Программа ЗОЖ "Расти здоровым! 1 класс
рабочая программа по зож (1 класс)

Билдушкина Светлана Николаевна

Самая актуальная и востребованная программа для внеурочной деятельности - это программа ЗОЖ (Здоровый образ жизни).  С самого раннего возраста мы должны научить своих детей быть здоровыми, ценить и беречь свое здоровье. Ведь самое дорогое на земле у человека это здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Расти здоровым!35.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Посельская начальная общеобразовательная школа

 

 

ПРОГРАММА

 

Здоровый образ жизни (ЗОЖ)

Расти здоровым! ( 1 класс)

название курса внеурочной деятельности

                             

                                             

                                 Составитель:

                                                                          Билдушкина Светлана Николаевна,

                                                            учитель начальных классов

                                                                            первой квалификационной категории

с. Поселье, 2017 г.

 Программа ЗОЖ  «Расти здоровым»

Наименование программы: 

Основание для разработки программы: Программа разработана в соответствии с основными направлениями воспитания учащихся школы.


Пояснительная записка

Рабочая программа «ЗОЖ» составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления.

        Идея здоровьесбережения учащихся в образовании — красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов.

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

Содействие здоровому образу жизни, создание условий для активизации субъективной позиции ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии – одна из первоочередных задач процесса воспитания.

Воспитание здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная и её первоочередной задачей является выделение конкретных аспектов, решение которых возложено на учителя. Педагог должен квалифицированно проводить профилактическую работу по предупреждению различных заболеваний.

Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию образовательно – оздоровительных программ.

Цель программы: осознание учащимися здоровья как главной человеческой ценности, понимание сущности здоровья и здорового образа жизни, воспитание у детей культуры питания.  

Реализации программы  предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

  • формирование и развитие представления школьников  о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
  • формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
  • формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
  • информирование школьников  о народных традициях, связанных со здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
  • развитие творческих способностей и кругозора  детей, их интересов и познавательной деятельности;
  • развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.

Рабочая программа «Расти здоровым» построена в соответствии с принципами:

  • научная обоснованность и практическая целесообразность;
  • возрастная адекватность;
  • необходимость и достаточность информации;
  • модульность программы;
  • практическая целесообразность;
  • динамическое развитие и системность;
  • вовлеченность семьи и реализацию программы;
  • культурологическая сообразность – в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции, являющиеся частью культуры народов России и других стран.

В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

Основные методы обучения:

  • фронтальный метод;
  • групповой метод;
  • практический метод;
  • познавательная игра;
  • ситуационный метод;
  • игровой метод;
  • соревновательный метод;
  • активные методы обучения.

Формы обучения:

Ведущими формами деятельности предполагаются:

  • чтение и обсуждение;
  • экскурсии в школьную столовую, медицинский кабинет и др.;
  • встречи с интересными людьми;
  • практические занятия;
  • творческие домашние задания;
  • праздники урожая, спорта и т.д.;
  • конкурсы (проектов, презентаций, рисунков, рассказов, рецептов);
  • ярмарки полезных продуктов;
  • сюжетно-ролевая игра, спортивная  игра, образно-ролевая игра;
  • мини – проекты;
  • совместная работа с родителями.

Описание ценностных ориентиров

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.                            

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Место курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа общекультурной направленности «Расти здоровым» изучается в 1 классе 33 учебных часа (1 час в неделю; 33 учебные недели). Занятия проводятся во второй половине дня.

Результаты обучения

Универсальными компетенциями обучающихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;    
  • ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
  • оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия  требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами  освоения обучающимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;  
  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;                                                                                    
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.

Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
  • ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
  • оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия  требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания,  установки, личностные ориентиры и нормы  поведения, обеспечивающие  сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;                                                          
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Блоки программы «Расти здоровым»

1 блок

Здоровое питание

Культура питания и этикет, ознакомление с витаминами и продуктами, их содержащими.

2 блок

В гармонии с окружающим миром

Дети расширяют свой кругозор, узнают о глобальных проблемах современности, таких как урбанизация, ухудшение экологической ситуации, учатся понимать связи между своими действиями и здоровьем - своим и окружающих, начинают осознавать ответственность за свой образ жизни. Ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.

3 блок

Законы здоровья

Первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, культура эмоций и чувств.

