Рабочая программа "Планета здоровья"
рабочая программа по зож на тему
Рабочая программа "Планета здоровья" для 1-4 классов, спортивно-оздоровительное направление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Планета здоровья" | 54.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Охрозаводская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района Воронежской области
. "Утверждаю" Директор школы_______ О.И. Доценко Приказ №______ от "_____"_________2016г. | "Согласована" Заместитель директора школыпо УВР________ Т.В. Острая | Рассмотрена на заседании кафедры/МО Протокол № от " " _________ 2016 г. Е.В.Суслина |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
« Планета здоровья»
по спортивно-оздоровительному направлению
для 1 – 4 классов
уровень начального общего образования
Возраст - 7 – 10 лет
Срок реализации: 4 года
Составитель:
учитель начальных классов
Гурина Татьяна Федоровна
2016 год
Содержание
Пояснительная записка………………………………………......3-4
Планируемые результаты ..………………………………..….....5
Формы организации внеурочной деятельности ………………..6
Учебно-тематический план ..………………………….……......7
Содержание программы………………………..…………………8-10
Календарно-тематическое планирование ………………………10-25
Методический комплекс ....………………………………………26
Приложения ……………………………………………….………27-40 3
Пояснительная записка.
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она
становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу
специалистов. По результатам многочисленных исследований здоровье школьников с 1 класса
ухудшается, все больше с каждым годом его обучения в школе. Одна из причин – низкая двигательная
активность и нахождение значительного времени в статичном сидячем положении за партой в школе,
за компьютером дома. А ведь дети – это будущее нашего государства. Поэтому необходимо сделать
акцент на активное формирование у подрастающего поколения установок на здоровый образ жизни,
культуры здоровья.
Реализация внеурочной деятельности по формированию культуры здорового и безопасного
образа жизни – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с
раннего детства. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих
детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков
сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному
распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе
курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего
возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений
россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит
понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически
и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению).
Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в
полной мере творцом своей судьбы.
Программа «Планета здоровья» направлена на формирование у школьников понятия «здоровье»
как сложного социально-медико-психологического феномена, определяющего развитие личности в целом, непосредственное формирование двигательных умений и навыков, целесообразное
воздействие на процесс развития физических качеств, формирование двигательных способностей. В то же время содержание курса составлено с учетом возрастных и психофизиологических особенностей
учащихся начальной школы.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие
коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться
в информационном пространстве.
Программа внеурочной деятельности «Планета здоровья» является программой спортивнооздоровительного направления, рассчитана на 4-х летнее изучение общим объёмом 135 часов в 1 - 4
классах (1час в неделю) и ориентирована на обучающихся начальной школы 6,5-11 лет.
Цель занятий: Сбережение и укрепление здоровья участников образовательного процесса,
внедрение в педагогическую практику на начальной ступени образования инновационных
здоровьесберегающих и здоровьеформирующих педагогических технологий в условиях введения
ФГОС.
Задачи: - формировать осознанное отношение младших школьников к своему физическому и психическому
здоровью; - способствовать формированию важнейших социальных навыков, способствующих успешной
социальной адаптации, а также профилактике вредных привычек и асоциальных форм поведения.; - создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического
развития и формирование здорового образа жизни; - расширять кругозор школьников в области физической культуры и спорта; - научить использовать полученные знания в повседневной жизни; - развивать кругозор обучающихся в области филологии; - добиваться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения; 4
В программе заложены возможности формирования у обучающихся универсальных учебных
действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных).
Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность
учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
Данная программа строится на принципах:
− Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по
состоянию здоровья школьников.
− Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными
особенностями младших школьников.
− Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов
предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным
привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
− Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Методика работы с детьми направлена на личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком и
акцентирована на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Деятельность педагога направлена не только на усвоение ребёнком знаний и представлений,
но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний
и представлений в поведении. Ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически
готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё
здоровье.
Занятия следует проводить в игровой форме с использованием сказочных сюжетов и
персонажей. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного
возраста.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима
совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой,
администрацией школы.
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам
уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того,
каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
− чтение стихов, сказок, рассказов; 5
− постановка драматических сценок, спектаклей;
− прослушивание песен и стихов;
− разучивание и исполнение песен;
− организация подвижных игр;
− проведение опытов;
− выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию
внимания, развитие воображения;
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать
уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные
возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и
адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного
эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим
уроком «здравотворчества».
Планируемые результаты, включающие формирование УУД
1 класс
Личностные результаты изучения образовательной программы «Планета здоровья»:
∙ Проявлять позитивные качества личности и учиться управлять своими эмоциями в
различных ситуациях риска нарушения здоровья;
∙ Учиться проявлять дисциплинированность и упорство в сохранении и укреплении
личного здоровья и здоровья окружающих людей во всех его проявлениях;
∙ Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
Метапредметные результаты изучения образовательной программы «Планета
здоровья»:
1. Регулятивные УУД:
∙ Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
∙ Проговаривать последовательность действий на уроке.
∙ Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить
работать по предложенному учителем плану.
∙ Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
2. Познавательные УУД:
∙ Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
∙ Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке.
3. Коммуникативные УУД:
∙ Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
∙ Слушать и понимать речь других.
∙ Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог).
∙ Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные результаты изучения образовательной программы «Планета здоровья»:
∙ Получить первоначальное представление о здоровом образе жизни;
∙ Понимать значимость физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
∙ Различать “полезные” и “вредные” продукты;
∙ Определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
2 класс 6
Личностные результаты изучения образовательной программы «Планета здоровья»:
∙ Проявлять позитивные качества личности и учиться управлять своими эмоциями в
различных ситуациях риска нарушения здоровья;
∙ Учиться проявлять дисциплинированность и упорство в сохранении и укреплении
личного здоровья и здоровья окружающих людей во всех его проявлениях;
∙ Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
Метапредметные результаты изучения образовательной программы «Планета
здоровья»:
1. Регулятивные УУД:
∙ Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
∙ Проговаривать последовательность действий на уроке.
∙ Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить
работать по предложенному учителем плану.
∙ Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
∙ 2. Познавательные УУД:
∙ Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
∙ Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке.
∙ Коммуникативные УУД:
∙ Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
∙ Слушать и понимать речь других.
∙ Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог).
∙ Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
∙ Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения образовательной программы «Планета здоровья»:
∙ Знать основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний,
передающихся воздушно-капельным путем;
∙ Знать основы рационального питания;
∙ Знать особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника
∙ Понимать значение влияния здоровья на успешную учебную деятельность;
∙ Ориентироваться в правилах оказания первой помощи;
3 класс
Личностные результаты изучения образовательной программы «Планета здоровья»:
∙ Проявлять позитивные качества личности и учиться управлять своими эмоциями в
различных ситуациях риска нарушения здоровья;
∙ Учиться проявлять дисциплинированность и упорство в сохранении и укреплении
личного здоровья и здоровья окружающих людей во всех его проявлениях;
∙ Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
Метапредметные результаты изучения образовательной программы «Планета
здоровья»:
1. Регулятивные УУД:
∙ Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
∙ Проговаривать последовательность действий на уроке.
