Рабочая программа "Здоровый ребенок - успешный ребенок"
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа "Здоровый ребенок - успешный ребенок" ГПД. Спортивно-оздоровительное направление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovyy_rebyonok_-_uspeshnyy_rebyonok.doc | 309.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Зам. директора МБОУ «СОШ с. Заветное» Энгельсского муниципального района __________/В.С.Мулдагалиева/ | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ с. Заветное» Энгельсского муниципального района __________/М.Н.Кадыкова/ |
Рабочая программа
«Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»
Спортивно-оздоровительное направление
(адаптированная) для воспитанников 2-4 классов группы продленного дня
«МБОУ «СОШ с. Заветное» Энгельсского муниципального района
на 2017/2018 уч.год
Срок реализации 1 год
Составители воспитатели:
Воронцова Н.Ж.
Разумова Т.Ю.
Содержание:
№ стр | |
Введение Пояснительная записка Цели и задачи программы Направления реализации программы Планируемый результат Календарно-тематическое планирование Литература | 3 4 6 7 8 9 13 |
Введение
Современная школа стоит на пороге разработки, апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Предполагается, что занятия будут происходить в форме круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных обществ, олимпиад , соревнований, поисковых научных исследований и т.п. И если внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребёнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.
Нововведение будет способствовать сохранению здоровья наших детей. В проекте «Гигиенических требований к условиям реализации в начальной школе» уже есть чётко сформулированный тезис: Организация занятий по разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения.
Спортивно-оздоровительное направление внеучебной деятельности занимает 30% отведённого оплачиваемого времени – 3 часа в неделю. Приобретаемые на уроках физической культуры знания умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений: утренней зарядке, гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх во время перемен и во время прогулок, дополнительных занятий во внеурочное время.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.
Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе.
Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.
Формы и методы воспитания культуры здоровья младших школьников.
Методы | Формы |
Методы формирования сознания. | - Беседы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы; - Беседы и диспуты с группой или индивидуально; читательские конференции; - Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.; |
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения. | - Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков; - Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни; - Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях; - Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом; - Круглый стол – данную форму можно применить для формирования чётких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни. |
Методы стимулирования поведения и деятельности. | - Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение; - Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения. |
Метод проектов. | - Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); - Творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни. |
Пояснительная записка.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Цели программы:
- Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
- Обучение приёмам и методам оздоровления, сохранения психического и физического здоровья.
Задачи:
- Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
- Профилактика вредных привычек.
- Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
- Развитие физических и спортивных навыков учащихся.
- Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
- Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Основные направления реализации программы:
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– активное использование спортивных площадок (футбольная, баскетбольная, волейбольная, хоккейная коробка) в рамках работы программы
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– организация питания учащихся;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
– организация и проведение в группе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
– организация и проведение профилактической работы с родителями;
– организация встреч родителей с медицинскими работниками;
– организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
В своей работе воспитатель должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий будет наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости
Результатом практической деятельности по программе «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» можно считать следующее:
- Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
- Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
- Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района.
- Группа взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
- Воспитатель координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
- Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
- Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.
- 90% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного образования.
- Профилактика злоупотребления ПАВ.
- Укрепление психического и физического здоровья учащихся.
