Развитие пластики у детей младшего школьного возраста с помощью игрового стрейчинга
методическая разработка по зож (1 класс)

Людмила Валерьевна Шитова

Младший школьный возраст - это время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей становления личности. Вместе с тем это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей средствами партерной гимнастики. Именно в младшем школьном возрасте имеются все условия для всестороннего, гармоничного физического развития, образования, воспитания и оздоровления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_plastiki.docx745.98 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие пластики у детей младшего школьного возраста  с помощью игрового стрейчинга

C:\Users\Катюша\Desktop\Новая папка (5)\загруженное (1).png

Целью: является овладение знаниями теоретических основ гибкости детей, инновационных технологий в пластике и роли артистизма в хореографии.

Задачи:

- Оздоровительные:

- формировать правильную осанку;

- развить мышечную силу и выносливость.

Образовательные:

- способствовать гармоничному развитию ребёнка;

- способствовать формированию умений ,  навыков и знаний исполнения детского танца;

Развивающие:

- развить культуру движения и пластику;

-  умение владеть своим телом;

- развить чувство ритма, музыкальный слух, внимание, музыкальную и двигательную память.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям хореографией, посредством использования игровых методов подачи информации;

- воспитывать доброе отношение к другим обучающимся.

Детский танец и хореография  – должна начинаться с самого простого. Процесс обучения – обязательно должен включать в себя игровые элементы, потому что самое главное в обучении детей танцами, чтобы детям было интересно. Если детям не будет интересно, их внимание мгновенно улетает и вернуть его быстро, как правило, не получается.

Хореография для детей – должна быть простой, как мы уже сказали, но выразительной и музыкальной. Наверное, одно из самых сложных – это научить маленького ребёнка танцевать (попадать) в музыку, поэтому очень важно при обучении, чтобы ритм в музыке был простой и отлично прослеживался .В игровой форме дети быстрее всего учатся чему угодно, и осваивают танцы в том числе, ПОЭТОМУ БОЛЬШЕ НУЖНО ИГРАТЬ НА УРОКАХ.

Детская хореография – это целый комплекс занятий:

-  Хореография как спорт - это укрепление мышц, развитие физической выносливости, укрепление дыхательной системы.

-  Хореография как танцевальные занятия – это улучшение координации движений и владение своим телом, развитие пластики и грации в движениях.

-  Хореография как музыкальное развитие - будучи непосредственно связанными с музыкой, хореографические занятия развивают у ребенка чувство ритма и музыкальный слух.

 - Хореография как развивающие занятия - помимо общего физического и музыкального развития, хореография дарит ребенку умение сосредоточиваться, развивает логическое мышление, творческие способности, а также делает его более внимательным и дисциплинированным, так как это не только приятное времяпрепровождение, но и серьезный труд.

Внимательность, четкость и аккуратность движений, отрабатываемые на занятиях, часто переходят и в бытовую сферу. Дети становятся более вежливыми с окружающими, и особое внимание начинают уделять своему внешнему виду. Часто у детей, занимающихся хореографией, родители отмечают улучшение успеваемости в школе.

Умение владеть своим телом неизменно сопровождается и умением владеть собой в психологическом плане. Ребенок лучше чувствует и понимает состояние других людей. Подчас танцем, выражая свое «Я», снимает с себя излишнее эмоциональное напряжение и потому становится менее подвержен различным психологическим проблемам.

Дети, занимающиеся танцами, развиваются гораздо быстрее и достигают больших успехов в жизни, чем их ровесники, которые не танцуют. Много докторов признают, что программа танцев для детей дает не только обучение классическим и современным направлениям, но и предлагает решение многих проблем, таких как скованность, стеснительность. Танцы помогают ребенку раскрыться, почувствовать свое тело, применять пластику для выражения его эмоций и чувств.

Танцевальная пластика - развивает гибкость и пластичность тела, грациозность и изящность движений. Укрепляет здоровье, формирует красивую осанку, помогает расслабиться и снять напряжение, развивает память и воображение, дарит хорошее настроение и уверенность в себе.

Стретчинг переводится как «растяжка».

Партерная гимнастика позволяет развить и укрепить природные данные ребенка, а также способствует выработке необходимой выворотности, устранению разнообразных недостатков, приобретению навыков самоконтроля. Хореографическая партерная гимнастика необходима на всех годах обучения с детьми, дополняя основной процесс обучения.

