Статья «Здоровье младшего школьника: аспекты работы по здоровьесбережению»
статья по зож
В современных условиях значительно возрастает роль семьи и школы в формировании всесторонне развитой личности, сохранении и укреплении здоровья детей младшего школьного возраста. Семья и школа должны создать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического, психического здоровья младшего школьника и формирования здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_statya.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Зуевой С.В., учитель начальных классов ГБОУ школа №258 с углубленным изучением физики и химии Колпинского района Санкт-Петербурга
Статья «Здоровье младшего школьника: аспекты работы по здоровьесбережению »
«Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее».
В современных условиях значительно возрастает роль семьи и школы в формировании всесторонне развитой личности, сохранении и укреплении здоровья детей младшего школьного возраста. Семья и школа должны создать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического, психического здоровья младшего школьника и формирования здорового образа жизни.
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: “Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение”. Такая озабоченность вполне понятна. Вопросы здоровьесбережения занимали педагогов во все времена. Состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу. Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные.
В здоровьесберегающем, как и в личностно-ориентированном образовании, заложена аналогичная идеология: приобретение ребенком личного и личностного опыта, в т. ч. здоровьесбережения, наиболее ценно для его развития, поскольку ребенок развивается в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром.
Актуальность проблемы здоровьесбережения обусловлена, с одной стороны, первостепенностью ее как общенациональной проблемы и тем, что в системе ценностей российских образовательных учреждений здоровье пока ещѐ не является важнейшей, с другой. Поэтому основная задача педагогов и руководителей – обучить детей и взрослых (педагогов и родителей) способам сохранения своего здоровья, создав специальную систему работы – и собственную, и в ОУ - по здоровьесбережению.
Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию, безусловно, несѐт и система образования. Не последнюю роль в этом процессе играют образовательные учреждения. Поэтому о полноценном качестве образования можно говорить только тогда, когда в нѐм присутствует здоровьесберегающая и здоровьеформирующая составляющие. И первым - самым главным направлением, на наш взгляд, является защита, сохранение и укрепление здоровья ребенка, причем, не только физического, но и психического, и интеллектуального, и социального. Воспроизводство здоровья ребенка зависит, главным образом, от воспитания. От состояния медицины и здравоохранения соматический компонент здоровья зависит лишь на 10-15%.
Очевидно, что и родители играют огромную роль в сохранении и формировании здоровья детей. Несомненно, большинство родителей стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением его физического здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у детей необходима целенаправленная, систематическая совместная работа педагогов и родителей.
Основная идея здоровьесбережения – обеспечение ребенку развитого детства через «врастание ребенка в культуру». Детство – это «процесс подлинного культуроосвоения и культуротворчества, период закладки всего и вся». Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание здоровьесберегающего образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка или отобрать программы нового поколения, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего – к ценностям здорового образа жизни. Формирование умений с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, противостоять отрицательным явлениям в поведении окружающих становится приоритетным направлением в работе с детьми, начиная с дошкольного возраста.
Здоровьесбережение – ключевой элемент нового мышления, требующий пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического – образовательного и методического – процесса, поскольку радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его здоровье ребенка.
Здоровье – это гармоничное, оптимальное проявление всех функций организма (физических, психических, интеллектуальных и духовных) во взаимодействии с предметной, природной, социальной средой обитания.
Здоровьесберегающее образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование эмоционально-положительного отношения к природе, окружающему миру, ответственного отношения к своему здоровью и состоянию окружающей среды, соблюдение им определенных моральных норм в системе ценностных ориентаций.
Здоровьесберегающий подход в образовании детей – это комплекс психолого-педагогических, медицинских и других мероприятий, обеспечивающих эффективность педагогического процесса.
Технология здоровьесберегающего образования – совокупность организационных решений, средств, методов и приемов здоровьесберегающего образования детей, охватывающих важную часть воспитательно-образовательного процесса.
Здоровьесберегающие технологии – совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование осознанного и ценностного отношения к собственному здоровью.
Система здоровьесбережения – это педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, которую необходимо воспитывать у дошкольников и формировать в ходе образовательного процесса, ориентированного на здоровьесбережение и обеспечивающего его технологически.
Очевидно, что система здоровьесбережения не может выражаться в какой-то одной, конкретной образовательной технологии. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности образовательного учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей. Это может быть достигнуто с помощью здоровьесберегающих технологий, которые рассматриваются как совокупность форм, методов, средств и приемов организации образовательного процесса без ущерба для здоровья детей и педагогов.
