Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
рабочая программа по зож на тему

Ермолинская Надежда Андреевна

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению обучающихся с интеллектуальными нарушениями – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью и безопасности. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей очень важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Существенным фактором снижения процента здоровых детей является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Программа ориентирована на детей с нарушениями интеллекта, у которых отсутствуют личные приоритеты здоровья, чаще всего присутствует отрицательный пример окружающих взрослых и детей в семьях. Поэтому решающая роль в формировании здорового образа жизни отводится школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_zdorovya_ermolinskaya_n.a.docx367.23 КБ

Предварительный просмотр:

F:\Съемный диск\планирование\мои раб пр 2018-2019\титульники\DSC06753.JPG

Пояснительная записка

Актуальность. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению обучающихся с интеллектуальными нарушениями – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью и безопасности. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей очень важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Существенным фактором снижения процента здоровых детей является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Программа ориентирована на детей с нарушениями интеллекта, у которых отсутствуют личные приоритеты здоровья, чаще всего присутствует отрицательный пример окружающих взрослых и детей в семьях. Поэтому решающая роль в формировании здорового образа жизни отводится школе.

Практическая значимость. В ходе реализации содержания программы, обучающиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.

Хотелось бы обратить внимание, что данная программа ориентирована на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно обучать их здоровому образу жизни. Программа помогает создать поведенческую модель ребёнка с ОВЗ, который изучает своё здоровье, пытается сохранять его, социализируется в обществе и умеет заботиться о своей безопасности. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

Программа является авторской и разрабатывалась исходя из потребностей контингента обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Цель:

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи:

  • прививать учащимся знания, умения и навыки в области безопасности и здорового образа жизни;
  • развивать у детей чувство ответственности за своё поведение и  отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • формировать гигиенические навыки и умения;
  • воспитывать чувство сопричастности к жизни общества и природы;
  • знакомить с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни;  
  • изучить основы медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи.

       Основные личностные результаты внеурочной деятельности:

― ценностное отношение и любовь к близким;

― осознание себя как члена общества;

― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;

― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных   видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;

― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

― умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

― владение навыками коммуникации и социального взаимодействия;

― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни;

― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель.

Примерные планируемые результаты.

Первый уровень результатов

приобретение социальных знаний о:

- ПДД,

- правилах личной гигиены,

- правилах безопасного поведения в лесу,

- правилах поведения за столом,

- правилах поведения в общественном транспорте,  

- мерах предосторожности на водоёме,

- правилах пожарной безопасности,

- правилах безопасного обращения с приборами,

- поведении с незнакомыми людьми.

Второй уровень результатов 

опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества

- соблюдение здорового образа жизни,

- соблюдение правил поведения в природе,

- ориентирование в природе,

- умение вызывать экстренные службы.

Третий уровень результатов

получение опыта самостоятельного общественного действия:

- подкормка зимующих птиц,

- добрые дела для родных и сверстников,

- говорить правду,

- узнавание ядовитых растений.

Содержание программы.

1 класс

  1. ПДД 

Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила поведения в общественном транспорте. Посадка и высадка пассажиров.  Правила перехода через дорогу. Пешеходный переход. Движение пешеходов.

  1. Безопасность дома

Безопасное поведение дома. Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика. Как вести себя, когда ты дома один. Не торопись быть взрослым. Значение огня в жизни человека. Понятие – пожар. Причины пожара. Опасные факторы пожара: дым, высокая температура, открытый огонь, обрушение. Детская шалость с огнем и ее последствия. Порядок действий при возникновении пожара. Правила и способы эвакуации. Порядок вызова пожарных, спасателей. Электричество как источники возможной опасности. Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.

  1. Взаимоотношения людей

Спешите делать добро. Правда и ложь. Я дарю и принимаю подарки. Правила поведения за столом.

  1. Поведение в природе

В гостях у лешего – опасные животные и насекомые. Первая помощь при укусах. Безопасное поведение на реке зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Если ты провалился под лед.

