Проект"Сам себе помогу - здоровье сберегу"
проект по зож (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) школа
Проект «Сам себе помогу, здоровье сберегу»
Подготовила
Цыганова Л В учитель
г. Выкса
Актуальность
В современное время все больше школьников имеют проблемы, связанные с нарушением осанки, переходят из класса в класс с сутулой спиной, выступающими лопатками, наклонённой головой, с заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и другими болезнями. Количество детей с нарушениями осанки за последние несколько десятилетий возросло практически в 3 раза. По разным источникам, от 60 до 80 % детей — в среднем четыре ребенка из пяти — имеют те или иные отклонения. Кроме того, в 2,5 раза участились случаи выявления тяжелых форм сколиотической болезни.
Нарушения осанки оказывают неблагоприятное воздействие не только на все органы и ткани и, что очень важно, отрицательно влияют на успеваемость, т.к. нарушается питание клеток мозга, быстро снижается работоспособность, наблюдается повышенная утомляемость.
По данным современных исследований подавляющее большинство нарушений осанки у школьников имеет приобретенный функциональный характер, и связаны с нерациональной организацией учебного процесса.
Для формирования правильной осанки необходимо создание рациональной среды не только в образовательных учреждениях, но и в домашних условиях. Поэтому важное значение в профилактике и коррекции нарушений осанки отводиться не только школе, но и семье.
В связи с выше сказанным считаю данную проблему в настоящий момент актуальной. Это связано не только с ростом данной патологии, но и с тем, что она является предрасполагающим фактором к возникновению соматических заболеваний. Правильная осанка имеет не только эстетическое значение, но и является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов, то есть является одним из показателей состояния здоровья людей.
Цель: внедрение в практику комплекса корригирующей гимнастики, подвижных игр, направленных на профилактику, коррекцию и укрепление осанки у школьников.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать медикопедагогическую литературу по данной теме.
2. Сформировать навык правильной осанки у школьников.
3.Стимулировать устойчивый интерес к систематической двигательной активности и положительной мотивации на здоровый образ жизни.
4.Разработать для родителей и учителей рекомендации по сохранению осанки.
По характеру контактов проект: внутришкольный
По характеру координации: проект с явной координацией учителя.
По продолжительности: долгосрочный
Тип проекта: социальный
Материально-техническое обеспечение: мультимедиа, информационные ресурсы, наглядные пособия, игровой, спортивный инвентарь.
Участники проекта: учащиеся класса, классный руководитель, инструктор по лфк, медицинский работник.
Методы, приемы: объяснение, показ упражнений, использование наглядных пособий, индивидуальная работа, игровые методы, комплексы имитационных упражнений подражательного характера.
Форма представления: презентация, спортивно-оздоровительный праздник.
Ожидаемые результаты:
- сформировать у обучающихся желание и умение следить за своей осанкой;
- сформировать положительные привычки к здоровому образу жизни.
- оказать помощь родителям, повышая их компетентность в профилактике, коррекции нарушений осанки у школьников.
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный
-Изучение и анализ медикопедагогической литературы
- Беседа с учащимися на тему: «Что такое правильная осанка?»
- Поставить в известность родителей о работе над проектом, предложив внести свои предложения;
- Анкетирование родителей о культуре здоровья детей;
- Составление плана работы с родителями и школьниками.
2.Основной
-Организация исследования состояния осанки и физических качеств учащихся посредством тестирования.
-Внедрение в практику методов укрепления, профилактики, коррекции дефектов осанки.
-Представление презентации родителям и учителям на тему «Комплекс корригирующих упражнений для осанки».
-Проведение практикума по обучению родителей совместным формам взаимодействия с ребенком, с участием учителя по физкультуре, лфк.
-Индивидуальное консультирование родителей по личным запросам.
-Беседа медицинского работника о важности формирования правильной осанки.
3.Заключительный этап
-Разработка рекомендаций и памяток родителям, учителям.
-Проведение круглого стола с родителями и педагогами по результатам проектной деятельности.
-Организация просмотра презентации по результатам проекта.
-Проведение праздника «Сам себе я помогу-здоровье сберегу»
-Выступление на педсовете по итогам проекта.
Выводы по проекту:
• Основным средством формирования правильной осанки являются занятия физическими упражнениями;
• работа по формированию правильной осанки должна проводиться совместно с педагогами и родителями.
Дальнейшее развитие проекта:
• продолжать формировать полезные привычки, расширять у школьников представления и понятия о своём организме и здоровье, мотивировать на ведение здорового образа жизни.
Приложения
Комплекс мероприятий в рамках реализации проекта
(1 год обучения)
Цель: создание условий, способствующих усвоению и формированию необходимых знаний и умений в области корригирующей гимнастики, привитие навыка самоконтроля за положением тела.
