Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Здоровье"
рабочая программа по зож (1 класс) на тему

Павкина Алла Анатольевна

Рабочая программа кружка "Здоровье".1 и 2 год обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove.docx377.02 КБ

Предварительный просмотр:

                    Управление образования Администрации города Дзержинска

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 37»

(МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37»)

ПРОГРАММА

«Здоровье»

на 3 года обучения

(возраст обучающихся7-9 лет)

Педагог дополнительного образования

МБОУ СОШ № 37

Павкина А.А.

г. Дзержинск


Здоровье – это вершина , на которую человек должен подняться сам.
                                                                                                                         И.Брехман

                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Через  деятельность объединения дополнительно образование «Здоровье» реализуется социально-педагогическая  направленность.

       Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности  социальных, экономических, природных и генетических  факторов. В детстве закладывается фундамент физического и психического здоровья.  Перед общеобразовательной  школой и дополнительным образованием стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по укреплению здоровья, активизации мыслительной и двигательной деятельности и в целом по формированию культуры здоровья детей.

         Модернизация система образования требует внедрения кардинально нового подхода в обучении, который должен органично войти в повседневную деятельность школы и лежать в основе всего образовательного процесса.

          Программа реализуется в три этапа (1-3 классы общеобразовательной школы).

          Программы 1-го и 2-го лет обучения: «Расти здоровым» (1 класс) и «Береги свое здоровье»(2 класс) знакомит детей с основными правилами безопасного поведения  и личной гигиены как основа здорового образа жизни; дают элементарные представления о строении организмы человека; включают вопросы психологического оздоровления через общение и взаимодействия с окружающим миром природы и обществом.

         Программа 3-го года обучения- «Познай себя» (3 класс) раскрывает  сущность человека как части природы, дает полное представление о строении организма, функциях различных систем и отдельных органов ,углубляет познание гигиенических основ, позволяющих сберечь и укрепить здоровье- важнейшую жизненную ценность.

          Цель программы: формирование основ культуры здоровья и младших школьников.

Для реализации программ и достижения поставленной цели на каждом этапе\ ставятся конкретные задачи, решение которых обеспечивает усвоение программного материала и формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни. Можно выделить ряд приоритетных задач, постановка которых и решение позволяет отслеживать эффективность образовательного, оздоровительного, развивающего и воспитательного компонентов программы.

Обучающая задача:

  • формировать первоначальные знания в области анатомии,  физиологии, гигиены и валеологии;  
  • обучать детей приемам самоконтроля, саморегуляции, коррекции своего здоровья и

            самооздоровления с помощью оздоровительных упражнении.

Оздоровительные задачи:

  • укреплять здоровья детей за счет повышения их двигательной, гигиенической культуры;
  • организовывать спортивно-оздоровительные, лечебно-профилактические и досуговые мероприятия,  способствующие проявлению положительных эмоций и укреплению психического здоровья.

   Развивающие задачи:

  • развивать познавательные, творческие и двигательные способности детей;
  • актуализировать в потребности детей с самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании

            и побудить их к формированию здоровья собственными силами;

  • содействовать всестороннему гармоничному развитию личности обучающихся

Воспитательные задачи:

  • формировать мотивацию здорового образа жизни, безопасного и гигиенически

             разумного поведения;

  • воспитывать у детей экологическую культуру и культуру поведение через формирование нравственных, духовных и волевых качеств

Эстетические задачи:

  • Воспитывать аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту.

Основные принципы программы:

  • принцип гуманизации- высшей ценностью является ребенок и его здоровье(конвенция

           о правах ребенка 1998 г.);

  • принцип природосообразности предполагает воспитание ребенка в единстве и

            согласии с природой, забота об экологически благоприятной для него среде жизни;

  • принцип единства познания, переживания и действия позволяет обеспечить

            становление многогранных отношений ребенка с окружающей средой и              ценностного      отношения к здоровью;

  • принципы интеграции содействовать осознанию роли и места человека в системе

          мироздания, зависимостью состояния здоровья от деятельности социоприродной            среде. Умелая интеграция содержания компонентов обеспечивает становление             валеологически и экологически грамотной позиции ребенка;

  • принцип диалогизации предполагает субъект- субъективный характер отношений

между взрослым и ребенком, результатом которых является сотрудничество,

сотворчество в направлении здоровьесбережения.

           Актуальность программы заключается в том, что она комплексная и экспериментальная, ее создание  обусловлено работой краевой экспериментальной площадки по теме «Педагогические основы формирования экологической культуры в системе непрерывного дополнительного экологического образования»
         Новизна программы «Здоровье»- в том, что организация образовательной деятельности детей стоится основе валеологически структурированного занятия

           Такой подход позволяет поддерживать умственную работоспособность обучающихся на оптимальном уровне в течение всего занятия, не вызывая утомления, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для мотивации здоровья.
          Содержание программы «Здоровье» логически укладывается в базовый учебный план начальной школы, основывается длязнаниях детей, полученных ими в общеобразовательной школе, развивает, углубляет их, придает им эколого-валеологическую окраску.
            Методика работы по программе позволяет творчески подходить вк вопросам образования и оздоровления детей, открывает широкий простор для инновационной деятельности. Для организации работы в учебном процессе используется как традиционные (беседа, лекция, дискуссия, экскурсия и т.д.), так и нетрадиционные формы занятий (сказки, путешествия, конкурсы, игры и т.д.).
              Усвоение, осмысление и применение знаний, выработка навыков гигиенического, безопасного, здоровьесберегающего поведения обеспечивается разнообразием методов и приемов ( как традиционных , так и инновационных)  организации образовательно-оздоровительно процесса.

                Познавательный теоретический материал дается в форме сказки, рассказа с элементами беседы в сочетании с практическими заданиями, физкультурными и оздоровительными минутками(тренинг и гимнастика для глаз, коррекция осанки, дыхательная и звуковая гимнастика, пальчиковые игротренинги, аутотренинги, релаксации по музыку, самомассаж  пальцев рук, стоп, ушных раковин и т.д.). Широко используются специфические для младших школьников виды деятельности: элемент изобразительного искусства, музыки, физического воспитания(подвижные игры, игры- путешествия, эстафеты, состязания и т.д.), прогулки за здоровьем экскурсии и оздоровительные игры на свежем воздухе; а также произведения устного народного творчества(пословицы, поговорки, загадки, потешки и т.д.). Названия тем уроков 1-го года обучения- «Расти здоровым» (1 кл.)- содержат производные местоимения «Я», что подчеркивает личную значимость информации, как только ребенок с ней сталкивается, и поддерживает его внимание достаточно продолжительно, способствуя усвоению и дальнейшему использованию. Например, «Я- здоровый человек», «Я- пешеход, для меня есть светофор и переход!», «Мои друзья- мыло и вода» и т.д.

                      В работе по программе «Здоровье» большое внимание уделяется воспитательной работе, реализация воспитательного компонента программы создает благоприятную психоэмоциональную среду, способствующую не только психологическому оздоровлению, но и формированию устойчивой мотивации здорового образа жизни.

            Результатом работы по программе «Здоровье» является сформированность ответственного ценностного отношения к здоровья, а это «достаточно сложное психологическое новообразование» (Д.В. Колесов). Оно включает:

отношение к здоровью как ценности;

формирование представления о себе как о здоровом человеке;

тревога за возможную утрату здоровья и желание не болеть;

способность использовать в повседневном поведении всю информацию, которая служит

  сохранению и укреплению здоровья, причем осознание опасности болезней или вредных привычек не должно быть пассивным, оно должно подвигать   ребенка к энергичным действиям во благо своего здоровья;

конкретные привычки здорового образа жизни.

          Программой предусмотрено проведение диагностической работы, которая позволяет оценивать эффективность образовательно-оздоровительной деятельности. Диагностические исследования способствуют выявлению не только уровня сформированностивалеологической культуры (уровень знаний по анатомии, физиологии и гигиене, качество умений и навыков по укреплению и сохранению здоровья), но и выявлению характера социально-психологических отношений в ближайшем для каждого ребенка окружении определению состояния психического здоровья детей.

          Диагностическая работа, проводимая по программе, может отразить лишь результативность образовательного, частично развивающего и воспитательного компонентов программы.  Практически невозможно диагностировать оздоровительное воздействие программ, поскольку процесс формирования индивидуального здоровья достаточно долго срочен.

       Приоритетной задачей программы «Здоровье» в целом, является формировании в сознании детей ценностного отношения к своему здоровью. На этой основе происходит формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни и физического воспитания; развивается чувство уважения к своему окружению- природному и социальному.

        Цель:

  • формирование здоровьесберегающей грамотности, овладение умениями и навыками укрепления здоровья на основе правил здорового образа жизни.

