Программа «Азбука здоровья» по формированию здорового образа жизни у детей со сложной структурой де-фекта 1 – 4 классов.
рабочая программа по зож (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида №1 г. Владимира
Программа «Азбука здоровья»
по формированию здорового образа жизни у детей со сложной структурой дефекта 1 – 4 классов.
Составила и модифицировала Кондратова Н.В.
на основе работ авторов Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Обуховой Л.А.
г. Владимир
Пояснительная записка
С каждым годом количество часто болеющих и просто больных детей не уменьшается, а наоборот, только растет. Причинами этого часто становятся экологические проблемы, наследственность, семейное неблагополучие и многое другое. Поэтому и необходимо вести большую оздоровительную работу, начиная с раннего возраста.
Большинство коррекционных образовательных учреждений сегодня уже используют здоровьесберегающие технологии, позволяющие сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения. Нарушение интеллекта у ребёнка со сложной структурой дефекта сочетается с нарушениями в развитии двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. В физическом развитии, так же как и в умственном, у большинства обучающихся воспитанников наблюдается существенное отставание или отклонение от показателей развития нормального ребёнка. Это значит, что сюда приходят дети с сильно ослабленным иммунитетом и уже имеющие несколько различных заболеваний. Главная задача при работе с такими детьми — укрепить их иммунитет и физическое здоровье.
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Оздоровительные мероприятия, способствующие формированию здорового образа жизни:
Первое направление предусматривает создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей:
1. проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями;
2. ежемесячное проведение генеральной уборки классных помещений (обтирать плафоны, мыть парты и стулья моющими средствами);
3. создание необходимого теплового режима, освещённости классных помещений;
4. способствование созданию комфортной атмосферы в классе;
5. организация рационального питания.
Профилактика и коррекция психоневрологических нарушений у учащихся, предусмотрены вторым направлением. С целью нормализации учебной нагрузки внесены изменения в расписание уроков. Оно предусматривает дневную динамику работоспособности учащихся, контроль за объёмом и дозировкой домашнего задания, контроль за проведением урока, выстраиваемый и оцениваемый в здоровьесберегающем аспекте. В расписании уроков в течение дня и недели основные предметы чередуются с уроками музыки, ИЗО, труда, физкультуры.
Третье направление оздоровительных мероприятий предусматривает профилактику и коррекцию нарушений зрения у учащихся. С этой целью в режим учебных занятий классов включено проведение офтальмотренажера (гимнастика для глаз) по методике Э.С. Аветисова.
Четвертое направление оздоровительных мероприятий предусматривает профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата у школьников. В качестве основных методов лечения будут лечебная гимнастика, а также профилактические меры – комплекс физкультурно-оздоровительной работы со всеми учащимися. С целью повышения двигательной активности младших школьников предусмотрено проведение утренней гимнастики, физкультурных пауз во время занятий, пальчиковых игр, двигательных зарядок во время игр на переменах. Помимо еженедельных часовых занятий ЛФК, введены дополнительные уроки ритмики (1 раз в неделю), занятия в тренажёрном зале. Начата разработка специальной дыхательной гимнастики.
Пятое направление программы включает комплекс общеоздоровительных мероприятий, нацеленных на повышение резистентности организма детей.
В период повышенной заболеваемости ОРВИ (период межсезонья) и гриппом проводится (по согласованию со службами поликлиники и эпид.службы) комплекс специальных профилактических мероприятий:
- профпрививки от гриппа
- витаминотерапия (витамин С, отвар шиповника)
- фитотерапия
- фитоцитотерапия (лук, чеснок)
- соблюдение санитарно-гигиенического режима
В системе проводятся как традиционные (зарядки, прогулки, физ. занятия), так и нетрадиционные формы оздоровления детей:
- полоскание горла водой комнатной температуры
- точечный массаж
- дыхательная гимнастика
- закаливание солнцем ( в весеннее - летний период )
Систематически проводятся консультации с рекомендациями по закаливающим мероприятиям: с родителями, педагогами, учащимися.
