Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ»
рабочая программа (2 класс) по теме
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.
Однако, возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена – дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока это не состоялось, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Поэтому предлагаемая программа рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с детьми в начальной школе. Кроме того, она может быть использоваться в учреждениях дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №27 городского округа «город Якутск»
Утверждаю:
зам. директора по ВР
______________________
Шаймарданова И.Н.
Рабочая программа
по внеурочной проектной деятельности
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ»
для параллели II А, Б, В классов
на 2012/2013 учебный год
Составитель:
Тарбахова С.Г.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Якутск
2012 г.
Содержание
Раздел 1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………. 3
Раздел 2. Основные разделы программы………………………………………………………………………………….…….5
Раздел 3. Тематический план ……………………………………………….……………………………………………..……. 7
Раздел 4. Содержание занятий по темам……………………………………….……………………………………………..... 8
Раздел 5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы …………………………………… 14
Раздел 6. Основные требования к уровню освоения содержания программы………………………………………………. 15
Раздел 1. Пояснительная записка.
Программа написана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы А.И. Савенкова «Программа исследовательского обучения младших школьников», рекомендованной федеральным научно-методическим центром им. Л.В. Занкова.
В соответствии с ОП школы, на изучение данного предмета во 2 классе отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).
Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из способов познания окружающего мира ребенком. А постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутренне стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. В современном динамическом мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.
Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей обучающихся. Исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. В идеале ее не должны ограничивать рамки самых смелых гипотез. Поэтому она значительно более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.
Цель программы:
Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи программы:
Развитие познавательных потребностей младших школьников.
Развитие познавательных способностей младших школьников.
Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
Формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Место учебно-исследовательской практики ребенка в образовательном процессе начальной школы.
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.
Однако, возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена – дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока это не состоялось, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Поэтому предлагаемая программа рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с детьми в начальной школе. Кроме того, она может быть использоваться в учреждениях дополнительного образования.
Объем курса и виды учебной работы
Учебная нагрузка определена из расчета 2 часа в неделю в школе, плюс самостоятельная работа вне школы. Общий объем занятий в школе составляет 60 часов. Из них - 38 часов под руководством учителя и 22 часа самостоятельной работы вне школы. Эти часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».
Раздел 2. Основные разделы программы
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся должна включать три относительно самостоятельных подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).
Общая характеристика содержания подпрограмм
Подпрограмма «Тренинг».
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными умениями и навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:
видеть проблемы;
ставить вопросы:
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Эти занятия проводятся из класса в класс, усложняются от класса к классу.
Подпрограмма «Исследовательская практика».
Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Подпрограмма «Мониторинг».
Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Раздел 3. Тематический план
№ | Вид учебной работы | Всего часов | Сроки проведения |
Тренинг |
1 | Общая трудоемкость | 22 | В течение 1-й и 3-й четвертей учебного года |
2 | Занятия со всей группой | 18 |
3 | Индивидуальная работа |
4 | Самостоятельная работа (домашние задания) | 4 |
Исследовательская практика |
5 | Общая трудоемкость | 34 | В течение учебного года |
6 | Занятия со всей группой | 2 |
7 | Индивидуальная работа | 16 |
8 | Самостоятельная работа (домашние задания) | 16 |
Мониторинг |
9 | Общая трудоемкость | 6 | В течение 3-й и 4-1 четвертей учебного года |
10 | Занятия со всей группой | 2 |
11 | Индивидуальная работа | 2 |
12 | Самостоятельная работа (домашние задания) | 2 |
Раздел 4. Содержание занятий по темам
Подпрограмма «Тренинг».
Общий объем тренинговых занятий – 22 часа. (из расчета 2 часа в неделю). Первый цикл проводится в начале учебного года, а второй цикл- с начала 3-й четверти Задания циклов проводятся автономно, они не объединены в единый курс. Поэтом каждый цикл, имея разные акценты, содержит практически весь комплекс знаний, умений и навыков, отрабатываемых на тренинговых занятиях.
Первый цикл
Тема «Что такое исследование»
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что оин понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
Что такое научные исследования?
Где и как используют люди результаты научных исследований?
Что такое научное открытие?
Методы исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) входе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» ит.п.).
Тема «Учимся выделять главное и второстепенное»
Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа – выявление логической структуры текста. Практические задания типа – «что сначала, что потом».
Тема «Как делать схемы»
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т.п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание – пиктограммы.
Тема «Как работать с книгой»
Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т.п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.
Тема «Что такое парадоксы»
Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа – эксперименты по изучению парадоксальных явлений.
Тема «Методы исследования»
Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно,. Спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) Практические занятия – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).
Тема «Наблюдение и наблюдательность»
Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические занятия на развитие наблюдательности.
Тема «Эксперимент – познание в действии»
Что мы знаем об экспериментировании. Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет бумага и др.).
Тема «Гипотезы и провокационные идеи»
Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические занятия на продуцирование гипотез и провокационных идей.
Тема «Анализ и синтез»
Что значит проанализировать объект и явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания – как делать обобщения.
Тема «Как давать определение понятиям»
Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определение понятий. Составление кроссвордов.
Тема «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»