Задачи:

 формировать первоначальные понятия из различных областей знаний о человеке;

   навыки безопасного и гигиенически правильного поведения умение управлять своим        

психическим здоровьем;

укреплять здоровье детей за счет повышения их двигательной и гигиенической культуры;

развивать детскую самостоятельность, любознательность, речь, познавательные процессы (внимание, мышление, память, воображение, сенсорное восприятие) навыки межличностного и межнационального общения, адекватную оценочную, деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков других людей; стремление к активной деятельности и творчеству с целью здоровье сбережения;

воспитывать у детей ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья; чувство собственного достоинтсва, своего «Я» как личности; любовь к окружающему миру природы и социальному окружению; формировать мотивацию гигиенического поведения и физического саморазвития.

       Программа объединения дополнительного образования построена таким образом, что последующие знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.

      В процессе обучения формируются, систематизируются и расширяются представления детей о здоровье, о здоровом образе жизни, о строении организма человека, о факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье; развивается интерес к самопознанию, познанию своих возможностей в направлении здоровьесбережения; воспитывается любовь к окружающему миру людей и природы.

           Программа нацелена на формирование бережного отношения к своему здоровью, навыков гигиенического поведения и культуры общения. При этом обеспечивается существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, воображения), мелкой моторики кисти, а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

           Содержание программы 1-го и 2-го лет обучения охватывает широкий спектр вопросов - от элементарных правил личной гигиены до основ самовоспитания; раскрываются доступные пониманию детей взаимосвязи между здоровьем и окружающей средой, их поведением, настроением, их образом жизни. Идея связей позволяет создать целостное представление о здоровье как ценности, значительно усиливая воспитательный и развивающий потенциал программы. Выделены следующие содержательные линии. Первую из них составляет ознакомление с основами здорового образа жизни, осознание которого не обходимо для развития у обучающихся современного здоровье сберегающего мышления. Большое внимание уделяется воспитанию ценностного отношения к своему здоровью, составляющего основу культуры здоровья. На ряду со знакомством с основами здорового образа жизни, предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность для здоровья и жизни детей: на дорогах и улицах, дома и в природе, на воде, при общении с незнакомыми людьми и т.д.

                    В качестве другой содержательной линии выделено знакомство с основами гигиенической культуры. Обучающиеся получают необходимые знания и навыки гигиенического ухода за полостью рта, руками, ногами, по гигиене слуха, зрения, питания. При этом раскрываются важнейшие взаимосвязи между здоровьем ребенка и соблюдением их гигиенических правил, приводятся примеры отклонений в здоровье, вызванных несоблюдением элементарных норм гигиены.

                   Важной содержательной линией является обучение основам психического здоровья, правилам самовоспитания, умению общаться с другими людьми – детьми и взрослыми, освоение правил вежливости и поведенческих правил в обществе, правил меж личностного общения, дружеского отношения к природному окружению.

Занятия целесообразно проводить в следующих формах: урок – беседа, урок – дискуссия, урок – сюжетно – ролевая игра, урок – практикум, урок – игро-тренинг, урок – путешествие, урок – праздник, урок – конкурс, и даже в форме мини – конференции. Это расширяет возможности детей в самопознании, самосовершенствовании и самореализации.

             

             Ожидаемые результаты  1-го и 2-го года обучения

Результатом работы 2-го года обучения можно считать сформированность у детей первичных здоровьесберегающих знаний, гтгтенических навыков: элементарных навыков самонаблюдений, самоорганизации, позволяющих вести простейшие « Дневники здоровья», навыки межличностного и межнационального общения. Оценка уровня знаний и умений, личностных качеств, развитых в результате реализации программы, определяется с помощью тестирования, диагностирования, наблюдений, анкетирования и т.д.

  Реализация программы 1-го и 2-го года обучения предполагает овладение детьми определенным уровнем умений.

Обучающиеся должны знать:

  • Части тела, основные органы и системы своего организма;
  • Основные термины и правила здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье, правила закаливания организма;
  • Основные правила безопасного поведения на улице , в школе и дома;
  • Правила поведения при чрезвычайных ситуациях(стихийных бедствиях);
  • Правила экологически грамотного поведения в природе;
  • Телефоны специальных служб (пожарной, газовой, скорой помощи и милиции);
  • Меры профилактики инфекционных заболеваний, правила поведения во время болезней;
  • Значение двигательной активности и занятий спортом для укрепления здоровья;
  • Предметы личного и общего пользования при соблюдении гигиенических норм и правил;
  • Правила личной гигиены, гигиены органов зрения, слуха, полости рта, ухода за одеждой;
  • Правила здорового питания, культуру приёма пищи;
  • Меры профилактики нарушений осанки, упражнения для укрепления правильной осанки, упражнения для коррекции нарушений осанки;
  • Основы культуры общения: приветствие, благодарность, извинение, прощание;
  • Основы самовоспитания, доброго отношения к окружающему миру;
  • Пословицы, поговорки и загадки, подчёркивающие важность здоровья;

Обучающиеся должны уметь:

  • Рационально использовать время, учитывать свой режим дня;
  • Выполнять комплекс упражнений, гимнастики;
  • Соблюдать правила личной гигиены: правильно ухаживать за полостью рта, волосами, ногтями, ушами;
  • Выполнять гимнастику для глаз; упражнения для профилактики нарушений осанки, дыхательную гимнастику;
  • Использовать правила безопасного поведения в различных ситуациях: при переходе через улицу, обходе транспорта, при пожаре, встрече с незнакомыми людьми, дома в отсутствие родителей и т.д.
  • Бережно относиться к природному окружению (растениям, животным и т.д.)
  • Ухаживать за комнатными растениями, подкармливать птиц;
  • Выполнять правила культурного поведения при общении с окружающими людьми: близкими, знакомыми и незнакомыми;
  • Вести простейшие самонаблюдения за своими поступками;
  • Правильно оценивать свои поступки корректировать свои действия;
  • Использовать предлагаемую информацию с целью оздоровления организма;

      Данный уровень знаний, умений и навыков можно считать промежуточным, т.е. дальнейшее расширение и углубление знаний продолжается при изучении содержания программы 3-го года обучения – «Познай себя» (3 класс)

     В приведенном ниже тематическом планировании указано примерное количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы ( из расчета 1 час в неделю), которое может варьироваться по усмотрению учителя в зависимости  от психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, изучающих программу. Для 1-го класса разработан учебно – тематический план на 32 часа  в год, для 2-го и 3-го на 34 часа.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  1 – ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Форма проведения

Тема

Кол-во часов

Теор.

Практ.

1.Урок-путешествие

Путешествие в страну «Здоровья» (введение)

1

1

-

Раздел 1.

Основы здорового образа жизни человека

12

6

6

Тема 1.

Здоровый образ жизни  - путь к здоровью

3

1

2

2.Урок- беседа

Режим дня – это распорядок моих дел

1

1

3.Урок-практикум

Здоровье в порядке – спасибо зарядке!

1

1

4.Урок-игротренинг

Люди с самого рождения жить не могут без движения…

1

1

Тема 2.

Основы безопасности школьника

5

3

2

5.Урок - беседа

Я теперь ученик, жить по правилам привык

1

1

6.Урок – дискуссия

Опасности, которые ждут меня по всюду

1

1

7.Урок-беседа

Я – пешеход, для меня есть светофор и переход!

1

1

8.Урок-экскурсия

Пешеходная  азбука нашего города.

1

1

9.Урок – ролевая игра

Мир природы: прекрасный и опасный.

1

1

Тема 3.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

3

1

2

10.Урок-беседа

Если хочешь быть здоров – закаляйся!

1

1

11.Урок - практикум

Учимся дышать правильно

1

1

12.Урок-игротренинг

Больше свежего воздуха – крепче здоровье!

1

1

Тема 4.

Профилактика вредных привычек

1

1

13.Урок-беседа

Там, где дым от сигарет, мне в этом доме места нет!

1

1

Раздел 2.

Основы гигиенической культуры

12

4

8

Тема 1.

Правила личной гигиены

4

2

2

14.Урок - путешествие

У меня есть всё своё…

1

1

15.Урок – беседа

Мои друзья – мыло и вода!

1

1

16.Урок -практикум

Гигиенический практикум «Чистые руки»

1

1

17.Урок - праздник

Путешествие в город Чистоты и Порядка

1

1

Тема 2.

Гигиена органов зрения и слуха

2

-

2

18.Урок - практикум

Если глазки повредить, в темноте придётся жить

1

1

19.Урок - практикум

Ушки звуки различают, они слышать помогают

1

1

Тема 3.

Гигиена питания

5

2

3

20.Урок – беседа

Чтобы лучше развиваться, нужно лучше нам питаться

1

1

21.Урок – сюжетно –ролевая игра

Здоровая пища для всей семьи

1

1

22.Урок – дидактическая  игра

Что едим сначала, что едим потом?

