Разнообразие форм проведения занятий внеурочной деятельности учебного курса «Азбука здоровья» (социально- педагогическое направление)
статья
Республиканский открытый конкурс «Ростки успеха» на лучшее описание самообобщенного педагогического опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie.doc | 38 КБ |
titulnyy_list_-_kopiya.doc | 22.5 КБ |
osnovnaya_chast.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Введение:
Тема: Разнообразие форм проведения занятий внеурочной деятельности
учебного курса « Азбука здоровья»
Актуальность опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса:
В условиях современной природной и социальной экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Поскольку от уровня здоровья выпускников школ зависят перспективы развития страны, ее трудовой потенциал, благосостояние ее граждан. В соответствии с этим особую актуальность приобретает организация спортивно-оздоровительной деятельности в условиях школьных учреждений. Перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность школьников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к потребности в здоровом образе жизни?
Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью школьников? Ответить на него можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.
Условия возникновения и становления опыта:
В последнее время ухудшается здоровье учащихся. Наряду с социальными и экологическими факторами в качестве причины называют и отрицательное влияние школы на здоровье детей. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в 1 класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. Я работаю в начальной школе уже тридцать лет и, проанализировав показатели здоровья учеников, могу подтвердить вышесказанное.
Процесс организации спортивно-оздоровительной деятельности будет
проходить более эффективно при соблюдении педагогических условий:
– учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
– формирование интереса у школьников к собственному здоровью, осознанию пагубности влияния вредных привычек на организм человека;
– внедрение различных форм спортивно-оздоровительной деятельности в
воспитательно-образовательной работе со школьниками;
– создание оптимальных условий для формирования здорового образа
жизни;
– систематическая и целенаправленная работа с детьми и их родителями.
Становление опыта:
Изучение и анализ литературы по проблеме исследования, беседа, опрос,
анкетирование, педагогическая диагностика, диагностические задания.
Длительность работы над описанием опыта:
Опыт работы над темой: Разнообразие форм проведения занятий курса «Азбука здоровья» сложился постепенно. Система моей работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное: помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре. Над данной проблемой я работаю 2 года. В работе выделила 3 этапа.
1 этап - изучение литературы по данному вопросу.
2 этап - разработка внеурочных мероприятий, бесед , подвижных игр.
3 этап - написание опыта.
Новизна опыта. Работа над этой проблемой побудила меня к поиску таких форм проведения занятий, методов и приемов, что позволяют повысить эффективность условий для полноценного развития детей, предоставление возможностей для самореализации, социализации школьников, воспитание
у учащихся потребности в здоровье, в формировании культуры здорового образа жизни. Изучив учебно - методические материалы, методику Ковалько В.И., я использовала в работе «Уроки здоровья», «Оздоровительные цепочки», которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах».
Перед собой я поставила следующие задачи:
– организовать работу с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
– сформировать привычки ежедневных организованных и самостоятельных упражнений;
– создать условия ощущения у детей радости в процессе обучения, воспитание культуры здоровья;
– развивать творческие способности;
– осваивать новые методы деятельности в процессе обучения школьников, предполагающие использование здоровье - сберегающих технологий.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Комсомольская гимназия имени Б.Басангова»
Республиканский открытый конкурс «Ростки успеха» на лучшее описание самообобщенного педагогического опыта.
Тема опыта: Разнообразие форм проведения занятий внеурочной деятельности учебного курса «Азбука здоровья»
(социально- педагогическое направление)
Автор работы:
Доджиева Наталья Чантаевна,
учитель начальных классов
п. Комсомольский
2018 год
Предварительный просмотр:
3. Основная часть:
Предлагаемый курс занятий «Азбука здоровья» (2 год обучения) нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков, учащихся по гигиенической культуры.
Цели программы:
Формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Учить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя полученные знания, умения и навыки знания в повседневной жизни.
Задачи:
обучающие - развитие познавательного интереса к здоровому образу жизни, приобретение определенных знаний, умений, способствующих к осуществлению оздоровительной деятельности, формированию своего здоровья.
