Рабочая программа «Расти здоровым» по физкультурно-оздоровительному направлению и формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни
рабочая программа по зож (1 класс) на тему

Сабельникова Елена Владимировна

 

Программа  нацелена на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки, тренировка самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт, овладение способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

«Расти здоровым»

по   физкультурно-оздоровительному направлению и формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни

для  класса (общеобразовательного)

на 2015-2016  учебный год

Срок реализации - один год.

Дополнительная образовательная программа по   физкультурно-оздоровительному направлению и формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009г), на основе  программы Р. С. Койбаева  «Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры и ОБЖ в условиях реализации ФГОС нового поколения» (2014г), программы "Основы безопасности детей» авторы: Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева, Основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД.

                                 

                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                  Автор-составитель:

                                                                                                                                                                 Е.В.Сабельникова

                                                                                                                                                                                учитель начальных классов

                                                                                                                                                                                                 первая квалификационная категория  

                                                                                                                                             

                                                                                                                                             

Паспорт

рабочей программы по физкультурно-оздоровительному направлению и формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни

Тип программы: программа начального общего образования.

Статус программы: дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности и формированию у детей знаний о

правилах безопасного поведения и здорового образа жизни

Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогических работников программа определяет приоритеты в содержании  начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации дополнительных образовательных программа общего образования;
  • для администрации программа является основанием для определения качества реализации общего образования.

Категория обучающихся: учащиеся  1-г класса

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 33 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий:  1 ч в неделю

1. Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа физкультурно--оздоровительной направленности и формированию у детей знаний о

правилах безопасного поведения и здорового образа жизни разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей младших школьников и на основе  программы Р. С. Койбаева  «Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры и ОБЖ в условиях реализации ФГОС нового поколения» (2014г), программы "Основы безопасности детей» авторы: Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева, а также в соответствии с образовательной программой начального общего образования и следующими нормативными  правовыми документами

  1. Закон РФ «Об образовании»  от 10 июля 1992 г. N 3266-1  Последнее обновление: 27.12.2009 г.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования».
  1. Конвенция о правах ребенка
  2. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях

(приложение к письму Минобразования России от 11.06.02 № 30-15-433/16).

    5    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”.

    6    .Положение образовательного учреждения «О рабочей программе педагога».

    7     Примерная образовательная программа начального (среднего) общего образования.

    Выбор данной программы может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса.

Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности уч-ся.

Актуальность: современные школьники отличаются  любознательностью и большей информированностью, но при этом физически слабо развиты. Причина состоит в том, что изменились климато-географические, экологические и социальные условия.Отличительные особенности программы: программа составлена с  учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам физкультурно-спортивной  направленности и формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни,  которые пользуются популярностью в повседневной жизни.

Программа  нацелена на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки, тренировка самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт, овладение способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.

Сроки реализации: 1 год.  Допускаются  учащиеся  не имеющие медицинских противопоказаний. Максимальный состав группы определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на  занятиях.

Форма организации занятий – групповая.

Цель: формирование у учащихся устойчивой потребности в занятиях физической культурой, воспитание нравственных и волевых качеств,формирование установки на ведение здорового образа жизни, обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи: 

-формирование  позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих, которая базируется на потребности ребёнка в здоровье, здоровом образе жизни, а так же самооценке им своего здоровья. Предусматривает: знание правил гигиены и ухода за своим телом; знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни; знания о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в защите; знание о своём физическом развитии, уровне физподготовленности

-укрепление здоровья учащихся, содействие их разносторонней физической подготовленности; опорно-двигательного аппарата; комплексное развитие таких физических качеств, как быстрота, гибкость, ловкость, координация движений, сила и выносливость

-развитие морально-волевых качеств учащихся; привитие стойкого интереса к занятиям и мотивации к достижению более высокого уровня сформированности культуры здоровья.

-формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, способствовать осознанному выбору здорового стиля жизни;  развивать основные физические качества младших школьников (силу, быстроту, ловкость, выносливость, равновесие и координацию движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;

-стабилизировать эмоции, обогатить  детей новыми ощущениями, представлениями, понятиями;

-развивать самостоятельность и творческую инициативность младших школьников, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг; воспитывать  волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, честность, скромность; формировать систему нравственных общечеловеческих ценностей.