4 блок

Мой организм – целая планета

Содержание раздела нацелено на ознакомление детей с собственным организмом и оптимальными путями укрепления своего здоровья. На занятиях учащиеся получают возможность расширить, систематизировать, а главное - практически применить свои знания о том, как сохранить и укрепить здоровье. Рациональному поведению в различных ситуациях школьники учатся, участвуя в имитационно-игровых ситуациях.

Даётся понятие об иммунитете, о закаливающих процедурах,

Учащиеся изучают особенности строения организма человека и его органов.

5 блок

Движение-это жизнь

 У учащихся развивается двигательная активность, формируется осознанная мотивация к занятиям физической культурой. Знакомство с подвижными играми. Игры на свежем воздухе Повторение оздоровительных пауз.

Содержание программы

Тема 1. Если хочешь быть здоров. Что такое здоровье? Могу ли я управлять своим здоровьем?(2 часа)

О важности ведения здорового образа жизни, правильном питании. Выявление знаний и понимания учащимися понятия ЗДОРОВЬЕ, его составляющих. Об умении оценивать собственное здоровье, понимание важности здоровья для полноценной жизни человека.Составление и разучивание комплекса упражнений утренней гимнастики. Игра «Успей занять своё место»Начало ведения «Дневника ЗДОРОВЬЯ». Анкетирование родителей.

Тема 2. Самые полезные продукты. Дорога к здоровью. Скатерть – самобранка и здоровье.(2 часа)

Наиболее полезные и необходимые каждый день человеку продукты. Самые полезные продукты. Ю. Тувим “Овощи” (инсценировка о правильном питании). Игра «Съедобное – несъедобное».        

Тема 3. Как правильно естьПища наших предков. Современное меню для здоровья (практическое занятие).Дневной рацион школьника.(2 часа)

Основные принципы гигиены питания. О том, что ели наши предки. Составление меню современного школьника. О дневном рационе школьника. Игра – обсуждение  «Законы питания».  

Тема 4. Удивительные превращения пирожка. Что мы едим? Здоровое питание – отличное настроение (экскурсия в школьную столовую). (2 часа)

Необходимость и важность регулярного питания, соблюдения режима питания. Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с народным праздником «Капустник».

Тема 5. Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? Здоровая пища для всей семьи. Викторина «Узнай произведение». Конкурс рецептов «Самая вкусная и полезная каша». (3 часа)

Завтрак - обязательный компонент ежедневного рациона питания. Различные варианты завтрака. О каше. Викторина «Узнай произведение».Конкурс «Кашевар».Конкурс рецептов «Самая вкусная и полезная каша».

Тема 6. Плох обед, если хлеба нет. Как следует питаться. Хлеб – всему голова. Путь с  поля до стола.(2 часа)

Обед - обязательный компонент ежедневного рациона питания. Структура обеда.Хлеб – всему голова. Путь с  поля до стола. Игра  «Собери пословицу». Сюжетно – ролевая игра «За обедом».

Тема 7. Полдник. Время есть булочки. Умеем ли мы правильно питаться? Как и что мы едим. Значение молока и молочных продуктов.Быть может, еда прибавляет года. (3 часа)

Варианты полдника. Время есть булочки. Умеем ли мы правильно питаться? Как и что мы едим. Значение молока и молочных продуктов. Конкурс «Знатоки молочных продуктов», игра-демонстрация «Удивительное молоко», разучивание песни «Кто пасётся на лугу».

Тема 8. Пора ужинать. Правила поведения за столом. Зачем человек питается.«Стоит ли верить рекламе?» (составление рекламы полезных продуктов по группам и её представление). (3 часа)

Ужин - обязательный компонент ежедневного рациона питания. Состав ужина. Правила поведения за столом. Зачем человек питается. «Стоит ли верить рекламе?» (составление рекламы полезных продуктов по группам и её представление).Игра «Что и во сколько можно есть». Конкурс «Бутерброд», творческие работы детей.

Тема 9. Где найти витамины весной? Копилка витаминов. Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» Витаминная тарелка на каждый день. Пирамида здорового питания.(2 часа)

Значение витаминов и минеральных веществ в жизни человека. Конкурс загадок. Игра «Отгадай название». Игра «Шишки, жёлуди, орехи». Экскурсия в медкабинет «В гостях у Витаминов». Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники».

Тема 10. Как утолить жажду(квас, минеральная вода, чай, кофе, соки, морсы, газированная вода, кисель, вода, кефир, какао).(2 часа)

Значение жидкости для организма человека. Разнообразные напитки. Игра – демонстрация «Мы не дружим с сухомяткой». Конкурс - дегустация «Такой ароматный чай». Правила чаепития.