∙ Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить
работать по предложенному учителем плану.
∙ Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала. 7
∙ Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
∙ Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
∙ Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
∙ Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке.
∙ Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса.
∙ Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и
формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков).
∙ Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника,
ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
∙ Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
∙ Слушать и понимать речь других.
∙ Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог).
∙ Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
∙ Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
∙ Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах
(в приложении представлены варианты проведения уроков).
Предметные результаты изучения образовательной программы «Планета здоровья»:
∙ Знать основные вопросы гигиены и способы сохранения и укрепление здоровья ;
∙ соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных
учреждениях;
∙ Знать особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника
∙ Понимать значение влияния здоровья на успешную учебную деятельность;
∙ Ориентироваться в правилах оказания первой помощи;
∙ Принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения
безопасной и здоровой среды обитания.
4 класс
Личностные результаты изучения образовательной программы «Планета здоровья»:
∙ Проявлять позитивные качества личности и учиться управлять своими эмоциями в
различных ситуациях риска нарушения здоровья;
∙ Учиться проявлять дисциплинированность и упорство в сохранении и укреплении
личного здоровья и здоровья окружающих людей во всех его проявлениях;
∙ Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
Метапредметные результаты изучения образовательной программы «Планета
здоровья»:
2. Регулятивные УУД:
∙ Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
∙ Проговаривать последовательность действий на уроке.
∙ Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить
работать по предложенному учителем плану.
∙ Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала. 8
∙ Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
∙ Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
∙ Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
∙ Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке.
∙ Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса.
∙ Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и
формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков).
∙ Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника,
ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
∙ Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
∙ Слушать и понимать речь других.
∙ Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог).
∙ Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
∙ Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
∙ Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах
(в приложении представлены варианты проведения уроков).
Предметные результаты изучения образовательной программы «Планета здоровья»:
∙ Знать основные вопросы гигиены и способы сохранения и укрепление здоровья;
∙ соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных
учреждениях;
∙ Знать особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника
∙ Понимать значение влияния здоровья на успешную учебную деятельность;
∙ Ориентироваться в правилах оказания первой помощи;
∙ Принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения
безопасной и здоровой среды обитания.
∙ Понимать пагубное воздействие употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет
∙ соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных
учреждениях
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию
культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе,
отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря
тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут
демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта,
честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка,
любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
∙ осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм
поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет
уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности
обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; 9
∙ социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
∙ Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет
сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Формы организации внеурочной деятельности
Коллективная, групповая, индивидуальная.
Формы и методы обучения.
Методы обучения: диалог, беседа, игра, групповая работа, экскурсии, заочные путешествия,.
Формой проведения: занятие - КВН, занятие - сказка, занятие – путешествие, занятие-практикум и
др.
Формы и методы воспитания культуры здоровья
младших школьников.
Методы Формы
Методы
формирования
сознания. - Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом
воспитательной работы; - Беседы и диспуты с классом или индивидуально; - Читательские конференции; - Мини-лекции ;
Методы
организации
деятельности и
формирования
опыта поведения. - Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по
организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков; - Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых
способов поведения, привычек здорового образа жизни; - Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях; - Тренинги для изменения негативных внутренних установок
обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта
позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом; - Круглый стол – данную форму можно применить для формирования
чётких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных
представлений о здоровом образе жизни.
Методы
стимулирования - Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала,
благодарность, предоставление почётных прав, награждение; - Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в
выражении морального порицания, осуждения.
Метод
проектов. - Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников
для изучения вредных привычек в начальной школе); - Творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе
жизни.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни
и неотъемлемая часть всего воспитательного процесса в школе.
Программа предполагает как проведение регулярных недельных внеурочных занятий со
школьниками, так и возможность организовать соревнования, досуги и др.
Режим занятий: 1 час в неделю.
В 1 классах по 35 минут, во 2-4 классах по 45 минут, но не ранее 45 минут после завершения
основных уроков.
Объем учебного времени: 1класс-33 часа, 2-4 классы-34 часа.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и
неотъемлемая часть всего воспитательного процесса в школе. 10
Формы учёта результатов внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Планета здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный,
который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй —
поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате
вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт,
наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой
форме, при организации коллективного творческого дела.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной
деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления
материалов по типу «портфель достижений».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от
тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации
следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная
научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения
программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации
успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном
сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Учебно-тематический план
№ Название раздела Всего
часов
В том числе:
Тео
рия Практика
I класс
1 Раздел «Вот мы и в школе»
»
3 1 2
2 Раздел «Питание и здоровье»
»
8 2 6 3 Раздел «Моё здоровье в моих руках» 5 1 4 4 Раздел «Я в школе и дома»
»
6 - 6 5 Раздел «Что надо знать про докторов»
» 3 2 1 6 Раздел «Я и моё ближайшее окружение»
» 5 - 5 7 Раздел «Вот и стали мы на год взрослей»
»
3 1 2
итого 33 7 26
II класс
1 Раздел «Вот мы и в школе»
»
3 - 3
2 Раздел «Питание и здоровье»
»
5 2 3 3 Раздел «Моё здоровье в моих руках» 11 5 6 4 Раздел «Я в школе и дома»
»
4 1 3 5 Раздел «Что надо знать про докторов»
»
4 1 3 6 Раздел «Я и моё ближайшее окружение»
»
4 - 4 7 Раздел «Вот и стали мы на год взрослей»
»
3 2 1
итого 34 11 23 11
III класс
1 Раздел «Вот мы и в школе» 4 - 4
2 Раздел «Питание и здоровье» 4 - 4 3 Раздел «Моё здоровье в моих руках» 5 2 3 4 Раздел «Я в школе и дома» 4 1 3 5 Раздел «Что надо знать про докторов» 3 1 2 6 Раздел «Я и моё ближайшее окружение» 10 4 6 7 Раздел «Вот и стали мы на год взрослей» 4 1 3
итого 34 9 25
IV класс
1 Раздел «Вот мы и в школе» 4 - 4
2 Раздел «Питание и здоровье» 4 1 3 3 Раздел «Моё здоровье в моих руках» 9 3 6 4 Раздел «Я в школе и дома» 4 - 4 5 Раздел «Что надо знать про докторов» 4 1 3 6 Раздел «Я и моё ближайшее окружение» 7 - 7 7 Раздел «Вот и стали мы на год взрослей» 2 - 2
итого 34 4 29
Всего: 135 31 103
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета
здоровья» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который
заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй —
поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Планета здоровья» состоит из четырёх частей:
∙ 1 класс «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни,
формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их
содержащими.
∙ 2 класс «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете,
закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
∙ 3 класс «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье,
понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных
растений в профилактических целях.
∙ 4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства
ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных
привычек, культура эмоций и чувств
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Планета здоровья» состоит из 7 разделов:
∙ «Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
∙ «Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры
поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого; 12
∙ «Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование
труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
∙ «Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в
образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
∙ «Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;
∙ «Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые,
вредные привычки, настроение в школе и дома;
∙ «Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности
летнего периода.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех
лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению
социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь
всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей,
коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания
и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую
доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его
успешность в различного рода деятельности. .
