Диагностирование наличия интереса к знаниям о здоровом образе жизни в дополнительном образовании
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Описание опыта работы по диагностике интереса обучающихся к здоровому образу жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Е. А. ШЕВЧЕНКО
ДИАГНОСТИРОВАНИЕ НАЛИЧИЯ ИНТЕРЕСА К ЗНАНИЯМ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди школьников. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии школьников.
Особые возможности для формирования знаний об основах здорового образа жизни у детей предоставляют в учреждениях дополнительного образования, так как они занимают особое место в сфере свободного времени детей, их деятельность основана на личностных интересах, добровольности, инициативе и самостоятельности самих школьников. Именно поэтому данные учреждения при соответствующей подготовке педагогических кадров смогут превратить свою деятельность в творческий процесс, направленный на сохранение и развитие здоровья подростков, привитие им здорового образа жизни.
Для решения данной проблемы нами был проведен педагогический эксперимент. Эксперимент проходил среди воспитанников эколого-биологического отдела Дворца Творчества «У Вознесенского моста» Адмиралтейского района. Его целью было установить сформированность интереса и знаний о здоровом образе жизни и выяснить, соблюдают ли ребята правила здорового образа жизни.
Для этого мы провели анкетирование по диагностической методике «ЗУСИ». Диагностика направлена на выявление уровня воспитанников по 4 показателям:
1. знания - знания о здоровье и организме человека;
2. умения - умения, связанные с определением некоторых физиологических показателей и поддержанием собственного здоровья;
3. интерес к знаниям - интерес к знаниям об организме человека и его здоровье;
4. самонаблюдение - интерес к самонаблюдению и оценка своего здоровья
Результаты анкетирования представлены на диаграмме 1.
Анализ результатов анкетирования привел к следующим выводам:
- первичная диагностика показала, что большая часть (91%) воспитанников имеет низкий уровень знаний о здоровье и организме человека. Воспитанники не могут дать полного и точного определения здоровью. Это понятие сводится лишь к отсутствию физической болезни. Воспитанники не знакомы со строением человека и понятиями, связанными с его жизнедеятельностью.
- У воспитанников преобладает низкий уровень (96%) сформированности умений, связанных с определением физиологических показателей и поддержанием собственного здоровья. Воспитанники не знают, как улучшить свое самочувствие, не умеют планировать свой день.
- Большая часть (67%) воспитанников имеет высокий уровень интереса к знаниям об организме человека и его здоровье. Они осознают, что имеющихся знаний не достаточно для здоровой жизни и понимают необходимость получения этих знаний.
- По результатам первичной диагностики 66% воспитанников проявляют высокий интерес к себе и своему здоровью. Возможно, они не всегда делают это правильно и поэтому оценивают состояние своего здоровья неадекватно, но интерес проявляют.
Таким образом, мы видим, что у воспитанников отсутствуют элементарные знания о необходимости соблюдения режимов питания и сна, об отдыхе и вредных привычках. Под правильным питанием большинство понимает употребление «полезных» продуктов, однако, к полезным продуктам относят только овощи и фрукты. При этом ребята не могут дать объяснения, чем эти продукты полезны, и чем вредны все остальные. Так же у воспитанников отсутствуют знания о необходимости сна и отдыха, большинство понимают, что это необходимо, но для чего именно это нужно объяснить не могут. Отсутствуют знания о факторах здоровья и их процентном соотношении.
Все это указывает на необходимость повышения знаний воспитанников о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни. Школьные программы по биологии не могут вместить в себя все выше перечисленные аспекты. В результате чего возрастает значение дополнительного образование т.к. здесь есть более широкие возможности для формирования знаний о человеческом организме, здоровье и здоровом образе жизни.
Диаграмма 1. Сформированность интереса к знаниям и самонаблюдению, знаний и умений о строении человеческого организма, здоровье у воспитанников до начала эксперимента.
На основе анализа анкет нами были определены: методы, формы и средства образовательного процесса, отобрано содержание программы. Занятия по программе «Не болей-ка» проводились в объединениях эколого-биологического отдела Дворца Творчества «У Вознесенского моста» с воспитанниками 7 – 11 лет.
Эксперимент проводился в течение двух лет. По результатам эксперимента можно сделать вывод о сформированности у учащихся знаний о строении человеческого организма, здоровье, умений, связанных со здоровым образом жизни, наличии интереса к своему организму (диаграмма 2). Знания проверялись путем анкетирования по окончанию всех занятий.
