«Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с помощью загадок».
статья по чтению (1 класс) по теме

Колибабчук Надежда Николаевна

 

Умение рассуждать и доказывать необходимо и взрослому, и ребенку. Оно необходимо специалисту любой отрасли знания и производства. Оно необходимо школьнику для успешного овладения знаниями. Поэтому каждому человеку важно научиться рассуждать логично и последовательно, аргументируя свои суждения, приводя правильные доводы и доказательства. Учиться этому надо с детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon untitled0_-_0001.doc174.95 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение работы по теме самообразования.

Колибабчук Надежда Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 11», г. Северодвинска, Архангельской области.

«Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с помощью загадок».

Введение.

Как известно, в процессе общения человеку приходится пользоваться разными типами речи: и повествованием, и описанием, и рассуждением. Люди рассказывают о событиях, объясняют их, выражают свои мысли и суждения, отстаивают убеждения, аргументируют, обосновывают свою точку зрения.

В разнообразной деятельности человеку не раз приходится обращаться к такому типу речи, как доказательство. Чем доказательнее и обоснованнее суждения человека, тем убедительнее для других его мысли. Доказательность является важнейшим свойством правильного логического мышления. Сущность доказательности состоит в том, что человек видит, понимает взаимосвязи, существующие между предметами и явлениями окружающего мира, и умеет убедительно показать эти связи путем рассуждений и выводов.

Умение рассуждать и доказывать необходимо и взрослому, и ребенку. Оно необходимо специалисту любой отрасли знания и производства. Оно необходимо школьнику для успешного овладения знаниями. Поэтому каждому человеку важно научиться рассуждать логично и последовательно, аргументируя свои суждения, приводя правильные доводы и доказательства. Учиться этому надо с детства.

Умение рассуждать и доказывать, необходимы ребенку, когда ему надо что-либо объяснить, установить причинно-следственные связи, сделать выводы. Это требуется и в бытовом общении, и в беседе, и в наблюдениях, и в различных играх. Нельзя миновать доказательства и при объяснении загадок. Разгадывание загадок следует рассматривать как один из способов обучения детей приемам доказательства.

I. Что такое загадка?

В толковом словаре СОШ загадка характеризуется как «изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании».

По определению известного фольклориста В.И. Чичерова, «загадка - это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса». Другой фольклорист, В.П. Аникин, определяет загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления».

В основе всех определений одни и те же признаки:

по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;

описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;

как правило, это описание лаконично;

загадке часто присущ ритм.

Учитывая эти признаки, загадку можно определить так: загадка — это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Если рассматривать загадку с точки зрения ее содержания, то нетрудно заметить, что она представляет собой логическую задачу. В загадке дается характеристика предмета или явления, а сам предмет не назван. Отгадать загадку значит, на основании указанных в загадке признаков определить предмет, т. е. решить логическую задачу. Обосновать правильность решения - значит доказать отгадку.

1.1. Структура загадки.

Чем можно обосновать отгадку? На какой основе построить доказательство? Обратимся к структуре загадки.

       Структура любой загадки включает в себя только одну составную часть, необходимую для доказательства: доводы, основания, посылки. Этими основаниями являются названные в загадке признаки предметов или явлений. На них и строится доказательство. Отгадка - это не что иное, как тезис, т. е. положение, которое необходимо доказать.

В процессе обоснования отгадки сопоставляются основания (признаки предмета или явления) с выводом, тезисом (отгадкой), в результате чего делается умозаключение о правильности отгадки.

Таким образом, особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяют формировать у детей навыки речи-доказательства

Отгадать загадку и доказать отгадку не одно и то же. Чтобы отгадать загадку, бывает достаточно одного, даже незначительного признака, случайной ассоциации. А чтобы доказать отгадку, необходимо последовательное развернутое логическое рассуждение, строгая обоснованность каждого положения. Отгадывание нередко основывается на индивидуальном опыте, на случайности или субъективном восприятии, а доказательство - всегда на точном анализе материала загадки.

Поэтому любая «первичная» отгадка требует ее проверки системой доказательств. Если отгадка оказывается неудачной, подбирается другая - и она снова проверяется, системой доказательств. И так до тех пор, пока рассуждения не убедят нас в том, что доводы и тезисы полностью совпадают.

