Рабочая программа "Здоровье"
рабочая программа по теме
Программа расчитана для учащихся 1 - 4 классов. Срок реализации 4 года. Основная цел начальной школы - развитие ребёнка при сохранении душевного здоровья и эмоционального благополучия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorove.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Кочёвского муниципального района
МОУ «Юксеевская средняя общеобразовательная школа»
Программа рассчитана на учащихся 1- 4 классов.
Срок реализации программы – 4 года.
Составитель программы: Утробина Екатерина Владимировна,
учитель начальных классов
2009 год
Сохранение и укрепление здоровья - актуальная проблема нашей школы.
«Состояние здоровья младших школьников требует особенно внимательного отношения к организации их школьной жизни: режиму учебных занятий, интенсивности учебной нагрузки, методическим требованиям, эмоциональному климату класса»
(Письмо Министерства образования Российской Федерации от 25.09.2002 г.202 /11-11/ )
Пояснительная записка
Основная цель начальной школы - развитие ребенка при сохранении душевного здоровья и эмоционального благополучия. По данным статистики в последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. Причин много: малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса, несбалансированное питание,
отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация и т.д.
От здоровья детей напрямую зависит их успеваемость. Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих плохое состояние здоровья, какое-то недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению совместными усилиями матери, отца, врача и учителя». Всем известно: здоровый ребенок – лучший ученик!
В настоящее время очень много разработанных программ по укреплению и сохранению здоровья детей освещаются в периодической и методической литературе. Опираясь на эти материалы, я разработала программу по укреплению и сохранению здоровья обучающихся. Она составлена с учётом возрастных особенностей детей, применительно к условиям нашей школы.
Дети младшего возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому параллельно с оздоровительно- физкультурными мероприятиями целесообразнее использовать и просветительскую деятельность (изучение особенностей своего организма).
А это удобнее всего осуществлять на уроках здоровья. Уроки здоровья, где закладываются навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки и т. д., хорошо воспринимаются детьми, дают положительные результаты. Ребенок на уроках здоровья, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Методика работы строится в личностно-ориентированном направлении, делается акцент на поисковую активность самих детей, с побуждением их к творческому выполнению заданий. Дети в течение месяца заняты поиском материалов на данную тему. Тем самым содержание уроков здоровья наполняется сказочными и игровыми сюжетами, изобразительными работами, стихами, сценками, кроссвордами, подвижными играми и физическими упражнениями с учетом возможностей и интересов детей класса.
Мало научить ребенка делать зарядку, есть здоровую пищу, чистить зубы, также немаловажно, чтобы он с раннего детства учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в мире с собой и окружающими его людьми, будет здоров. Поэтому, по интересам детей, были выбраны темы для уроков здоровья. Уроки здоровья проходят не только в форме беседы, но это - и оздоровительные минутки, деловые игры, комплекс упражнений, общение с природой.
Для иллюстрации прилагается примерное тематическое планирование уроков здоровья, где отражается и тематика родительских собраний, так как обучение учащихся не может идти в отрыве от обучения их родителей.
Планирование отражает все компоненты здоровья:
режим дня,
отказ от вредных привычек,
выбор одежды,
положительные эмоции,
рациональное питание,
закаливание и оздоровление,
чистота тела,
продукты питания,
чистота дома и в природе,
движение.
В соответствии с замыслом основными целями программы стали:
1. Формирование у ребёнка основ физиологической, физической, психической, интеллектуальной, гигиенической культур.
2. Формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек.
3. Формирование у детей потребности вести здоровый образ жизни.
Перспективное тематическое планирование уроков здоровья
1 класс
Компоненты здоровья | Месяцы | Темы уроков здоровья |
Режим дня | Сентябрь | Твой новый режим дня |
Отказ от вредных привычек | Октябрь | Вредные привычки «Ай не буду, не хочу» |
Жизненно необходимые вещества и их источники | Ноябрь | Урок здоровья "Путешествие на остров сокровищ". Законы здоровья. |
Положительные эмоции | Декабрь | Настроение в школе и после школы. |
Рациональное питание | Январь | Как следует питаться? |
Закаливание и оздоровление | Февраль | Забота о коже. Дружи с водой. |
Чистота тела и продуктов питания | Март | В гостях у Чистюлькина. |
Чистота дома и в природе | Апрель | Почему надо проветривать классную комнату? |
Движение | Май | Народные подвижные игры. |
Родительские собрания:
Сентябрь. Режим дня в жизни школьника.
