Статья "Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС"
статья (3 класс)
Статья "Формирование коммуникативной культуры младших школьников:аспекты реализации требований ФГОС"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аграновская Л.А. учитель начальных классов ГБОУ школа 131 Красносельского района Г.Санкт-Петербурга |
Формирование коммуникативной культуры младших школьников:
аспекты реализации требований ФГОС
Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Коммуникативную культуру можно назвать связующим звеном, компонентом всех видов культур. Передача опыта одного поколения другому может происходить с помощью трансформатора — коммуникативной культуры.
Коммуникативная культура — это совокупность культурных норм, культурологических знаний, ценностей и значений, используемых в процессе общения.
Коммуникативную культуру можно рассматривать как систему качеств личности, включающую:
1) творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид социального творчества);
2) культуру речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация и, конечно, хорошая дикция);
3) культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;
4) культуру жестов и пластики движений (самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением, деятельная самоактивация.);
5) культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению;
6) культуру эмоций (как выражение эмоционально-оценочных суждений в общении).
Каково же значение коммуникативной культуры для младшего школьника?
Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во – вторых, от коммуникативной культуры во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.
В – третьих, коммуникативная культура может рассматриваться как проявление коммуникативной компетентности в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия его будущей жизни.
Коммуникативные действия обеспечивают:
- социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:
-коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия , направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности );
-коммуникация как кооперация, сотрудничество (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);
-коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии).
Основные виды коммуникативных и речевых действий обобщенного характера распространяются прежде всего на внеурочную деятельность. Поскольку нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата, актуальная проблема заключается в подборе содержания и разработке конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), а главное, в овладении методиками организации в классе учебного сотрудничества.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Широкие возможности для развития коммуникативной культуры дает использование различных видов игр. Игры, которые традиционно используется для развития и поддержки мотивации, можно использовать для развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.
Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, обучающиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.
Одним из ведущих методов современной педагогики является метод проектов, который в силу своих особенностей позволяет реализовать проекты группами или парами, и направлен не только на получение знаний, но и на формирование ключевых компетентностей, одной из которых является коммуникативная компетентность.
Формирование коммуникативных компетенций младших школьников будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко которого решается ряд частных педагогических задач в сответствии с ФГОС, направленных на достижение конечной цели. Формирование коммуникативной компетенции один из аспектов гармоничного развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, Каждый ребенок уникален, и правильно организованная система педагогических условий поможет развивать его личность, его способности.
Именно начальная ступень школьного обучения должна развить коммуникативные учебные действия, обеспечить готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональное самоопределение, как структурный элемент социально-коммуникативного развития старших дошкольников и младших школьников в свете требований ФГОС НОО.
Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников и младших школьников имеет многоступенчатый и динамический характер, поэтому формирование готовности ...
Семинар урок. Целеполагание на уроке математики в начальной школе: аспекты реализации требований ФГОС
Для достижения требований, обозначенных в ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам общего образования важнейшей задачей является формирование у учащихся универсальных учебных действи...
Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС
Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным,...
Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС
Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС...
Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС
Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов: аспекты реализации требований ФГОС.
Основные принципы здоровьесбережения в начальной школеПринципы сформулированы Н.К. Смирновым - "Не навреди"; Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете; Непрерывность. То есть работа п...
Развитие коммуникативной культуры младших школьников: аспекты требований ФГОС.
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Экзюпери. Эта тема остаётся актуальной и в наши дни.В связи с тем, что приоритетным направлением ...