Определение комфортности и безопасности образовательной среды в образовательной организации
консультация
Предварительный просмотр:
Определение комфортности и безопасности образовательной среды в Центре
Подготовила педагог-психолог
ОГБОУ «Центр образования и развития
«Особый ребенок» г.Смоленска»
Новикова Г.В.
Образовательная среда - это сложно организованная система, в рамках которой решаются образовательные задачи и задачи социализации, осуществляется психологическое развитие личности учащегося.
Безопасность образовательной организации — это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, сотрудников и материальных ценностей от возможных
несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуации.
Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.
Психологическая безопасность образовательной среды - это состояние психологической защищённости от всех видов насилия, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения).
Психологически безопасная образовательная среда – это результат комплексного, системного, длительного, специально организованного психолого-педагогического процесса, результат которого фиксируется в наличии (создании):
- гуманистической образовательной системы образовательного учреждения;
- единого образовательного и воспитательного пространства в окружающей образовательное учреждение среде;
- включенности личности учащегося в образовательный процесс в субъектной позиции;
- наличия значимых для ученика сообществ, обеспечивающих удовлетворение его потребности в межличностном общении, характеризующихся общинным характером организации деятельности, наличием отношений, основанных на требовательности и уважении друг к другу.
В качестве составляющих психологической безопасности образовательной среды выделяют: психологическую комфортность, защищенность и удовлетворенность участников образовательных отношений образовательной средой.
Основными задачами деятельности психолого-педагогической службы (педагога-психолога, социального педагога в сотрудничестве с классными руководителями и администрацией) в образовательной организации будут:
- содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей и взрослых;
- повышение психолого-педагогической компетентности и психологической культуры субъектов образовательного процесса и помощь в формировании социально - психологической умелости;
- осуществление профилактики конфликтного поведения детей и взрослых;
- развитие навыков конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса;
- содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса.
Комфортность определяется как условия пребывания в образовательной организации, обеспечивающие удобство, спокойствие, уют, снимающие, по возможности, все стрессообразующие факторы учебного процесса и вызывающие состояние радости, удовольствия, удовлетворения.
Степень психологической комфортности определяется по преобладающему эмоциональному состоянию (эмоциональному благополучию) участников образовательных отношений при нахождении в образовательной организации и социально-психологическому климату в учебных и педагогических коллективах и в организации в целом.
Об эмоциональном благополучии в образовательной организации свидетельствует положительно окрашенное эмоциональное самочувствие обучающихся, педагогов и родителей в стенах учреждения: чувство внутренней гармонии между потребностями и их удовлетворением, нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях, наличие хорошего настроения, эмоциональная устойчивость (самообладание), минимизация чувства страха, свободное, естественное проявление чувств, управление негативными эмоциями и контроль реакций.
Целью изучения образовательной среды в контексте психологической безопасности и комфортности является выделение актуальных психологических рисков и угроз. Эти угрозы могут быть явными (открытыми) и потенциальными (скрытыми), осознаваемыми и неосознаваемыми, непосредственными и опосредованными.
Определение состояния психологической безопасности образовательной среды осуществляется путем систематического мониторинга. Данный мониторинг на основе экспресс-диагностики всех субъектов образовательного процесса позволяет контролировать качество психологических условий, в которых осуществляется обучение и воспитание. В качестве методов экспресс-диагностики могут использоваться: экспертный опрос, анкетный опрос, визуальная психодиагностика, тестирование. Полученные результаты позволяют выявить позитивные и негативные тенденции в образовательной среде.