1

1

23.Урок – беседа

Чтобы зубки не болели, чтоб крепчали и белели

1

1

24. Урок - практикум

Гигиенический практикум «Волшебная щеточка»

1

1

Тема 4.

Профилактика нарушений осанки

1

1

25.Урок – практикум

Когда стою, хожу, сижу – спинку ровно я держу

1

1

Раздел 3.

Основы психического здоровья

6

1

5

Тема 1.

Культура общения

2

1

1

26.Урок - беседа

Я- культурный человек!

1

27.Урок – сюжетно – ролевая игра

Грубых слов не говорю, только добрые дарю

1

1

Тема 2.

Оценка поступков

2

-

2

28.Урок – дискуссия

Что такое хорошо и что такое плохо?

1

1

29.Урок – мини - конференция

Давайте жить дружно!

1

1

Тема 3.

Навыки общения с окружающим миром

2

-

2

30.Урок - дискуссия

Моя семья – самая лучшая!

1

1

31.Урок - конкурс

Природа – мой друг!

1

1

32.Урок – праздник

Итоговое занятие «Здравствуй, страна здоровья!»

1

-

1

Итого:

32

12

20

Учебно – тематический план 1-го года обучения

Тема

Форма проведения

Количество часов

 Дата

Введение 1ч

1.Путешествие в страну Здоровья

Урок - путешествие

               1

Основы здорового образа жизни   12ч

1.Здоровый образ жизни – путь к здоровью

Урок - практикум

1

2.Режим дня- распорядок моих дел

Урок - беседа

1

3.Здоровье в порядке – спасибо зарядке

Урок - практикум

1

4.Люди с самого рожденья жить не могут без движенья

Урок - игротренинг

1

5.Основы безопасности школьника

Урок - беседа

1

6.Я теперь ученик, жить по правилам привык

Урок - беседа

1

7.Опасности, которые ждут меня повсюду

Урок - игротренинг

1

8.Я пешеход, для меня есть светофор и пешеход

Урок - беседа

1

9.Пешеходная азбука нашего города

Урок - игротренинг

1

10.Если хочешь быть здоров - закаляйся

Урок - беседа

1

11.Учимся дышать правильно

Урок - практикум

1

12.Больше свежего воздуха – крепче здоровье

Урок - игротренинг

1

Основы гигиенической культуры 12ч

1.У меня есть все свое…

Урок - путешествие

1

2.Мои друзья – мыло и вода

Урок - беседа

1

3.Гигиенический практикум « Чистые руки»

Урок - практикум

1

4.Путешествие в город Чистоты и порядка

Урок - праздник

1

5. Если глазки повредить, в темноте придется жить

Урок - практикум

1

6.Ушки звуки различают, они слышать помогают

Урок - практикум

1

7.Чтобы лучше развиваться, необходимо нам питаться

Урок - беседа

1

8.Здоровая пища для всей семьи

Урок- сюжетно – ролевая игра

1

9.Что едим сначала, что едим потом

Урок- дидактическая игра  

1

10.Чтобы зубки не болели, чтоб крепчали и белели

Урок - беседа

1

11.Гигиенический практикум «Волшебная щеточка»

Урок - практикум

1

12.Когда стою, сижу, хожу – спинку ровно я держу

Урок - практикум

1

Основы психического здоровья 6ч

1.Я – культурный человек

Урок - беседа

1

2.Грубых слов не говорю, только добрые дарю

Урок- сюжетно – ролевая игра

1

3.Что такое хорошо и что такое плохо?

Урок - дискуссия

1

4.Давайте жить дружно!

Урок – мини конференция

1

5.Моя семья – самая лучшая!

Урок - дискуссия

1

6.Природа – мой друг!

Урок - конкурс

1

Итоговое занятие 1ч

1.«Здравствуй, Страна Здоровья!»

Урок - праздник

1

                        Содержание программы 1-го года обучения

     Введение (1 ч.)

      Я - здоровый человек! Понятие «здоровье». Как сберечь и укрепить свое здоровье .
Факторы, укрепляющие здоровье: режим дня, зарядка, нормальный сон, физкультура и спорт , закаливание, правильное питание, отсутствие вредных привычек ( семицветик ,,Здоровье")
   
Форма занятия: урок- путешествие .
    Метод: объяснительно-иллюстративный.
 
  Приемы: беседа, сообщение, объяснение, использование игровых персонажей, показ практических действий (упражнений)
    Информационное оснащение: аудиокассета «Сборник детских песен».
    Техническое оснащение: магнитофон


 
Раздел 1. Основы здорового образа жизни человека (12 ч.)
          Тема 1. Здоровый образ жизни - путь к здоровью (3 ч.)
         Понятие «режим дня». Режим дня первоклассника. Сохранение здоровья в режиме школы и дома: умелое сочетание умственной и физической деятельности. Физкультурные минутки. Сон, его значение для здоровья. Гигиена сна.
          Утренняя зарядка - заряд бодрости, энергии и хорошего настроения на целый день . ежедневные физические упражнения и двигательная активность как средства укрепления здоровья.
          Подвижные игры на свежем воздухе - игры для здоровья. Их влияние на рост и развитие. У каждой игры свои правила. Меры предупреждения травматизма среди детей во время игр.
         
формы занятий: Урок-беседа, урок- практикум, урок- игротренинг
     
      Методы: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, эвристический.
            Приемы: объяснение, сообщение, использование упражнений, игр; устный опрос, выполнение упражнений, релаксация и другие оздоровительный приемы.
            Информационное оснащение: таблицы- самоделки «Твой распорядок дня»,аудиокассета «Звуки океана».
              Техническое оснащение: магнитофон


             Тема 2. Основы безопасности школьника (5 ч.)
            Я школьник. Предметы школьной жизни. Настроение в школе. Правила поведения и правила безопасности в школе, на уроках и на переменах. Доброе отношение друг к другу как фактор безопасного поведения.
            Ситуация «Один дома». Правила безопасного поведения в быту: при использовании электробытовых приборов, газовой плиты, предметов, не безопасных для здоровья и жизни и т.д.; действия при пожаре; общение с незнакомыми людьми. Телефоны специальных служб: пожарной, скорой, газовой и милиции.
             Я - пешеход. Поведение на улице, игра вблизи проезжей части, правила безопасного перехода через дорогу. Светофор, сигналы светофора. Светофор для пешеходных переходов. Дорожные знаки: «Переход», «Осторожно, дети!».
              Дорожная карта территории в районе школы; опасные участки дорог, перекрестки, расположение знаков, светофоров. Правила безопасного перехода через дорогу в местах пешеходов со светофором и без светофора        
             Правила безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в парке, в лесу. Ситуации:«Пожар в лесу», «Мусор у реки». Природоохранные знаки.
             Формы: урок-беседа, урок-дискуссия, урок-экскурсия, урок ролевая игра.
             Методы: эвристический, объяснительно-демонстрационный, проблемного изложения.
             Приемы: диалог, эвристическая беседа, игра, создание проблемных ситуация, анализ, показ действий, использование сюжетных игр, оздоровительные приемы, литературный подбор по теме.
               
Информационное оснащение: макеты светофора, дорожные знаки, природоохранные знаки.
         
Тема 3.Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья! (3 ч.)
                Вода и солнце как факторы оздоровления и закаливания организма. Правила закаливания водой, солнцем. Обтирание, обливание, загар. Подбор одежды для труда и отдыха, занятий спортом, прогулок в разное время года и любую погоду.
               Свежий воздух, его значение для оздоровления. Правила закаливания воздухом. Загрязнение воздуха, его воздействие на организм. Дыхание через нос - главный способ дыхания, дыхательная гимнастика. Звуковое дыхание - пение гласных звуков, отрывистое произношение согласных.
                Игры на свежем воздухе в осенний период как фактор сохранения и укрепления здоровья. Двигательная активность в любую погоду - условия здоровье сбережения.
               
Формы занятий: урок-беседа, урок-практикум, урок- игро-тренинг.
               
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический.
               
Приемы: сообщение, эвристическая беседа, показ практических действий, использование наглядности, сюжетных персонажей, пословиц, загадок и т.д., оздоровительные приемы, дыхательная гимнастика, упражнения для разных групп мышц.
                Информационное оснащение: подбор литературы по теме, таблица по гигиене: «Закаливание организма».
       
Тема 4. Профилактика вредных привычек (1 ч.)
                Вредное воздействие на растущий организм табачного дыма, алкоголя, наркотиков. Профилактика вредных привычек. Акция «Папа, не кури!»
               
Форма занятия: Урок-беседа.
               
Метод: проблемного изложения.
               