  1. Основы здорового образа жизни

Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня школьника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья. Основы личной гигиены. Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом. Глаза  главные помощники человека. Зубы. Уход за полостью рта. Правила чистки зубов. Уши. Как сохранить слух. Уход за ушами. Кожные покровы тела. Ногти. Органы дыхания. Что такое вредные привычки. Осанка. Поведение на переменах. Подвижные игры в зале. Зимние забавы детей. Подвижные игры на свежем воздухе.

     

2 класс

  1. ПДД 

Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.  Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Дорожные знаки и их классификация.

  1. Безопасность дома

Газ как источники возможной опасности. Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Службы экстренной помощи: скорая, полиция, газовая, пожарная. Алгоритм вызова служб экстренной помощи.

    3. Взаимоотношения людей

Что такое вежливость. Правила разговора по телефону. Что такое дружба.

    4. Поведение в природе

Особенности состояния водоемов в летнее время года. Опасности водоемов. Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения. Правильное поведение в опасных и природных ситуациях: гроза, метель, ураган, половодье.

    5. Основы здорового образа жизни

Здоровье.  Причины болезней. Отравление лекарствами. Пищевые отравления. Правильное питание - основа здорового образа жизни. Вредная пища, полезная пища. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Инфекционные болезни.  Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний. Алгоритм вызова скорой медицинской помощи. Зарядка и её значение. Как живёт организм человека. Из чего состоит тело.  Подвижные игры в зале и на свежем воздухе. Зимние забавы детей.

  1. класс
  1. ПДД 

Правила безопасного передвижения на велосипеде. Соблюдение ПДД  велосипедистами

Улица полна неожиданностей. Состояние зимней дороги, тормозной путь автомобиля.

     2. Безопасность дома

Пожар в общественных местах (школа, интернат, магазин), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения. Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения. Причины пожара в транспорте. Опасные факторы пожара: дым, высокая температура, открытый огонь, движение транспорта, столкновение. Порядок действий при возникновении пожара в общественном транспорте. Правила и способы эвакуации.  Средства бытовой химии как источники опасности. «Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.

3.Взаимоотношения людей

Настроение. Чувства и эмоции. Нехорошие слова. Я и мои поступки. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится или звонит в дверь.

    4.Поведение в природе

Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. Правила безопасного поведения в лесу.

    5. Основы здорового образа жизни

Зарядка как фактор здоровья. Ожоги. Как уберечься от ожогов. Оказание медицинской помощи при ожогах. Вред курения. Движение – это жизнь. Закаливание. Проветривание помещений. Здоровый сон. Правила просмотра телевизора. Витамины. Польза бега и ходьбы. Подвижные игры в зале и на свежем воздухе. Эстафеты.

    6. Основы медицинских знаний

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста Попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь. Влияние окружающей среды на здоровье человека.  

4 класс

  1. ПДД 

Причины и возможные последствия ДТП. Сигналы светофора. Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства.

  1. Безопасность дома

 Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

  1. Взаимоотношения людей

Как себя вести. Драка. Драться или нет. Посильная помощь взрослым. Моя родословная.

  1. Поведение в природе

      Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам. Как вести себя на реке зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Если ты провалился под лед.

     5. Основы здорового образа жизни

Польза завтрака. Сохранение и укрепление здоровья. Компьютер. Польза и вред. Лекарственные растения. Виды спорта. Профилактика заболеваний. Как организм растёт. Подвижные игры в зале и на улице. Физминутки. Пальчиковая гимнастика. Игры с мячом. Опасность водоёмов в холодное время года.

     6.Основы медицинских знаний

Переломы, вывихи и растяжения связок. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Правила обработки ран. Перевязка ран. Первая медицинская помощь при отравлении газами. Причины отравлений газообразными веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.

