РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» для 1-4 классов начального общего образования
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Тропинка в профессию»

 

для 1-4 классов начального общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1-4_tropinka_v_professiyu.docx36.96 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ‌‌

Департамент образования Администрации города‌

МБОУ "СШ № 22"

УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Петрова Л.М.

№   от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Тропинка в профессию»

для 1-4 классов начального общего образования

на 2023-2024 учебный год

Составитель:

учитель начальных классов

Афонина Ксения Викторовна

г. Нижневартовск‌ 2023‌

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В рамках Национального проекта «Образование» реализуется федеральный проект «Успех каждого ребенка», одним из направлений которого является ранняя профориентация. Профессиональная деятельность занимает в жизни человека особое место. Родителей волнует будущее их детей с самого рождения. Они внимательно следят за развитием склонностей своих детей, стараются помочь им в профессиональном выборе.

Проблема профессиональной ориентации младших школьников в учебно – воспитательном процессе актуальна для образования в целом. В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт работы по профориентации старших школьников.

Курс внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка знакомит младших школьников с профессиями и обеспечивает пропедевтику профориентационной подготовки младших школьников.

Программа направлена не только на удовлетворение познавательного интереса младших школьников, но и способствует нравственному воспитанию учащихся, становлению активной гражданской позиции школьников, окажет неоценимую помощь, как учителю, так и детям, и родителям.

Преимущество программы в том, что она совмещает работу одновременно двух направлений: учебное - проектная деятельность и воспитательно-образовательное – знакомство с миром профессий.

         Занятия по данной программе строятся с учётом возрастных особенностей и возможностей ребенка.

Цель программы:  создание условий для расширения знаний учащихся о мире профессий, формирование интереса к познанию мира и успешной социализации младших школьников.

Задачи:

  • создать профориентационную среду, с привлечением родителей.
  • познакомить        обучающихся        с        особенностями        различных видов профессий;
  • способствовать формированию уважительного отношения к труду и людям разных профессий;
  • способствовать        самоопределению        ребенка        через        развитие его интеллектуальных и творческих способностей.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

Программа внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» социальной направленности с практической ориентацией разработана для обучающихся 1-4 классов.

На усвоение программы отведено 135 часов: в 1 классе отводится 33 часа (1 раз в неделю), во 2 - 4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю).

Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования, содержание программы соответствует психологическим и возрастными особенностями младших школьников.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты:

  • участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
  • расширение кругозора о мире профессий;
  • заинтересованность в развитии своих способностей;
  • участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии;
  • возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности;
  • способность добывать новую информацию из различных источников.
  • полученные знания позволят детям ориентироваться в профессиях;
  • умение оценивать свой труд;
  • получение знаний и навыков, связанных с миром профессий.

Метапредметные результаты:

регулятивные:

  • при работе с иллюстрациями уметь высказывать свою мысль, отталкиваясь на предложенный учителем план;
  • при ознакомлении с новым материалом использовать технологию проблемного диалога;
  • учить совместно с другими учениками и учителем давать эмоциональную оценку деятельности используя технологию оценивания учебных успехов.

познавательные:

  • при совместной групповой работе уметь использовать полученную информацию и делать выводы;
  • уметь составлять рассказы на основе простейших схематических рисунков, различных схем, простейших моделей.

коммуникативные:

  • умение слушать и понимать речь других, доносить свою позицию, оформлять это в устной и письменной речи, используя технологию проблемного диалога;
  • умение работать в группе, подгруппе, принимать на себя различные роли (лидера, исполнителя, критика).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

Модуль I - «Игра в профессии» - 1 класс.

Цель: формирование элементарных знаний о профессиях через игру.

Модуль II - «Путешествие в мир профессий» - 2 класс.

Цель: расширение представлений детей о мире профессий.

Модуль III - «Все работы хороши» - 3 класс.

Цель: формирование мотивации, интереса к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду

Модуль IV - «Труд в почете любой, мир профессий большой» - 4 класс.

Цель: формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развивать интерес к будущей профессии.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ

1 КЛАСС

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

1

«Все работы хороши»

1

Занятие с элементами игры.

2

«Все работы хороши»

1

Занятие с элементами игры

3

«Кому, что нужно»

1

Дидактическая игра. Беседа

4

«Кому, что нужно»

1

Дидактическая игра. Беседа

5

«Оденем куклу на работу, едем на работу»

1

Занятие с элементами игры. Беседа

6

«Оденем куклу на работу, едем на работу»

1

Занятие с элементами игры. Беседа

7

«Мы строители»

1

Занятие с элементами игр.