воспитательные - формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, навыков здорового образа жизни.
развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; формирование потребности в обеспечении физического и психического саморазвития.
Основные направления содержания деятельности: Для решения поставленных в программе задач использую следующие технологии:
- информационно-коммуникативные технологии. Преимущество их использования перед традиционными технологиями в том, что за тоже время дается больше информации, форма и способ подачи ее более наглядны, а значит, легче воспринимаются. Я люблю работать с компьютером. Его я применяю на уроках здоровья.
- здоровье - сберегающие технологии. Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, школьников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его. Проведение цикла бесед с школьниками: о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях
В 1-2 классах я часто применяю сказкотерапию, где дети учатся вместе со сказочными героями преодолевать трудности, быть добрыми и справедливыми. Огромные возможности для душевного здоровья имеет музыкотерапия. Она является интересным и перспективным направлением, которое используют в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокаивать, укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы.
В практике работы использую следующие формы:
традиционные (беседы);
комбинированные (занятие–викторина, занятие – путешествие, занятие– проект, занятие - игра, компьютерные презентации);
практические занятия (проведение наблюдений, ролевых игр, анализа ситуации, сочинения стихов, рисования).
Структура занятия: Каждое занятие состоит из трех частей:
Разминка. Упражнения, способствующие активизации учащихся, созданию непринуждённой, доброжелательной атмосферы, повышению сплочённости.
Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя беседы по теме, игры, упражнения, задания, опыты, практикумы, анализы ситуаций, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.
Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Содержание программы: В программе можно выделить два блока: первый – «Физическое здоровье», второй – «Духовное здоровье».
Блок «Физическое здоровье» раскрывает вопросы гигиены, питания, строения человека, безопасности; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье человека.
Блок «Духовное здоровье» даёт представление о любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни учащихся путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм в процессе обучения.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, формы, приемы, методы на повышение результативности.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это не только двигательная деятельность , но и обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства.
– разработка программы учебного курса « Азбука Здоровья» спортивно-оздоровительной деятельности по формированию ЗОЖ, включающий разнообразные формы работы с детьми (спортивно-досуговые мероприятия, беседы, уроки здоровья, разнообразные игры валеологической и спортивной направленности, практические занятия, пальчиковая гимнастика.);
– подбор конспектов внеурочной деятельности по освоению здоровье- сберегающей технологии ;
– формирование системы знаний и представлений у детей школьного возраста о формировании ЗОЖ;
– разработка примерного плана работы с родителями.
Для решения задачи по сохранению, укреплению здоровья и формирования навыков здорового образа жизни была разработана программа внеурочной деятельности по оздоровительно- педагогической направленности « Азбука здоровья». В основу данной программы легла авторская программа по внеурочной деятельности В.А.Горского.
В ходе развития представлений о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: "урокам здоровья", практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, уходу за растениями, играм, проектной деятельности детей . Рассмотрим некоторые из них.
«Уроки здоровья» Темы подбираются разные, актуальные для учеников 2 класса. Например, «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоровым». Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся с правилами здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.
Для примера рассмотрим краткое содержание «урока здоровья», посвященному формированию знаний о рациональном питании. Так тема "Из чего варят каши" рассказывает детям о полезных свойствах этого блюда, могущего стать прекрасным вариантом завтрака (очень полезно, недорого и просто в приготовлении). Однако в большинстве семей каша сегодня не входит в традиционный рацион питания. Можно ли сделать так, чтобы каша понравилась детям? На занятиях ребята узнают о том, как превратить привычную для них кашу в необычное, вкусное блюдо. Вначале рассказываем детям о том, какие добавки используются для каш (изюм, орехи, чернослив и т.д.). Затем дети при помощи специальных рисунков в тетради "готовят" для себя каши (в нарисованные тарелки ученики приклеивают наклейки с изображениями добавок или рисуют эти добавки) и придумывают им названия. Как показывает практика, одного такого занятия достаточно для того, чтобы отношение к кашам у ребят кардинально изменилось.
Практические занятия. Приведу для примера несколько тем, которые могут быть использованы в процессе профилактической работы с младшими школьниками.
1. Чистые руки:
– показать, как правильно мыть руки;
– доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда обязательно следует их мыть.
2. Здоровые зубы:
– показать на рисунке последовательность чистки зубов ( презентация );
– почистить зубы щеткой и пастой;
– доказать, почему нужно чистить зубы, когда и какими пастами (детские «Чебурашка», «Дракоша» и др.);
– составить памятку «Что любят наши зубы», «Вредно для зубов».
3. Красивые ногти:
– показать на рисунке (нарисовать), как следует стричь ногти на руках и ногах;
– правильно подстричь ногти на руках;
– рассуждение ситуации: почему маленьким девочкам не следует отращивать длинные ногти, красить их лаком, носить на пальцах множество колечек.
4. Внешний вид:
– выбрать на рисунках варианты одежды, обуви и прически для занятий в школе, посещения театра, праздника, для дома и т.д.;
– показать, как следует чистить одежду и обувь, пришивать пуговицы;
– доказать, что всегда необходимо иметь при себе носовой платок, и пояснить, для чего.
Беседы. Нужная форма работы детей. Круг их может быть самым широким и в первую очередь затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей: это темы гигиены, здоровых поведенческих привычек, рационального питания, профилактики утомления и др. Для повышения интереса применяла и использовала яркие красочные атрибуты, карточки. Поскольку детям свойственно наглядно-образное мышление обучение ЗОЖ проводилось при использовании книжных иллюстраций. Особого внимания в работе заслуживает профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Инструктажи по поведению младших школьников в транспорте, участие в конкурсах плакатов «Светофор» и безопасности движения «Внимание, дети!» побуждает младших школьников к размышлению о ценности жизни, о важности сохранения своего здоровья и здоровья других пешеходов. В играх и при обсуждении сложных ситуаций нарушения правил поведения на улицах, школьники постигают сложную, но доступную для каждого науку здоровьесбережения.
Рисование. Этот процесс помогает детям расслабиться и сосредоточиться на своих мыслях. Рисунок в соединении с письмом или диалогом может быть прекрасным методом исследования восприятия здоровья детьми. Так дети выражают мысли, которые им трудно выразить с помощью слов. Я прошу детей подумать о вещах, которые они могли бы сделать, чтобы сохранить себя здоровыми, и нарисовать как можно больше этих вещей. Затем - подписать картинки. Через 20 мин перевернуть лист и подумать обо всех вещах, которые бы они могли сделать, чтобы не быть здоровыми, нарисовать их и тоже подписать. Заканчивается занятие общим активным обсуждением.
Методика «Рисуй и пиши» очень нравится малышам. Такой способ самопознания учит их анализировать собственный опыт, размышлять по поводу своих действий и желаний.
Литературное чтение также может быть использовано в качестве метода формировании знаний о ЗОЖ. Использование произведений художественной литературы помогает не только закрепить знания, но и оживить его, сделать наглядным, красочным, легко запоминающимся. Это русские народные сказки, в которых есть валеологическое направление. Если сказка формирует понятие о здоровом образе жизни, о необходимости гигиенических процедур, о товарищеских отношениях, ее можно использовать в работе. Очень помогают сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе» «Айболит», а также стихи, рассказы и сказки советских писателей.
Подвижные игры. Важным условием оздоровления является организация двигательной активности детей. Мы, педагоги, должны знать, что активные двигательные действия при эмоциональном подъёме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему, улучшается обмен веществ в организме.
Очень важна роль подвижных игр в оздоровлении детей. В наше время,
когда дети большую часть дома проводят за компьютером, телевизором , двигательная активность особенно необходима. У детей развивается выносливость, физические качества.
Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. Для развития выносливости и координации движения я включаю такие игры, как «Волк и козлята», «Рыбаки и рыбки», «Караси и щука», «Охотники и утки». Эти игры преимущественно с бегом. Для восстановления организма включаю такие игры: «Класс, смирно!», «Запрещенное движение», «Цапля и лягушка» и др.
Интеллектуальные игры закрепляют основные понятия, представления, знания по проблематике здорового образа. Примером такой игры может быть игра «Отгадай слово». Рассмотрим содержание этой игры:
- Переставляя буквы, разгадайте слова и расскажите, что помогает человеку.
Ролевые игры, в которых и строятся вся проектная деятельность «больших» и «малых» коллективных творческих дел.
Проектная деятельность детей. Для детей этого возраста доступна работа над индивидуально-групповыми мини-проектами на тему «Сохранение здоровья». «Полезные и вредные привычки». Работа над проектами может строиться таким образом: сначала выявляются проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем из сборников, из журналов, детских газет собираются пословицы о здоровье; после этого каждый из детей может выбрать подходящие своей теме пословицы.
Спортивные соревнований и праздники. Хорошо содействует развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками ранее.
Работа с родителями. Провожу работу с родителями по данному направлению, с целью повышения валеологической грамотности, создания валеологического пространства в семье. Считаю, что если мы хотим вырастить здоровое поколение, то должны решать эту проблему вместе.
Использую такие формы работы: консультации в форме решения проблемных ситуаций, совместное проведение праздников, анкетирование, наглядная информация и информация в родительском уголке для родителей. С целью выявления активности родителей в спортивно-оздоровительной работе с детьми было проведено анкетирование, в ходе которого выявлено: — основной причиной заболеваемости детей 80% родителей считают наследственную предрасположенность и экологическую среду ;
— для укрепления здоровья ребенка 45% родителей считают необходимым занятие физкультурой; 42% — прогулки; 13% — правильное питание и закаливание;
— 30% занимаются с ребенком физкультурой дома, 15% — иногда, 7% — очень редко.
Таким образом, представленная моя система работы способствует эффективному формированию ЗОЖ у детей школьного возраста.
Необходимо отметить важность взаимосвязи используемых методов, средств, приемов и форм работы при организации спортивно- оздоровительной деятельности с детьми 7-8 лет.
Календарно-тематическое планирование «Азбука здоровья»
№ | Название темы | Кол-во часов | Форма деятельности | |
Т | П | |||
1 | «Если хочешь быть здоровым» | 1 | Урок здоровья (кроссворд) | |
2 | Почему мы болеем? | 1 | Видеофильм | |
3 | «Как организм помогает сам себе» | 1 | Видеоролик | |
4 | « Мое настроение в школе» | 1 | Упражнение «Азбука волшебных слов». Игра « выбери верный ответ» | |
5 | «Здоровье близко: ищи его в миске» | 1 | Опыт «Как определить жирная ли пища» | |
6 | «Домашняя аптечка» | 1 | Игра-соревнование | |
7 | «Сон - лучшее лекарство» | 1 | Анализ стихотворений, Игра «плохо - хорошо» ( по гигиене сна ). | |
8 | «Как и кто предохраняет нас от болезней?». «Прививки от болезней» | 1 | Встреча с медсестрой | |
9 | Советы Айболита «Чистота- залог здоровья» | 1 | Практикум «Чистка зубов», рисование | |
10 | Дисциплину держать - значит побеждать | 1 | Проигрывание ситуаций. «Федя на перемене, в столовой» Игра «Какой ученик» | |
11 | Вредные привычки | 1 | Групповая работа. Защита мини проектов. | |
12 | « Я и вода - крепкие друзья» | 1 | Анализ ситуации, рисование, отгадывание загадок. | |
13 | «Если ты обморозился» | 1 | Беседа | |
14 | «Мои спортивные достижения» – Книга рекордов Гиннеса. | 1 | Беседа | |
15 | На снеговой площадке | 1 | Подвижные игры | |
16 | «Травма» | 1 | Видеоролик | |
17 | «Пищевые отравления» | 1 | Презентация | |
18 | Наша тропинка «здоровья» «Здоровье – это класс!» | 1 | Беседа Стенгазета | |
19 | «Осанка – стройная спина» | 1 | Беседа. Выполнение упр | |
20 | «Курить – здоровью вредить!» | 1 | Беседа. Анализ ситуаций «Твой выбор». Презентация | |
21 | «Спорт глазами детей» | 1 | Конкурс рисунков Экскурсия в ДЮСШ | |
22 | «Один за всех и все за одного» | 1 | Соревнование | |
23 | Моя безопасность | 1 | Игра - викторина | |
24 | «Овощи и фрукты – витаминные продукты» | 1 | Защита рефератов Сценка (выступл детей) | |
25 | «Мой веселый звонкий мяч» | 1 | Спортивное соревнование | |
26 | «Хорошее здоровье превыше всего» | 1 | Викторина, тестирование | |
27 | Вкусная каша | 1 | Урок здоровья | |
28 | «Правила дорожного движения» | 1 | Игра – путешествие | |
29 | «День космонавтики» | 1 | Соревнование | |
30 | «Вышибалы», «Волк и козлята», « Охотники и утки». | 1 | Подвижные игры на свежем воздухе | |
31 | КВН «Наше здоровье» | 1 | Игра | |
32 | «Моя безопасность» | 1 | Презентация | |
33 | «Чистота и труд рядом идут» | 1 | Уборка кабинета | |
34 | Праздник «Будьте здоровы» | Ролевая игра Праздник |
Заключение
Результативность опыта. Проведенная работа подтвердила актуальность вышеуказанной темы. В целях изучения необходимости кружка «Азбука здоровья» и использование аспектов здоровьесбережения во внеурочной деятельности проводился опрос родителей, который позволил более подробно проанализировать эффективность работы. Опрос включал в себя следующие вопросы:
1. Необходимость работы кружка «Азбука здоровья»;
2. Питание детей;
3. Использование оздоровительных моментов.
При анализе результатов опроса родителей было выявлено следующее: Необходимость занятий по «Азбуке здоровья» во внеурочное время – 100%. Ребенок обеспечен достаточным питанием – 89%. Использование оздоровительных моментов: - прогулки – 68%; спортивные часы – 77%.
Планомерная и систематическая работа по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни, в котором ребенок выступает активным исследователем, способствовала нравственному, интеллектуальному развитию детей, активизации их познавательной деятельности. Проанализировав данные итоговой диагностики, отметила, что у детей сформировались представления о жизненной важности всех человеческих органов. Дети научились определять свое состояние и ощущения, знают, что полезно и что вредно для организма, понимают необходимость бережного отношения к нему, знакомы с требованиями безопасности.
Адресные рекомендации по использованию опыта. Данный опыт работы может быть использован педагогами любого общеобразовательного учреждения, педагогическая деятельность которых направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, на внедрение в учебно-воспитательный процесс учебного курса «Азбука здоровья».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТ СОЦИАЛЬНО_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ МОЯ ПЕРВАЯ ЭКОЛОГИЯ
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Моя первая экология» составлена на основе авторской программы «Моя первая экология» Самковой В.А. (Сборник программ внеурочной дея...
Конспект занятия внеурочной деятельности кружок «Марафон здоровья (спортивно-оздоровительное направление)»
Конспект занятия внеурочной деятельности кружок «Марафон здоровья (спортивно-оздоровительное направление)»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «Азбука безопасности»
Аннотацияк дополнительной общеразвивающей программе «Дорожная азбука» Ф.И.О.разработчикаБоровикова Евгения Александровна Сведения о педагоге,реализующем программу Боро...
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Азбука здоровья» для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Азбука здоровья» для 2 класса. В помощь учителям...
Рабочая программа внеурочной деятельности начального общего образования для 2 класса по социально-педагогическому направлению «Мы вместе» (семейный клуб)
Рабочая программа внеурочной деятельностиначального общего образования для 2 классапо социально-педагогическому направлению «Мы вместе» (семейный клуб)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ в форме кружковой деятельности «АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ»
Программа, календарно-тематическое планирование, рекомендации для родителей, беседы...
технологическая карта открытого занятия социально-педагогической направленности "Школа-наш дом"
Занятие проводится с детьми 1-5 класса , цель которого -познакомить детей с правами ребёнка...