Здоровье младшего школьника: аспекты работы по здоровьесбережению
статья по теме
ЗДОРОВЬЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА: АСПЕКТЫ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ
Перед современным обществом остро встаёт вопрос сохранения здоровья всех его членов, и в особенности детей. Возникает необходимость объединить усилия всех заинтересованных сторон в области укрепления здоровья нации. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в нашем обществе. Но мы должны стремиться научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье и личным примером демонстрировать здоровый образ жизни. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты физически.
В современных условиях значительно возрастает роль семьи и школы в формировании всесторонне развитой личности, сохранении и укреплении здоровья детей младшего школьного возраста. Семья и школа должны создать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического, психического здоровья младшего школьника и формирования здорового образа жизни.
По данным НИИ ФК Российской Федерации, сегодня в России регулярно занимаются физической культурой и спортом всего 17 % детей. Такое положение не способствует формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья младших школьников. В связи с этим состояние здоровья вызывает опасения за будущее всей нации.
Одной из главных причин ухудшения состояния здоровья и повышения заболеваемости детей младшего школьного возраста является учебная перегрузка. Следует особо отметить, что учебный процесс современной начальной школы ориентирован на развитие интеллектуальных способностей, отодвигая заботу о сохранении и укреплении физического и психического здоровья младших школьников.
Во многом ухудшение здоровья школьников связано и с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Телевизор, компьютер, нагрузки в школе, ежедневная “отсидка” за выполнением домашнего задания – таков день большинства современных школьников.
Работая в условиях требований ФГОС, у учителей начальной школы появилась уникальная возможность за счет занятий внеурочной деятельности внедрять здоровьесберегающие технологии в учебный процесс. Данная возможность реализуется мною через курсы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «От игры к спорту» и «Уроки здоровья». Работа по курсу «От игры к спорту» основывается на использовании игр разных народов. Знакомство с русскими народными играми, играми народов России, Северного Кавказа является неотъемлемой частью художественного и физического воспитания. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре разных народов, создается эмоциональная основа для развития патриотических чувств.
Подвижные игры и эстафеты, в которых участвует весь коллектив, несут в себе большой эмоциональный заряд, а это способствует более полноценному отдыху.
Игра - важный инструмент жизненной активности ребенка. Движение - это жизнь. Природа дала ребенку врожденное стремление к движению. Общее снижение интереса к детской игре в определенной мере утратило значение как в учебном процессе, так и во внеурочное время. Хотя именно они являются эффективным средством физического развития.
Все занятия курса проходят внеаудиторно (в спортивном зале, на спортивной площадке, на природе, в плавательном бассейне) в форме игры и соревнований. Таким образом, данный курс помогает решить следующие задачи:
· расширить знания учащихся в области подвижных игр;
· возвысить через игру культуру русского народа;
· познакомить с культурой других народов;
· развить физические способности ребенка в игре;
· научить владеть своим телом;
· развивать физические, умственные, творческие способности.
В свою очередь курс «Уроки здоровья» предполагает как проведение еженедельных занятий, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – «интенсивами» (экскурсии, КВН, коллективные тренинги, встречи, участие в спортивных оздоровительных мероприятиях, исследовательские проекты, практические работы) и направлен на формирование у детей ценностных ориентиров здорового образа жизни:
• научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
В здоровьесберегающем, как и в личностно-ориентированном образовании, заложена аналогичная идеология: приобретение ребенком личного и личностного опыта, в т. ч. здоровьесбережения, наиболее ценно для его развития, поскольку ребенок развивается в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром.
Актуальность проблемы здоровьесбережения обусловлена, с одной стороны, первостепенностью ее как общенациональной проблемы и тем, что в системе ценностей российских образовательных учреждений здоровье пока ещѐ не является важнейшей, с другой. Поэтому основная задача педагогов и руководителей – обучить детей и взрослых (педагогов и родителей) способам сохранения своего здоровья, создав специальную систему работы – и собственную, и в ОУ - по здоровьесбережению.
Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию, безусловно, несѐт и система образования. Не последнюю роль в этом процессе играют образовательные учреждения. Поэтому о полноценном качестве образования можно говорить только тогда, когда в нѐм присутствует здоровьесберегающая и здоровьеформирующая составляющие. И первым - самым главным направлением, на наш взгляд, является защита, сохранение и укрепление здоровья ребенка, причем, не только физического, но и психического, и интеллектуального, и социального. Воспроизводство здоровья ребенка зависит, главным образом, от воспитания. От состояния медицины и здравоохранения соматический компонент здоровья зависит лишь на 10-15%.
Очевидно, что и родители играют огромную роль в сохранении и формировании здоровья детей. Несомненно, большинство родителей стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением его физического здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у детей необходима целенаправленная, систематическая совместная работа педагогов и родителей.
Основная идея здоровьесбережения – обеспечение ребенку развитого детства через «врастание ребенка в культуру». Детство – это «процесс подлинного культуроосвоения и культуротворчества, период закладки всего и вся». Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание здоровьесберегающего образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка или отобрать программы нового поколения, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего – к ценностям здорового образа жизни. Формирование умений с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, противостоять отрицательным явлениям в поведении окружающих становится приоритетным направлением в работе с детьми, начиная с дошкольного возраста.
Здоровьесбережение – ключевой элемент нового мышления, требующий пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического – образовательного и методического – процесса, поскольку радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его здоровье ребенка.
Здоровье – это гармоничное, оптимальное проявление всех функций организма (физических, психических, интеллектуальных и духовных) во взаимодействии с предметной, природной, социальной средой обитания.
Здоровьесберегающее образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование эмоционально-положительного отношения к природе, окружающему миру, ответственного отношения к своему здоровью и состоянию окружающей среды, соблюдение им определенных моральных норм в системе ценностных ориентаций.
Здоровьесберегающий подход в образовании детей – это комплекс психолого-педагогических, медицинских и других мероприятий, обеспечивающих эффективность педагогического процесса.
Технология здоровьесберегающего образования – совокупность организационных решений, средств, методов и приемов здоровьесберегающего образования детей, охватывающих важную часть воспитательно-образовательного процесса.
Здоровьесберегающие технологии – совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование осознанного и ценностного отношения к собственному здоровью.
Система здоровьесбережения – это педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, которую необходимо воспитывать у дошкольников и формировать в ходе образовательного процесса, ориентированного на здоровьесбережение и обеспечивающего его технологически.
Очевидно, что система здоровьесбережения не может выражаться в какой-то одной, конкретной образовательной технологии. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности образовательного учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей. Это может быть достигнуто с помощью здоровьесберегающих технологий, которые рассматриваются как совокупность форм, методов, средств и приемов организации образовательного процесса без ущерба для здоровья детей и педагогов.
Система здоровьесбережения не является альтернативой другим педагогическим системам и подходам. Главное, что ее отличает от других педагогических систем и направлений, – признание приоритета заботы о здоровье детей и педагогов в конструктивной деятельности в данном направлении. По многим другим признакам и принципам система здоровьесбережения занимает общее поле с гуманистической, личностноориентированной, развивающей и другими инновационными образовательными системами.
