Программа внеурочной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) начального общего образования по спортивно – оздоровительному направлению «Доктор Здоровья»
рабочая программа по зож
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_doktor_zdorovya.docx | 65.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области
(МКОУ Купинская школа-интернат)
РАССМОТРЕН на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «__31_» _08 _2017г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ Купинской школы - интерната _________ О.В.Кокарева Приказ № ___ от «_1_» __09___2017 г. |
Программа
внеурочной деятельности
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) начального общего образования
по спортивно – оздоровительному направлению
«Доктор Здоровья»
Разработчик: Бучельникова А.А.
учитель начальных классов
2017 -2020 учебные годы
Оглавление
1. | Нормативно-правовая и документальная основа | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Цели, задачи внеурочной деятельности | 7 |
4. | Основные принципы программы | 7 |
5. | Направления реализации и содержание программы | 8 |
6. | Планируемые результаты реализации программы | 24 |
7. | Условия реализации программы | 25 |
8. | Сроки реализации программы | 25 |
Программа внеурочной деятельности ФГОС НОО ОВЗ МКОУ Купинской школы – интерната обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам.
1. Нормативно-правовая и документальная основа
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ №2341 от 25.08.2015г Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области « О введении ФГОС НОО ОВЗ» О внедрении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в «пилотном» режиме Новосибирской области по первому варианту учебного плана,
- Постановления Главы Купинского района О введении ФГОС НОО ОВЗ.№ 677 от 04.09.2015г в начальных классах .
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2015 года №1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования №253 от 31.03.2014 года»;
7. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.01.2016 года № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования №253 от 31.03.2014 года»;
8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
9. Устав МКОУ Купинской школы – интерната.
2. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся с ОВЗ. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся с ОВЗ в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- - стрессовая педагогическая тактика;
- - несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- - несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- - недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- - провалы в существующей системе физического воспитания;
- - интенсификация учебного процесса;
- - функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- - частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- - отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Доктор Здоровья».
Занятия носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
- навыки дискуссионного общения;
- опыты;
- игра.
Режим проведения занятий:
1-й год обучения 1час в неделю, 4 часа в месяц.
2-й год обучения 1 час в неделю, 4 часа в месяц.
3-й год обучения 1час в неделю, 4часа в месяц.
4-й год обучения 1час в неделю, 4 часа в месяц.
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- прослушивание песен и стихов;
- разучивание и исполнение песен;
- организация подвижных игр;
- проведение опытов;
- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-11 лет, реализуется за 4 года. Количество учащихся составляет 12 человек.
Ожидаемые результаты
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
- формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
3. Цель и задачи программы
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
4. Основные принципы программы
Данная программа строится на принципах:
- Научности;в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
- Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
5. Направление реализации и содержание программы
Для учащихся с ОВЗ особое направление имеет коррекционно-развивающая деятельность.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основному направлению развития личности:
- спортивно-оздоровительное
1 год обучения - (34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Советы доктора Воды. | 1 |
2 | Друзья Вода и Мыло. | 1 |
3 | Глаза – главные помощники человека. | 1 |
4 | Подвижные игры | 1 |
5 | Чтобы уши слышали. | 1 |
6 | Почему болят зубы. | 1 |
7 | Чтобы зубы были здоровыми. | 1 |
8 | Как сохранить улыбку красивой. | 1 |
9 | Подвижные игры | 1 |
10 | «Рабочие инструменты» человека. | 1 |
11 | Зачем человеку кожа | 1 |
12 | Надёжная защита организма | 1 |
13 | Если кожа повреждена | 1 |
14 | Подвижные игры | 1 |
15 | Питание – необходимое условие для жизни человека | 1 |
16 | Здоровая пища для всей семьи | 1 |
17 | Сон – лучшее лекарство | 1 |
18 | Какое настроение? | 1 |
19 | Я пришёл из школы | 1 |
20 - 21 | Подвижные игры | 1 |
22 - 23 | Я - ученик | 2 |
24-25 | Вредные привычки | 2 |
26 | Подвижные игры | 1 |
27 | Скелет – наша опора | 1 |
28 | Осанка – стройная спина | 1 |
29 - 30 | Если хочешь быть здоров | 2 |
31 | Правила безопасности на воде | 1 |
32 | Подвижные игры | 1 |
33-34 | Обобщающие уроки «Доктора природы» | 2 |
Содержание занятий.
