Программа реабилитации ребёнка- инвалида
рабочая программа по зож (4 класс)
Данная Программа предполагает комплексный подход в реализации индивидуальной программы на уровне индивидуального сопровождения с учётом показаний к проведению реабилитационных мероприятий по работе с детьми - инвалидами.
Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей.
Получение детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации.
Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_reabilitatsii_rebenka-_invalida.docx | 33.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Онохойская средняя общеобразовательная школа № 2»
671300, Республика Бурятия, Заиграевский район, п. Онохой, ул. Серова, 11, тел. 46-647
Утверждаю Согласовано заместитель Программа рассмотрена и
Директор МБОУ директора по УВЧ одобрена на заседании
_____________ МБОУ ______сош №2 МО
Приказ №_ от «__» «___»________2018г Протокол № 1 от «____»
__________2018г _________________ _______________2018г.
Индивидуальная программа
реабилитации ребёнка-инвалида
Дата рождения:
Диагноз:
2018-2019г.
Пояснительная записка.
По всем образовательным областям ребёнок воспитывается и развивается в соответствии с требованиями и содержанием Образовательной программы НОО на 2018-2019г, учебного плана школы на 2018-19 уч г., планируемых результатов начального общего образования
Данная Программа предполагает комплексный подход в реализации индивидуальной программы на уровне индивидуального сопровождения с учётом показаний к проведению реабилитационных мероприятий по работе с детьми - инвалидами.
Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно Закону РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.
Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашей школы.
Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности детей с ограничениями этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.
Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.
В современных условиях учащиеся должны обладать не только высоким уровнем подготовки, но и набором определенных личностных качеств:
активностью,
самостоятельностью,
креативностью,
уверенностью в себе,
коммуникабельностью,
способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.
В период подросткового возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.
Основные трудности, которые испытывает … связаны, прежде всего, с ограничением физической активности в связи с заболеванием. А также на фоне заболевания наблюдается снижение концентрации внимания и памяти. Поэтому необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности ребёнка. Очень важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного.
В целом, мальчик хорошо справляется и выполняет задания базового уровня по литературному чтению ,хотя техника чтения не соответствует норме, по окружающему миру, математике,а по русскому языку испытывает незначительные трудности. Проверочные работы чаще всего выполняет на «4».
Цель программы: Формирование благоприятных условий для социализации ребенка – инвалида на доступное и качественное образование.
Психологическая поддержка ребенка и его семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
- Обеспечение максимально полного охвата ребёнка - инвалида качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное, дистанционное;
- формирование и дальнейшее оказание социально- психолого-педагогической помощи родителям и детям из данной категории семей в реальных условиях их проживания;
- формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам;
- предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;
- повышение правовой, психолого – педагогической грамотности родителей ребёнка – инвалида;
- расширение возможностей детей – инвалидов, обучающихся в школе, для самореализации и социализации;
- оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида;
- повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям «группы риска».
Данная программа разработана с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.
Предполагаемый результат:
- совершенствование обучение детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание условий для интеграции детей данной категории в общество;
- повышение авторитета родителей и их роли в воспитании, образовании детей;
-умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи данной категории;
-накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей – инвалидов;
-оказание консультационной помощи;
-по итогам работы программы провести анкетирование с целью выявления новых форм работы с детьми- инвалидами, предложенными родителями и проанализировать степень необходимости социально – психолого - педагогической помощи семье;
- вовлечение ребёнка- инвалида в досуговую деятельность в системе дополнительного образования;
- увеличение результативности участия детей – инвалидов, обучающихся в школе, в различных проектах по самореализации и социализации детей.
Особенности реализации программы:
Обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков физической активности ребенка.
Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Родители – основные участники реабилитации. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий ,подготовке к экзаменам в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя, школьного психолога, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.
Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.
Участники программы: родители, классный руководитель, педагог-психолог, учителя школы, ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.
Мероприятия, направленные на работу с … .
План поэтапной реабилитации.
