Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность»
рабочая программа (4 класс)

Коновалова Наталья Алексеевна

Рабочая программа по  курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность»   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по  курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность»   для обучающихся 4 класса разработана на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями с 31.03.2015)
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
  • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Планируемых результатов начального общего образования.
  • Постановления от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
  • Примерной программы внеурочной деятельности для младших школьников  «Учусь создавать проект» Р. И. Сизова, Р. Ф. Силимова, 2012г.

Программа ориентирована на работу по учебникам: А. А. Плешакова, Л. Ф. Климановой, М. И. Моро, В. П. Канакиной, Шумакова Н. Б.и рабочим тетрадям «Учусь создавать проекты» Р. И. Сизова, Р. Ф. Силимова

1.Пояснительная записка

Общая характеристика курса  внеурочной деятельности

ФГОС в условиях поэтапного введения обновленных ФГОС НОО нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

                Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

 Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения педагога — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы); 
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика; 
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта); 
  • представление результатов своей деятельности и хода работы; 
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.); 
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; 
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; 
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования; 
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению). 

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.

        Исследовательские проекты и творческие занятия позволят научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.

Цель курса – формирование проектно-исследовательской деятельности обучающихся  на основе  самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

        Задачи курса:

  1. Развивать  познавательные способности    и формировать исследовательский поиск  у  младших школьников;
  2. Развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы  и постановка задач,  целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);
  3. Содействовать приобретению обучающимися  опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем.

Описание места курса  внеурочной деятельности в учебном плане

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» рассчитана на четыре года обучения, ориентирована на учащихся 1-4 классов, в том числе учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Количество часов в год: в 1 классе 33 учебных часа из расчета 1 час в неделю, во 2 – 4 классах по 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю в соответствии с планом  внеурочной деятельности.


2.Содержание курса  внеурочной деятельности «Проектная деятельность» с указанием форм организации и видов деятельности

Внеурочная деятельность  по курсу «Проектная деятельность» предусматривает различные формы деятельности: экскурсии, круглые столы, конференции, поисковые и научные исследования и  т.д.

И реализуется  через следующие виды внеурочной деятельности: 

игровая, проблемно-ценностное общение, познавательная деятельность, викторины, заочные, дистанционные конкурсы, художественное творчество.

Первый год обучения

Раздел 1. Проект? Проект (33 часа) 1 класс

  1. Что такое проект? Где, как и у кого  можно получить информацию для проекта. Волк и собака. Знакомство с классическими источниками информации – энциклопедии. Первый проект на основе детской энциклопедии. Значение проекта, форма, виды деятельности.  
  2. История глиняной игрушки и школьные принадлежности: История глиняной игрушки и школьных принадлежностей. Назначение предметов, сфера пользования. История создания карандаша. Карандашная фабрика. Фабрика игрушек. Знакомство с детским познавательно-информационным журналом «Сеолёнок» как источником информации.
  3. Как много интересного вокруг.  Зачем нужны цифры? Нумерация вокруг нас. Какие бывают цифры (римские, арабские). Где можно увидеть цифры, зачем  цифры нужны. История цифры ноль. Как появилось слова «цифра». Экскурсия в бухгалтерию школы
  4. Числа в пословицах и поговорках. Создание сборника пословиц и поговорок, загадок, стихов. Знакомство с  пословицами и поговорками в тексте которых встречаются цифры. Создание сборника пословиц и поговорок,  загадок, стихов..
  5. Математика – царица наук . Экскурсия в кабинет математики: знакомство с великими математиками и истории математических открытий.
  6. Традиционные детские игрушки народов  России.  Экскурсия в Дом детского творчества. Знакомство с историей  русской народной куклы. Изготовление куклы – пеленашки.
  7. Зачем нужны буквы? Буквы превращаются…Значение  письменности в истории человечества.   История создания славянской азбуки. Кирилл и Мефодий -  основатели славянской азбуки. Красная строка.  
  8. Что означают наши имена? История имени ребенка. Источник информации: интернет
  9. Достопримечательности моего села   «Занимательная топонимика»

История названий села,   реки,   улиц.