Тематическое планирование занятий

Разделы программы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

ПДД

3

4

4

3

Основы ЗОЖ

17

18

14

13

Поведение в природе

3

3

3

3

Безопасность дома

4

3

3

3

Взаимоотношения людей

4

4

5

4

Основы медицинских знаний

3

6

Коллаж

ЗОЖ

ПДД

Поведение

в природе

ЗОЖ

Чему мы научились за год

1

1

1

1

33

34

34

34

Т – теория

П – практика

Тема занятия

Содержание

1 класс ПДД

Т

П

1

Безопасная дорога в школу

Работа с планом местности, стихотворение С.Михалкова «Движеньем полон город», беседа, анализ ситуаций.

1

2

Поведение в транспорте

Беседа, презентация, разбор ситуаций, инсценировка, ролевая игра. Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»

0,5

0,5

3

Правила перехода через дорогу

Стихотворение Я. Пишумова «Город, в котором…», презентация. Инсценировка, игра «Найди ошибку», работа в группах.

0,5

0,5

Основы ЗОЖ

4

Здоровье. Здоровый образ жизни.

Шесть признаков здорового и закалённого человека. Подбор характеристик здорового человека. Игра «Вставь словечко».

1

5

Чистота – залог здоровья

Анализ ситуаций в стихотворении Л.Яхнина «Жил на свете мальчик странный…», Э.Успенского «Очень страшная история», «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Игра «Доскажи словечко».

0,5

0,5

6

Глаза – наши помощники

Беседа об органах зрения. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению.

0,5

0,5

7

Берегите зубы

Рассказ учителя. Анализ ситуации.  Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Мультфильм «Доктор стоматолог». Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа.

0,5

0,5

8

Берегите уши

Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Распознание звуков. Оздоровительная минутка. Правила сохранения слуха. Игра «Сломанный телефон». Самомассаж ушей.

0,5

0,5

9

Уход за кожей и ногтями

Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Памятка по уходу за кожей. Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь.

0,5

0,5

10

Органы дыхания

Беседа. Органы дыхания. Стих-е Э. Мошковской «Мой замечательный нос». Опыты. Игра «Шарики». Игра "Что хорошо для дыхательной системы, а что вредно?" Пантомимы «Согреть своим дыханием»; «Затаив дыхание»; «Бездыханный».

0,5

0,5

11

Режим дня школьника

Беседа. Презентация «Режим дня» стихотворение «Валя - неуспеваля». Игры на развитие чувства времени. Сценка. Пословицы.

1

12

Полезные и вредные привычки

Формулировка вредных привычек. В. Лившиц «Неряха», Сказка Сухомлинского «Лентяй и Солнце», С. Маршак «Про художников и художниц»,  А. Усатова « Почему я не болею?», “Поссорились” А.Кузнецовой,  «Клички». Игра « Пантомима». Сигнальные карточки.

1

13

Я слежу за своей осанкой

Работа по таблицам «Положение тела при чтении и письме» Правила для поддержания правильной осанки. Разучивание упражнений для формирования правильной осанки. Игра «Кто лучше пройдёт»

0,5

0,5

14

Олимпийские игры

Что такое олимпийские и паралимпийские игры. Олимпийские виды спорта, символ, девиз, эмблема, флаг, награды, клятва, талисман.

1

15

Весёлые старты

Эстафеты с бегом и прыжками, с предметами и без предметов.

Поведение в природе

16

Безопасное поведение на водоёме в холодное время года

Беседа. Правила безопасного поведения. Работа с иллюстрациями. Тест по материалу беседы.

1

17

Осторожно, злая собака

Проблемная ситуация: «Пропала собака». Как вести себя с собаками? А. Барто «Уехали». Презентация http://topchiy.com.ua/2012/11/20/prezentatsiya-3-2/ 

1

18

Покормите птиц зимой

А. Яшин «Покормите птиц зимой». Игра «Сова». Корм для птиц. Материалы для кормушек. Изготовление кормушки.

0,5

0,5

Основы ЗОЖ

19

Пальчиковая гимнастика

Разучивание пальчиковых гимнастик «Осень», «Апельсин», «Птички», «Грибы»,

0,5

0,5

20

Зимние забавы детей: катание с горки

Т.Б. во время катания с горки. Катание с горки.

0,5

0,5

21

Зимние забавы детей: снежная крепость

Сооружение и защита снежной крепости.

1

22

Зимние забавы детей: самый меткий стрелок

Соревнования по метанию снежков.

1

Безопасность дома

23

Что такое безопасность?

Игра « Доскажи словечко». Источники опасности. Правила безопасности. Оздоровительная минутка.

1

24

Как вести себя, когда ты дома один.

Работа с иллюстрациями. Правила безопасного поведения дома. Игра «Да – нет». Упражнение «Микрофон».

1

25

Чтобы огонь не причинил вреда

С.Я. Маршака «Кошкин дом», «Пожар». Правила пожарной безопасности. Игра «Огонь – вода», «Запрещается-разрешается». Просмотр мультфильма «Спасик и его друзья». «Доскажи словечко».

1

26

Чем опасен электрический ток

«Определи опасность». Как избежать поражения электрическим током. Работа с иллюстрациями. Опыты со статическим электричеством.  Мультфильм «Безопасное электричество»

0,5

0,5

Взаимоотношения людей

27

Спеши делать добро

 Игра «Кто больше знает?» Высказывания великих людей о доброте. Чтение стихотворений о доброте. Игра «Продолжи сказку». Беседа. Игра в пословицы.

1

28

Я стараюсь говорить правду

Беседа «Что такое ложь?». Игра «Продолжите рассказы». Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка». Знакомство с пословицами о правде и лжи.

1

29

Как приятно дарить подарки

Игра «Закончите предложение». Анализ ситуации в стихотворении Г Остера «Если ты пришел на елку…» и Н. Носова «Письмо Незнайки». Составление памятки «Это полезно помнить!». Игра «Подбери слова благодарности». Ролевая игра.

1

30

Правила поведения за столом

Анализ ситуации в стихотворении З. Александровой «Ложкою мешая, сердится Танюшка…» Правила поведения за столом. Физкультурная минутка. Г. Остера «От знакомых уходя…»

1

31

Коллаж «Мы за здоровый образ жизни»

Изготовление коллажа. Физкультурная минутка.

1

32

Подвижные игры на свежем воздухе

Изучение новых подвижных игр на свежем воздухе

1

33

Чему мы научились за год

Проверка теоретических и практических знаний.

1

2 класс ПДД

1

Мы пассажиры

Беседа, анализ ситуаций, работа в группах. Чтение стихотворений «Азбука поведения». Игры «Выбери правильный ответ», «Это я, это я, это все мои друзья».

1

2

Где можно играть?

Стихи Г.Титова «Глупый утёнок играет в футбол», беседа. Мультфильм «Уроки тётушки Совы». Загадки по ПДД

1

3

Сигналы светофора и  подаваемые водителями транспортных средств

Беседа. Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрёстком», Я.Пишумова « На посту стоят два брата…».  Физкультурная минутка «Красный, жёлтый, зелёный». Игра «Это я…»

1

4

Дорожные знаки

Беседа, презентация, самостоятельная работа (рисование знака «Осторожно дети»). Стихи В.Головко «Дорожные знаки». Настольная игра.

0,5

0,5

Основы ЗОЖ

5

Почему я заболел?

Стихотворение С. Михалкова «Грипп». Оздоровительная минутка. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?»

0,5

0,5

6

Отравление лекарствами

Беседа. Игра «Кто больше?» Оздоровительная минутка. Признаки лекарственного отравления. «Сказка про лекарственные растения».

1

7

Пищевые отравления

Беседа. Оздоровительная минутка. Признаки пищевого отравления. Первая помощь при отравлениях.

1

8

Учись говорить «нет» вредным привычкам.

Инсценировка ситуаций.  Мультфильм. Тест «Полезные и вредные привычки».

0,5

0,5

9

Вредная пища

Игра «Мы идём в магазин». Отгадывание загадок. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки». Инсценировка «Спор овощей». Игра «Какие овощи выросли в огороде?», «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания. Игра «Вредное – полезное»

0,5

0,5

10

Полезная пища

Сюжетно - ролевая игра «Мы идём в магазин». Отгадывание загадок. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки». Игра «Какие овощи выросли в огороде?»Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Игра «Вредное – полезное»

0,5

0,5

11

Инфекционные болезни

Беседа. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура…»

1

12

Когда и как вызывать скорую помощь

Беседа. Игра «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?»

Проигрывание ситуации.

0,5

0,5

13

Как живёт наш организм

Беседа. Работа по таблице. Физкультурная минутка. Игра «Полезно – вредно». Игра «Что чем делаем».

1

14

Значение зарядки

Польза зарядки. Разучивание комплекса утренней зарядки.

0,5

0,5

15

Профилактика плоскостопия

Беседа. Определение наличия плоскостопия. Комплекс упражнений профилактики плоскостопия.

0,5

0,5

16

Подвижные игры в зале

Разучивание новых подвижных игр.

1

Взаимоотношения людей

17

Как научится вежливости?

Беседа. Игра «Комплимент». Чтение стихотворений о «волшебных» словах. Правила вежливости. Инсценировка.

0,5

0,5

18

Разговор по телефону

Беседа. Игра «Телефон». Составление памятки «Правила ведения телефонного разговора». Игра «Комплимент». Разыгрывание ситуаций.

0,5

0,5

19

Что такое дружба?

Беседа. Пословицы. Игра «Закончи рассказ». Игра «Хочу быть». Стихотворение П. Синявского «Ветерок с березкой шепчется». Рассказ Л. Н. Толстого «Отец и сыновья», И. Токмакова «Скоро в школу». С. Маршак «Кот и лодыри».  Г. Остера «Если друг твой самый лучший…» Игра «Закончи предложения».

1

20

С кем я хочу дружить

Беседа. В. Осеев «Долг». Игра «Продолжи предложение».  А. Шалыгина «Настроение упало». Игра «Любит - не любит». Как выбирают друзей. Правила для друзей.

1

Основы ЗОЖ

21

Гимнастика для глаз

Разучивание упражнений гимнастики для глаз.

1

22

Зимние забавы детей: катание с горки

Катание с горки.

1

23

Зимние забавы детей: снежная крепость

Снежная крепость.

1

24

Зимние забавы детей: самый меткий стрелок

Соревнования «Меткий стрелок».

1

25

Час загадок о здоровье и спорте

Отгадывание загадок о здоровье и спорте. Знакомство с пословицами и поговорками о спорте и здоровье.

1

Безопасность дома

26

Правила обеспечения сохранности личных вещей

Беседа. Формулировка правил. Презентация «Правила безопасности личных вещей»

1

27

Правила безопасного обращения с газом

Чем опасен газ? Правила безопасного обращения с газом.

1

28

Службы экстренной помощи

Проблемная ситуация. Номера телефонов и вызов экстренных служб.

1

Поведение в природе

29

Кто загрязняет природу

Беседа. Игра «Вредно – полезно». Игра «Убери лишний предмет»

1

30

Если на улице гроза, метель, ураган, половодье

Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе.

1

31

Правила безопасности на водоёме летом

Знакомство с правилами поведения на воде. Игра «Закончи предложение». Упражнения «Найди ошибку» «Предметы помощники»

1

32

Коллаж «Соблюдайте правила дорожного движения!»

Создание коллажа. Физкультурная минутка.

1

33

Подвижные игры на свежем воздухе

Разучивание подвижных игр на свежем воздухе.

0,5

0,5

34

Чему мы научились за год

Проверка теоретических и практических знаний и умений.