8

«Мы строители»

1

Занятие с элементами игр

9

«Магазин»

1

Знакомство с атрибутами, ролевая игра

10

«Магазин»

1

Знакомство с атрибутами, ролевая игра

11

«Мы идем в магазин»

1

Экскурсия. Ролевая игра

12

«Мы идем в магазин»

1

Экскурсия. Ролевая игра

13

«Аптека»

1

Знакомство с атрибутами, ролевая игра

14

«Аптека»

1

Знакомство с атрибутами, ролевая игра

15

«Больница»

1

Знакомство с атрибутами, ролевая игра

16

«Больница»

1

Знакомство с атрибутами, ролевая игра

17

«Какие бывают профессии»

1

Видеознакомство,  игровой час

18

«Какие бывают профессии»

1

Видеознакомство,  игровой час

19

С.Михалков «Дядя Степа»

1

Чтение, беседы, викторины

20

С.Михалков «Дядя Степа»

1

Чтение, беседы, викторины

21

«Дядя Степа-милиционер»

1

Экскурсия,  видеоурок,  встреча  с работником полиции

22

«Дядя Степа-милиционер»

1

Экскурсия,  видеоурок,  встреча  с работником полиции

23

«Дядя Степа-милиционер»

1

Экскурсия,  видеоурок,  встреча  с работником полиции

24

В.Маяковский «Кем быть?»

1

Чтение, беседа, обсуждение «Кем я хотел бы быть?»

25

В.Маяковский «Кем быть?»

1

Чтение, беседа, обсуждение «Кем я хотел бы быть?»

26

К.Чуковский «Доктор Айболит»

1

Игра-демонстрация, викторина

27

К.Чуковский «Доктор Айболит»

1

Игра-демонстрация, викторина

28

Уход за цветами

1

Практика

29

Уход за цветами

1

Практика

30

Профессия повар

1

Экскурсия, видеоурок, викторина

31

Профессия повар

1

Экскурсия, видеоурок, викторина

32

«Поварята»

1

Практикум

33

«Поварята»

1

Практикум

2 КЛАСС

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

1

Мастерская удивительных профессий «Все работы хороши»

1

Занятие с элементами игры

2

Мастерская удивительных профессий «Все работы хороши»

1

Занятие с элементами игры

3

«Разные дома»

1

Конструирование

4

«Разные дома»

1

Конструирование

5

«Дачный домик»

1

Аппликация

6

«Дачный домик»

1

Аппликация

7

«Моя профессия»

1

Игра-викторина

8

«Моя профессия»

1

Игра-викторина

9

«Профессия «Врач»

1

Занятие с элементами игры, приглашение врача

10

«Профессия «Врач»

1

Занятие с элементами игры, приглашение врача

11

«Профессия «Врач»

1

Занятие с элементами игры, приглашение врача

12

«Больница»

1

Сюжетно-ролевая игра

13

«Больница»

1

Сюжетно-ролевая игра

14

Доктор «Айболит»

1

Сюжетно-ролевые игры, просмотр мультфильма

15

Доктор «Айболит»

1

Сюжетно-ролевые игры, просмотр мультфильма

16

«Кто нас лечит»

1

Экскурсия в медицинский пункт

17

«Кто нас лечит»

1

Экскурсия в медицинский пункт

18

«Добрый доктор Айболит»

1

Сюжетно-ролевая игра, просмотр мультфильма

19

«Добрый доктор Айболит»

1

Сюжетно-ролевая игра, просмотр мультфильма

20

«Парикмахерская»

1

Сюжетно-ролевая игра

21

«Парикмахерская»

1

Сюжетно-ролевая игра

22

«Все работы хороши – выбирай на вкус!» 

1

Сюжетно-ролевая игра

23

«Все работы хороши – выбирай на вкус!» 

1

Сюжетно-ролевая игра

24

Дж. Родари  «Чем пахнут ремесла»

1

Работа с текстами, инсценировка

25

Дж. Родари  «Чем пахнут ремесла»

1

Работа с текстами, инсценировка

26

Профессия «Строитель»

1

Дидактическая игра

27

Профессия «Строитель»

1

Дидактическая игра

28

Строительный поединок

1

Игра-соревнование

29

Строительный поединок

1

Игра-соревнование

30

Профессия «Кондитер»

1

Мастер-классы.

31

Профессия «Кондитер»

1

Мастер-классы.

32

Профессия «Кондитер»

1

Мастер-классы.

33

«Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?»

1

Инсценировка стихотворения Александра Кравченко «Честный ответ», мультимедиа.

34

«Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?»

1

Инсценировка стихотворения Александра Кравченко «Честный ответ», мультимедиа.

3 КЛАСС

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

1

 «Что такое профессия»

1

2

«Что такое профессия»

1

3

«У кого мастерок, у кого молоток»

1

4

«У кого мастерок, у кого молоток»

1

5

«Истоки трудолюбия»

1

6

«Истоки трудолюбия»

1

7

«Домашний помощник»

1

8

«Домашний помощник»

1

9

«Мир профессии»

1

10

«Мир профессии»

1

11

«Угадай профессии»

1

12

«Угадай профессии»

1

13

«Какие бывают профессии»

1

14

«Какие бывают профессии»

1

15

«Куда уходят поезда»

1

16

«Куда уходят поезда»

1

17

«Моя профессия»

1

18

«Моя профессия»

1

19

«Наши друзья-книги»

1

20

«Откуда сахар пришел»

1

21

«Откуда сахар пришел»

1

22

«Турнир профессионалов»

