Воспитание уважения к семейным ценностям у детей младшего школьного возраста с помощью метода литотерапии
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Елена Осняч

Использование метода литотерапии (работы с камнями) в практике педагога-психолога школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon litoterapiya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание уважения к семейным ценностям у детей младшего школьного возраста с помощью метода литотерапии

Подготовила:

педагог-психолог МБОУ СОШ №21

г. Симферополь

Осняч  Е.Б.

Детство – самое благоприятное время формирования семейных ценностей.

Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых - его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. В школе же по поведению и особенностям личности ребенка педагог-психолог может определить тип его семьи, какие могут быть там проблемы, какова система семейных ценностей.

Неоспорима помощь школьного педагога-психолога в формировании и развитии устойчивого интереса детей к семье как важнейшей жизненной ценности, и, конечно же, в диагностике отношений в семье и помощи ребенку (да и родителям) в решении некоторых проблем.

И здесь можно использовать множество психологических «инструментов» и методов, и один из них — литотерапия.

Литотерапия – это лечение камнями, один из методов нетрадиционной медицины, так же применяется в коррекционной и лечебной педагогике и психологии.

Камни нравятся всем: и взрослым и детям, это естественный природный материал, благодатный для работы психолога, особенно с учениками начальной школы.

Когда смотришь на камни, всплывают ассоциации об отдыхе на речке или на море, происходит погружение в детство, в природу, погружение в игру.

Литотерапия является одним из доступных и современных методов в работе психолога. Она применяется в коррекционной и лечебной педагогике, в особенности с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Игры с глиной, песком, камнями и другим природным материалом относятся к любимым играм детей, так как они имеют глубокие исторические корни.

Камни могут оказывать значительное эмоциональное и даже физическое воздействие на человека благодаря их физическим характеристикам — природному цвету и форме, красотой, прекрасными тактильными ощущениями. Цвет и форма камней могут воздействовать на психику человека.

Представьте, что вы приехали на море и в одиночестве решили пройтись по галечному пляжу. Морской воздух, солнышко, шум набегающих волн... И вдруг вы замечаете яркий красивый камешек. Поднимаете, рассматриваете, и уже не можете с ним расстаться. А потом еще и еще, вы попадаете в состояние своеобразной медитации — не торопясь, со вкусом собираете понравившиеся вам камни. Можно найти много чего интересного — вот ракушка, вот обточенное морем стеклышко, вот даже полудрагоценный опал или яшма!

И в каждой бухточке вас ждут сюрпризы....  

Именно такое состояние и навеяло идею работы с камнями. Метод древний, метод доступный, совершенно бесплатный, и приносит массу удовольствия.

Теория и возможности использования камней многообразны, но в этой статье - только маленькая часть и личный опыт.

Метод литотерапии можно использовать в педагогике, в психологии, в логопедии, в дефектологии, в процессе психологического консультирования и психотерапии.

Какие же базовые возможности метода?

Во-первых, это работа с сенсорными ощущениями (как у взрослых, так и у детей). Гладкий, шершавый, теплый, холодный, форма, размер — все это можно использовать в работе. Примеры: Какой камень? Что чувствуете? Почему он вам понравился? Есть также множество методик массажа и самомассажа камнями, начиная от пальчиков рук и заканчивая всеми участками головы и тела. Есть работа с теплыми или холодными камнями.

Во-вторых, цвет камня тоже можно обыгрывать, и здесь «море» возможностей. Кроме природных свойств цвета, эффекта мокрого камня, можно применять и использовать методы раскрашивания камней, рисунок на камне, изготовление сувениров из камней своими руками.

В-третьих, «строительство» из камней. Это могут быть башни (прекрасная методика для коррекции гиперактивности), это дома, машинки, человечки и все, что подскажет вам фантазия и что она подскажет ребятам.

В-четвертых, выкладывание из камней узоров, фигур, растений, животных, цветов, картин.

В-пятых, такие методы служат прекрасной диагностической базой о состоянии отношений (в группе, в семье, в паре ит.п.).

Работу с камнями целесообразно вести в малых группах или индивидуально, прекрасно работает этот метод при помощи детям с ОВЗ.

Мини-тренинг «Семья — самое важное в жизни»

Ребята, сегодня мы поговорим о семье. Я даю вам волшебный семейный камень, и вы отвечаете, что такое семья. Просьба не повторять друг за другом, а говорить свое.

Почему важна семья? (ответы детей).

И сегодня мы играем в семью.

1. Кто-то у нас будет папой, кто-то мамой, кто-то детьми, кто-то бабушкой, дедушкой, а кто-то, быть может, и домашним животным. Вы должны выложить из камушков своего персонажа и рассказать о нем, о его занятиях, о том, почему он так важен для семьи.

Камни лежат вот здесь, просьба договариваться друг с другом, какой камень вы хотите взять (очень важный момент коммуникации и диагностики отношений среди детей).

2. А теперь надо выложить всем вместе дом для этой семьи.

После этого дети могут пожелать выложить растения, деревья, машину и что-нибудь еще (например, бассейн и озеро перед домом).

3. Далее должна быть рефлексия — почему хорошая семья - это счастье и что ты можешь сделать для своей семьи.

И очень важный момент: дети всегда хотят взять какой-нибудь камешек на память (прямо якорь по НЛП!).

Это тоже можно обыграть.

Например: здесь у меня — волшебный мешочек, и вы выберете (случайно или на выбор) камень, который символизирует для вас очень нужную семейную ценность (а кто знает, что такое семейная ценность?). Ответы детей.

Конечно же, возьмете его себе на память и расскажете всем, что это за ценность и почему она вам очень нужна.

Еще несколько упражнений по работе с камнями 

1. Выбираем камень и рассказываем историю этого камня (например, кто он, откуда появился, какая его семья, где он жил, что с ним теперь будет).

2. Угадай, что изображено (делятся на две группы, выкладывают ситуацию из жизни семьи, другая группа должна угадать, что это за ситуация).

3. Многообразные игры на развитие тактильной чувствительности, самомассаж. Такие упражнения целесообразно включать в разминку или при окончании занятия.

4. «Камешек в ботинке»

Психолог: случалось ли у вас, чтобы вам в туфлю попадал камешек? Положите себе камешек и сделайте несколько шагов.

- Что вы при этом чувствуете?

- Такие же чувства мы испытываем, когда сердимся, чем-то обижены, взволнованы, у нас как будто в туфле маленький камешек.

А теперь вытащите камешек и скажите, какая проблема сейчас для вас такая же, как это камешек? Если мы сразу же почувствуем неудобство и вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камешек в обуви, то у нас, скорей всего возникнут проблемы.

Всем людям нужно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. И лучше обратиться к психологу.

Выводы

Таким образом, используя приёмы литотерапии, можно развить у детей коммуникативные навыки, способствоватьгармонизации их эмоционального состояния, снятию мышечного напряжения, и, конечно же, воспитывать и поддерживать уважение к семейным ценностям.

Ниже приведен список литературы, но каждый психолог может проявлять креативность и творчество, и даже изобретать свои методики при работе с камнями. И, конечно же, с благодарностью использовать методы, придуманные в процессе работы самими же детьми!

Литература

1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры.- Спб., 2004.- 64 с.

2. Довбенко М.Л. Картотека. Дидактические игры с камешками. - 2019.

3. Запольских, О. Л. Мастер-класс «Литотерапия как нетрадиционный метод работы с детьми дошкольного возраста» / О. Л. Запольских // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7189/

4. Климанова Г.Л. Учебно – методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста. - Спб,. 2021.

5. Михайлова Т.Ю. Инновационные методы в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями». - Методическое пособие «Инновационные методы в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями». - Коломна, 2020.

6. Пляскина Е.П. Программа эстетического и психоэмоционального развития детей средствами литотерапии и цветотерапии "Самоцветы", 2018 – Доступно с: http://festival.1september.ru/articles/632028/ 

7. Скидань А. С. Креативные и инновационные методы работы с детьми с нарушениями речи. Литотерапия». - Южный Федеральный Университет, г. Ростов-на-Дону., 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с помощью загадок».

Умение рассуждать и доказывать необходимо и взрослому, и ребенку. Оно необходимо специалисту любой отрасли знания и производства. Оно необходимо школьнику для успешного овладения знаниями. Поэто...

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Республиканская конференция по самопознанию:"Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста"...

Коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста путем применения метода сказкотерапии

Часто так случается, что в классе среди маленьких детишек вспыхивают эпизоды тревоги. Например, сложности в ответе у доски, трудно сосредоточиться, когда идет контрольная, тревоги по поводу получения ...

Развитие пластики у детей младшего школьного возраста с помощью игрового стрейчинга

Младший школьный возраст - это время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей становления личности. Вместе с тем это благоприятн...

Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.

Данная методическая разработка может быть использвана классными руководителями для работы с родителями....