Развитие внимания у детей младшего школьного возраста с ОВЗ в игровой деятельности в ГПД.
статья (1 класс)

Зиновьева Тамара Николаевна

Ведущей деятельностью у детей является игра, потому логично внутри этой деятельности развивать произвольное внимание. Наиболее благоприятные для этого условия в ГПД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗИНОВЬЕВА Т.Н. —

воспитатель ГПД

ГБОУ Школа 502

С-Петербург.

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста с ОВЗ в игровой деятельности в ГПД.

«Внимание — … та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья», — К. Ушинский.

Для успешного обучения в школе необходимым условием является развитое внимание.

Дети с ОВЗ, обучающиеся начальной школы в группе с ЗПР, как правило, демонстрируют низкий уровень развития психических процессов, в том числе внимания. Оно неустойчиво и рассеяно. Такие дети испытывают определенные сложности с произвольностью и переключением внимания, восприятием и памятью.

        Даже незначительное усложнение задания ведёт к снижению продуктивности его выполнения. Таким образом, бесспорно: коррекция внимания у детей с ОВЗ, в частности с ЗПР является необходимым условием как для их дальнейшего обучения, так и для социализации.

Учитывая, что ведущей деятельностью у данной категории детей является игра, будет логичным именно внутри этой деятельности и развивать произвольное внимание. Наиболее благоприятные для этого условия в ГПД.

Как воспитатель ГПД я в своей работе с обучающимися начальной школы с ЗПР всегда обращаюсь к игре. Арсенал игр обширный: от дидактических, настольных, творческих игр в помещении до подвижных на улице, и считаю, что именно подвижные игры создают наиболее благоприятные условия для развития внимания (и психических процессов вообще).

Любая игра — как спокойная настольная игра в помещении, так и — особенно — подвижная на свежем воздухе способствует коррекции пространственной ориентации, речи, моторики и пр. в виду необходимости коммуницировать с партнерами по игре, «вынужденно» подтягивая, таким образом и сферу внимания. Которая корректируется естественным образом, без принуждения и потому дает наилучший результат, что проявляется повышением продуктивности в учебной деятельности (при сохранном интеллекте).

Обучающимся с интеллектуальной недостаточностью в игру включаться сложнее по очевидным причинам. В то же время эмоциональная основа игры как забавы помогает успешному решению ряда коррекционно-развивающих задач в ГПД (Дмитриев В.С. 1997; Горская И.Ю., Синельникова Т.В., 1999).

Учитывая, что внимание характеризуют произвольность, устойчивость, переключаемость, сосредоточенность, распределение, объем, можно говорить о том, что игры имеют методическую направленность. Поэтому, подбирая для посещающих ГПД игры, в частности подвижные, важно учесть ряд условий:  

  • Сюжет/правила и нагрузка должны соответствовать физическому, интеллектуальному и эмоциональному состоянию детей;
  • Динамика с тенденцией к неочевидному усложнению;
  • Предусматривать коррекционно-оздоровительный комплекс;
  • Стимулировать познавательную деятельность;
  • Активизировать психические и творческие процессы.

В виду вышесказанного, опираясь на методические

разработки коллег (Э.Я. Степаненкова «Методика проведения подвижных игр»; А.А. Осипова «Диагностика и коррекция внимания»), в вопросе развития внимания у детей младшего школьного возраста с ОВЗ в игровой деятельности в ГПД можно выделить 3 этапа:

1) Создать условия для организации (подвижных) игр, способствующих развитию внимания.

2) Собственно развитие внимания (слуховое, зрительное, двигательное) — произвольности, устойчивости, переключаемости, распределению, концентрации.

3) Развитие акцептора результата действия (умение планировать свои действия и соотносить начальное действие с его возможным либо предполагаемым следствие).

мелких мышц рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Упражнения для развития устойчивого внимания у детей младшего школьного возраста....

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста.

Учащиеся младшего школьного возраста часто рассеяны. В этой статье рассматриваются причины их рассеянности. Причины различны, их, конечно, необходимо знать родителям и педагогам, чтобы успешно воспиты...

Занятие по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

Занятие по развитию внимания у детей младшего школьного возраста включает ряд упражнений, способствующих развитию внимания. Могут использоваться на любых уроках....

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Внимание -это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте....

Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Тренировочные упражнения на развитие внимания....

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста (теория)

Рассматривается проблема внимания в психолого-педагогической литературе, виды и свойства внимания, специфика развития внимания в младшем школьном возрасте и роль математики в развитии вниман...

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В любом аспекте жизнедеятельности человека важно внимание, которое позволяет познавать новое, концентрироваться и качественно выполнять действия. Внимание детей с ЗПР всегда в той или иной степени нар...