Раздел 1 Введение «Вот мы и в школе».(14 ч.)
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы,
укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма. Знание
своего тела: части тела, их функциональное предназначение; внутренние органы, их функциональное
предназначение; рост и развитие человека, периодизация развития; здоровье и болезнь, гуманное
отношение к физическим недостаткам.
Раздел 2. Питание и здоровье (21ч.)
Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема
пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах
питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья
продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о
целебных источниках и минеральной воде. Питание - основа жизни. Гигиена питания.
Представление об основных пищевых веществах, их значение. Режим питания. Самые полезные
продукты. Профилактика гриппа и авитаминоза. Пищевые риски, опасные для здоровья. Правила
поведения за столом. Обработка и хранение пищевых продуктов. Уход за посудой.
Раздел 3. Моё здоровье в моих руках( 29ч.)
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика
нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в
здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.
Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах. Безопасное
поведение на дороге. Сигналы регулирования дорожного движения. Безопасное поведение на
улице. Основные ситуации-ловушки, создающие риски нарушения здоровья. Уличный травматизм.
Первая медицинская помощь.
Профилактика инфекционных заболеваний. Иммунитет, активные и пассивные способы его
защиты. Эпидемии. Поведение при подозрении на инфекционное заболевание и во время болезни.
Ответственность за распространение инфекционных заболеваний.
Вред табачного дыма и алкоголя. Болезни человека, связанные с употреблением наркотиков,
табака и алкоголя. Тренинг «Спасибо, нет».
.Раздел 4. Я в школе и дома (18ч.)
Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном
учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых
установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным
привычкам. Самооценка (уважение и самоуважение). Правила межличностного общения.
Взаимовлияние людей. Дружба. Правила личностного общения. Поведение на улице и в общественных
местах. Средства, способствующие разрешению конфликтных ситуаций, и снятию эмоционального
напряжения. 13
Стресс, его психологические и физиологические проявления, способы совладения со стрессом.
Положение личности в группе. Ролевые позиции в группе. Тактика взаимодействия в группе
(диктат, сотрудничество, конфронтация, невмешательство). Инструменты общения: конструктивная
критика, поддержка, убеждение и др. Групповое давление. Поведенческие риски, опасные для здоровья.
Раздел 5. Что надо знать про докторов ( 14ч.)
Выбор медицинских услуг. Поликлиника. Врачи-специалисты. Типы медицинских учреждений
и специалистов, оказывающих медицинскую помощь. Вызов врача на дом. Больница, показания для
госпитализации. Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами. Выбор
медицинских услуг. Когда, куда и как обращаться за медицинской помощью. Поведение в
медицинских и оздоровительных учреждениях.
Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым".
Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (26 ч.)
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и
дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе,
потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.
Ролевые позиции в семье. Конфликты с родителями, способы их разрешения. Правила семейного
общения. Конфликты с одноклассниками и друзьями, способы их разрешения. Конфликты с учителями,
способы их разрешения. Тренинг позитивного общения и взаимодействия.
Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей» ( 12ч.)
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода
Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Планета здоровья» отражает социальную, психологическую и соматическую
характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности
соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (33часа, 1час в неделю)
Дата № Название темы Колво ч.
Содержание и формы проведения занятий, в том числе
Теория Теория Практика
Раздел «Вот мы и в школе» 3 часа 1. Вводное
занятие.
Дорога к
доброму
здоровью. 1 Рассказ учителя.
Презентация. 2. Здоровье в
порядке -
спасибо
зарядке. 1 Оздоровительная минутка. Знакомство
с доктором Свежий Воздух. Игры на
свежем воздухе. «Мяч в воздухе»,
«Попрыгунчики», Раз, два, три-беги 3. «Рабочие
инструменты»
человека. 1 Разгадывание загадок. Работа с
пословицами и поговорками.
Оздоровительная минутка. Играсоревнование «Кто больше?» Памятка
«Это полезно знать». Практическая
работа.
Раздел «Питание и здоровье» 8часов 4. Витаминная
тарелка на
каждый день.
Конкурс рисунков «Витамины наши
друзья и помощники» 14 5. Ю.Тувим
«Овощи»
(кукольный
театр умеем ли
мы правильно
питаться) 1 Инсценировка 6. Как и чем мы
питаемся 1 Рассказ учителя.
Презентация. 7. Питание –
необходимое
условие для
жизни человека 1 Повторение правил
здоровья.
Заучивание слов
. Встреча с доктором Здоровая Пища.
Упражнение для осанки «Гора». Работа
по таблице «Органы пищеварения».
Игра «Продолжи сказку». 8. Полезные и
вредные
продукты. 1 Рассказ учителя.
Презентация. 9. Почему болят
зубы. 1 Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя.
Анализ ситуации. Знакомство с
доктором Здоровые Зубы. Упражнение
«Здоровая улыбка». Творческое
рисование. 10. Чтобы зубы
были
здоровыми. 1 Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища.
Упражнение «Спрятанный сахар».
Оздоровительная минутка. Зачем
человеку зубная щётка? Практическая
работа. Разучивание стихотворение.
Тест. 11. Здоровая пища
для всей семьи 1. Советы доктора Здоровая Пища.
Анализ ситуации. Игра «Угадайка».
Проведение опыта. Оздоровительная
минутка. Игра «Что разрушает
здоровье, что укрепляет?». Золотые
правила питания.
Раздел Моё здоровье в моих руках 5 часов 12. Соблюдаем мы
режим, быть
здоровыми
хотим 1 Рассказ учителя.
Презентация. 13. Советы доктора
Воды. 1 Солнце, воздух и
вода – наши лучшие
друзья. Заучивание
слов
. Беседа по стихотворению
«Мойдодыр». Оздоровительная
минутка. Советы доктора Воды. Игра
«Доскажи словечко». 14. Друзья Вода и
Мыло. 1 Повторение правил доктора Воды.
Сказка о микробах. Заучивание слов.
Оздоровительная минутка. Игра
«Наоборот». Творческая работа. 15. Сон – лучшее
лекарство 1 Повторение правил
здоровья
Игры «Можно - нельзя», «Юный
кулинар». Анализ ситуации.
Оздоровительная минутка «Хождение
по камушкам», Игра по гигиене сна
«Плохо – хорошо». 16. Экскурсия
«Сезонные
изменения и как 1 . Практическое занятие 15
их принимает
человек».
Раздел «Я в школе и дома» 6 часов 17. Мой внешний
вид – залог
здоровья. 1 Рассказ учителя.
Презентация. 18. Зрение – это
сила. 1 Беседа об органах зрения. Заучивание
слов. Опыт со светом. Гимнастика для
глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила
бережного отношения к зрению. 19. Осанка – это
красиво. 1 Встреча с доктором Стройная Осанка.
Это интересно! Оздоровительная
минутка. Работа по таблице. Правила
для поддержания правильной осанки.
Практические упражнения 20. Как я слышу? 1 Рассказ учителя. Практическая работа.
Оздоровительная минутка
«Самомассаж ушей». Это интересно.