Шестое направление связано с формированием у учащихся знаний по основам здорового образа жизни (курс занятий «Азбука здоровья», спортивные праздники и развлечения) и просвещением родителей по вопросам здоровьесбережения.
Психологическое благополучие имеет большое значение для здоровья детей. В классах – группах создана добродушная теплая атмосфера, при обучении и воспитании мы широко используем игровые ситуации и сюрпризные моменты. Педагоги и воспитатели обязательно учитывают индивидуальность каждого ребенка, на занятиях его собственные показатели никогда не сравниваются с показателями других детей, иными словами, соблюдается педагогический принцип «особенность, а не отличительность».
Обучение детей со сложной структурой дефекта бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача образования. Предлагаемый курс занятий «Азбука здоровья» нацелен на формирование у этих детей ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Курс «Азбука здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся классов - групп, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способность воспитания у них потребности к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Цель курса:
сохранение и укрепление состояния здоровья детей, формирование у учащихся ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Задачи курса:
1. Формирование у детей мотивационных основ познания самого себя, своего организма и окружающего пространства.
2. Привитие санитарно-гигиенических навыков.
3. Знакомство учащихся со строением своего организма.
4. Изучение основ безопасной жизнедеятельности.
5. Обеспечение эффективного физического и психического развития.
6. Формирование основ нравственно-психологического компонента здорового образа жизни.
7. Осуществление физического воспитания.
Принципы построения курса.
Данный курс позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформированные в Законе «Об образовании».
Курс «Азбука здоровья» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников. Рассмотрим эти принципы.
Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.
Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Особенности преподавания курса
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном детям со сложной структурой дефекта уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- инсценирование ситуаций;
- прослушивание песен и стихов;
- просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов и др.
- организация подвижных игр;
- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
- осуществление точечного профилактического массажа.
Тематическое планирование составлено из расчёта 1 занятие в неделю в течение года.
Первый класс 34 часа
№ занятия | Название темы | Основное образовательное содержание | Кол-во часов |
Кто я? Какой я? | |||
1. | Кто Я? | Как меня зовут. Сколько мне лет. Когда родился. Где живу. Кто мои родители. На кого я похож. | 2 |
2. | Я не похож на других. | Кто мои друзья (имя, возраст, цвет глаз, рост и т.д.) | 1 |
3. | Я расту. | Рост людей в течение жизни. Отличие детей от взрослых. | 1 |
4. | В живой природе всё растёт. | Рост животных в природе. Названия взрослых животных и их детёнышей. | 2 |
5. | Времена года. | Названия времён года. Их признаки. | 2 |
6. | Что я знаю об одежде. | Предметы одежды. Одежда с учётом времени года. | 2 |
7. | Я собираюсь на прогулку. | Последовательность действий при одевании весной, зимой и т.д. | 2 |
Путешествие по стране Чистоты и Порядка. | |||
1. | Для чего нужна вода. | Зачем человек умывается и моет тело. Что случается с грязнулей. | 1 |
2. | Советы Доктора Воды. Наши друзья: Вода и Мыло. | Подружись с водой и мылом. Правила ухода за кожей. | 2 |
3. | Глаза – главные помощники человека. | Заменить глаза ничем нельзя. Как устроен глаз человека. Что может случиться со зрением. | 1 |
4. | Гимнастика для глаз. Болезни глаз. Как их предупредить. | Гигиена глаз. Изменение зрения с возрастом. | 1 |
5. | Чтобы уши слышали. | Для чего предназначены уши. Как устроено ухо человека. Правило ухода за ушами. | 1 |
6. | Чтобы зубы были здоровыми. | Как устроен зуб человека. Болезни зубов. Чем и как надо питаться, чтобы зубы были здоровыми. | 1 |
7. | Как сохранить улыбку красивой. | Правила ухода за зубами, полостью рта. Как правильно чистить зубы. | 2 |
8. | Грязные руки грозят бедой. | Быть грязнулей не только некрасиво и стыдно, но и опасно. Вредные микробы. Правила чистых рук. Как подстригать ногти. | 2 |
9. | Уход за ногами. | Потливость ног. Гигиена ног. Гимнастика для ног. | 1 |
10 | Праздник чистоты и порядка. | Обобщение приобретённых знаний по теме. | 2 |
Твоя безопасность | |||
1. | Опасные домашние предметы. | Почему домашние вещи могут стать опасными. Бытовые травмы. Мелкие предметы - не игрушки. Хранение опасных предметов. | 2 |
2. | Опасно: огонь! | Правила обращения с огнём. Не играй спичками! С. Я. Маршак – «Пожар», К. И. Чуковский - «Путаница». | 2 |
Здоровье – в движении. | |||
1. | Практические занятия. | Подвижные игры и физические упражнения. | 3 |
2. | Спортивный праздник «Я, ты, он, она». | Спортивные состязания. | 1 |
Знания и умения первого года обучения.
