Развитие гибкости.
консультация по зож (1 класс)
Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_gibkosti_u_shkolnikov_mladshego_vozrasta.docx | 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие гибкости у школьников младшего возраста.
Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста имеет отличия в связи с возрастными особенностями детского организма.
Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 - 7 лет. У детей 9 - 14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста. Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Для развития пассивной гибкости наиболее благоприятным периодом будет являться возраст 9 - 10 лет, а для активной - 10 - 14 лет.
Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо принимать во внимание в процессе развития и гибкости.
Пути развития гибкости младших школьник во внеурочное время.
Упражнения на гибкость можно легко и с успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития.
На современном этапе развития школ, недопустимо ограничение двигательной активности учащихся только на уроках физической культуры. В условиях школы и за ее пределами можно организовать и пропагандировать те виды физического воспитания, которые являются ежедневными, массовыми и обязательными для всех здоровых детей.
Внеклассные занятия должны развивать навыки самостоятельной работы учащихся. Занятия должны быть не утомительными для детей, обеспечивать переключение с одних видов деятельности на другие, способствовать укреплению здоровья и физическому развитию школьников.
Одним из ежедневно выполняемых комплексов несложных упражнений является утренняя гимнастика, которая обычно сочетается с закаливающими процедурами и применяется главным образом с целью укрепления здоровья, повышения жизнедеятельности и общей работоспособности школьников, развитию гибкости как отдельных частей тела, так и всего организма в целом.
Ежедневные занятия утренней гимнастикой - этот минимум двигательной деятельности, может быть обеспечен в любое время года, при любых условиях; школы и внешкольные учреждения обязаны приучать учащихся к регулярному выполнению. Осуществляется это следующим образом:
1. Пропагандой утренней гимнастики и разучиванием упражнений с детьми на уроках в школе, в летних и зимних лагерях: пионерских, физкультурно-оздоровительных, туристских.
Время от времени нужно проверять, как ребята делают дома зарядку: предложить отдельным учащимся показать комплекс упражнений, как общеукрепляющих, так и на развитие гибкости, спросить, в какой дозировке они их выполняют.
2. Организацией коллективной утренней гимнастики для детей на свежем воздухе - на площадках.
3. Подготовкой инструкторов и физоргов к руководству коллективными занятиям гимнастикой и проведения физкультминуток.
Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка) способствует быстрому переходу от сна и бодрствованию: выводит организм из пассивного состояния и подготавливает к предстоящей активной деятельности.
Физические упражнения настраивают центральную нервную систему на рабочий ритм, совершенствуют координацию движений, увеличивают скорости крово- и лимфообращение, укрепляют кровоснабжение тканей. Более глубоким и ритмичным становиться дыхание. Увеличивается поступление к мозгу, к мышцам и внутренним органам кислорода, что в свою очередь способствует повышению уровня укрепительных процессов в тканях.
Комплекс утренней гимнастики обычно состоит из упражнений, обеспечивающих всестороннее развитие на организм. Упражнения комплекса утренней гимнастики выполняют в определенной последовательности:
Начинают с упражнений, которые постепенно втягивают организм в работу, - с ходьбы и легкого бега.
За ними выполняют упражнения типа «подтягивание», на формирование осанки.
Затем приступают к упражнениям, воздействующим набольшие группы мышц всех частей тела (ног, плечевого пояса, живота, спины), различного рода поворотам и наклонам.
За ними следуют упражнения более сложного характера (например, движения туловища в сочетании с движениями ног и рук: приседания с движениями рук и ног, выпады с наклонами туловища и другие), которые оказывают еще более интенсивное влияние на деятельность внутренних органов, способствуют развитию пластики и гибкости.
После этого мышцам дают небольшой отдых: выполняются упражнения на расслабление.
Хорошо освоенные упражнения становятся постепенного легкими для занимающихся, интерес к ним снижается. Поэтому надо каждые 1-2 недели комплекс менять.
Более эмоционально проходят упражнения при музыкальном сопровождении.
Физкультминутки - проводятся в классе, во время уроков, когда появляются признаки утомления детей (невнимательность, беспокойное поведение). Комплексы физкультминуток состоят из 3-5 упражнений, повторяемых по 5-10 раз, и выполняются под руководством учителя или физорга класса. Основными видами упражнений для физкультминуток являются: разгибание туловища, подтягивание, дыхательные упражнений сидя и стоя, ходьба, наклоны и повороты туловища, движения кистями рук.
