Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Здоровье"
рабочая программа по зож (1 класс) на тему
Рабочая программа кружка "Здоровье".1 и 2 год обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove.docx | 377.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Дзержинска
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
(МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37»)
«Здоровье»
на 3 года обучения
(возраст обучающихся7-9 лет)
Педагог дополнительного образования
МБОУ СОШ № 37
Павкина А.А.
г. Дзержинск
Здоровье – это вершина , на которую человек должен подняться сам.
И.Брехман
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Через деятельность объединения дополнительно образование «Здоровье» реализуется социально-педагогическая направленность.
Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. В детстве закладывается фундамент физического и психического здоровья. Перед общеобразовательной школой и дополнительным образованием стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по укреплению здоровья, активизации мыслительной и двигательной деятельности и в целом по формированию культуры здоровья детей.
Модернизация система образования требует внедрения кардинально нового подхода в обучении, который должен органично войти в повседневную деятельность школы и лежать в основе всего образовательного процесса.
Программа реализуется в три этапа (1-3 классы общеобразовательной школы).
Программы 1-го и 2-го лет обучения: «Расти здоровым» (1 класс) и «Береги свое здоровье»(2 класс) знакомит детей с основными правилами безопасного поведения и личной гигиены как основа здорового образа жизни; дают элементарные представления о строении организмы человека; включают вопросы психологического оздоровления через общение и взаимодействия с окружающим миром природы и обществом.
Программа 3-го года обучения- «Познай себя» (3 класс) раскрывает сущность человека как части природы, дает полное представление о строении организма, функциях различных систем и отдельных органов ,углубляет познание гигиенических основ, позволяющих сберечь и укрепить здоровье- важнейшую жизненную ценность.
Цель программы: формирование основ культуры здоровья и младших школьников.
Для реализации программ и достижения поставленной цели на каждом этапе\ ставятся конкретные задачи, решение которых обеспечивает усвоение программного материала и формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни. Можно выделить ряд приоритетных задач, постановка которых и решение позволяет отслеживать эффективность образовательного, оздоровительного, развивающего и воспитательного компонентов программы.
Обучающая задача:
- формировать первоначальные знания в области анатомии, физиологии, гигиены и валеологии;
- обучать детей приемам самоконтроля, саморегуляции, коррекции своего здоровья и
самооздоровления с помощью оздоровительных упражнении.
Оздоровительные задачи:
- укреплять здоровья детей за счет повышения их двигательной, гигиенической культуры;
- организовывать спортивно-оздоровительные, лечебно-профилактические и досуговые мероприятия, способствующие проявлению положительных эмоций и укреплению психического здоровья.
Развивающие задачи:
- развивать познавательные, творческие и двигательные способности детей;
- актуализировать в потребности детей с самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании
и побудить их к формированию здоровья собственными силами;
- содействовать всестороннему гармоничному развитию личности обучающихся
Воспитательные задачи:
- формировать мотивацию здорового образа жизни, безопасного и гигиенически
разумного поведения;
- воспитывать у детей экологическую культуру и культуру поведение через формирование нравственных, духовных и волевых качеств
Эстетические задачи:
- Воспитывать аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту.
Основные принципы программы:
- принцип гуманизации- высшей ценностью является ребенок и его здоровье(конвенция
о правах ребенка 1998 г.);
- принцип природосообразности предполагает воспитание ребенка в единстве и
согласии с природой, забота об экологически благоприятной для него среде жизни;
- принцип единства познания, переживания и действия позволяет обеспечить
становление многогранных отношений ребенка с окружающей средой и ценностного отношения к здоровью;
- принципы интеграции содействовать осознанию роли и места человека в системе
мироздания, зависимостью состояния здоровья от деятельности социоприродной среде. Умелая интеграция содержания компонентов обеспечивает становление валеологически и экологически грамотной позиции ребенка;
- принцип диалогизации предполагает субъект- субъективный характер отношений
между взрослым и ребенком, результатом которых является сотрудничество,
сотворчество в направлении здоровьесбережения.
Актуальность программы заключается в том, что она комплексная и экспериментальная, ее создание обусловлено работой краевой экспериментальной площадки по теме «Педагогические основы формирования экологической культуры в системе непрерывного дополнительного экологического образования»
Новизна программы «Здоровье»- в том, что организация образовательной деятельности детей стоится основе валеологически структурированного занятия
Такой подход позволяет поддерживать умственную работоспособность обучающихся на оптимальном уровне в течение всего занятия, не вызывая утомления, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для мотивации здоровья.
Содержание программы «Здоровье» логически укладывается в базовый учебный план начальной школы, основывается длязнаниях детей, полученных ими в общеобразовательной школе, развивает, углубляет их, придает им эколого-валеологическую окраску.
Методика работы по программе позволяет творчески подходить вк вопросам образования и оздоровления детей, открывает широкий простор для инновационной деятельности. Для организации работы в учебном процессе используется как традиционные (беседа, лекция, дискуссия, экскурсия и т.д.), так и нетрадиционные формы занятий (сказки, путешествия, конкурсы, игры и т.д.).
Усвоение, осмысление и применение знаний, выработка навыков гигиенического, безопасного, здоровьесберегающего поведения обеспечивается разнообразием методов и приемов ( как традиционных , так и инновационных) организации образовательно-оздоровительно процесса.
Познавательный теоретический материал дается в форме сказки, рассказа с элементами беседы в сочетании с практическими заданиями, физкультурными и оздоровительными минутками(тренинг и гимнастика для глаз, коррекция осанки, дыхательная и звуковая гимнастика, пальчиковые игротренинги, аутотренинги, релаксации по музыку, самомассаж пальцев рук, стоп, ушных раковин и т.д.). Широко используются специфические для младших школьников виды деятельности: элемент изобразительного искусства, музыки, физического воспитания(подвижные игры, игры- путешествия, эстафеты, состязания и т.д.), прогулки за здоровьем экскурсии и оздоровительные игры на свежем воздухе; а также произведения устного народного творчества(пословицы, поговорки, загадки, потешки и т.д.). Названия тем уроков 1-го года обучения- «Расти здоровым» (1 кл.)- содержат производные местоимения «Я», что подчеркивает личную значимость информации, как только ребенок с ней сталкивается, и поддерживает его внимание достаточно продолжительно, способствуя усвоению и дальнейшему использованию. Например, «Я- здоровый человек», «Я- пешеход, для меня есть светофор и переход!», «Мои друзья- мыло и вода» и т.д.
В работе по программе «Здоровье» большое внимание уделяется воспитательной работе, реализация воспитательного компонента программы создает благоприятную психоэмоциональную среду, способствующую не только психологическому оздоровлению, но и формированию устойчивой мотивации здорового образа жизни.
Результатом работы по программе «Здоровье» является сформированность ответственного ценностного отношения к здоровья, а это «достаточно сложное психологическое новообразование» (Д.В. Колесов). Оно включает:
●отношение к здоровью как ценности;
●формирование представления о себе как о здоровом человеке;
●тревога за возможную утрату здоровья и желание не болеть;
●способность использовать в повседневном поведении всю информацию, которая служит
сохранению и укреплению здоровья, причем осознание опасности болезней или вредных привычек не должно быть пассивным, оно должно подвигать ребенка к энергичным действиям во благо своего здоровья;
●конкретные привычки здорового образа жизни.
Программой предусмотрено проведение диагностической работы, которая позволяет оценивать эффективность образовательно-оздоровительной деятельности. Диагностические исследования способствуют выявлению не только уровня сформированностивалеологической культуры (уровень знаний по анатомии, физиологии и гигиене, качество умений и навыков по укреплению и сохранению здоровья), но и выявлению характера социально-психологических отношений в ближайшем для каждого ребенка окружении определению состояния психического здоровья детей.
Диагностическая работа, проводимая по программе, может отразить лишь результативность образовательного, частично развивающего и воспитательного компонентов программы. Практически невозможно диагностировать оздоровительное воздействие программ, поскольку процесс формирования индивидуального здоровья достаточно долго срочен.
Приоритетной задачей программы «Здоровье» в целом, является формировании в сознании детей ценностного отношения к своему здоровью. На этой основе происходит формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни и физического воспитания; развивается чувство уважения к своему окружению- природному и социальному.
Цель:
- формирование здоровьесберегающей грамотности, овладение умениями и навыками укрепления здоровья на основе правил здорового образа жизни.