Тема 1. Советы доктора Воды. (1час)
Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко».
Тема 2. Друзья Вода и мыло. (1час)
Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа.
Тема 3. Глаза – главные помощники человека. (1час)
Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению.
Тема 4. Подвижные игры. (1час)
Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!»
Тема 5. Чтобы уши слышали. (1час)
Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правил сохранения слуха.
Тема 6. Почему болят зубы. (1час)
Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации. Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование.
Тема 7. Чтобы зубы были здоровыми. (1час)
Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа. Разучивание стихотворение. Тест.
Тема 8. Как сохранить улыбку красивой? (1час)
Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа.
Тема 9. «Рабочие инструменты» человека. (1час)
Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать». Практическая работа.
Тема 10. Подвижные игры. (1час)
Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч».
Тема 11.Зачем человеку кожа. (1час)
Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей.
Тема 12. Надёжная защита организма. (1час)
Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест.
Тема 13. Если кожа повреждена. (1час)
Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»
Тема 14. Подвижные игры. (1час)
Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета», «Поезд».
Тема 15. Питание – необходимое условие для жизни человека. (1час)
Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».
Тема 16. Здоровая пища для всей семьи. (1час)
Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания.
Тема 17.Сон – лучшее лекарство. (1час)
Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».
Тема 18. Как настроение? (1час)
Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест.
Тема 19. Я пришёл из школы. (1час)
Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».
Тема 20 - 21. Подвижные игры по выбору детей. (2 часа)
Тема 22-23. Я – ученик. (2 часа)
Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».
Тема 24-25. Вредные привычки. (2 часа)
Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая работа в парах.
Тема 26.Подвижные игры. (1час)
Разучивание игр «Золотое зёрнышко», «Не зевай!», «Западня».
Тема 27. Скелет – наша опора. (1час)
Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи.
Тема 28. Осанка – стройная спина! (1час)
Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.
Тема 29 - 30. Если хочешь быть здоров. (2часа)
Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…»
Тема 31. Правила безопасности на воде. (1час)
Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.
Тема 32. Подвижные игры. Весёлые старты. (1часа)
Тема 33-34.Обобщающие занятия «Доктора здоровья». (2часа)
Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.
2 год обучения - (34часа)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Причина болезни | 1 |
2 | Признаки болезни | 1 |
3 | Как здоровье? | 1 |
4 | Как организм помогает себе сам | 1 |
5 | Здоровый образ жизни | 1 |
6 | Какие врачи нас лечат | 1 |
7 | Инфекционные болезни | 1 |
8 | Прививки от болезней | 1 |
9 | Какие лекарства мы выбираем | 1 |
10 | Домашняя аптека | 1 |
11 | Отравление лекарствами | 1 |
12 | Пищевые отравления | 1 |
13 | Если солнечно и жарко | 1 |
14 | Если на улице дождь и гроза | 1 |
15 | Опасность в нашем доме | 1 |
16 | Как вести себя на улице | 1 |
17 | Вода - наш друг | 1 |
18 | Как уберечься от мороза | 1 |
19 | Чтобы огонь не причинил вреда | 1 |
20 | Чем опасен электрический ток | 1 |
21 | Травмы | 1 |
22 | Укусы насекомых | 1 |
23 | Что мы знаем про собак и кошек | 1 |
24 | Отравление ядовитыми веществами | 1 |
25 | Отравление угарным газом | 1 |
26 | Как помочь себе при тепловом ударе | 1 |
27 | Растяжение связок и вывих костей | 1 |
28 | Переломы | 1 |
29 | Если ты ушибся или порезался | 1 |
30 | Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело | 1 |
31 | Укус змеи | 1 |
32 | Расти здоровым | 1 |
33 | Воспитай себя | 1 |
34 | Я выбираю движение | 1 |
Содержание программы.