Коллективная беседа – нужен ли исследователю план работы. Практическая работа – планируем и проводим собственные наблюдения. Практическая работа – планируем и проводим собственные эксперименты.
Второй цикл
Тема «Наблюдение и экспериментирование»
Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.
Тема «Основные логические операции»
Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.
Тема «Гипотезы и способы их конструирования»
Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».
Тема «Искусство задавать вопросы»
Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Тема «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное»
Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа – выявление логической структуры текста. Практические задания типа – «что сначала, что потом».
Тема «Ассоциации и аналогии»
Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке (бионика, биоархитекура и др.). Практическое задание на создание аналогий.
Тема «Суждения, умозаключения, выводы»
Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.
Тема «Искусство делать сообщения».
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделать главное и второстепенное. Практические задании «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.
Тема «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы»
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.
Подпрограмма «Исследовательская практика».
Общий объем часов - 34. Из них – 14 часов на индивидуальную и 16 на самостоятельную работу. Занятия проводятся периодически в течение учебного года.
Тема «Экспресс-исследование» (2 часа)
Группа делится на маленькие микрогруппы по 2-3 человека и получает задании провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (сразу в тот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.
Тема «Как выбрать тему собственного исследования»
Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися.
Тема «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» (3 часа)
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.
Тема «Коллективная игра- исследование»
Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.
Тема «Коллективная игра-исследование»
Продолжение и завершение коллективной игры-исследования.
Тема «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований» ( 6 часов)
Работа с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо в связи с разнообразностью тематики.
Тема «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
Тема «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»
Подготовка детских работа к публичной защите.
Подпрограмма «Мониторинг».
Общий объем часов – 6. Из них 2 часа отводятся на коллективную работу – присутствие на защитах других ребят. 2 часа на индивидуальную подготовку к защите и 2 часа на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляют собственную работу.
Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся» (2 часа)
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Тема «Подготовка собственных работа к защите» (2 часа)
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Тема «Собственная защита исследовательских работа и творческих проектов» (2 часа)
Участие предполагает: доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
Раздел 5. Учебно-методическое и материально -техническое обеспечение
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Учебная литература, 2007.
Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия,2005.
Для детей:
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Раздел 6. Основные требования к уровню освоения содержания программы
Перечень требований определяется поставленными задачами и имеет следующий вид:
Совершенствование познавательных потребностей
В ходе освоения программы, за счет максимального сближения учебной и познавательной деятельности младшего школьника, должны возрасти его познавательные потребности. Проводимые в рамках программы занятия, эксплуатируя природное детское любопытство, должны постепенно содействовать его трансформации в устойчивую познавательную потребность.
Судить об этом можно на основе наблюдений за динамикой детского отношения к процессу познания по росту успешности основной учебной деятельности. Для повышения достоверности и снижения субъективизма можно воспользоваться «методом экспертных оценок» (сопоставить итоги наблюдений разных специалистов, работающих с данными детьми).
Развитие познавательных способностей
Собственная исследовательская практика призвана не только расширять кругозор ребенка, но и развивать его познавательные способности. Включаясь в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, ребенок не только приобретает новые знания, но и осваивает механизмы их самостоятельного получения.
Об уровне их развития можно судить по изменению характера познавательной деятельности ребенка в сторону повышения степени самостоятельности.
Обучение детей специальным знаниям, необходимым в исследовательском поиске
Дети, в ходе предусмотренного программой тренинга исследовательских способностей, а также в ходе собственной исследовательской практики должны получить специальные знания, необходимые для проведения самостоятельных исследований.
Оценить это можно по следующим критериям:
по способностям детей оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
по степени овладения детьми такими понятиями, как, например, явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.
Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска
В ходе занятий в рамках программы следует уделять особое внимание формированию и развитию у детей специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.
Уровень их сформированности можно оценить по проявляемым детьми умениям: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Формирование у учащихся и их наставников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности
В ходе реализации программы у детей и педагогов должен быть преодолен барьер боязни проведения самостоятельных творческих изысканий в любых сферах деятельности и, прежде всего, в сфере учебных занятий. Исследовательское обучение в современном мире должно рассматриваться как доминирующий способ обучения, а исследование как стиль жизни.
В качестве основных критериев здесь могут выступать стремления и попытки использования исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О возможности внедрения проектного и исследовательского обучения в начальное образование
В период внедрения федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится использование в обучении приемов и...
Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности
Пояснительная записка к рабочей программе...

Рабочая программа курса «Проектная и исследовательская деятельность»
Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании» в соответствии с требованиями федерального ...

Рабочая программа внеурочной проектной деятельности во 2-б классе
Основные принципы организации работы над проектами:Проект- это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся ...

Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности для 3-4 классов "Родной край"
Пояснительная записка и планирование...
Рабочая программа внеурочной проектной деятельности "Изучение природы родного края"
Рабочая программа проектной внеурочной деятельности "Изучение природы родного края" для 4 класса на 2016-2017 учебный год....
Рабочая программа внеурочной проектно - исследовательской деятельности "Учусь создавать проекты", 4 класс.
Современные дети окружены огромным количеством информации, они знают много, но не все и не всегда могут применить свои знания в обыденной жизни, их надо этому учить. В связи с этим проектно – ис...