Октябрь. Трудности адаптации первоклассников к школьным условиям.
Декабрь. Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром.
2 класс
Компоненты здоровья | Месяцы | Темы уроков здоровья |
Режим дня | Сентябрь | Твоё здоровье, - что это? Можно ли самому «творить здоровье?» |
Отказ от вредных привычек | Октябрь | Вредные привычки. Почему нельзя…? |
Выбор одежды | Ноябрь | Одевайся по погоде. Наш дом моделей. |
Положительные эмоции | Декабрь | Как настроить себя на урок? Воспитывай свои чувства. |
Рациональное питание | Январь | Здоровье и питание. Весёлые поварята. |
Закаливание и оздоровление | Февраль | Чихали мы на простуду. Народные рецепты. |
Чистота тела и продуктов питания | Март | Твоё здоровье и учебная нагрузка. Как сохранить зрение? |
Чистота дома и в природе | Апрель | Чистота в твоём доме, на твоём рабочем месте. |
Движение | Май | Движение – путь к совершенству. |
Родительские собрания:
Сентябрь. Здоровый ребёнок – ребёнок со здоровой психикой.
Март. Организация безопасного взаимодействия с компьютером.
3 класс
Компоненты здоровья | Месяцы | Темы уроков здоровья |
Режим дня | Сентябрь | Ты - третьеклассник. Можешь ли ты сам уже заботиться о здоровье? |
Отказ от вредных привычек | Октябрь | Как сделать сон полезным? |
Выбор одежды | Ноябрь | Цвет и настроение. |
Положительные эмоции | Декабрь | Улыбка – залог успеха и здоровья. |
Рациональное питание | Январь | Что готовили наши прабабушки. Копилка полезных рецептов. |
Движение | Февраль | Игры дома, в школе и на улице. |
Чистота тела и продуктов питания | Март | Твоё здоровье и учебная нагрузка. Как сохранить зрение? |
Чистота дома и в природе | Апрель | Пыль и здоровье. Каким воздухом мы дышим? |
Закаливание и оздоровление | Май | Солнце, воздух и вода – наши верные друзья. |
Родительские собрания:
Сентябрь. Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день
Декабрь. Как настроение родителей влияет на здоровье детей. Психологический климат в семье.
4 класс
Компоненты здоровья | Месяцы | Темы уроков здоровья |
Режим дня | Сентябрь | Режиму дня – мы друзья. |
Отказ от вредных привычек | Октябрь | Здоровым быть модно! |
Выбор одежды | Ноябрь | Одежда школьника, учебные принадлежности и здоровье. |
Положительные эмоции | Декабрь | Как готовить себя к обучению в 5 классе? |
Рациональное питание | Январь | Неправильное питание и заболевания |
Движение | Февраль | Станем Неболейками |
Чистота тела и продуктов питания | Март | Витамины рядом с нами. Здоровье = овощи + фрукты + ягода. |
Чистота дома и в природе | Апрель | Сохраним природу, сохраним здоровье |
Закаливание и оздоровление | Май | Как правильно себя вести на воде? |
Родительские собрания:
Декабрь. Ребёнок идёт в 5 класс. Психологическая подготовка детей и родителей к школе 2 ступени.
Январь. Рецепты наших бабушек составлялись из того, что рядом росло.
Естественно, для укрепления здоровья немаловажное значение играет:
Оздоровительная среда:
• учёт динамики работоспособности в течение дня и недели;
• дни здоровья;
• уроки здоровья;
Комфортная пространственная среда:
• работа по организации системы рационального питания;
• санитарный день (в конце каждой четверти);
• соответствующее оформление классной комнаты;
• создание возможностей для соблюдения правил гигиены;
• комнатные цветы для очищения воздуха (хлорофитум)
Необходимая психологическая среда:
• совместная работа психолога и классного руководителя по различным вопросам диагностики и коррекции;
• работа с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Как учитель, положивший в основу работы с детьми здоровьесберегающие технологии, я вижу свою задачу в том, чтобы мои ученики сами включились в заботу о собственном здоровье, научились сознательно контролировать свое двигательное поведение, а также приобщились к ценностям здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
1. Дети научатся осознанно вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья, заниматься физическим самосовершенствованием; понимать себя.
2. Научатся делать самоанализ; формируются навыки прогнозировать ситуацию.
3. В результате ученики и родители узнают, что формирование здорового образа жизни включает в себя: физическое совершенство, психическое здоровье, социальную безопасность, основы экономических знаний, правила гигиены и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.
Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...