Тема 1. Причины болезни. (1час)
Слово учителя. Повторение девиза «Уроков здоровья». Анализ стихотворения. Оздоровительная минутка. Повторение мудрых слов.
Тема 2. Признаки болезни. (1час)
Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп». Оздоровительная минутка. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?»
Тема 3. Как здоровье? (1час)
Игра- соревнование «Кто больше знает?». Тест «Твоё здоровье», Оздоровительная минутка. Практическая работа «Помоги себе сам».
Тема 4.Как организм помогает себе. (1час)
Повторение причин болезни. Рассказ учителя. Режим дня. Оздоровительная минутка. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?». Составление памятки «Как правильно готовить уроки».
Тема 5.Здоровый образ жизни. (1час)
Встреча с докторами Здоровья. Повторение правил. Анализ ситуации. Игра «Вставь словечко». Оздоровительная минутка. Мудрые слова доктора Свежий Воздух.
Тема 6.Какие врачи нас лечат. (1час)
Повторение составляющих здорового образа жизни. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Самоанализ здоровья.
Тема 7. Инфекционные болезни. (1час)
Слово учителя. Словарная работа. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура…»
Тема 8. Прививки от болезней. (1час)
Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении С.Михалкова «Прививка». Оздоровительная минутка. Игра «Полезно – вредно».
Тема 9.Какие лекарства мы выбираем. (1час)
Игра «Кто больше знает?» Беседа «Из чего получают лекарства». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова.
Тема 10. Домашняя аптечка. (1час)
Игра «Светофор здоровья». Анализ ситуации. Работа над стихотворением С. Михалкова «Для больного человека…» Аптека дома. Оздоровительная минутка. Это полезно знать!
Тема 11. Отравление лекарствами. (1час)
Беседа по теме. Игра – соревнование «Кто больше?» Оздоровительная минутка. Признаки лекарственного отравления. Помоги себе сам! Практическая работа.
Тема 12.Пищевые отравления. (1час)
Повторение признаков лекарственного отравления. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Признаки пищевого отравления. Первая помощь при отравлениях.
Тема 13.Если солнечно и жарко. (1час)
Повторение правил поведения при пищевом отравлении. Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Забыла Таня про обед…» Оздоровительная минутка. Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!»
Тема 14. Если на улице дождь и гроза. (1час)
Повторение правил. Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам!
Тема 15. Опасность в нашем доме. (1час)
Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Мама приходит с работы…» Правила безопасного поведения в доме. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».
Тема 16. Как вести себя на улице. (1час)
Рассказ учителя. Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Игра «Светофор здоровья». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Заучивание слов. Правила безопасности поведения в транспорте.
Тема 17. Вода – наш друг.(1час)
Встреча с доктором Вода. Правила поведения на воде. Обсуждения стихотворения И. Емельянова. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». Когда опасность рядом.
Тема 18.Как уберечься от мороза. (1час)
Работа с отрывком из сказки С. Михалкова «Мороз и морозец». Признаки обморожения. Оздоровительная минутка. Составление правил. Игра «Полезно – вредно».
Тема 19.Чтобы огонь не причинил вреда. (1час)
Повторение правил поведения на воде. Беседа «Чем опасен огонь?» Игра «Светофор здоровья». Обсуждение ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре».
Тема 20. Чем опасен электрический ток. (1час)
Повторение правил поведения при пожаре в доме. Рассказ учителя. Словарная работа. Первая помощь пострадавшему. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».
Тема 21.Травмы. (1час)
Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка. Заучивание слов.
Тема 22.Укусы насекомых. (1час)
Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг какой – то страшный зверь…» Признаки аллергии. Помоги себе сам. Оздоровительная минутка. Словарная работа. Заучивание слов.
Тема 23. Что мы знаем про собак и кошек. (1час).
Беседа о домашних животных. Обсуждение стихотворения. Правила обращения с животными. Оздоровительная минутка. Составление правил. Это интересно!
Тема 24.Отравление ядовитыми веществами. (1час)
Виды отравлений. Игра – соревнование «Кто больше знает?» Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья» Признаки отравления ядовитыми веществами. Словарная работа. Первая помощь при отравлениях.