  1. Уголки. Знакомство историей  игры  уголки. Обучение правилам игры.
  2. Крестики-нолики (в том числе на бесконечной доске). Знакомство с историей игры крестики-нолики (в том числе на бесконечной доске). Обучение правилам игры
  3.  Морской бой. Знакомство с историей игры  морской бой.  Обучение правилам игры.
  4. Измерения (что меряют, чем меряют).Единицы измерения длины, массы, площади, времени.
  5. Время и люди. Единица измерения времени: секунда, минута, час, год, век, эра. История создания часов. Значение времени в жизни людей.
  6. Способы шифрования текстов. Приспособления для шифрования. Шифрование местонахождения. Знакомство с шифром, история шифрования. Обучение игре «Шифровальщик»
  7. Создание коллажа «Моя Родина». Беседа о Родине. Ознакомить с понятием - коллаж. Создание коллажа.
  8. Составление Толкового словарика. Составление Толкового словарика. Игровая форма «А я узнал, что…»: обучающиеся ведут общий классный словарик, в который записывают толкование слов, значение которых они раньше не знали, но посмотрели толкование в словарях или уточнили у взрослых.
  9. Проект «Моя семья». Создание генеалогического древа семьи.
  10. Образ жизни и поведение птиц (на примере определенного вида) Изучение образа жизни и поведения птиц: домашняя канарейка, попугай, курица
  11. Наши питомцы Создание коллажа о животных домашних питомцах.
  12. Поведение домашних животных (на конкретном примере) Изучение образа жизни и поведения домашнего питомца: кошки, собаки, хомячки
  13. Рецепты домашней кухни (резервные занятия) Знакомство с кулинарными книгами. Что такое рецепт? Как его правильно читать. Как составить рецепт любимого блюда. Рецепт любимого люда семьи.
  14. Создание сборника собственных сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке). Развитие фантазии детей и речи, Обучение сочинительству.
  15. Защита индивидуальных творческих проектов. Выступление детей с индивидуальными проектами

Второй год обучения

Раздел1.   Я исследователь! (34 часа) 2 класс  

  1. Вводное занятие Секреты знакомых предметов  и явлений природы
  1. Окружающий мир: мяч, стекло, труба, сахар, соль, ложка, вилка, свойства воздуха, воды, и т.д.
  2. Книга своими руками Литература: создание своими руками книжек малышек сборников стихов и рассказов об явлениях природы, о животных, о временах года. Участие в литературном интернет – конкурсе «Книга своими руками»
  3. И в шутку, и в серьез (слова антонимы в русском языке) Русский язык: изучение лексики русского языка слов с противоположным значением, составление своего словаря антонимов  
  4. «Полет надежды» Красная книга Сибири. Окружающий мир и экология: стерхи – сибирские журавли, сибирский осетр; и т.д. Создание буклетов, проведение акций.
  5. Все профессии хороши… Окружающий мир: профессии моих родителей, я мечтаю быть… Фотоотчет, буклет, экскурсии на предприятия: почта, магазин, террком, КСК «Феерия», детский сад, пожарная часть.
  6. Алиса в зазеркалье Математика и окружающий мир, литература: свойства зеркала, математические превращения. Создание буклета
  7. Генеалогическое древо или моя родословная Окружающий мир: составление родословной семьи, оформление портфолио, создание буклета.
  8. Космическое путешествие Окружающий мир, астрономия: планеты Вселенной, звезды, космонавт  и космические полеты человека, создание буклетов, презентации.
  9. Родной край – ХМАО – Югра Окружающий мир, краеведение: история ХМАО –Югры, Кодский монастырь, традиции народов проживающих на территории Югры, создание буклетов, раскраски. Экскурсия в сельскую библиотеку.  
  10. 10 Олимпийские зимние виды спорта Окружающий мир, спорт: лыжи, бобслей, хоккей, биатлон, коньки. Создание буклетов, спортивные соревнования с элементами зимних видов спорта.
  11. Города мира Окружающий мир: города России, столицы мира. Создание буклетов и презентаций.
  12. Волшебный квадрат -  искусство оригами Математика, ручной труд: знакомство с искусством оригами. Обучение искусству оригами, выполнение работ и оформление выставки.
  13. 13. Удивительный животный и растительный мир     Окружающий мир:  исследование среды обитания, флоры и фауны. Создание буклетов и презентаций.
  14. Страны мира Окружающий мир: интересные факты о странах мира. Интернет – экскурсии.  Создание буклетов и презентаций.
  15. Береги здоровье смолоду! Здоровьесберегающие технологии: охрана зрения, личная гигиена, зачем нужны прививки. Создание памяток, буклетов и презентаций.
  16. Заключительное занятие. Защита индивидуальных проектов. Защита индивидуальных проектов, участие в III районной исследовательской конференции младших школьников «Юный изыскатель».