Приемы: Постановка проблемы, поиск решений, анализ; использование наглядности, сюжетных персонажей, оздоровительных упражнений.

   Раздел 2. Основы гигиенической культуры (12 ч.)
             Тема 1. Правила личной гигиены (4 ч.)
            Предметы личного (индивидуального) пользования: полотенце, зубная щетка, расческа и т.д. Предметы общего пользования: мыло, зубная паста, щетка для одежды и т.д.

  Соблюдение правил личной гигиены: мытье рук и ног, умывание, купание.
            Как умываются животные: домашние и дикие, растения умываются росой. Откуда берутся грязнули? Понятие о микробах. Значение мыла и воды в борьбе с микробами.
            Урок Мойдодыра: как правильно вымыть и вытереть руки, обрезать ногти. Правила безопасности при пользовании кранами с горячей и холодной водой. Бережное отношение к питьевой воде, рациональное ее использование.
            Профилактика неряшливости, несоблюдения правил личной гигиены. Аккуратность, опрятность в одежде, чистота тела - залог здоровья! Пропаганда гигиенической культуры.
           
Формы занятий: урок-путешествие, урок-беседа, урок-практикум, урок-праздник
           
Методы: Проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный, диафильма; постановка проблемных ситуаций, поиск решений, анализ, сообщения, показ практических действий, оздоровительных упражнений.
           
Информационное оснащение: Таблицы-самоделки «Надо, надо умываться...», «Как защититься от микробов», аудиозаписи.
           
Техническое оснащение: микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, чистая вода, палочка для взятия соскоба с кожи рук, магнитофон.

 
Тема 2. Гигиена зрения и слуха (2 ч.)
            Глаза - окно в окружающий мир. Глаза человека, животных, птиц, насекомых. Глаза - орган зрения. Брови, веки, ресницы, слезы - защита глаз. Слепота. Правила бережного отношения к зрению.  Гимнастика для глаз.
            Органы слуха животных. Ухо человека. Правила бережного отношения к ушам. Вредное воздействие шума, громкой музыки, криков. Массаж ушей
           
Форма занятий: уроки-практикумы.
           
Методы: Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
           
Приемы: Сообщение, беседа, использование наглядности, сюжетных персонажей, загадок, пословиц, показ практических действий, упражнений и т.д., демонстрация диафильма
           
Информационное обеспечение: таблицы по гигиене «Профилактика близорукости», макет  глаза,  аудиозапись.
           
Техническое обеспечение: магнитофон

   
Тема 3. Гигиена питания (5 ч.)
            Зачем человек ест. Чем питаются животные и человек. Движение пищи в организме человека. Органы пищеварения: рот, пищевод,  желудок, кишечник (упрощенно).
            Какие продукты питания полезны детям и взрослым. Что едят в вашей семье? Понятие «Здоровая пища». Бережное отношение к хлебу.
            Правила рационального питания. Завтрак. Правила последовательности приема за обедом. Что едят на ужин? Поведение за столом.

            Рот и зубы. Строение зуба. Молочные и коренные (поставленные) зубы. Как возникает кариес. Какие продукты питания полезны для зубов, какие вредны.
            Гигиенический уход за полостью рта. Профилактические осмотры у стоматолога. Жевательная резинка: за и против.
           
Формы занятий: урок-беседа, урок- сюжетно-ролевая игра, урок- дидактическая игра, урок-практикум.
           
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, эвристический.
           
Приемы: сообщение, эвристическая беседа, использование игр, сюжетных персонажей, оздоровительных упражнений, постановка и решение проблемы, анализ действий.
           
Информационное оснащение: таблицы- самоделки         «Сладкая страница» , «О еде», «Что едим сначала, что потом»,«Как правильно питаться», «Зубы! Зубы!», «Что полезно и вредно для зубов», тетради «Разговор о правильном питании».

Тема 4. Профилактика нарушений осанки (1 ч.)
            Скелет (схематичное строение). Понятия «суставы» ,«Мышцы» . Осанка. Упражнение для укрепления осанки.
             
Форма занятия: урок-практикум
           
Методы: эвристический, объяснительно- иллюстративный
           
Приемы: эвристическая беседа с демонстрацией наглядности, использование загадок, пословиц, показ практических коррекционных действий (упражнения для укрепления осанки), оздоровительные приемы.
           
Информационное оснащение: таблица «Сиди правильно!»,  схемы «Скелет»,«Мышцы».
         

   Раздел 3. Основы психического здоровья (6 ч.)
           Тема 1. Культура общения (2 ч.)
            Что значит быть культурным человеком?  Общение (мимика, жесты, выражение чувств). Культура человека- это сочетание красивого и доброго.
            Культура общения. Вежливость. Приветствие. Благодарность. Азбука вежливых слов: будьте добры, пожалуйста, разрешите, простите. Уроки этикета.
           
Формы занятий:  урок- беседа, урок - сюжетно- ролевая игра.
           
Методы: проблемного изложения, репродуктивный, эвристический.
           
Приемы: постановка проблемы, поиск решений, анализ ситуаций, использование сюжетных персонажей, загадок, пословиц, психотренинг.
           
Информационное оснащение: отрывки из мультфильмов «Про кота Леопольда»(видеозапись).
           
Техническое оснащение: Видеомагнитофон, телевизор.
         
Тема 2. Оценка поступков (2 ч.)
             Манера поведения школьников. Моделирование поведения в различных ситуация: хорошо - плохо, этично - неэтично, можно - нельзя.
            Культура мира мёжду людьми разной национальности. Мир и война. Толерантность. Милосердие. Наш многонациональный край.
           
Формы занятий: урок- дискуссия, урок- беседа.
           
Методы: проблемного изложения, исследовательский. 
             Приемы: постановка проблемы, поиск решений, анализ ситуаций, психотренинг.
           
Информационное оснащение: плакаты по теме «Толерантность», рисунки детей «Мы за мир!»,«Так давайте устроим большой хоровод», аудиозаписи.
           
Техническое оснащение: магнитофон.
       
Тема 3. Навыки общения с окружающим миром (2 ч.)
            Круг самых близких людей. Культура общения в семье.
            Бабушки и дедушки. Любовь к родителям, уважение к старшим. Домашние праздники, семейные традиции, общие домашние дела. Братишки и сестренки: малышей не обижай!
            Культура общения с природой. Любовь к растениям и животным. Мой зеленый друг. Мой пернатый друг. Мой четвероногий друг. Чему нас учит общение с природой?
           
Формы занятий: урок- дискуссия, урок- конкурс
           
Методы: эвристический, исследовательский.
           
Приемы: обобщение, сопоставление личного опыта детей, использование сюжетных игр, эвристическая беседа; психотренинг, анализ известных фактов.
           
Информационное оснащение: рисунки детей «Моя семья»,«Мои друзья», аудиозаписи.
           
Техническое оснащение: магнитофон.
   
Итоговое занятие (1 ч.)
             Здоровье. Факторы, укрепляющие здоровье: режим дня, нормальный сон, зарядка, спорт и физкультура, правильное питание, закаливание, отсутствие вредных привычек. Здоровый образ жизни - наш выбор!
           
Форма занятия: урок- праздник.
           
Метод: репродуктивный.
           
Приемы: выполнение упражнений различных видов, реализующих цель: игра, инсценировка, оздоровительные минутки.

                                                                           

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 – ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Форма проведения

Тема

Кол-во часов

Теор.

Практ.

  1. Урок-беседа

Здоровьесбережение – это наука о том, как сберечь свое здоровье (введение)

1

1

-

Раздел 1.

Здоровый образ жизни – основа здоровьесбережения

14

7

7

Тема 1.

Здоровье в твоих руках

3

1

2

  1. Урок- дидактический практикум

С режимом дня дружишь – здоровей будешь!

1

1

  1. Урок-беседа

Для здоровья нужен сон

1

1

  1. Урок-тренинг

На зарядку становись!

1

1

Тема 2.

Основы безопасного поведения

4

2

2

  1. Урок - беседа

Будь осторожен в школе и дома

1

1

  1. Урок – сюжетно-ролевая игра

Безопасное поведение на улице и в транспорте

1

1

  1. Урок-путешествие

Человек и природа: правила экологической безопасности

1

1

  1. Урок-беседа

Защити себя сам: чрезвычайные ситуации и здоровье

1

1

Тема 3.

Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье

7

4

3

  1. Урок-дидактическая игра

Не купайся зимой, закаляйся летом!

1

1

  1. Мини-лекция

Здоровье человека

1

1

  1. Урок-беседа

Профилактика простудных заболеваний

1

1

  1. Урок-прогулка

К осени за здоровьем!

1

1

  1. Урок -беседа

Для здоровья нужен спорт!

1

1

  1. Урок-дискуссия

Курить - здоровью вредить!