Индивидуальная программа реабилитации:
Компоненты реабилитационного воздействия | Задачи | Формы | Мероприятия | Ответственный |
Социальная реабилитация | Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения. | 1. Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями, и детей, не имеющих проблем со здоровьем. | 1.Полноценное включение ребёнка- инвалида в учебный процесс, 2.Включение в совместную физическую деятельность с щадящим режимом работы. | Классный руководитель |
Психолого-педагогическая реабилитация | Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям. Информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения. | а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида. б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем. | 1.Индивидуальные беседы с родителями по интересующим вопросам. 2.Знакомство со специальной литературой, направленной на ознакомление с особенностями воспитания ребёнка- инвалида. | педагог-психолог |
Образовательная реабилитация | 1) формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков; 2) развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности; 3) вырабатывать осознанное отношение к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности; | 1. Обучение учащегося с учетом его возможностей.. 2.Психолого-педагогическая коррекция 3.Кружки, секции | 1.Рабочие программы по предметам. 2.План воспитательной работы. 3.Рабочая программа кружка «Умники и умницы» | Учитель, педагог-психолог. |
Творческая реабилитация, формирование и становление ребенка как творческой личности. | Постигать механизмы творческого процесса. Преодолевать одиночество. Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром. Воспитывать социальный оптимизм. | Посещение концертов, праздников, внеклассных мероприятий, литературных праздников в школе для оптимизации самочувствия ребёнка, отвлечению от сосредоточенности на заболевании, пробуждение интереса к самостоятельному чтению книг как к одному из способов познания мира. Организация свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни. Включение в процесс реабилитации и адаптации не только ребенка, но и членов его ближайшего окружения. | 1.Конкурс «Весёлые уроки». 2. Конкурс «Мама, папа, я- спортивная семья.» 3.Проект «Мои сильные и слабые стороны». 4. Операция «Чистота» 5.Своя игра «Обо всём.» 6.«Пиратская тусовка» 7.Праздник «Улыбка мамы» 8. «Масленичные катания» 9.Посещение Городского дворца детского творчества» (Новогоднее представление) 10.Посещение школьной библиотеки 12.Участие в работе кружка «Умники и умницы» 13. Конкурсы рисунков различной тематики. 14.Конкурс кормушек. 15. Операция: «Хорошо зимой на лыжах и санках». Прогулка в лес. 16. Конкурсная программа «Рыцарский турнир». | Классный руководитель, родители |
Программа содержит:
- Планирование совместной деятельности по формированию здорового образа жизни (Приложение 1)
Приложение 1
Планирование совместной деятельности по формированию здорового образа жизни
Тема | Содержание работы |
Что я знаю о себе. | 1.Беседы: «Знаешь ли ты себя». «Что ты знаешь о своем друге», 2.Игры: «Назови, каким тебя видят друзья», «Какой ты». 3.Посильное участие в операции «Чистота». |
Сохрани свое здоровье сам. | 1.Беседы: «Сохрани свое здоровье сам», «Осторожно! Грипп!», «Гигиена для здоровья – первый друг», «Витамины укрепляют организм» . 2.Игры: «Вредно- полезно», 3.Экскурсия в лес 4.Осенний кросс |
Занятия по ОБЖ | 1.Беседы: «Правила поведения на дороге», «Злоумышленник на улице», «Как могут стать опасными домашние вещи», «Как беречь глаза, хороший слух.» 2.Практическое занятие «Как правильно переходить улицу». |
Питание | 1.Беседы: «Правила хорошего питания», «Витамины укрепляют организм». 2.Организация горячего питания в школе |
Информационные источники.
- Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья, 1994. т. 1, №1, с. 13- 18.
- Артемова Т.А., Ковалева А.В. физиологические и психологические предикторы умственной работоспособности детей шестилетнего возраста // Материалы Первой Российской конференции по экологической психологии. М., 1996, с. 14— 16.
- Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. 160с.
- Гурьева В. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. 208 с.
- Данилова Е.Е. Методика изучения фрустрационных реакций у детей // Иностранная психология, 1996, №6, с. 69-80.
- Ковалева А.В. Прогнозирование школьной успеваемости по объективным физиологическим и психофизиологическим показателям // Материалы 1-й конференции ПМС-центров г. Москвы, август 1998.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996. 180с.
- Лучшие психологические тесты. М., 1994.
- Новикова Е.В. Как подготовить руку ребенка к письму: Комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей. М., 2002.
- Программа подготовительного и 1 — 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. / Ред. В.В.Воронкова. М., 1999.
- Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. С.-Пб., 1997.
- Утехина К.ГЛ. Развитие графических навыков письма у дошкольников 6—7 лет: Опыт работы практического педагога. М,1996.
- Уфимцева Л.П. Некоторые подходы к преодолению сенсомоторных затруднений при обучении письму и чтению учащихся вспомогательной школы // Дефектология, 2004. № 3; 2005. № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа реабилитации по социально – бытовой ориентировке на ребенка – инвалида
Курс социально – бытовая ориентировка (СБО) направлен на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья....
Программа «Индивидуальная комплексная программа реабилитации / абилитации ребенка-инвалида»
В составе рабочей группы в Казенном учреждении ХМАО-Югры «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» разработана «Индивидуальная комплексная программа реабилитации / абилитации ребенка-инва...
Концепция развития социальной реабилитации детей-инвалидов от 7 до 18 лет
Поняте социальной реабилитации всключает в себя не только оказание адресной социальной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов. В рамках деятельности центра социальной реабилитации также успешно ...
Социальная интеграция как цель реабилитации детей-инвалидов.
Всесторонняя реабилитация детей-инвалидов в целях их социальной адаптации и интеграции в общество....
Индивидуальная программа психолого – педагогического сопровождения образования ребёнка – инвалида
В помощь при разработке программ психолого-педагогического сопровождения...
Программа педагогического сопровождения ребёнка- инвалида
Программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка- инвалида...
Реабилитация детей-инвалидов как специфическое направление социальной политики
Педагогическая и психологическая реабилитация, вместе с медицинской и инженерной, выгодно дополняют друг друга, способствуя осуществлению комплексного подхода в реабилитации лиц с различными нар...