реализация Программы «Здоровье»

Результативность и эффективность (критерии)

Показатели критериев

Методики и технологии реализации

1. Создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся

-выполнение требований СаНПиН-2.4.2.1178-02 к условиям и организации обучения в школе;

- санитарно- гигиеническое состояние школьного учреждения, пищеблока, световой, питьевой, воздушный режимы классных комнат, спортзала;

-соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку: рассаживание учащихся согласно рекомендациям;

-показатели нормализации учебной нагрузки;

-улучшение материально-технической базы школы;

-соблюдение установленных требований к организации питания детей (горячее питание, витаминизация третьих блюд, введение в рацион фруктов и овощей и т.д.).

-анализ информации и отчетов;

-анализ расписания, режима работы школы, учебно-воспитательного процесса;

-анкетирование;

-тестирование.

2. Улучшение здоровья обучающихся

2.1.переход детей в вышестоящую группу здоровья

2.2. сокращение количества пропусков уроков по болезни

2.3. сокращение продолжительности заболеваемости за год в днях на одного ребенка

2.4. сокращение количества больных детей простудными заболеваниями, снижение числа частоболеющих детей

2.5.снижение количества детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения

Показатели состояния здоровья учащихся:

- показатели групп здоровья

- показатель пропусков уроков по болезни

-количество дней общей заболеваемости за год  на одного ребенка

-показатель общей заболеваемости за год

-показатель острой заболеваемости

-количество частоболеющих детей

-проводимые мероприятия по профилактике заболеваний (фито-витаминопрофилактика)

-100 % охват детей и подростков мероприятиями по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения

-динамика заболеваемости участников образовательного процесса

-Ежегодные профмедосмотры;

-организация проведения профилактических прививок;

-наличие банка данных по состоянию здоровья детей;

-динамика наблюдений по годам;

-сравнительный анализ;

-статистический учет;

-наличие оздоровительных программ;

-ежегодные педсоветы по вопросам здоровья;

-количественные показатели.

3. Улучшение физического развития и повышение двигательной активности у обучающихся

3.1 Увеличение количества детей с нормальным физическим развитием

-показатели медицинских групп обучающихся для занятий физической культурой;

-показатели физического развития детей;

-количество детей, занимающихся в спортивных секциях, кружках в школе и вне школы;

-динамические перемены, физкультминутки на уроках;

-100% охват детей занятиями физической культуры;

- специальные требования для освобожденных от основного урока физкультуры по медицинским показателям;

- создание команд по различным видам спорта, участвующих в районных и областных соревнованиях;

работа секций по видам спорта: баскетбол, волейбол, футбол, теннис, бадминтон, Президентские состязания, лыжи;

-организация летнего отдыха детей.

-данные медосмотров;

-тестирование физических качеств;

-анкетирование;

-сравнительный анализ;

-количественные показатели;

4. Повышение уровня культуры здоровья и здорового образа жизни у детей, выработка у них индивидуально обоснованного валеологического поведения.

4.1.Снижение факторов риска у учащихся, опасных для здоровья;

4.2. сокращение случаев детского травматизма

- Уроки здоровья;

- интегрированные уроки, кружки, спортивные секции;

- внедрение информационно-просветительской программы формирования основ рационального питания участников учебно-воспитательного процесса «Правильное питание – основа жизни»,

- анализ случаев травматизма, их количество;

-проведение лекций, бесед сельским фельдшером, наркологом, педиатром, врачами специалистами;

-анкетирование обучающихся по формированию рейтинга ценности здоровья и здорового образа жизни.

-анкетирование;

-тестирование;

-срезовые работы;

-сравнительный анализ;

-количественные показатели.

5. Ориентация школы на проблему содействия здоровью

- структура управления с реализацией валеологического сопровождения образовательного процесса

-Проект «Здоровье» в рамках воспитательной системы школы;

-реализация программы «Здоровье»;

-мотивация всего педагогического коллектива на проблему здоровья;

-валеологическая грамотность педагогов;

-участие школьной и родительской общественности в решении проблемы здоровья;

-организованная система мониторинга программы;

-анализ показателей реализации программы;

-протоколы заседаний педсоветов, родительского комитета, родительских собраний

6. Внедрение здоровье-

сберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс

-индивидуально-ориентированный подход в обучении;

-сокращение количества учащихся, оставленных на второй год;

-овладение технологиями урока, сберегающими здоровье;

-овладение педагогами валеологического анализа урока;

-проведение дней здоровья.