1

23

«Турнир профессионалов»

1

24

«Все профессии нужны, все профессии важны»

1

25

«Все профессии нужны, все профессии важны»

1

26

«Все профессии нужны, все профессии важны»

1

27

«Строим дом»

1

28

«Строим дом»

1

29

Операция «Трудовой десант»

1

30

Операция «Трудовой десант»

1

31

«Уход за цветами»

1

32

«Уход за цветами»

1

33

«Кулинарный поединок»

1

34

«Кулинарный поединок»

1

4 КЛАСС

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

1

«Любое дело - моё счастье в будущем»

1

Классный час, презентация, работа в группах

2

«Любое дело - моё счастье в будущем»

1

Классный час, презентация, работа в группах

3

«По дорогам идут машины»

1

Беседы - тренинг

4

«По дорогам идут машины»

1

Беседы - тренинг

5

«Все работы хороши»

1

Игра-конкурс

6

«Все работы хороши»

1

Игра-конкурс

7

«О  профессии продавца»

1

Беседа-тренинг

8

«О  профессии продавца»

1

Беседа-тренинг

9

«О профессии библиотекаря»

1

Беседа с элементами игры

10

«О профессии библиотекаря»

1

Беседа с элементами игры

11

«Праздник в городе Мастеров»

1

КВН

12

«Праздник в городе Мастеров»

1

КВН

13

«Работники издательства и типографии»

1

Экскурсия  в типографию,  ролевая игра

14

«Работники издательства и типографии»

1

Экскурсия  в типографию,  ролевая игра

15

«Как приходят вести»

1

Экскурсия на почту

16

«Как приходят вести»

1

Экскурсия на почту

17

«Веселые мастерские»

1

Игра - состязание

18

«Веселые мастерские»

1

Игра - состязание

19

«Путешествие в Город Мастеров»

1

Профориентации - игра

20

«Путешествие в Город Мастеров»

1

Профориентации - игра

21

«Строительные специальности»

1

Практикум, защита проекта

22

«Строительные специальности»

1

Практикум, защита проекта

23

«Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй»

1

Игровой вечер

24

«Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй»

1

Игровой вечер

25

«Знакомство с промышленными профессиями»

1

Конкурс-праздник

26

«Знакомство с промышленными профессиями»

1

Конкурс-праздник

27

«Человек трудом красен»

1

Игра-соревнование

28

«Человек трудом красен»

1

Игра-соревнование

29

«Успеешь сам - научи другого»

1

Практикум

30

«Успеешь сам - научи другого»

1

Практикум

31

«Чей участок лучше»

1

Практикум

32

«Чей участок лучше»

1

Практикум

33

«Кулинарный поединок»

1

Практикум

34

«Кулинарный поединок»

1

Практикум

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА

  1. Анохина        Т.В.        Педагогическая        поддержка        как        реальность современного образования / Т.В. Анохина// Классный руководитель.
  2. – 2000. - №3. – с. 63-81.
  3. Багрова О.В. Введение в мир профессий. / О.В. Багрова; Волгоград. Издательство « Учитель», 2009 – 159с.
  4. Сасова И.А. Экономика 2 кл, тетрадь творческих заданий. / И.А. Сасова, В.Н. Земасенская. – М.: Вита-Пресс, 2007, 2008
  5. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они. /Т. А. Шорыгина – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007 -96с.
  6. Маршак        С.Я.        Сказки,        песни,        загадки.        /        С.Я.        Маршак        –М.: Издательство «Детская литература», 1987 – 192с.
  7. Михалков С. Дядя Степа и другие. / С. Михалков – М.: Издательство
  8. «Детская литература», 1989 -310с.
  9. Носов Н. Приключение незнайки и его друзей. / Н. Носов – М.: Издательство «Детская литература», 1987 – 160с.
  10. Родари Д. Чем пахнут ремесла?/ Д. Родари –М.: Издательство
  11. «Детская литература», 1989 -15с.
  12. Успенский Э. Седьмая профессия Маши Филиппенко/ Э. Успенский
  13. – «Стрекоза», 2000 – 79с.
  14. Френкель П.Л. Я расту. / П.Л. Френкель – М.: Издательство « Детская литература», 1986 – 56с.
  15. Чуковский К. Доктор Айболит./ К. Чуковский – М.: Издательство
  16. «Детская литература»,…1989-…128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Учимся учиться» для 1-4 классов начального общего образования

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования(приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373), Концепции духовно-нравс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКиСЭ (Основы православной культуры) Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1-4 классы) ...

Рабочая учебная программа по учебному предмету «Русский язык» 3 класс, начальное общее образование

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Театральный кружок «Маска» для 1-4 классов начального общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральный кружок «Маска» предназначена для обучающихся 1-4-х классов ГБОУ СОШ с. Петровка, составлена на основе авторской программы А.Б. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 1-4 классов начального общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности«Разговоры о важном»для  1-4 классов начального общего образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Читаем, считаем, наблюдаем» для 1-4 класса начального общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности«Читаем, считаем, наблюдаем»для  1-4  класса начального общего образования...