Задачи:
● формировать первоначальные понятия из различных областей знаний о человеке;
навыки безопасного и гигиенически правильного поведения умение управлять своим
психическим здоровьем;
●укреплять здоровье детей за счет повышения их двигательной и гигиенической культуры;
●развивать детскую самостоятельность, любознательность, речь, познавательные процессы (внимание, мышление, память, воображение, сенсорное восприятие) навыки межличностного и межнационального общения, адекватную оценочную, деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков других людей; стремление к активной деятельности и творчеству с целью здоровье сбережения;
●воспитывать у детей ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья; чувство собственного достоинтсва, своего «Я» как личности; любовь к окружающему миру природы и социальному окружению; формировать мотивацию гигиенического поведения и физического саморазвития.
Программа объединения дополнительного образования построена таким образом, что последующие знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
В процессе обучения формируются, систематизируются и расширяются представления детей о здоровье, о здоровом образе жизни, о строении организма человека, о факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье; развивается интерес к самопознанию, познанию своих возможностей в направлении здоровьесбережения; воспитывается любовь к окружающему миру людей и природы.
Программа нацелена на формирование бережного отношения к своему здоровью, навыков гигиенического поведения и культуры общения. При этом обеспечивается существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, воображения), мелкой моторики кисти, а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Содержание программы 1-го и 2-го лет обучения охватывает широкий спектр вопросов - от элементарных правил личной гигиены до основ самовоспитания; раскрываются доступные пониманию детей взаимосвязи между здоровьем и окружающей средой, их поведением, настроением, их образом жизни. Идея связей позволяет создать целостное представление о здоровье как ценности, значительно усиливая воспитательный и развивающий потенциал программы. Выделены следующие содержательные линии. Первую из них составляет ознакомление с основами здорового образа жизни, осознание которого не обходимо для развития у обучающихся современного здоровье сберегающего мышления. Большое внимание уделяется воспитанию ценностного отношения к своему здоровью, составляющего основу культуры здоровья. На ряду со знакомством с основами здорового образа жизни, предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность для здоровья и жизни детей: на дорогах и улицах, дома и в природе, на воде, при общении с незнакомыми людьми и т.д.
В качестве другой содержательной линии выделено знакомство с основами гигиенической культуры. Обучающиеся получают необходимые знания и навыки гигиенического ухода за полостью рта, руками, ногами, по гигиене слуха, зрения, питания. При этом раскрываются важнейшие взаимосвязи между здоровьем ребенка и соблюдением их гигиенических правил, приводятся примеры отклонений в здоровье, вызванных несоблюдением элементарных норм гигиены.
Важной содержательной линией является обучение основам психического здоровья, правилам самовоспитания, умению общаться с другими людьми – детьми и взрослыми, освоение правил вежливости и поведенческих правил в обществе, правил меж личностного общения, дружеского отношения к природному окружению.
Занятия целесообразно проводить в следующих формах: урок – беседа, урок – дискуссия, урок – сюжетно – ролевая игра, урок – практикум, урок – игро-тренинг, урок – путешествие, урок – праздник, урок – конкурс, и даже в форме мини – конференции. Это расширяет возможности детей в самопознании, самосовершенствовании и самореализации.
Ожидаемые результаты 1-го и 2-го года обучения
Результатом работы 2-го года обучения можно считать сформированность у детей первичных здоровьесберегающих знаний, гтгтенических навыков: элементарных навыков самонаблюдений, самоорганизации, позволяющих вести простейшие « Дневники здоровья», навыки межличностного и межнационального общения. Оценка уровня знаний и умений, личностных качеств, развитых в результате реализации программы, определяется с помощью тестирования, диагностирования, наблюдений, анкетирования и т.д.
Реализация программы 1-го и 2-го года обучения предполагает овладение детьми определенным уровнем умений.
Обучающиеся должны знать:
- Части тела, основные органы и системы своего организма;
- Основные термины и правила здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье, правила закаливания организма;
- Основные правила безопасного поведения на улице , в школе и дома;
- Правила поведения при чрезвычайных ситуациях(стихийных бедствиях);
- Правила экологически грамотного поведения в природе;
- Телефоны специальных служб (пожарной, газовой, скорой помощи и милиции);
- Меры профилактики инфекционных заболеваний, правила поведения во время болезней;
- Значение двигательной активности и занятий спортом для укрепления здоровья;
- Предметы личного и общего пользования при соблюдении гигиенических норм и правил;
- Правила личной гигиены, гигиены органов зрения, слуха, полости рта, ухода за одеждой;
- Правила здорового питания, культуру приёма пищи;
- Меры профилактики нарушений осанки, упражнения для укрепления правильной осанки, упражнения для коррекции нарушений осанки;
- Основы культуры общения: приветствие, благодарность, извинение, прощание;
- Основы самовоспитания, доброго отношения к окружающему миру;
- Пословицы, поговорки и загадки, подчёркивающие важность здоровья;
Обучающиеся должны уметь:
- Рационально использовать время, учитывать свой режим дня;
- Выполнять комплекс упражнений, гимнастики;
- Соблюдать правила личной гигиены: правильно ухаживать за полостью рта, волосами, ногтями, ушами;
- Выполнять гимнастику для глаз; упражнения для профилактики нарушений осанки, дыхательную гимнастику;
- Использовать правила безопасного поведения в различных ситуациях: при переходе через улицу, обходе транспорта, при пожаре, встрече с незнакомыми людьми, дома в отсутствие родителей и т.д.
- Бережно относиться к природному окружению (растениям, животным и т.д.)
- Ухаживать за комнатными растениями, подкармливать птиц;
- Выполнять правила культурного поведения при общении с окружающими людьми: близкими, знакомыми и незнакомыми;
- Вести простейшие самонаблюдения за своими поступками;
- Правильно оценивать свои поступки корректировать свои действия;
- Использовать предлагаемую информацию с целью оздоровления организма;
Данный уровень знаний, умений и навыков можно считать промежуточным, т.е. дальнейшее расширение и углубление знаний продолжается при изучении содержания программы 3-го года обучения – «Познай себя» (3 класс)
В приведенном ниже тематическом планировании указано примерное количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы ( из расчета 1 час в неделю), которое может варьироваться по усмотрению учителя в зависимости от психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, изучающих программу. Для 1-го класса разработан учебно – тематический план на 32 часа в год, для 2-го и 3-го на 34 часа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 – ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Форма проведения | Тема | Кол-во часов | Теор. | Практ. |
1.Урок-путешествие | Путешествие в страну «Здоровья» (введение) | 1 | 1 | - |
Раздел 1. Основы здорового образа жизни человека | 12 | 6 | 6 | |
Тема 1. Здоровый образ жизни - путь к здоровью | 3 | 1 | 2 | |
2.Урок- беседа | Режим дня – это распорядок моих дел | 1 | 1 | |
3.Урок-практикум | Здоровье в порядке – спасибо зарядке! | 1 | 1 | |
4.Урок-игротренинг | Люди с самого рождения жить не могут без движения… | 1 | 1 | |
Тема 2. Основы безопасности школьника | 5 | 3 | 2 | |
5.Урок - беседа | Я теперь ученик, жить по правилам привык | 1 | 1 | |
6.Урок – дискуссия | Опасности, которые ждут меня по всюду | 1 | 1 | |
7.Урок-беседа | Я – пешеход, для меня есть светофор и переход! | 1 | 1 | |
8.Урок-экскурсия | Пешеходная азбука нашего города. | 1 | 1 | |
9.Урок – ролевая игра | Мир природы: прекрасный и опасный. | 1 | 1 | |
Тема 3. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! | 3 | 1 | 2 | |
10.Урок-беседа | Если хочешь быть здоров – закаляйся! | 1 | 1 | |