Цель здоровьесбережения состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям значимость физического, психического, интеллектуального (умственного) и социального здоровья для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств и душевных сил, личностного становления. Наметившаяся во всем мире тенденция инновационных подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательнооздоровительных программ, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программы ориентированы на формирование у ребенка позиции признания здоровья, как важнейшей ценности, чувства ответственности за сохранение и укрепление собственного здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Технологическую основу системы здоровьесбережения составляют здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ). Цель здоровьесберегающих педагогических технологий – обеспечить (до)школьнику возможность сохранения здоровья в период пребывания в ОУ, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Данные принципы отражают насущные общественные потребности и определяют цели ЗОТ. Они выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические и специфические принципы. Это:
1. Принцип системности и повторения (в результате системы работы и многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы);
2. Принцип постепенности (предполагает преемственность от одной ступени к другой);
3. Принцип доступности и индивидуализации (его назначение – в исключении негативных и вредных последствий для организма каждого ребѐнка вследствие чрезмерных требований и заданий);
4. Принцип непрерывности (предполагает построение процесса здоровьесбережения как целостного процесса с системным чередованием нагрузок и отдыха);
5. Принцип цикличности (заключается в повторяющейся последовательности занятий);
6. Принцип оздоровительной направленности (решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения и воспитания);
7. Принцип комплексного междисциплинарного подхода к образованию (взаимодействие педагогов и медицинских работников);
8. Принцип активного обучения (использование различных интерактивных форм и методов обучения, а также разнообразных форм работы самих детей: индивидуальной коллективной, групповой, парной и др.);
9. Принцип формирования ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих;
10. Принцип связи теории с практикой (применение своих знаний на практике).
Для достижения целей здоровьесбережения применяются следующие группы средств:
1. Средства двигательной направленности (эмоциональные разрядки и «минутки покоя», психогимнастика, тренинги и др.);
2. Оздоровительные силы природы (занятия на свежем воздухе, ароматерапия, витаминотерапия и др.);
3. Гигиенические мероприятия (режим питания и сна, обучение приемам здорового образа жизни, оказание первой помощи, ограничение предельного уровня нагрузки дошкольников во избежание переутомления и др.);
4. Различные виды арт-терапии и арт-педагогики (изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия и др.).
В заключении хочу сказать: школьное образование в наши дни предоставляет благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Мы сами можем сохранять своё здоровье и учить этому детей. Очевидно, что комплексное использование этих средств позволяет более эффективно решать все основные задачи здоровьесбережения в ОУ. Решение задач здоровьесбережения ребенка в ходе занятий (уроков) в ОУ возможно при условии реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития. Это можно сделать, только превращая каждое занятие в познание ребенком самого себя и своих отношений с природой и с окружающим миром. В основе здоровьесбережения лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. ЗОЖ – здоровый образ жизни – объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, формированию, сохранению и укреплению индивидуального и общественного здоровья. Таким образом, система здоровьесбережения – это система, основанная на «стыке» возрастной физиологии, валеологии, детской психологии, педагогики, методики и других наук, включающая арт-терапию, артпедагогику и прочие здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие современные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья.
Литература:
1. Фёдоров, А. И. Исследование влияния нормированного режима школьного питания и двигательной активности на развитие детского организма. / А. И. Фёдоров, Э. М. Казин, С. А. Любченко // Материалы международной конференции «Физиология развития человека», секция 3, Москва, 22-24 июня 2009г. - М.: Вердана, 2009, — 156 с
2. Митяева А.М.: Здоровый образ жизни . - М.: Академия, 2008
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с
4. Никишина И.В. Мастер-класс для руководителей школы: управление методической работой. – М.: Глобус, 2013.
5. Никишина И.В. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии. – М.: Планета, 2014.
6. Никишина И.В. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Интерактивные формы методического обучения педагогов в ДОУ. – Методическое электронное пособие. – E, 2013.
7. Никишина И.В. Настольная книга современного педагога. - Методическое электронное пособие. – Е, 2013.
8. Создание здоровьесберегающего жизненного пространства. - Методическое электронное пособие. – Е, 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровье младшего школьника: аспекты работы по здоровьесбережению | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Блокова Е. В., воспитатель ГПД
ГБОУ СОШ № 217 имени Н. А. Алексеева Красносельского района
Санкт-Петербурга
ЗДОРОВЬЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА: АСПЕКТЫ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ
Перед современным обществом остро встаёт вопрос сохранения здоровья всех его членов, и в особенности детей. Возникает необходимость объединить усилия всех заинтересованных сторон в области укрепления здоровья нации. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в нашем обществе. Но мы должны стремиться научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье и личным примером демонстрировать здоровый образ жизни. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты физически.