Третий  год обучения

Раздел 1. Мир исследований! (34 часа) 3 класс

  1. Вводное занятие Закрепление умения видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям при работе над проектом
  2. Богатство, отданное людям Окружающий мир: природные богатства   земли: воздух, вода, леса, полезные ископаемые нашего края и т.д.
  3. И.А. Крылов Басни
  4. Литература: изучение биографии баснописца, строение басни, изучение басен, сочинение собственных басен
  5. Рассказ о слове.  Русский язык и литература: изучение словарного запаса, строение словаря, лексическое значение слова, многозначные и однозначные слова.
  6. Выращивание кристаллов. Окружающий мир, технология: изучение строения кристаллов, самостоятельное выращивание кристаллов.
  7. Семья слов. Русский язык: изучение морфемного состава слова, наблюдение над имением структуры слова  с помощью приставки, суффикса, окончания, соединительная гласная между двумя корнями.
  8. Разнообразие природы родного края: Окружающий мир: природные богатства   земли:  ландшафт, болото, тайга нашего края и т.д.
  9. Составляем орфографический словарик. Русский язык и литература: изучение словарного запаса, строение словаря,  составление орфографического словаря.
  10. Рифмы Матушки – Гусыни. Литература: изучение и анализ произведения, перевод С.Маршака и К. Чуковского
  11. Школа кулинаров: окружающий мир и технология: изучение кулинарной поваренной книги, составление рецептов, приготовление блюд
  12. Зимняя страничка: изучение литературы и составление текстов описания зимней странички
  13. Мыльные пузыри  Окружающий мир:    секреты обычных вещей. Мыльное шоу
  14. Кто нас защищает Окружающий мир: Безопасность на дороге,  дома, в общественных местах
  15. Что такое квилинг? Технология изучение техники квилинга
  16. Тайна имени Русский язык: Изучение истории собственного имени и имён в семье  
  17. Экономика родного края Изучение природы родного края
  18. Имена прилагательные в загадках Русский язык: изучение морфологии русского языка
  19. Музей путешествий Окружающий мир: изучение стран мира    Текст – описания   Бумажная страна  Технология:   Какой бывает бумага?  История  бумаги
  20. Природа нашего края Изучение природы родного края
  21.  Заповедники ХМАО– Югры Изучение природы родного края
  22. Наш 3 класс Резервный час Защита индивидуальных проектовна школьной конференции «Мы будущее науки».

Четвертый год обучения

Раздел №1 «Изучай, исследуй, пробуй» (34 часа) 4 класс

 4 класс:

1 раздел: Виды проектов- 18часов.

     Твои новые интересы и увлечения. Виды проектов. Исследовательско-творческий прект. Творческий проект. Ролево-игровой проект. Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой. Информационно-исследовательский проект. Информационно-ориентированный проект. Многопредметный проект. Межпредметный проект. Виды презентационных проектов. Вид презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции. Вид презентации проекта в рамках научной конференции.

2 раздел: Работа с Памяткой- 6 часов.

     Правильная подготовка презентации к проекту. Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления. Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом. Типичные ошибки проектантов. Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся.

3 раздел: Программа  МРР – 4 часа.

     Программа МРР. Формирование умения в работе  диаграммой. Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей. Практическая работа. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.

4 раздел: Использование интернет ресурсов – 5 часов.

     Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации. Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелания будущим проектантам. Страница благодарности  тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году.

5 раздел: Советы мудрого Дельфина на лето – 1час.

Учебно-тематический план

1 класс:№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

 Проект? Проект    

33

2

 Всего:

33

2 класс:

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

  Я исследователь!    

34

2

 Всего:

34

3 класс:

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

   Мир исследований!