Гимнастика перед сном. В сочетании с прогулкой и водными процедурами легкая гимнастика создает благоприятные условия для отдыха. Нужно приучать к ней детей. Такая гимнастика состоит главным образом из дыхательных упражнений по 5-6 раз каждое, медленное и плавное потягивание различных частей организма, что приводит к внутренней гармонии и способствует не только развитию гибкости, но и внутреннему сосредоточению и подготовки ко сну. Темп - медленный, движения плавные.
Комплексы упражнений на развитие гибкости.
Основным методическим условием, которого нужно придерживаться в работе над воспитанием подвижности в суставах, являемся обязательная разминка перед выполнением упражнений на растягивание.
Разминка имеет профилактическое (предупреждающее) значение, чем лучше подготовлен мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее выполняется движение, тем меньше риск получить различные растяжения, разрывы мышц и сухожилий.
Известно, что разминка включает в себя комплекс специально подобранных физических упражнений, выполняемых с целью подготовки организма к предстоящей работе и повышения его общей работоспособности путем усиления вегетативных функций.
Разминка позволяет решить три задачи:
1. Разминка позволяет повысить температуру тела, прежде всего, мышц.
2. Повысить подвижность в наших суставах, т.е. после разминки человек может, например, наклониться гораздо ниже, чем до разминки.
3. Настроиться на те упражнения или игру, которые человек собирается выполнять. После разминки человек может любые упражнения выполнить, чем до нее и почти никогда не получит травм.
Порядок упражнений в разминке:
1. Спокойный бег или быстрая ходьба (можно на месте). Самое главное, чтобы после этого человеку стало жарко и еще лучше, если он немного вспотеет(6-10 минут).
2. Упражнение на растягивание. Нужно хорошенько растянуть все мышцы, но особенно те, которые в основном будут работать после разминки при выполнении упражнений и игр(6-8 специально подобранных упражнений для мышц туловища, верхних конечностей, рук и ног).
3. Выполнить несколько раз то упражнение, которое будете потом выполнять, но "не сильно". То есть если потом будет подвижная игра, то несколько раз пробежать быстро, но не в полную силу; если будете вставать на мостик, то несколько раз прогнуться или наклониться назад (по 10-15 раз).
С целью развития гибкости необходимо использовать в тренировочном процессе следующие средства: наклоны стоя и сидя вперед, в стороны с элементами вращении, прогибы, висы и др., эти же упражнения с помощью тренера или партнера.
Ниже приведены несколько комплексов упражнений способствующих развитию гибкости у детей младшего школьного возраста.
Комплекс упражнений 1.
И.п. - о.с. Наклон вперед, касаясь пальцами (ладонями, локтями) пола;
По - 10-12 повторений в 3-х сериях (подходах).
И.п. - сидя на полу. Наклон вперед, касаясь лбом пальцев ног;
По - 10-12 повторений, в 3-5-и сериях.
И.п. - сидя на полу. Наклон вперед, поворачиваясь с выносом правой к левой ноге;
Следующий цикл к правой. При этом коснуться ладонью стопы.
По - 8-10 повторений в разные стороны в 5-и сериях.
И.п. - стоя, ноги пошире.
Наклон к левой и правой попеременно с элементами скручивания;
По - 10-12 повторений, в 3-5-и сериях.
И.п. - о.с. Шаг вперед левой, с выносом прямых рук кверху над головой.
Прогнуться. Тоже с шагом вперед правой.
По - 8-10 повторений, в 3-5-и сериях.
Все упражнения можно выполнять с помощью партнера после 4-х недель систематических занятий.
Комплекс упражнений 2.
И.п. - Ноги на ширине плеч, руки на пояс.
Круговые движение головой вправо. Круговые движения головой влево.
И. п. - Ноги на ширине плеч, руки перед собой.
Круговые движения руками вперед. Круговые движения руками назад.
И.п. - Ноги на ширине плеч, руки перед собой.
Отведение рук в стороны.
И. п. - Ноги на ширине плеч, руки на пояс.
Наклоны туловища вперед. Наклоны туловища назад.
И.п. - о.с. Руки на пояс. Поднять правое бедро.
Вращательное движение голени вправо. Вращательное движение голени влево.
И.п. - о.с. Руки на пояс. Поднять левое бедро.
Вращательное движение голени влево. Вращательное движение голени вправо.
Комплекс упражнений 3.
Рекомендуется проделать комплекс из 8-10 упражнений на растягивание.