11.Урок - практикум | Учимся дышать правильно | 1 | 1 | |
12.Урок-игротренинг | Больше свежего воздуха – крепче здоровье! | 1 | 1 | |
Тема 4. Профилактика вредных привычек | 1 | 1 | ||
13.Урок-беседа | Там, где дым от сигарет, мне в этом доме места нет! | 1 | 1 | |
Раздел 2. Основы гигиенической культуры | 12 | 4 | 8 | |
Тема 1. Правила личной гигиены | 4 | 2 | 2 | |
14.Урок - путешествие | У меня есть всё своё… | 1 | 1 | |
15.Урок – беседа | Мои друзья – мыло и вода! | 1 | 1 | |
16.Урок -практикум | Гигиенический практикум «Чистые руки» | 1 | 1 | |
17.Урок - праздник | Путешествие в город Чистоты и Порядка | 1 | 1 | |
Тема 2. Гигиена органов зрения и слуха | 2 | - | 2 | |
18.Урок - практикум | Если глазки повредить, в темноте придётся жить | 1 | 1 | |
19.Урок - практикум | Ушки звуки различают, они слышать помогают | 1 | 1 | |
Тема 3. Гигиена питания | 5 | 2 | 3 | |
20.Урок – беседа | Чтобы лучше развиваться, нужно лучше нам питаться | 1 | 1 | |
21.Урок – сюжетно –ролевая игра | Здоровая пища для всей семьи | 1 | 1 | |
22.Урок – дидактическая игра | Что едим сначала, что едим потом? | 1 | 1 | |
23.Урок – беседа | Чтобы зубки не болели, чтоб крепчали и белели | 1 | 1 | |
24. Урок - практикум | Гигиенический практикум «Волшебная щеточка» | 1 | 1 | |
Тема 4. Профилактика нарушений осанки | 1 | 1 | ||
25.Урок – практикум | Когда стою, хожу, сижу – спинку ровно я держу | 1 | 1 | |
Раздел 3. Основы психического здоровья | 6 | 1 | 5 | |
Тема 1. Культура общения | 2 | 1 | 1 | |
26.Урок - беседа | Я- культурный человек! | 1 | ||
27.Урок – сюжетно – ролевая игра | Грубых слов не говорю, только добрые дарю | 1 | 1 | |
Тема 2. Оценка поступков | 2 | - | 2 | |
28.Урок – дискуссия | Что такое хорошо и что такое плохо? | 1 | 1 | |
29.Урок – мини - конференция | Давайте жить дружно! | 1 | 1 | |
Тема 3. Навыки общения с окружающим миром | 2 | - | 2 | |
30.Урок - дискуссия | Моя семья – самая лучшая! | 1 | 1 | |
31.Урок - конкурс | Природа – мой друг! | 1 | 1 | |
32.Урок – праздник | Итоговое занятие «Здравствуй, страна здоровья!» | 1 | - | 1 |
Итого: | 32 | 12 | 20 |
Учебно – тематический план 1-го года обучения
Тема | Форма проведения | Количество часов | Дата |
Введение 1ч | |||
1.Путешествие в страну Здоровья | Урок - путешествие | 1 | |
Основы здорового образа жизни 12ч | |||
1.Здоровый образ жизни – путь к здоровью | Урок - практикум | 1 | |
2.Режим дня- распорядок моих дел | Урок - беседа | 1 | |
3.Здоровье в порядке – спасибо зарядке | Урок - практикум | 1 | |
4.Люди с самого рожденья жить не могут без движенья | Урок - игротренинг | 1 | |
5.Основы безопасности школьника | Урок - беседа | 1 | |
6.Я теперь ученик, жить по правилам привык | Урок - беседа | 1 | |
7.Опасности, которые ждут меня повсюду | Урок - игротренинг | 1 | |
8.Я пешеход, для меня есть светофор и пешеход | Урок - беседа | 1 | |
9.Пешеходная азбука нашего города | Урок - игротренинг | 1 | |
10.Если хочешь быть здоров - закаляйся | Урок - беседа | 1 | |
11.Учимся дышать правильно | Урок - практикум | 1 | |
12.Больше свежего воздуха – крепче здоровье | Урок - игротренинг | 1 | |
Основы гигиенической культуры 12ч | |||
1.У меня есть все свое… | Урок - путешествие | 1 | |
2.Мои друзья – мыло и вода | Урок - беседа | 1 | |
3.Гигиенический практикум « Чистые руки» | Урок - практикум | 1 | |
4.Путешествие в город Чистоты и порядка | Урок - праздник | 1 | |
5. Если глазки повредить, в темноте придется жить | Урок - практикум | 1 | |
6.Ушки звуки различают, они слышать помогают | Урок - практикум | 1 | |
7.Чтобы лучше развиваться, необходимо нам питаться | Урок - беседа | 1 | |
8.Здоровая пища для всей семьи | Урок- сюжетно – ролевая игра | 1 | |
9.Что едим сначала, что едим потом | Урок- дидактическая игра | 1 | |
10.Чтобы зубки не болели, чтоб крепчали и белели | Урок - беседа | 1 | |
11.Гигиенический практикум «Волшебная щеточка» | Урок - практикум | 1 | |
12.Когда стою, сижу, хожу – спинку ровно я держу | Урок - практикум | 1 | |
Основы психического здоровья 6ч | |||
1.Я – культурный человек | Урок - беседа | 1 | |
2.Грубых слов не говорю, только добрые дарю | Урок- сюжетно – ролевая игра | 1 | |
3.Что такое хорошо и что такое плохо? | Урок - дискуссия | 1 | |
4.Давайте жить дружно! | Урок – мини конференция | 1 | |
5.Моя семья – самая лучшая! | Урок - дискуссия | 1 | |
6.Природа – мой друг! | Урок - конкурс | 1 | |
Итоговое занятие 1ч | |||
1.«Здравствуй, Страна Здоровья!» | Урок - праздник | 1 |
Содержание программы 1-го года обучения
Введение (1 ч.)
Я - здоровый человек! Понятие «здоровье». Как сберечь и укрепить свое здоровье .
Факторы, укрепляющие здоровье: режим дня, зарядка, нормальный сон, физкультура и спорт , закаливание, правильное питание, отсутствие вредных привычек ( семицветик ,,Здоровье")
Форма занятия: урок- путешествие .
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Приемы: беседа, сообщение, объяснение, использование игровых персонажей, показ практических действий (упражнений)
Информационное оснащение: аудиокассета «Сборник детских песен».
Техническое оснащение: магнитофон
Раздел 1. Основы здорового образа жизни человека (12 ч.)
Тема 1. Здоровый образ жизни - путь к здоровью (3 ч.)
Понятие «режим дня». Режим дня первоклассника. Сохранение здоровья в режиме школы и дома: умелое сочетание умственной и физической деятельности. Физкультурные минутки. Сон, его значение для здоровья. Гигиена сна.
Утренняя зарядка - заряд бодрости, энергии и хорошего настроения на целый день . ежедневные физические упражнения и двигательная активность как средства укрепления здоровья.
Подвижные игры на свежем воздухе - игры для здоровья. Их влияние на рост и развитие. У каждой игры свои правила. Меры предупреждения травматизма среди детей во время игр.
формы занятий: Урок-беседа, урок- практикум, урок- игротренинг
Методы: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, эвристический.
Приемы: объяснение, сообщение, использование упражнений, игр; устный опрос, выполнение упражнений, релаксация и другие оздоровительный приемы.
Информационное оснащение: таблицы- самоделки «Твой распорядок дня»,аудиокассета «Звуки океана».
Техническое оснащение: магнитофон
Тема 2. Основы безопасности школьника (5 ч.)
Я школьник. Предметы школьной жизни. Настроение в школе. Правила поведения и правила безопасности в школе, на уроках и на переменах. Доброе отношение друг к другу как фактор безопасного поведения.
Ситуация «Один дома». Правила безопасного поведения в быту: при использовании электробытовых приборов, газовой плиты, предметов, не безопасных для здоровья и жизни и т.д.; действия при пожаре; общение с незнакомыми людьми. Телефоны специальных служб: пожарной, скорой, газовой и милиции.
Я - пешеход. Поведение на улице, игра вблизи проезжей части, правила безопасного перехода через дорогу. Светофор, сигналы светофора. Светофор для пешеходных переходов. Дорожные знаки: «Переход», «Осторожно, дети!».
Дорожная карта территории в районе школы; опасные участки дорог, перекрестки, расположение знаков, светофоров. Правила безопасного перехода через дорогу в местах пешеходов со светофором и без светофора
Правила безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в парке, в лесу. Ситуации:«Пожар в лесу», «Мусор у реки». Природоохранные знаки.
Формы: урок-беседа, урок-дискуссия, урок-экскурсия, урок ролевая игра.
Методы: эвристический, объяснительно-демонстрационный, проблемного изложения.
Приемы: диалог, эвристическая беседа, игра, создание проблемных ситуация, анализ, показ действий, использование сюжетных игр, оздоровительные приемы, литературный подбор по теме.
Информационное оснащение: макеты светофора, дорожные знаки, природоохранные знаки.
Тема 3.Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья! (3 ч.)
Вода и солнце как факторы оздоровления и закаливания организма. Правила закаливания водой, солнцем. Обтирание, обливание, загар. Подбор одежды для труда и отдыха, занятий спортом, прогулок в разное время года и любую погоду.
Свежий воздух, его значение для оздоровления. Правила закаливания воздухом. Загрязнение воздуха, его воздействие на организм. Дыхание через нос - главный способ дыхания, дыхательная гимнастика. Звуковое дыхание - пение гласных звуков, отрывистое произношение согласных.
Игры на свежем воздухе в осенний период как фактор сохранения и укрепления здоровья. Двигательная активность в любую погоду - условия здоровье сбережения.