34

2

 Всего:

34

4 класс:

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Виды проектов

18

2

Работа с Памяткой

6

3

Программа  МРР.

4

4

Использование интернет ресурсов.

5

5

Советы мудрого Дельфина на лето.

1

Всего

34

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность»

Внеурочная деятельность направлена на достижение воспитательных, личностных и метапредметных результатов. У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

 Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Получат возможность научится

Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ.

В результате освоения программы внеурочной деятельности АООП НОО коррекционно-развивающей области для обучающихся с ЗПР будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия включают:

 сформированность у обучающихся мотивации к обучению и познанию, сформированность социально значимых личностных качеств, основ гражданской идентичности, сформированность ценностно-смысловых установок и навыков нормативного поведения.

внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

         развитие        потребности   в   сенсорно-перцептивной   деятельности, способность к использованию адекватных учебным задачам способов чувственного познания;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

знание основных моральных норм и ориентацию на их выполнение;

установку на здоровый образ жизни (в том числе охрану анализаторов и нарушенного зрения) и её реализацию в реальном поведении и поступках;

потребность в двигательной активности, мобильность;

ориентацию на самостоятельность, активность, социально-бытовую независимость в доступных видах деятельности;

принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

развитие чувство прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

овладение доступными видами искусства.

Регулятивные        универсальные  учебные  действия  представлены

следующими умениями:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,

родителей и других людей;

адекватно использовать все анализаторы для формирования компенсаторных способов деятельности; различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать запись результатов решения задачи;

использовать регулирующую и контролирующую функцию зрения в бытовой и учебной деятельности;

осуществлять алгоритмизацию действий как основу компенсации.

Познавательные  универсальные  учебные  действия  представлены следующими умениями:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись выборочной информации, об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

использовать знаково  символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;

строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

смыслового  восприятия  художественных  и  познавательных  текстов,

выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

осуществлять        аналитико-синтетическую   деятельность   (сравнение, сериацию и классификацию), выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

владеть рядом общих приёмов решения задач;

предупреждать вербализм знаний и умений; устанавливать связь чувственного и логического;

адекватно использовать информационно-познавательную и ориентировочно-поисковую роль зрения;

владеть компенсаторными способами познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия представлены следующими умениями:

адекватно  использовать  коммуникативные,  прежде  всего  речевые,

средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

научится адекватно использовать компенсаторные способы, зрительное восприятие для решения различных коммуникативных задач;

использовать невербальные  средства общения  для  взаимодействия  с

партнером.

        Воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися с ОВЗ социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении, о семье и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательной организации, т. е. в защищенной, дружественной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимися с ОВЗ начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой общественной среде.

Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса.

Обучающийся будет знать:

• основные особенности проведения исследовательской работы;

• метод исследования: анкетирование, моделирование;

• основы работы с компьютером;

• что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих;

• способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в  работе;

Обучающийся будет уметь:

•  самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;

•  правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;

•  собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;

•  пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;

•  осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;

•  презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;

Способы проверки результатов освоения программы.

В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

•  выставки творческих работ учащихся;

•  мини – конференции по защите исследовательских проектов.


  1. Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» (приложение 2)


  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность»

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1

  • Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
  • Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
  • Учусь создавать проект: Методическое пособие для 4 класса/ Р.И. Сизова, Р. Ф. Селимова.-М.: Издательство РОСТ.- 117с.: илл.- (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект.) 2012 год.
  • В.А. Дмитриева . Большая  книга умных знаний: головоломки, ребусы, кроссворды. – М.: Астрель, 2020
  • Т.Сенчаски. Ставим опыты2,3.- М.: Аркаим , 2020
  • И.Жуков. Самый полезный самоучитель работы на компьютере.- М.: Издательство АСТ, 2010
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
  • Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
  • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
  •  С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка .- М.: ОНИКС, Мир и образование, 2009                                                                                                                

2

  • Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 4 класса: В 2-х частях Р.И. Сизова, Р. Ф. Селимова.-М.: Издательство РОСТ.- 48с.: ил.- (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

3

Интернет-ресурсы

4

 Технические средства обучения

  • Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
  • Экспозиционный экран.
  • Персональный компьютер с принтером, сканером.
  • Мультимедийный проектор.