1

1

  1. Урок – игротренинг

К нам опять пришла зима…

1

1

Раздел 2.

Гигиенические основы здорового образа жизни

11

4

7

Тема 1.

Личная гигиена младшего школьника

2

1

1

  1. Урок - беседа

Чистота – залог здоровья!

1

1

  1. Урок – сюжетно-ролевая игра

Здоровье и внешний вид школьника

1

1

Тема 2.

Гигиена органов зрения и слуха

2

-

2

  1. Урок - тренинг

Правила бережного отношения к зрению

1

1

  1. Урок - практикум

Правила гигиенического ухода за органами слуха

1

1

Тема 3.

Гигиенические основы питания

4

2

2

  1. Урок – путешествие

Секрет системы пищеварения

1

1

  1. Урок – мини-лекция

Состав пищи

1

1

  1. Урок – спортивно-ролевая игра

Правила здорового питания

1

1

  1. Урок – практикум

Гигиенический практикум «Дорог каждый зуб!»

1

1

Тема 4.

Профилактика нарушений опорно-двигательной системы

3

1

2

  1. Урок – беседа

Зачем человеку скелет?

1

1

  1. Урок - практикум

Осанка ровная – стройная спина!

1

1

  1. Урок – игротренинг

Двигайся больше – проживешь дольше!

1

1

Раздел 3.

Основы самовоспитания

7

1

6

Тема 1.

В союзе с природой

3

1

2

  1. Урок - дискуссия

Мудрый учитель - природа

1

1

  1. Урок – викторина

Весна, прекрасен гомон птичий…

1

1

  1. Урок – путешествие

Знакомимся: комнатные растения

1

1

Тема 2.

Культура общения

2

-

2

  1. Урок – ролевая игра

Улыбка – путь к общению

1

1

  1. Урок – мини - конференция

Дети должны жить в мире!

1

1

Тема 3.

Познай самого себя

2

-

2

  1. Урок - дискуссия

Какой Я? Мои привычки: хорошие и плохие

1

1

  1. Урок - практикум

Как преодолеть себя

1

1

  1. Урок – праздник

Итоговое занятие «Праздник здоровья»

1

-

1

Итого:

34

13

21

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2 – ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Введение (1 ч.)

        Валеология – наука о здоровье, понятие «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Что значит быть здоровым человеком?

          Форма занятия: вводная беседа.

           Метод: объяснительно-иллюстративный.

        Приемы: эвристическая беседа, сообщения, использование наглядности, загадок, пословиц, разучивание оздоровительных упражнений.

        Информационное оснащение: высказывания, пословицы о здоровье. Аудиозапись «Звуки океана».

          Техническое оснащение: магнитофон.

Раздел 1. Здоровый образ жизни – основа здоровьесбережения (14 ч. )

         Тема1.  Здоровье в твоих руках (3 ч.)

         Режим дня – основной компонент понятия «здоровье»; умелое сочетание труда и  отдыха, умственной и физической деятельности. Понятие «час»,  «минутка», «время».  Использование часов для соблюдения режима дня. Составление режима дня второклассника. Правила соблюдения режима дня.

        Сон – регулярный отдых организма, необходимый  для восстановления сил и здоровья. Место сна в суточном режиме. Гигиена сна. Оздоровляющий сон – релаксация.

        Значение двигательной активности для здоровья. Зарядка. Место зарядки в режиме дня. Гигиенические требования к выполнению зарядки.  Правила последовательности выполнения упражнений. Комплекс упражнений утренней гимнастики.

       Формы занятий: урок – дидактическая игра (практикум),  урок – беседа, урок – тренинг.

      Метод : объяснительно – иллюстративный, эвристический, репродуктивный.

      Приёмы:  сообщение, обобщение, использование  наглядности, литературные  подборки, анализ  ситуаций, работа с таблицами, заучивание пословиц,  разучивание комплекса утреней гимнастики, сопоставление; оздоровительные приемы: гимнастика для глаз, дыхательная и пальчиковая гимнастика, релаксация под музыкальное сопровождение аудиозаписи.

     Информационное оснащение: пословицы о режиме дня, зарядке, сне; звукозапись для релаксации. Памятки: «Как составить  режим дня» , На  зарядку становись!»;  таблицы по теме «Режим дня школьника».

     Техническое оснащение: будильник (часы), магнитофон.

      Тема 2.  Основы безопасного поведения (4 ч.)

      Понятие «безопасное поведение». Тест «Оцени  свое поведение». Ты – школьник. Правила безопасности в школе.  Факторы, определяющие повышенную опасность: бег по коридорам, драки, пинки, подножки и перебрасывание мелких предметов и т.д. Правила безопасности дома: обращение с электробытовыми приборами , газовыми плитами, спичками; общение с незнакомыми людьми; пользование лифтами, лестницами, окнами, балконами и т.д. Специальные службы экстренной помощи, их телефоны.

      Ты – пешеход, ты – пассажир. Правила безопасного поведения на улице (ходить только по тротуарам, играть только на площадках, во дворах, на стадионах). Правила безопасного перехода через дорогу (светофор, пешеходный переход, дорожные знаки).              Правила поведения в транспорте (уважительное  отношение к старшим, инвалидам и т.д., ограничение громкой речи); правила безопасного поведения (находиться дальше от открытых дверей и окон, не высовываться в окно при движении транспорта и т.д.);  правила обхода транспортных средств.

          Правила поведения в природе. Природоохранные знаки. Опасности, которые могут возникнуть при прогулках в лес. Меры экологической безопасности: запрет на  купание в загрязненных водоёмах, на сбор ягод, грибов, лекарственных растений вблизи дорог, в черте города и т.д. Охрана  природы -  необходимое условие охраны здоровья. Прогулка в природу – поход за здоровьем!

          Понятие о чрезвычайных ситуациях, стихийных бедствиях. Землетрясение, пожар, наводнение, террористический акт, нападение. Правила поведения в чрезвычайных  ситуациях: обращение за помощью, отсутствие паники, выполнение указаний взрослых. Что такое гражданская оборона.

       Формы занятий: урок – беседа, урок сюжетно- ролевая игра; урок – путешествие, урок – беседа.

       Приёмы: беседа по теме, сообщение, обобщение, анализ ситуаций, использование наглядности, работа с таблицами, игра «хорошо - плохо», постановка проблем, поиск решений, обсуждение ситуаций, выводы по теме, оздоровительные упражнения; коррекция осанки, пальчиковая гимнастика, игры – имитации.

      Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивного изложения, эвристический.

     Информационное оснащение: таблицы – самоделки по теме, дорожные знаки, пословицы, поговорки, литературная подборка, природоохранные знаки, аудиозаписи.

     Технологическое оснащение:  магнитофон.

       Тема 3. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье (7ч.)

       Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье (обзор). Закаливание – фактор, укрепляющий здоровье. Закаливание солнцем, воздухом, водой. Обтирание, обливание, полоскание горла холодной водой. Босохождение. Признаки здорового и закаленного человека. Секрет долголетия. Солнечные и воздушные ванны.

Как мы дышим. Органы дыхания человека: нос, трахея, бронхи, легкие. Их значение при дыхании. Понятие газообмена. Растения - источник кислорода. Биологическая связь между растениями и человеком. Дыхательный акт. Частота дыхания, от чего она зависит. Управление дыханием. Сравнение здоровья селян и горожан. Факторы загрязнения воздуха в городе. Правила экологической безопасности.

        Почему  люди болеют. Причины простудных заболеваний: микробы, отсутствие привычки здорового образа жизни. Простудные заболевания. Признаки болезни: высокая температура, озноб, боль в горле, головная боль, потеря аппетита и т.д. Кашель и чихание - защитные действия организма.  Профилактика простудных заболеваний: зарядка, спорт, физкультура, закаливание. Иммунитет (понятие). Профилактические прививки (понятия).

        Прогулки на свежем воздухе - фактор закаливания, укрепления здоровья. Игры для здоровья. Профилактика простудных заболеваний.

История развития физкультуры и спорта. Первые Олимпийские игры. Современные виды спорта. Занятия в спортивных секциях, спортивных школах, классах хореографии - шаг к победам над собой.

        Вредная привычка - курение. Воздействие курения на органы пищеварения, сердце и мозг, на рост и развитие детского организма. Последствия раннего пристрастия к курению: головные боли, тошнота, ухудшение общего состояния здоровья организма; отставание в физическом и умственном развитии. Акция "Дети - против курения!".

        Прогулки в зимний период - элемент закаливания, тренировки и оздоровления. Морозный воздух - эффективное средство борьбы с микробами. Закаливание холодом. Подвижные игры в зимний период.

        Формы занятий: урок - дидактическая игра, урок - мини - лекция, урок - беседа, урок - прогулка, урок - дискуссия, урок - игротренинг.

           Методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемного изложения.