1

3 класс ПДД

1

Правила для велосипедистов

Правила для велосипедистов, их обязанности, специальное снаряжение велосипедов. Мультфильм «Правила безопасного катания на велосипеде». Знаки для велосипедистов. Карандашное задание.

0,5

0,5

2

Азбука безопасности на дороге

Беседа. Игра «Убери лишний предмет» Мультфильм «Уроки тётушки совы»

1

3

Опасности зимней дороги

Беседа, стихи, анализ конкретных ситуаций, презентация, инсценировка. Правила в стихах. Мультфильм «Гололёд», «Безопасность на льду»

1

4

Улица полна неожиданностей

Беседа, презентация, загадки, стихи. Мультфильм «Уроки тётушки совы»

1

Основы ЗОЖ

5

Я делаю зарядку

Беседа. Разучивание комплекса утренней зарядки. Карандашное задание.

0,5

0,5

6

Ожог. Как уберечься от ожогов.

Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!» Мультфильм «Осторожно, ожоги!»

0,5

0,5

7

Вред курения

Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Анализ стихотворения С. Михалкова «Пятерня! Пятерня!». Беседа. Составление памятки «Это полезно знать!» Стихотворение Г. Остера «Нет приятнее занятья…». Игра «Давай поговорим».

1

8

Движение – это жизнь

Беседа. Упражнения «Близнецы», «Театр пантомимы», «Путаница», «Необычная эстафета»

0,5

0,5

9

Что такое закаливание?

Правила  и способы закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Тест «Здоровый человек – это…»

0,5

0,5

10

Зачем проветривать помещение?

Беседа. Правила проветривания помещений. Микробы. Мультфильм «Грипп»

1

11

Здоровый сон

Беседа. Игра «Плохо – хорошо». Упражнение «Азбука волшебных слов.

1

12

Ты и телевизор

Беседа. Правила просмотра телевизора. Творческая работа. Игра «Полезный экран». Гимнастика для глаз.

0,5

0,5

13

Витамины рядом с нами

Беседа. Игра «Да – нет». Загадки. Карандашное упражнение.

0,5

0,5

14

Бег и ходьба – два слагаемых здоровья

Беседа. Упражнения в ходьбе и беге. «Нужно, можно и нельзя»

0,5

0,5

15

Подвижные игры в зале

Разучивание подвижных игр.

0,5

0,5

Безопасность дома

16

Опасные предметы бытовой химии

Признаки отравления ядовитыми веществами. Первая помощь при отравлениях. Мультфильм.

17

Как действовать при возникновении пожара

в общественных местах  и в транспорте

Беседа. Правила поведения при возникновении пожара. Мультфильм Уроки тётушки совы». Учебная эвакуация.

0,5

0,5

18

Опасная высота

Беседа. Стих-е А.Гангова «Кто храбрей?» Презентация. Мультфильм «Уроки тётушки совы»

1

19

Зимние забавы детей: катание с горки

Т.Б. во время катания с горки.

0,5

0,5

20

Эстафеты с предметами

Эстафеты с предметами.

1

Взаимоотношения людей

21

Моё настроение

Беседа. Упражнения «Три настроения», «Мысли и настроение», «Я актёр». «Правило – секрет».

0,5

0,5

22

Чувства и эмоции

Игры «Кто больше знает?», «Продолжи предложение». Игра «Твоё имя».

0,5

0,5

23

Правила поведения с незнакомыми людьми

Правила общения с незнакомыми людьми. Разыгрывание ситуаций. Мультфильмы «Уроки тётушки совы», «Спасик и незнакомые люди». Упражнение «Закончи стихотворение».

0,5

0,5

24

Добрые слова

Поучительные сказки «Добрые слова». Пословицы. Игра «Вежливые слова», «Комплимент». Мультфильм «Лунтик и его друзья «Невежи».