Принципы:

Принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих у детей развитию самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).

Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в интеграции различных видов деятельности (речевая, продуктивная, ФЭМП, экологическое воспитание…), в тесном взаимодействии педагогов и специалистов ДОУ.

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении , в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип креативности (способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации)

Принцип личности ребёнка заключается в творческом развитии личности детей в процессе эмоционально – двигательной деятельности.

Принцип взаимодействия детского сада и семьи направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка по формированию основ здорового образа жизни.

Планируемые результаты работы:

учащиеся должны знать:

-  различать опасные ситуации и правильно вести себя в той или иной ситуации;

 - осторожно пользоваться доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода;

- оказывать элементарную помощь при ранах, ушибах, ожогах;

- обращаться за помощью в случае необходимости к взрослым или по телефонам: 01,02,03;

 -следить за своим здоровьем;

 - различать и называть дорожные знаки, выполнять правила дорожного движения;

- бережно относится к живой природе, не допускать загрязнения окружающей среды.

 Расширить  и обогатить словарь детей

 Закрепить навыки диалогической речи и объяснительной речи и др.

Уметь:

-выполнять общеразвивающие упражнения на развитие координации движений, ловкости, гибкости, силы мышц ног, рук, спины, брюшного пресса;

-играть по упрощенным правилам в подвижные игры для развития физических качеств;

-соблюдать правила техники безопасности во время занятий, в пути следования на занятия и по дороге домой;

Режим занятий: пятница.

Программа реализуется по шести разделам, затрагивающих основные сферы жизни ребёнка.

1. «Ребёнок и другие люди».

Первый раздел касается взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в школе. Ребёнок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно», принимать решение и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций.

День здоровья: «Путешествие на остров Нехочух»

2. Ребенок и природа.

Всегда ли общение с природой несёт пользу? Что даёт самой природе деятельность человека? В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями), а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвязано.

День здоровья: «Кругосветное путешествие Айболита»

3. Ребенок дома.

Сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище? Можете ли вы спокойно оставить ребёнка дома? Умение грамотно обращаться с окружающими ребёнка предметами в домашней обстановке приходит не сразу. А тем временем мы, взрослые, стараемся воспитывать в детях привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности.

День здоровья: «Кошкин дом»

4. Здоровье ребенка.

Как сберечь и приумножить здоровье ребёнка? Что делать и чего стоит избегать, чтобы организм хорошо развивался, а физическая активность приносила только радость? Четвёртый раздел программы расскажет ребятам об организме человека, ценности здорового образа жизни, напомнит о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе, и важности своевременного обращения к врачу.

День здоровья: «Секреты здоровья»

5.Эмоциональное благополучие ребенка.

Отдельный раздел в программе посвящен эмоциональной «безопасности» и защите от психического травматизма - благоприятной атмосфере, которая должна сопутствовать воспитанию ребёнка.. Внутреннее благополучие не менее важно, чем внешнее, а навыки саморегуляции в сложных ситуациях так же значимы, как и следование правилам «безопасного» поведения. Этот раздел поможет ребёнку научиться нормальному взаимодействию с людьми и комфортному общению.

День здоровья: «Как утенок Крячик подружился с тенью»

6. Ребенок на улице.

Выход ребёнка в «большой мир» сопровождается встречей с множеством объектов, которые требуют навыков безопасного обращения. Улица, тротуар, светофор, пешеходная «зебра», проезжая часть дороги, дорожные знаки, транспорт (метро, автобус, автомобиль),знакомство  с основными ПДД для водителей, пешеходов, велосипедистов, рассказ о работе ГАИ и научит, что делать, если ребёнок потерялся.

День здоровья: «Путешествие в страну дорожных знаков»

В ходе реализации программы используются различные формы образовательной деятельности:

экскурсии, целевые прогулки;

наблюдения за движением автотранспорта, поведением пешеходов;

рассказы на тему безопасности жизнедеятельности;

анализ различных ситуаций;

чтение и обсуждение художественных произведений;видео

рассматривание иллюстраций;

беседы с детьми на темы безопасного поведения;

игровая и изобразительная деятельность на тему безопасности;

праздники и досуги.

Учебно - тематический план

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1

Ребёнок и другие люди

5

2

Ребёнок и природа

5

3

Ребёнок дома

6

4

Эмоциональное благополучие ребенка.