Правила первой помощи 21. Весёлые
переменки. 1 Как лучше отдохнуть? 22. Мы весёлые
ребята, быть
здоровыми
хотим, все
болезни
победим. 1 Игра-викторина
Раздел «Что надо знать про докторов» 3 часа 23. Какие врачи нас
лечат. 1 Рассказ учителя.
Презентация. 24. Инфекционные
болезни. 1 Рассказ учителя.
Презентация. 25. Прививки от
болезней. 1 Рассказ учителя. Анализ ситуации в
стихотворении С.Михалкова
«Прививка». Оздоровительная минутка.
Игра «Полезно – вредно».
Раздел «Я и моё ближайшее окружение» 5 часов 26. Мой дом. Конкурс рисунков 27. « Бабушкины
сны»
Игра-практикум 28. Моё настроение
Передай улыбку
по кругу.
Выставка рисунков «Моё настроение» 29. Я в коллективе Игра «Знаешь ли ты правила?»
Творческая работа «Придумай
правила». Анализ ситуаций. Чтение и
работа по содержанию рассказов
М.Кунина «Федя на перемене», «В
гардеробе», «В столовой». 30. “Я б в
спасатели
пошел”
Ролевая игра
Раздел «Вот и стали мы на год взрослей» 3 часа 31. Опасности 1 Просмотр 16
летом видеофильма 32- 33.
Обобщающие
уроки «Доктора
природы» 2 Встреча с докторами здоровья. Играрассуждение «Здоровый человекэто…», Оздоровительная минутка. Игра
«Хорошо-плохо». Повторение правил
здоровья. Памятка Здоровичков.
Анализ ситуаций. Подвижные игры на
воздухе.
2 класс (34 часа, 1 час в неделю)
Дата № Название темы Колво ч.
Содержание и формы проведения занятий, в том числе
Теория Теория Практика
Раздел «Вот мы и в школе» 3 часа 1. Вводное
занятие. Как
здоровье? 1 Оздоровительная минутка. Тест «Что
мы знаем о здоровье». Составление
памятки 2. Здоровый образ
жизни 2 Встреча с докторами Здоровья.
Повторение правил. Анализ ситуации.
Игра «Вставь словечко».
Оздоровительная минутка. Мудрые
слова доктора Свежий Воздух. 3. Я хозяин своего
здоровья 1 Игра- соревнование «Кто больше
знает?». Тест «Твоё здоровье»,
Оздоровительная минутка.
Практическая работа «Помоги себе
сам».
Раздел «Питание и здоровье» 5 часов 4. Правильное
питание – залог
здоровья Меню
из трех блюд на
всю жизнь. 1. Рассказ учителя.
Презентация. 5. Культура
питания.
Этикет. 1 Беседа по теме. Оздоровительная
минутка. Анализ ситуации. Самоанализ
здоровья
Игра «Кто больше знает?» 6. Я выбираю
кашу. 1 Игра «Пословицы запутались». Это
интересно! Игры «Отгадай - ка»,
«Затейники». Оздоровительная минутка
«Зёрнышко». Конкурс «Самая вкусная
и полезная каша» Игра «Угадай
сказку». 7. «Что даёт нам
море» 1 Рассказ учителя.
Презентация. 8. Светофор
здорового
питания. 1 Игра «Светофор здоровья». Викторина
Раздел Моё здоровье в моих руках 11 часов 9. Причина и
признаки
болезни 1. Повторение девиза «Уроков здоровья».
Анализ ситуации в стихотворении С.
Михалкова «Грипп». Оздоровительная
минутка. Игра – соревнование «Кто
больше знает?». Практическая работа 17
по составлению правил «Как помочь
больному?» 10. Как организм
помогает себе
сам 1 Повторение причин
болезни. Рассказ
учителя. Режим дня 11. Какие лекарства
мы выбираем 1 Беседа «Из чего
получают
лекарства».
Словарная работа.
Оздоровительная
минутка. 12. Домашняя
аптека 1 Анализ ситуации. Работа над
стихотворением С. Михалкова «Для
больного человека…» Аптека дома.
Оздоровительная минутка. Это полезно
знать! 13 Отравление
лекарствами 1 Беседа по теме. Игра – соревнование
«Кто больше?» Оздоровительная
минутка. Признаки лекарственного
отравления. Помоги себе сам!
Практическая работа. 14. Пищевые
отравления 1 Рассказ учителя.
Оздоровительная
минутка. Признаки
пищевого
отравления. Первая
помощь при
отравлениях. 15. Если солнечно
и жарко 1 Повторение правил
поведения при
пищевом
отравлении. Беседа
по теме. Анализ
ситуации в
стихотворении С.
Михалкова «Забыла
Таня про обед…»
Оздоровительная минутка. Признаки
солнечного ожога. Практическая работа
«Помоги себе сам!» 16. Закаливание в
домашних
условиях 1 Беседа по теме. Оздоровительная
минутка. Анализ ситуации. Самоанализ
здоровья. 17. Иммунитет 1 Рассказ учителя.
Презентация. 18. Вода - наш друг 1 Встреча с доктором Вода. Правила
поведения на воде. Обсуждения
стихотворения И. Емельянова.
Оздоровительная минутка. Игра
«Светофор здоровья». Когда опасность
рядом 19. Слагаемые
здоровья 1 . Игра «Светофор здоровья».
Оздоровительная минутка
Раздел «Я в школе и дома» 4 часа 18 20. Я и мои
одноклассники 1 Игра «Знаешь ли ты правила?»
Творческая работа «Придумай
правила». Анализ ситуаций. Чтение и
работа по содержанию рассказов
М.Кунина «Федя на перемене», «В
гардеробе», «В столовой». 21. Почему устают
глаза? 1 . Игра «Светофор здоровья».
Оздоровительная минутка 22. Шалости и
травмы 1 Обсуждение ситуаций.
Оздоровительная минутка.
Игра – соревнование «Кто больше
знает?». 23. «Я сажусь за
уроки»
Переутомление
и утомление 1 Рассказ учителя.
Презентация. Работа
над памяткой.
Раздел «Что надо знать про докторов» 4часа 24. Травмы 1 Виды травм.
Оказание первой
помощи при
порезах, ушибах,
переломах
(практическая
работа в парах).
Оздоровительная
минутка. Заучивание
слов. 25. Укусы
насекомых 1 . Анализ ситуации в стихотворении С.
Михалкова «Вдруг какой – то
страшный зверь…» Признаки аллергии.
Помоги себе сам. Оздоровительная
минутка. Словарная работа. Заучивание
слов. 26. Отравление
ядовитыми
веществами 1 . Игра – соревнование «Кто больше
знает?». Оздоровительная минутка.
Игра «Светофор здоровья» Признаки
отравления ядовитыми веществами.
Словарная работа. Первая помощь при
отравлениях. 27. Если ты ушибся
или порезался 1 Анализ ситуации в стихотворении С.
Михалкова «Таня пальчик наколола…»
Оздоровительная минутка. Помоги себе
сам! Словарная работа. Практическая
работа в парах.
Раздел «Я и моё ближайшее окружение» 4 часа 28. Мир эмоций и
чувств. 1 Практическая работа. Работа со
словарём. Игры «Кто больше знает?»,
«Продолжи предложение».