Учащиеся должны знать:
- своё имя, возраст, место жительства, имена родителей, город, в котором живут;
- особенности отличия детей от взрослых;
- названия взрослых животных и их детёнышей;
- названия времён года и месяцев;
- правила ухода за кожей;
- правила бережного отношения к зрению;
- правила ухода за зубами, полостью рта;
- правила хранения опасных домашних предметов;
- способы тушения огня.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- правильно умываться, чистить зубы, мыть уши;
- следить за кожей, ногтями;
- соблюдать гигиену ног;
- последовательно одеваться на прогулку;
- выполнять упражнения для глаз, лица, ног.
Второй класс 34 часа
№ занятия | Название темы | Основное образовательное содержание | Кол-во часов |
Занятия в клубе Почемучек. | |||
1. | Для чего человеку нужна кожа. | Защита организма от пыли, грязи, инфекций. Терморегуляция. Как устроена кожа. | 1 |
2. | Если кожа повреждена. Забота о коже. | Травмы и заболевания кожи. Чаще мойся – поможешь коже. | 1 |
3. | Сон и здоровье. | Зачем человеку сон. Влияние сна на настроение и поведение человека. Продолжительность сна. Гигиена сна. | 1 |
4. | Зачем человек ест? | Пища-источник энергии для жизни и роста организма. Продукты питания. | 1 |
5. | Здоровая пища. | Продукты, наиболее полезные для роста ребёнка. | 2 |
6. | Режим дня. | Что входит в понятие «режим дня». Последовательность действий детей, когда они просыпаются. Составление режима для младших школьников. | 2 |
7. | Что мы узнали нового. | Обобщение приобретённых знаний по теме. | 2 |
Советы доктора Айболита. | |||
1. | Почему люди болеют? | Отличие болезни от здоровья. Микробы, опасные для здоровья. Обработка овощей и фруктов. | 1 |
2. | Как уберечься от простуды. | Причины и признаки простудных заболеваний. Преграды простуде. Ознакомление с элементами точечного массажа. | 2 |
3. | Правила поведения в случае болезни. | Что нужно делать в случае болезни. Названия медикаментов для лечения простуды. | 1 |
4. | Солнце, воздух и вода - наши верные друзья. | Влияние свежего воздуха, солнечного света и воды для здоровья человека. Правила дружбы с зимним солнцем и морозным воздухом. Одежда зимой. Зимние игры. | 2 |
5. | О чём нам доктор рассказал. | Обобщение приобретённых знаний по теме. | 2 |
Твоя безопасность. | |||
1. | Внешность человека может быть обманчива. | Приятная внешность незнакомого человека не всегда обозначает добрые намерения. Правила поведения с незнакомцами. | 2 |
2. | Мы знакомимся с улицей. | Правила поведения на улице. | 2 |
3. | Улица – не место для игр. | Нельзя устраивать игры рядом с дорогой. Кататься на велосипеде можно внутри дворов, в парках. | 1 |
4. | Чему мы научились. | Обобщение приобретённых знаний по теме. | 2 |
Если хочешь быть здоров. | |||
1. | Утро зарядкой встречай. | Зарядка – это здоровье, сила и бодрость. Разучивание физических упражнений, стихов, речитативов. Выполнение упражнений под счёт. | 2 |
2. | Физкультминутка – не шутка. | Физкультминутка на уроке, во время работы. Почему активный отдых восстанавливает силы быстрее. Разучивание стихотворений, элементов пальчиковой гимнастики, общеразвивающих упражнений. | 2 |
3. | Подвижные игры. | Разучивание подвижных игр. Упражнения в играх. Конкурс «Самый ловкий и проворный». | 5 |
Знания и умения второго года обучения.
Учащиеся должны знать:
- значение кожи человека;
- правила здорового сна хорошего настроения;
- продукты, наиболее полезные для роста ребёнка;
- причины и признаки простудных заболеваний;
- факторы, способствующие профилактике простудных заболеваний;
- значение свежего воздуха, солнечного света и воды для здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений;
- задачи оздоровительных пауз;
- правила выполнения дыхательных упражнений.;
Учащиеся должны уметь:
- составлять режим дня;
- правильно спать, вставать;
- выполнять закаливающие упражнения;
- делать точечный массаж для профилактики простудных заболеваний;
- соблюдать правила поведения на улице, во дворе, правила поведения с незнакомцами;
- выполнять различные оздоровительные упражнения.
Третий класс 34 часа
№ занятия | Название темы | Основное образовательное содержание | Кол-во часов |
Здоровое питание. | |||
1. | Овощи и фрукты – самые витаминные продукты. | Роль витаминов в питании, связь их со здоровьем человека. | 2 |
2. | Плох обед, если хлеба нет. | Чем полезен хлеб для нашего организма. Воспитание бережного отношения к хлебу. | 1 |
3. | Из чего варят каши. | Роль каши в питании человека. | 1 |
4. | Молоко – волшебный дар. | Значение молока и кисло – молочных продуктов в питании человека. | 1 |
5. | Самые полезные продукты. | Обобщение приобретённых знаний по теме. | 1 |
Советы доктора Айболита. | |||
1. | Какие врачи нас лечат. | Знакомство с врачами: окулистом, стоматологом, хирургом, кардиологом, невропатологом и др. | 2 |
2. | Инфекционные болезни. | Болезни, связанные с болезнетворными микробами. Защита от опасных болезней – прививки. | 2 |
3. | Лекарства-друзья и лекарства-враги. | Совсем безопасных лекарств не бывает. Правила обращения с лекарствами. Правила приёма лекарств. | 1 |
4. | Домашняя аптечка. | Что должно находиться в домашней аптечке. | 1 |
5. | Если из раны течёт кровь. | Порезы, царапины, раны. Ушибы и их последствия. Оказание первой помощи. | 2 |
6. | Повторение – мать учения. | Обобщение приобретённых знаний по теме. | 2 |
Зелёные друзья здоровья. | |||
1. | Лекарственные растения. | Важнейшие лекарственные растения, растущие в нашей местности. Правила сбора и хранения лекарственных трав. Употребление лекарственных растений. | 6 |
2. | Лекарственные растения на службе человека. | Обобщение приобретенных знаний по теме. | 1 |
Если ты попал в беду. | |||
1. | Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице. | Выработать правила поведения в случае контакта с чужими людьми на улице. | 1 |
2. | Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома. | Выработать правила поведения в случае контакта с чужими людьми дома. | 1 |
3. | Как вызвать милицию. | Знакомство со службой «02».Научить пользоваться телефоном и набирать номер «02». | 2 |
4. | «Скорая помощь». | Знакомство с номером «03». Научить вызывать «скорую медицинскую помощь» (запомнить своё имя, фамилию и домашний адрес). | 2 |
5. | Что мы узнали нового. | Обобщение приобретённых знаний по теме. | 1 |
Здоровье – в движении. | |||
1. | Практические занятия. | Подвижные игры и физические упражнения. | 3 |
2. | Праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». | Подвижные игры и состязания совместно с родителями. | 1 |
Знания и умения третьего года обучения.