Формы занятий: урок-беседа, урок-практикум, урок- игро-тренинг.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический.
Приемы: сообщение, эвристическая беседа, показ практических действий, использование наглядности, сюжетных персонажей, пословиц, загадок и т.д., оздоровительные приемы, дыхательная гимнастика, упражнения для разных групп мышц.
Информационное оснащение: подбор литературы по теме, таблица по гигиене: «Закаливание организма».
Тема 4. Профилактика вредных привычек (1 ч.)
Вредное воздействие на растущий организм табачного дыма, алкоголя, наркотиков. Профилактика вредных привычек. Акция «Папа, не кури!»
Форма занятия: Урок-беседа.
Метод: проблемного изложения.
Приемы: Постановка проблемы, поиск решений, анализ; использование наглядности, сюжетных персонажей, оздоровительных упражнений.
Раздел 2. Основы гигиенической культуры (12 ч.)
Тема 1. Правила личной гигиены (4 ч.)
Предметы личного (индивидуального) пользования: полотенце, зубная щетка, расческа и т.д. Предметы общего пользования: мыло, зубная паста, щетка для одежды и т.д.
Соблюдение правил личной гигиены: мытье рук и ног, умывание, купание.
Как умываются животные: домашние и дикие, растения умываются росой. Откуда берутся грязнули? Понятие о микробах. Значение мыла и воды в борьбе с микробами.
Урок Мойдодыра: как правильно вымыть и вытереть руки, обрезать ногти. Правила безопасности при пользовании кранами с горячей и холодной водой. Бережное отношение к питьевой воде, рациональное ее использование.
Профилактика неряшливости, несоблюдения правил личной гигиены. Аккуратность, опрятность в одежде, чистота тела - залог здоровья! Пропаганда гигиенической культуры.
Формы занятий: урок-путешествие, урок-беседа, урок-практикум, урок-праздник
Методы: Проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный, диафильма; постановка проблемных ситуаций, поиск решений, анализ, сообщения, показ практических действий, оздоровительных упражнений.
Информационное оснащение: Таблицы-самоделки «Надо, надо умываться...», «Как защититься от микробов», аудиозаписи.
Техническое оснащение: микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, чистая вода, палочка для взятия соскоба с кожи рук, магнитофон.
Тема 2. Гигиена зрения и слуха (2 ч.)
Глаза - окно в окружающий мир. Глаза человека, животных, птиц, насекомых. Глаза - орган зрения. Брови, веки, ресницы, слезы - защита глаз. Слепота. Правила бережного отношения к зрению. Гимнастика для глаз.
Органы слуха животных. Ухо человека. Правила бережного отношения к ушам. Вредное воздействие шума, громкой музыки, криков. Массаж ушей
Форма занятий: уроки-практикумы.
Методы: Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Приемы: Сообщение, беседа, использование наглядности, сюжетных персонажей, загадок, пословиц, показ практических действий, упражнений и т.д., демонстрация диафильма
Информационное обеспечение: таблицы по гигиене «Профилактика близорукости», макет глаза, аудиозапись.
Техническое обеспечение: магнитофон
Тема 3. Гигиена питания (5 ч.)
Зачем человек ест. Чем питаются животные и человек. Движение пищи в организме человека. Органы пищеварения: рот, пищевод, желудок, кишечник (упрощенно).
Какие продукты питания полезны детям и взрослым. Что едят в вашей семье? Понятие «Здоровая пища». Бережное отношение к хлебу.
Правила рационального питания. Завтрак. Правила последовательности приема за обедом. Что едят на ужин? Поведение за столом.
Рот и зубы. Строение зуба. Молочные и коренные (поставленные) зубы. Как возникает кариес. Какие продукты питания полезны для зубов, какие вредны.
Гигиенический уход за полостью рта. Профилактические осмотры у стоматолога. Жевательная резинка: за и против.
Формы занятий: урок-беседа, урок- сюжетно-ролевая игра, урок- дидактическая игра, урок-практикум.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, эвристический.
Приемы: сообщение, эвристическая беседа, использование игр, сюжетных персонажей, оздоровительных упражнений, постановка и решение проблемы, анализ действий.
Информационное оснащение: таблицы- самоделки «Сладкая страница» , «О еде», «Что едим сначала, что потом»,«Как правильно питаться», «Зубы! Зубы!», «Что полезно и вредно для зубов», тетради «Разговор о правильном питании».
Тема 4. Профилактика нарушений осанки (1 ч.)
Скелет (схематичное строение). Понятия «суставы» ,«Мышцы» . Осанка. Упражнение для укрепления осанки.
Форма занятия: урок-практикум
Методы: эвристический, объяснительно- иллюстративный
Приемы: эвристическая беседа с демонстрацией наглядности, использование загадок, пословиц, показ практических коррекционных действий (упражнения для укрепления осанки), оздоровительные приемы.
Информационное оснащение: таблица «Сиди правильно!», схемы «Скелет»,«Мышцы».
Раздел 3. Основы психического здоровья (6 ч.)
Тема 1. Культура общения (2 ч.)
Что значит быть культурным человеком? Общение (мимика, жесты, выражение чувств). Культура человека- это сочетание красивого и доброго.
Культура общения. Вежливость. Приветствие. Благодарность. Азбука вежливых слов: будьте добры, пожалуйста, разрешите, простите. Уроки этикета.
Формы занятий: урок- беседа, урок - сюжетно- ролевая игра.
Методы: проблемного изложения, репродуктивный, эвристический.
Приемы: постановка проблемы, поиск решений, анализ ситуаций, использование сюжетных персонажей, загадок, пословиц, психотренинг.
Информационное оснащение: отрывки из мультфильмов «Про кота Леопольда»(видеозапись).
Техническое оснащение: Видеомагнитофон, телевизор.
Тема 2. Оценка поступков (2 ч.)
Манера поведения школьников. Моделирование поведения в различных ситуация: хорошо - плохо, этично - неэтично, можно - нельзя.
Культура мира мёжду людьми разной национальности. Мир и война. Толерантность. Милосердие. Наш многонациональный край.
Формы занятий: урок- дискуссия, урок- беседа.
Методы: проблемного изложения, исследовательский.
Приемы: постановка проблемы, поиск решений, анализ ситуаций, психотренинг.
Информационное оснащение: плакаты по теме «Толерантность», рисунки детей «Мы за мир!»,«Так давайте устроим большой хоровод», аудиозаписи.
Техническое оснащение: магнитофон.
Тема 3. Навыки общения с окружающим миром (2 ч.)
Круг самых близких людей. Культура общения в семье.
Бабушки и дедушки. Любовь к родителям, уважение к старшим. Домашние праздники, семейные традиции, общие домашние дела. Братишки и сестренки: малышей не обижай!
Культура общения с природой. Любовь к растениям и животным. Мой зеленый друг. Мой пернатый друг. Мой четвероногий друг. Чему нас учит общение с природой?
Формы занятий: урок- дискуссия, урок- конкурс
Методы: эвристический, исследовательский.
Приемы: обобщение, сопоставление личного опыта детей, использование сюжетных игр, эвристическая беседа; психотренинг, анализ известных фактов.
Информационное оснащение: рисунки детей «Моя семья»,«Мои друзья», аудиозаписи.
Техническое оснащение: магнитофон.
Итоговое занятие (1 ч.)
Здоровье. Факторы, укрепляющие здоровье: режим дня, нормальный сон, зарядка, спорт и физкультура, правильное питание, закаливание, отсутствие вредных привычек. Здоровый образ жизни - наш выбор!
Форма занятия: урок- праздник.
Метод: репродуктивный.