В современных условиях значительно возрастает роль семьи и школы в формировании всесторонне развитой личности, сохранении и укреплении здоровья детей младшего школьного возраста. Семья и школа должны создать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического, психического здоровья младшего школьника и формирования здорового образа жизни.
По данным НИИ ФК Российской Федерации, сегодня в России регулярно занимаются физической культурой и спортом всего 17 % детей. Такое положение не способствует формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья младших школьников. В связи с этим состояние здоровья вызывает опасения за будущее всей нации.
Одной из главных причин ухудшения состояния здоровья и повышения заболеваемости детей младшего школьного возраста является учебная перегрузка. Следует особо отметить, что учебный процесс современной начальной школы ориентирован на развитие интеллектуальных способностей, отодвигая заботу о сохранении и укреплении физического и психического здоровья младших школьников.
Во многом ухудшение здоровья школьников связано и с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Телевизор, компьютер, нагрузки в школе, ежедневная “отсидка” за выполнением домашнего задания – таков день большинства современных школьников.
Работая в условиях требований ФГОС, у учителей начальной школы появилась уникальная возможность за счет занятий внеурочной деятельности внедрять здоровьесберегающие технологии в учебный процесс. Данная возможность реализуется мною через курсы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «От игры к спорту» и «Уроки здоровья». Работа по курсу «От игры к спорту» основывается на использовании игр разных народов. Знакомство с русскими народными играми, играми народов России, Северного Кавказа является неотъемлемой частью художественного и физического воспитания. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре разных народов, создается эмоциональная основа для развития патриотических чувств.
Подвижные игры и эстафеты, в которых участвует весь коллектив, несут в себе большой эмоциональный заряд, а это способствует более полноценному отдыху.
Игра - важный инструмент жизненной активности ребенка. Движение - это жизнь. Природа дала ребенку врожденное стремление к движению. Общее снижение интереса к детской игре в определенной мере утратило значение как в учебном процессе, так и во внеурочное время. Хотя именно они являются эффективным средством физического развития.
Все занятия курса проходят внеаудиторно (в спортивном зале, на спортивной площадке, на природе, в плавательном бассейне) в форме игры и соревнований. Таким образом, данный курс помогает решить следующие задачи:
- расширить знания учащихся в области подвижных игр;
- возвысить через игру культуру русского народа;
- познакомить с культурой других народов;
- развить физические способности ребенка в игре;
- научить владеть своим телом;
- развивать физические, умственные, творческие способности.
В свою очередь курс «Уроки здоровья» предполагает как проведение еженедельных занятий, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – «интенсивами» (экскурсии, КВН, коллективные тренинги, встречи, участие в спортивных оздоровительных мероприятиях, исследовательские проекты, практические работы) и направлен на формирование у детей ценностных ориентиров здорового образа жизни:
• научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
В здоровьесберегающем, как и в личностно-ориентированном образовании, заложена аналогичная идеология: приобретение ребенком личного и личностного опыта, в т. ч. здоровьесбережения, наиболее ценно для его развития, поскольку ребенок развивается в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром.
Актуальность проблемы здоровьесбережения обусловлена, с одной стороны, первостепенностью ее как общенациональной проблемы и тем, что в системе ценностей российских образовательных учреждений здоровье пока ещѐ не является важнейшей, с другой. Поэтому основная задача педагогов и руководителей – обучить детей и взрослых (педагогов и родителей) способам сохранения своего здоровья, создав специальную систему работы – и собственную, и в ОУ - по здоровьесбережению.
Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию, безусловно, несѐт и система образования. Не последнюю роль в этом процессе играют образовательные учреждения. Поэтому о полноценном качестве образования можно говорить только тогда, когда в нѐм присутствует здоровьесберегающая и здоровьеформирующая составляющие. И первым - самым главным направлением, на наш взгляд, является защита, сохранение и укрепление здоровья ребенка, причем, не только физического, но и психического, и интеллектуального, и социального. Воспроизводство здоровья ребенка зависит, главным образом, от воспитания. От состояния медицины и здравоохранения соматический компонент здоровья зависит лишь на 10-15%.