Учащиеся должны знать:
- значение витаминов в питании человека;
- золотые правила питания, полезные продукты;
- значение прививок для жизни человека;
- основные правила обращения и приёма лекарственных препаратов;
- содержание медицинской аптечки;
- основные лекарственные растения, растущие в нашей местности;
- правила сбора и хранения лекарственных трав.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила хранения и приёма лекарственных препаратов;
- правильно вести себя при контакте с чужими людьми на улице и дома;
- вызывать «Скорую помощь», службу «02»;
- оказывать первую помощь при ушибах, порезах, царапинах.
Четвёртый класс 34 часа
№ занятия | Название темы | Основное образовательное содержание | Кол-во часов |
Мой организм. | |||
1. | Как работает сердце человека. | Назначение и работа сердца. Как сохранить сердце здоровым. | 1 |
2. | Что мы делаем, когда едим. | Система пищеварения и её значение. | 1 |
3. | Как мы дышим и зачем? | Знакомство с органами дыхания. Роль дыхания в жизни человека. | 1 |
4. | Правильная осанка – залог здоровья. | Роль скелета и позвоночника. Практические упражнения для коррекции осанки. | 2 |
5. | Что я знаю о своём организме. | Обобщение приобретённых знаний по теме. | 2 |
Мир, в котором ты живёшь. | |||
1. | Кодекс поведения городского пешехода. | Правила дорожного движения. Дорожно-транспортные происшествия. Правила поведения и передвижения пешехода на улице. | 2 |
2. | Мы и животные. | Правила содержания и ухода. Болезни. Почему животное, взятое с улицы, нужно показать ветеринару. | 1 |
3. | Я среди людей. | Культура поведения в общественных местах. Соблюдение требований личной безопасности. | 2 |
4. | Если ты потерялся на улице. | Как нужно вести себя, если ты потерялся на улице и к кому обратиться за помощью (милиционеру, военному, продавцу). | 2 |
5. | Я и мир вокруг меня. | Обобщение приобретённых знаний по теме. | 2 |
Если ты попал в беду. | |||
1. | Осторожно: электрический ток! | Что такое электрический ток. Электроприборы. Правила пользования электроприборами. Почему нельзя трогать висящие провода. Как уберечься от поражения электрическим током. Первая помощь пострадавшему. | 2 |
2. | Гроза. | Правила поведения во время грозы. | 1 |
3. | Не всякий гриб – в кузовок. | Грибы съедобные и несъедобные. Употребление в пищу съедобных грибов только после обработки (варки, засолки). Первая помощь при отравлениях. Дидактическая игра. | 2 |
3. | Укусы насекомых. | Разнообразие насекомых. Правила поведения при встрече с опасными насекомыми. Первая помощь при укусах. | 2 |
4. | Предосторожность при обращении с животными. | Опасность контакта с незнакомыми животными. Правила обращения с животными. Первая помощь при укусах. | 1 |
5. | Повторение – мать учения. | Обобщение приобретенных знаний по теме. | 2 |
Если хочешь быть здоров. | |||
1. | Личная гигиена человека. | Здоровый дух может быть только в чистом теле. Формирование санитарно-гигиенических навыков. Навыки самообслуживания. | 2 |
2. | Как отучить себя от вредных привычек. | Какие вредные привычки мы знаем. Правила пользование носовым платком и ножницами для подстригания ногтей. | 1 |
3. | Азбука правильного питания. | Необходимое количество пищи для человека. Состав пищи. Наука правильного питания. | 2 |
4. | Чай не пьёшь – откуда силы берёшь. | Состав чудесного напитка. Традиции русского чаепития. Витаминный чай. | 1 |
5. | Живи в движении! | Физкультура и физические упражнения – источник сохранения и умножения жизненных сил. Как укрепить свои мышцы и кости. Физические упражнения. Подвижные игры. | 2 |
Знания и умения четвёртого года обучения.