6

5

Ребенок на улице.

11

Итого

33 ч

Содержание программы

Дата

Блок

Задачи

Занятия

Совместная деятельность

Развивающая среда

Ожидаемый результат

РЕБЕНОК И ДРУГИЕ ЛЮДИ -5ч

Опасные ситуации.

- Объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда бывает с добрыми намерениями.

- Выработать у детей алгоритм действий в типичных опасных ситуациях  при контакте с опасными людьми на улице, дома.

- Формировать навыки правильного поведения в опасных ситуациях.

1. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.

- Чтение сказок: «Жихорка», «Красная шапочка».

- Театрализация сказки «Заюшкина избушка».

- Показ сказки «Коза и семеро козлят».

 - С \ р. игра «Хозяюшка».

- Чтение

- Моделирование ситуации «Потерялся» (алгоритм действий).

- Описательный рассказ «Когда я был один дома».

-Д / игра «Знакомый, свой, чужой».

- Д / упражнение – рассмотреть изображение незнакомого человека и раскрасить те предметы, которые он может предложить.

Иллюстрации к сказкам.

Подборка книг в книжном уголке.

Раскраски.

Атрибуты к игре.

- Выработка алгоритма действий в ситуациях:

- ребёнок потерялся;

- встреча с незнакомым человеком.

- Владеют навыками безопасного поведения в опасных ситуациях.

РЕБЕНОК И ПРИРОДА -5ч

Мы и природа.

- Развивать у детей понятие того, что планета Земля – наш общий дом, а человек часть природы.

-  Развивать представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению.

- Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений. Убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности.

- Воспитывать у детей природоохранное поведение.

1.Чтение рассказа «Умная галка» (с проведением опыта).

2. Лепка «Ёжик».

3. Физкультурное развлечение «Зов джунглей».

4. Драматизация «Разговор с пчелой».

- Наблюдение на прогулке.

- Разучивание стихов о птицах.

- Составление описательного рассказа о птицах.

- Загадывание загадок.

- Описательный рассказ по картине «Кошка с котятами».

- Рассматривание иллюстраций, картин.

- Д / игра «Как избежать неприятностей в природе», лото «Цветы», «Животные», «Хорошо – плохо».

- Рассматривание «Веселая и грустная полянка».

- Совместная трудовая деятельность.

- Подборка книг

- Иллюстрации,

картинки о птицах.

- Картина «Кошка с котятами».

- Д / игры: «Хорошо – плохо», «Как избежать неприятностей на природе»,

лото «Цветы», «Животные».

РЕБЁНОК ДОМА -6ч

Опасные бытовые предметы

- Уточнить представления об опасных ситуациях дома и в детском саду. Обратить внимание на группу опасных предметов.

 - Познакомить с правилами пользования опасными предметами и электроприборами.

-Познакомить детей с оказанием первой помощи себе или другому при ушибах, порезах, кровотечениях.

1.Предметы, требующие осторожного обращения, их хранение и использование.

2. Осторожно – электроприборы!

3. Экскурсия на кухню столовой

- Рассматривание иллюстрации о предметах, которые могут служить источником опасности дома и в детском саду.

- Моделирование опасных ситуаций, проговаривание алгоритма действий.

- Учебная эвакуация детей при экстренных случаях.

 - Встреча с пожарным инспектором.

- С \ р. игра «Повар», «Кукла заболела».

- Чтение книги Г.Циферова «Жил на свете слоненок»,

«Осторожные сказка – осколок стекла».

- Загадывание загадок.

- Д / игра «Подбери игрушку Танюшке»,

«Домик улитки»,

«Так не так», «Убери на место», «Что мы знаем о вещах» (лото).

- Д \ упражн. «Я иголки не боюсь»,

«Мы спасатели».

- Подбор книг.

- Оформление альбома загадок.

- Атрибуты к игре «Больница».

- Д / игры:

«Так не так»,

«Убери на место»,

«Мы спасатели»,

«Что мы знаем о вещах»,

«Домик улитки»,

«Я иголки не боюсь».

- Выполняют правила пользования опасными предметами (ножницами, иголкой, ножом), электроприборами (утюгом).

- Владеют навыками оказания первой медицинской помощи при: ушибах, порезах, кровотечениях

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЁНКА -6ч

Игры детей.