Анализ анкет показал, что:
- большинство воспитанников (88%) имеют высокий уровень знаний о здоровье и организме человека, а также о факторах влияющих на здоровье
- лишь 8% воспитанников показали низкий уровень умений. Остальные 92% проявили себя на высоком уровне. Они научились простейшим приемам оказания первой помощи и научились избегать ситуаций, ослабляющих их здоровье
- в конце года диагностика показала, что лишь 6% воспитанников имеют низкий интерес к знаниям и 94% воспитанников имеют высокий уровень.
- к концу года лишь 2% воспитанников не проявляли особого интереса к самонаблюдению. Остальные 98% с большим интересом наблюдали за собой и своим здоровьем. Воспитанники научились наблюдать не только за своим здоровьем, но и за здоровьем своих близких, друзей и домашних питомцев
Таким образом, за время обучения в объединении «Не болей-ка» воспитанники приобрели и усвоили большой объем знаний о здоровье и организме человека, а также факторах влияющих на здоровье. У воспитанников сформировались умения, связанные с определением физиологических показателей и поддержанием собственного здоровья, а также оказания первой помощи. Не смотря на большой объем знаний, у воспитанников сохранился высокий уровень интереса к приобретению все новых и новых знаний. Воспитанники научились наблюдать за собой и своим здоровьем, а также здоровьем своих близких, друзей и даже домашних питомцев.
Диаграмма 2. Сформированность интереса к знаниям и самонаблюдению, знаний и умений о строении человеческого организма, здоровье у воспитанников после проведения эксперимента
Наше исследование показало, что знания о здоровом образе жизни являются основой для формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья, но в школьном курсе биологии отводится не достаточно внимания на их формирование, в результате чего у учащихся эти знания отсутствуют. Система дополнительного образования, позволяет через неформальное общение с детьми, развитие их творческого потенциала решать многие воспитательные задачи, в том числе и задачи формирования здорового образа жизни.
В ходе исследования нами была разработана программа «Не болей-ка». Для этого было отобрано соответствующее содержание, включающее основные понятия, связанные со строением человеческого организма и факторами здоровья. Выявлены эффективные формы, методы и средства для формирования знаний о здоровом образе жизни, предполагающие активное взаимодействие учащихся между собой и с педагогом, активизацию и развитие творческого потенциала воспитанников. Данная методика экспериментально апробирована и ее эффективность доказана. Анализ анкет показал повышение у воспитанников интереса к знаниям и самонаблюдению, знаний и умений о строении человеческого организма, здоровье.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Абаев А.М. Формирование основ здорового образа жизни у подростков в учреждениях дополнительного образования детей дис. канд. пед. наук - Владикавказ, 2007
- Барканов С.В Роль дополнительного образования в выборе здорового образа жизни: возможности творческих центров//Здоровье детей - М: Первое сент, 2006.
- Краснов И.С. Методологические аспекты здорового образа жизни россиян // Физическая культура – СПб, 2004, №2. (электронная публикация) http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2004N2/p61-63.htm
- Малютина М.В. Формирование культуры здорового образа жизни подростков в учреждении дополнительного образования дис. канд. пед. - Магнитогорск, 2005.
- Павлова М. Здоровьесберегающие тхнологии в образовании -http://zdorovayashkola.ru/zzt/zzt/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Здоровый образ жизни"
Цель программы: cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни Основные задачи программы.Обучающие:Обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анат...
Дополнительная образовательная программа «Здоровье - образ жизни»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ – ОБРАЗ ЖИЗНИ». Для обучающихся 9-10 лет. Срок реализации - 1 год....
Дополнительное образование: формирование культуры здорового образа жизни.
Из опыта работы педагога дополнительного образования по формированию культуры здорового образа жизни....
Рабочая программа «Расти здоровым» по физкультурно-оздоровительному направлению и формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни
Программа нацелена на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои...
Развитие устойчивого интереса детей к здоровому образу жизни
Проблеме здоровья детей уделяется большое внимание и решать ее можно по различным направлениям: двигательная активность, профилактика заболевний, организация питания, формирование мотиваций к здоровом...
«Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни»
В современном понимании понятие «Здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, уче...
мероприятия направленные на формирование знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни
данный материал разработан для учащихся 1 класса и напрвлен на первичное формирование знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни у младших школьников...