Проектная работа на тему"Организация внеурочной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."
проект (2 класс)
Проектная работа на тему:"Организация внеурочной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья" направлена на исследование, изучение и обобщения опыта организации внеурочной деятельности с обучающимися начальных классов в условиях специальной коррекционной школы для детей с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_na_temu_organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 50.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра специального и инклюзивного образования.
Проектная работа на тему:
«Организация внеурочной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья»
Выполнила: Ландырева Лариса Александровна учитель-логопед начальных классов ГКОУ «Специальная коррекционная школа-интернат № 26» п. Новотерский |
2019 год
- Актуальность проекта.
Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность. В качестве нормативных правовых оснований организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования выступают следующие документы: Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ: приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598; и другие нормативные документы. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяет Программу внеурочной деятельности как организационный механизм реализации АООП НОО.. Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности. (пункт II.9.10).
- Проблема проекта.
Дети с ОВЗ, в частности дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) не вполне готовы к школьному обучению в условиях обычной общеобразовательной школы. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ТНР. Ребенок с ТНР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы. Он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований.
Характерные особенности детей с ТНР схожи с ЗПР, т.к. часто вторичным дефектом является ЗПР: снижение работоспособности; повышенная истощаемость; неустойчивое внимание; недостаточность произвольной памяти; отставание в развитии мышления; дефекты звукопроизношения а зачастую и отсутствие фразовой речи; бедный словарный запас слов; низкий навык самоконтроля; незрелость эмоционально-волевой сферы; ограниченный запас общих сведений и представлений; слабая техника чтения (дислексия); трудности в счёте и решении задач по математике; плохое понимание словесной инструкции; плохая моторика пальцев рук; дисграфия. Поэтому детям с ТНР необходимы специализированные условия для обучения, коррекции и развития. Этому способствуют условия в специальной коррекционной школе для детей с ОВЗ (ТНР). Для социализации этих детей в обществе учителя организовывают мероприятия, направленные на взаимодействие детей с внешним миром. В школе есть как учебная деятельность – уроки, так и внеурочная деятельность. Обучение и воспитание это единый процесс, он неотделим друг от друга, а в нашей работе вдвойне. И важной составляющей в этом процессе является организация внеурочной деятельности учащихся. Согласно ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
3. Цель проекта
Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
4. Задачи проекта:
В специальной коррекционной школе для детей с ТНР я выбрала следующие направления внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное, духовно-нравственное и трудовое.
Задачи программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Азбука нравственности, факультатив по чтению»:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументированно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Задачи программы общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»:
- Расширение кругозора учащихся в различных областях элементарной математики;
- Обучение правильному применению математической терминологии;
- Развитие умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, развитие концентрации внимания на количественных сторонах;
- Развитие уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
- Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы.
Задачи программы внеурочной деятельности трудового направления «Умелые руки»:
- Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
- Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
- Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
- Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
- Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.
- Ожидаемые результаты проекта.
Для работы с обучающимися с ТНР я запланировала 3 направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное «Азбука нравственности, факультатив по чтению», общеинтеллектуальное «Занимательная математика» и трудовое «Умелые руки».
Например,ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Азбука нравственности, факультатив по чтению».
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Личностные результаты:
Обучающийся научится: ценностному отношению к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбию; ценностному и творческому отношению к учебному труду; с помощью учителя или самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Обучающийся получит возможность научиться: ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знаниям основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитию этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится: самостоятельно или с помощью учителя выделять необходимую информацию в разных источниках; с помощью учителя осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; с помощью учителя осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится: первоначальным навыкам трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; строить сообщения в устной и письменной форме; первоначальному опыту участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребностям и начальным умениям выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Занимательная математика». В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов: обучающийся научится: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: Обучающийся получит возможность научиться: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: обучающийся научится: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; Обучающийся получит возможность научиться: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Коммуникативные УУД: Обучающийся получит возможность научиться: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты: Обучающийся научится: описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, явления; обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях; давать определения тем или иным понятиям; выявлять функциональные отношения между понятиями; выявлять закономерности и проводить аналогии.
Предполагаемая результативность курса: Обучающийся получит возможность научиться: усвоению основных базовых знаний по математике; её ключевых понятий; улучшению качества решения задач различного уровня сложности; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах, предметных неделях; участию в международных и всероссийских олимпиадах и конкурсах.
- Мероприятия.
На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность. Формы работы - коллективная, групповая, индивидуальная. Для реализации программы можно использовать разнообразные виды внеурочной деятельности: игровую, познавательную, досугово-развлекательную.
- Сроки разработки и реализации проекта: в течение учебного года.
- Ресурсы проекта: учебный класс с компьютером, проектор, принтер, колонки, экран, наглядные пособия, учебно-дидактический материал.
- Календарный план.
Например: 2 класс
Содержание программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика».