Приемы: выполнение упражнений различных видов, реализующих цель: игра, инсценировка, оздоровительные минутки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 – ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Форма проведения | Тема | Кол-во часов | Теор. | Практ. |
| Здоровьесбережение – это наука о том, как сберечь свое здоровье (введение) | 1 | 1 | - |
Раздел 1. Здоровый образ жизни – основа здоровьесбережения | 14 | 7 | 7 | |
Тема 1. Здоровье в твоих руках | 3 | 1 | 2 | |
| С режимом дня дружишь – здоровей будешь! | 1 | 1 | |
| Для здоровья нужен сон | 1 | 1 | |
| На зарядку становись! | 1 | 1 | |
Тема 2. Основы безопасного поведения | 4 | 2 | 2 | |
| Будь осторожен в школе и дома | 1 | 1 | |
| Безопасное поведение на улице и в транспорте | 1 | 1 | |
| Человек и природа: правила экологической безопасности | 1 | 1 | |
| Защити себя сам: чрезвычайные ситуации и здоровье | 1 | 1 | |
Тема 3. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье | 7 | 4 | 3 | |
| Не купайся зимой, закаляйся летом! | 1 | 1 | |
| Здоровье человека | 1 | 1 | |
| Профилактика простудных заболеваний | 1 | 1 | |
| К осени за здоровьем! | 1 | 1 | |
| Для здоровья нужен спорт! | 1 | 1 | |
| Курить - здоровью вредить! | 1 | 1 | |
| К нам опять пришла зима… | 1 | 1 | |
Раздел 2. Гигиенические основы здорового образа жизни | 11 | 4 | 7 | |
Тема 1. Личная гигиена младшего школьника | 2 | 1 | 1 | |
| Чистота – залог здоровья! | 1 | 1 | |
| Здоровье и внешний вид школьника | 1 | 1 | |
Тема 2. Гигиена органов зрения и слуха | 2 | - | 2 | |
| Правила бережного отношения к зрению | 1 | 1 | |
| Правила гигиенического ухода за органами слуха | 1 | 1 | |
Тема 3. Гигиенические основы питания | 4 | 2 | 2 | |
| Секрет системы пищеварения | 1 | 1 | |
| Состав пищи | 1 | 1 | |
| Правила здорового питания | 1 | 1 | |
| Гигиенический практикум «Дорог каждый зуб!» | 1 | 1 | |
Тема 4. Профилактика нарушений опорно-двигательной системы | 3 | 1 | 2 | |
| Зачем человеку скелет? | 1 | 1 | |
| Осанка ровная – стройная спина! | 1 | 1 | |
| Двигайся больше – проживешь дольше! | 1 | 1 | |
Раздел 3. Основы самовоспитания | 7 | 1 | 6 | |
Тема 1. В союзе с природой | 3 | 1 | 2 | |
| Мудрый учитель - природа | 1 | 1 | |
| Весна, прекрасен гомон птичий… | 1 | 1 | |
| Знакомимся: комнатные растения | 1 | 1 | |
Тема 2. Культура общения | 2 | - | 2 | |
| Улыбка – путь к общению | 1 | 1 | |
| Дети должны жить в мире! | 1 | 1 | |
Тема 3. Познай самого себя | 2 | - | 2 | |
| Какой Я? Мои привычки: хорошие и плохие | 1 | 1 | |
| Как преодолеть себя | 1 | 1 | |
| Итоговое занятие «Праздник здоровья» | 1 | - | 1 |
Итого: | 34 | 13 | 21 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2 – ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Введение (1 ч.)
Валеология – наука о здоровье, понятие «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Что значит быть здоровым человеком?
Форма занятия: вводная беседа.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Приемы: эвристическая беседа, сообщения, использование наглядности, загадок, пословиц, разучивание оздоровительных упражнений.
Информационное оснащение: высказывания, пословицы о здоровье. Аудиозапись «Звуки океана».
Техническое оснащение: магнитофон.
Раздел 1. Здоровый образ жизни – основа здоровьесбережения (14 ч. )
Тема1. Здоровье в твоих руках (3 ч.)
Режим дня – основной компонент понятия «здоровье»; умелое сочетание труда и отдыха, умственной и физической деятельности. Понятие «час», «минутка», «время». Использование часов для соблюдения режима дня. Составление режима дня второклассника. Правила соблюдения режима дня.
Сон – регулярный отдых организма, необходимый для восстановления сил и здоровья. Место сна в суточном режиме. Гигиена сна. Оздоровляющий сон – релаксация.
Значение двигательной активности для здоровья. Зарядка. Место зарядки в режиме дня. Гигиенические требования к выполнению зарядки. Правила последовательности выполнения упражнений. Комплекс упражнений утренней гимнастики.
Формы занятий: урок – дидактическая игра (практикум), урок – беседа, урок – тренинг.
Метод : объяснительно – иллюстративный, эвристический, репродуктивный.
Приёмы: сообщение, обобщение, использование наглядности, литературные подборки, анализ ситуаций, работа с таблицами, заучивание пословиц, разучивание комплекса утреней гимнастики, сопоставление; оздоровительные приемы: гимнастика для глаз, дыхательная и пальчиковая гимнастика, релаксация под музыкальное сопровождение аудиозаписи.
Информационное оснащение: пословицы о режиме дня, зарядке, сне; звукозапись для релаксации. Памятки: «Как составить режим дня» , На зарядку становись!»; таблицы по теме «Режим дня школьника».
Техническое оснащение: будильник (часы), магнитофон.
Тема 2. Основы безопасного поведения (4 ч.)
Понятие «безопасное поведение». Тест «Оцени свое поведение». Ты – школьник. Правила безопасности в школе. Факторы, определяющие повышенную опасность: бег по коридорам, драки, пинки, подножки и перебрасывание мелких предметов и т.д. Правила безопасности дома: обращение с электробытовыми приборами , газовыми плитами, спичками; общение с незнакомыми людьми; пользование лифтами, лестницами, окнами, балконами и т.д. Специальные службы экстренной помощи, их телефоны.
Ты – пешеход, ты – пассажир. Правила безопасного поведения на улице (ходить только по тротуарам, играть только на площадках, во дворах, на стадионах). Правила безопасного перехода через дорогу (светофор, пешеходный переход, дорожные знаки). Правила поведения в транспорте (уважительное отношение к старшим, инвалидам и т.д., ограничение громкой речи); правила безопасного поведения (находиться дальше от открытых дверей и окон, не высовываться в окно при движении транспорта и т.д.); правила обхода транспортных средств.
Правила поведения в природе. Природоохранные знаки. Опасности, которые могут возникнуть при прогулках в лес. Меры экологической безопасности: запрет на купание в загрязненных водоёмах, на сбор ягод, грибов, лекарственных растений вблизи дорог, в черте города и т.д. Охрана природы - необходимое условие охраны здоровья. Прогулка в природу – поход за здоровьем!
Понятие о чрезвычайных ситуациях, стихийных бедствиях. Землетрясение, пожар, наводнение, террористический акт, нападение. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях: обращение за помощью, отсутствие паники, выполнение указаний взрослых. Что такое гражданская оборона.
Формы занятий: урок – беседа, урок сюжетно- ролевая игра; урок – путешествие, урок – беседа.
Приёмы: беседа по теме, сообщение, обобщение, анализ ситуаций, использование наглядности, работа с таблицами, игра «хорошо - плохо», постановка проблем, поиск решений, обсуждение ситуаций, выводы по теме, оздоровительные упражнения; коррекция осанки, пальчиковая гимнастика, игры – имитации.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивного изложения, эвристический.
Информационное оснащение: таблицы – самоделки по теме, дорожные знаки, пословицы, поговорки, литературная подборка, природоохранные знаки, аудиозаписи.
Технологическое оснащение: магнитофон.
Тема 3. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье (7ч.)
Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье (обзор). Закаливание – фактор, укрепляющий здоровье. Закаливание солнцем, воздухом, водой. Обтирание, обливание, полоскание горла холодной водой. Босохождение. Признаки здорового и закаленного человека. Секрет долголетия. Солнечные и воздушные ванны.
Как мы дышим. Органы дыхания человека: нос, трахея, бронхи, легкие. Их значение при дыхании. Понятие газообмена. Растения - источник кислорода. Биологическая связь между растениями и человеком. Дыхательный акт. Частота дыхания, от чего она зависит. Управление дыханием. Сравнение здоровья селян и горожан. Факторы загрязнения воздуха в городе. Правила экологической безопасности.
Почему люди болеют. Причины простудных заболеваний: микробы, отсутствие привычки здорового образа жизни. Простудные заболевания. Признаки болезни: высокая температура, озноб, боль в горле, головная боль, потеря аппетита и т.д. Кашель и чихание - защитные действия организма. Профилактика простудных заболеваний: зарядка, спорт, физкультура, закаливание. Иммунитет (понятие). Профилактические прививки (понятия).
Прогулки на свежем воздухе - фактор закаливания, укрепления здоровья. Игры для здоровья. Профилактика простудных заболеваний.
История развития физкультуры и спорта. Первые Олимпийские игры. Современные виды спорта. Занятия в спортивных секциях, спортивных школах, классах хореографии - шаг к победам над собой.
Вредная привычка - курение. Воздействие курения на органы пищеварения, сердце и мозг, на рост и развитие детского организма. Последствия раннего пристрастия к курению: головные боли, тошнота, ухудшение общего состояния здоровья организма; отставание в физическом и умственном развитии. Акция "Дети - против курения!".
Прогулки в зимний период - элемент закаливания, тренировки и оздоровления. Морозный воздух - эффективное средство борьбы с микробами. Закаливание холодом. Подвижные игры в зимний период.
Формы занятий: урок - дидактическая игра, урок - мини - лекция, урок - беседа, урок - прогулка, урок - дискуссия, урок - игротренинг.
Методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемного изложения.
Приемы: обобщение знаний в форме игры, закрепления изученного в 1 - м классе по теме: Факторы, укрепляющие здоровье (семицветик "Здоровье").Сообщения по теме, использование наглядности, литературной подборки; работа в тетради; заучивание пословиц, поговорок, разучивание упражнений дыхательной гимнастики; постановка проблем, анализ ситуаций, поиск решений, выводы; просмотр фрагмента фильма; оздоровительные проблемы: элементы закаливания водой и воздухом; прогулки на свежем воздухе, аромотерапия (вдыхание чесночных и луковичных ароматов как профилактика простудных заболеваний); общеукрепляющие упражнения, коррекция осанки и зрения, игры на воздухе.
Информационное оснащение: памятки "Правила закаливания", "Массаж ушных раковин против простуды", литературный ряд: стихотворения, рассказы, пословицы, поговорки по теме. Таблицы по гигиене "Закаливание", "Вред курения", аудиозаписи.
Техническое оснащение: магнитофон.
Раздел 2. Гигиенические основы здорового образа жизни (11ч.)
Тема 1. Личная гигиена младшего школьника (2 ч.)
Понятие "гигиена", "личная гигиена". Предметы личной гигиены. Предметы общего и индивидуального (личного) пользования. Гигиенический уход за кожей лица, рук, тела, ног (обзор).
Аккуратность. Опрятность. Уход за одеждой, обувью. Гигиенические требования к одежде, обуви. Порядок в доме - залог здоровья. Профилактика лени, неряшество, неаккуратности. Последствия невыполнения гигиенических норм.
Формы занятий: урок - беседа; урок - сюжетно-ролевая игра.
Методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный.
Проблемы : беседы по теме, повторение изученного ранее, сообщение новых знаний, обобщение, дополнение; использование наглядности, предметов гигиены и т.д..; обрызгивание различных ситуаций, разучивание пословиц, поговорок; физкультурные минутки - имитация движений по уходу за телом; оздоровительные приемы: самомассаж, коррекция зрения, осанки; дыхательные упражнения, пальчиковые игротренинги; просмотр диафильма.
Информационное оснащения: литературная подборка по теме; таблицы по гигиене.
Тема 2. Гигиена органов зрения и слуха (2 ч.)
Глаз - орган зрения. Внешний вид глаза. Строение глаза: зрачок, радужка, белок, глазное яблоко, роговица. Защита глаз. Нарушение зрения: дальнозоркость, близорукость. Профилактика нарушения зрения. Правила бережного отношения к зрению. Очки. Коррекция зрения: гимнастика для глаз.
Орган слуха - уши. Строение уха: наружное ухо, среднее и внутреннее. Нарушения слуха. Самомассаж ушей - профилактика заболеваний. Техника массажа ушных раковин.
Форма занятий: урок - практикум.
Методы: репродуктивный с элементами объяснительно - иллюстративного.
Приемы: обобщение изученного ранее, сообщение, дополнение, уточнение; разучивание различных гигиенических приемов по уходу за органами слуха и ушных раковин (артикулярного массажа), повторение практических упражнений, оздоровительных приемов.
Тема 3. Гигиенические основы питания (4 ч.)
Пищеварение - процесс переваривания пищи. Органы пищеварения: полость рта. пищевод, желудок, кишечник. Переваривание пищи. Пищеварительные соки. слюна. Болезни грязных рук. Паразиты, кишечные инфекции.
Продукты питания. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и вода. Нарушения жизнедеятельности организма, связанные с недостатком витаминов, белков, жиров. Понятие "Здоровая пища для всей семьи". Что полезно и что вредно? Составление меню. Первые, вторые, третьи блюда.
Последовательность приема пищи. Условия качественного переваривания пищи. Жевательная резинка: польза или вред.
Полость рта. Зубы: молочные и постоянные. Строение зуба. Болезни зубов, причины их возникновения. Кариес. Зубная боль. Профилактика кариеса.
Гигиенический уход за полостью рта. Выбор зубных щеток и паст. Правила последовательности действий при чистки зубов.
Формы занятий: урок- путешествие, урок - мини - лекция, урок - сюжетно - ролевая игра, урок - практикум.
Методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический.
Приемы: сообщения новых знаний, обобщения, повторение, использование наглядности, литературных представлений, введение сказочных и сюжетных персонажей; постановка проблемы, поиск решений, анализ ситуаций по предлагаемым источникам; показ практических действий, закрепление навыков по уходу за полостью рта; оздоровительные приёмы; коррекция зрения, осанки; самомассаж, дыхательная гимнастика, аутотренинг и т.д.; игра "Полезно - вредно", просмотр кинофильма.
Информационное оснащение: литературные подбор, дидактический материал, таблица "Гигиена питания", упаковки продуктов питания.
Техническое оснащение: зубная паста, зубная щетка, стаканчик, салфетка, зеркальце (индивидуальный набор).
Тема 4. Профилактика нарушений опорно-двигательной системы (3ч.)
Скелет человека. Строение скелета (обзор). Кости, суставы, мышцы. их роль в организме человека. Руки, ноги - "рабочие инструменты". Профилактика травматизма. Переломы костей. Первая помощь при переломах (обзор).
Осанка- привычное положение при ходьбе, сидя, стоя. Осанка: правильная и неправильная. Профилактика нарушений осанки. Занятие спорта для укрепления мышц и костей. Упражнения для укрепления осанки : "Ели ...", "На берегу стояла ива...", "У стены" и т.д.
Подвижные игры - средство укрепления опорно-двигательной системы. Игры на свежем воздухе: "Горелки", "Третий лишний", "Птички на дереве".
Формы занятий: урок-беседа, урок - практикум, урок - игротренинг.
Методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный.
Приемы: сообщения, дополнения, обощения знаний, использование наглядности, таблиц, показ практических упражнений для коррекции осанки и укрепления мышц спины, живота; организация игровой тренировки на свежем воздухе; использование оздоровительных приемов: самомассаж кистей и стоп, физкультурные минутки.
Информационное оснащение: таблицы по теме "Скелет человека", "Предупреждение искривления позвоночника", "Влияние физических упражнений на организм человека". Кроссворды, литературный подбор, аудиозапись.
Техническое оснащение : магнитофон.
Раздел 3. Основы самовоспитания (7 ч.)
Тема 1. В союзе с природой (3 ч.)
Что мы знаем о природе. Сезонные изменения в природе. Весна, признаки этого времени года. Правила поведения в природе (повторение). Природоохранные действия в весенний период. Бережное отношение к первоцветам - первым приметам весны.
День птиц. Перелетные птицы. Гнездовья для птиц, поведение птиц весной. "Скворецжилстрой" - операция по развешиванию искусственных гнездовий.
Многообразие комнатных растений. Их использование для создания уголков природы дома, в школе и т.д. Теплица комнатных растений - оранжерея. Особенности ухода за различными растениями: частота полива, рыхление почвы, удаление сухих листьев и т.д. Значение комнатных растений для здоровья человека.
Формы занятий: урок - дискуссия: урок - викторина, урок - путешествие (экскурсия).
Методы: репродуктивный, эвристический, исследовательский.
Приёмы: эвристическая беседа, дискуссия, обобщение личного опыта детей, корректировка знаний с точки зрения экологически правильного поведения; выполнение различных заданий, корректирующих поведение детей; введение игровых и познавательных моментов; оздоровительные приёмы: обобщение с природой, игры - имитации поведения птиц, упражнения для коррекции осанки, самомассаж кистей, стоп, ушных раковин, релаксация "Волшебный сон".
Информационное оснащение: литературная подборка по теме: стихотворения, загадки, пословицы; дидактический материал, демонстрационный материал, аудиозаписи "Голос птиц", "Музыка для релаксации".
Техническое оснащение : магнитофон.
Тема 2. Культура общения (2 ч.)
Общение со сверстниками. Культура общения. Дружба. С чего начинается дружба. Мой друг (подруга). Улыбка - начало общения. Эмоции человека и его здоровье.
Культура мира в нашем классе. Моя малая Родина. Толерантность (терпимость) в отношениях между людьми разных национальностей.
Формы занятий: урок - ролевая игра, урок - мини - конференция.
Методы: репродуктивный, эвристический с элементами проблемного изложения.