Тема 25. Отравление угарным газом. (1час)
Беседа по теме. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Признаки отравления угарным газом. Помоги себе сам (составление правил). Игра «Вставь пропущенные слова».
Тема 26.Как помочь себе при тепловом ударе. (1час)
Рассказ учителя. Признаки теплового удара. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Игра «Светофор здоровья».
Тема 27. Растяжение связок и вывих костей. (1час)
Повторение «Какие бывают травмы». Рассказ учителя. Признаки растяжения связок и вывиха костей. Оздоровительная минутка. Практическая работа в группах.
Тема 28. Переломы. (1час)
Виды переломов. Знакомство с правилами. Оздоровительная минутка. Практическая работа в парах.
Тема 29. Если ты ушибся или порезался. (1час)
Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола…» Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Словарная работа. Практическая работа в парах.
Тема 30. Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело. (1час)
Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Оздоровительная минутка. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо. Отгадывание кроссворда «Органы».
Тема 31. Укусы змей. (1час)
Рассказ учителя. Это интересно! Признаки укусы змеи. Оздоровительная минутка. Первая помощь при укусе змеи. Отгадывание кроссворда.
Тема 32. Расти здоровым. (1час)
Рассказ учителя о неизлечимых болезнях века. Оздоровительная минутка. Решение задач.
Тема 33. Воспитай себя. (1час)
Беседа по теме. Тест «Оцени себя сам». Оздоровительная минутка.
Тема 34. Я выбираю движение. Обобщающий урок.(1час)
Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!»
3 год обучения - (34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Как воспитывать уверенность и бесстрашие. | 1 |
2 | Учимся думать. | 1 |
3 | Спеши делать добро. | 1 |
4 | Поможет ли нам обман. | 1 |
5 | «Неправда – ложь»в пословицах и поговорках. | 1 |
6 | Надо ли прислушиваться к советам родителей. | 1 |
7 | Почему дети и родители не всегда понимают друг друга. | 1 |
8 | Все ли желания выполнимы. | 1 |
9 | Как воспитать в себе сдержанность. | 1 |
10- 11 | Как отучить себя от вредных привычек. | 2 |
12 | Я принимаю подарок. | 1 |
13 | Я дарю подарки. | 1 |
14 | Наказание. | 1 |
15 | Одежда. | 1 |
16 | Ответственное поведение. | 1 |
17 | Боль. | 1 |
18 | Сервировка стола. | 1 |
19 | Правила поведения за столом. | 1 |
20 | Ты идешь в гости. | 1 |
21 | Как вести себя в транспорте и на улице. | 1 |
22 | Как вести себя в театре , кино, школе. | 1 |
23 | Умеем ли мы вежливо обращаться. | 1 |
24 | Умеем ли мы разговаривать по телефону. | 1 |
25 | Помоги себе сам. | 1 |
26 | Умей организовать свой досуг. | 1 |
27 | Что такое дружба. | 1 |
28 | Кто может считаться настоящим другом. | 1 |
29 | Как доставить родителям радость. | 1 |
30 | Если кому-нибудь нужна твоя помощь. | 1 |
31 | Спешите делать добро. | 1 |
32 | Огонек здоровья. | 1 |
33 | Путешествие в страну здоровья. | 1 |
34 | Культура здорового образа жизни. | 1 |
Содержание программы.
Тема 1. Как воспитывать уверенность и бесстрашие.(1час)
Беседа по теме «Как воспитывать уверенность и бесстрашие.» Работа по стихотворению Э Успенского «Академик Иванов». Анализ ситуации по стихотворению И. Токмаковой «Не буду бояться». Игра «Давайте разберемся», практическое занятие.
Тема 2. Учимся думать. (1час)
Беседа по теме занятия. Заучивание слов. Игра «Почему это произошло?». Беседа «Свое мнение».
Тема 3. Спеши делать добро.(1час)
Игра «Продолжи сказку». Беседа по теме. Заучивание пословицы. Игра в пословицы. Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность».