Тема 11. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Высококалорийные продукты питания. Игра «Меню спортсмена». (2 часа)

Связь рациона питания и образа жизни. Высококалорийные продукты питания. Игра «Мой день».Викторина «Нужно дополнительное питание или нет». Игра «Меню спортсмена».

Тема 12. На вкус и цвет товарищей нет. Вкусные и полезные вкусности. Практическая работа «Определи вкус продукта». Игры  «Накрой стол для обеда и чая», «Свари борщ».(3 часа)

Разнообразие вкусовых свойств различных продуктов. Практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов. Практическая работа «Определи вкус продукта». Игра «Приготовь блюдо». Игры  «Накрой стол для обеда и чая», «Свари борщ».

Тема 13. Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты. Их значение для организма. Игра «Собери овощи и фрукты».  (2 часа)

Разнообразие фруктов, ягод, овощей, их значение для организма. Соревнование  команд «Овощи, ягоды и фрукты». Игра «Собери овощи и фрукты». Лепка овощей, фруктов.

Тема 14. Каждому  овощу – своё время. Инсценировка сказки «Репка» на новый лад.«Весёлые старты». (2 часа)

Разнообразие овощей, их полезные свойства. Реклама овощей. Русская сказка «Вершки и корешки». «Весёлые старты». Тестирование учащихся. Инсценировка сказки «Репка» на новый лад.

Тема 15. Праздник урожая (1 час)

Законы здорового питания. Полезные блюда для праздничного стола. Конкурс-соревнование «Самый оригинальный овощной салат».

Учебно-тематический план

1 класс

  №

                                                 Тема

Кол-во часов

теория

практика

Всего

1

Если хочешь быть здоров. Что такое здоровье? Могу ли я управлять своим здоровьем?

1

1

2

2

Самые полезные продукты. Дорога к здоровью.  Скатерть – самобранка и здоровье.

1

1

2

3

Как правильно естьПища наших предков. Современное меню для здоровья (практическое занятие).Дневной рацион школьника.

1

1

2

4

Удивительные превращения пирожка. Что мы едим? Здоровое питание – отличное настроение .

1

1

2

5

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? Здоровая пища для всей семьи. Викторина «Узнай произведение». Конкурс рецептов «Самая вкусная и полезная каша».

2

1

3

6

Плох обед, если хлеба нет. Как следует питаться. Хлеб – всему голова. Путь с  поля до стола.

1

1

2

7

Полдник. Время есть булочки. Умеем ли мы правильно питаться? Как и что мы едим. Значение молока и молочных продуктов. Быть может, еда прибавляет года.

2

1

3

8

Пора ужинать. Правила поведения за столом. Зачем человек питается. «Стоит ли верить рекламе?» (составление рекламы полезных продуктов по группам и её представление).

1

2

3

9

Где найти витамины весной? Копилка витаминов. Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» Витаминная тарелка на каждый день. Пирамида здорового питания.

1

1

2

10

Как утолить жажду (квас, минеральная вода, чай, кофе, соки, морсы, газированная вода, кисель, вода, кефир, какао).

1

1

2

11

Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Высококалорийные продукты питания. Игра «Меню спортсмена».  

1

1

2

12

На вкус и цвет товарищей нет. Вкусные и полезные вкусности. Практическая работа «Определи вкус продукта». Игры  «Накрой стол для обеда и чая», «Свари борщ».

1

2

3

13

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты. Их значение для организма. Игра «Собери овощи и фрукты».  

1

1

2

14

Каждому  овощу – своё время. Инсценировка сказки «Репка» на новый лад. «Весёлые старты».

1

1

2

15

Праздник урожая.

-

1

1

Итого

16

17

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурсной программы для 2 класса "Здоровым быть здорово!"

Разработка конкурсной программы "Здоровым быть - здорово!" (2 класс)...

Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»

В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...

Программа по здоровому образу жизни "Планета Здоровья", 2-4 классы.

Программа "Планета Здоровья",разработана для учащихся 2-4 классов ....

Программа по здоровье сбережению "Быть здоровым - здорово"

В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным измене­нием психофизиологического состояния детей, что требует нового решения. Поэтому проблему коррекции и...

Рабочая программа кружка "Здоровье-это здорово!". 1 класс.

Рабочая программа кружка "Здоровье-это здорово!". 1 класс....