РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» для 1-4 классов начального общего образования
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Тропинка в профессию»
для 1-4 классов начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1-4_tropinka_v_professiyu.docx | 36.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Департамент образования Администрации города
МБОУ "СШ № 22"
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Тропинка в профессию»
для 1-4 классов начального общего образования
на 2023-2024 учебный год
учитель начальных классов
Афонина Ксения Викторовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В рамках Национального проекта «Образование» реализуется федеральный проект «Успех каждого ребенка», одним из направлений которого является ранняя профориентация. Профессиональная деятельность занимает в жизни человека особое место. Родителей волнует будущее их детей с самого рождения. Они внимательно следят за развитием склонностей своих детей, стараются помочь им в профессиональном выборе.
Проблема профессиональной ориентации младших школьников в учебно – воспитательном процессе актуальна для образования в целом. В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт работы по профориентации старших школьников.
Курс внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка знакомит младших школьников с профессиями и обеспечивает пропедевтику профориентационной подготовки младших школьников.
Программа направлена не только на удовлетворение познавательного интереса младших школьников, но и способствует нравственному воспитанию учащихся, становлению активной гражданской позиции школьников, окажет неоценимую помощь, как учителю, так и детям, и родителям.
Преимущество программы в том, что она совмещает работу одновременно двух направлений: учебное - проектная деятельность и воспитательно-образовательное – знакомство с миром профессий.
Занятия по данной программе строятся с учётом возрастных особенностей и возможностей ребенка.
Цель программы: создание условий для расширения знаний учащихся о мире профессий, формирование интереса к познанию мира и успешной социализации младших школьников.
Задачи:
- создать профориентационную среду, с привлечением родителей.
- познакомить обучающихся с особенностями различных видов профессий;
- способствовать формированию уважительного отношения к труду и людям разных профессий;
- способствовать самоопределению ребенка через развитие его интеллектуальных и творческих способностей.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ
Программа внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» социальной направленности с практической ориентацией разработана для обучающихся 1-4 классов.
На усвоение программы отведено 135 часов: в 1 классе отводится 33 часа (1 раз в неделю), во 2 - 4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю).
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования, содержание программы соответствует психологическим и возрастными особенностями младших школьников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
- участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
- расширение кругозора о мире профессий;
- заинтересованность в развитии своих способностей;
- участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии;
- возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности;
- способность добывать новую информацию из различных источников.
- полученные знания позволят детям ориентироваться в профессиях;
- умение оценивать свой труд;
- получение знаний и навыков, связанных с миром профессий.
Метапредметные результаты:
регулятивные:
- при работе с иллюстрациями уметь высказывать свою мысль, отталкиваясь на предложенный учителем план;
- при ознакомлении с новым материалом использовать технологию проблемного диалога;
- учить совместно с другими учениками и учителем давать эмоциональную оценку деятельности используя технологию оценивания учебных успехов.
познавательные:
- при совместной групповой работе уметь использовать полученную информацию и делать выводы;
- уметь составлять рассказы на основе простейших схематических рисунков, различных схем, простейших моделей.
коммуникативные:
- умение слушать и понимать речь других, доносить свою позицию, оформлять это в устной и письменной речи, используя технологию проблемного диалога;
- умение работать в группе, подгруппе, принимать на себя различные роли (лидера, исполнителя, критика).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Модуль I - «Игра в профессии» - 1 класс.
Цель: формирование элементарных знаний о профессиях через игру.
Модуль II - «Путешествие в мир профессий» - 2 класс.
Цель: расширение представлений детей о мире профессий.
Модуль III - «Все работы хороши» - 3 класс.
Цель: формирование мотивации, интереса к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду
Модуль IV - «Труд в почете любой, мир профессий большой» - 4 класс.