Перечень диагностических методик, которые можно использовать для изучения отдельных характеристик психологической комфортности и безопасности ( учитывая возможности учащихся):
Наименование методики | Возрастная категория | Выявляемые методикой параметры | Источник |
Преобладающее эмоциональное состояние | |||
Методика диагностики эмоционального благополучия (Т.С. Воробьева) | от 4 до 9 лет | определение степе- ни эмоционального благополучия рбенка в группе детского сада /класса (эмоциональное со- стояние по отношению к заданным объектам) | Практический психолог в детском саду: пособие для психологов и педагогов: [для занятий с детьми 3-7 лет] / А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова. - 2-е изд., испр. – Москва: Мозаика – Синтез, 2014. – 130 с. |
Методика «Разно- цветные домики» (Н.И. Ганошенко, И.В. Тихомирова) | от 4 до 9 лет | эмоциональное от- ношение к себе, значимым взрослым и сверстникам | Психолог в детском саду. – 2005. – № 4. – С. 36-43. |
«Паровозик» (С.В. Велиевой) | с 3-х лет | особенности эмоционального состояния ребёнка: настроение, состояния тревоги, страха; определение степе- ни позитивного и негативного психического состояния | Велиева С.В. Диагностика психических состояний де- тей дошкольного возраста: Учебно-методическое по- собие. – СПб.: Речь, 2005. – 240 с. |
Социально-психологический климат | |||
Социометрическая методика «Лестница» | младший и средний школьный возраст | выявление низко- статусных (и наиболее предпочитаемых) учащихся в группе и причин их непринятия | Е.А. Дорофеенко «Особен- ности буллинга в младшем подростковом возрасте» [Э/р]: http://elib.sfu-kras.ru |
Методика «Эмоциональная близость к учителю» (автор Р. Жиль)
| дошкольный младший школьный возраст | степень эмоциональной близости ученика к учителю. | [Э/р]: https://multiurok.ru/files/puti -dostizhieniia-uspiekha-naurokie. html |
Комфортность предметной среды и организации образовательного процесса | |||
Методика диагностики удовлетворенности условия- ми предметной среды и организацией образовательного процесса (М.В. Лукьянова, Н.В. Калинина; адапт. Н.П. Бадьи- ной) | 2-11 класс организационный | компонент психоло- гической комфорт- ности | Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого- педагогические показатели деятельности школы: Кри- терии и диагностика. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 208с. |
Психологическая защищенность и удовлетворенность образовательной средой | |||
Опросник «Психологическая комфортность, защищенность, удовлетворенность» (В.В. Ковров) (анкеты для обучающихся, родителей, педагогов) | с начальной школы (вопросы адаптируются под возраст) | удовлетворенность психологической средой ОУ; качество межличностных отношений в образовательной среде; психологическая защищенность, комфортность, удовлетворенность учащегося в образовательной среде; уровень насилия по отношению к ребенку в семье и школе; уровень толерантности субъектов образовательного процесса | Ковров В.В., Коныгина И.А., Оганесян Н.Т. Пас- порт экспертизы психологической безопасности средней общеобразовательной школы. – М.: Экон-информ, 2012. – 55 с. |
Стиль педагогического общения (Р.В. Овчарова) | педагоги | стиль педагогического общения | Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 480 с. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание психологически безопасной образовательной среды в школе
Статья "Создание на уроках психологически безопасной образовательной среды". В статье отражены цели, задачи, приёмы создания благоприятного психологического климата на уроках....
технологическая карта информационной безопасной образовательной среды школьника
В этой технологической карте содержится материал по инфобезопасной образовательной среде младшего школьника....
«Модель психологически безопасной образовательной среды»
Модель психологически безопасной образовательной среды • можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристи...
Модель психологически- безопасной образовательной среды. Презентация.
Написана работа мной и моими коллегами, как работать с детьми с ОВЗ....
Доклад "Социально-психологическая безопасность образовательной среды"
Доклад "Социально-психологическая безопасность образовательной среды"...
Результаты Окружного конкурса «Под Рождественской звездой» среди обучающихся образовательных организаций Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы -2018г.
Результаты конкурса....
Комфортная школа: основы проектирования образовательной среды в общеобразовательной организации
Ответы на промежуточную аттестацию...