-количественные показатели

-сравнительный анализ

-аналитический отчет

7. Формирование здорового образа жизни и укрепление физического и психического здоровья педагогов

- Психолого-педагогические тренинги, семинары;

- организация регулярных профосмотров всех работников образовательного учреждения;

- организация отдыха санаторно-курортного лечения педагогов;

- проведение педагогических советов, методических объединений, семинаров «Здоровьесберегающие образовательные технологии в школе»

- анализ медицинских книжек;

-протоколы заседаний профсоюзного комитета, семинаров, методических объединений

8.Улучшение кадрового и методического обеспечения

-наличие специалистов здоровьесберегающего профиля: медицинского работника, психолога;

-повышение квалификации и профессионализма;

-формирование программы мониторинга, направленной на изучение реализации принципов диалогизации, проблематизации;

-проведение открытых уроков по инновационным здоровьесберегающим технологиям.

-количественные показатели

-сравнительный анализ

9.Наличие межведомственных связей

-участие родителей в реализации планов по укреплению здоровья;

-проведение совместных мероприятий;

-совместные действия со здравоохранением, администрацией, общественностью по проблемам здоровья

-протоколы заседаний;

-решения

10.Медицинская служба

-Проведение медосмотров обучающихся;

- проведение углубленных медосмотров здоровья детей, особенно на переходных этапах развития (1, 3, 5, 9 классы);

- проведение необходимых профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний (прививки, борьба с гиподинамией, снижение количества травм на уроках физкультуры и во время перемен);

- санация хронических очагов инфекции;

- проведение санитарно-просветительской работы с обучающимися и родителями.

11.Информационно-

экспертные условия.

- развитие системы информирования субъектов образовательного процесса по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

12. Материально-техническое направление.

1. Укрепление материальной базы для занятий физической культурой и спортом.

2. Укрепление базы медицинской и психологической служб.

Приложение 2

Спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия

в МБОУ «Молодовская ООШ на 2019/2020 учебный год

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

  1. Спортивный праздник, посвященный Дню знаний
  2. Сдача тестов по программе «Президентские соревнования»
  3. Спортивный праздник «Физкультминутка»
  4. День здоровья «День бегуна»
  5. Соревнования по баскетболу
  6. День здоровья «Здоровый образ жизни»
  7. Первенство школы по настольному теннису
  8. Первенство школы по спортивной гимнастике
  9. Соревнование по лыжным гонкам
  10. День здоровья
  11. «А ну-ка, мальчики!» (спортивный праздник)
  12. День подвижных игр
  13. Сдача тестов по программе «Президентские соревнования»
  14. Туристический слет

сентябрь (1 – 9 классы)

сентябрь (2 – 9 классы)

октябрь (2 – 4 классы)

октябрь (2-9 классы)

октябрь (5 – 9 классы)

ноябрь (2 – 9 классы)

декабрь (5 – 9 классы)

декабрь (3 – 9 классы)

январь (1-4, 4-9 классы)

январь (2 – 9 классы)

Февраль (2 – 4, 5 – 9 классы)

март (2 – 5, 6 - 9 классы)

май (2 – 9 классы)

июнь (7 – 9 классы)

Учитель ФК, Кл.руководители

Учитель ФК

Учитель ФК

Учитель ФК

Учитель ФК

Учитель ФК Кл.руководители

Учитель ФК

Учитель ФК

Учитель ФК,

Кл. руководители

Учитель ФК,

Кл. руководители

Учитель ФК

Учитель ФК,

Кл. руководители

Учитель ФК

Учитель ФК,

Кл. руководители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая среда в образовательном процессе начальной школы

Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. От соблюдения гигиенических, психолого — педагогических условий проведения урока з...

«Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для учащихся начальных классов»

В концепцию очередного этапа реформирования образования внесен раздел «Образование и здоровье», где сказано о необходимости ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Данная тема актуальна,...

Выступление на муниципальной августовской конференции "Формирование здоровьесберегающей среды и организация профилактической работы в МОУ Урлукская СОШ"

Забота о здоровье школьников – это контроль над нормами и требованиями школьной гигиены, профилактика заболеваний, выявление скрытых причин школьной неуспешности и отклонений в поведении. Физку...

Особенности формирования здоровьесберегающей среды в образовательной организации

Данная статья о формировании здоровьесберегающей среды в образовательной организации....

«Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»

Одной из приоритетных задач воспитательной деятельности является охрана жизни и здоровья детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)...