5

Оборудование класса

  • Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
  • Шкафы для хранения учебных пособий.
  • Стол учительский.

 



Предварительный просмотр:

Приложение 2

5. Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности

№ п/п

 

Дата проведения

Наименование раздела / темы занятия

Количество часов

Формы занятий внеурочной деятельности

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

план

факт

02.09

02.09

Твои новые интересы и увлечения.

1

дискуссия

http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

09.09

09.09

Виды проектов.

1

беседа

http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

16.09

16.09

Исследовательско-творческий проект.

1

беседа

http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

23.09

23.09

Творческий проект

1

беседа

http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

30.09

30.09

Ролево-игровой проект

1

беседа

http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

07.10

07.10

Ролево-игровой проект

1

беседа

http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

14.10

14.10

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой

1

беседа

http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

21.10

21.10

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой

1

беседа

http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

28.10

28.10

Информационно-исследовательский проект.

1

беседа

http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

11.11

11.11

Информационно-исследовательский проект.

1

беседа

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

18.11

18.11

Информационно-ориентированный проект.

1

беседа

http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

25.11

25.11

Практико-ориентированный проект.

1

беседа

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

02.12

02.12

Многопредметный проект.

1

беседа

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

09.12

09.12

Многопредметный проект.

1

беседа

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

16.12

16.12

Межпредметный проект.

1

беседа

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

23.12

23.12

Виды презентационных проектов.

1

беседа

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

13.01

13.01

Вид презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции.

1

беседа

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

20.01

20.01

Вид презентации проекта в рамках научной конференции.

1

беседа

http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

27.01

27.01

Правильная подготовка презентации к проекту

1

беседа

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

03.02

03.02

Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления.

1

практикум

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

10.02

10.02

Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления.

1

практикум

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

17.02

17.02

Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

1

практикум

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

24.02

27.02

Типичные ошибки проектантов

1

беседа

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

03.03

03.03

Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся.

1

беседа

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

10.03

10.03

Программа МРР. Формирование умения в работе  диаграммой.

1

практикум

http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

17.03

17.03

Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей

1

практикум

http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

24.03

24.03

Практическая работа по проектам

1

практикум

http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

07.04

07.04

Практическая работа по проектам

1

практикум

http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

14.04

14.04

Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации

1

практикум

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

21.04

21.04

Программа MicrosoftOfficeWord. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев

1

практикум

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

28.04

28.04

Искусство делать сообщения

1

круглый стол

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

05.05

05.05

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

1

практикум

http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

12.05

12.05

Твои впечатления от работы над проектом

1

круглый стол

http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

19.05

19.05

Советы мудрого Дельфина на лето.

1

праздник

http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html


ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

Основания:

  •  Постановление Правительства РФ от 29.08.2022 года №1505 «О переносе выходных дней в 2023году»

№ урока

 

По плану

По факту

 

Тема

 

Кол-во

часов

Причина

корректировки

 

Способ

корректировки

 

по

плану

дано

35

24.02

27.02

Типичные ошибки проектантов

1

1

Перенос выходных дней в 2023году

Провести занятие во внеурочное время 27.02.2023г.

Итого

 

1

1

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Что? Где? Когда?"

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) разработана на основе ФГОС нового поколения....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа - наш дом. Калейдоскоп проектов". (Проектная деятельность)

Конечно, как и у всех рабочих программ, данная программа имеет свои серьезные цели. В данной аннотации я хотела бы раскрыть цель, которую мы ставим перед детьми.   "Посмотрите н...

Рабочая программа "Открываем мир сами". Проектная деятельность в начальной школе.

Под   проектом   понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под про...

Рабочая программа по элективному курсу "Проектная деятельность"

Данная программа составлена для учащихся 4 класса.Программа расчитана на 68 часов.Дети будут выполнять групповые и индивидуальные проекты....

Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности" во 2 классе

Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы обучающего ...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Проектная деятельность», составлена в соответствии с ФГОС

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Проектная деятельность»...

Рабочая программа «Учусь создавать проект» (Проектная деятельность)

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности    «Учусь создавать проект»  для 4 класса разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с «Примерными п...