Статья: "Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с помощью дидактических игр на уроках русского языка".
статья по русскому языку
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с помощью дидактических игр на уроках русского языка
Игра и учеба – это две разные деятельности, между ними существуют значительные различия. Стоит отметить, что ещё организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодежи Надежда Константиновна Крупская утверждала, что «школа отводит слишком мало места игре и сразу навязывают ребёнку подход в любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». Этой формой учебной деятельности являются дидактические игры.
Дидактические игры являются одним из эффективных средств развития познавательного интереса к предмету. Игры всегда могут реализовать поставленную цель, если будут подобраны в соответствии с возможностями ребёнка, будут подобраны с учётом того, чтобы основное содержание игр отвечало цели занятия, будут служить дисциплинарным средством, воспитывать выдержку, терпение ребёнка.
Дидактические игры способствуют порождению интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам. Интерес играет большую роль для ребёнка, он создает бодрость, радостное настроение, повышает эффективность усвоения учебного материала, также облегчает приобретение трудностей, повышает темп работы, улучшает её качество и активность на уроках.
Включая в занятия дидактические игры, учитель делает процесс обучения интересным и занимательным, также игра позволяет делать менее заметным переход к изучению серьезного, порой неинтересного учебного материала.
В первую очередь, игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. В целом игры можно рассматривать как:
- Особое отношение личности к окружающему миру;
- Особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;
- Социально заданный ребёнку и усвоенный им вид деятельности;
- Особое содержание усвоения;
- Деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребёнка;
- Социально – педагогическая форма организации детской жизни и «детского общества».
Для младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но по содержанию и направленности игры меняется. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребёнок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
По сравнению с дошкольниками, младшие школьники больше времени затрачивают на обсуждение сюжета, распределение ролей.
В 1-м классе большое место в игре отводится школе, например, дети учат кукол или друг друга. Во 2-м классе продолжаются игры, связанные с жизнью семьи, то есть бытовые игры. Вскоре большое место в 3-м и 4-м классе начинают занимать игры с правилами без сюжета и спортивные игры, а также дидактические игры.
Уже в первые три года жизни ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, в основном накапливается большой запас слов.
Вначале, речь ребёнка выступает в двух социальных функциях:
- Средство установление контакта с людьми;
- Средство познания мира.
В возрасте от 3 до 7 лет возникает и развивается речь ребёнка, которая используется для организации совместной деятельности, для планирования своих действий, а также как средство приобщения к определенной группе людей.
В школе у ребенка в процессе учебной деятельности развиваются все функции речи, такие как: сообщение - обмен мыслями и информацией между людьми; выражение - человек выказывает свое отношение к чему-либо; воздействие - человек может побудить другого человека или группу лиц к определенным действиям или сформировать точку зрения; обозначение - способность давать названия предметам и явлениям.
Дети овладевают разговорным и книжным стилем речи, уделяется внимание в развитии видов речи, таких как монолог и диалог, знакомятся с типами текстов, такие как повествование, описание, рассуждение. Но особое значение приобретает речь как средство приобретения и передачи информации, речь как средство самосознания и самовыражения, речь как средство воздействия на сверстников и взрослых. Именно в это время развивается групповое общение.
Речь бывает устная и письменная, вначале ребёнок овладевает устной речью, до трёх лет его устная речь - ситуативная, то есть, связана с определенной жизненной ситуацией. Затем появляется контекстная устная речь, то есть законченная в смысловом отношении речь, в которой установлены значения каждого слова или предложения, однако она развита в меньшей степени, так как у детей 6-7 лет высказывания не всегда понятны слушателю.
Письменной речью дети овладевают в школе, но при этом она тесно связана с устной речью, так как дети владеют определенной лексикой, грамматикой речи.
Однако в школе большое внимание уделяется письменной речи, чем устной. Именно поэтому связная речь учащихся плохо развита, что в конечном итоге влияет отрицательно на развитие письменной речи, ученики говорят простыми и однообразными предложениями, которые потом находят отражение в письменных работах учащихся. Дети в школьном возрасте не умеют говорить свободно, то есть не владеют элементами приемами подготовки к устным высказываниям, их речь интонационно невыразительна.
Дидактические игры и упражнения на уроках русского языка по развитию речи являются достаточно сильным средством для развития языковых способностей, расширение лексического запаса и формирования грамматических навыков у детей.
Стоит отметить, что дидактические игры на уроках русского языка решают определенные задачи:
- Лексического характера, например, обогащение словарного запаса;
- Развития грамматического строя речи, например, словоизменение, словообразования, употребление неизменяемых слов, слов косвенных падежей;
- Развитие связной речи, например, описание рассказа с опорой на сюжетные картинки.
Рассматривая предложенные задачи, можно сказать о том, что у младшего школьника словарный запас обогащается за счёт тех слов, которые они научились образовывать самостоятельно. Многие слова из пассивного словаря переходят в активный словарь. Речь включает и простые, и сложные предложения. Однако не обходится без грамматических ошибок. На них стоит обращать внимание для того, чтобы ребёнок исправлял их, давать ему правильный вариант слова с допущенной ошибкой, разобрать его. Также у ребёнка в возрасте 6-7 лет совершенствуется связная речь, ребёнок способен рассказывать о событиях из его жизни, а также сам составлять рассказы по картинкам.
Использование дидактических игр в обучении и развитие детей является важной частью учебного процесса, так как дети легко обучаются «играючи», они заинтересованы в заданиях связанные с развитием связной речи, появляется активное отношение к учебному материалу, который благодаря играм становится лёгким для запоминания. Игровой метод в развитие связной речи повышает речевую мотивацию, побуждает детей к общению друг с другом, процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Дидактические игры в решении задач речевого развития, закрепляют и уточняют словарь, изменяют и образуют слова, упражняют в составление речевых высказываний, развивают объяснительную речь.
В заключение по первой главе можно отметить, что связная речь играет важную роль в процессе обучения. Во-первых, она помогает учащимся устанавливать связи с окружающими людьми, во-вторых, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, в-третьих, помогает высказывать свои мысли и формирует умения их сочетать.
Однако у учащихся на уроках русского языка в процессе обучения могут возникнуть проблемы в развитие связной речи, это будет выражаться в том, что дети будут использовать в речи простые и однообразные слова и предложения, они не могут говорить свободно. Их речь невыразительна и непонятна, то есть ребёнок не может объяснить свою мысль слушателю, допускает ошибки в словах, меняет предложения местами, что вызывает недопонимание между ребёнком и слушателем.
Для того чтобы помочь учащимся развить связную речь, учителю стоит использовать такой метод как дидактическая игра, она поможет на уроках быстро и легко запомнить материал, который будет связан с речевым развитием учащихся, так как детям этот метод всегда интересен. Также поможет правильно формулировать и строить речевые высказывания в различных ситуациях, устранять ошибки в речи, ставить паузы и ударения в словах и произносить свои мысли четко и выразительно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Развитие связной речи у детей с нарушенным слухом в специально организованных условиях обучения и воспитания (детских садах, дошкольных отделениях при школах, школах-ин...
Использование наглядного моделирования в развитии связной речи у детей младшего школьного возраста.
Опыт использования наглядных моделей в обучении детей 1-2 классов составлению связного текста....
Коррекция письменной связной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня
Упражнение дара слова..должны идти систематически.Всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущими,опираться на них и делать шаг вперёд.К.Д.Ушинский...
опыт работы «Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ЗПР), с ОНРпри помощи техники квиллинг»
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги....
презентация «Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ЗПР), с ОНРпри помощи техники квиллинг»
К числу важнейших задач логопедической работы сошкольниками с ОВЗ (ЗПР), имеющими ОНР, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевог...