Разнообразие форм проведения занятий по экологии с младшими школьниками в дополнительном образовании на примере авторских программ
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
Статья для научно-практической конференции «Формирование основ естественно-научной грамотности младших школьников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
menshikova_raznoobrazie_form.docx | 540.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-практическая конференция «Формирование основ естественно-научной грамотности младших школьников» 21.04.2021г.
Секция «Формирование естественно-научных компетенций младших школьников средствами конкурсной, олимпиадной деятельности и других форм работы по естествознанию и экологии»
Статья на тему: «Разнообразие форм проведения занятий по экологии с младшими школьниками в дополнительном образовании»
Современное образование направлено на становление гармонично развитой личности учащегося. Немаловажная роль в этом процессе отводится экологическому воспитанию, поскольку ведущей ролью в реализации национального проекта «Экология» выступает формирование экологического образа мышления у подрастающего поколения.
Актуальность формирования естественно-научных компетенций младших школьников определяется необходимостью:
- расширения экологических знаний, привития им навыков экологической культуры и правильного поведения в природе,
- активации познавательной, исследовательской, творческой деятельности,
- формирования интереса к изучению природы родного края, желания сохранять, приумножать богатства родной земли.
Младший школьный возраст (7-11 лет) является наиболее ответственным этапом школьного детства. Младшие школьники – это преимущественно творческие личности, живущие в мире образов, чувств и переживаний. Они отличаются непосредственностью восприятия, интересом ко всему новому и нестандартному. Им свойственна эмоциональность и чувствительность образных впечатлений, богатство и красочность воображения, фантазия, импровизация, неутомимая любознательность, открытость окружающей среды. Ознакомление с миром природы в младшем школьном возрасте способствует качественным знаниям об окружающем мире, поскольку этому возрасту свойственна особая любопытность, желание как можно больше узнать и изучить всё вокруг.
По мнению психологов у учащихся младшего школьного возраста уже сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой, которая включает:
- эмоциональную готовность – восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения;
- деловую готовность – возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, демонстрировать зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия);
- интеллектуальную готовность – определенный уровень информированности о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.
При организации и проведении занятий следует учитывать, что у младших школьников доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру, друг к другу. Поэтому важно через слово, образ, иллюстрации, развивающие игры создать благоприятные условия для эмоционального восприятия информации. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Как педагог дополнительного образования Эколого-биологического центра, я реализую на практике авторские программы естественно-научной направленности - «Друзья природы» (72 ч. в год), «Экотворчество» (144 ч. в год).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Друзья природы» имеет естественно-научную направленность, ориентирована на ознакомление младших школьников с природой страны и края, усвоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы, развитие творческих и интеллектуальных способностей и познавательного интереса.
Занятия по программе проводятся в разнообразных формах: в форме занятий-путешествий, разнообразных игр, викторин по экологии, экскурсий по городу, заочных экскурсий по заповедным местам Краснодарского края, природоохранных акций, интеллектуальных соревнований среди команд, мастер-классов по работе с бумагой и природными материалами, организации мастерских по изготовлению поделок. На занятиях предусмотрено активное использование наглядных пособий, фотоматериала, рисунков, карточек с заданиями и загадками, настольных игр, игрового лото, игр на запоминание «Мемори». В процессе реализации программы разработан комплекс авторских методических разработок: кроссворды, филворды, дидактическое лото по темам, мозаики, тематические раскраски, шаблоны поделок, словесные игры, мастер-классы, видеоролики и презентации, которые позволяют расширить творческие способности каждого учащегося и увлечь его в изучение мира природы.
Формы проведения занятий по программе «Друзья природы»:
- экскурсия
- заочная экскурсия
- дидактическая игра
- ролевая игра
- путешествие
- познавательная беседа (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала)
- круглый стол (обмен мнениями на разные темы по экологии)
- экологические чтения
- мастер-класс
- мастерская поделок
- интеллектуальное соревнование
- КВН
- Акция
- квест
- конкурс
- выставка
- диалог
- дискуссия
- конверт загадок
- викторина
Построение образовательного процесса соответствует возрастным и психологическими особенностями младших школьников с использованием нетрадиционных форм организации деятельности. Усвоение знаний происходит не только в кабинете, но и во время проведения экскурсий, в процессе наблюдения за животными и растениями Эколого-биологического центра. Общение с живыми объектами всегда вызывает положительные чувства и эмоции, развивает любознательность, формирует ответственность, милосердие, благотворно сказывается на развитии личности.
Занятия по программе «Друзья природы» стимулируют познавательную активность учащихся, формируют бережное отношение к природе, обогащают их нравственный опыт, расширяют познания о животном и растительном мире своей страны и края, воспитывают положительные качества личности, желание изменить мир к лучшему, формируют коммуникативные навыки.
Для отслеживания результативности обучения младших школьников и с целью выявления качества усвоенных ими знаний в рамках программы «Друзья природы» используется:
- педагогическое наблюдение;
- ведение журнала посещаемости;
- педагогический анализ результатов опроса, активности на занятиях, участия в дидактических играх, викторинах, акциях, презентациях работ;
- ведение блокнотов «Друзья природы»;
- участие в конкурсах экологической направленности;
- педагогический мониторинг и анализ практической деятельности.
Предъявление и демонстрация образовательных результатов проводится в форме: открытых занятий, выставок поделок, рисунков, защиты докладов, участия в акциях, конкурсах (дипломы, благодарности, сертификаты за участие), праздничных мероприятиях, проводимых на базе Эколого-биологического центра и в школах.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экотворчество» естественно-научной направленности рассчитана на ознакомление учащихся с художественными принципами и возможностями применения бросового материала в декоративных целях. Программа направлена на углубление экологических знаний и формирование положительного, ответственного отношения к окружающей среде, уважения к природе и отражения этого в своих работах.
Главной отличительной особенностью программы является то, что она демонстрирует экологический подход в творчестве, позволяет освещать проблемы загрязнения окружающей среды, способствует формированию рационального экологического сознания учащихся и воспитанию их экологической грамотности, одновременно развивая фантазию и креативное мышление, художественный и эстетический вкус. Содержание программы формирует экологическую культуру, развивает познавательные, эстетические, эмоционально-нравственные отношения с окружающей природной средой, воспитывает любовь к природе, умение видеть и частично решать экологические проблемы. Изготовление своими руками творческих работ из бросовых материалов – одно из доступных решений экологической проблемы отходов, наглядное осознание детьми значимости действий человека в области охраны природы. Процесс вторичного использования отходов дает ученикам знания об основах экологических законов жизни, воспитывает осознанное отношение к природе и выработку практических навыков правильного, бережного природопользования.
Т.к. программа «Экотворчество» реализуется в условиях дополнительного образования, когда состав групп разновозрастной и учащиеся обладают различным уровнем способностей, то широкое применение получает индивидуальный и дифференцированный подход.
В процессе участия в мастер-классах, конкурсах, выставках поделок происходит приобщение младших школьников к общечеловеческим ценностям, развивается внимание, наблюдательность, воображение, сообразительность, фантазия и творчество.
Формы проведения занятий по программе «Экотворчество»:
- практикум
- мастер-класс
- творческая мастерская
- круглый стол (обмен мнениями на разные темы по экологии),
- познавательная беседа (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, образцов изделий)
- экскурсия
- беседа
- викторина
- дидактическая игра
- дискуссия
- акция
- конкурс
- выставка
- презентация творческих работ
- защита творческих проектов
Изготовление поделок из бросового материала - увлекательное занятие, помогающее научиться изготавливать новые вещи своими руками, находить нестандартные решения. Использование в новом качестве старых вещей и предметов учит бережному отношению к окружающей среде, противостоит замусориванию своего дома, двора, города. Создание полезной и красивой поделки из «мусора» - это проявление мастерства, фантазии и художественного вкуса.
Организация особой развивающей среды для выявления и развития способностей учащихся может способствовать не только их приобщению к творчеству, но и раскрытию лучших человеческих качеств, нестандартного мышления, расширению коммуникативных способностей. Большое внимание в процессе обучения уделяется экологическому воспитанию, необходимости бережного отношения к природе, основным правилам поведения в окружающей среде, проблеме мусора и его переработки. Увлечение детей любым видом творчества воспитывает чувство своей значимости и нужности, повышает самоуважение, поскольку опирается на понимание того, что существуют вещи и предметы, которые можно изготовить самому, учит бережливости и умению использовать уже имеющиеся ресурсы.
Для отслеживания результативности обучения учащихся и с целью выявления качества усвоенных ими знаний в рамках программы «Экотворчество» используется:
- педагогическое наблюдение;
- текущий контроль на занятии;
- ведение журнала посещаемости;
- педагогический анализ результатов опроса, активности на занятиях, участия в дидактических играх, викторинах;
- материал тестирования;
- участие в муниципальных и краевых конкурсах;
- участие в проводимых акциях;
- педагогический мониторинг и анализ практической деятельности.
Предъявление и демонстрация образовательных результатов проводится в формах:
- открытые занятия,
- выставка творческих работ (мини-выставка, выставка поделок после каждого раздела, итоговая фотовыставка),
- защита докладов,
- участие в акциях, праздничных мероприятиях, проводимых в школах и на базе Эколого-биологического центра.
Также результатом успешного обучения по программе дополнительного образования «Экотворчество» является получение учащимися призовых мест за участие в муниципальных и краевых конкурсах (дипломы, грамоты, сертификаты, благодарности).
Список Интернет-ресурсов:
1. Литошик Г.М. Статья. "Особенности организации творческой работы с детьми младшего школьного возраста" | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
2. Таровина В.В. Педагогические условия воспитания у младших школьников сознательного отношения к природе в процессе образования https://scienceforum.ru/2016/article/2016020574
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разнообразие форм и методов формирования экологической ответственности младших школьников».
Экология стала проблемой нашего общества. Многие виды деятельности людей коренным образом меняют лик земли, а тем самым и условия жизни для зверей, птиц, расте...
Разнообразие форм и методов формирования экологической ответственности младших школьников»
«Я сорвал цветок – и он увял.Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.И тогда я понял, что прикоснуться к красоте природы можно только сердцем».Именно таким путём я стараюсь вести своих ма...
Разнообразие форм и методов формирования экологической ответственности младших школьников»
«Я сорвал цветок – и он увял.Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.И тогда я понял, что прикоснуться к красоте природы можно только сердцем».Именно таким путём я стараюсь вести своих ма...
«Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»
«Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»...
"Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению"
Мастер-класс...
Обобщение опыта работы по теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»
Обобщение опыта работыпо теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»...
Разнообразие форм проведения занятий внеурочной деятельности учебного курса «Азбука здоровья» (социально- педагогическое направление)
Республиканский открытый конкурс «Ростки успеха» на лучшее описание самообобщенного педагогического опыта....