№ | Тема | Количество часов |
Общие основы корригирующей гимнастики | 10 | |
1 | Вводное занятие. Знакомство детей с понятием корригирующей гимнастики и с тем, что она в себя включает | 2 |
2 | Здоровье дороже богатства. Показать виды дефектов осанки и правильную осанку, выработанную в перспективе занятий корригирующей гимнастикой. | 4 |
3 | Методика лечебного применения физических упражнений. Выполнение различных видов исходных положений. Изучение на практике темпа выполнения упражнений. Подвижные игры. | 4 |
Коррекция осанки | 28 | |
4 | Коррекция осанки стоя перед зеркалом, лежа на спине, лежа на животе. Обучить учащихся коррекции осанки, т.е. правильному положению тела при выполнении упражнений | 10 |
5 | Правильная установка рук, ног, головы при выполнении упражнений. Объяснить и усвоить на практике правила правильной постановки рук, ног, головы в повседневной жизни и во время выполнения физических упражнений | 10 |
6 | Коррекция осанки в домашних условиях. Для коррекции осанки в домашних условиях необходим самоконтроль и контроль родителей. Закрепление упражнений и правильного положения тела в быту | 8 |
Упражнения для укрепления мышечного корсета | 88 | |
7 | Упражнения, стоя перед зеркалом, направленные на:
| 24 |
8 | Упражнения, лежа на спине
| 28 |
9 | Упражнения, лежа на животе
Дыхательные упражнения | 28 |
10 | Упражнения, на четвереньках и коленях. Упражнения необходимы, прежде всего, для разгрузки позвоночника, а также для тренировки мышечного корсета | 8 |
11 | Упражнения на выработку равновесия, координации движений. Упражнения в ходьбе. | 5 |
12 | Упражнения на расслабление мышц, психогимнастика. | 3 |
13 | Практическая работа для занятий в домашних условиях. Применение упражнений в быту | 2 |
Совместные занятия родителей и детей | 8 | |
14 | Организация режима для освоения элементов утренней гимнастики с включением в нее корригирующих упражнений. | 4 |
15 | Практические рекомендации для занятий в домашних условиях. Совместные занятия родителей и детей в течение всего учебного года. Индивидуальные занятия с родителями. | 4 |
Комплекс мероприятий в рамках реализации проекта
(2 год обучения)
№ | Тема | Количеств часов |
1 Понятие корригирующей гимнастики. | 2 | |
2 | Дыхательные упражнения. | 2 |
3 | Корригирующая гимнастика как один из методов оздоровления детей | 2 |
4 | Подвижные игры развивают быстроту, реакцию, внимание, укрепляют здоровье | 4 |
5 Упражнения общеразвивающего характера | 18 | |
6 | Упражнения в ходьбе. Правильная осанка при ходьбе. Постановка рук при ходьбе. Постановка головы при ходьбе. Навык правильной ходьбы | 6 |
7 | Упражнения, лежа на спине и животе. Укрепляют отдельные группы мышц. Улучшают пищеварение | 6 |
8 | Упражнения стоя. Навык правильно стоять. Самоконтроль за положением тела. Работа с опорными сигналами | 6 |
9 Упражнения для укрепления мышц верхних конечностей | 24 | |
10 | Упражнение для мышц кистей | 6 |
11 | Упражнения для мышц плеча | 6 |
12 | Упражнения для мышц предплечья | 6 |
13 | Упражнения для мышц шеи. Коррекция лопаток. Укрепление плечевого пояса | 6 |
14 Упражнения для мышц спины | 30 | |
15 | Упражнения в ходьбе. Растягивание мышц. | 6 |
16 Упражнения для мышц груди | 18 | |
17 | Упражнения для рук. Правильное расположение лопаток | 6 |
18 Упражнения для мышц брюшного пресса | 16 | |
19 | Для прямой мышцы живота | 8 |
20 | Для боковых мышц тела Укрепление мышечного корсета | 8 6 |
21 | Упражнения на расслабление. | 3 |
22 | Упражнения на координацию движений. | 6 |
23 | Упражнения на равновесие. | 6 |
24 | Подвижные игры. | 6 |
Список литературы
- Аксенов A.M. Влияние состояния скелетных мышц на патогенез заболеваний //Лечебная физическая культура и массаж. 2007. - №8 (44). - С.3-6.
- Дудин М.Г. Идиопатический сколиоз. Новые данные // Новые имплантанты и технологии в травматологии и ортопедии: Материалы конгресса. Ярославль: ЯГМА. - 1999. - С. 535-537.
- Казьмин А. И., Кон И. И., Беленький В. Е. Сколиоз. — М.: Медицина, 1981. — С. 272 .
- Поляков С.Д. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников- АЙРИС дидактика Москва 2006г.
- Завьялова, Т. П. Туризм в детском саду: новые возможности, новые решения: учеб. пособие / Т. П. Завьялова. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. – 264 с.
- Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: учеб. для высш. спец. физкульт. учеб. заведений: доп. Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту. — 4-е изд., стер. — СПб., М., Краснодар: Лань: Омега. — 2004. — 159 с. —ISBN 5-8114-0483-2.
- Маркс О. В. Ортопедическая диагностика. — М.: Наука и техника, 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект « Я здоровье сберегу – сам себе я помогу» для учащихся начальных классов
Цели и задачи проекта:Цель проекта: Формировать потребности в здоровом образе жизни. Задачи проекта: · Формировать у учащихся систему знаний ...
Цветок здоровья – внеурочная деятельность. «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»
Вот такой замечательной работой занимаемся мы в своей замечательной школе с учениками уже 3 года. А проводим мы следующее: беседы, экскурсии, поездки в бассейн, соренования, различные игры...
КВН по теме: «Здоровье нашего класса. Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»
Привлечение внимания детей и взрослых к необходимости ведения здорового образа жизни.Закрепление и расширение знаний о влиянии витаминов на здоровье человека, определение их пользы и значения....
Проект «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»
Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.Здор...
воспитательный проект «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» и социальный проект "История школы в лицах"
Общение со сверстниками и взрослыми – важнейшее условие для личностного развития. Именно в общении ребенок усваивает необходимую информацию, систему ценностей, учится ориентироваться в жизненных...
Социальный проект "Сам себе я помогу, если здоровье сберегу"
Данный проект соответствует задачам модернизации российского образования: воспитать поколение, имеющее такие качества, которые позволяют быстро ориентироваться в мощном потоке информации, оперативно д...
Проект " Я здоровье сберегу, сам себе я помогу"
Проект для старшей группы...