Приёмы: обсуждение, обобщение опыта детей; обучение упражнения и приемам саморегуляции, доброжелательного отношения друг к другу; инсценирование ситуаций, разыгрывание сюжетов, пение песен: обсуждение, дискуссия, поиск решений по проблеме мира на Кавказе, дружбы между народами; конкурс плакатов "Дети должны жить в мире!", использование литературных и музыкальных произведений. Оздоровительные приемы: психогимнастика, физкультурные минутки.
Информационное оснащение: литературная подборка по теме: загадки, сценки, пословицы и поговорки; дидактический материал, демонстрационный материал, аудиозаписи детских песен, песня В. Шаинского "Улыбка", плакаты по теме.
Техническое оснащение :зеркальце (у каждого), магнитофон.
Тема 3. Познай самого себя (2 ч.)
Черты характера и чувства человека. Мечтательность. Застенчивость. Страх. Испуг. Волнение и переживание. Щедрость и жадность. Правда и ложь. Непослушание и наказание. Воровство. Привычки, вредные для здоровья. Нехорошие слова и поступки, злые шутки.
Преодоление страхов, волнения от переживаний. Избавление от вредных привычек. Изменение себя: Что хочу приобрести? От чего хочу избавиться?
Формы занятий: урок - дискуссия, урок - практикум.
Методы: эвристический с элементами объяснительно - иллюстративного, репродуктивный.
Приёмы: обсуждение и обобщение личного опыта детей, проигрывание ситуаций, поиск решений, разыгрывание сценок, анализ литературных произведений; самоопределение личных качеств и самокоррекция поведения для улучшения психологического здоровья; оздоровительный приём; психогимнастика; составление индивидуальной программы "Хочу стать лучше".
Информационное оснащение: литературный подбор произведений по теме; карточки с заданиями, распечатка опросника "Какой я?", аудиозаписи детских песен.
Техническое оснащение : магнитофон.
Итоговое занятие. Праздник здоровья (1ч.)
Мы выбираем здоровье! Здоровье - это ум, красота, сила, хорошее настроение, отсутствие болезней и вредных привычек, доброе ко всем отношение!
Формы занятий: урок - праздник.
Методы: , репродуктивный.
Приемы: предложение учащимся различных видов упражнений. реализующих цель занятия, использование игровых, конкурсных заданий, инсценировок и оздоровительных минуток.
Информационная оснащенность: наглядность по темам курса, дидактические карточки, аудиозаписи.
Техническое оснащение : магнитофон.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 – ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
по программе «Здоровье»
Форма проведения | Тема | Кол-во часов | Дата |
| Здоровьесбережение – это наука о том, как сберечь свое здоровье (введение) | 1 | |
Раздел 1. Здоровый образ жизни – основа здоровьесбережения | 14 | ||
Тема 1. Здоровье в твоих руках | 3 | ||
| С режимом дня дружишь – здоровей будешь! | 1 | |
| Для здоровья нужен сон | 1 | |
| На зарядку становись! | 1 | |
Тема 2. Основы безопасного поведения | 4 | ||
| Будь осторожен в школе и дома | 1 | |
| Безопасное поведение на улице и в транспорте | 1 | |
| Человек и природа: правила экологической безопасности | 1 | |
| Защити себя сам: чрезвычайные ситуации и здоровье | 1 | |
Тема 3. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье | 7 | ||
| Не купайся зимой, закаляйся летом! | 1 | |
| Здоровье человека | 1 | |
| Профилактика простудных заболеваний | 1 | |
| К осени за здоровьем! | 1 | |
| Для здоровья нужен спорт! | 1 | |
| Курить - здоровью вредить! | 1 | |
| К нам опять пришла зима… | 1 | |
Раздел 2. Гигиенические основы здорового образа жизни | 11 | ||
Тема 1. Личная гигиена младшего школьника | 2 | ||
| Чистота – залог здоровья! | 1 | |
| Здоровье и внешний вид школьника | 1 | |
Тема 2. Гигиена органов зрения и слуха | 2 | ||
| Правила бережного отношения к зрению | 1 | |
| Правила гигиенического ухода за органами слуха | 1 | |
Тема 3. Гигиенические основы питания | 4 | ||
| Секрет системы пищеварения | 1 | |
| Состав пищи | 1 | |
| Правила здорового питания | 1 | |
| Гигиенический практикум «Дорог каждый зуб!» | 1 | |
Тема 4. Профилактика нарушений опорно-двигательной системы | 3 | ||
| Зачем человеку скелет? | 1 | |
| Осанка ровная – стройная спина! | 1 | |
| Двигайся больше – проживешь дольше! | 1 | |
Раздел 3. Основы самовоспитания | 7 | ||
Тема 1. В союзе с природой | 3 | ||
| Мудрый учитель - природа | 1 | |
| Весна, прекрасен гомон птичий… | 1 | |
| Знакомимся: комнатные растения | 1 | |
Тема 2. Культура общения | 2 | ||
| Улыбка – путь к общению | 1 | |
| Дети должны жить в мире! | 1 | |
Тема 3. Познай самого себя | 2 | ||
| Какой Я? Мои привычки: хорошие и плохие | 1 | |
| Как преодолеть себя | 1 | |
| Итоговое занятие «Праздник здоровья» | 1 | |
Итого: | 34 |
Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы
1 класс
Раздел, тема | Форма занятий | Методы и приемы организации учебно – воспитательного процесса | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Форма подведения итогов по каждой теме, разделу | ||||
Введение | Урок - путешествие | Объяснительно – иллюстративный. Беседа, использование игровых персонажей | Беседа, сообщение, объяснение, использование игровых персонажей | Магнитофон «Сборник детских песен» | Показ практических действий | ||||
Раздел № 1« Основы здорового образа жизни» | |||||||||
Здоровый образ жизни – путь к здоровью | Уроки – беседа, практикум, игротренинг | Объяснительно – иллюстративный. репродуктивный, эвристический | Объяснение, сообщение, использование упражнений ,игр, релаксация | Магнитофон, таблицы - самоделки | Устный опрос, выполнение упражнений | ||||
Основы безопасности школьника | Уроки –беседа, экскурсия, ролевая игра | Эвристический, объяснительно – демонстрациооный, проблемного изложения | Диалог, эвристическая беседа,игра,создание проблемных ситуаций, анализ, показ действий,использование сюжетных игр,оздоровительные приемы | Макеты светофора, дорожные знаки, природоохранные знаки | Литературный подбор по теме Ролевая игра | ||||
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья | Уроки – беседа, практикум, игротренинг | Объяснительно – иллюстративный. | Сообщение, эвристическая беседа, показ практических действий, использование наглядности, сюжетных персонажей, пословиц,загадок | Подбор литературы по теме, таблица по гигиене | Оздоровительные приемы,дыхательная гимнастика,упражнения для разных групп мышц | ||||
Профилактика вредных привычек | Урок - беседа | Проблемного изложения | Постановка проблемы, поиск решений | Сюжетные персонажи | Оздоровительные упражнения | ||||
Раздел № 2 « Основы гигиенической культуры» | |||||||||
Правила личной гигиены | Уроки – путешествия,беседа, практикум, праздник | Проблемное изложение ,объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, эвристический | Объяснение с использованием наглядности,демонстрация опыта, постановка проблемных ситуаций,поиск решений | Микроскоп, Вода, палочка для взятия соскоба с кожи рук | Показ практических действий, оздоровительные упражнения, урок - праздник | ||||
Гигиена зрения и слуха | Уроки - практикумы | Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный. | Сообщение, беседа, использование сюжетных персонажей, загадки, пословиц, показ практических действий, упражнений | Магнитофон, таблица «Профилактика близорукости»,макет глаза | Демонстрация фильма, урок - практикум | ||||
Гигиена питания | Уроки –беседа, сюжетно – ролевая игра, дидактическая игра, урок - практикум | Объяснительно – иллюстративный, проблемного изложения, эвристический | Сообщение, эвристическая беседа, использование игр, сюжетных персонажей, оздоровительные упражнения | Таблицы –самоделки «Сладкая страница», «О еде» | Гигиенический практикум | ||||
Профилактика нарушения осанки | Урок - практикум | Эвристический, объяснительно - иллюстративный | Эвристическая беседа с демонстрацией упражнений для укрепления осанки | Таблица «Сиди правильно»,схемы: «мышцы», «скелет» | Показ практических коррекционных действий | ||||