Цель: формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развивать интерес к будущей профессии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
1 КЛАСС
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма проведения |
1 | «Все работы хороши» | 1 | Занятие с элементами игры. |
2 | «Все работы хороши» | 1 | Занятие с элементами игры |
3 | «Кому, что нужно» | 1 | Дидактическая игра. Беседа |
4 | «Кому, что нужно» | 1 | Дидактическая игра. Беседа |
5 | «Оденем куклу на работу, едем на работу» | 1 | Занятие с элементами игры. Беседа |
6 | «Оденем куклу на работу, едем на работу» | 1 | Занятие с элементами игры. Беседа |
7 | «Мы строители» | 1 | Занятие с элементами игр. |
8 | «Мы строители» | 1 | Занятие с элементами игр |
9 | «Магазин» | 1 | Знакомство с атрибутами, ролевая игра |
10 | «Магазин» | 1 | Знакомство с атрибутами, ролевая игра |
11 | «Мы идем в магазин» | 1 | Экскурсия. Ролевая игра |
12 | «Мы идем в магазин» | 1 | Экскурсия. Ролевая игра |
13 | «Аптека» | 1 | Знакомство с атрибутами, ролевая игра |
14 | «Аптека» | 1 | Знакомство с атрибутами, ролевая игра |
15 | «Больница» | 1 | Знакомство с атрибутами, ролевая игра |
16 | «Больница» | 1 | Знакомство с атрибутами, ролевая игра |
17 | «Какие бывают профессии» | 1 | Видеознакомство, игровой час |
18 | «Какие бывают профессии» | 1 | Видеознакомство, игровой час |
19 | С.Михалков «Дядя Степа» | 1 | Чтение, беседы, викторины |
20 | С.Михалков «Дядя Степа» | 1 | Чтение, беседы, викторины |
21 | «Дядя Степа-милиционер» | 1 | Экскурсия, видеоурок, встреча с работником полиции |
22 | «Дядя Степа-милиционер» | 1 | Экскурсия, видеоурок, встреча с работником полиции |
23 | «Дядя Степа-милиционер» | 1 | Экскурсия, видеоурок, встреча с работником полиции |
24 | В.Маяковский «Кем быть?» | 1 | Чтение, беседа, обсуждение «Кем я хотел бы быть?» |
25 | В.Маяковский «Кем быть?» | 1 | Чтение, беседа, обсуждение «Кем я хотел бы быть?» |
26 | К.Чуковский «Доктор Айболит» | 1 | Игра-демонстрация, викторина |
27 | К.Чуковский «Доктор Айболит» | 1 | Игра-демонстрация, викторина |
28 | Уход за цветами | 1 | Практика |
29 | Уход за цветами | 1 | Практика |
30 | Профессия повар | 1 | Экскурсия, видеоурок, викторина |
31 | Профессия повар | 1 | Экскурсия, видеоурок, викторина |
32 | «Поварята» | 1 | Практикум |
33 | «Поварята» | 1 | Практикум |
2 КЛАСС
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма проведения |
1 | Мастерская удивительных профессий «Все работы хороши» | 1 | Занятие с элементами игры |
2 | Мастерская удивительных профессий «Все работы хороши» | 1 | Занятие с элементами игры |
3 | «Разные дома» | 1 | Конструирование |
4 | «Разные дома» | 1 | Конструирование |
5 | «Дачный домик» | 1 | Аппликация |
6 | «Дачный домик» | 1 | Аппликация |
7 | «Моя профессия» | 1 | Игра-викторина |
8 | «Моя профессия» | 1 | Игра-викторина |
9 | «Профессия «Врач» | 1 | Занятие с элементами игры, приглашение врача |
10 | «Профессия «Врач» | 1 | Занятие с элементами игры, приглашение врача |
11 | «Профессия «Врач» | 1 | Занятие с элементами игры, приглашение врача |
12 | «Больница» | 1 | Сюжетно-ролевая игра |
13 | «Больница» | 1 | Сюжетно-ролевая игра |
14 | Доктор «Айболит» | 1 | Сюжетно-ролевые игры, просмотр мультфильма |
15 | Доктор «Айболит» | 1 | Сюжетно-ролевые игры, просмотр мультфильма |
16 | «Кто нас лечит» | 1 | Экскурсия в медицинский пункт |
17 | «Кто нас лечит» | 1 | Экскурсия в медицинский пункт |
18 | «Добрый доктор Айболит» | 1 | Сюжетно-ролевая игра, просмотр мультфильма |
19 | «Добрый доктор Айболит» | 1 | Сюжетно-ролевая игра, просмотр мультфильма |
20 | «Парикмахерская» | 1 | Сюжетно-ролевая игра |
21 | «Парикмахерская» | 1 | Сюжетно-ролевая игра |
22 | «Все работы хороши – выбирай на вкус!» | 1 | Сюжетно-ролевая игра |
23 | «Все работы хороши – выбирай на вкус!» | 1 | Сюжетно-ролевая игра |
24 | Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» | 1 | Работа с текстами, инсценировка |
25 | Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» | 1 | Работа с текстами, инсценировка |
26 | Профессия «Строитель» | 1 | Дидактическая игра |
27 | Профессия «Строитель» | 1 | Дидактическая игра |
28 | Строительный поединок | 1 | Игра-соревнование |
29 | Строительный поединок | 1 | Игра-соревнование |
30 | Профессия «Кондитер» | 1 | Мастер-классы. |
31 | Профессия «Кондитер» | 1 | Мастер-классы. |
32 | Профессия «Кондитер» | 1 | Мастер-классы. |
33 | «Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» | 1 | Инсценировка стихотворения Александра Кравченко «Честный ответ», мультимедиа. |
34 | «Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» | 1 | Инсценировка стихотворения Александра Кравченко «Честный ответ», мультимедиа. |
3 КЛАСС
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма проведения |
1 | «Что такое профессия» | 1 | |
2 | «Что такое профессия» | 1 | |
3 | «У кого мастерок, у кого молоток» | 1 | |
4 | «У кого мастерок, у кого молоток» | 1 | |
5 | «Истоки трудолюбия» | 1 | |
6 | «Истоки трудолюбия» | 1 | |
7 | «Домашний помощник» | 1 | |
8 | «Домашний помощник» | 1 | |
9 | «Мир профессии» | 1 | |
10 | «Мир профессии» | 1 | |
11 | «Угадай профессии» | 1 | |
12 | «Угадай профессии» | 1 | |
13 | «Какие бывают профессии» | 1 | |
14 | «Какие бывают профессии» | 1 | |
15 | «Куда уходят поезда» | 1 | |
16 | «Куда уходят поезда» | 1 | |
17 | «Моя профессия» | 1 | |
18 | «Моя профессия» | 1 | |
19 | «Наши друзья-книги» | 1 | |
20 | «Откуда сахар пришел» | 1 | |
21 | «Откуда сахар пришел» | 1 | |
22 | «Турнир профессионалов» | 1 | |
23 | «Турнир профессионалов» | 1 | |
24 | «Все профессии нужны, все профессии важны» | 1 | |
25 | «Все профессии нужны, все профессии важны» | 1 | |
26 | «Все профессии нужны, все профессии важны» | 1 | |
27 | «Строим дом» | 1 | |
28 | «Строим дом» | 1 | |
29 | Операция «Трудовой десант» | 1 | |
30 | Операция «Трудовой десант» | 1 | |
31 | «Уход за цветами» | 1 | |
32 | «Уход за цветами» | 1 | |
33 | «Кулинарный поединок» | 1 | |
34 | «Кулинарный поединок» | 1 |
4 КЛАСС
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма проведения |
1 | «Любое дело - моё счастье в будущем» | 1 | Классный час, презентация, работа в группах |
2 | «Любое дело - моё счастье в будущем» | 1 | Классный час, презентация, работа в группах |
3 | «По дорогам идут машины» | 1 | Беседы - тренинг |
4 | «По дорогам идут машины» | 1 | Беседы - тренинг |
5 | «Все работы хороши» | 1 | Игра-конкурс |
6 | «Все работы хороши» | 1 | Игра-конкурс |
7 | «О профессии продавца» | 1 | Беседа-тренинг |
8 | «О профессии продавца» | 1 | Беседа-тренинг |
9 | «О профессии библиотекаря» | 1 | Беседа с элементами игры |
10 | «О профессии библиотекаря» | 1 | Беседа с элементами игры |
11 | «Праздник в городе Мастеров» | 1 | КВН |
12 | «Праздник в городе Мастеров» | 1 | КВН |
13 | «Работники издательства и типографии» | 1 | Экскурсия в типографию, ролевая игра |
14 | «Работники издательства и типографии» | 1 | Экскурсия в типографию, ролевая игра |
15 | «Как приходят вести» | 1 | Экскурсия на почту |