 Партерный экзерсис или упражнения на полу развивает практически все группы мышц, позволяет с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в осанке, помогают развить выворотность ног, гибкость, эластичность стоп. Комплекс упражнений партерной гимнастики содействует развитию мышечной силы (формирует «мышечный корсет»), выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решает задачи общей физической подготовленности занимающихся. Основной задачей является укрепление общефизического состояния ребенка и коррекция имеющихся недостатков в строении фигуры.

Для достижения наилучшего результата, следует придерживаться следующих принципов:

- принцип постепенности;

- принцип доступности;

- принцип чередования нагрузки;

- принцип наглядности (зрительной).

Принцип постепенности реализуется через такие правила: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному». 

Принцип доступности подразумевает под собой легкость предлагаемого материала и в то же время его усложнение, для стимулирования интереса занимающихся.
Принцип чередования нагрузки важен для предупреждения утомления у детей и для оздоровительного эффекта. 

Принцип зрительной наглядности очень важен в обучении движениям. Зрительная наглядность – это демонстрация движений в целом или по частям.

С помощью этого принципа дети быстрее обучаются данному виду деятельности. 
Младший школьный возраст - это время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей становления личности. Вместе с тем это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей средствами партерной гимнастики. Именно в младшем школьном возрасте имеются все условия для всестороннего, гармоничного физического развития, образования, воспитания и оздоровления. 

Музыкальное сопровождение занятий на этом этапе начальной подготовки должно быть простым, понятным и доступным, близким детям. При применении этих методов происходит более динамичное развитие способностей ребенка. 

Игра всегда являлась для детей любимым занятием, и с ее помощью можно было увлечь ребят в любой вид занятий. Поэтому игровая деятельность прослеживается буквально во всех сферах обучения и развития ребенка. Затронула она также и оздоровительную систему, ведь процент детской заболеваемости, к сожалению, растет с каждым годом все больше. А с помощью игры провести необходимые оздоровительные мероприятия становится намного проще.

К ценным методикам, которые направлены на борьбу с различными детскими недугами и их профилактику, относится игровой стретчинг.

Уникальность игрового стретчинга состоит в том, что именно через игру идет влияние на детский организм: активизируются его защитные силы, у детей вырабатывается способность управлять своим телом, психической и эмоциональной сферой, активно развиваются творческие задатки.

В основе данной методики лежит статическая растяжка мышц всего организма: позвоночных, суставно-связочных, мышц рук и ног. Игровой стретчинг оказывает серьезную поддержку всему организму в плане оздоровительного воздействия. Формируется правильная осанка, исправляются ее нарушения, происходит профилактика иных деформаций позвоночника. Помимо этого, развивается координация движений, эластичность мышц, у детей воспитываются такие качества как выносливость и усердие. Все занятия и физические упражнения стретчинг проводятся в интересной, и даже можно сказать, театральной форме. Используются различные тематические и сюжетно-ролевые игры, в которых все задания и ситуации взаимосвязаны. Присутствие, а вернее перевоплощение в любимых сказочных и мультипликационных героев в процессе занятий еще больше заинтересовывают детей в выполнении нужных движений. Делаются они без какого-либо вмешательства со стороны, а их медленный темп дает возможность ребенку прочувствовать все свое тело, при этом сохраняется максимальная безопасность для здоровья.

Особенности физического развития младших школьников.
Мышцы детей в этом возрасте имеют более пластичную структуру, по сравнению с взрослыми. Они обладают хорошей эластичностью, поэтому болевые и тянущие ощущения сведены к минимуму (при тренировке), суставы так же подвижны и с лёгкостью поддаются тренировке гибкости, что придаёт детям в этом возрасте преимущество перед взрослыми на занятиях, нацеленных на растяжку и гибкость. В этом возрасте – в возрасте младшего школьника начинают устанавливаться постоянные характеристики тела. Начинается окостенение длинных костей. Окостенение идет неравномерно, и чрезмерные силовые нагрузки могут нарушить этот процесс. Оформляются изгибы позвоночного столба, и имеет место недостаточно компенсированный поясничный лордоз (дети ходят, выставив вперед 8 живот). Вдумчивое применение упражнений партерной гимнастики помогает исправлению осанки. Так же в возрасте 7 – 10 лет мышцы полностью не оформлены, имеет место неравномерность развития отдельных мышечных групп. Тем, у кого сильнее мышцы-сгибатели, целесообразно обратить внимание на развитие разгибателей и наоборот. В этом возрасте могут переносить значительные нагрузки, но лучше приспосабливаются к занятиям умеренной интенсивности. Основные двигательные качества развиваются неравномерно и зависят от состояния функциональных систем ребенка и его дыхательного опыта. Поэтому специалисты рекомендуют в начальный период повышать общую дееспособность занимающихся с помощью разнообразных средств. 