1

25

Я и мои поступки

Беседа. Речевая игра «Цветок доброты». Игра «Хорошо – плохо». Упражнение «Народная мудрость»

1

Основы мед. знаний

26

Основные виды травм у детей младших классов

Беседа. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола…» Помоги себе сам!

0,5

0,5

27

Попадание инородных тел в организм

Беседа. Мультфильм. Первая помощь. Презентация.

1

28

Влияние окружающей среды на здоровье человека

Виды загрязнений окружающей среды. Памятка «Как спастись от вредного влияния окружающей среды». Короткометражный фильм.

1

Поведение в природе

29

Опасные животные и насекомые

Беседа. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг какой – то страшный зверь…» Признаки аллергии. Помоги себе сам. Мультфильм «Дикие животные».

1

30

Ядовитые растения, грибы, ягоды

Беседа. Презентация. Правила безопасности. Игра «Убери лишний предмет».

1

31

Правила поведения в лесу

Беседа. Правила поведения в лесу. Работа с иллюстрациями. Игра « Мультфильм.

1

32

Коллаж «Берегите нашу природу!»

Изготовление коллажа.

1

33

Подвижные игры на свежем воздухе

Разучивание подвижных игр.

1

34

Чему мы научились за год

Проверка практических навыков и теоретических знаний.

0,5

0,5

4 класс ПДД

1

Как рождаются опасные ситуации на дороге

Беседа, дорожные ситуации, практическая работа. Презентация «Опасные ситуации». Мультфильм (смешарики).

0,5

0,5

2

Мы рисуем ПДД

Беседа. Работа с иллюстрациями. Рисование на тему: «ПДД»

0,5

0,5

3

Специальные транспортные средства

Презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах). Игры «Кто на чём поедет?», «Какая машина поедет на вызов?». Мультфильм «Азбука безопасности»(смешарики).

1

Основы ЗОЖ

4

В гости к завтраку

Беседа. Мультфильм «Смешарики». Игра «Убери лишний предмет»

1

5

Как сохранять и укреплять своё здоровье?

Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…». Игра «Хорошо-плохо». Стихотворение С.Михалкова «Прививка».

1

6

Компьютер. Польза и вред.

Беседа. Правила безопасности с компьютером. Мультфильм.

0,5

0,5

7

Зелёная аптека

Беседа «Из чего получают лекарства». Правила поведения на природе. Мультфильм «Сказка про лекарственные растения»

1

8

Виды спорта

Беседа. Загадки про спорт. Зарядка для будущих спортсменов. Мультфильм.

0,5

0,5

9

Учимся не болеть

Беседа. Правила здорового человека. Причины болезней. Игра «Что с чем дружит»

0,5

0,5

10

Я расту

Беседа. Зарядка. Упражнение « Я расту». Стихи А. Барто «Я расту» Мультфильм.

0,5

0,5

11

Опасные игрушки

Мультфильм «Уроки осторожности», «Смешарики». Загадки про опасные предметы. Игра «Можно – нельзя».

1

12

Подвижные игры в зале

Разучивание подвижных игр.

1

13

Час весёлых физминуток

Физкультурные минутки для глаз. Музыкальные,Электронные.

0,5

0,5

14

Игры с мячом

Игры и упражнения с мячом.

1

15

Пальчиковая гимнастика

Разучивание пальчиковых гимнастик.

1

Основы мед. знаний

16

Переломы, вывихи, растяжения

Беседа. Правила оказания первой помощи. Презентация. Мультфильм.

0,5

0,5

17

Кровотечения. Первая помощь

Беседа. Первая помощь при кровотечении. Упражнение «Дополни фразу».

0,5

0,5

18

Если у вас рана…

Беседа. Виды ран. Практическая работа.

0,5

0,5

19

Дыхательная гимнастика

Беседа. Упражнения дыхательной гимнастики.

1

20

Приёмы самомассажа

Беседа. Знакомство с приёмами самомассажа.

1

21

Гимнастика для глаз

Беседа. Разучивание упражнений гимнастики для глаз.