16 | «Как приходят вести» | 1 | Экскурсия на почту |
17 | «Веселые мастерские» | 1 | Игра - состязание |
18 | «Веселые мастерские» | 1 | Игра - состязание |
19 | «Путешествие в Город Мастеров» | 1 | Профориентации - игра |
20 | «Путешествие в Город Мастеров» | 1 | Профориентации - игра |
21 | «Строительные специальности» | 1 | Практикум, защита проекта |
22 | «Строительные специальности» | 1 | Практикум, защита проекта |
23 | «Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй» | 1 | Игровой вечер |
24 | «Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй» | 1 | Игровой вечер |
25 | «Знакомство с промышленными профессиями» | 1 | Конкурс-праздник |
26 | «Знакомство с промышленными профессиями» | 1 | Конкурс-праздник |
27 | «Человек трудом красен» | 1 | Игра-соревнование |
28 | «Человек трудом красен» | 1 | Игра-соревнование |
29 | «Успеешь сам - научи другого» | 1 | Практикум |
30 | «Успеешь сам - научи другого» | 1 | Практикум |
31 | «Чей участок лучше» | 1 | Практикум |
32 | «Чей участок лучше» | 1 | Практикум |
33 | «Кулинарный поединок» | 1 | Практикум |
34 | «Кулинарный поединок» | 1 | Практикум |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА
- Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т.В. Анохина// Классный руководитель.
- – 2000. - №3. – с. 63-81.
- Багрова О.В. Введение в мир профессий. / О.В. Багрова; Волгоград. Издательство « Учитель», 2009 – 159с.
- Сасова И.А. Экономика 2 кл, тетрадь творческих заданий. / И.А. Сасова, В.Н. Земасенская. – М.: Вита-Пресс, 2007, 2008
- Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они. /Т. А. Шорыгина – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007 -96с.
- Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. / С.Я. Маршак –М.: Издательство «Детская литература», 1987 – 192с.
- Михалков С. Дядя Степа и другие. / С. Михалков – М.: Издательство
- «Детская литература», 1989 -310с.
- Носов Н. Приключение незнайки и его друзей. / Н. Носов – М.: Издательство «Детская литература», 1987 – 160с.
- Родари Д. Чем пахнут ремесла?/ Д. Родари –М.: Издательство
- «Детская литература», 1989 -15с.
- Успенский Э. Седьмая профессия Маши Филиппенко/ Э. Успенский
- – «Стрекоза», 2000 – 79с.
- Френкель П.Л. Я расту. / П.Л. Френкель – М.: Издательство « Детская литература», 1986 – 56с.
- Чуковский К. Доктор Айболит./ К. Чуковский – М.: Издательство
- «Детская литература»,…1989-…128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Учимся учиться» для 1-4 классов начального общего образования
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373), Концепции духовно-нравс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...
Рабочая учебная программа по учебному предмету «Русский язык» 3 класс, начальное общее образование
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Театральный кружок «Маска» для 1-4 классов начального общего образования
Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральный кружок «Маска» предназначена для обучающихся 1-4-х классов ГБОУ СОШ с. Петровка, составлена на основе авторской программы А.Б. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 1-4 классов начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности«Разговоры о важном»для 1-4 классов начального общего образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Читаем, считаем, наблюдаем» для 1-4 класса начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности«Читаем, считаем, наблюдаем»для 1-4 класса начального общего образования...