Тема 4. Поможет ли нам обман.(1час)
Беседа «Что такое ложь?». Игра «Продолжите рассказы». Творческая работа.
Тема 5. «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках.(1час)
Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка». Беседа по прочитанному. Заучивание слов. Заучивание пословиц о правде и лжи.
Тема 6. Надо ли прислушиваться к советам родителей.(1час)
Беседа по теме. Анализ ситуаций на примере стихотворения С. Михалкова «Я ненавижу слово «спать». Творческая работа «Портрет родителей». Пожелание себе. Чтение и обсуждение отрывка из рассказа Е. Чарушина «Курочка».
Тема 7. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.(1час)
Беседа по теме. Анализ рассказа М. Горького «Воробышек». Оздоровительная минутка. Игра «Почему нам запрещают?».
Тема 8. Все ли желания выполнимы.(1час)\
Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворениях «Две сестрички дружно жили» и А. Барто «Девочка - рёвушка. Толкование пословиц и крылатых выражений.
Тема 9. Как воспитать в себе сдержанность.(1час)
Беседа «Что такое каприз?». Игра «Проверь себя». Оздоровительная минутка. Работа с толковым словарем. Толкование пословиц.
Тема10- 11. Как отучить себя от вредных привычек.(2часа)
Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Пятерня! Пятерня!». Беседа по теме «Вредные привычки». Составление памятки «Это полезно знать!». Повторение основного девиза. Работа со стихотворением Г. Остера «Нет приятнее занятья…». Заучивание слов. Игра «Давай поговорим». Чтение стихотворений на тему занятия.
Тема12. Я принимаю подарок.(1час)
Беседа по теме. Игра «Закончите предложение». Анализ ситуации в стихотворении Г Остера «Если ты пришел на елку…» и Н. Носова «Письмо Незнайки». Составление памятки «Это полезно помнить!». Игра «Подбери слова благодарности».
Тема13. Я дарю подарки.(1час)
Беседа по теме. Анализ ситуации из песни Э Успенского «У нашей мамы праздник» и стихотворении Г Остера «Если друг на день рожденья…». Ввод понятия «эмоция» и его происхождение. Игра «Выбери ответ». Составление памятки «Это полезно знать!».
Тема 14.Наказание. (1час)
Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении «Мальчик нарядный в гости идет» и стихотворении ЭМошковской «Я ушел в свою обиду». Творческая работа.
Тема 15.Одежда. (1час)
Беседа по теме. Игра «Кто больше знает?». Игра «Закончи фразу». Толкование пословицы. Игра «Найди правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении ЭМошковской «Смотрите, в каком я платьице!». Обсуждение высказывания А. П. Чехова.
Тема 16.Ответственное поведение. (1час)
Беседа по теме. Игра «Закончите высказывание». Составление памятки «Правила поведения с незнакомыми людьми». Чтение стихов «Азбука безопасности». Анализ ситуации по отрывку из рассказа А. Раскина «Как папа опаздывал».
Тема 17. Боль. (1час)
Разгадывание кроссворда. Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении О. Дриза «Шип в мою ладонь впился…». Игра «Закончите фразу».
Тема 18.Сервировка стола. (1час)
Беседа по теме. Разгадывание кроссворда. Работа над правильным правописанием и произношением слова «аппетит». Беседа «Как правильно накрыть стол». Практическая работа по этой теме. Беседа «Мы идем в кафе».
Тема 19.Правила поведения за столом. (1час)
Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении З. Александровой «Ложкою мешая, сердится Танюшка…» Работа над правилами поведения за столом. Анализ ситуации в стихотворении Г. Остера «От знакомых уходя…»
Тема 20.Ты идешь в гости . (1час)
Анализ ситуаций. Беседа по теме. Составление приглашений. Составление памятки «В гости надо приходить…»
Тема 21. Как вести себя в транспорте и на улице. (1час)
Беседа по теме. Составление памятки «О правилах поведения в транспорте, на улице». Чтение стихотворений «Азбука поведения». Игра «Выбери правильный ответ».