          Приемы: обобщение знаний в форме игры, закрепления изученного в 1 - м классе по теме: Факторы, укрепляющие здоровье (семицветик "Здоровье").Сообщения по теме, использование наглядности, литературной подборки; работа в тетради; заучивание пословиц, поговорок, разучивание упражнений дыхательной гимнастики; постановка проблем, анализ ситуаций, поиск решений, выводы; просмотр фрагмента фильма; оздоровительные проблемы: элементы закаливания водой и воздухом; прогулки на свежем воздухе, аромотерапия (вдыхание чесночных  и луковичных ароматов как профилактика простудных заболеваний); общеукрепляющие упражнения, коррекция осанки и зрения, игры на воздухе.

        Информационное оснащение: памятки "Правила закаливания", "Массаж ушных раковин против простуды", литературный ряд: стихотворения, рассказы, пословицы, поговорки по теме. Таблицы по гигиене "Закаливание", "Вред курения", аудиозаписи.

        Техническое оснащение: магнитофон.

        Раздел 2. Гигиенические основы здорового образа жизни (11ч.)

        Тема 1. Личная гигиена младшего школьника (2 ч.)

        Понятие "гигиена", "личная гигиена". Предметы личной гигиены. Предметы общего и индивидуального (личного) пользования. Гигиенический уход за кожей лица, рук, тела, ног (обзор).

        Аккуратность. Опрятность. Уход за одеждой, обувью. Гигиенические требования к одежде, обуви. Порядок в доме - залог здоровья. Профилактика лени, неряшество, неаккуратности. Последствия невыполнения гигиенических норм.

        Формы занятий: урок - беседа; урок - сюжетно-ролевая игра.

        Методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный.

Проблемы : беседы по теме, повторение изученного ранее, сообщение новых знаний, обобщение, дополнение; использование наглядности, предметов гигиены и т.д..; обрызгивание различных ситуаций, разучивание пословиц, поговорок; физкультурные минутки - имитация движений по уходу за телом; оздоровительные приемы: самомассаж, коррекция зрения, осанки; дыхательные упражнения, пальчиковые игротренинги; просмотр диафильма.

        Информационное оснащения: литературная подборка по теме; таблицы по гигиене.

        Тема 2.  Гигиена органов зрения и слуха (2 ч.)

        Глаз - орган зрения. Внешний вид глаза. Строение глаза: зрачок, радужка, белок, глазное яблоко, роговица. Защита глаз. Нарушение зрения: дальнозоркость, близорукость. Профилактика нарушения зрения. Правила бережного отношения к зрению. Очки. Коррекция  зрения: гимнастика для глаз.

        Орган слуха - уши. Строение уха: наружное ухо, среднее и внутреннее. Нарушения слуха. Самомассаж ушей - профилактика заболеваний. Техника массажа ушных раковин.

         Форма занятий: урок - практикум.

        Методы: репродуктивный с элементами объяснительно - иллюстративного.

Приемы:  обобщение изученного ранее,  сообщение, дополнение, уточнение; разучивание различных гигиенических приемов по уходу за органами слуха и ушных раковин (артикулярного массажа), повторение практических упражнений, оздоровительных приемов.

        Тема 3. Гигиенические основы питания (4 ч.)

Пищеварение  - процесс переваривания пищи. Органы пищеварения: полость рта. пищевод, желудок, кишечник. Переваривание пищи. Пищеварительные соки. слюна. Болезни грязных рук. Паразиты, кишечные инфекции.

        Продукты питания. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и вода. Нарушения жизнедеятельности организма, связанные с недостатком витаминов, белков, жиров. Понятие "Здоровая пища для всей семьи".  Что полезно и что вредно? Составление меню. Первые, вторые, третьи блюда.

        Последовательность приема пищи. Условия качественного переваривания пищи. Жевательная резинка: польза или вред.

        Полость рта. Зубы: молочные и постоянные. Строение зуба. Болезни зубов, причины их возникновения. Кариес. Зубная боль. Профилактика кариеса.

Гигиенический уход за полостью рта. Выбор зубных щеток и паст. Правила последовательности действий при чистки зубов.

        Формы занятий: урок- путешествие, урок - мини - лекция, урок - сюжетно - ролевая игра, урок - практикум.

        Методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический.

        Приемы: сообщения новых знаний, обобщения, повторение, использование наглядности, литературных представлений, введение сказочных и сюжетных персонажей; постановка проблемы, поиск решений, анализ ситуаций по предлагаемым источникам; показ практических действий,  закрепление навыков по уходу за полостью рта; оздоровительные приёмы; коррекция зрения, осанки; самомассаж, дыхательная гимнастика, аутотренинг и т.д.; игра "Полезно - вредно", просмотр кинофильма.

        Информационное оснащение: литературные подбор, дидактический материал, таблица "Гигиена питания", упаковки продуктов питания.

        Техническое оснащение: зубная паста, зубная щетка, стаканчик, салфетка, зеркальце (индивидуальный набор).

        Тема 4.  Профилактика нарушений опорно-двигательной системы (3ч.)

        Скелет человека. Строение скелета (обзор). Кости, суставы, мышцы. их роль в организме человека. Руки, ноги  - "рабочие инструменты". Профилактика травматизма.  Переломы костей. Первая помощь при переломах (обзор).

        Осанка- привычное положение при ходьбе, сидя, стоя. Осанка: правильная и неправильная. Профилактика нарушений осанки. Занятие спорта для укрепления мышц и костей. Упражнения для укрепления осанки : "Ели ...", "На берегу стояла ива...", "У стены" и т.д.

        Подвижные игры - средство укрепления опорно-двигательной системы. Игры на свежем воздухе: "Горелки", "Третий лишний", "Птички на дереве".

        Формы занятий: урок-беседа, урок - практикум, урок - игротренинг.

        Методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный.

Приемы: сообщения, дополнения, обощения знаний, использование наглядности, таблиц, показ практических упражнений для коррекции осанки и укрепления мышц спины, живота; организация игровой тренировки на свежем воздухе; использование оздоровительных приемов: самомассаж кистей и стоп, физкультурные минутки.

        Информационное  оснащение: таблицы по теме "Скелет человека", "Предупреждение искривления позвоночника", "Влияние физических упражнений на организм человека". Кроссворды, литературный подбор, аудиозапись.

        Техническое оснащение : магнитофон.

Раздел 3. Основы самовоспитания (7 ч.)

Тема 1. В союзе с природой (3 ч.)

        Что мы знаем о природе. Сезонные изменения в природе. Весна, признаки этого времени года. Правила поведения в природе (повторение). Природоохранные действия в весенний период. Бережное отношение к первоцветам - первым приметам весны.

        День птиц. Перелетные птицы. Гнездовья для птиц, поведение птиц весной. "Скворецжилстрой" - операция по развешиванию искусственных гнездовий.

        Многообразие комнатных растений. Их использование для создания уголков природы дома, в школе и т.д. Теплица комнатных растений - оранжерея. Особенности ухода за различными растениями: частота полива, рыхление почвы, удаление сухих листьев и т.д. Значение комнатных растений для здоровья человека.

        Формы занятий: урок - дискуссия: урок - викторина, урок - путешествие (экскурсия).

        Методы: репродуктивный,  эвристический, исследовательский.

        Приёмы: эвристическая беседа, дискуссия, обобщение личного опыта детей, корректировка знаний с точки зрения экологически правильного поведения; выполнение различных заданий, корректирующих поведение детей; введение игровых и познавательных моментов; оздоровительные приёмы: обобщение с природой, игры - имитации поведения птиц, упражнения для коррекции осанки, самомассаж кистей, стоп, ушных раковин, релаксация "Волшебный сон".

        Информационное  оснащение: литературная подборка по теме: стихотворения, загадки, пословицы; дидактический материал, демонстрационный материал, аудиозаписи "Голос птиц", "Музыка для релаксации".

         Техническое оснащение : магнитофон.

Тема 2.  Культура общения (2 ч.)

        Общение со сверстниками. Культура общения. Дружба. С чего начинается дружба. Мой друг (подруга). Улыбка - начало общения. Эмоции человека и его здоровье.

         Культура мира в нашем классе. Моя малая Родина. Толерантность (терпимость) в отношениях между людьми разных национальностей.

        

Формы занятий: урок - ролевая игра, урок - мини - конференция.

        Методы: репродуктивный, эвристический с элементами проблемного изложения.

        Приёмы: обсуждение, обобщение опыта детей; обучение упражнения и приемам саморегуляции, доброжелательного отношения друг к другу; инсценирование ситуаций, разыгрывание сюжетов, пение песен: обсуждение, дискуссия, поиск решений по проблеме мира на Кавказе, дружбы между народами; конкурс плакатов "Дети должны жить в мире!", использование литературных и музыкальных произведений. Оздоровительные приемы: психогимнастика, физкультурные минутки.