Например, упражнения на напряжение и расслабление мышц.

Для обучения детей сознательному управлению своими мышцами применяются упражнения на напряжение и расслабление мышц. 
Упражнение 1. Упражнение выполняется, лежа на спине, исходное положение: руки свободно лежат вдоль тела, ладони вниз, все мускулы тела расслаблены, на 4 счета надо вытянуть ноги и пальцы, напрячь все мышцы тела, затем на 4 счета полностью расслабить мышцы. Дети должны ощутить напряжение и расслабление мышц. Данное упражнение повторяют 4-8 раз. Упражнение 2. Исходное положение: то же, что и в предыдущем упражнении. Техника исполнения следующая: на счет раз-два, медленно вытягивая стопы ног по шестой позиции, напрячь мышцы ног. При свободно лежащем корпусе ощутить напряжение мышц ног. На счет три-четыре поднять как можно выше носки ног кверху (сократить подъем, чуть отделить пятки от пола). При этом все внимание сконцентрировать на чувстве другой группы мышц ног (особенно подколенных и голеностопных). Упражнение повторить 4-16 раз. Расслабиться на 5-10 секунд, приняв исходное положение. Ощутить расслабление всех мышц. Эти упражнения можно исполнять в положении сидя. Данное упражнение способствует растягиванию ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок, укрепляет все группы мышц ног, приучает к ощущению вытянутости ноги, в том числе пальцев ног и всей стопы.

Игра всегда являлась для детей любимым занятием, и с ее помощью можно было увлечь ребят в любой вид занятий. Поэтому игровая деятельность прослеживается буквально во всех сферах обучения и развития ребенка. Затронула она также и оздоровительную систему, ведь процент детской заболеваемости, к сожалению, растет с каждым годом все больше. А с помощью игры провести необходимые оздоровительные мероприятия становится намного проще.

К ценным методикам, которые направлены на борьбу с различными детскими недугами и их профилактику, относится игровой стретчинг.

Уникальность игрового стретчинга состоит в том, что именно через игру идет влияние на детский организм: активизируются его защитные силы, у детей вырабатывается способность управлять своим телом, психической и эмоциональной сферой, активно развиваются творческие задатки.

В основе данной методики лежит статическая растяжка мышц всего организма: позвоночных, суставно-связочных, мышц рук и ног. Игровой стретчинг оказывает серьезную поддержку всему организму в плане оздоровительного воздействия. Формируется правильная осанка, исправляются ее нарушения, происходит профилактика иных деформаций позвоночника. Помимо этого, развивается координация движений, эластичность мышц, у детей воспитываются такие качества как выносливость и усердие. Все занятия и физические упражнения стретчинг проводятся в интересной, и даже можно сказать, театральной форме. Используются различные тематические и сюжетно-ролевые игры, в которых все задания и ситуации взаимосвязаны. Присутствие, а вернее перевоплощение в любимых сказочных и мультипликационных героев в процессе занятий еще больше заинтересовывают детей в выполнении нужных движений. Делаются они без какого-либо вмешательства со стороны, а их медленный темп дает возможность ребенку прочувствовать все свое тело, при этом сохраняется максимальная безопасность для здоровья.

Заниматься игровым стретчингом можно уже с детьми с 3-4-х лет. Главное в этом плане, не объем выполненных упражнений в одно занятие, а их постоянство – это даст более высокие результаты. Со временем малыши становятся более раскрепощенными в общении, свободными в своих движениях, у них исчезают комплексы и тревожность, а самое главное – дети начинают реже болеть. Каждое занятие проходит с разыгрыванием сказки под ритмичную музыку. Вся игра разбивается на несколько фрагментов, и структура такого занятия выглядит следующим образом:

Вводный этап. Выполняется музыкальная разминка, задача которой подготовить детский организм к дальнейшим нагрузкам: к более сложным и интенсивным упражнения игрового стречинга.

