«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
статья на тему
Предварительный просмотр:
Бибикова Диана Андреевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ№1 п.Тульский
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Реформа современной школы выдвинула перед образовательными организациями новую цель – формирование адаптивной, успешной, здоровой личности, способной самостоятельно приобретать знания и трансформировать их к постоянно меняющимся запросам и требованиям жизни.
В условиях социально-экономических преобразований, происходящих в стране, обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и ухудшающимся здоровьем детей. Ответственность за ухудшение здоровья детей лежит не только на государстве и семье, но и на современной школе, которая, следуя за техническим прогрессом, продолжает наращивать объем и интенсивность осваиваемой школьниками информации, зачастую не учитывая физиологическую переносимость детьми школьных нагрузок, что вызывает хроническое переутомление учащихся и психосоциальную дезадаптацию.
В качестве здоровьесберегающей среды на уроках реализуются технологии д.м.н. профессора В. Ф. Базарного. В основе реализации данных задач лежит тренирующая и сохраняющая здоровье ребенка среда. Тренирующая среда обусловлена развитием интеллектуальных способностей ребенка. Она связана с активной педагогикой, в основе которой лежит деятельностный подход, активные формы и метода обучения (поисковые, творческие, проблемные). Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения задач, разработка проектов, творческих заданий, игра, общение, использование идей, ролей. Все это является проводником интереса к творчеству и хорошему самочувствию. Сохраняющая здоровье среда опирается на двигательную, эмоциональную активность, на факторы психологического комфорта, учета функциональной асимметрии полушарий головного мозга, на раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек.
В своей педагогической деятельности я убеждаюсь, что использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного, в основе которой лежит комплексное воздействие на учащихся через снятие утомления, повышение двигательной активности, активности мышления, использования принципа природосообразности, способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся. Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умение учиться», то есть формирование у них обще учебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные и жизненные задачи. Одним из средств для формирования универсальных учебных действий у младших школьников используются в образовательном процессе приемы и технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). В основе ТРИЗ лежит функционально-системный подход, выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости. Применение на уроках технологий ТРИЗ помогает детям находить варианты решения проблемного вопроса, генерировать оригинальные идеи, регулярная тренировка творческого мышления на изобретательных задачах из разных областей человеческой деятельности и вырабатывается способность применять знания в реальных ситуациях, воспитывает готовность к восприятию нового. Знание приемов ТРИЗ вооружает учителя набором инструментов по решению задач по всем предметам учебной деятельности, развивает творческие возможности учителя, гибкость и системность мышления. Использование на уроках приемов и методов ТРИЗ работает на развитие самостоятельной деятельности учащегося, творческих способностей, позволяет осмыслить и закрепить учебный материал на творческом уровне. Выполнение подобных заданий полезно для здоровья обучающихся, так как по ходу работы происходит переключение с левого на правое полушарие головного мозга и обратно, что снижает информационный стресс, вносит в урок эмоциональность, радость творчества. Происходит выход из системы учебного предмета в разные области человеческих знаний и человеческой деятельности, что формирует у детей целостную картину мира.
Опрос среди родителей обучающихся и их учителей, мониторинг психолога и медсестры школы , направленные на выяснение мнения о внедрении технологий В. Ф. Базарного, биместровой организации образовательного процесса о следствиях и влияния на физическое и психологическое состояние детей, показал ряд преимуществ перед традиционным уроком и организацией ОП Ш: повысилась успеваемость; выросла работоспособность; на уроках легче поддерживать порядок и тишину, настроить обучающихся на восприятие и взаимодействие; обучающиеся более комфортно чувствуют себя в школе; дети не стесняются неправильно ответить или переспросить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы.
Современные подходы к организации здоровьесберегающего пространства школы....
Здоровьесберегающая среда в образовательном процессе начальной школы
Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. От соблюдения гигиенических, психолого — педагогических условий проведения урока з...
Здоровьесберегающая среда в образовательном процессе начальной школы
Здоровьесберегающая среда в образовательном процессе начальной школы...
Организация здоровьесберегающего направления в образовательном процессе
В статье рассмотрены основные виды и подходы к организации здоровьесберегающего направления в высших учебных заведениях. Также указаны некоторые методы пропаганды ЗОЖ среди студенческой молодежи. Прив...
Современные подходы к организации взаимодействия коллектива школы в процессе формирования личностных и предметных БУД АООП УО.
Переход на новые образовательные стандарты требует значительных усилий со стороны всех участников образовательного процесса. Поэтому так важно координация всех его участников для достижения поставленн...