Программа по здоровье сбережению "Быть здоровым - здорово"
рабочая программа на тему

Малышева Елена Андреевна

В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным измене­нием психофизиологического состояния детей, что требует нового решения. Поэтому проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с пози­ции оздоровления и обогащения за счет правильно организо­ванной коррекционно-развивающей среды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byt_zdorovym-_zdorovo.docx564.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение  Ростовской области специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида. сл.Колушкино, Тарасовского района.

Рассмотрено на заседании МО       Согласовано на заседании МС                          Утверждаю директор школы

 воспитателей                                                 Протокол №__ от _________

Протокол № __ от _______                                               Зам. по ВР ______                                   _____________

Руководитель МО ________                                          (Олифер Л.П.)                                            Землянская Л. Г

Быть здоровым - здорово!

                            Составили:  воспитатели  Везоргина Л.Н.  Малышева Е.А., Селиванова Н.А.

Пояснительная записка.

В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением психофизиологического состояния детей, что требует нового решения. Поэтому проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения за счет правильно организованной коррекционно-развивающей среды.         

Все организации здравоохранения признают, что здоровье - состояние полного физического и психического благополучия, движение по созидательному пути к самореализации. К показателям здоровья относят благополучие:

  • физическое (соматическое);
  • душевное (эмоциональное);
  • духовное (познавательное).

Здоровье определяется как жизнерадостность, устойчивость к патологическим, болезненным и экстремальным воздействиям, высокий уровень выносливости и работоспособности. Следовательно, проблема здоровья не только медицинская, но и педагогическая.

Укреплять и сохранять здоровье детей необходимо не только с помощью системы лечебных медицинских мероприятий, но и разумной организацией их жизни, особенно в группах нашего ОУ.

К факторам благоприятной жизнедеятельности детей относят:

  • правильное чередование различных видов деятельности;
  • обеспечение рациональной двигательной активности;
  • регуляцию психофизических и эмоциональных нагрузок;
  • формирование прочных навыков здорового образа жизни (использование не медикаментозных методов оздоровления, а правильного питания, закаливания, физической культуры, создания эмоционального комфорта и т.д.).

Задача ОУ - вселить в ребенка веру в себя, свои силы, научить максимально реализовывать свои физические и духовные возможности, гармонично войти в жизнь и чувствовать себя здоровым в полном смысле слова.

Для этого необходимо создавать условия, т.е. благоприятную социально-педагогическую, коррекционно-развивающую среду, включающую специально организованное предметно-игровое пространство и условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, а также развития всех видов деятельности, лечебно-профилактических мер и рационального питания.

Здоровье школьника в настоящее время отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Об этом сказано в Законе РФ «Об образовании», который гласит: образовательное учреждение гарантирует охрану и укрепление здоровья воспитанникам и создает условия для формирования физического, психического и духовного здоровья.

Если учесть, что охрана здоровья ребенка опирается на его развитие, то необходимо создавать оздоровительно-развивающие доступные и эффективные программы для воспитанников коррекционных учреждений, посредством которых можно определить индивидуальный коррекционное–развивающее-оздоровительный подход к каждому ребенку.

Цели:

 - Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

 - Формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления

здоровья и навыков здорового образа жизни.

- Создание в школе организационно - педагогических, материально - технических,

   санитарно - гигиенических и других условий здоровьесбережения.

 - Представление всех возможностей школы для формирования психически

здорового, социально-адаптивного, физически развитого выпускника.

Коррекционные:

- Создание целостной системы работы, направленной на коррекцию и

нормализацию нарушенных функций.

Задачи:

- Создать информационный банк о состоянии здоровья школьников.

 - Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

 - Повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны здоровья

 ребёнка.

-Формировать у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочную

 деятельность системы знаний о здоровьесбережении, мотивации на сохранение

 здоровья.

  - Формирование здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом

 и самим собой.

Коррекционные:

-Использовать специальные упражнения, направленных на нормализацию

мышечного тонуса, развитие статической выносливости.

-Формировать быстроту реакции на словесные инструкции.

Нормативно-правовая и документальная основа.

  • Конституция РФ.
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Закон об образовании.
  • ФГОС начального общего образования второго поколения.
  • СанПин.

Педагогические средства.

  • Диагностика состояния здоровья.
  • Санитарно-просветительская работа: стенды, круглые столы, конференции.
  • Методические рекомендации по формированию у учащихся гигиенических навыков.
  • Воспитательные мероприятия, формирующие основы здорового образа жизни.
  • Дни Здоровья.
  • Школьные плановые соревнования; программы спортивно-массовой и  оздоровительной работы.

Участниками программы являются:

 - учащиеся;

 - педагоги;

- врач и медсестра (закрепленные за школой);

- родители.