Оздоровительная минутка. Игра «Твоё
имя». 29. Что мы знаем
про собак и
кошек 1 Беседа о домашних животных.
Обсуждение стихотворения. Правила
обращения с животными.
Оздоровительная минутка. Составление 19
правил. Это интересно! 30. Спеши делать
добро. 1 Игра «Продолжи сказку». Беседа по
теме. Заучивание пословицы. Игра в
пословицы. Беседа «Доброта,
отзывчивость, скромность». 31. Умеем ли мы
вежливо
общаться. 1 Игра «Комплимент». Анализ ситуации.
Беседа «Умей правильно отказаться от
предложения». Чтение стихотворений о
«волшебных» словах.
Раздел «Вот и стали мы на год взрослей» 3 часа 32. Как помочь
себе при
тепловом ударе 1 Рассказ учителя.
Признаки теплового
удара.
Оздоровительная минутка. Помоги себе
сам! Игра «Светофор здоровья». 33. Если на улице
дождь и гроза 1 Повторение правил.
Беседа по картине К.
Маковского «Дети,
бегущие от грозы».
Правила поведения
при грозе.
Оздоровительная минутка. Помоги себе
сам! 34. Обобщающее
занятие «Я
выбираю
движение» 1 Праздник «В путь дорогу собирайтесь,
за здоровьем отправляйтесь!
3 класс (34 часа, 1 час в неделю)
Дата № Название темы Колво ч.
Содержание и формы проведения занятий, в том числе
Теория Теория Практика
Раздел «Вот мы и в школе» 4 часа 1. Вводное
занятие. 1 Заочное путешествие. Тест
«Ваше здоровье» 2 Чистота и
здоровье 1 Праздник чистоты с Мойдодыром.
Инсценировка. Игра «Три движения». 3 Откуда берутся
грязнули? 1 Анализ ситуаций в стихотворении
Л.Яхнина «Жил на свете мальчик
странный…», Э.Успенского «Очень
страшная история». Это полезно
помнить! Работа со стихотворением. 4 «Остров
здоровья» 1 Ролевая игра.
Раздел «Питание и здоровье» 4часа 5. Правильное
питание – залог
физического и
психологическо
го здоровья 1 Беседа по теме. Игра «Закончите
высказывание». Составление памятки. 6. Игра «Смак» 1 Творческий конкурс на лучшее
здоровое блюдо 7 Вредные
микробы 1 Сказка о микробах. Правила
закаливания. Оздоровительная минутка.
Практическая работа. Творческая
работа. Это интересно! Тест «Здоровый
человек – это…» 8 «Чудесный
сундучок» 1 Копилка бабушкиных секретов. Игра
«Выбери правильный ответ». 20
Раздел Моё здоровье в моих руках 5 часов 9 Труд и здоровье 1 Рассказ учителя.
Презентация. 10 Наш мозг и его
волшебные
действия 1 Разгадывание загадок. Работа с
пословицами и поговорками.
Оздоровительная минутка. Играсоревнование «Кто больше?» Памятка
«Это полезно знать». 11 Экскурсия
«Природа –
источник
здоровья» 1 Прогулка-наблюдение. Игры на свежем
воздухе 12 Одевайся по
погоде 1 Беседа по теме.
Толкование
пословицы. Игра
«Найди правильный
ответ». Анализ
ситуации в
стихотворении
А.Барто «Сто
одежек». 13 Как уберечься
от мороза 1 Работа с отрывком из сказки С.
Михалкова «Мороз и морозец».
Признаки обморожения.
Оздоровительная минутка. Составление
правил. Игра «Полезно – вредно».
Раздел «Я в школе и дома» 4 часа 14 Мой внешний
вид –залог
здоровья 1 Беседа по теме 15 Помоги себе
сам. 1 Анализ ситуации в стихотворении И.
Токмаковой «Скоро в школу». Работа с
мудрыми мыслями. Беседа по теме.
Чтение и анализ стихотворения С.
Маршака «Кот и лодыри». Анализ
ситуации в стихотворении Г. Остера
«Если друг твой самый лучший…»
Игра «Закончи предложения». 16 Умей
организовать
свой досуг. 1 Беседа по теме. Стихотворный монтаж.
Игра «Давай поговорим». Анализ
ситуации в потешных сказках (по
мотивам русского фольклора). 17 Как отучить
себя от вредных
привычек. 1 Анализ ситуации в стихотворении С.
Михалкова «Пятерня! Пятерня!».
Беседа по теме «Вредные привычки».
Составление памятки «Это полезно
знать!». Повторение основного девиза.
Работа со стихотворением Г. Остера
«Нет приятнее занятья…». Заучивание
слов. Игра «Давай поговорим». Чтение
стихотворений на тему занятия.
Раздел «Что надо знать про докторов» 3 часа 18 Растяжение
связок и вывих 1 Рассказ учителя.
Признаки 21
костей растяжения связок и
вывиха костей.
Оздоровительная
минутка. 19 Если в глаз,
ухо, нос или
горло попало
постороннее
тело 1 Беседа по теме. Если соринка попала в
глаз. Оздоровительная минутка. Когда
крошка попала в горло. Если что-то
попало в ухо. Отгадывание кроссворда
«Органы». 20 Укус змеи 1 Рассказ учителя. Это
интересно!
Признаки укусы
змеи.
Оздоровительная
минутка. Первая
помощь при укусе
змеи.
Раздел «Я и моё ближайшее окружение» 10 часов 21 Поможет ли
нам обман. 1 Беседа «Что такое
ложь?».
Игра «Продолжите рассказы».
Творческая работа. 22 «Неправда –
ложь» в
пословицах и
поговорках. 1 Чтение рассказа Л. Н. Толстого
«Косточка». Беседа по прочитанному.
Заучивание слов. Заучивание пословиц
о правде и лжи. 23 Ответственное
поведение 1 Беседа по теме. Игра «Закончите
высказывание». Составление памятки
«Правила поведения с незнакомыми
людьми». Чтение стихов «Азбука
безопасности». Анализ ситуации по
отрывку из рассказа А. Раскина «Как
папа опаздывал». 24 Наказание. 1 Беседа по теме.
Анализ ситуаций в
стихотворении
«Мальчик нарядный
в гости идет» и
стихотворении Э
Мошковской «Я
ушел в свою обиду».
Игра «Закончи фразу». 25 Как воспитать в
себе
сдержанность. 1 Беседа «Что такое каприз?». Игра
«Проверь себя». Оздоровительная
минутка. Работа с толковым словарем.
Толкование пословиц. 26 Если комунибудь нужна
твоя помощь. 1 Беседа по теме. Анализ ситуации в
стихотворении Е. Благининой «Наш
дедушка». Игра «Давай поговорим».
Анализ ситуации в рассказе Л. Н.
Толстого «Старый дед и внучек». 27 Что такое
дружба. 1 Игра «Закончи рассказ». Игра «Хочу
быть». Чтение стихотворения П.
Синявского «Ветерок с березкой
шепчется». Анализ ситуации в рассказе
Л. Н. Толстого «Отец и сыновья». 22 28 Кто может
считаться
настоящим
другом. 1 Беседа по теме.