Очевидно, что и родители играют огромную роль в сохранении и формировании здоровья детей. Несомненно, большинство родителей стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением его физического здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у детей необходима целенаправленная, систематическая совместная работа педагогов и родителей.
Основная идея здоровьесбережения – обеспечение ребенку развитого детства через «врастание ребенка в культуру». Детство – это «процесс подлинного культуроосвоения и культуротворчества, период закладки всего и вся». Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание здоровьесберегающего образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка или отобрать программы нового поколения, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего – к ценностям здорового образа жизни. Формирование умений с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, противостоять отрицательным явлениям в поведении окружающих становится приоритетным направлением в работе с детьми, начиная с дошкольного возраста.
Здоровьесбережение – ключевой элемент нового мышления, требующий пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического – образовательного и методического – процесса, поскольку радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его здоровье ребенка.
Здоровье – это гармоничное, оптимальное проявление всех функций организма (физических, психических, интеллектуальных и духовных) во взаимодействии с предметной, природной, социальной средой обитания.
Здоровьесберегающее образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование эмоционально-положительного отношения к природе, окружающему миру, ответственного отношения к своему здоровью и состоянию окружающей среды, соблюдение им определенных моральных норм в системе ценностных ориентаций.
Здоровьесберегающий подход в образовании детей – это комплекс психолого-педагогических, медицинских и других мероприятий, обеспечивающих эффективность педагогического процесса.
Технология здоровьесберегающего образования – совокупность организационных решений, средств, методов и приемов здоровьесберегающего образования детей, охватывающих важную часть воспитательно-образовательного процесса.
Здоровьесберегающие технологии – совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование осознанного и ценностного отношения к собственному здоровью.
Система здоровьесбережения – это педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, которую необходимо воспитывать у дошкольников и формировать в ходе образовательного процесса, ориентированного на здоровьесбережение и обеспечивающего его технологически.
Очевидно, что система здоровьесбережения не может выражаться в какой-то одной, конкретной образовательной технологии. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности образовательного учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей. Это может быть достигнуто с помощью здоровьесберегающих технологий, которые рассматриваются как совокупность форм, методов, средств и приемов организации образовательного процесса без ущерба для здоровья детей и педагогов.
Система здоровьесбережения не является альтернативой другим педагогическим системам и подходам. Главное, что ее отличает от других педагогических систем и направлений, – признание приоритета заботы о здоровье детей и педагогов в конструктивной деятельности в данном направлении. По многим другим признакам и принципам система здоровьесбережения занимает общее поле с гуманистической, личностноориентированной, развивающей и другими инновационными образовательными системами.
Цель здоровьесбережения состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям значимость физического, психического, интеллектуального (умственного) и социального здоровья для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств и душевных сил, личностного становления. Наметившаяся во всем мире тенденция инновационных подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательнооздоровительных программ, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программы ориентированы на формирование у ребенка позиции признания здоровья, как важнейшей ценности, чувства ответственности за сохранение и укрепление собственного здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Технологическую основу системы здоровьесбережения составляют здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ). Цель здоровьесберегающих педагогических технологий – обеспечить (до)школьнику возможность сохранения здоровья в период пребывания в ОУ, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Данные принципы отражают насущные общественные потребности и определяют цели ЗОТ. Они выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические и специфические принципы. Это:
1. Принцип системности и повторения (в результате системы работы и многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы);
2. Принцип постепенности (предполагает преемственность от одной ступени к другой);
3. Принцип доступности и индивидуализации (его назначение – в исключении негативных и вредных последствий для организма каждого ребѐнка вследствие чрезмерных требований и заданий);
4. Принцип непрерывности (предполагает построение процесса здоровьесбережения как целостного процесса с системным чередованием нагрузок и отдыха);
5. Принцип цикличности (заключается в повторяющейся последовательности занятий);
6. Принцип оздоровительной направленности (решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения и воспитания);
7. Принцип комплексного междисциплинарного подхода к образованию (взаимодействие педагогов и медицинских работников);
8. Принцип активного обучения (использование различных интерактивных форм и методов обучения, а также разнообразных форм работы самих детей: индивидуальной коллективной, групповой, парной и др.);
9. Принцип формирования ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих;
10. Принцип связи теории с практикой (применение своих знаний на практике).