Раздел № 3 «Основы психического здоровья» | |||||||||
Культура общения | Урок – беседа, сюжетно – ролевая игра | Проблемного изложения, репродуктивный, эвристический | Постановка проблемы, поиск решений | Сюжетные персонажи, видеозапись | Анализ ситуаций | ||||
Оценка поступков | Урок – дискуссия,беседа | Проблемного изложения, исследовательский | Постановка проблемы, поиск решений | Плакаты по теме «Толерантность»,рисунки детей « мы за мир»,магнитофон | Анализ известных фактов | ||||
Навыки общения с окружающим миром | Урок – дискуссия, конкурс | Эвристический, исследовательский | Обобщение личного опыта детей, использование сюжетных игр | Рисунки детей «Моя семья», «Мои друзья» | Урок - конкурс | ||||
Итоговое занятие | Урок - праздник | Репродуктивный | Выполнение упражнений различных видов, игра, инсценировка, оздоровительные минутки | Магнитофон, сюжетные персонажи | Проведение конкурса, викторины. |
2 класс
Раздел, тема | Форма занятий | Методы и приемы организации уч.-воспитат. процесса | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов по каждой теме |
Введение | Вводная беседа | Объяс. - иллюст. | Использ. наглядности, загадок, пословиц, разуч. оздор. упр. | Магнитофон | |
Раздел 1. Здоровый образ жизни – основа здоровьесбережения Здоровье в твоих руках | урок – дидактическая игра (практикум), урок – беседа, урок – тренинг. | объяснительно – иллюстративный, эвристический, репродуктивный | Памятки: «Как составить режим дня» , На зарядку становись!»; таблицы по теме «Режим дня школьника». | будильник (часы), магнитофон. | Сам. составл. режима дня |
Основы безопасного поведения | урок – беседа, урок сюжетно- ролевая игра; урок – путешествие, урок – беседа. | объяснительно-иллюстративный, репродуктивного изложения, эвристический. по теме, сообщение, обобщение, анализ ситуаций, использование наглядности, работа с таблицами, коррекция осанки, пальчиковая гимнастика, игры – имитации. | таблицы – самоделки по теме, дорожные знаки, пословицы, поговорки, литературная подборка, природоохранные знаки, аудиозаписи. | магнитофон. | Анализ ситуаций, поиск решений |
Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье | урок - дидактическая игра, урок - мини - лекция, урок - беседа, урок - прогулка, урок - дискуссия | эвристический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемного изложения. | памятки "Правила закаливания, таблицы по гигиене | Магнитофон | Самост. составление таблицы по теме |
Раздел 2. Гигиенические основы здорового образа жизни | |||||
Личная гигиена младшего школьника | урок - беседа; урок - сюжетно-ролевая игра | объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, ..; обрызгивание различных ситуаций, разучивание пословиц, поговорок; физкультурные минутки, просмотр диафильма | литературная подборка по теме; таблицы по гигиене. | Магнитофон | Умение применять приемы самомассаж, коррекция зрения, осанки |
Гигиена органов зрения и слуха | урок - практикум | репродуктивный с элементами объяснительно - иллюстративного. | Таблицы по теме, памятки по проф. заболеваний органов зрения и слуха | - | Проверка знаний оздоров. приемов. |
Гигиенические основы питания | урок- путешествие, урок - мини - лекция, урок - сюжетно - ролевая игра, урок - практикум | объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический. | литературные подбор, дидактический материал, таблица "Гигиена питания", упаковки продуктов питания. | зубная паста, зубная щетка, стаканчик, салфетка, зеркальце (индивидуальный набор). | Проверка знаний, оздоровительных приемов. |
Профилактика нарушений опорно-двигательной системы | урок-беседа, урок - практикум, урок - игротренинг. | объяснительно - иллюстративный, репродуктивный. | таблицы по теме "Скелет человека", "Предупреждение искривления позвоночника" | Магнитофон | Показ оздоровит. приемов. |
Раздел 3. Основы самовоспитания | |||||
В союзе с природой | урок - дискуссия: урок - викторина, урок - путешествие | эвристическая беседа, дискуссия, обобщение личного опыта детей, корректировка знаний с точки зрения экологически правильного поведения; игры - имитации | литературная подборка по теме: стихотворения, загадки, пословицы; дидактический материал | Магнитофон | Подготовить сообщение об уходе за растениями |
Культура общения | урок - ролевая игра, урок - мини - конференция | репродуктивный, эвристический с элементами проблемного изложения. | литературная подборка по теме: аудиозаписи детских песен | Магнитофон | Конкурс плакатов "Дети должны жить в мире" |
Познай самого себя | урок - дискуссия, урок - практикум | эвристический с элементами объяснительно - иллюстративного, репродуктивный | литературный подбор произведений по теме; карточки с заданиями, распечатка опросника "Какой я?", | Магнитофон | Составление индивид. программы "Хочу стать лучше" |
Итоговое занятие | урок - праздник | Репродуктивный. Использ. игровых, конкурсных заданий, инсценировок | наглядность по темам курса, дидактические карточки, аудиозаписи. | Магнитофон | Проверка знаний и умений. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
О СТРОЕНИИ ОРГАНИЗМА
1. Дмитриева Н.Я., Товпинец И.Т. Естествознание - 3.-М.:Просвещение, 1993.
2. Керрол Д. Тайны анатомии. О физкультуре и спорте.
3. Колвин О.,Спиэр Э. Живой мир:Энциклопедия - М.:Росмэн, 1997.
4. Мир человека. Анатомия и физиология (детская энциклопедия в картинках). - Смоленск:Русич, 2001.
5. Ротенберг Р. Расти здоровым: детская энциклопедия здоровья (пер. с англ.) - М.: Физкультура и спорт, 1996.
6. Яновская Т.Ю. Как устроен человек? История для детей. - 224 с. (серия "Анатомия для всех"). - Ростов - на - Дону:Феникс, 2000.
О ЗДОРОВЬЕ И ФИЗКУЛЬТУРЕ
1. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. - М.: ЭКСМО, 1995.
2. Барто А. Зарядка / Барто А. Стихи детям:Т.1.- М.: Детская литература, 1976. - С. 320.
3. Берестов В. Как я плавать научился / Берестов В. Что всего милее. - М.: Детская литература, 1974. С. 8
4. Галиев Ш. Заяц на физзарядке / Галиев Ш. Огурцы в тюбетейках. - М.: Детская литература, 1974. - С. 52 -53.
5. Гришин В.Г.., Осипов Н.Ф. Малыши открывают спорт. - 2 - еизд., с изм., доп. - М.:Педагогика, 1975.
6. Зайцев Г., Зайцев А. Твое здоровье. - СПб., 1997.
7. Литвинов Е. Ура, физкультура:Учебник 2 - 4 кл. - М.:Просвещение, 1996.
8. Остер Г. Физкультура. - М. 2000.
9. Прокофьева С.Л., Сапгир Т.В., Гришин В. Румяные щеки. - М.: Физкультура и спорт, 1987.
10. Семенова И.И. Учусь быть здоровы, или Как стать Неболейкой. - М., 1994.
11. Суслов В. Про Юру и физкультуру/Суслов В. Веселый звонок.-М.: Детская литература, 1974.
О ЗАКАЛИВАНИИ
1. Белозеров Т. Моржи/ Белозеров Т. Кладовая ветра. - М.: Детская литература, 1970.
2. Лебедев - Кумач В. Закаляйся!/ Лебедев - Кумач В.Здравствуй, школа! - М.: Детская литература, 1973.
3. Михалков С. Про мимозу/Михалков С. Настоящие друзья. М.: Детская литература, 1981.
4. Ротенберг. Энциклопедия здоровья. - М., 1993.
5. Семенова И.И. Учусь быть здоровы, или Как стать Неболейкой. - М.:Педагогика, 1991.
О РЕЖИМЕ ДНЯ И УМЕНИИ ЦЕНИТ ВРЕМЯ
1. Ладонщиков Г. Ленивцы. Опоздал/ Ладонщиков Г. Чай с вареньем. - М.: Детская литература, 1976.
2. Маршак С. Дремота и зевота/ Маршак С Детям. - М.: Детская литература, 1973.
3. Маршак С. Не опаздывай!/ Маршак С. Дом, который построил Джек. - М.: Детская литература, 1967.
4. Мошковская Э. Время спать/ Мошковская Э. Книга для друга.. - М.: Детская литература, 1978.
5. Родари Дж. Лежебока/ Родари Дж. Здравствуйте, дети! . - М.: Малыш, 1976.
О ТОМ, КАК НАДО ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ
1. Галиев Ш. Витаминные буквы. Находка с загадкой/Галиев Ш. Огурцы в тюбетейках. - М.: Детская литература, 1974.
2. Михалков С. Про девочку, которая плохо кушала/ Михалков С. Настоящие друзья. - М.: Детская литература, 1974.
3. Суслов В. Тощий Тимка/Суслов В. Трудные буквы. - М.: Детская литература, 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"...