«Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
рабочая программа (2 класс)
Одной из приоритетных задач воспитательной деятельности является охрана жизни и здоровья детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат»
Доклад
на семинар МО воспитателей
Тема: «Культура здоровья как фактор формирования
здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
Авторы: Манохина С.В.
Кормакова М.М.
2020год
Значимость здоровья определяется тем, что оно занимает самую важную позицию среди человеческих потребностей. Культура здоровья является интегративным личностным качеством, формирующимся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, к организации здорового образа жизни, накопления опыта применения знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни, развития всех компонентов здоровьесбережения.
Культура здоровья - это не только информированность в области здоровьесбережения, достигаемая в процессе обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих. Культура здоровья складывается из таких разнородных составляющих, как культура отношения к собственному телу, к своему социальному окружению, значимым другим, семье, профессии, к миру и жизни в целом.
Здоровье - одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик. Жизнеспособность формируется в процессе воспитания, следовательно, охрана и укрепление здоровья школьников, а именно детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) есть актуальная педагогическая задача.
Большинство детей, поступающих в школу-интернат, обладают множеством различных заболеваний - это нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, снижение остроты слуха и зрения, сколиоз, кариес и т.д. Психологи и практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, возрастающие агрессивность и жестокость во взаимоотношениях с окружающими их людьми. Эти негативные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. Значительный процент учащихся с ограниченным интеллектом живут в неблагополучных семьях, где не получают не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но даже элементарных понятий о здоровом образе жизни. Поэтому забота о здоровье детей с ограниченными возможностями представляется весьма актуальной педагогической задачей.
Учитывая то, что дети находятся в образовательном учреждении значительную часть своего времени, у педагогов существует реальная возможность обеспечить условия, отвечающие требованиям безопасности физического здоровья детей, и они могут вести с учащимися целенаправленную профилактическую работу через систему внеклассных мероприятий. Вся работа по формированию ЗОЖ у воспитанников строится комплексно, т.е в течение всего дня, начиная с подъема детей и заканчивая отбоем.
Создание благоприятного психологического климата на занятиях – одно из важнейших условий успешной адаптации воспитанников нашей школы- интерната. Целью здоровьесберегающих технологий на занятиях во второй половине дня является обеспечение возможности сохранении здоровья не только за период обучения, но и формирование знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, чтобы научить воспитанников использовать полученные знания в повседневной жизни.
Поэтому одной из приоритетных задач воспитательной работы является сохранение и укрепление здоровья детей. И мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья играет здесь очень большую роль.
В нашем образовательном учреждении организация воспитательной деятельности по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) строится на основе структурированных занятий, направленных на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни. Ориентирована на охрану и укрепление здоровья, пропаганду здорового образа жизни, в воспитании противостоять вредным привычкам, в формировании культуры здоровья воспитанников.
Основными принципами является:
Сознательность и активность - чёткая постановка целей, задач, их осознание учащимися, побуждение к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Индивидуальная доступность - дозировка нагрузок в соответствии с возможностями занимающихся, учёт их индивидуальных и психофизических особенностей.
Систематичность и последовательность - непрерывность и этапность физкультурно-оздоровительных воздействий.
Психологическая комфортность - получение положительных эмоций и ощущений в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Включает ряд основных направлений:
1.Основы знаний о здоровом образе жизни.
Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, охраны и укрепления здоровья народа.
Это направление решает следующие задачи:
-закреплять знания о здоровом образе жизни;
-развивать у детей потребность в новых знаниях, умение переносить их в социальную среду;
-формировать активность и инициативность детей;
-воспитывать интерес к здоровому образу жизни;
-сформировать понятие о здоровье и здоровом образе жизни людей.
вырабатывать потребность в поддержании собственного здоровья воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
2.Культура здоровья.
Воспитание культуры здоровья - создание педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.
Это направление решает следующие задачи:
-сформировать умение содержать свое тело в чистоте;
-расширять знания о средствах гигиены;
-воспитывать умение управлять своими физическими возможностями, чувствами и эмоциями согласно нормам морали и этикета;
-воспитание потребностей к здоровому образу жизни, культуре интеллектуальной (способность управлять своими мыслями и контролировать их); в умении вести здоровый образ жизни и относиться к здоровью как к ценности процесса воспитания.
3.Профилактика вредных привычек.
Вредная привычка - закрепленный в личности способ поведения, по отношению к самой личности. Качество жизни зависит не только от соблюдения правил здорового образа жизни, но и от тех привычек, которые возникли у человека в том или ином возрасте. Направление оказывает профилактическое воздействие на ряд вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Это направление решает следующие задачи:
-создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни;
-научить детей оценивать последствия своих действий;
-показать разрушающее влияние отравляющих веществ на организм человека;
-пропаганда здорового жизненного стиля;
предотвращение начала вредных привычек у детей и подростков, формирование у них личностного иммунитета к соблазну;
формирование сознательного отношения к своему физическому здоровью;
-профилактика и предупреждение вредных привычек среди учащихся;
учить детей оценивать последствия своих действий.
4. Подвижные и развивающие игры.
Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных и развивающих игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
Это направление решает следующие задачи:
-формировать самостоятельность;
-повышать спортивное мастерство;
-воспитывать чувство сплочённости, интерес к занятиям спорта;
-научить приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.
5. Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и других видов деятельности в течение суток. Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия.
В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.
Поскольку именно в школе у детей с ОВЗ (нарушением интеллекта) закладываются и воспитываются основные навыки по формированию здорового образа жизни и управлению собственным здоровьем. Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Здоровый образ жизни детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.
Говорят, здоровье – это та вершина, на которую каждый человек должен подняться сам. Работая над этой темой со своими воспитанниками, я попросила их дать своё определение понятия « здоровье». Ответы детей были следующими: - Здоровье – это когда хорошо (отвечают дети). – Здоровье – когда ничего не болит. – Здоровье – от слова « Здорово!» - Здоровье – когда радуешься.
Литература:
- Васильева Т.П. Здоровый образ жизни и стратегия его формирования у младших школьников/ Т.П. Васильева// Социокультурные аспекты экологического воспитания школьников. – М., 2000;
- Дрибинский П.Л. Воспитание ценностного отношения к здоровью// Воспитание школьников – 2008.-№8;
- Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа – 2005, №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему:"Создание личностно-ориентированной адаптивной образовательной среды в образовательном учреждении"
Цель данной работы - раскрыть существенные признаки адаптивного подхода как методологического обоснования развития образовательной системы школы. ...
«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни муниципального образовательного учреждения МБОУ СОШ №4 на основе взаимодействия семьи и школы в рамках ФГОС»
Понижение уровня здоровья современного школьника приводит к необходимости объединения усилий школы, семьи, социальных партнёров и общества по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Это направле...
Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы
Данная статья посвящена проблеме создания здоровьесберегающей среды школы, формированию культуры здоровья школьников....
«Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для учащихся начальных классов»
В концепцию очередного этапа реформирования образования внесен раздел «Образование и здоровье», где сказано о необходимости ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Данная тема актуальна,...
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ» Илларионова Ольга Петровна,учитель начальных классов,ГОУ СОШ №618«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗД...
Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в школе.
Опыт работы. Самое сложное и удивительное из всего, что есть на Земле, - это человек! Человек-часть природы, её животного мира: он дышит, питается, растёт, развивается. Человек мыслит, обладает речью,...
Культура здоровья, как фактор развития здоровьесберегающей среды школьников начальных классов.
Здоровье людей – главное богатство любого государства. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является предметом первоочередной важности, так...