Система здоровьесбережения не является альтернативой другим педагогическим системам и подходам. Главное, что ее отличает от других педагогических систем и направлений, – признание приоритета заботы о здоровье детей и педагогов в конструктивной деятельности в данном направлении. По многим другим признакам и принципам система здоровьесбережения занимает общее поле с гуманистической, личностноориентированной, развивающей и другими инновационными образовательными системами.
Цель здоровьесбережения состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям значимость физического, психического, интеллектуального (умственного) и социального здоровья для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств и душевных сил, личностного становления. Наметившаяся во всем мире тенденция инновационных подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательнооздоровительных программ, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программы ориентированы на формирование у ребенка позиции признания здоровья, как важнейшей ценности, чувства ответственности за сохранение и укрепление собственного здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Технологическую основу системы здоровьесбережения составляют здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ). Цель здоровьесберегающих педагогических технологий – обеспечить (до)школьнику возможность сохранения здоровья в период пребывания в ОУ, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Данные принципы отражают насущные общественные потребности и определяют цели ЗОТ. Они выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические и специфические принципы. Это:
1. Принцип системности и повторения (в результате системы работы и многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы);
2. Принцип постепенности (предполагает преемственность от одной ступени к другой);
3. Принцип доступности и индивидуализации (его назначение – в исключении негативных и вредных последствий для организма каждого ребѐнка вследствие чрезмерных требований и заданий);
4. Принцип непрерывности (предполагает построение процесса здоровьесбережения как целостного процесса с системным чередованием нагрузок и отдыха);
5. Принцип цикличности (заключается в повторяющейся последовательности занятий);
6. Принцип оздоровительной направленности (решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения и воспитания);
7. Принцип комплексного междисциплинарного подхода к образованию (взаимодействие педагогов и медицинских работников);
8. Принцип активного обучения (использование различных интерактивных форм и методов обучения, а также разнообразных форм работы самих детей: индивидуальной коллективной, групповой, парной и др.);
9. Принцип формирования ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих;
10. Принцип связи теории с практикой (применение своих знаний на практике).
Для достижения целей здоровьесбережения применяются следующие группы средств:
1. Средства двигательной направленности (эмоциональные разрядки и «минутки покоя», психогимнастика, тренинги и др.);
2. Оздоровительные силы природы (занятия на свежем воздухе, ароматерапия, витаминотерапия и др.);
3. Гигиенические мероприятия (режим питания и сна, обучение приемам здорового образа жизни, оказание первой помощи, ограничение предельного уровня нагрузки дошкольников во избежание переутомления и др.);
4. Различные виды арт-терапии и арт-педагогики (изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия и др.).
В заключении хочу сказать: школьное образование в наши дни предоставляет благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Мы сами можем сохранять своё здоровье и учить этому детей. Очевидно, что комплексное использование этих средств позволяет более эффективно решать все основные задачи здоровьесбережения в ОУ. Решение задач здоровьесбережения ребенка в ходе занятий (уроков) в ОУ возможно при условии реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития. Это можно сделать, только превращая каждое занятие в познание ребенком самого себя и своих отношений с природой и с окружающим миром. В основе здоровьесбережения лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. ЗОЖ – здоровый образ жизни – объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, формированию, сохранению и укреплению индивидуального и общественного здоровья. Таким образом, система здоровьесбережения – это система, основанная на «стыке» возрастной физиологии, валеологии, детской психологии, педагогики, методики и других наук, включающая арт-терапию, артпедагогику и прочие здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие современные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальные особенности леворукого младшего школьника: аспекты семейного воспитания
Психолого-педагогические особенности леворуких детей. Приемы работы с ними....
Здоровье младшего школьника: аспекты работы по здоровьесбережению
ЗДОРОВЬЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА: АСПЕКТЫ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ Перед современным обществом остро встаёт вопрос сохранения здоровья всех его членов, и в особенности детей. Возникает необходимос...
Статья Здоровье младшего школьника: аспекты работы воспитателя ГПД по здоровьесбережению
Статья "Здоровье младшего школьника: аспекты работы воспитателя ГПД" предназначена для воспитателей группы продлённого дня. Статья познакомит воспитателя ГПД с формами проведения мероп...
Статья на тему: "ФГОС Сохранение и укрепление здоровья младших школьников как приоритетная задача деятельности учителя ."
В данной статье освещается вопрос здоровьесбережения младших школьников в учебное время.....
Сохранение и укрепление здоровья младших школьников в аспекте требований ФГОС
В статье ставиться задача рассмотреть, согласно требованиям ФГОС, неоходимые методы сохранения и укрепления здоровья учащихся.Согласно требований ФГОС необходимо сохранять и укреплять здоровье учащихс...
Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС
Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным,...
Статья "Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС"
Статья "Формирование коммуникативной культуры младших школьников:аспекты реализации требований ФГОС"...