Упражнения на растягивание необходимо выполнять сериями в определенной последовательности; упражнения для суставов верхней конечности, туловища и нижней конечности, а между сериями необходимо выполнять упражнения на расслабление. Комплекс упражнений может состоять из 8-10 упражнений пассивного или активного характера.
И.п. - о.с Рывки руками, правая рука наверху, левая в низу, 10 раз. Правая рука внизу, левая наверху, 10 раз.
И.п. - о.с. Руки перед собой. Наклоны туловища вперед, стараясь задеть пол, 10 раз. Наклоны туловища назад 10 раз.
И.п. - Сидя на матрасе руки, перед собой Тянуться к носкам ног, не сгибая колени 10 раз.
И.п. - Сидя на матрасе руки перед собой, партнер стоит сзади. Тянуться к носкам ног, не сгибая колени, с помощью партнера.
И.п. - Ноги на ширине плеч, руки на полу. Приседание на шпагат.
При выполнении упражнений махового характера необходимо максимально расслаблять мышцы ноги, так как только в таком случае можно добиться максимальной амплитуды движения, для этого необходимо опорной ногой встать на возвышение или на скамейку, так как, чтобы работающая нога, производя сгибание и разгибание, отведение и приведение, свободно свисала и не задевала площади опоры.
Пружинящее приседание в положении разведенных в переднезаднем направлении ног следует выполнить обязательно с опорой на руки. Если занимающийся не достает руками до площади опоры, то упражнение можно выполнять у стенки, опираясь на нее руками.
Выполняя упражнение на растягивание, амплитуду движений нужно увеличивать постепенно, так как в противном случае даже после хорошей разминки возможны повреждения мышц и связок. Постепенное увеличение амплитуды движения дает возможность организму приспособиться к специальной работе.
Темп движения с небольшой амплитудой (махи ногами, рывки руками и т.д.) - должен быть примерно 60 движений в минуту, в других движениях (наклоны туловища) - 40-50 движений в минуту.
В заключительной части занятия функциональная активность организма ребенка плавно снижается. Спокойная ходьба, упражнения на расслабление, легкий бег трусцой - наиболее подходящие средства для достижения целей заключительной части занятия.
Заключение.
При формировании двигательной функции детей необходимо учитывать координационную сложность применяемых упражнений, их влияние на вегетативные органы и энергетические затраты при их выполнении. Работоспособность у детей этого возраста значительно меньше, чем у взрослых. Они быстро утомляются при однообразной работе, но и быстро восстанавливаются. Интенсивно развиваются и совершенствуются двигательный анализатор в коре головного мозга.
Младшие школьники успешно осваивают простые по координации движения, состоящие из одного- двух элементов, которые не требуют при выполнении большой точности и больших мышечных движений.
Общеразвивающие упражнения в движении - ходьба, бег, прыжки, развивают жизненно необходимые навыки человека, вовлекают почти весь мышечный аппарат занимающихся.
Все упражнения, которые дает учитель детям на уроке - имеют большое образовательное значение, большую психофизиологическую нагрузку. Развивают выносливость, силу, координацию, ловкость, гибкость.
Важной задачей физического воспитания, которая решается в процессе физической подготовки, является обеспечение правильного формирования скелета, укрепление мышц и предупреждение нарушения осанки.
Увеличение показателей гибкости позволяет повысить функциональные возможности подвижности позвоночного столба и в значительной мере активизировать физические нагрузки в режиме дня школьников.
Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, прыжки и др.).
Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.
Несомненно, гибкость является не единственным, но безусловно важным, фактором развития человека и ее развитие в сочетании с развитием силы, ловкости, координации движения и т.д. позволит воспитать здорового и сильного человека.
Будьте здоровы!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие гибкости»
Аннотация. В докладе содержится информация о значении физической культуры в жизни младшего школьника. На сегодняшний день здоровье ребёнка – актуальная тема, для учителей и родителей. Целью доклада: п...
Конспект урока «Развитие гибкости и силовых качеств».
Физическая культура...
Конспект по физкультуре "Развитие гибкости"
Для учащихся 1 класса...
Конспект по Физкультуре 1 класс Тема: «Развитие гибкости и силы»
Конспект по Физкультуре 1 класс Тема: «Развитие гибкости и силы»...
Развитие гибкости
В данной презентации представлены упражнения на развитие гибкости с использованием фитболов....
Тренировка, направленная на развитие гибкости
Контингент воспитанников: девочки оздоровительной группы 1-го года обучения,Форма проведения: групповая.Тип занятия: смешанный.Цели занятия:Направить все усилие на повышение эластичности и тонуса мышц...
- Мне нравится (1)