Учащиеся должны знать:
- значение правильной работы органов пищеварения, дыхания, сердца для жизни человека;
- правила для поддержания правильной осанки;
- правила содержания и ухода за домашними животными;
- правила хорошего тона;
- правила пользования электроприборами;
- правила поведения во время грозы;
- правила оказания первой помощи при отравлениях, укусах насекомых, животных;
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- значение физических упражнений для укрепления здоровья человека.
Учащиеся должны уметь:
- правильно сидеть за партой, стоять;
- следить за правильностью своей осанки;
- соблюдать правила передвижения пешехода на улице;
- соблюдать правила поведения в общественных местах;
- обесточить электроприбор;
- соблюдать последовательность действий, если потерялся;
- соблюдать навыки самообслуживания;
- правильно подобрать полезные продукты.
Работа с родителями.
Формы работы с родителями:
- открытые занятия для родителей;
- совместные праздники, организуемые воспитателем и учителем физкультуры ("Веселые старты", "Мама, папа, я - дружная семья", "Чисто жить - здоровым быть");
- привлечение родителей к изготовлению тренажеров, травяных подушечек;
- контроль за выполнением домашнего задания по коррекции здоровья ребенка (режим, гигиенический уход, индивидуальные коррегирующие упражнения, элементы круглогодичного закаливания, инструкции по летнему отдыху, советы по раздельному питанию и по сбору трав);
- рекомендации родителям по закаливанию традиционными и нетрадиционными методами: зарядка босиком и в облегченной одежде, обливание ног и тела, воздушно-контрастные ванны;
- индивидуальные консультации воспитателя с родителями.
Примерная тематика просвещения родителей учащихся по вопросам здоровья:
- Роль семьи в воспитании здорового школьника.
- Валеологическая культура приготовления домашних заданий.
- Отдых ребёнка в школе и дома.
- Основы рационального питания.
- Предупреждение детской нервозности.
- Предупреждение детского травматизма.
- Физическое воспитание и закаливание ребёнка в семье.
- Профилактика инфекционных болезней у школьника.
- Роль семьи в адаптации ребёнка в школе.
Предполагаемые результаты реализации программы:
- изменение у учащихся отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;
- повышение социально-психологической комфортности в детском коллективе;
- повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
- увеличение числа школьников, занимающихся в спортивных кружках и секциях;
- сокращение:
- острых респираторных заболеваний;
- числа рецидивов хронических заболеваний;
- количества психоэмоциональных расстройств.
- повышение информированности воспитанников по вопросам здоровьесбережения.
Литература:
- Авдеева Н.Н, Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство - Пресс, 2002
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар,1996.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер/В.И. Ковалько – Москва: Вако 2007.
- Обухова Л.А. 135 уроков здоровья или школа докторов природы/Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е.Жиренко – Москва: Вако 2005.
- Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений/ под редакцией М.М, Безруких – Москва: ООО Вариант 2005.
- Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей /под редакцией Н.В. Сократова – Москва: ТЦ Сфера 2005.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет
Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....
Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
За последнее десятилетие уровень здоровья детей неуклонно снижается. Это обуславливается многими факторами: экологическая обстановка, питание, режим дня, стрессовые ситуации, психологическ...
Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста.
Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста....
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ для детей с ОВЗ
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ для детей с ОВЗ...
Формирование предпосылок познавательной активности у детей со сложной структурой дефекта
Современная система специального образования призвана создавать условия для социализации детей с особыми образовательными потребностями, к которым относятся и дети со сложной структурой дефе...
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО КЛАССА НА ОСНОВЕ САМОПОЗНАНИЯ СВОИХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
Как правило, палитра эмоций у детей не развита: количество переживаний, которые постоянно использует ребёнок, небольшое. Палитру этих переживаний надо расширять (хотя бы до восьми: спокойствие, радост...
Программа формирования здорового образа жизни у детей с ОВЗ « Азбука здоровья»
Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Сегодняшнее состояние здоровья всех детей, а тем более детей...