Тема 22. Как вести себя в театре, кино, школе. (1час)
Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении А. Барто «В театре». Игра «Найди правильный ответ». Беседа «Правила поведения в общественных местах, школе, в детском саду, на игровой площадке».
Тема 23. Умеем ли мы вежливо обращаться. (1час)
Беседа по теме. Игра «Комплимент». Анализ ситуации. Беседа «Умей правильно отказаться от предложения». Чтение стихотворений о «волшебных» словах.
Тема 24. Умеем ли мы разговаривать по телефону. (1час)
Беседа по теме. Игра «Телефон». Составление памятки «Правила ведения телефонного разговора». Игра «Комплимент».
Тема 25. Помоги себе сам. (1час)
Анализ ситуации в стихотворении И. Токмаковой «Скоро в школу». Работа с мудрыми мыслями. Беседа по теме. Чтение и анализ стихотворения С. Маршака «Кот и лодыри». Анализ ситуации в стихотворении Г. Остера «Если друг твой самый лучший…» Игра «Закончи предложения».
Тема 26. Умей организовать свой досуг. (1час)
Беседа по теме. Стихотворный монтаж. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в потешных сказках (по мотивам русского фольклора).
Тема 27. Что такое дружба. (1час)
Беседа по теме. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». Игра «Хочу быть». Чтение стихотворения П. Синявского «Ветерок с березкой шепчется». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».
Тема 28. Кто может считаться настоящим другом. (1час)
Беседа по теме. Чтение и анализ отрывка из рассказа В. Осеевой «Долг». Игра «Продолжи предложение». Анализ ситуации в стихотворении А. Шалыгина «Настроение упало». Игра «Любит - не любит». Анализ выражения А. Экзюпери «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил…»
Тема 29. Как доставить родителям радость. (1час)
Чтение отрывков из стихотворений детских писателей. Беседа по теме. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Г. Ширковца «Не пойму я взрослых этих…» Игра «Комплимент».
Тема 30. Если кому - нибудь нужна твоя помощь. (1час)
Беседа по теме. Игра «Выбери правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении Е. Благининой «Наш дедушка». Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».
Тема 31. Спешите делать добро. (1час)
Беседа по теме. Толкование пословиц. Игра «Кто больше знает?» Высказывания великих людей о доброте. Инсценировка отрывка из произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Чтение стихотворений о доброте.
Тема 32. Огонек здоровья. (1час)
Беседа по теме Театральная постановка «Доктор Айболит». Викторина «Будь здоров!» Работа над пословицами о здоровье.
Тема 33. Путешествие в страну здоровья. (1час)
Игра- путешествие «В страну здоровья». Станция «Мойдодыр» (о личной гигиене). Станция «Неосторожность» (оказание первой помощи при несчастных случаев). Станция «Не болей» (профилактика инфекционных заболеваний). Станция «Опрятность» (уход за одеждой). Станция «Долой грязь» (гигиена жилища) и т. д.
Тема 34. Культура здорового образа жизни. (1час)
Урок - соревнование. Культура поведения. Человек и окружающий мир. Культура общения. Человек и его здоровье. Писатели детям.
