Индивидуальные особенности леворукого младшего школьника: аспекты семейного воспитания
статья на тему

Прокофьева Наталия Александровна

Психолого-педагогические особенности леворуких детей. Приемы работы с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья целиком17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Прокофьева Н.А., учитель начальных классов

ГБОУ гимназия № 631 Приморского района

Санкт-Петербурга

 

Индивидуальные особенности леворукого младшего школьника: аспекты семейного воспитания

Правила приёма детей в 1 класс предусматривают комплексный медицинский осмотр с определением функциональной готовности к обучению.

Однако, некоторые дети, принятые в школу, могут испытывать трудности обучения. К числу наиболее устойчивых индивидуальных особенностей, определяющих школьные трудности, относятся: эмоциональность, мануальная и сенсорная асимметрия.

Наиболее острой проблемой является леворукость, при которой функциональная организация мозга не всегда является противоположностью праворукости, а носит иной характер функционирования мозга.

Исследователи М.Г.Князева, Бишон, Гилберг, изучающие особенности роста, развития, состояния здоровья леворуких детей, отмечают, что такие дети требуют особого подхода и внимания со стороны родителей и учителей.

В исследованиях М.М. Безруких отмечается, что адаптация леворуких учащихся проходит трудно, что часто приводит к формированию риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска появления трудностей в процессе обучения.

В деятельности леворукого ребёнка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

1. Недостаточная зрительно – двигательная координация (плохой почерк, затруднения в срисовывании графических изображений).

2. Особенности пространственного восприятия (искажённое восприятие форм и пропорций фигур, плохая зрительная память, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв при письме, смешение близких по написанию букв: т-п, м-л, н-к, и-н).

3. Быстрая утомляемость.

4. Сложности в концентрации и переключении внимания.

5. Склонность к пассивному восприятию действительности.

6. Речевые нарушения (ошибки звукобуквенного анализа, сбивчивость, запинки, заикание, лишние слова и звуки, проглатывание окончаний).

При этом необычайная эмоциональность, богатство интонаций, активная жестикуляция.

7. Повышенная эмоциональная чувствительность (ранимость, тревожность, раздражительность, обидчивость, плохое настроение, боязливость).

При этом целостность натуры, открытость, внушаемость, способность тонко чувствовать и переживать.

8. Осложнённая адаптация к школьной жизни.

В период подготовки к обучению в школе и в 1 классе родителям и учителям можно использовать следующие практические приёмы:

  • Пространственные представления начинать тренировать с ориентации в собственном теле (правая рука, левая рука; надень левый ботинок; вытяни вперёд руку), на листе бумаги; в ходе физкультурных занятий; при изготовлении аппликаций, конструировании.  
  • Упражнения на координацию движений (гимнастика для глаз, рук, для левой руки; тактильная гимнастика; игры с палочками (спичками).
  • Развитие мелкой моторики рук (застёгивание и расстёгивание, завязывание и развязывание узелков, бантиков, перекладывание мелких деталей тремя пальцами, штриховка, рисование, плетение из ниток закладок, ковриков, вязание, вырезание ножницами).
  • Точка отсчёта при письме - часы, браслет, колокольчик на левой руке.
  • Точка отсчёта при чтении – выделение первой буквы в строке, при необходимости – в каждом слове.
  • «Обходные» пути обучения – пошаговое обучение (памятки, алгоритмы).
  • Помнить! Левше противопоказано безотрывное письмо.
  • Леворукий ребёнок выбирает для себя удобный вариант начертания букв. Допускается прямое и левонаклонное письмо.
  • Любое занятие начинать с повторения, учитывая особенности памяти леворуких – от настоящего к прошлому.
  • Режим дня с часами отдыха, прогулками; никаких «продлёнок»!

Для успешного обучения леворукого ребёнка в школе следует учитывать три направления работы, которые выражаются в пропедевтической, развивающей и коррекционной помощи со стороны    родителей, учителей, школьного психолога и логопеда. Только при такой многоуровневой и всесторонней помощи леворукий ребёнок сможет успешно адаптироваться в школьную среду.

Литература

1.Айрапетян В., Чуприков А. Как быть левшой? //Семья и школа. №11. 1986.

2. Безруких М.М. Леворукий ребёнок в школе и дома. -  Екатеринбург: У-Фактория. 2004.-с. 300.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат»: «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитанияв условиях морского класса».

Программа создана в 2006 году в соавторстве с педагогом дополнительного образования Стариковым С.А. , а также в разработке программы приняла участие в качестве научного консультанта -cтарший преподава...

Проявление индивидуальных особенностей внимания младших школьников в процессе обучения

Данный материал будет интересен учителям, работающим с детьми младшего школьного возраста....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.

ЭТА РАБОТА ПОЗНАКОМИТ С НЕКОТОРЫМИ АСПЕКТАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ  В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ,С ВИДАМИ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ, КОТОРЫЕ ЗАТРУДНЯЮТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СО СЛАБОЙ НЕРВНО...

Учёт возрастных особенностей младших школьников в их воспитании

Характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста....

Статья на тему: «Особенности произвольной активности и воли младших школьников и ее воспитание».

Статья посвящена исследованию особенностей произвольной активности и воли младших школьников, а также преодолению проблем в ее воспитании, поскольку, чем больше развита воля у ребенка, тем большего ус...

Особенности развития индивидуальных достоинств личности младших школьников

Актуальность темы заключается в том, что современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится   действительно субъектом своего развития, а не средством, с п...

Учёт возрастных особенностей младших школьников в их воспитании.

Характеристика возрастных особенностей младших школьников...