Предлагая детям загадку, взрослые обычно не задумываются над тем, как они будут ее отгадывать. Не владея приемами отгадывания, дети часто ошибаются в ответах. Даже в случае правильной отгадки они часто затрудняются объяснить ее, не могут доказать своего мнения.

Чтобы безошибочно отгадать загадки, надо знать механизмы отгадывания, владеть необходимыми приемами. Эти приемы помогут не только при отгадывании, они явятся основой и для доказательства правильности отгадки.

1.2. Этапы отгадывания загадки.

Учитывая особенности содержания загадки как логической задачи, рассмотрим специфику и последовательность тех мыслительных действий, которые совершаются при отгадывании и являются основой для доказательства.

Чтобы отгадать загадку, нужно сначала выделить признаки предмета, указанные в загадке (основания), т. е. произвести анализ. Затем следует сопоставить и объединить эти признаки, установить между ними возможные связи, т. е. произвести синтез. На основании установленных связей делается вывод, умозаключение, т. е. отгадка

Необходимость каждого этапа в указанной последовательности определяется тем, что без достаточного анализа (выделения всех указанных признаков) процесс синтеза, установления связей может быть неполным, односторонним, а, следовательно, и вывод будет неточным или ошибочным.

Между анализом (процессом выделения признаков), синтезом (процессом объединения их в одно целое) и умозаключением (выводом) существует тесная зависимость. Чем больше признаков будет выделено в загадке, тем легче произвести синтез, установить связи между этими признаками, тем без ошибочнее сделать вывод, т. е. определить отгадку.

Если ребенок выделяет в загадке не все признаки, то это затрудняет установление связей и приводит к случайным выводам. Так он может выделить в загадке один или несколько признаков, наиболее понятных ему, запомнившихся, но не самых существенных. Например, при отгадывании загадки «Что вниз вершиной растет?» (сосулька) ребенок отмечает признаки «вершина, растет» и на этом основании делает вывод: «Это дерево, потому что растет и у него есть вершина». Два признака («растет», «вершина») выделены и объединены логической связью, но не замечен третий признак «вниз вершиной» - главный, существенный - ребенок не отметил, поэтому и вывод ошибочен.

В другом случае ребенок может сразу выделить самый существенный признак, не приняв во внимание все остальные. Тогда отгадка будет правильной, но основанная всего лишь на одном признаке, она не может быть доказана с необходимой полнотой, и доказательство будет недостаточно обоснованным. Например, в загадке «Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу» дети сразу выделяют существенный признак «орешки я грызу» и дают такое объяснение: «Это белка, потому что грызет орешки». Отгадка правильна, но доказательство основано всего лишь на одном признаке вне связи с другими, тоже весьма существенными признаками «хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу, в дупле на старом дубе». Поэтому звучит оно недостаточно убедительно.

Для обоих случаев характерен общий недостаток мыслительной деятельности - неполнота ее первого этапа - анализа, выделения признаков. Это в свою очередь влияет на дальнейший ход мыслительного процесса: нарушается необходимая последовательность логических операций - исключается или не полностью совершается синтез (установление связей), что ведет к ошибочности суждений, неуверенности в ответах.

Для успеха в отгадывании ничего нельзя пропускать в загадке: в ней важно все, каждое слово. Пока загадка не разгадана, нельзя сказать, какой из признаков является наиболее важным, ведущим, типичным. Это можно понять только после того, как загадка отгадана, на основе сопоставления признаков. Вот почему при отгадывании нужно исходить из того, что все признаки необходимы и одинаковы значимы.

На основании выше сказанного мы можем сделать вывод, что загадку можно использовать для формирования умения логически правильно мыслить. Для этого необходима такая методика отгадывания, которая направляла бы детей на четкое выделение признаков загадки и установление существенных связей между ними, т. е. на овладение приемами отгадывания.

II. Методика отгадывания загадок.

Методика отгадывания загадок с учетом всех этапов мыслительных действий становится особенно необходимой, если мы хотим использовать загадку в целях формирования у детей умения доказывать свою мысль. Тогда загадка становится не только развлечением и игрой, но и упражнением в рассуждении и доказательстве.

При отгадывании загадок важен не только результат - правильная отгадка их, но и доказательство, т. е. умение логично и последовательно путем рассуждения убедить, что отгадка найдена правильно.

Последовательность установления связей между основаниями (признаками) и тезисом (отгадкой) называется способом доказательства.