4 год обучения - (34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Что такое здоровье? | 1 |
2 | Что такое эмоции? | 1 |
3 | Чувства и поступки | 1 |
4 | Стресс | 1 |
5 | Учимся думать и действовать | 1 |
6 | Учимся находить причину и последствия событий | 1 |
7 | Умей выбирать | 1 |
8 | Принимаю решение | 1 |
9 | Я отвечаю за свои решения | 1 |
10 | Что мы знаем о курении | 1 |
11 | Зависимость | 1 |
12 | Умей сказать НЕТ | 1 |
13 | Как сказать НЕТ | 1 |
14 | Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? | 1 |
15 | Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения | 1 |
16 | Волевое поведение | 1 |
17 | Алкоголь | 1 |
18 | Алкоголь – ошибка | 1 |
19 | Алкоголь – сделай выбор | 1 |
20 | Наркотик | 1 |
21 | Наркотик – тренинг безопасного поведения | 1 |
22 | Мальчишки и девчонки | 1 |
23 | Моя семья | 1 |
24 | Дружба | 1 |
25 | День здоровья | 1 |
26 | Умеем ли мы правильно питаться? | 1 |
27 | Я выбираю кашу | 1 |
28 | Чистота и здоровье | 1 |
29 | Откуда берутся грязнули? | 1 |
30 | Чистота и порядок | 1 |
31 | Будем делать хорошо и не будем плохо | 1 |
32 | КВН «Наше здоровье» | 1 |
33 | Я здоровье берегу – сам себе я помогу. | 1 |
34 | Будьте здоровы! | 1 |
Содержание программы
Тема 1. Что такое здоровье? (1час)
Слово учителя. Практическая работа. Встреча с медсестрой. Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Творческое задание «Здоровье – это…»
Тема 2. Что такое эмоции? (1час)
Практическая работа. Работа со словарём. Игры «Кто больше знает?», «Продолжи предложение». Оздоровительная минутка. Игра «Твоё имя».
Тема 3. Чувства и поступки. (1час)
Работа со стихотворением Дж. Родари. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Творческая работа в тетради.
Тема 4.Стресс. (1час)
Рассказ учителя. Словарная работа. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Заучивание слов.
Тема 5. Учимся думать и действовать. (1час)
Повторение. Чтение и анализ стихотворений. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Что? Зачем? Как?»
Тема 6. Учимся находить причину и последствия событий. (1час)
Игра «Почему это произошло?» Работа с пословицами. Оздоровительная минутка. Игры «Назови возможные последствия», «Что? Зачем? Как?»
Тема 7. Умей выбирать. (1час)
Анализ сказки. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Комплимент».
Тема 8. Принимаю решение.(1час)
Практическая работа по составлению правил. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Психологический тренинг. Работа со стихотворением Б. Заходера «Что красивей всего?»
Тема 9. Я отвечаю за своё решение.(1час)
Практическая работа. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка. Игры «Что я знаю о себе», «Продолжите предложение».
Тема 10. Что мы знаем о курении. (1час)
Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Работа над пословицами. Беседа по сказке. Оздоровительная минутка. Это интересно! Творческая работа.
Тема 11. Зависимость. (1час)
Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Странные вещи». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! Игра «Давай поговорим».
Тема 12. Умей сказать НЕТ. (1час)
Анализ ситуации. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игры «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?».
Тема 13. Как сказать НЕТ. (1час)
Игра «Зеркало и обезьяна». Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Продолжите предложение». Толкование пословиц. Психологический тренинг.
Тема 14. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? (1час)
Робота со стихотворением А. Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете…» Игра «Комплимент». Оздоровительная минутка. Рассказ учителя. Работа с плакатом «Дерево решений». Практическая работа.
Тема 15. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения. (1час)
Анализ ситуации. Игра «Выбери правильный ответ». Оздоровительная минутка. Работа с деревом решений. Творческая работа.
Тема 16. Волевое поведение. (1час)
Рассказ учителя. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Игра «Сокровища сердца». Психологический тренинг.
Тема 17. Алкоголь. (1час)
Встреча с медработником. Коллективное рисование. Это интересно! Оздоровительная минутка. Игра «Беседа по кругу». Это полезно помнить!
Тема 18. Алкоголь – ошибка. (1час)
Работа над стихотворением. Анализ ситуации в басне С.Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Выбери ответ». Оздоровительная минутка. Это полезно помнить! Психологический тренинг.
Тема 19. Алкоголь – сделай выбор. ( 1час)
Беседа по теме. Игра «Список проблем». Оздоровительная минутка. Творческая работа с деревом решений. Психологический тренинг.
Тема 20. Наркотик. (1час)
Анализ ситуации. Рассказ учителя. Встреча с медработником. Оздоровительная минутка. Правила безопасности. Творческая работа. Игра «Давай поговорим».
Тема 21. Наркотик – тренинг безопасного поведения. (1час)
Игра «Пирамида». Повторение правил. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Игра «Давай поговорим». Психологический тренинг.