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Календарно - тематическое планирование
| ||||||
Дата | № | Форма работы | Тема беседы | Место проведения | Ответственные | |
I четверть I I | Сентябрь | 1 | Родительское собрание. | Ребёнок пришёл в школу. Составление безопасного маршрута следования от дома до школы. | Школа | Кл. рук. и воспитатель |
2 | Беседа, экскурсия по школе и прилегающей к ней территории. | «Поведение в школе», ознакомление с опасными местами в здании школы и вокруг него. | Школа , территория вокруг школы. | Воспитатель. | ||
3 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Спортивная площадка. | Воспитатель ГПД | |||
4 | Экскурсия в осенний лес. | «Сбор растений для гербария ». | Окрестности вокруг села. | Воспитатель ГПД | ||
5 | Осенний кросс | «День здоровья» | Спортивная площадка. | Учитель ф-ры. Кл.рук. Воспитатель | ||
6 | Беседа. | «Сильные, ловкие, смелые» | Кабинет нач.кл. | Воспитатель | ||
Октябрь | 1 | Конкурсное состязание | «Основы безопасности» | Кабинет нач. классов. | . Воспитатель | |
2 | Подвижные игры на воздухе | Игры минутки | Вопспитатель | |||
3 | Беседа -викторина | «Для всех без исключения есть правила движения» | Кабинет нач. классов. | . Воспитатель | ||
4 | Подвижные игры на воздухе. | Спортивная площадка | . Воспитатель | |||
5 | Знакомство с настольными играми. | Шашки, шахматы | Кабинет нач. классов. | Воспитатель | ||
6 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Спортивная площадка. | Воспитатель | |||
7 | Беседа | «Сменная обувь. Зачем она?» | Кабинет нач. классов. | Воспитатель | ||
Ноябрь | 1 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Инструктаж по ТБ во время каникул. | Кабинет нач. классов. | Воспитатель | |
II четверть | 2 | Подвижные игры и упражнения со скакалками. | Спортивный час «Веселые старты» | Спортивный зал. | Воспитатель | |
3 | Подвижные игры и упражнения с мячами | Спортивная эстафета | Спортивный зал. | Воспитатель | ||
4 | Беседа | «Азбука пешехода» | Кабинет нач. классов. | . Воспитатель | ||
5 | Настольные игры. | Шашки, шахматы | Кабинет нач. классов. | Воспитатель | ||
6 | Инструктаж по ТБ | «Осторожно – гололёд!» | Кабинет нач. классов. | Воспитатель | ||
7 | Беседа | «Хорошее здоровье превыше всего» | Кабинет нач. классов. | Воспитатель. | ||
8 | Подвижные игры на свежем воздухе. | «Первые снежки» | Спортивная площадка. | Воспитатель | ||
9 | Беседа. | «Темная улица и безопасность» | Кабинет нач. классов. | Воспитатель. | ||
10 | Подвижные игры | Попади снежком в цель | Спортивная площадка. | Воспитатель | ||
11 | Беседа | Предупреждение несчастных случаев на улице и дома | Кабинет нач. классов | Воспитатель | ||
Декабрь | 1 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Строим снежную крепость | Спортивная площадка. | Воспитатель | |
2 | Подвижные игры и упражнения со скакалками. | Спортивный зал. | . Воспитатель | |||
3 | Инструктаж по ТБ | «Осторожно – Мороз!» | Кабинет нач. классов. | Воспитатель | ||
4 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Катание на санках. Игра в снежки. | Спортивная площадка. | Воспитатель | ||
5 | Беседа | «Не шути с огнем» | Кабинет нач. классов. | Воспитатель | ||
6 | Спортивные соревнования | Эстафета на санках. | Спортивная площадка. | . Воспитатель | ||
7 | Зимняя экскурсия . | Окрестности вокруг села. | Воспитатель. | |||
8 | Инструктаж по ТБ во время каникул. | Кабинет нач. классов. | Воспитатель | |||
III четверть I I | Январь | 1 - 4 | Зимние каникулы разнообразные игры на свежем воздухе, прогулки и поездки совместно с родителями. Занятия в кружках дополнительного образования. | Школьный спортивный зал, школьная площадка | Руководители кружков. Воспитатель Родители | |
5 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Катание на санках. Игра в снежки. | Спортивная площадка. | Воспитатель | ||
6 | Подвижные игры | Динамические игры | Спортивный зал. | Воспитатель | ||
7 | Пешая прогулка. | Территория школы и прилегающая к ней улица | Воспитатель | |||
8 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | Спортивная площадка. | Воспитатель | |||
9 | Подвижные игры и упражнения с мячами. | Спортивный зал. | . Воспитатель | |||
Февраль | 1 | Беседа . | «Осторожно, гололед!» | Кабинет нач.кл. | . Воспитатель | |
2 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | Метание снежков в цель | Спортивная площадка. | Воспитатель | ||