Тема 1. «Удивительная снежинка»
Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия». Первый подарок Фребеля – Цвета.
Тема 2. Крестики-нолики
Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник». Первый подарок Фребеля – Цвета. Форма, цвет, движение.
Тема 3. Математические игры
Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Пень за пнём».
Тема 4. Прятки с фигурами
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. Второй подарок Фридриха Фребеля — Формы. Формы Жизни, Знаний, Красоты.
Тема 5. Секреты задач
Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. Второй подарок Фридриха Фребеля — Формы. Формы Жизни, Знаний, Красоты.
Темы 6–7. «Спичечный» конструктор
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. Третий подарок Фридриха Фребеля — Числа. Формы Жизни, Знаний, Красоты.
Тема 8. Геометрический калейдоскоп.
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. Четвертый подарок Фридриха Фребеля — Размеры. Формы Жизни, Знаний, Красоты.
Тема 9. Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Четвертый подарок Фридриха Фребеля — Размеры. Формы Жизни, Знаний, Красоты.
Тема 10. «Шаг в будущее»
Конструкторы: «Спички», «Полимино» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». Пятый подарок Фридриха Фребеля — Симметричность. Формы Жизни, Знаний, Красоты.
Тема 11. Геометрия вокруг нас
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Пятый подарок Фридриха Фребеля — Симметричность. Формы Жизни, Знаний, Красоты.
Тема 12. Путешествие точки.
Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной
последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. Шестой подарок Фридриха Фребеля — Пропорции. Формы Жизни, Знаний, Красоты.
Тема 13. «Шаг в будущее»
Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. Шестой подарок Фридриха Фребеля — Пропорции. Формы Жизни, Знаний, Красоты.
Тема 14. Тайны окружности
Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Седьмой подарок Фридриха Фребеля — Квадрат, круг, треугольник. Формы Знаний, Жизни, Красоты.
Тема 15. Математическое путешествие
Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Седьмой подарок Фридриха Фребеля — Квадрат, круг, треугольник. Формы Знаний, Жизни, Красоты.
Темы 16 «Новогодний серпантин»
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Восьмой подарок Фридриха Фребеля — Прямая. Формы Знаний, Жизни, Красоты.
Тема 17- 18. Математические игры
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100». Восьмой подарок Фридриха Фребеля — Прямая. Формы Знаний, Жизни, Красоты.
Тема 19. «Часы нас будят по утрам…»
Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. Конструктор «Часы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Девятый подарок Фридриха Фребеля — Кривая. Формы Знаний, Жизни, Красоты.
Тема 20. Геометрический калейдоскоп
Задания на разрезание и составление фигур. Девятый подарок Фридриха Фребеля — Кривая. Формы Знаний, Жизни, Красоты.
Тема 21. Головоломки
Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. Десятый подарок Фридриха Фребеля – Точки.
Тема 22. Секреты задач
Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. Десятый подарок Фридриха Фребеля – Точки.
- Заключение
В результате проведенной работы должны быть достигнуты поставленные задачи внеурочной деятельности: обеспечение условий для благоприятной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении и в социуме; обеспечение условий достижения обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования; оптимизация условий для общего развития, коррекции и компенсации нарушений в развитии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; создание условий для закрепления и практического использования знаний и умений, приобретенных обучающимися в урочной деятельности; создание условий для выявления и реализации интересов, склонностей и способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
развитие опыта творческой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также в разновозрастной детской среде; развитие опыта неформального общения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом расширения рамок взаимодействия с социумом.
- Список использованной литературы:
- Лекция ГБУ ДПО СКИРО ПК и ПРО на тему: «Социализация ребенка с ОВЗ во внеурочной деятельности».
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с тяжелыми нарушениями речи ГКОУ СКОШИ № 26», 2019 год.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. – М.: Просвещение, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА.
«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либ...
Организация внеурочной деятельности с детьми с ЗПР
Выпускная квалификационная работа....
Организация внеурочной деятельности с детьми с задержкой психического развития.
Новая школа - это школа для всех. В любой школе должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, на...
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Им необходим...
Сообщение на МО «Новые подходы к организации работы классных руководителей и воспитателей ГПД через реализацию программы воспитания» по теме «Организация внеурочной деятельности «Внеклассное чтение» младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО для де
Краткое описание актуальности внеурочной деятельности "Внеклассное чтение" в школе для детей с ТНР....
Проектная работа «Реализация общеобразовательной программы внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»
мНастоящая программа предусматривает расширение общего кругозора, развитие пространственного мышления, логики, формирование устойчивого интереса к обучению и самореализации обучающихся, их социальную ...
Выступление на тему: Организация внеурочной деятельности по программе «РАЗГОВОР О ЗДОРОВЬЕ И ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ» в начальной школе
В настоящее время наблюдается снижение количества здоровых детей, увеличение числа эндокринных заболеваний и заболеваний пищеварительной системы. Программа по внеурочной деятельности «Разго...