Статья на тему: "ФГОС Сохранение и укрепление здоровья младших школьников как приоритетная задача деятельности учителя ."
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Самбурская Варвара Игоревна

В данной статье освещается вопрос здоровьесбережения младших школьников в учебное время..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_nauchno-prakticheskoy_konferentsii.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           Самбурская В.И., учитель

ГБОУ школа 432 Колпинского района

Санкт-Петербурга

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

ФГОС

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников как приоритетная задача деятельности учителя.

  Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой.                Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижения современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является  сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. ФГОС определяет эту задачу как одну из приоритетных.

        Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляю-щих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяется условиями его жизни в семье, в обществе и в том числе в школе, так как на годы обучения ребёнка в школе приходится период интенсивного развития организма. Подготовка к здоровому образу жизни должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей младшего школьного возраста.

    Основные «школьные» факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся:

- перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;

- несовершенство учебных программ и технологий;

- авторитарный стиль преподавания;

- отсутствие индивидуального подхода к учащимся;

- использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;

- недостаток двигательной активности учащихся;

- неправильное питание учащихся;

 - несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.

       Подготовка к здоровому образу жизни должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей младшего школьного возраста. Для реализации этого направления разрабатываются различные технологии, в числе которых – здоровьесберегающие. 

Здоровьесберегающие технологии – это знакомые большинству педагогов методы и приёмы, цель которых – обеспечить ученику возможность сохранения здоровья на период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в жизни;  это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учётом особенностей контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения, региональных особенностей. Учитель должен владеть широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать из них те, которые обеспечивают в данных конкретных условиях успешное обучение, воспитание и развитие конкретного обучающегося.

Среди здоровьесберегающих технологий  выделяют 3 группы:

1) технологии, обеспечивающие гигиенические оптимальные условия образовательного процесса;

2) технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьника;

3) разнообразные психолого - педагогические технологии используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами.

Технологии реализуются на основе личностно - ориентированного подхода.

       

Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.

Принципы здоровьесберегающего урока, направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья. Это:

  • принцип двигательной активности;
  • принцип оздоровительного режима;
  • принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
  • принцип реализации эффективного закаливания;
  • принцип психологической комфортности;
  • принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка (учёт ведущей модальности, темперамента, билатеральности);

Какие современные здоровьесберегающие технологии можно использовать?

Технологии сохранения и стимулирования здоровья 

1. Повышение двигательной активности детей.

физкультминутки - динамические паузы непосредственно на уроках. Достаточно всего 3-4 упражнений, чтобы снять усталость. Это:

  • гимнастика для улучшения мозгового кровообращения,
  • для снятия утомления плечевого пояса и рук,
  • для снятия напряжения с мышц туловища;
  • гимнастика пальчиковая;
  • гимнастика бодрящая;
  • гимнастика дыхательная;
  • гимнастика для глаз - самокоррекция

      2. Организация работы в режиме смены рабочей позы.

      3. Самомассаж.

На уроке можно использовать тренажёр для стоп (массажный коврик).

       Коррекционные технологии 

Не менее важным является эмоциональный климат урока. "Самые здоровые и красивые люди - это те, которых ничего не раздражает", - говорил Г. Лихтенберг.

     1.Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления:

а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится!

Я справлюсь! Мне всё по силам!";

б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе";

в) рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые символизируют предстоящий день и т.д.

       Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора - один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность - признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит - с позиций здоровьесбережения - не менее физкультминутки. Это мощный противовес состоянию утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока, забавная скороговорка - показатель его качества, критерий для оценки.

        Комфортным начало урока может сделать снятие психо-эмоционального напряжения с помощью психогимнастики:

 Психогимнастика -  это упражнения, этюды, игры, направленные на развитие и коррекцию разных сторон психики ребенка.

2. Цветотерапия. 

         Уже в древности люди знали: каждый цвет может по-своему воздействовать на человека - вызывать чувство радости или грусти, возбуждать или успокаивать, создавать различные ощущения.

       3. Музтерапия. 

Различные формы музыкального воздействия использовались веками как мощное средство изменения сознания.

Занятие с использованием музыкальных произведений и звуков природного естественного происхождения условно разделяется на три периода:

отвлекающий (1,5 - 2 минуты);

успокаивающий (7 - 10 минут);

тонизирующий (2-3 минуты)

4. Новые формы организации урока

Интерактивность в обучения. Нет сомнения, наверное, в том, что данная практика преподавания снимает, сводит на нет следующие факторы риска: 

-стрессовую педагогическую практику;

-интенсификацию учебного процесса;

     -несоответствие методик, форм и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

Важным является и тот факт, что в полноценном обучении участники взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением, и с изучаемым содержанием. И все три вида активности взаимосвязаны, разнообразны и в обязательном порядке присутствуют на уроке. Назовем их.

Физическая - меняют рабочее место, пересаживаются; говорят, пишут, слушают, рисуют и т.д.

Социальная - задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д.

Познавательная - вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта и т.д.

          Традиционный авторитарный стиль преподавания при интерактивном обучении меняется - учитель выступает в роли консультанта. А его задача - создать условия для самореализации личности, проявления инициативы учащихся, самостоятельного решения проблем, сбора новых данных.

          Среди форм организации учебной работы преобладает парная (статичные пары и пары сменного состава), групповая (статичные группы и мигрирующие группы), коллективное взаимодействие.

          Виды деятельности и формы работы на уроке по необходимости меняются, так как внимание детей удерживается до тех пор, пока существует интерес (в течение 7-10 минут),

Учитель учитывает темперамент каждого ученика.

Таким образом, сохранение и укрепление здоровья зависит от многих составляющих, в частности, от:

  • активного участия в этом процессе самих учащихся;
  • создания здоровьесберегающей среды;
  • высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
  • планомерной работы с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий

Обобщение опыта по теме: Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий...

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"Путь к здоровью".

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью".Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации   образователь­ного проце...

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью"

Программа содержит пояснительную записку, указаны направления работы и ожидаемые результаты, дана оценка эффективности реализации программы «Путь к здоровью»...

Авторская программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путешествие в страну Здоровье"

Программа формирования здоровья учащихся направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развития у младших школьников интереса  к вопросам здоровья, воспитание ответственности за ...

Укрепление и сохранение здоровья младших школьников как главная задача деятельности воспитателя ГПД

Укрепление  и сохранение здоровья младших школьников как главная задача деятельности воспитателя ГПД...

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников как приоритет задачи деятельности воспитателя ГПД

Редька Н.В., воспитатель ГПДГБОУ средняя школа №425 им. П.Л КапицыКронштадтского районаСанкт-Петербурга Сохранение и укрепление здоровья младших школьниковкак приоритет задачи деятельности воспит...