Чтение и анализ
отрывка из рассказа
В. Осеевой «Долг».
Игра «Продолжи
предложение».
Анализ ситуации в
стихотворении А.
Шалыгина
«Настроение упало».
Игра «Любит - не любит». Анализ
выражения А. Экзюпери «Ты всегда в
ответе за тех, кого приручил…» 29 Все мы разные 1 Беседа о
толерантности
. Игра-практикум « подарю тебе
игрушку» 30 Добро лучше ,
чем зло,
зависть,
жадность. 1 Кукольный
спектакль
А.С.Пушкин
«Сказка о рыбаке и
рыбке»
Раздел «Вот и стали мы на год взрослей» 4 часа 31. «Не зная броду,
не суйся в
воду»
Правила
безопасности на
воде 1 Рассказ учителя.
Знакомство с
правилами
поведения на воде.
Работа по таблицам
«Учись плавать». 32. Лесная аптека
на службе
человека 1 Викторина. 33- 34
Обобщающие
занятия
«Культура
здорового
образа жизни» 2 Игра- путешествие «В страну
здоровья». Станция «Мойдодыр» (о
личной гигиене). Станция
«Неосторожность» (оказание первой
помощи при несчастных случаев).
Станция «Не болей» (профилактика
инфекционных заболеваний). Станция
«Опрятность» (уход за одеждой).
Станция «Долой грязь» (гигиена
жилища) и т. д.
Культура поведения. Человек и
окружающий мир. Культура общения.
Человек и его здоровье. Писатели
детям.
4 класс (34 часа, 1 час в неделю)
Дата № Название темы Колво ч.
Содержание и формы проведения занятий, в том числе
Теория Теория Практика
Раздел «Вот мы и в школе» 4 часа 1 Вводное
занятие. 1 Тест «Умеете ли Вы вести здоровый
образ жизни?» 2 Что такое
здоровье? 1 Слово учителя. Практическая работа.
Встреча с медсестрой. Оздоровительная
минутка. Игра «Давай поговорим».
Творческое задание «Здоровье – это…» 3 Я здоровье
берегу – сам
себе я помогу. 1 Блиц-турнир по изученным темам. 23 4 Спорт в жизни
ребёнка 1 Практическая работа. Работа со
словарём. Игры «Кто больше знает?»,
«Продолжи предложение».
Оздоровительная минутка.
Раздел «Питание и здоровье» 4часа 5 Как питались в
стародавние
времена и
питание нашего
времени 1 Рассказ учителя.
Презентация. 6 Здоровая пища
для всей семьи 1 Оздоровительная минутка. Беседа по
теме. Игра «Что? Зачем? Как?» 7 Секреты
здорового
питания.
Рацион питания 1 Практическая работа по составлению
правил 8 «Богатырская
силушка» 1 Сюжетно - ролевая игра «Мы идём в
магазин». Это интересно! Отгадывание
загадок. Оздоровительная минутка
«Вершки и корешки». Инсценировка
«Спор овощей». Игра «Какие овощи
выросли в огороде?»
Раздел Моё здоровье в моих руках 9 часов 9. Стресс 1 Рассказ учителя.
Словарная работа.
Практическая
работа.
Оздоровительная
минутка. Заучивание
слов.
Игра «Кто больше знает?» 10. Что мы знаем о
курении 1 Игра «Волшебный стул». Встреча с
медработником. Работа над
пословицами. Беседа по сказке.
Оздоровительная минутка. Это
интересно! Творческая работа. 11. Зависимость 1 Игра «Давай поговорим».
Анализ ситуации в стихотворении Э.
Мошковской «Странные вещи».
Словарная работа. Оздоровительная
минутка. Это полезно знать! 12. Как сказать
НЕТ 1 Игра «Зеркало и обезьяна». Рассказ
учителя. Оздоровительная минутка.
Игра «Продолжите предложение».
Толкование пословиц.
Психологический тренинг. 13 Почему
вредной
привычке ты
скажешь НЕТ? 1 Робота со стихотворением А.
Костецкого «Я всё люблю, что есть на
свете…» Игра «Комплимент».
Оздоровительная минутка. Рассказ
учителя. Работа с плакатом «Дерево
решений». Практическая работа. 14. Алкогольошибка 1 Работа над стихотворением. Анализ
ситуации в басне С.Михалкова
«Непьющий воробей». Игра «Выбери 24
ответ». Оздоровительная минутка. Это
полезно помнить! Психологический
тренинг.
Беседа по теме. Игра «Список
проблем». Оздоровительная минутка.
Творческая работа с деревом решений.
Психологический тренинг. 15. Наркотик 1 Анализ ситуации.
Рассказ учителя.
Встреча с
медработником.
Оздоровительная
минутка. Правила
безопасности.
Игра «Давай поговорим». 16. Наркотик –
тренинг
безопасного
поведения 1 Игра «Пирамида». Повторение правил.
Оздоровительная минутка.
Практическая работа. Игра «Давай
поговорим». Психологический тренинг. 17. Волевое
поведение 1 Рассказ учителя . Игра «Давай поговорим».
Оздоровительная минутка. Игра
«Сокровища сердца». Психологический
тренинг.
Раздел «Я в школе и дома» 4 часа 18. «Класс не улица
ребята
И запомнить
это надо!» 1 Анализ ситуации. Беседа по теме.
Оздоровительная минутка. Игры
«Давай поговорим», «Что? Зачем?
Как?». 19. Мода и
школьные
будни 1 Выставка творческих работ 1 Практическая работа. Анализ ситуации.
Оздоровительная минутка. Игры «Что я
знаю о себе», «Продолжите
предложение». 20. Делу время,
потехе час. 1 Робота со стихотворением А.
Костецкого «Я всё люблю, что есть на
свете…» Игра «Комплимент».
Оздоровительная минутка. Рассказ
учителя. Работа с плакатом «Дерево
решений». Практическая работа. 21. Я умею
выбирать –
тренинг
безопасного
поведения 1 Анализ ситуации. Игра «Выбери
правильный ответ». Оздоровительная
минутка. Работа с деревом решений.
Творческая работа.
Раздел «Что надо знать про докторов» 4часа 22. Переломы 1 Виды переломов.
Знакомство с
правилами.
Оздоровительная
минутка. 23. .
К кому хожу 2
раза в год?
Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя.
Анализ ситуации. Знакомство с
доктором Здоровые Зубы. Упражнение
«Здоровая улыбка». Творческое
рисование. 24. Калейдоскоп 1 Викторина. 25 . медицинских
профессий 25. Кто поможет? 1 Игра-практикум
Раздел «Я и моё ближайшее окружение» 7 часов 26. Моя семья 1 Защита рисунков. Анализ ситуации в
рассказе К.Д.Ушинского «Сила не
право». Оздоровительная минутка.
Чтение и анализ стихотворения. Игра
«Продолжи предложение». 27. Надо ли
прислушиваться
к советам
родителей. 1 Беседа по теме. Анализ ситуаций на
примере стихотворения С. Михалкова
«Я ненавижу слово «спать». Творческая
работа «Портрет родителей».