        Информационное  оснащение: литературная подборка по теме: загадки, сценки,  пословицы и поговорки; дидактический материал, демонстрационный материал, аудиозаписи детских песен, песня В. Шаинского  "Улыбка", плакаты по теме.

        Техническое оснащение :зеркальце (у каждого), магнитофон.

        Тема 3. Познай самого себя (2 ч.)

        Черты характера и чувства человека. Мечтательность. Застенчивость. Страх. Испуг. Волнение и переживание. Щедрость и жадность. Правда и ложь. Непослушание и наказание. Воровство. Привычки, вредные для здоровья. Нехорошие слова и поступки, злые шутки.

        Преодоление страхов, волнения от переживаний. Избавление от вредных привычек. Изменение себя: Что хочу приобрести? От чего хочу избавиться?

Формы занятий: урок - дискуссия, урок - практикум.

        Методы: эвристический  с элементами объяснительно - иллюстративного,  репродуктивный.

        Приёмы: обсуждение и обобщение личного опыта детей, проигрывание ситуаций, поиск решений, разыгрывание сценок, анализ литературных произведений; самоопределение личных качеств и самокоррекция поведения для улучшения психологического здоровья; оздоровительный приём; психогимнастика; составление индивидуальной программы "Хочу стать лучше".

        Информационное  оснащение: литературный подбор произведений по теме; карточки с заданиями, распечатка опросника "Какой я?", аудиозаписи детских песен.

        Техническое оснащение : магнитофон.

        Итоговое занятие. Праздник здоровья (1ч.)

        Мы выбираем здоровье! Здоровье - это ум, красота, сила, хорошее настроение, отсутствие болезней и вредных привычек, доброе ко всем отношение!

        Формы занятий: урок - праздник.

        Методы: ,  репродуктивный.

        Приемы: предложение учащимся различных видов упражнений. реализующих цель занятия, использование игровых, конкурсных заданий, инсценировок и оздоровительных минуток.

        Информационная оснащенность: наглядность по темам курса, дидактические карточки, аудиозаписи.

        Техническое оснащение : магнитофон.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН 2 – ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

по программе «Здоровье»

Форма проведения

Тема

Кол-во часов

Дата

  1. Урок-беседа

Здоровьесбережение – это наука о том, как сберечь свое здоровье (введение)

1

Раздел 1.

Здоровый образ жизни – основа здоровьесбережения

14

Тема 1.

Здоровье в твоих руках

3

  1. Урок- дидактический практикум

С режимом дня дружишь – здоровей будешь!

1

  1. Урок-беседа

Для здоровья нужен сон

1

  1. Урок-тренинг

На зарядку становись!

1

Тема 2.

Основы безопасного поведения

4

  1. Урок - беседа

Будь осторожен в школе и дома

1

  1. Урок – сюжетно-ролевая игра

Безопасное поведение на улице и в транспорте

1

  1. Урок-путешествие

Человек и природа: правила экологической безопасности

1

  1. Урок-беседа

Защити себя сам: чрезвычайные ситуации и здоровье

1

Тема 3.

Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье

7

  1. Урок-дидактическая игра

Не купайся зимой, закаляйся летом!

1

  1. Мини-лекция

Здоровье человека

1

  1. Урок-беседа

Профилактика простудных заболеваний

1

  1. Урок-прогулка

К осени за здоровьем!

1

  1. Урок -беседа

Для здоровья нужен спорт!

1

  1. Урок-дискуссия

Курить - здоровью вредить!

1

  1. Урок – игротренинг

К нам опять пришла зима…

1

Раздел 2.

Гигиенические основы здорового образа жизни

11

Тема 1.

Личная гигиена младшего школьника

2

  1. Урок - беседа

Чистота – залог здоровья!

1

  1. Урок – сюжетно-ролевая игра

Здоровье и внешний вид школьника

1

Тема 2.

Гигиена органов зрения и слуха

2

  1. Урок - тренинг

Правила бережного отношения к зрению

1

  1. Урок - практикум

Правила гигиенического ухода за органами слуха

1

Тема 3.

Гигиенические основы питания

4

  1. Урок – путешествие

Секрет системы пищеварения

1

  1. Урок – мини-лекция

Состав пищи

1

  1. Урок – спортивно-ролевая игра

Правила здорового питания

1

  1. Урок – практикум

Гигиенический практикум «Дорог каждый зуб!»

1

Тема 4.

Профилактика нарушений опорно-двигательной системы

3

  1. Урок – беседа

Зачем человеку скелет?

1

  1. Урок - практикум

Осанка ровная – стройная спина!

1

  1. Урок – игротренинг

Двигайся больше – проживешь дольше!

1

Раздел 3.

Основы самовоспитания

7

Тема 1.

В союзе с природой

3

  1. Урок - дискуссия

Мудрый учитель - природа

1

  1. Урок – викторина

Весна, прекрасен гомон птичий…

1

  1. Урок – путешествие

Знакомимся: комнатные растения

1

Тема 2.

Культура общения

2

  1. Урок – ролевая игра

Улыбка – путь к общению

1

  1. Урок – мини - конференция

Дети должны жить в мире!

1

Тема 3.

Познай самого себя

2

  1. Урок - дискуссия

Какой Я? Мои привычки: хорошие и плохие

1

  1. Урок - практикум

Как преодолеть себя

1

  1. Урок – праздник

Итоговое занятие «Праздник здоровья»

1

Итого:

34

Методическое обеспечение дополнительной

образовательной программы

                                      1 класс

Раздел, тема

Форма занятий

Методы и приемы организации учебно – воспитательного процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Форма подведения итогов по каждой теме, разделу

Введение

Урок - путешествие

Объяснительно – иллюстративный. Беседа, использование игровых персонажей

Беседа, сообщение,

объяснение,

использование игровых персонажей

Магнитофон «Сборник детских песен»

Показ практических действий

Раздел № 1« Основы здорового образа жизни»

Здоровый образ жизни – путь к здоровью

Уроки – беседа, практикум, игротренинг

Объяснительно – иллюстративный.

репродуктивный,

эвристический

Объяснение, сообщение, использование упражнений ,игр, релаксация

Магнитофон, таблицы - самоделки

Устный опрос, выполнение упражнений

Основы безопасности школьника

Уроки –беседа, экскурсия, ролевая игра

Эвристический, объяснительно – демонстрациооный, проблемного изложения

Диалог, эвристическая беседа,игра,создание проблемных ситуаций, анализ, показ действий,использование сюжетных игр,оздоровительные приемы

Макеты светофора, дорожные знаки, природоохранные знаки

Литературный подбор по теме Ролевая игра

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

Уроки – беседа, практикум, игротренинг

Объяснительно – иллюстративный.

Сообщение, эвристическая беседа, показ практических действий, использование наглядности, сюжетных персонажей, пословиц,загадок

Подбор  литературы по теме, таблица по гигиене

Оздоровительные приемы,дыхательная гимнастика,упражнения для разных групп мышц

Профилактика вредных привычек

Урок - беседа

Проблемного изложения

Постановка проблемы, поиск решений

Сюжетные персонажи

Оздоровительные упражнения

Раздел № 2 « Основы гигиенической культуры»

Правила личной гигиены

Уроки – путешествия,беседа, практикум, праздник

Проблемное изложение ,объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, эвристический

Объяснение с использованием наглядности,демонстрация опыта, постановка проблемных ситуаций,поиск решений

Микроскоп, Вода, палочка для взятия соскоба с кожи рук

Показ практических действий, оздоровительные упражнения, урок - праздник

Гигиена зрения и слуха

Уроки - практикумы

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.

Сообщение, беседа, использование сюжетных персонажей, загадки, пословиц, показ практических действий, упражнений

Магнитофон, таблица «Профилактика близорукости»,макет глаза

Демонстрация фильма, урок - практикум

Гигиена питания

Уроки –беседа, сюжетно – ролевая игра, дидактическая игра, урок - практикум

Объяснительно – иллюстративный, проблемного изложения, эвристический

Сообщение, эвристическая беседа, использование игр, сюжетных персонажей, оздоровительные упражнения

Таблицы –самоделки «Сладкая страница»,  «О еде»

Гигиенический практикум

Профилактика нарушения осанки

Урок - практикум

Эвристический, объяснительно - иллюстративный

Эвристическая беседа с демонстрацией упражнений для укрепления осанки

Таблица «Сиди правильно»,схемы: «мышцы», «скелет»

Показ практических коррекционных действий

Раздел № 3 «Основы психического здоровья»

Культура общения

Урок – беседа, сюжетно – ролевая игра

Проблемного изложения, репродуктивный, эвристический

Постановка проблемы, поиск решений

Сюжетные персонажи, видеозапись

Анализ ситуаций

Оценка поступков

Урок – дискуссия,беседа

Проблемного изложения, исследовательский

Постановка проблемы, поиск решений

Плакаты по теме «Толерантность»,рисунки детей « мы за мир»,магнитофон

Анализ известных фактов

Навыки общения с окружающим миром

Урок – дискуссия, конкурс

Эвристический, исследовательский

Обобщение личного опыта детей, использование сюжетных игр

Рисунки детей «Моя семья», «Мои друзья»

Урок - конкурс

Итоговое  занятие

Урок - праздник

Репродуктивный

Выполнение упражнений различных видов, игра, инсценировка, оздоровительные минутки

Магнитофон, сюжетные персонажи

Проведение конкурса, викторины.