1

Безопасность дома

22

Отравление газами.

Признаки отравления газом. Помоги себе сам (составление правил). Игра «Вставь пропущенные слова».

0,5

0,5

23

Сигнал «Внимание всем!»

Беседа. Порядок оповещения. Мультфильм «Внимание всем!»  https://infourok.ru/videouroki/2108 Памятка.

1

24

Если ты оказался заложником.

Мультфильм про терроризм. Беседа. Правила поведения, если ты оказался заложником.

1

Взаимоотношения людей

25

Уроки хорошего поведения

Беседа. Правила поведения в школе. Чтение сказок по правилам поведения. Мультфильм «Уроки тетушки совы».

1

26

Драться или не драться

Беседа. Упражнение «Изобрази ситуацию». Игра «Неоконченные предложения». Пословицы. Этюд «Котята».

1

27

Я помогаю взрослым

Беседа. Стихи по теме.

1

28

Моя родословная

Беседа. Составление родословной. Игры  «У меня есть семья», «Чьи это предметы?»

0,5

0,5

Поведение в природе

29

Человек – часть природы

Беседа.

1

30

Чрезвычайные ситуации

Беседа. Мультфильм «Что делать в ЧС», «Смешарики»

1

31

Как ориентироваться в природе

Беседа. Мультфильм «Найди дорогу»

1

32

Коллаж «Мы против вредных привычек»

Составление коллажа.

1

33

Подвижные игры на свежем воздухе

Разучивание подвижных игр.

1

34

Чему мы научились за год

Проверка изученного материала.

0,5

0,5

Список литературы:

- Л.Н. Логинова 365 уроков безопасности. – М.:Рольф,2000.

- Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.

- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – 4-е изд., М.: Генезис, 2007.

- Анастасова.Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 1 кл./Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова,- 3-е изд.,- М.: Просвещение, 2011.

- Анастасова.Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 2 кл./Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова,- 3-е изд.,- М.: Просвещение, 2011..

- Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб.пособие для 3- 4 кл./Л.П. Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В. Иванова,- М.: Просвещение, 2014.

- Н.И. Дереклеева Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы.- М.: ВАКО, 2004.

- Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004.

- Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.

- Мультфильмы «Азбука безопасности» от студии «Лукоморье пикчерз»

- Уроки по ПДД 1-4 классы. Методическое пособие для учителей начальных классов (1-4) по проведению занятий по ПДД https://infourok.ru/uroki-po-pdd-klassi-1519412.html 

- «Осторожно, злая собака»  http://topchiy.com.ua/2012/11/20/prezentatsiya-3-2/

- Мультфильмы по темам курса  http://www.senya-spasatel.ru/page_4.htm#

- Мультфильмы по темам курса «Смешарики. Азбука безопасности»

  http://www.soschildren.ru/mulfilmyi-po-bezopasnosti/all/1

- Серия мультфильмов «Ну, слушайте» http://onlinemultfilmy.ru/nu-slushajte/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся в 2 классе «В мире книг»

Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.  Программа «В мире книг» спосо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса кружка «Информатика в играх и задачах»

Учебник: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). 3класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2013г....

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов (занимательная математика)

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов "Умники и умницы". Вид деятельности: "Занимательная математика". Соответствует ФГОС....

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 1-2 классов

    Программа «Творческая мастерская» реализует общекультурное направление во  внеурочной   деятельности в 1-4 классах в соответствии с требованиями Федерального государстве...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся начальных классов «Россичи»

Программа внеурочной деятельности для обучающихся начальных классов «Россичи». Программа   «Россичи» составлена на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...

Цикл программы внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов в рамках ФГОС О У/О " Цветная математика"

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС УО) адаптированна...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 4-5 классов "Милый сердцу уголок"

Программа курса «Милый сердцу уголок» направлена на социокультурную адаптацию, на формирование гражданской позиции и духовно-нравственных ценностей обучающихся. В основе программы - развит...