Способ доказательства представляет собой не отдельное суждение, а логическую связь суждений, приводящую к определенному логическому выводу. Порядок связей должен быть найден отгадывающим. От последовательности установления связей и полноты их раскрытия зависит логичность и убедительность доказательства.

2.1. Способы доказательства отгадок.

Существуют различные способы доказательства отгадок.

  1.  Доказательство начинается с отгадки (тезиса), после чего следует подтверждение ее признаками (доводами). Это дедуктивный метод.
  2. Доказательство начинается с рассмотрения признаков и установления связей между ними, т. е. с доводов, а отгадка (тезис) является логическим выводом, итогом рассуждения. Это индуктивный метод.

Способ доказательства определяется содержанием, композицией загадок,

своеобразием логических задач в них.

К доказательству I вида приходится обращаться в тех случаях, когда загадка заканчивается вопросом. «Какой конь землю пашет, а сена не ест?»

К доказательству II вида приходится обращаться при отгадывании загадок, в которых просто перечисляются признаки, и нет прямого вопроса. В этом случае отгадывающий сопоставляет признаки между собою, устанавливает связи и приходит к выводу - отгадке. «Вместо хвостика - крючок, вместо носа - пятачок. Пятачок дырявый, а крючок вертлявый».

Некоторые загадки очень лаконичны и ограничиваются указанием всего лишь на один признак, на одну, но существенную связь: «В воде купался, а сух остался». Доказательство таких загадок начинается не с тезиса, а с рассуждения, которое строится не только на названном признаке, но и на дополнительных доводах, почерпнутых из личного опыта, из наблюдений.

Кто купается в воде, но выходит мокрым? (Человек, собака, лошадь и т. п.) А кто остается сухим? (Утки, гуси.) Значит, это утка или гусь.

Способ доказательства зависит от степени конкретности признаков, т. е. от того, даны ли они в загадке конкретно или в образной форме, в переносном смысле.

Если же признаки даны в образной, метафорической форме, то сначала надо расшифровать смысл, сущность образных выражений, определив их конкретные значения, затем установить между ними связи и на этой основе сделать вывод. Отгадывание таких загадок строится на основе рассуждения.

      2.2. Способы построения доказательства.

Младшие школьники чаще пользуются первым способом доказательства, но их надо учить и последовательному рассуждению. Одну и ту же отгадку можно доказать и тем, и другим способом.

Последовательность выделения признаков и установления между ними связей при отгадывании загадок может быть различной. Поэтому и доказательство можно строить по-разному.

Во-первых, можно начинать с самого характерного признака и идти к менее характерным.

Во-вторых, можно расшифровать признаки в той последовательности, в которой они указаны в загадке.

В-третьих, возможна и свободная группировка признаков (особенно при отгадывании тех загадок, в которых названо несколько равнозначных признаков). «Проходила - грохотала, стрелы на землю метала. Нам казалось, шла с бедой, оказалось с водой, подошла и пролилась. Вдоволь пашня напилась». Дети рассуждают: «Это туча, потому что она водой напоила землю. Сначала гремел гром и сверкали молнии, было страшно. А потом пошел дождь».

В любом случае отгадывание загадок и объяснение вывода (доказательство) требуют от ребенка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своей мысли.

Когда дети овладеют различными способами доказательств, то и отгадывать загадки они будут легче и точнее, так как приобретут навыки логического рассуждения. Тогда отгадывание будет основываться не на случайности, а на четком анализе материала загадки.

  2.3. Использование загадок для развития у детей навыков доказательства.

Уметь доказывать - это не только уметь правильно логически мыслить, но и уметь правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.

Так как смысл доказательства состоит в умении подобрать ряд доводов, аргументов, подтверждающих какой-либо вывод, то для речи-доказательства может потребоваться особая структура: во-первых..., во-вторых..., и т. д.

В речи-доказательстве часто приходится пользоваться предложениями сложной грамматической структуры, предложениями сложноподчиненными с обстоятельственными придаточными: если…, то…; раз…, значит…; поэтому ... это…;     потому что…; так как…; стало быть…; так что ...  и др.

Доказательство заканчивается выводом. Вывод дается с использованием принятых лексических средств: значит…, следовательно…,  таким образом…,  поэтому ... и др.

Приемами построения речи-доказательства, специфической лексикой, свойственной этой речи, дети должны овладевать постепенно.

Чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, надо при отгадывании загадок ставить перед ними конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.

Следует вызывать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Для этого можно организовать игру – «Кто правильнее и быстрее докажет?», « Кто полнее и точнее докажет?», « Кто интереснее докажет?»

Надо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Следует заранее знакомить детей с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки, причем при проведении наблюдений учить детей выделять различные признаки внешнего вида, функции, материал, способы использования и т. п. При этом необходимо сопоставлять и сравнивать предметы, явления, пользуясь метафорическими средствами языка и тем самым, развивая образное мышление детей.

Загадывая загадки, надо повторять их по несколько раз, чтобы дети лучше могли их запомнить и полнее выделить признаки.

Следует анализировать загадку, вопросами помогая детям обратить внимание на признаки и установить связи между ними.

Давать образец доказательства.

Предлагать ребенку план доказательства путем последовательной постановки вопросов в соответствии со структурой загадки: «У кого может быть длинное ухо? Про кого можно сказать «комочек пуха?» Кто прыгает ловко и любит морковку? Значит, про кого эта загадка?»

Если предлагается загадка, в основе которой лежит метафора, то для успешности доказательства можно указать место поисков отгадки. Так, предлагая загадку «Возле прорубки сидят белые голубки», сказать, что отгадку следует искать на лице. Здесь же уместно будет спросить: «Что похоже на прорубку? А на белых голубок?»

Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления. Особенно этому способствуют те загадки, разгадывание и объяснение которых можно по-разному трактовать (ввиду смысловой емкости художественного образа). Так, загадку «Кто ни в жару, ни в стужу не снимает шубу (овца, баран)»,  дети отгадали и доказали по-разному: медведь, волк, лиса, собака.

Доказательство отгадок вызывает у детей живой интерес, развивает наблюдательность, пытливость, формирует мышление и речь.

Остроумная и занимательная форма загадки позволяет легко и непринужденно обучать рассуждению и доказательству.

 

Заключение.

Привычка вслушиваться в содержание загадки, улавливая ее художественные особенности, привычка видеть за образным языком загадки богатство связей и отношений окружающего мира помогает детям воспринимать любое явление в его жизненной полноте, учит грамотно размышлять над увиденным и разносторонне его оценивать.

Навык анализа, который приобретают дети в процессе отгадывания загадок и построения доказательств, дает логически верные пути для исследования любого жизненного явления. Умение анализировать, делать выводы и доказывать их правильность позволяет человеку активно вести поиски, успешно открывать неизведанное, разумно преобразовывать жизнь.

Литература.

  1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957, с. 54.
  2. Валова З.Т., Моисеенко Ю.Е. Ребёнок среди природы. - М.: Полымя, 1985.
  3. Васильева Т.В., Примшиц Н.Н. Загадки и стихи о растениях и сезонах. - Архангельск, 1994.
  4. Желуницына М. Развиваем восприятие// ДВ. 2001. № 2. С. 4-11.
  5. Коротков И. М. Подвижные игры во дворе. М.: Знание, 1987.
  6. Минскин Е.М. От игры к знаниям. Развивающие и познавательные игры

мл. школьников. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982.

  1. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня.- М.: Просвещение, 1985.
  2. Чичеров В. И. Русское народное творчество. М., 1959, с. 322.

      9. Почему и потому: Энциклопедия для детей. М.: Росмэн-Пресс, 2005.
    10.  1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Сост. Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина. Ярославль: Академия развития, 1999.

     11.   СОШ. Толковый словарь русского языка. - М.: «А ТЕМП», 2004, с. 944.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения»

Данная работа раскрывает содержание деятельности педагога по формированию УУД посредством технологии «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературн...

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения» (из опыта работы)

В данной презентации представлен опыт работы на методической конференции по  теме:«Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения».(с...

Развитие логического мышления у учащихся младшего школьного возраста.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления....

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста

Описание опыта работы в информационно-педагогических модулях...

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста.

Все современные учебники для начальных классов содержат  специальные упражнения для развития  логических приемов  умственных действий: сравнение, обобщение, синтез, анализ, классификаци...

Развития логического мышления у детей младшего школьного возраста в группе продленного дня

Совсем недавно первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня же задачи несколько иные. Главная задача – научить учиться. И именн...

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста...