Рабочая программа курса внеурочной деятельности"ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ."
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,личностно-ориентированный,деятельностный подходы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_proektnaya_deyatelnost_1-4_kl.docx | 84.16 КБ |
rp_proektnaya_deyatelnost_1-4_kl.docx | 84.16 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №7 г. Ярцева
«Рассмотрено» На методическом совете Протокол №_____ от «____» _________201____г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ СШ № 7 г. Ярцева __________/ Ларченкова Е. Н. ФИО «___» ___________201___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ № 7 г. Ярцева ___________/ Кузнецова И.В. Приказ №____ от «___» _______ 201______г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Проектная деятельность»
Общеинтеллектуальное направление
(для обучающихся 1-4 классов)
Учителя:
Аленькина Татьяна Геннадьевна, высшая категория
Мотурняк Алла Геннадьевна, высшая категория
Кореневская Ирина Владимировна, первая категория
Осянина Вера Александровна, первая категория
Столярова Елена Петровна, первая категория
2017-18 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 № 1576
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями от 24 ноября 2015 года № 81)
4. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»,
5. Письмом Минобрнауки от 18.08 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
6. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ № 7 г. Ярцева
7. Авторской программой обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей/Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./2012 г.
8. Требованиями Положения о рабочей программе ОУ.
Актуальность и перспективность курса:
обусловлена потребностью общества в формировании активной творческой личности способной к творческому труду, умению ориентироваться в информационном потоке, развивать умения и навыки, личностные качества, необходимые работать в команде, понимать общечеловеческие ценности.
Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся, а также гармоничного сочетания, с одной стороны, индивидуализации освоения знаний и, с другой стороны, коллективных форм их применения дает проектная технология.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путем анализа информации, проведения эксперимента и исследований.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей.
Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед независимой аудиторией, помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Цель внеурочной деятельности:
- формирование универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыка решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации;
- формирование мотивации к обучению.
Задачи внеурочной деятельности:
- Развивать у обучающихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
- Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
- Обучить основам оформления работ.
- Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
- Повышать степень самооценки ребёнка, максимальное развитие его индивидуальных возможностей.
- Развивать мотивацию для дальнейшего творческого роста ребёнка.
- Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
- Формировать навыки применения полученных знаний в практической деятельности.
Программа предназначена обучающимся в возрасте 6,5 – 11 лет.
Формы внеурочной деятельности по направлениям:
учебно-исследовательская и экспериментальная деятельность.
Виды деятельности, применяемые в реализации программы:
- выбор темы проекта
- поиск информации
- выявление проблемы
- нахождение путей решения проблемы
- выдвижение гипотезы
- исследовательская работа, опыты, эксперименты
- создание продукта проекта (постер, макет, презентация)
- представление проекта публике
- инсценирование, ролевая игра
Рабочая программа рассчитана на 135 занятий, по 1 занятию в неделю: в 1 классе – 33 занятия, во 2-4 классах – по 34 занятия. В 4 классе - индивидуальное сопровождение проектов обучающихся.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- осознание своей этнической принадлежности;
- гуманистическое сознание;
- социальная компетентность как готовность к решению моральныхдилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа проектно-исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Метапредметные
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретрооценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Коммуникативные:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
1 класс
Что такое проект: Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема). Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир. Этапы проекта. (1 ч)
Как выбрать тему проекта. Ответы на вопросы - что мне интересно больше всего? чем я хочу заниматься больше всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? Хобби. Выбор интересной идеи. Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. (4 ч)
Проблема. Решение проблемы. (2 ч)
Гипотеза проекта. Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез. Обсуждение итогов прошедших занятий. Цель и задачи проекта. Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление. Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги. Формулирование целей и задач исследования. (4 ч)
Поиск информации: книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, беседы со взрослыми, друзьями. Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно - популярной и методической литературы. (2 ч)
Продукт проекта. Виды продукта (рисунок, аппликация, макет, оригами, мозаика). Наглядный материал. Отбор и размещение рисунков, фотографий. (2 ч)
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. (2 ч)
Работа над проектами. Формы и методы организации проектной деятельности. Вклад каждого участника группы в работу. Индивидуальное исследование. Работа индивидуальная и коллективная. Работа в паре. Выбор темы. Распределение работы в паре. Работа в группе. Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в работу. Распределение работы в группе. Выбор лидера группы. (9 ч)
Пробная защита проекта. Текст доклада. Схемы, чертежи, рисунки, макеты. (2 ч)
Тест «Чему я научился?» (1 ч)
Подведение итогов. Твои впечатления от работы над проектом. Памятка для учащегося-проектанта. Пожелание будущим проектантам. Твои советы им.
(4 ч)
2 класс
Как составить проект. Изменение круга интересов. Выбор темы проекта.
Выбор помощников в работе над проектом. Этапы работы над проектом. (4 ч)
Знакомство с понятиями формулировка и актуальность. (2 ч)
Проблема. Выработка гипотезы-предположения. (2 ч)
Постановка цели и задач проекта. (2 ч)
Сбор, обработка и отбор значимой информации. (3 ч)
Создание продукта проекта. (2 ч)
Программа MPP - Microsoft Power Point. (7 ч)
Совмещение текста выступления с показом презентации.
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. (1 ч)
Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. (2 ч)
Пробная защита проекта. (2 ч) |
Играем в ученых. (3ч) |
Тест «Чему ты научился?» (2 ч) |
Подведение итогов. (2 ч) |
3 класс
Этапы работы над проектом. Выбор темы исследования. Предположение. Гипотеза. Цели и задачи проекта. Выбор помощников. Сбор информации. (4 ч)
Паспорт проекта. Составление паспорта проекта. (2 ч)
Анкетирование. Требования к составлению анкет для проекта. (3 ч)
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере. (3 ч)
Изучение и освоение возможностей программы МРР.
Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе.
Обработка информации. Интервью. Визитка. (18 ч)
Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. (1 ч)
Подведение итогов. (4 ч)
4 класс
Твои новые интересы и увлечения. (1 ч)
Виды проектов.
Исследовательский творческий проект. Творческий проект. Ролевой игровой проект. Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой. Информационно – исследовательский проект. Информационно – ориентированный проект. Практико – ориентированный проект. Моно-предметный проект. Межпредметный проект. (14 ч)
Вид презентации проекта: отчет участников исследовательской экспедиции, вид презентации проекта в рамках научной конференции. (4 ч)
Работа с памяткой: по подготовке публичного выступления, по составлению списка использованной литературы при работе над проектом. (5ч)
Критерии итогового оценивания проектной деятельности. (1 ч)
Программа МРР. Формирование умения работать с таблицей.
Использование ресурсов интернета при подготовке презентации.
Программа Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. (1 ч)
Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. (1 ч)
Защита проектов. Подведение итогов. (3 ч)
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п | Название разделов | Кол-во часов | Количество часов | |
теория | практика | |||
1 | Что такое проект? | 1 | 1 | - |
2 | Как выбрать тему проекта. | 4 | 2 | 2 |
3 | Проблема. Решение проблемы | 2 | 1 | 1 |
4 | Гипотеза. Цели и задачи | 4 | 2 | 2 |
5 | Поиск информации | 2 | 1 | 1 |
6 | Продукт проекта. Виды продукта. | 3 | 2 | 1 |
7 | Визитка к проекту | 2 | 1 | 1 |
8 | Работа над проектами | 9 | 4 | 5 |
9 | Пробная защита проекта | 2 | - | 2 |
10 | Тест «Чему я научился?» | 1 | 1 | - |
11 | Подведение итогов | 4 | 2 | 2 |
ИТОГО: | 33 | 16 | 18 |
2 класс
№ п/п | Название разделов | Кол-во часов | Количество часов | |
теория | практика | |||
1 | Как составить проект | 4 | 2 | 2 |
2 | Формулировка и актуальность. | 2 | 1 | 1 |
3 | Проблема. Гипотеза. | 2 | - | 2 |
4 | Цели и задачи. | 2 | - | 2 |
5 | Поиск информации | 3 | - | 3 |
6 | Создание продукта проекта. | 2 | - | 2 |
7 | Работа с Программой MPP | 7 | 2 | 5 |
8 | Изготовление визитки к проекту | 1 | - | 1 |
9 | Самоанализ – рефлексия | 2 | 2 | - |
10 | Пробная защита проекта | 2 | - | 2 |
11 | Играем в ученых. | 3 | 1 | 2 |
12 | Тест «Чему ты научился?» | 2 | 2 | - |
13 | Подведение итогов | 2 | 2 | - |
ИТОГО: | 34 | 12 | 22 |
3 класс
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Количество часов | |
теория | практика | |||
1 | Этапы работы над проектом | 4 | 2 | 2 |
2 | Паспорт проекта. | 2 | - | 2 |
3 | Анкетирование. | 3 | - | 3 |
4 | Постер. | 3 | - | 3 |
5 | Знакомство с программой МРР | 18 | - | 18 |
6 | Тесты. Самоанализ. | 1 | 1 | - |
7 | Подведение итогов. | 3 | 1 | 2 |
ИТОГО: | 34 | 4 | 30 |
4 класс
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Количество часов | |
теория | практика | |||
1 | Твои новые интересы и увлечения. | 1 | 1 | - |
2 | Виды проектов. | 14 | 1 | 13 |
3 | Вид презентации проекта. | 4 | 1 | 3 |
4 | Работа с памяткой. | 5 | 1 | 4 |
5 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности. | 1 | 1 | - |
6 | Освоение программы МРР | 4 | 1 | 3 |
7 | Освоение Программы Word. | 1 | - | 1 |
8 | Тесты. Тестирование | 1 | 1 | - |
9 | Защита проектов. Подведение итогов. | 3 | - | 3 |
ИТОГО: | 34 | 7 | 27 |
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п | Тема | Дата | Форма организации деятельности | Корректировка КТП | |
Теория | Практика | ||||
1 | Кто я? Моя семья. | Знакомство. ИКТ: показ презентации – Игра «Голоса неживых предметов» | |||
2 | Чем я люблю заниматься. Хобби. | Рассказы о своих увлечениях. | |||
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. | Учимся выбирать тему проекта (беседа). | |||
4 | Как собирать материал? Твои помощники. Этап. | Игра: «Зелёная тропинка». Шагая по тропинке, находим подсказки. | |||
5 | Повторение. Давай вспомним. | Рисуночный тест | |||
6 | Проблема. | Знакомимся с понятием проблема: задача, преграда, трудность(беседа). | |||
7 | Проблема. Решение проблемы. | Работа с текстом «Чиж». Проблема Вари. Проблема чижа. Предположенияпо решениюпроблем. | |||
8 | Гипотеза. Предположение. | Игра «Превраще ния»- предположе ния: как головастик превращается в лягушку. | |||
9 | Гипотеза. Играем в предположения. | ИКТ: показ презентации – Игра в предположения | |||
10 | Цель проекта. | Определение проблемы, постановка цели для её решения(беседа) | |||
11 | Задача проекта. | Учимся находить пути, которые помогут справиться с проблемой и достичь цели(беседа) | |||
12 | Выбор нужной информации. | Выбор информации для своего проекта | |||
13 | Интересные люди- твои помощники. | Выбор помощника, интересные профессии | |||
14 | Продукт проекта. | икт: презентация- продукт проекта.Выбор продукта: что можно сделать своими руками: поделка, аппликация, рисунок, макет, оригами,мозаика. | |||
15 | Виды продукта. Макет. | Выбор плана работы по созданию макета домика. | |||
16 | Повторение пройденных проектных понятий. | Играем и знания проверяем. | |||
17-18 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. | Практическое занятие по составлению визитки проекта. | |||
19-20 | Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | Подготовка мини- сообщенияна 3 минуты. | |||
21 | Выступление перед знакомой аудиторией. | Прослушива ние выступлений, заполнениетаблицы пожеланий. | |||
22 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. | Практическоезанятие: опыт по окрашиванию цветка в разныецвета. | |||
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. | ИКТ: презентация- Выбор полезных советов. | |||
24 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. | Практическоезанятие: пробное выступление. Оценкавыступления. | |||
25 | Повторение. Давай вспомним. | Тест | |||
26 | Играем в ученых.«Мобильные телефоны».Это интересно. | Практическое занятие: мастерим телефоны из пластиковых стаканчиков. | |||
27 | Играем в ученых. Поилка для цветов. | Практическое занятие: чтобы цветок не засох. | |||
28 | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. | ИКТ: демонстрация мини-проекта. | Практическоезанятие: как получить электричество | ||
29 | Тест «Чему я научился?» | Тест | |||
30 | Памятка для учащегося-проектанта. | Обсуждение каждого пункта памятки. | |||
31 | Твои впечатления от работы над проектом. | Учимся высказывать своё мнение. | |||
32 | Пожелание будущим проектантам. Твои советы им. | ИКТ: демонстрация мини-проекта Выбор приобретённых качеств. | |||
33 | Советы на лето от Мудрого Дельфина. | Рисуем открытку для Мудрого Дельфина. | |||
15,5 | 17,5 |
2 класс
№ п/п | Тема | Дата | Форма организации деятельности | Корректировка КТП | |
Теория | Практика | ||||
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. | Оформление краткой записи о своихувлечениях. | |||
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. | Поиск информации в словарях и справочниках. | |||
3 | Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями. | Поиск информации в в словарях и справочниках. | |||
4 | Выбор помощников в работе над текстом. | Учимся работать в команде (игра). | |||
5 | Этапы работы над проектом. | Определение этапов (беседа). | Определение этапов выращивания нарцисса маме к 8 Марта. | ||
6 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность». | Поиск существенных признаков в любом начинании (беседа). | Поиск существенных признаков. | ||
7 | Проблема. Решение проблемы. | Учимся видеть проблему и добывать недостающий способ действия (беседа). | Учимся видеть проблему и добывать недостающий способ действия. | ||
8 | Выработка гипотезы-предположения | Учимся предполагать о неизвестном, предлагать свои способы проверки гипотез, инсцениро вать поиск и пробу способов действий (тренинг). | |||
9 | Цель проекта | Целеполагание в конкретной сюжетной ситуации. | |||
10 | Задачи проекта | Поиск способов решенияпроблемы проекта. Формулиров ка задач. | |||
11 | Сбор информации для проекта. | ИКТ: презентация -выбор информации. | Интерпрета ция и обобщение информации. | ||
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью. | Игра «Интересное интервью» Учимся брать интервью, вести беседу, участвовать в дискуссии. | |||
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации. | Анализ и обобщение собранных сведений. Отбор необходимой информации, отсев лишнего. | |||
14 | Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «Макет», «поделка» | ИКТ: презентация - продуктыпроекта | Выбор средства воплощения собственного замысла. | ||
15 | Играем в ученых. Это интересно. | Применяем знания на практике: опыт по превращению белого мела в цветной. | |||
16 | Тест «Чему ты научился?» | ИКТ: презентация -тест Проверка своего багажа знаний по использованию проектных понятий. | |||
17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | Учимся превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других. | |||
18 | Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация» | ИКТ: презентация – эталон. | Учимся составлять презентацию на бумаге – 6 слайдов. | ||
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. | Знакомимся с компьютерной презентацией. | |||
20 | Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP-Microsoft Power Point. | ИКТ: Ноутбук. | Первые шаги составления презентации на компьютере. | ||
21 | Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР. | ИКТ: Ноутбук Знакомимся с кнопками клавиатуры Компьютера. | |||
22 | Совмещение текста выступления с показом презентации. | ИКТ: Ноутбук демонстрация презентации. | Учимся держать аудиторию в поле зрения. Пробные выступления. | ||
23 | Подготовка ответов н предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. | Учимся отстаивать свою точку зрения, работа в парах. | |||
24 | Тест. «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина». | Проверка сохранностисвоих знаний, накопленных во время проектной деятельности. Самооценка по эталону. | |||
25 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. | Создание собственных творческих замыслов и доведение ихдо воплощения в собственном продукте. | |||
26 | Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ» | Контроль и оценка своей деятельности, продвижение её в разных видах. | |||
27 | Играем в ученых. Это интересно. | Проведение опыта: увеличение изображения с помощью банки с водой вместо линзы. | |||
28 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности. | ИКТ: презентация- Знакомимся с видами конкурсов, готовимся к публичному выступлению. | |||
29 | Памятка жюри конкурсов. | Учимся оценивать свою работу по выработанным критериям (беседа). | |||
30 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. | Отбор правил, которые помогут выступить перед аудиторией (игра). | |||
31 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. | Оценка своей работы, учимся видеть ошибкоопасные места. | |||
32 | Играем в ученых. Это интересно. | Наблюдение за биением сердца при помощи спички и пластилина (опыт). | |||
33 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проектам. Пожелание будущим проектантам. | Проекты на лето. | |||
34 | Советы на лето от Мудрого Дельфина. | ||||
14 | 20 |
3 класс
№ п/п | Тема | Дата | Форма организации деятельности | Корректировка КТП | |
Теория | Практика | ||||
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом. | ИКТ: презентация –увлечения. | Работа с текстом. Анализ. Выбор этапов. | ||
2 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы. | Поиск средств и способов воплощения собственных замыслов (работа в группах). | |||
3 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. | Высказывание предположений о неизвестном. Предположение способа проверки своей гипотезы (игра). | |||
4 | Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации. | ИКТ: презентация - как найти помощника. | Работа с таблицей. | ||
5-6 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. | Практическое занятие по составлению паспорта проекта. | |||
7-8 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование. | ИКТ: презентация - анкета (Ноутбук) | Составление вопросов для анкетирова ния по выбранной теме. | ||
9 | Памятки. Составление памяток по теме проекта. | Заполнение анкеты «Сказки». Подсчёт результатов. Вывод. | |||
10 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | ИКТ: презентация - постер | Практическая работа по оформлению постера. | ||
11-12 | Практическая работа. Создание мини-постера. | Практическая работа по оформлению постера. | |||
13-15 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм. | ИКТ: презентация - образец (Ноутбук) | Практическая работа по ознакомлению с возможност ями программы МРР. | ||
16-17 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации. | ИКТ: презентация (ноутбук). | ИКТ: презентация (ноутбук).Практическая работа. | ||
18-19 | Программа МРР. Дизайн. | ИКТ: презентация (ноутбук).Практическая работа. | |||
20-21 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями. | ИКТ: презентация (ноутбук).Практическая работа. | |||
22-23 | Требования к компьютерной презентации. PowerPoint. | ИКТ: презентация (ноутбук).Практическая работа. | |||
24-25 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР. | ИКТ: презентация (ноутбук).Практическая работа. | |||
26-27 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту. | ИКТ: презентация (ноутбук).Практическая работа. | |||
28-29 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка. | ИКТ: презентация Ноутбук Практическая работа. | |||
30 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. | Оценка своей работы, нахождение пробелов в ней. Способы их устранения. | Оценка своей работы, нахождение пробелов в ней. Способы их устранения. | ||
31 | Твои впечатления от работы над проектом. | Подведение некоторых итогов своей деятельности. | |||
32 | Пожелания будущим проектантам. | Практическая работа посозданию памятки «Советы начинающему проектанту». | |||
33 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель; консультанты – родители; помощники – друзья; Мудрый Дельфин). | ИКТ:презентация Оформление листов благодарнос тей. | |||
34 | Советы на лето от Мудрого Дельфина | Опыты в домашних условиях. Проекты на лето. | |||
10 | 24 |
4 класс
№ п/п | Тема | Дата | Форма организации деятельности | Корректи-ровка КТП | |
Теория | Практика | ||||
1 | Твои новые интересы и увлечения. | Презентация-хобби. Учимся презентовать свои увлечения. | Составление памятки выступающе го(тренинг). | ||
2 | Виды проектов. | Знакомство с терминологией видов проектов. Классификация проектов по видам (беседа). | |||
3 | Исследовательс ко-творческий проект. | Групповая работа по созданию мини-проекта «Ребятам о зверятах» | |||
4 | Творческий проект. | Создание мини-проекта «Мой завтрак». | |||
5-6 | Ролево-игровой проект. | Создание мини-сценария по сюжету любимого произведения. Разыгрывание сюжета. | |||
7-8 | Исследовательс кий проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой. | Определение проблем и задач исследования, выдвижение и проверка гипотез, наблюдения и эксперимен ты, анализ результатов. | |||
9- 10 | Информацион но-исследовательс кий проект. | Групповая работа. Сбор информации по теме. Создание мини-анкеты. Анкетирова ние. Подсчет результатов. | |||
11 | Информацион но-ориентирован ный проект. | Групповая работа. Создание мини-проекта «Школьная форма». | |||
12 | Практико-ориентирован ный проект. | Групповая работа. | |||
13-14 | Монопредмет ный проект. | Индивидуаль ный мини-проект. | |||
15 | Межпредметный проект. | Определение связей между учебными дисциплинами (беседа). | |||
16 | Виды презентацион ных проектов. | Выбор формы презентации проекта с учетом своих интересов и способностей (беседа). | |||
17 | Вид презентации проекта как отчет участников исследовательс кой экспедиции. | Создание отчета о проделанной работе. | |||
18 | Вид презентации проекта в рамках научной конференции. | Составление своих требований к речи выступающе го. Сравнение своих требований с эталоном. | |||
19 | Правильная подготовка презентации к проекту. | Общие моменты разработки презентации. | Групповая работа по созданию памятки «Советы начинающему проектанту». | ||
20-21 | Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления. | Учимся задавать вопросы выступающему и отвечать на вопросы оппонентов по теме проекта. | Практическая работа «Рекомендации выступающе му». | ||
22-23 | Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом. | Ссылка на книгу, статью из журнала, статью из сборника, на источник, взятый из Интернета. | Составление своей ссылки по эталону. | ||
24 | Типичные ошибки проектантов. | Знакомимся с типичными ошибками, допущенными при подготовке и защите проекта. | Групповая работа по составлению Памятки по устранению типичных ошибок | ||
25 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся. | Учимся делать выводы:
| Составление критериев оценивания | ||
26 | Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой | Освоение программы пошагово | Практическая работа | ||
27 | Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей | Освоение программы пошагово | Практическая работа | ||
28 | Практическая работа | Создание таблицы своей успеваемости | Практическая работа | ||
29 | Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | Выполнения теста. Оценивание своей работы, нахождение пробелов | Практическая работа | ||
30 | Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации. | Работа пошагово по памятке. Творческая работа «Мое любимое животное», используя ресурсы сети Интернет. | |||
31 | Программа MicrosoftOfficeWord. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. | Работа с текстом, настройка полей и абзацев. | Практическая работа. | ||
32 | Твои впечатления от работы над проектом. Пожелания будущим проектантам. | Подведение итогов работы над проектом. | Групповая работа по составлению памятки «Советы при работе с программой МРР». | ||
33 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель; консультанты – родители; помощники – друзья; Мудрый Дельфин). | Оформление листов-благодарностей учителю, родителям, Мудрому Дельфину. | Групповая работа по составлению Памятки. | ||
34 | Советы на лето от Мудрого Дельфина. | Опыты в домашних условиях. | |||
16 | 23 |
7. МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект с помощью следующих критериев:
Методические рекомендации к заполнению индивидуальной карты:
Графа «Название работы»
Напиши название своего проекта (исследования)
Графа «Техника исполнения»
Какую форму исполнения проекта ты выбрал?
Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами, мозаика, квиллинг и т.д.
Графа «Самостоятельность»
Самостоятельно ли ты выполнил свой проект?
На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли взрослые?.
Графа «Сложность»
Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует сложности выполненной работы.
Графа «Мое настроение»
С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоему настроению.
Графа «Применение»
Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение, дидактический материал и т.д.)
«Мои достижения» | |||
Название проекта | |||
Техника исполнения | |||
Самостоятельность | |||
Сложность | |||
Моё настроение | |||
Применение |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №7 г. Ярцева
«Рассмотрено» На методическом совете Протокол №_____ от «____» _________201____г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ СШ № 7 г. Ярцева __________/ Ларченкова Е. Н. ФИО «___» ___________201___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СШ № 7 г. Ярцева ___________/ Кузнецова И.В. Приказ №____ от «___» _______ 201______г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Проектная деятельность»
Общеинтеллектуальное направление
(для обучающихся 1-4 классов)
Учителя:
Аленькина Татьяна Геннадьевна, высшая категория
Мотурняк Алла Геннадьевна, высшая категория
Кореневская Ирина Владимировна, первая категория
Осянина Вера Александровна, первая категория
Столярова Елена Петровна, первая категория
2017-18 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 № 1576
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями от 24 ноября 2015 года № 81)
4. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»,
5. Письмом Минобрнауки от 18.08 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
6. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ № 7 г. Ярцева
7. Авторской программой обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей/Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./2012 г.
8. Требованиями Положения о рабочей программе ОУ.
Актуальность и перспективность курса:
обусловлена потребностью общества в формировании активной творческой личности способной к творческому труду, умению ориентироваться в информационном потоке, развивать умения и навыки, личностные качества, необходимые работать в команде, понимать общечеловеческие ценности.
Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся, а также гармоничного сочетания, с одной стороны, индивидуализации освоения знаний и, с другой стороны, коллективных форм их применения дает проектная технология.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путем анализа информации, проведения эксперимента и исследований.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей.
Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед независимой аудиторией, помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Цель внеурочной деятельности:
- формирование универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыка решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации;
- формирование мотивации к обучению.
Задачи внеурочной деятельности:
- Развивать у обучающихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
- Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
- Обучить основам оформления работ.
- Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
- Повышать степень самооценки ребёнка, максимальное развитие его индивидуальных возможностей.
- Развивать мотивацию для дальнейшего творческого роста ребёнка.
- Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
- Формировать навыки применения полученных знаний в практической деятельности.
Программа предназначена обучающимся в возрасте 6,5 – 11 лет.
Формы внеурочной деятельности по направлениям:
учебно-исследовательская и экспериментальная деятельность.
Виды деятельности, применяемые в реализации программы:
- выбор темы проекта
- поиск информации
- выявление проблемы
- нахождение путей решения проблемы
- выдвижение гипотезы
- исследовательская работа, опыты, эксперименты
- создание продукта проекта (постер, макет, презентация)
- представление проекта публике
- инсценирование, ролевая игра
Рабочая программа рассчитана на 135 занятий, по 1 занятию в неделю: в 1 классе – 33 занятия, во 2-4 классах – по 34 занятия. В 4 классе - индивидуальное сопровождение проектов обучающихся.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- осознание своей этнической принадлежности;
- гуманистическое сознание;
- социальная компетентность как готовность к решению моральныхдилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа проектно-исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Метапредметные
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретрооценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Коммуникативные:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
1 класс
Что такое проект: Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема). Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир. Этапы проекта. (1 ч)
Как выбрать тему проекта. Ответы на вопросы - что мне интересно больше всего? чем я хочу заниматься больше всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? Хобби. Выбор интересной идеи. Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. (4 ч)
Проблема. Решение проблемы. (2 ч)
Гипотеза проекта. Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез. Обсуждение итогов прошедших занятий. Цель и задачи проекта. Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление. Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги. Формулирование целей и задач исследования. (4 ч)
Поиск информации: книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, беседы со взрослыми, друзьями. Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно - популярной и методической литературы. (2 ч)
Продукт проекта. Виды продукта (рисунок, аппликация, макет, оригами, мозаика). Наглядный материал. Отбор и размещение рисунков, фотографий. (2 ч)
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. (2 ч)
Работа над проектами. Формы и методы организации проектной деятельности. Вклад каждого участника группы в работу. Индивидуальное исследование. Работа индивидуальная и коллективная. Работа в паре. Выбор темы. Распределение работы в паре. Работа в группе. Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в работу. Распределение работы в группе. Выбор лидера группы. (9 ч)
Пробная защита проекта. Текст доклада. Схемы, чертежи, рисунки, макеты. (2 ч)
Тест «Чему я научился?» (1 ч)
Подведение итогов. Твои впечатления от работы над проектом. Памятка для учащегося-проектанта. Пожелание будущим проектантам. Твои советы им.
(4 ч)
2 класс
Как составить проект. Изменение круга интересов. Выбор темы проекта.
Выбор помощников в работе над проектом. Этапы работы над проектом. (4 ч)
Знакомство с понятиями формулировка и актуальность. (2 ч)
Проблема. Выработка гипотезы-предположения. (2 ч)
Постановка цели и задач проекта. (2 ч)
Сбор, обработка и отбор значимой информации. (3 ч)
Создание продукта проекта. (2 ч)
Программа MPP - Microsoft Power Point. (7 ч)
Совмещение текста выступления с показом презентации.
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. (1 ч)
Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. (2 ч)
Пробная защита проекта. (2 ч) |
Играем в ученых. (3ч) |
Тест «Чему ты научился?» (2 ч) |
Подведение итогов. (2 ч) |
3 класс
Этапы работы над проектом. Выбор темы исследования. Предположение. Гипотеза. Цели и задачи проекта. Выбор помощников. Сбор информации. (4 ч)
Паспорт проекта. Составление паспорта проекта. (2 ч)
Анкетирование. Требования к составлению анкет для проекта. (3 ч)
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере. (3 ч)
Изучение и освоение возможностей программы МРР.
Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе.
Обработка информации. Интервью. Визитка. (18 ч)
Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. (1 ч)
Подведение итогов. (4 ч)
4 класс
Твои новые интересы и увлечения. (1 ч)
Виды проектов.
Исследовательский творческий проект. Творческий проект. Ролевой игровой проект. Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой. Информационно – исследовательский проект. Информационно – ориентированный проект. Практико – ориентированный проект. Моно-предметный проект. Межпредметный проект. (14 ч)
Вид презентации проекта: отчет участников исследовательской экспедиции, вид презентации проекта в рамках научной конференции. (4 ч)
Работа с памяткой: по подготовке публичного выступления, по составлению списка использованной литературы при работе над проектом. (5ч)
Критерии итогового оценивания проектной деятельности. (1 ч)
Программа МРР. Формирование умения работать с таблицей.
Использование ресурсов интернета при подготовке презентации.
Программа Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. (1 ч)
Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. (1 ч)
Защита проектов. Подведение итогов. (3 ч)
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п | Название разделов | Кол-во часов | Количество часов | |
теория | практика | |||
1 | Что такое проект? | 1 | 1 | - |
2 | Как выбрать тему проекта. | 4 | 2 | 2 |
3 | Проблема. Решение проблемы | 2 | 1 | 1 |
4 | Гипотеза. Цели и задачи | 4 | 2 | 2 |
5 | Поиск информации | 2 | 1 | 1 |
6 | Продукт проекта. Виды продукта. | 3 | 2 | 1 |
7 | Визитка к проекту | 2 | 1 | 1 |
8 | Работа над проектами | 9 | 4 | 5 |
9 | Пробная защита проекта | 2 | - | 2 |
10 | Тест «Чему я научился?» | 1 | 1 | - |
11 | Подведение итогов | 4 | 2 | 2 |
ИТОГО: | 33 | 16 | 18 |
2 класс
№ п/п | Название разделов | Кол-во часов | Количество часов | |
теория | практика | |||
1 | Как составить проект | 4 | 2 | 2 |
2 | Формулировка и актуальность. | 2 | 1 | 1 |
3 | Проблема. Гипотеза. | 2 | - | 2 |
4 | Цели и задачи. | 2 | - | 2 |
5 | Поиск информации | 3 | - | 3 |
6 | Создание продукта проекта. | 2 | - | 2 |
7 | Работа с Программой MPP | 7 | 2 | 5 |
8 | Изготовление визитки к проекту | 1 | - | 1 |
9 | Самоанализ – рефлексия | 2 | 2 | - |
10 | Пробная защита проекта | 2 | - | 2 |
11 | Играем в ученых. | 3 | 1 | 2 |
12 | Тест «Чему ты научился?» | 2 | 2 | - |
13 | Подведение итогов | 2 | 2 | - |
ИТОГО: | 34 | 12 | 22 |
3 класс
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Количество часов | |
теория | практика | |||
1 | Этапы работы над проектом | 4 | 2 | 2 |
2 | Паспорт проекта. | 2 | - | 2 |
3 | Анкетирование. | 3 | - | 3 |
4 | Постер. | 3 | - | 3 |
5 | Знакомство с программой МРР | 18 | - | 18 |
6 | Тесты. Самоанализ. | 1 | 1 | - |
7 | Подведение итогов. | 3 | 1 | 2 |
ИТОГО: | 34 | 4 | 30 |
4 класс
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Количество часов | |
теория | практика | |||
1 | Твои новые интересы и увлечения. | 1 | 1 | - |
2 | Виды проектов. | 14 | 1 | 13 |
3 | Вид презентации проекта. | 4 | 1 | 3 |
4 | Работа с памяткой. | 5 | 1 | 4 |
5 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности. | 1 | 1 | - |
6 | Освоение программы МРР | 4 | 1 | 3 |
7 | Освоение Программы Word. | 1 | - | 1 |
8 | Тесты. Тестирование | 1 | 1 | - |
9 | Защита проектов. Подведение итогов. | 3 | - | 3 |
ИТОГО: | 34 | 7 | 27 |
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п | Тема | Дата | Форма организации деятельности | Корректировка КТП | |
Теория | Практика | ||||
1 | Кто я? Моя семья. | Знакомство. ИКТ: показ презентации – Игра «Голоса неживых предметов» | |||
2 | Чем я люблю заниматься. Хобби. | Рассказы о своих увлечениях. | |||
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. | Учимся выбирать тему проекта (беседа). | |||
4 | Как собирать материал? Твои помощники. Этап. | Игра: «Зелёная тропинка». Шагая по тропинке, находим подсказки. | |||
5 | Повторение. Давай вспомним. | Рисуночный тест | |||
6 | Проблема. | Знакомимся с понятием проблема: задача, преграда, трудность(беседа). | |||
7 | Проблема. Решение проблемы. | Работа с текстом «Чиж». Проблема Вари. Проблема чижа. Предположенияпо решениюпроблем. | |||
8 | Гипотеза. Предположение. | Игра «Превраще ния»- предположе ния: как головастик превращается в лягушку. | |||
9 | Гипотеза. Играем в предположения. | ИКТ: показ презентации – Игра в предположения | |||
10 | Цель проекта. | Определение проблемы, постановка цели для её решения(беседа) | |||
11 | Задача проекта. | Учимся находить пути, которые помогут справиться с проблемой и достичь цели(беседа) | |||
12 | Выбор нужной информации. | Выбор информации для своего проекта | |||
13 | Интересные люди- твои помощники. | Выбор помощника, интересные профессии | |||
14 | Продукт проекта. | икт: презентация- продукт проекта.Выбор продукта: что можно сделать своими руками: поделка, аппликация, рисунок, макет, оригами,мозаика. | |||
15 | Виды продукта. Макет. | Выбор плана работы по созданию макета домика. | |||
16 | Повторение пройденных проектных понятий. | Играем и знания проверяем. | |||
17-18 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. | Практическое занятие по составлению визитки проекта. | |||
19-20 | Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | Подготовка мини- сообщенияна 3 минуты. | |||
21 | Выступление перед знакомой аудиторией. | Прослушива ние выступлений, заполнениетаблицы пожеланий. | |||
22 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. | Практическоезанятие: опыт по окрашиванию цветка в разныецвета. | |||
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. | ИКТ: презентация- Выбор полезных советов. | |||
24 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. | Практическоезанятие: пробное выступление. Оценкавыступления. | |||
25 | Повторение. Давай вспомним. | Тест | |||
26 | Играем в ученых.«Мобильные телефоны».Это интересно. | Практическое занятие: мастерим телефоны из пластиковых стаканчиков. | |||
27 | Играем в ученых. Поилка для цветов. | Практическое занятие: чтобы цветок не засох. | |||
28 | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. | ИКТ: демонстрация мини-проекта. | Практическоезанятие: как получить электричество | ||
29 | Тест «Чему я научился?» | Тест | |||
30 | Памятка для учащегося-проектанта. | Обсуждение каждого пункта памятки. | |||
31 | Твои впечатления от работы над проектом. | Учимся высказывать своё мнение. | |||
32 | Пожелание будущим проектантам. Твои советы им. | ИКТ: демонстрация мини-проекта Выбор приобретённых качеств. | |||
33 | Советы на лето от Мудрого Дельфина. | Рисуем открытку для Мудрого Дельфина. | |||
15,5 | 17,5 |
2 класс
№ п/п | Тема | Дата | Форма организации деятельности | Корректировка КТП | |
Теория | Практика | ||||
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. | Оформление краткой записи о своихувлечениях. | |||
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. | Поиск информации в словарях и справочниках. | |||
3 | Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями. | Поиск информации в в словарях и справочниках. | |||
4 | Выбор помощников в работе над текстом. | Учимся работать в команде (игра). | |||
5 | Этапы работы над проектом. | Определение этапов (беседа). | Определение этапов выращивания нарцисса маме к 8 Марта. | ||
6 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность». | Поиск существенных признаков в любом начинании (беседа). | Поиск существенных признаков. | ||
7 | Проблема. Решение проблемы. | Учимся видеть проблему и добывать недостающий способ действия (беседа). | Учимся видеть проблему и добывать недостающий способ действия. | ||
8 | Выработка гипотезы-предположения | Учимся предполагать о неизвестном, предлагать свои способы проверки гипотез, инсцениро вать поиск и пробу способов действий (тренинг). | |||
9 | Цель проекта | Целеполагание в конкретной сюжетной ситуации. | |||
10 | Задачи проекта | Поиск способов решенияпроблемы проекта. Формулиров ка задач. | |||
11 | Сбор информации для проекта. | ИКТ: презентация -выбор информации. | Интерпрета ция и обобщение информации. | ||
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью. | Игра «Интересное интервью» Учимся брать интервью, вести беседу, участвовать в дискуссии. | |||
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации. | Анализ и обобщение собранных сведений. Отбор необходимой информации, отсев лишнего. | |||
14 | Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «Макет», «поделка» | ИКТ: презентация - продуктыпроекта | Выбор средства воплощения собственного замысла. | ||
15 | Играем в ученых. Это интересно. | Применяем знания на практике: опыт по превращению белого мела в цветной. | |||
16 | Тест «Чему ты научился?» | ИКТ: презентация -тест Проверка своего багажа знаний по использованию проектных понятий. | |||
17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | Учимся превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других. | |||
18 | Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация» | ИКТ: презентация – эталон. | Учимся составлять презентацию на бумаге – 6 слайдов. | ||
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. | Знакомимся с компьютерной презентацией. | |||
20 | Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP-Microsoft Power Point. | ИКТ: Ноутбук. | Первые шаги составления презентации на компьютере. | ||
21 | Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР. | ИКТ: Ноутбук Знакомимся с кнопками клавиатуры Компьютера. | |||
22 | Совмещение текста выступления с показом презентации. | ИКТ: Ноутбук демонстрация презентации. | Учимся держать аудиторию в поле зрения. Пробные выступления. | ||
23 | Подготовка ответов н предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. | Учимся отстаивать свою точку зрения, работа в парах. | |||
24 | Тест. «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина». | Проверка сохранностисвоих знаний, накопленных во время проектной деятельности. Самооценка по эталону. | |||
25 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. | Создание собственных творческих замыслов и доведение ихдо воплощения в собственном продукте. | |||
26 | Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ» | Контроль и оценка своей деятельности, продвижение её в разных видах. | |||
27 | Играем в ученых. Это интересно. | Проведение опыта: увеличение изображения с помощью банки с водой вместо линзы. | |||
28 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности. | ИКТ: презентация- Знакомимся с видами конкурсов, готовимся к публичному выступлению. | |||
29 | Памятка жюри конкурсов. | Учимся оценивать свою работу по выработанным критериям (беседа). | |||
30 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. | Отбор правил, которые помогут выступить перед аудиторией (игра). | |||
31 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. | Оценка своей работы, учимся видеть ошибкоопасные места. | |||
32 | Играем в ученых. Это интересно. | Наблюдение за биением сердца при помощи спички и пластилина (опыт). | |||
33 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проектам. Пожелание будущим проектантам. | Проекты на лето. | |||
34 | Советы на лето от Мудрого Дельфина. | ||||
14 | 20 |
3 класс
№ п/п | Тема | Дата | Форма организации деятельности | Корректировка КТП | |
Теория | Практика | ||||
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом. | ИКТ: презентация –увлечения. | Работа с текстом. Анализ. Выбор этапов. | ||
2 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы. | Поиск средств и способов воплощения собственных замыслов (работа в группах). | |||
3 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. | Высказывание предположений о неизвестном. Предположение способа проверки своей гипотезы (игра). | |||
4 | Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации. | ИКТ: презентация - как найти помощника. | Работа с таблицей. | ||
5-6 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. | Практическое занятие по составлению паспорта проекта. | |||
7-8 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование. | ИКТ: презентация - анкета (Ноутбук) | Составление вопросов для анкетирова ния по выбранной теме. | ||
9 | Памятки. Составление памяток по теме проекта. | Заполнение анкеты «Сказки». Подсчёт результатов. Вывод. | |||
10 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | ИКТ: презентация - постер | Практическая работа по оформлению постера. | ||
11-12 | Практическая работа. Создание мини-постера. | Практическая работа по оформлению постера. | |||
13-15 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм. | ИКТ: презентация - образец (Ноутбук) | Практическая работа по ознакомлению с возможност ями программы МРР. | ||
16-17 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации. | ИКТ: презентация (ноутбук). | ИКТ: презентация (ноутбук).Практическая работа. | ||
18-19 | Программа МРР. Дизайн. | ИКТ: презентация (ноутбук).Практическая работа. | |||
20-21 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями. | ИКТ: презентация (ноутбук).Практическая работа. | |||
22-23 | Требования к компьютерной презентации. PowerPoint. | ИКТ: презентация (ноутбук).Практическая работа. | |||
24-25 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР. | ИКТ: презентация (ноутбук).Практическая работа. | |||
26-27 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту. | ИКТ: презентация (ноутбук).Практическая работа. | |||
28-29 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка. | ИКТ: презентация Ноутбук Практическая работа. | |||
30 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. | Оценка своей работы, нахождение пробелов в ней. Способы их устранения. | Оценка своей работы, нахождение пробелов в ней. Способы их устранения. | ||
31 | Твои впечатления от работы над проектом. | Подведение некоторых итогов своей деятельности. | |||
32 | Пожелания будущим проектантам. | Практическая работа посозданию памятки «Советы начинающему проектанту». | |||
33 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель; консультанты – родители; помощники – друзья; Мудрый Дельфин). | ИКТ:презентация Оформление листов благодарнос тей. | |||
34 | Советы на лето от Мудрого Дельфина | Опыты в домашних условиях. Проекты на лето. | |||
10 | 24 |
4 класс
№ п/п | Тема | Дата | Форма организации деятельности | Корректи-ровка КТП | |
Теория | Практика | ||||
1 | Твои новые интересы и увлечения. | Презентация-хобби. Учимся презентовать свои увлечения. | Составление памятки выступающе го(тренинг). | ||
2 | Виды проектов. | Знакомство с терминологией видов проектов. Классификация проектов по видам (беседа). | |||
3 | Исследовательс ко-творческий проект. | Групповая работа по созданию мини-проекта «Ребятам о зверятах» | |||
4 | Творческий проект. | Создание мини-проекта «Мой завтрак». | |||
5-6 | Ролево-игровой проект. | Создание мини-сценария по сюжету любимого произведения. Разыгрывание сюжета. | |||
7-8 | Исследовательс кий проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой. | Определение проблем и задач исследования, выдвижение и проверка гипотез, наблюдения и эксперимен ты, анализ результатов. | |||
9- 10 | Информацион но-исследовательс кий проект. | Групповая работа. Сбор информации по теме. Создание мини-анкеты. Анкетирова ние. Подсчет результатов. | |||
11 | Информацион но-ориентирован ный проект. | Групповая работа. Создание мини-проекта «Школьная форма». | |||
12 | Практико-ориентирован ный проект. | Групповая работа. | |||
13-14 | Монопредмет ный проект. | Индивидуаль ный мини-проект. | |||
15 | Межпредметный проект. | Определение связей между учебными дисциплинами (беседа). | |||
16 | Виды презентацион ных проектов. | Выбор формы презентации проекта с учетом своих интересов и способностей (беседа). | |||
17 | Вид презентации проекта как отчет участников исследовательс кой экспедиции. | Создание отчета о проделанной работе. | |||
18 | Вид презентации проекта в рамках научной конференции. | Составление своих требований к речи выступающе го. Сравнение своих требований с эталоном. | |||
19 | Правильная подготовка презентации к проекту. | Общие моменты разработки презентации. | Групповая работа по созданию памятки «Советы начинающему проектанту». | ||
20-21 | Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления. | Учимся задавать вопросы выступающему и отвечать на вопросы оппонентов по теме проекта. | Практическая работа «Рекомендации выступающе му». | ||
22-23 | Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом. | Ссылка на книгу, статью из журнала, статью из сборника, на источник, взятый из Интернета. | Составление своей ссылки по эталону. | ||
24 | Типичные ошибки проектантов. | Знакомимся с типичными ошибками, допущенными при подготовке и защите проекта. | Групповая работа по составлению Памятки по устранению типичных ошибок | ||
25 | Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся. | Учимся делать выводы:
| Составление критериев оценивания | ||
26 | Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой | Освоение программы пошагово | Практическая работа | ||
27 | Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей | Освоение программы пошагово | Практическая работа | ||
28 | Практическая работа | Создание таблицы своей успеваемости | Практическая работа | ||
29 | Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | Выполнения теста. Оценивание своей работы, нахождение пробелов | Практическая работа | ||
30 | Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации. | Работа пошагово по памятке. Творческая работа «Мое любимое животное», используя ресурсы сети Интернет. | |||
31 | Программа MicrosoftOfficeWord. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. | Работа с текстом, настройка полей и абзацев. | Практическая работа. | ||
32 | Твои впечатления от работы над проектом. Пожелания будущим проектантам. | Подведение итогов работы над проектом. | Групповая работа по составлению памятки «Советы при работе с программой МРР». | ||
33 | Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель; консультанты – родители; помощники – друзья; Мудрый Дельфин). | Оформление листов-благодарностей учителю, родителям, Мудрому Дельфину. | Групповая работа по составлению Памятки. | ||
34 | Советы на лето от Мудрого Дельфина. | Опыты в домашних условиях. | |||
16 | 23 |
7. МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект с помощью следующих критериев:
Методические рекомендации к заполнению индивидуальной карты:
Графа «Название работы»
Напиши название своего проекта (исследования)
Графа «Техника исполнения»
Какую форму исполнения проекта ты выбрал?
Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами, мозаика, квиллинг и т.д.
Графа «Самостоятельность»
Самостоятельно ли ты выполнил свой проект?
На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли взрослые?.
Графа «Сложность»
Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует сложности выполненной работы.
Графа «Мое настроение»
С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоему настроению.
Графа «Применение»
Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение, дидактический материал и т.д.)
«Мои достижения» | |||
Название проекта | |||
Техника исполнения | |||
Самостоятельность | |||
Сложность | |||
Моё настроение | |||
Применение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ»
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлаг...
Рабочая программа по курсу Проектная деятельность
Рабочая программа по курсу "Проектная деятельность " 2 класс...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ" представлена для 3 класса и рассчитана на 68 часов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность «Учусь учиться» для учащихся 1 класса на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность "Учусь учиться" для 1 класса....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс
ПРоектная деятельность...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность» ...