Сроки и этапы реализации программы:

1 этап – подготовительный (1 год):

  • анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к 

вредным привычкам;

  • изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
  • разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.

2 этап – апробационый( 1 год):

  • внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее

эффективных;

  • систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;
  • выполнение оздоровительных мероприятий.

3 этап -  контрольно-обобщающий (1год):

  • сбор и анализ результатов выполнения программы;
  • коррекции деятельности.

 

Модель личности ученика:

По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей.


Для этого нами создана прогнозируемая модель личности ученика:

  • Физически, нравственно, духовно здоровая личность.
  • Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.
  • Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности, как условий благополучного существования человека.
  • Правильная организация своей жизнедеятельности.
  • Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.
  • Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.
  • Потребность в самостоятельной двигательной активности.
  • Самоконтроль, личностное саморазвитие.
  • Творческая продуктивность.

Данная программа конкретизируется в виде плана работы, в течение которого решаются следующие вопросы:

  • четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
  •  гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
  •  планомерная организация питания учащихся;
  •  совершенствование здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;
  •  привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся

Основные направления программы:

  • создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей;
  • обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи;
  • введение в содержание воспитания и образования детей занятий о своём здоровье и навыков ценностного отношения к нему;
  • обеспечение двигательной активности детей;
  • пропаганда здорового образа жизни (тематические беседы, лекции, познавательные игры,  конкурсы рисунков,  плакатов, стихотворений, различные акции;
  • пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки окружающего мира, физической культуры, мероприятия по экологии);
  • широкое привлечение учащихся и их родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы;
  • развитие школьной здоровьесберегающей инфраструктуры.


Наши действия.


       В рамках данных направлений мы должны осуществлять следующие простые и вместе с тем очень важные действия:

  • Убеждать учащихся и ежедневно контролировать выполнение утренней гимнастики, соблюдение режима труда и отдыха школьника.
  • Во время учебного дня в школе проводить динамические паузы, подвижные игры.
  • Задавать посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
  • Следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
  • Проводить ежедневную влажную уборку, проветривание  комнат, спален , озеленять помещения комнатными растениями.
  • Еженедельно проводить генеральную уборку  помещений, спален.
  • Обеспечивать каждого учащегося горячим питанием в столовой.
  • Следить за условиями теплового режима, освещённости  помещений.
  • Привлекать учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях.
  • В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы с учётом возрастных особенностей детей.
  • Способствовать созданию комфортной атмосферы в  коллективах.

Разнообразные формы работы:


          1.Учет состояния детей:

  • анализ медицинских карт;
  • определение группы здоровья;
  • учет посещаемости занятий;

  • контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

  • организация работы спортивных секций, кружков.
  • проведение дополнительных уроков физической культуры;
  • динамические паузы;
  • организация спортивных перемен;
  • дни здоровья;
  • физкульминутки  для учащихся.

3.Урочная и внеурочная работа:

  • открытые занятия и уроки;

  • открытые классные и общешкольные

 мероприятия физкультурно-

 оздоровительной направленности;

  • спортивные кружки и секции:

баскетбол, волейбол, футбол,

легкая атлетика, шашки и шахматы,

настольный теннис, плавание,

и др.


Ожидаемые конечные результаты программы:

Учащиеся и выпускники школы

должны знать:

Главная ценность жизни есть здоровье, за которое отвечает сам человек.

О необходимости регулярных профилактических осмотров с целью предупреждения и распознавания заболеваний на ранней стадии.

О заболеваниях, передающихся половым путем и способах их предупреждения.

должны уметь:

Противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам.

Оказать первую доврачебную помощь пострадавшим.

Обеспечить адекватные физиологические потребности и индивидуальные особенности питания.

Контролировать собственные поведенческие реакции, а также нести персональную ответственность за собственное поведение и здоровье.

Вести себя в эпидемиологически неблагоприятных условиях.

Иметь устойчивую мотивацию на достаточный уровень двигательной активности, а также закаливание.

Регулярно проходить профилактические осмотры по рекомендации врачей.

Использовать минимальный арсенал лекарственных препаратов, которые применяют без назначения врача.

должны иметь:

Потребность соблюдения правил личной гигиены.

Устойчивую положительную мотивацию на достаточный уровень двигательной активности и закаливание организма.

Навыки позитивного отношения к людям.

Сформированную точку зрения на вредные привычки (табак, алкоголь, наркотики, психотропные вещества).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

Я – мальчик.

Я – девочка.

Как я подрос.

Мои чувства.

Скелет человека.

Строение сердца.

Кто всему голова.

Как устроен глаз.

Как устроено ухо.

Мое здоровье - моя программа.

                                            2 класс

Давайте познакомимся.

Клетка - основа жизни.

«Я». Каким я был.

Какой я сейчас (рост, вес, характер).

Мое настроение.

Почему я не падаю?

Моя красивая осанка.

Зачем человек ест.

Красивые зубы - красивая улыбка.

Я и мое здоровье.

                                         3 класс

Я и мир.

Я и мой класс.

Я и моя школа.

Я и мое здоровье.

Мое дыхание.

Как правильно питаться.

Попытайся не болеть.

Кто нас лечит.

Осторожно - лекарство.

Я люблю физкультуру.

                                          4 класс

Я учусь творить свое здоровье.

Решение и здоровье.

Наши легкие?

Полезная пища, вредная пища.

Чем и как можно отравиться?

Мой сон.

Движение – это жизнь.

Если хочешь быть здоров – закаляйся.

Бой с микробами.

Как справиться с инфекцией.

                                       5 класс

Понятие о здоровье и факторах на него влияющих.

Познай самого себя.

Содержи свое тело в чистоте.

Содержи свой мир в чистоте.

Правильно питайся.

Здоровье и болезни.

Нужные и ненужные лекарства.

Иммунизация.

Двигательная активность.

Пассивное курение.

                                        6 класс

Здоровье и выбор здорового образа жизни.

Влияние социальной среды на развитие и здоровье подростка.

Личная гигиена.

Свет мой, зеркальце, скажи…(уход за кожей лица).

Аллергия.

Гигиена зрения.

Гиподинамия.

Здоровая пища.

Витамины и здоровый организм.

Компьютер и его влияние на здоровье подростка.

                                        7 класс

Я расту, я меняюсь (физиологические и психические процессы в различные периоды взросления и полового созревания).

Особенности психического развития в подростковом возрасте.

Состояние тревожности. Преодоление тревожности.

Виды взаимоотношений между людьми.

Манипулирование человеком  и давление на него.

Здоровье человека и влияющие на него факторы. Загрязнение окружающей среды.

Режим дня и здоровье подростка.

Утомление и переутомление. Причины переутомления и его профилактика.

Правильное питание - залог здоровья.

Вред курения.

8 класс

Факторы, разрушающие здоровье.

Психологическая уравновешенность и ее значение для подростка.

Стресс и его влияние на человека.

Практическое занятие «Защититесь от стресса».

Возможен ли сегодня здоровый образ жизни.

Алкоголю – скажем, нет!

Спорту скажем - привет!

Полноценное  питание

Школьное питание.

Рациональный режим.

9 класс

Путь, ведущий к здоровью.

Советы гигиены.

Полезное питание.

Разговоры о модных диетах.

Физическая активность. Зимние радости.

Чистый воздух-основа жизни.

Хорошее настроение.

«Нет»- вредным привычкам. Профилактика   курения.

Профилактика алкоголизма.

Профилактика наркомании.

Литература

1. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье / Н.М. Амосов // Физкультура и спорт. – 1987. – С.64.

2. Розанова Т.В. Развитие способностей у  детей в процессе обучения/ Т.В. Розанова // Педагогика.- 1991.

3. Васильева О.С. Здоровый образ жизни – стереотипные представления и реальная ситуация здоровья/ О.С.Васильева, Журавлева Е.В.// Педагогика здоровья.- 1999.-№2.-С.6.

4. Горячев В.В. Здоровье детей – категория педагогическая. / В.В.Горячев //

Воспитание школьников.- 2001. - №7.

5. Смирнов А. Здоровье и здоровый образ жизни / А.Смирнов// Основы безопасности и жизнедеятельности. - 2000.-№ 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по формированию у детей здорового образа жизни «Здоровые сибирячки»

Программа кружка по формированию у детей здорового образа жизни    «Здоровые сибирячки»  ...

Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»

В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...

Материал к разработке уроков «Здоровые дети - в здоровой семье» «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»

В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучат...

Программа по сохранению и укреплению здоровья школьников «Культура здоровья».

Культура здоровья – один из важнейших компонентов общей культуры человека, важное условие для самореализации. Вот почему так важно воспитывать у маленького человека личностные приоритеты здоровь...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ в начальных классах в рамках программы внеурочной деятельности «Дорогой доброго здоровья» ТЕМА: «ЗДОРОВЬЕ-это здорово!»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ в начальных классах в рамках программы внеурочной деятельности «Дорогой доброго здоровья» ТЕМА: «ЗДОРОВЬЕ-это здорово!»...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Здоровей-ка» (спортивно-оздоровительное направление) Тема занятия: « Питание и здоровье. Что такое здоровая пища».

Цель:формирование у детей навыков здорового образа жизни через здоровое питание. Задачи: формировать представление о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей;развивать у детей потребно...

Сценарий спортивного конкурса "Здоровому все здорово! "посвященный Дню здоровья среди начальных классов

В школе, особенно в начальном звене широко используются спортивные праздники «Веселые старты», на которых можно проявить свои физические качества. Такие соревнования, как эстафеты дают дет...