Для достижения целей здоровьесбережения применяются следующие группы средств:
1. Средства двигательной направленности (эмоциональные разрядки и «минутки покоя», психогимнастика, тренинги и др.);
2. Оздоровительные силы природы (занятия на свежем воздухе, ароматерапия, витаминотерапия и др.);
3. Гигиенические мероприятия (режим питания и сна, обучение приемам здорового образа жизни, оказание первой помощи, ограничение предельного уровня нагрузки дошкольников во избежание переутомления и др.);
4. Различные виды арт-терапии и арт-педагогики (изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия и др.).
В заключении хочу сказать: школьное образование в наши дни предоставляет благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Мы сами можем сохранять своё здоровье и учить этому детей. Очевидно, что комплексное использование этих средств позволяет более эффективно решать все основные задачи здоровьесбережения в ОУ. Решение задач здоровьесбережения ребенка в ходе занятий (уроков) в ОУ возможно при условии реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития. Это можно сделать, только превращая каждое занятие в познание ребенком самого себя и своих отношений с природой и с окружающим миром. В основе здоровьесбережения лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. ЗОЖ – здоровый образ жизни – объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, формированию, сохранению и укреплению индивидуального и общественного здоровья. Таким образом, система здоровьесбережения – это система, основанная на «стыке» возрастной физиологии, валеологии, детской психологии, педагогики, методики и других наук, включающая арт-терапию, артпедагогику и прочие здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие современные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья.
Литература:
- Фёдоров, А. И. Исследование влияния нормированного режима школьного питания и двигательной активности на развитие детского организма. / А. И. Фёдоров, Э. М. Казин, С. А. Любченко // Материалы международной конференции «Физиология развития человека», секция 3, Москва, 22-24 июня 2009г. - М.: Вердана, 2009, — 156 с
- Митяева А.М.: Здоровый образ жизни . - М.: Академия, 2008
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с
- Никишина И.В. Мастер-класс для руководителей школы: управление методической работой. – М.: Глобус, 2013.
- Никишина И.В. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии. – М.: Планета, 2014.
- Никишина И.В. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Интерактивные формы методического обучения педагогов в ДОУ. – Методическое электронное пособие. – E, 2013.
- Никишина И.В. Настольная книга современного педагога. - Методическое электронное пособие. – Е, 2013.
- Создание здоровьесберегающего жизненного пространства. - Методическое электронное пособие. – Е, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальные особенности леворукого младшего школьника: аспекты семейного воспитания
Психолого-педагогические особенности леворуких детей. Приемы работы с ними....
Статья Здоровье младшего школьника: аспекты работы воспитателя ГПД по здоровьесбережению
Статья "Здоровье младшего школьника: аспекты работы воспитателя ГПД" предназначена для воспитателей группы продлённого дня. Статья познакомит воспитателя ГПД с формами проведения мероп...
Сохранение и укрепление здоровья младших школьников в аспекте требований ФГОС
В статье ставиться задача рассмотреть, согласно требованиям ФГОС, неоходимые методы сохранения и укрепления здоровья учащихся.Согласно требований ФГОС необходимо сохранять и укреплять здоровье учащихс...
Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС
Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным,...
Статья «Здоровье младшего школьника: аспекты работы по здоровьесбережению»
В современных условиях значительно возрастает роль семьи и школы в формировании всесторонне развитой личности, сохранении и укреплении здоровья детей младшего школьного возраста. Семья и школа должны ...
Статья "Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС"
Статья "Формирование коммуникативной культуры младших школьников:аспекты реализации требований ФГОС"...
Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС
Формирование коммуникативной культуры младших школьников: аспекты реализации требований ФГОС...