Статья на тему: "ФГОС Сохранение и укрепление здоровья младших школьников как приоритетная задача деятельности учителя ."
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)
В данной статье освещается вопрос здоровьесбережения младших школьников в учебное время..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_nauchno-prakticheskoy_konferentsii.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Самбурская В.И., учитель
ГБОУ школа 432 Колпинского района
Санкт-Петербурга
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ
ФГОС
Сохранение и укрепление здоровья младших школьников как приоритетная задача деятельности учителя.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижения современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. ФГОС определяет эту задачу как одну из приоритетных.
Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляю-щих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.
Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяется условиями его жизни в семье, в обществе и в том числе в школе, так как на годы обучения ребёнка в школе приходится период интенсивного развития организма. Подготовка к здоровому образу жизни должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей младшего школьного возраста.
Основные «школьные» факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся:
- перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
- несовершенство учебных программ и технологий;
- авторитарный стиль преподавания;
- отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
- использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;
- недостаток двигательной активности учащихся;
- неправильное питание учащихся;
- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.
Подготовка к здоровому образу жизни должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей младшего школьного возраста. Для реализации этого направления разрабатываются различные технологии, в числе которых – здоровьесберегающие.
Здоровьесберегающие технологии – это знакомые большинству педагогов методы и приёмы, цель которых – обеспечить ученику возможность сохранения здоровья на период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в жизни; это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учётом особенностей контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения, региональных особенностей. Учитель должен владеть широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать из них те, которые обеспечивают в данных конкретных условиях успешное обучение, воспитание и развитие конкретного обучающегося.
Среди здоровьесберегающих технологий выделяют 3 группы:
1) технологии, обеспечивающие гигиенические оптимальные условия образовательного процесса;
2) технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьника;
3) разнообразные психолого - педагогические технологии используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами.
Технологии реализуются на основе личностно - ориентированного подхода.
Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.
Принципы здоровьесберегающего урока, направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья. Это:
- принцип двигательной активности;
- принцип оздоровительного режима;
- принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
- принцип реализации эффективного закаливания;
- принцип психологической комфортности;
- принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка (учёт ведущей модальности, темперамента, билатеральности);
Какие современные здоровьесберегающие технологии можно использовать?
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
1. Повышение двигательной активности детей.
физкультминутки - динамические паузы непосредственно на уроках. Достаточно всего 3-4 упражнений, чтобы снять усталость. Это:
- гимнастика для улучшения мозгового кровообращения,
- для снятия утомления плечевого пояса и рук,
- для снятия напряжения с мышц туловища;
- гимнастика пальчиковая;
- гимнастика бодрящая;
- гимнастика дыхательная;
- гимнастика для глаз - самокоррекция
2. Организация работы в режиме смены рабочей позы.
3. Самомассаж.
На уроке можно использовать тренажёр для стоп (массажный коврик).
Коррекционные технологии
Не менее важным является эмоциональный климат урока. "Самые здоровые и красивые люди - это те, которых ничего не раздражает", - говорил Г. Лихтенберг.
1.Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления:
а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится!
Я справлюсь! Мне всё по силам!";
б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе";
в) рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые символизируют предстоящий день и т.д.
Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора - один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность - признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит - с позиций здоровьесбережения - не менее физкультминутки. Это мощный противовес состоянию утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока, забавная скороговорка - показатель его качества, критерий для оценки.
Комфортным начало урока может сделать снятие психо-эмоционального напряжения с помощью психогимнастики:
Психогимнастика - это упражнения, этюды, игры, направленные на развитие и коррекцию разных сторон психики ребенка.
2. Цветотерапия.
Уже в древности люди знали: каждый цвет может по-своему воздействовать на человека - вызывать чувство радости или грусти, возбуждать или успокаивать, создавать различные ощущения.
3. Музтерапия.
Различные формы музыкального воздействия использовались веками как мощное средство изменения сознания.
Занятие с использованием музыкальных произведений и звуков природного естественного происхождения условно разделяется на три периода:
отвлекающий (1,5 - 2 минуты);
успокаивающий (7 - 10 минут);
тонизирующий (2-3 минуты)
4. Новые формы организации урока.
Интерактивность в обучения. Нет сомнения, наверное, в том, что данная практика преподавания снимает, сводит на нет следующие факторы риска:
-стрессовую педагогическую практику;
-интенсификацию учебного процесса;
-несоответствие методик, форм и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
Важным является и тот факт, что в полноценном обучении участники взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением, и с изучаемым содержанием. И все три вида активности взаимосвязаны, разнообразны и в обязательном порядке присутствуют на уроке. Назовем их.
Физическая - меняют рабочее место, пересаживаются; говорят, пишут, слушают, рисуют и т.д.
Социальная - задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д.
Познавательная - вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта и т.д.
Традиционный авторитарный стиль преподавания при интерактивном обучении меняется - учитель выступает в роли консультанта. А его задача - создать условия для самореализации личности, проявления инициативы учащихся, самостоятельного решения проблем, сбора новых данных.
Среди форм организации учебной работы преобладает парная (статичные пары и пары сменного состава), групповая (статичные группы и мигрирующие группы), коллективное взаимодействие.
Виды деятельности и формы работы на уроке по необходимости меняются, так как внимание детей удерживается до тех пор, пока существует интерес (в течение 7-10 минут),
Учитель учитывает темперамент каждого ученика.
Таким образом, сохранение и укрепление здоровья зависит от многих составляющих, в частности, от:
- активного участия в этом процессе самих учащихся;
- создания здоровьесберегающей среды;
- высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
- планомерной работы с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий
Обобщение опыта по теме: Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий...
Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"Путь к здоровью".
Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью".Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации образовательного проце...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья младших школьников
Комплекс мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся:1. Витаминотерапия. 2. Работа по укреплению зрения. 3....
Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью"
Программа содержит пояснительную записку, указаны направления работы и ожидаемые результаты, дана оценка эффективности реализации программы «Путь к здоровью»...
Авторская программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путешествие в страну Здоровье"
Программа формирования здоровья учащихся направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развития у младших школьников интереса к вопросам здоровья, воспитание ответственности за ...
Укрепление и сохранение здоровья младших школьников как главная задача деятельности воспитателя ГПД
Укрепление и сохранение здоровья младших школьников как главная задача деятельности воспитателя ГПД...
Сохранение и укрепление здоровья младших школьников как приоритет задачи деятельности воспитателя ГПД
Редька Н.В., воспитатель ГПДГБОУ средняя школа №425 им. П.Л КапицыКронштадтского районаСанкт-Петербурга Сохранение и укрепление здоровья младших школьниковкак приоритет задачи деятельности воспит...