- Формировать навыки безопасного поведения, самоконтроля в совместных подвижных играх.

- Формировать навыки оказания первой медицинской помощи при ушибах, носовом кровотечении, переохлаждении.

1. Игры во дворе.

2. Игры на спортивных площадках.

- Игра – тренинг: «Игры во дворе».

- Беседы «Правила поведения на ледяной горке», «Чем опасны санки (коньки, лыжи) и как на них кататься.

- Рассматривание иллюстраций и обсуждение опасных игровых моментов.

 – Моделирование ситуаций, проигрывание этюдов с неопределённым концом.

- Подбор книг.

- Оформление альбома загадок.

- Атрибуты к игре «Больница».

- Самостоятельно организуют совместные подвижные игры: обговаривают, и соблюдаю правила.

- Знают правила обращения со спортивным инвентарём и правила пользования им.

- Владеют навыками оказания первой медицинской помощи при ушибах, носовом кровотечении, переохлаждении.

РЕБЕНОК НА УЛИЦЕ -11ч

Ребёнок и улица.

- Познакомить детей с понятием: проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, светофор, перекрёсток, площадь.

- Познакомить с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках дороги (дорожные «ловушки»).

- Закреплять знания о культуре поведения на улице, в транспорте.

- Научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.

- Формировать навыки безопасного поведения на дороге.

1. Знай и выполняй правила дорожного движения.

2. Зачем нужны дорожные знаки.

 3.  Рисование «Моя любимая улица».

- Экскурсии по улицам города (перекрестку, площади, светофору).

- С/р. игра «Автобус».

- Моделирование улицы, ситуаций «найдите дорогу в школу».

- Наблюдение на прогулке за работой шофера

- Отгадывание загадок.

- Просмотр мультфильмов.

- Развлечение «Красный, желтый, зеленый».

- Конкурс рисунков.

- Иллюстрации городского транспорта.

- Атрибуты к сюжетно-ролевой игре

- Схема улиц города.

- Схема построек.

- Подборка книг в книжном уголке.

- Д \ игры «Как избежать неприятностей на дворе, на улице»,

«Волшебная дорога»,

«Так не так»,

«Дорожные знаки».

Владеют навыками безопасного поведения на дороге:

- правилами пешехода (алгоритм перехода через проезжую часть: по светофору, по «зебре» и дорожным знакам);

-правостороннее движение;

- различают дорожные знаки по внешнему виду и знают их название («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Пункт первой медицинской помощи», «Движение на велосипедах запрещено», «Движение пешеходов запрещено», «Дети»).  

5.Перечень учебно-методического обеспечения.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

           1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

          3. Газета «1 сентября». – Режим доступа: www.festival. I september .ru

          4. DVD диски

          Технические средства обучения

          1. Компьютер

          2 Мультимедийный проектор

          3.Интерактивная доска

  1. Список литературы.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.)

Программа Р. С. Койбаева  «Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры и ОБЖ в условиях реализации ФГОС нового поколения»

Программа "Основы безопасности детей» авторы: Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева

Шорыгина Т.А. “Осторожные сказки: Безопасность для малышей”

Сапронов, В. Концепция развития образовательной области “Безопасность жизнедеятельности”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в обогащении представлений о правилах безопасного поведения на улице детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Преемственность в обогащении представлений о правилах безопасного поведения на улице детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

План работы по обогащению представлений у детей о правилах безопасного поведения на улице (в группе продлённого дня), на год

План работы по обогащению представлений у детей о правилах безопасного поведения на улице (в группе продлённого дня),  на год...

Консультация для родителей на тему: «По обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города».

Консультация для родителей на тему:«По  обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города»....

Занятие на тему "Охрана здоровья и физкультурно - оздоровительная работа". Беседа : "Вредные привычки нужны ли они человеку?"

Занятие на тему " Охрана здоровья и физкультурно - оздоровительная работа".Беседа : " Вредные привычки нужны ли они человеку?"...

Детям о правилах безопасного поведения в Интернете.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!Использование Интернета – это радость. Получай максимум удовольствия, оставаясь в безопасности.Научись безопасно использовать свой компьютер.«Подозрительные» сайты. Будь...

Рабочая программа по внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительного направления "Шахматная азбука"

Рабочая программа по внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительного направления "Шахматная азбука"...