Пожелание себе. Чтение и обсуждение
отрывка из рассказа Е. Чарушина
«Курочка». 28. Почему дети и
родители не
всегда
понимают друг
друга. 1 Беседа по теме. Анализ рассказа М.
Горького «Воробышек».
Оздоровительная минутка.
Игра «Почему нам запрещают?» 29. Все ли желания
выполнимы. 1 Беседа по теме. Анализ ситуаций в
стихотворениях «Две сестрички дружно
жили» и А. Барто «Девочка - рёвушка.
Толкование пословиц и крылатых
выражений. 30 Как доставить
родителям
радость 1 Чтение отрывков из стихотворений
детских писателей. Беседа по теме.
Игра «Давай поговорим». Анализ
ситуации в стихотворении Г. Ширковца
«Не пойму я взрослых этих…» Игра
«Комплимент». 31 Учимся
находить
причину и
последствия
событий 1 Игра «Почему это произошло?» Работа
с пословицами. Оздоровительная
минутка. Игры «Назови возможные
последствия», «Что? Зачем? Как?» 32 Принимаю
решение 1 Практическая работа по составлению
правил. Игра «Давай поговорим».
Оздоровительная минутка.
Психологический тренинг. Работа со
стихотворением Б. Заходера «Что
красивей всего?»
Раздел «Вот и стали мы на год взрослей» 2 часа 33- 34
Обобщающие
занятия. Будьте
здоровы! 2 Игра «Письма». Практическая работа
«Выпуск стенной газеты».
Праздник
Методическое обеспечение: 1. Дидактические материалы: - Наглядные пособия: рисунки, фотографии, иллюстрации. 26 - Стихи и загадки по темам. - Игры настольные: лото, домино, пазлы, лабиринты. - Игровой и занимательный материал: ребусы, кроссворды, филворды и др.
2. Видеоматериалы: 3. Компьютер, , мультмедиапроектор
Методический комплекс
Для обучающихся Для учителя
Пособия Методические материалы
Дидактический
раздаточный
материал по темам 1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового
образа жизни.-2002.-№5.-с.54. 2. Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной
валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003. 3. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле –
здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.:
Педагогическое общество России, 2004.
4. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-2007., Уроки Мойдодыра.-
СПб.,-2006., Твои первые уроки здоровья – СПб., 2005.
5. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма.
СПб., 2008. 6. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и
коррекционной работе.- М., 2002.
7. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 1995.
8. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997
9. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической
профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред.
М.М.Безруких - СПб., 1999.
10. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики
наркомании в школе- М., 2003.
11. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение:
Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися .
Мн.: «Тесей», 1998.
12. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и
первая медицинская помощь- М.,2007
13. Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология.
Основы безопасности ребёнка – СПб., 2007 14. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы
психолога родителям. - М., 2006.
15. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. –
М., 2006.
Электронные образовательные ресурсы http://nsportal.ru/ - Социальная сеть работников образования http://www.school.edu.ru/ - Российский образовательный портал http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета. http://www.proshkolu.ru/ - Pro.Школу.ru Интернет-портал http://2berega.spb.ru/ - Два берега - социально-методическая сеть Невского района Санкт-Петербурга. http://pedsovet.su/- Сообщество взаимопомощи учителей. 27
Приложения к программе.
Приложение1
Тестовый материал
1 класс Тест «Правильно ли Вы питаетесь?» 1. Как часто в течение дня Вы питаетесь?
а) Три раза в день.
б) Два раза.
в) Один раз. 2. Всегда ли Вы завтракаете?
а) Всегда.
б) Не всегда.
в) Никогда. 3. Из чего состоит Ваш завтрак?
а) Каша и чай.
б) Мясное блюдо и чай.
в) Чай. 4. Часто ли Вы перекусываете между завтраком и обедом, обедом и ужином?
а) Никогда.
б) Один-два раза в день.
в) Три раза и более. 5. Как часто Вы едите овощи, фрукты, салаты?
а) Три раза в день.
б) Один-два раза в день.
в) Два-три раза в неделю. 6. Как часто Вы едите жареную пищу?
а) Один раз в неделю.
б) Три-четыре раза в неделю.
в) Каждый день. 7. Как часто Вы едите выпечку?
а) Один раз в неделю.
б) Три-четыре раза в неделю.
в) Каждый день. 8. Что Вы намазываете на хлеб?
а) Маргарин.
б) Масло с маргарином.
в) Только масло. 9. Сколько раз в неделю Вы едите рыбу?
а) Три-четыре раза.
б) Один-два раза.
в) Один раз и реже. 10. Как часто Вы едите хлебобулочные изделия?
а) Менее трёх раз в неделю.
б) От 3 до 6 раз в неделю.
в) За каждой едой. 11. Сколько чашек чая или кофе выпиваете за день?
а) Одну-две.
б) От трёх до пяти.
в) Шесть и более. 28 12. Прежде чем приступить к употреблению в пищу мясного блюда, с мяса нужно:
а) убрать весь жир;
б) убрать часть жира;
в) оставить весь жир.
Ключ: а - 2 балла, 6-1 балл, в - 0 баллов.
Подсчитайте сумму баллов. Если Вы набрали: 0-13 баллов - будьте внимательны, есть опасность для здоровья; 14 -17 баллов - надо улучшить питание; 18 - 24 балла - отличный режим и качество питания
2 класс диагностика «Что мы знаем о здоровье»
1. Как называется особая чувствительность к некоторым веществам?
а) инфекция
б) эпидемия
в) аллергия
2. Как не передаются кишечных заболеваний?
а) по воздуху
б) с пищей
в) с грязными руками
3. Что вредит здоровью?
а) игры на свежем воздухе
б) малоподвижный образ жизни
в) плавание, катание на лыжах
4.Что не вредит здоровью?
а) курение
б) закаливание
в) спиртное
5. Как передаются возбудители инфекционных заболеваний?
а) по воздуху
б) с пищей
в) с водой
6. Какое заболевание не относится к инфекционным?
а) грипп
б) дизентерия
в) ветрянка
7. Какое вещество разрушает организм и, в конце концов, убивает человека?
а) никотин
б) алкоголь
в) наркотики
8. Что не поможет организму стать сильнее?
а) занятие спортом
б) закаливание
в) вкусная пища
9. Какое питание нельзя назвать здоровым?
а) регулярное
б) без спешки
в) однообразное
Интерпретация (1 бал -1 правильный ответ) 8-9 баллов- ты хорошо осведомлён о здоровье 5-6 баллов – тебе надо задуматься о здоровье
Меньше 5 – твоё здоровье в опасности .
3 класс Тест «Ваше здоровье» 1. Как известно, нормальный режим питания - это плотный завтрак, обед из трёх блюд и
скромный ужин. А какой режим питания у Вас?
а) Именно такой, к тому же Вы едите много овощей и фруктов.
б) Иногда бывает, что Вы обходитесь без завтрака или обеда. 29
в) Вы вообще не придерживаетесь никакого режима. 2. Курите ли Вы?
а) Нет.