2 класс

Раздел, тема

Форма занятий

Методы и приемы организации уч.-воспитат. процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов по каждой теме

Введение

Вводная беседа

Объяс. - иллюст.

Использ. наглядности, загадок, пословиц, разуч. оздор. упр.

Магнитофон

Раздел 1. Здоровый образ жизни – основа здоровьесбережения

Здоровье в твоих руках

урок – дидактическая игра (практикум),  урок – беседа, урок – тренинг.

объяснительно – иллюстративный, эвристический, репродуктивный

Памятки: «Как составить  режим дня» , На  зарядку становись!»;  таблицы по теме «Режим дня школьника».

будильник (часы), магнитофон.

Сам. составл. режима дня

Основы безопасного поведения

урок – беседа, урок сюжетно- ролевая игра; урок – путешествие, урок – беседа.

объяснительно-иллюстративный, репродуктивного изложения, эвристический.

по теме, сообщение, обобщение, анализ ситуаций, использование наглядности, работа с таблицами, коррекция осанки, пальчиковая гимнастика, игры – имитации.

таблицы – самоделки по теме, дорожные знаки, пословицы, поговорки, литературная подборка, природоохранные знаки, аудиозаписи.

магнитофон.

Анализ ситуаций, поиск решений

Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье

урок - дидактическая игра, урок - мини - лекция, урок - беседа, урок - прогулка, урок - дискуссия

эвристический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемного изложения.

памятки "Правила закаливания, таблицы по гигиене

Магнитофон

Самост. составление таблицы по теме

Раздел 2. Гигиенические основы здорового образа жизни

Личная гигиена младшего школьника

урок - беседа; урок - сюжетно-ролевая игра

объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, ..; обрызгивание различных ситуаций, разучивание пословиц, поговорок; физкультурные минутки, просмотр диафильма

литературная подборка по теме; таблицы по гигиене.

Магнитофон

Умение применять приемы самомассаж, коррекция зрения, осанки

Гигиена органов зрения и слуха

урок - практикум

репродуктивный с элементами объяснительно - иллюстративного.

Таблицы по теме, памятки по проф. заболеваний органов зрения и слуха

-

Проверка знаний оздоров. приемов.

Гигиенические основы питания

урок- путешествие, урок - мини - лекция, урок - сюжетно - ролевая игра, урок - практикум

объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический.

литературные подбор, дидактический материал, таблица "Гигиена питания", упаковки продуктов питания.

зубная паста, зубная щетка, стаканчик, салфетка, зеркальце (индивидуальный набор).

Проверка знаний, оздоровительных приемов.

Профилактика нарушений опорно-двигательной системы

урок-беседа, урок - практикум, урок - игротренинг.

объяснительно - иллюстративный, репродуктивный.

таблицы по теме "Скелет человека", "Предупреждение искривления позвоночника"

Магнитофон

Показ оздоровит. приемов.

Раздел 3. Основы самовоспитания

В союзе с природой

урок - дискуссия: урок - викторина, урок - путешествие

эвристическая беседа, дискуссия, обобщение личного опыта детей, корректировка знаний с точки зрения экологически правильного поведения; игры - имитации

литературная подборка по теме: стихотворения, загадки, пословицы; дидактический материал

Магнитофон

Подготовить сообщение об уходе за растениями

 Культура общения

урок - ролевая игра, урок - мини - конференция

репродуктивный, эвристический с элементами проблемного изложения.

литературная подборка по теме: аудиозаписи детских песен

Магнитофон

Конкурс плакатов "Дети должны жить в мире"

Познай самого себя

урок - дискуссия, урок - практикум

эвристический  с элементами объяснительно - иллюстративного,  репродуктивный

литературный подбор произведений по теме; карточки с заданиями, распечатка опросника "Какой я?",

Магнитофон

Составление индивид. программы "Хочу стать лучше"

Итоговое занятие

урок - праздник

Репродуктивный. Использ. игровых, конкурсных заданий, инсценировок

наглядность по темам курса, дидактические карточки, аудиозаписи.

Магнитофон

Проверка знаний и умений.

                                   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

О СТРОЕНИИ ОРГАНИЗМА

1. Дмитриева Н.Я., Товпинец И.Т. Естествознание - 3.-М.:Просвещение, 1993.

2. Керрол Д. Тайны анатомии. О физкультуре и спорте.

3. Колвин О.,Спиэр Э. Живой мир:Энциклопедия - М.:Росмэн, 1997.

4. Мир человека. Анатомия и физиология (детская энциклопедия в картинках). - Смоленск:Русич, 2001.

5. Ротенберг Р. Расти здоровым: детская энциклопедия здоровья (пер. с англ.) - М.: Физкультура и спорт, 1996.

6. Яновская Т.Ю. Как устроен человек? История для детей. - 224 с. (серия "Анатомия для всех"). - Ростов - на - Дону:Феникс, 2000.

О ЗДОРОВЬЕ И ФИЗКУЛЬТУРЕ

1. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. - М.: ЭКСМО, 1995.

2. Барто А. Зарядка / Барто А. Стихи детям:Т.1.- М.: Детская литература, 1976. - С. 320.

3. Берестов В. Как я плавать научился / Берестов В. Что всего милее. - М.: Детская литература, 1974. С. 8

4. Галиев Ш. Заяц на физзарядке / Галиев Ш. Огурцы в тюбетейках. - М.: Детская литература, 1974. - С. 52 -53.

5. Гришин В.Г.., Осипов Н.Ф. Малыши открывают спорт. - 2 - еизд., с изм., доп. - М.:Педагогика, 1975.

6. Зайцев Г., Зайцев А. Твое здоровье. - СПб., 1997.

7. Литвинов Е. Ура, физкультура:Учебник 2 - 4 кл. - М.:Просвещение, 1996.

8. Остер Г. Физкультура. - М. 2000.

9. Прокофьева С.Л., Сапгир Т.В., Гришин В. Румяные щеки. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

10. Семенова И.И. Учусь быть здоровы, или Как стать Неболейкой. - М., 1994.

11. Суслов В. Про Юру и физкультуру/Суслов В. Веселый звонок.-М.: Детская литература, 1974.

О ЗАКАЛИВАНИИ

1. Белозеров Т. Моржи/ Белозеров Т. Кладовая ветра. - М.: Детская литература, 1970.

2. Лебедев - Кумач В. Закаляйся!/ Лебедев - Кумач В.Здравствуй, школа! - М.: Детская литература, 1973.

3. Михалков С. Про мимозу/Михалков С. Настоящие друзья. М.: Детская литература, 1981.

4. Ротенберг. Энциклопедия здоровья. - М., 1993.

5. Семенова И.И. Учусь быть здоровы, или Как стать Неболейкой. - М.:Педагогика, 1991.

О РЕЖИМЕ ДНЯ И УМЕНИИ ЦЕНИТ ВРЕМЯ

1. Ладонщиков Г. Ленивцы. Опоздал/ Ладонщиков Г. Чай с вареньем. - М.: Детская литература, 1976.

2. Маршак С. Дремота и зевота/ Маршак С Детям. -  М.: Детская литература, 1973.

3. Маршак С. Не опаздывай!/ Маршак С. Дом, который построил Джек. -  М.: Детская литература, 1967.

4. Мошковская Э. Время спать/ Мошковская Э. Книга для друга.. -  М.: Детская литература, 1978.

5. Родари Дж. Лежебока/ Родари Дж. Здравствуйте, дети! . -  М.: Малыш, 1976.

О ТОМ, КАК НАДО ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ

1. Галиев Ш. Витаминные буквы. Находка с загадкой/Галиев Ш. Огурцы в тюбетейках. -  М.: Детская литература, 1974.

2. Михалков С. Про девочку, которая плохо кушала/ Михалков С. Настоящие друзья. -  М.: Детская литература, 1974.

3. Суслов В. Тощий Тимка/Суслов В. Трудные буквы. -  М.: Детская литература, 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов,  духовно - нравственное направление -  кружок "Школа вежливых наук"...