статья "Здоровьесберегающие технологии"
статья по зож на тему

Гармаева Оксана Алексеевна

Здоровье человека - тема актуальная для всех времен и народов. Состояние здоровья школьников вызывает серьезную тревогу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья о здоровьесбережении17.9 КБ

Предварительный просмотр:

 «Здоровьесберегающие технологии»

                                                              «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

                          сделайте его крепким и здоровым».

Ж.-Ж. Руссо

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Состояние здоровья школьников вызывает серьезную тревогу.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является школа. В то же время в этот период происходит интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Доказано, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.  А за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается ещё в 4 раза, увеличивается число близоруких детей, детей с нервно-психическими расстройствами, с нарушениями осанки и т. д.  

Перед учителем стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает физическая и психологическая  нагрузка на детский организм. Поэтому подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми на начальной ступени образования.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Обеспечивает развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. 
      Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления здоровья ребёнка, в современный урок внедряются здоровьесберегающие технологии. Они помогают организовать учебный процесс в режиме «динамических поз», в условиях расширения зрительно пространственной активности, в благоприятных эмоциональных условиях.

Дидактически хорошо  проработанный урок – самый здоровьесберегающий для всех его участников. На таком уроке учитель помогает каждому осознать свои способности, создаёт условия для развития, способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка. На таком уроке благоприятный эмоциональный фон и доверительный стиль общения создают условия для развития психической активности, дают свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении познавательной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием справляется с умственными упражнениями и интеллектуальными заданиями. А это значит, что использование здоровьесберегающих технологий обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но повышает мотивацию учения, а как следствие и качество знаний учащихся. 

Решающим фактором внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий является быстрая утомляемость учащихся. Одна из причин утомляемости – это малоподвижность, которая негативно влияет на здоровье школьника.

Групповая форма работы, помогает в какой – то мере решить эту проблему – избежать длительного сидения за партой. Кроме того в ходе групповой работы уровень осмысления и усвоения материала значительно возрастает, детям легче учиться вместе, а это значительно повышает качество знаний учащихся.

Для учащихся 2 – 4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием 5 – 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как динамической паузы, зрительная гимнастика, разучивание физических упражнений и весёлых физминуток.

Физминутки – естественный элемент урока в начальных классах. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление, использовать время урока значительно интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи.

Не секрет, что причиной вызывающей повышенную утомляемость учащихся, является перегрузка. Следует помнить, если процесс получения знаний интересен, то усвоение материала не создаёт эффекта перегрузки. Поэтому при подготовке к уроку или внеклассному мероприятию учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, продумывать число видов учебной деятельности, систему логически выстроенных вопросов, приемы, позволяющие активизировать процесс усвоения и закрепления новых знаний, дозировать домашнее задание.  

Состояние здоровья ребёнка – важное условие успешного усвоения школьных программ. И внедрение в урок здоровьесберегающих технологий обеспечивает правильное физическое развитие и психическое здоровье учащихся. А здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Он успешно учится. Следовательно, включение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий положительно влияет на повышение качества знаний учащихся.

Мы, учителя, должны сделать всё от нас зависящее для того, чтобы образовательный процесс был радостным, доступным, а главное здоровьесберегающим для всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Программа учебного курса «Технология» для 1 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....