б) Да, но лишь 1 -2 сигареты в день.
в) Курите по целой пачке в день.
3. Употребляете в пищу:
а) много масла, яиц, сливок;
б) мало фруктов и овощей;
в) много сахара, пирожных, варенья
4.Пьёте ли Вы кофе?
а) Очень редко.
б) Пьёте, но не больше 1 -2 чашек в день.
в) Вы не можете обойтись без кофе, пьёте его очень много.
5.Регулярно ли Вы делаете зарядку?
а) Да, для Вас это необходимо.
б) Хотели бы делать, но не всегда удаётся себя заставить.
в) Нет, не делаете.
6.Вам доставляет удовольствие ходить в школу?
а) Да, Вы идёте обычно с удовольствием.
б) Школа Вас в общем-то устраивает.
в) Вы идёте без особой охоты.
7.Принимаете ли Вы постоянно какие-то лекарства?
а) Нет.
б) Только при острой необходимости.
в) Да, принимаете каждый день.
8.Страдаете ли Вы от какого-то хронического заболевания?
а) Нет.
б) Затрудняетесь ответить.
в) Да.
9.Используете ли Вы хотя бы один выходной для физической работы, туризма, занятия спортом?
а) Да, а иногда и оба дня.
б) Да, но только когда есть возможность.
в) Нет, заниматься предпочитаете домашним хозяйством.
10.Как Вы предпочитаете проводить свои каникулы?
а) Активно занимаясь спортом.
б) В приятной весёлой компании.
в) Для Вас это - проблема.
11.Есть ли что-то, что постоянно раздражает Вас в школе или дома?
а) Нет.
б) Да, но Вы стараетесь избежать этого.
в) Да.
12. Есть ли у Вас чувство юмора?
а) Ваши близкие и друзья говорят, что есть.
б) Вы цените людей, у которых оно есть, и Вам приятно их общество.
в) Нет.
Ключ: за каждый ответ «а» Вы получаете 4 очка, за «б» - 2 очка, за «в» - 0 очков.
От 38 до 56 очков. У Вас есть шансы дожить до 100 лет. Вы следите за своим здоровьем больше, чем
за чем-то другим, у Вас хорошее самочувствие. Если Вы и дальше будете вести здоровый образ
жизни, то сохраните энергичность до глубокой старости. Будьте только внимательны при переходе
улиц! 30
Но подумайте, не слишком ли много сил Вы тратите на то, чтобы поддерживать себя в форме? Не
лишаете ли Вы себя при этом некоторых маленьких удовольствий? Не пренебрегайте ими, без них
жизнь может показаться Вам слишком пресной. А радость - это тоже здоровье!
От 19 до 37 очков. Чашечка кофе - не обязательный атрибут для приятной беседы. У Вас не только
хорошее здоровье, но часто и хорошее настроение. Вы, вероятно, общительны, часто встречаетесь с
друзьями. Вы не отказываетесь и от удовольствий, которые делают Вашу жизнь разнообразной.
Но подумайте, не будут ли некоторые Ваши привычки с годами иметь последствия для Вашего
здоровья? Пересмотрите Ваш образ жизни, подумайте, достаточно ли Вы занимаетесь спортом, не
слишком ли Вы увлекаетесь спиртным и сигаретами. И согласитесь: приятельские отношения можно
поддерживать не только дома, в компании, но и на теннисном корте, стадионе, в походе.
От 0 до 18 очков. Ваше здоровье зависит, прежде всего, от Вас. Но Вы слишком легкомысленно к
нему относитесь. Вероятно, Вы уже жалуетесь на своё здоровье, или эти жалобы, увы, не заставят
себя долго ждать. Не слишком надейтесь на лекарства. Если Вы пока не бегаете по врачам, то это
«заслуга» только Вашего здорового организма, что не может продолжаться до бесконечности.
Откажитесь, пока не поздно, от сигарет и спиртного, упорядочите режим питания.
4 класс Анкета «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни?»
1. Если утром надо вставать пораньше, Вы:
а)заводите будильник;
б)доверяете внутреннему голосу;
в)полагаетесь на случай.
2.Проснувшись утром, Вы:
а)сразу встаёте;
б)встаёте не спеша, затем - гимнастика;
в)ещё немного нежитесь под одеялом.
3.Ваш завтрак:
а)кофе или чай с бутербродом;
б)мясное блюдо и чай;
в)завтракаете не дома, а на работе.
4.Какой вариант рабочего распорядка Вы бы предпочли?
а)Приход в школу в одно и тоже время.
б)В диапазоне плюс-минус 30 минут.
в)Гибкий график.
5.Вы бы предпочли за обед:
а)успеть поесть в столовой;
б)поесть не торопясь;
в)поесть не торопясь и немного отдохнуть.
6.Курение:
а)некурящий;
б)менее 5 сигарет в день или периодически курите;
в)курите регулярно;
г)курите очень много;
д)10 сигарет в день (за каждые 10 сигарет в день сверх этого добавляйте по 5 очков).
7.Как Вы разрешаете конфликтные ситуации?
а)Долгими дискуссиями.
б)Уходите от споров.
в)Ясно излагаете свою позицию и уходите от спора.
8.Надолго ли Вы задерживаетесь после учёбы?
а)Не больше чем на 20 минут.
б)До часа.
в)Больше часа. 31
9.Чему Вы обычно посвящаете свободное время?
а)Общественной работе.
б)Хобби.
в)Домашним делам.
10.Что означают для Вас встречи с друзьями?
а)Возможность отвлечься от забот.
б)Потеря времени.
в)Неизбежное зло.
11.Как Вы ложитесь спать?
а) Всегда в одно время.
б)По настроению.
в)По окончании всех дел.
12. Употребляете в пищу:
а)много масла, яиц, сливок;
б)мало фруктов и овощей;
в)много сахара, пирожных, варенья
13.Какое место занимает спорт в Вашей жизни?
а)Роль болельщика.
бДелаете зарядку.
в)Достаточно рабочей и физической нагрузки.
14.За последние 14 дней Вы хотя бы раз:
а)танцевали;
б)занимались спортом;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Здоровье"
Программа расчитана для учащихся 1 - 4 классов. Срок реализации 4 года. Основная цел начальной школы - развитие ребёнка при сохранении душевного здоровья и эмоционального благополучия....
Внеурочная деятельность во 2 кл. по ФГОС.Рабочая программа "Здоровей-ка"(спортивно-оздоровительное направление)
Внеурочная деятельность во 2 кл. по ФГОС.Рабочая программа "Здоровей-ка"(спортивно-оздоровительное направление)...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Здоровье"
Рабочая программа кружка "Здоровье".1 и 2 год обучения....
Рабочая программа «Здоровый образ жизни»
Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе спортивно-оздоровительного направления "Здоровый образ жизни"...
Рабочая программа "Здоровый ребенок - успешный ребенок"
Рабочая программа "Здоровый ребенок - успешный ребенок" ГПД. Спортивно-оздоровительное направление...
Рабочая программа "Здоровей-ка"
Рабочая программа "Здоровей-ка"...
Рабочая программа Здоровое питание
Рабочая программа Здоровое питание...