Тема 22. Мальчишки и девчонки. (1час)
Беседа по теме. Игра «Противоположности». Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…» Творческая работа.
Тема 23. Моя семья. (1час)
Защита рисунков. Анализ ситуации в рассказе К.Д.Ушинского «Сила не право». Оздоровительная минутка. Чтение и анализ стихотворения. Игра «Продолжи предложение».
Тема 24. Дружба. (1час)
Игровое занятие с любимыми героями. Разыгрывание ситуаций.
Тема 25. День здоровья. (1час)
Открытие праздника. Игры и соревнования.
Тема 26. Умеем ли мы правильно питаться?(1час)
Сюжетно - ролевая игра «Мы идём в магазин». Это интересно! Отгадывание загадок. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки». Инсценировка «Спор овощей». Игра «Какие овощи выросли в огороде?» Встреча с Доктором Айболитом.
Тема 27. Я выбираю кашу. (1час)
Игра «Пословицы запутались». Это интересно! Игры «Отгадай - ка», «Затейники». Оздоровительная минутка «Зёрнышко». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша» Игра «Угадай сказку».
Тема 28. Чистота и здоровье. (1час)
Праздник чистоты с Мойдодыром. Инсценировка. Игра «Три движения».
Тема 29.Откуда берутся грязнули? (игра – путешествие) (1час)
Остановка на станции «Грязнулька». Анализ ситуаций в стихотворении Л.Яхнина «Жил на свете мальчик странный…», Э.Успенского «Очень страшная история». Это полезно помнить! Работа со стихотворением.
Тема 30. Чистота и порядок (продолжение путешествия). (1час)
Работа с пословицами и поговорками. Игра «Угадай». Оздоровительная минутка. Работа со стихотворениями.
Тема 31. Будем делать хорошо и не будем плохо.(1час)
Беседа по теме. Работа с пословицами. Высказывания о доброте. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Это интересно! Чтении и анализ стихотворений.
Тема 32. КВН «Наше здоровье» (1час)
Тема 33. Я здоровье берегу – сам себе я помогу (урок-праздник) (1час)
Тема 34. Будем здоровы. (1час)
Посещение медицинского кабинета. Игра «Письма». Практическая работа «Выпуск стенной газеты».
6. Планируемые результаты реализации программы
- Результаты первого уровня (приобретение учащимися с ОВЗ социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни);
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения учащихся с ОВЗ к базовым общественным ценностям и к социальной реальности в целом);
- Результаты третьего уровня (приобретение учащимися с ОВЗ опыта самостоятельного социального действия).
7. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
- кадровое обеспечение программы,
- методическое обеспечение программы,
- материально-техническое обеспечение программы.
Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Уроки докторов Здоровья» необходимы следующие принадлежности:
- спортивный инвентарь;
- подборка видеофрагментов;
- подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
- компьютер, принтер, сканер, мультимедиа проектор;
- набор ЦОР по валеологии.
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель биологии, либо любой другой специалист в области естествознания, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
8. Сроки реализации программы
2017 - 2020 учебные годы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Мастер-класс с целью повышение уровня профессиональной компетентности учителей музыки по использованию упражнений, способствующих развитию чувства ритма у детей на уроках музыки и во внеурочной деятел...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ социального направления «Мир вокруг нас» НА УРОВЕНЬ начального ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1 класс
В сфере личностных УУД изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни. Изучению курса "Мир вокруг нас" способствует формированию предметных и метапредметн...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Проектная работа на тему"Организация внеурочной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."
Проектная работа на тему:"Организация внеурочной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья" направлена на исследование, изучение и обобщения опыта организации внеуроч...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу" Финансовая грамотность" (социальное направление) (уровень начального общего образования)
Данная программа разработана для обучающихся 3-4 классов по курсу "Финансовая грамотность"...
Проектная работа «Реализация общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»
мНастоящая программа предусматривает расширение общего кругозора, развитие пространственного мышления, логики, формирование устойчивого интереса к обучению и самореализации обучающихся, их социальную ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» для 1-4 классов начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности«Тропинка в профессию» для 1-4 классов начального общего образования...