Основной этап. Дети знакомятся с новыми движениями, учатся их выполнять, а также закрепляют ранее изученные. Именно на этом этапе идет включение упражнений стретчинга, направленных на развитие и укрепление физических данных детей. Все движения должны быть переплетены с сюжетом сказки, которая специально подбирается под тему занятия и постепенно рассказывается в его процессе. Последовательность всех упражнений распределяется таким образом, чтобы тело ребенка получало равномерную нагрузку. В конце этапа дети играют в подвижную игру, цель которой – развитие двигательной активности и коммуникативных качеств.
На каждой последующей такой тренировке должна быть задействована новая группа мышц.
 

Например: - А теперь сказка начинается (звучит ритмичная музыка). Из нашего зала мы отправимся в путешествие на паровозе (идём, колени высоко поднимая, руки согнуты в локтях - круговые движения) , дальше мы полетим на самолёте (идём на высоких полупальцах, руки в стороны), мы прилетели (присели на корточки) , вышли и увидели реку , надо переплыть через неё (вращение прямыми руками), а на другом берегу реки – лес, пойдём поищем нашего доктора.

(Фонограмма звуков леса). Мы стоим и удивляемся, почему нас никто не встречает (понимаем плечи и опускаем) . Вдруг из- за большого старого дуба появился добрый доктор, он помахал нам руками ( машем руками) и пригласил нас к себе в гости (наклонится и развести руки), там мы увидели и всех его друзей .

Мы так устали после дальней дороги, что присели отдохнуть ( садимся  по- турецки, локти ставим на пол) , вдруг видим вокруг себя вкусную землянику (тянемся до неё прямыми руками ( «хвосты» остаются на полу)). Мы отдохнули , поели теперь можно потанцевать (танец «Облака»).В разгар нашего веселья, доктор сообщает нам , что в Африке заболели обезьянки, у них болят животики ( обнимаем себя) и высокая температура (встаём на полупальцы, руки вверх) , конечно, мы поедем с доктором и поможем зверятам.

Сначала поплывём на лодке ( «лодочка»), потом на корабле («кораблик»), потом вплавь, затем бегом к зверятам. Доктор всех вылечил, все здоровы! Танцуем весёлый африканский танец (« Чунга- чанга» в совр. обработке).

 - Ребята, как танцуют обезьянки? ( дети показывают).

- А как тигрята? ( дети показывают).

- Бегемотики? (дети показывают).

- А как мы радуемся со всеми друзьями? (дети танцуют).

Завершающий этап. Проводится специальная игра для восстановления дыхания, например, пальчиковая гимнастика или игра на внимание. Здесь важно привести организм детей в спокойное состояние.

Например: танец – игра «Мы пойдём налево» на внимание (дети стоят по кругу , затем идут по команде налево или направо, собираются в круг или расходятся, выполняют другие несложные движения).

Список литературы:

  1. Жаки Грин Хаас «Анатомия танца»;
  2. Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная «Учите детей танцевать»;
  3. А.Б. Никитина «Театр, где играют дети»;
  4. Г. Богданов «Работа над танцевальной речью»;
  5. Т. Эндрюс «Магия танца».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с помощью загадок».

Умение рассуждать и доказывать необходимо и взрослому, и ребенку. Оно необходимо специалисту любой отрасли знания и производства. Оно необходимо школьнику для успешного овладения знаниями. Поэто...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,   активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности.

"Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности" - авторская концепция....

Использование игровых упражнений для развития быстроты реакции детей младшего школьного возраста.

Перечень игровых упражнений и подвижных игр для развития быстротыреакции учеников начальной школы...

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста с ОВЗ в игровой деятельности в ГПД.

Ведущей деятельностью у детей является игра, потому логично внутри этой деятельности развивать произвольное внимание. Наиболее благоприятные для этого условия в ГПД....

Воспитание уважения к семейным ценностям у детей младшего школьного возраста с помощью метода литотерапии

Использование метода литотерапии (работы с камнями) в практике педагога-психолога школы...