3 | Подготовка и участие в общешкольных мероприятиях в рамках месячника по военно-патриотическому воспитанию | Участвуем в зимней эстафете | Спортивная площадка | Воспитатель | ||
4 | Просмотр и обсуждение мультфильмов на спортивную тему. | «Шайбу, шайбу!» | Кабинет нач. классов. | Воспитатель | ||
Март | 1 | Беседа | «Быстрого и ловкого болезнь не догонит!» | Кабинет нач. классов. | Воспитатель | |
2 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | Спортивная площадка. | Воспитатель | |||
3 | Рифмованные физкультминутки. разучивание | «Здоровье в порядке спасибо зарядке» | Спортивная площадка. | Воспитатель | ||
4 | Беседа | «Зачем нужны прививки?» | Кабинет нач.кл. | Воспитатель | ||
5 | Инструктаж по Т/Б | Правила поведения на льду и при паводке. | Кабинет нач.кл. | Воспитатель | ||
6 - 8 | Весенние каникулы разнообразные игры на свежем воздухе, прогулки и поездки совместно с родителями. Занятия в кружках дополнительного образования. | Окрестности вокруг села. Школьный спортивный зал. | Кл. рук. Родители. Педагоги дополнитель-ного образования. | |||
IV четверть | Апрель | 1 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | «Салки» | Спортивная площадка. | Воспитатель |
2 | Настольные игры. | Шашки, шахматы | Кабинет нач. классов. | Воспитатель | ||
3 | Беседа. | ПДД «Где можно играть?» | Кабинет нач. классов. | Воспитатель | ||
4 | Общешкольный субботник. | Прикреплён-ная к классу территория вокруг школы. | Кл. рук. Воспитатель | |||
5 | Беседа | «Правильное питание – залог здоровья» | Кабинет нач. классов. | Приглашён-ный медработ-ник Воспитатель | ||
6 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | Час спортивных игр | Спортивная площадка. | Воспитатель | ||
7 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | Спортивная площадка. | Воспитатель | |||
8 | Настольные игры. | Шашки, шахматы | Кабинет нач. классов. | Воспитатель | ||
Май | 1 | Работа в школьном дворе. | Помощь в благоустройстве клумб. | Школьный двор | Воспитатель | |
2 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | Учимся играть в пионербол | Волейбольная площадка. | Воспитатель | ||
3 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | Учимся играть в пионербол | Волейбольная площадка. | Воспитатель | ||
6 | Экскурсия в весенний лес. | Наблюдения за весенними изменениями в природе. Подвижные игры. | Школьный двор | Воспитатель Родители. | ||
7 | Динамическая прогулка. | «В гости к берёзкам». | Школьный двор | Воспитатель | ||
8 | Беседа | «Ты дома один» | Кабинет нач. кл. | Воспитатель | ||
9 | Инструктаж по ТБ во время каникул. | Кабинет нач. классов. | Воспитатель | |||
10 | Родительское собрание | «Детский отдых в летнее время » | Кабинет нач. классов. | Кл. рук. и воспитатель |
Литература
- ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.
- ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
- Электронный журнал «Учительская» ИРО-РТ , июль 2009.
- DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
- DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.
- «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.
- «Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс2, Санкт-Петербург 2004.
- «365 уроков безопасности» Л.Логинова айрис Пресс. Москва. 2000.
- «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2003.
- «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.
- «Все цвета, кроме чёрного» - организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. «Вентана – Граф», Москва, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровый ребенок- успешный ребенок во всем.
В наше время взрослые и дети проводять много времени в сидячем пложении. Нужно особое внимание удилять здоровьюм. Надо чаще с ребятами делать постые упражнения, которые не требуют особых усилий или ме...
Здоровый ребенок-успешный ребенок
Рабочая программа...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здоровый ребенок – успешный ребенок»
Программа «Здоровый ребенок- успешный ребенок» разработана на основе программы курса «Планета здоровья» педагога дополнительного образования МОУ СОШ №14 им. Ф.Г. Буклова с. Курсавка Ставропольск...
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное направление «Здоровый ребенок – успешный ребенок»
Рабочая программа ...
"Здоровый ребенок - успешный ребенок" программа дополнительных занятий физической культурой в начальной школе
программа дополнительных занятий физической культурой в начальной школе...
Программа по здоровьесбережению «Здоровый ребенок-успешный ребенок »
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), ...