Обобщение опыта работы по теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Обобщение опыта работы
по теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы
по теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»
- Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающей ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т. д.
Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Для решения задачи по сохранению, укреплению здоровья и формирования навыков здорового образа жизни мной была разработана программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка». Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» состоит из 7 разделов:
1. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
2. Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
3. Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
- социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
- Закаливание организма;
- Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
- Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
- Программа имеет несколько направлений работы: профилактическая, физкультурно-оздоровительная работа, обеспечение психологического благополучия, учебно-воспитательная работа, работа с педагогами и родителями.
- направление: Профилактическая работа по предупреждению заболеваний.
- По результатам м/о наибольшее количество приобретённых детьми заболеваний – это нарушение осанки и плоскостопие, заболевания дыхательной системы.
Одной из форм работы с детьми по предупреждению нарушения осанки являются специальные упражнения.
1.Ходьба обычная с мешочком на голове
2.Ходьба с высоким подниманием бедра
3.Приседания
- Следующее направление – это предупреждение плоскостопия. Для этого мы провожу работу с родителями по подбору правильной обуви для детей, а также выполняем с ребятами ряд упражнений.
- Следующее направление нашей работы – предупреждение заболеваний дыхательной системы.
Для этого мы также проводим различные игры и упражнения. Одно из важных условий – научить правильно дышать во время выполнения физических упражнений. В своей работе я использую методику дыхательных упражнений, разработанную А.Н.Стрельниковой. Эти упражнения помогают
- восстанавливать нарушенное носовое дыхание;
- улучшают дренажную функцию легких;
- способствуют рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков легочной ткани;
- положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- повышают общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшают нервно-психическое состояние.
- Эти упражнения призваны не только стать профилактическими, но и укрепить здоровье. А как вы помните, здоровый образ жизни – это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
- направление: Физкультурно-оздоровительная работа
- Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками ранее.
Ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста – игра.
Подвижные игры – не только одно из основных средств физического воспитания детей, они также способствуют развитию психических процессов у детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.
При проведении подвижных игр среди учащихся младших классов надо учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость.
- Я думаю, вы согласитесь со мной, чтобы стать «Здоровейками» в полном смысле этого слова, детям недостаточно только подвижных игр. Что же ещё является немаловажным фактором приобщения к здоровому образу жизни?
3. направление: Учебно-воспитательная работа.
Для полной реализации спортивно - оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. «Воспитание сказкой» - универсальное занятие во внеурочной деятельности младших школьников.
Воспитательная роль сказок очень значима в процессе развития и становления маленького человека. Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учится в ней жить.
Я использую различные методы и приемы работы: загадывание и отгадывание загадок, чтение наизусть пословиц, скороговорок, потешек, придумывание сказки на заданную тему, инсценирование сказки, кукольные спектакли «Мойдодыр», «Спеши делать добро», «Капризка» и другие.
Побуждение к импровизации, использованию доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения) при знакомстве со сказкой подталкивает детей к творческим поискам.
Следующий метод, который я использую это - «Постановка проблемного вопроса поискового характера»: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?»
Совместно с медицинским работником школы, психологом проводим ряд бесед по темам: «Полезные и вредные продукты», «Гигиена правильной осанки», «Доброречие», «Мой внешний вид – залог здоровья», «Как питались в стародавние времена и питание нашего времени»,«Мода и школьные будни», «Как защититься от простуды и гриппа».
В результате дети с удовольствием участвуют в беседе, в «круглых столах» придумывают нестандартные решения, учатся смотреть на проблему с нескольких сторон.
Отражается это в выпуске бюллетеней, в разработке и создание проектов, их защите на школьном, районном уровне.
Не случайно говорится: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Дети с интересом выполняют рисунки на тему «В здоровом теле здоровый дух», «Моё настроение», Вредные и полезные растения». Итогом работы является выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка», «Продукты для здоровья», «Мы за здоровый образ жизни» , «Нет курению!»
А так же выпуски плакатов «Продукты для здоровья».
После выставки мы все работы собираем, брошюруем и выпускаем книги соответственной тематике.
Разговор о правильном питании способствует формированию у детей основ культурного и здорового образа жизни. Замечательно, что одновременно с этим возможно решение других, не менее важных задач. При изучении тем дети опираются на свой опыт, показывая неплохие знания в бытовых сферах жизни. Это создает ситуацию успеха, положительный эмоциональный настрой детей, что очень важно при обучении и воспитании детей.
Отличительная особенность занятий внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению от уроков физической культуры состоит в том, что на каждом таком занятии мы не только развиваем двигательные качества у детей, но и прививаем младшим школьникам навыки правильного здорового питания, личной гигиены, режима дня, здорового сна.
- Предлагаю вам некоторые темы занятий по культуре питания, которые я использую в своей работе.
Тема занятия |
Самые полезные продукты |
Правильно ли мы едим? Режим питания |
Чем кормит нас огород? Зелень на столе |
Гигиена питания |
Плох тот обед, если хлеба нет |
Его величество Молоко |
Где прячутся витамины? |
Важным направлением внеурочной работы по спортивно-оздоровительному направлению является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся. С этой целью проводятся экскурсии на природу: «Сезонные изменения и как их принимает человек», «Природа – источник здоровья», «У природы нет плохой погоды».
В своей работе я так же использую и другие формы работы, как круглый стол, тесты и анкетирование, просмотры видеофильмов и многое другое.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников веду совместную работу с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
4 направление: Работа с родителями
- проведение совместных мероприятий с родителями
- организация и проведение профилактической работы с родителями;
- организация встреч родителей с медицинским работником школы
Результатом практической деятельности по программе «Здоровейка» является:
- Самостоятельный выпуск бюллетеней, листовок говорит о высоком уровне информированности учащихся о здоровом образе жизни.
- Взаимодействие с младшими школьниками с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашение их на уроки здоровья, сценические выступления. Инсценирование сказки «Мойдодыр». А так же для одноклассников, не посещающих кружок и их родителей.
- Каждый ребенок за время работы кружка создал, да не один проект по теме ЗОЖ с которыми выступали на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
- Наблюдается высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья. По результатам анкетирования на 1 сентября 2013 года и на 1 сентября 2014 года повысился уровень информированности родителей о необходимости здорового образа жизни.
- Повысился уровень активности родителей в организации и проведении по здоровому образу жизни.
Послушайте старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»
- Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять свое здоровье и здоровье своих учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»
«Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»...
Обобщение опыта работы по теме "Детское научное общество как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников"
Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализаци...
"Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению"
Мастер-класс...
Из опыта работы: "Развитие мелкой моторики на уроке ИЗО деятельности у младших школьников с ОВЗ".
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее д...
Презентация опыта работы по теме: "Интеграция урочной и внеурочной деятельности"
В презентации показаны способы реализации интеграция урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС....
Разнообразие форм проведения занятий внеурочной деятельности учебного курса «Азбука здоровья» (социально- педагогическое направление)
Республиканский открытый конкурс «Ростки успеха» на лучшее описание самообобщенного педагогического опыта....
Разнообразие форм проведения занятий по экологии с младшими школьниками в дополнительном образовании на примере авторских программ
Статья для научно-практической конференции «Формирование основ естественно-научной грамотности младших школьников»...