Рабочая программа «Расти здоровым» по физкультурно-оздоровительному направлению и формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни
рабочая программа по зож (1 класс) на тему
Программа нацелена на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки, тренировка самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт, овладение способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Расти здоровым»
по физкультурно-оздоровительному направлению и формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни
для 1г класса (общеобразовательного)
на 2015-2016 учебный год
Срок реализации - один год.
Дополнительная образовательная программа по физкультурно-оздоровительному направлению и формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009г), на основе программы Р. С. Койбаева «Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры и ОБЖ в условиях реализации ФГОС нового поколения» (2014г), программы "Основы безопасности детей» авторы: Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева, Основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД.
Автор-составитель:
Е.В.Сабельникова
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
Паспорт
рабочей программы по физкультурно-оздоровительному направлению и формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни
Тип программы: программа начального общего образования.
Статус программы: дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности и формированию у детей знаний о
правилах безопасного поведения и здорового образа жизни
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников программа определяет приоритеты в содержании начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации дополнительных образовательных программа общего образования;
- для администрации программа является основанием для определения качества реализации общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся 1-г класса
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 33 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 ч в неделю
1. Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа физкультурно--оздоровительной направленности и формированию у детей знаний о
правилах безопасного поведения и здорового образа жизни разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей младших школьников и на основе программы Р. С. Койбаева «Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры и ОБЖ в условиях реализации ФГОС нового поколения» (2014г), программы "Основы безопасности детей» авторы: Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева, а также в соответствии с образовательной программой начального общего образования и следующими нормативными правовыми документами
- Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 Последнее обновление: 27.12.2009 г.
- Федеральный компонент государственного стандарта. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Конвенция о правах ребенка
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях
(приложение к письму Минобразования России от 11.06.02 № 30-15-433/16).
5 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”.
6 .Положение образовательного учреждения «О рабочей программе педагога».
7 Примерная образовательная программа начального (среднего) общего образования.
Выбор данной программы может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса.
Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности уч-ся.
Актуальность: современные школьники отличаются любознательностью и большей информированностью, но при этом физически слабо развиты. Причина состоит в том, что изменились климато-географические, экологические и социальные условия.Отличительные особенности программы: программа составлена с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам физкультурно-спортивной направленности и формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, которые пользуются популярностью в повседневной жизни.
Программа нацелена на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки, тренировка самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт, овладение способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.
Сроки реализации: 1 год. Допускаются учащиеся не имеющие медицинских противопоказаний. Максимальный состав группы определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на занятиях.
Форма организации занятий – групповая.
Цель: формирование у учащихся устойчивой потребности в занятиях физической культурой, воспитание нравственных и волевых качеств,формирование установки на ведение здорового образа жизни, обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
-формирование позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих, которая базируется на потребности ребёнка в здоровье, здоровом образе жизни, а так же самооценке им своего здоровья. Предусматривает: знание правил гигиены и ухода за своим телом; знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни; знания о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в защите; знание о своём физическом развитии, уровне физподготовленности
-укрепление здоровья учащихся, содействие их разносторонней физической подготовленности; опорно-двигательного аппарата; комплексное развитие таких физических качеств, как быстрота, гибкость, ловкость, координация движений, сила и выносливость
-развитие морально-волевых качеств учащихся; привитие стойкого интереса к занятиям и мотивации к достижению более высокого уровня сформированности культуры здоровья.
-формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, способствовать осознанному выбору здорового стиля жизни; развивать основные физические качества младших школьников (силу, быстроту, ловкость, выносливость, равновесие и координацию движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;
-стабилизировать эмоции, обогатить детей новыми ощущениями, представлениями, понятиями;
-развивать самостоятельность и творческую инициативность младших школьников, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг; воспитывать волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, честность, скромность; формировать систему нравственных общечеловеческих ценностей.
Принципы:
Принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих у детей развитию самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в интеграции различных видов деятельности (речевая, продуктивная, ФЭМП, экологическое воспитание…), в тесном взаимодействии педагогов и специалистов ДОУ.
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении , в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
Принцип креативности (способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации)
Принцип личности ребёнка заключается в творческом развитии личности детей в процессе эмоционально – двигательной деятельности.
Принцип взаимодействия детского сада и семьи направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка по формированию основ здорового образа жизни.
Планируемые результаты работы:
учащиеся должны знать:
- различать опасные ситуации и правильно вести себя в той или иной ситуации;
- осторожно пользоваться доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода;
- оказывать элементарную помощь при ранах, ушибах, ожогах;
- обращаться за помощью в случае необходимости к взрослым или по телефонам: 01,02,03;
-следить за своим здоровьем;
- различать и называть дорожные знаки, выполнять правила дорожного движения;
- бережно относится к живой природе, не допускать загрязнения окружающей среды.
Расширить и обогатить словарь детей
Закрепить навыки диалогической речи и объяснительной речи и др.
Уметь:
-выполнять общеразвивающие упражнения на развитие координации движений, ловкости, гибкости, силы мышц ног, рук, спины, брюшного пресса;
-играть по упрощенным правилам в подвижные игры для развития физических качеств;
-соблюдать правила техники безопасности во время занятий, в пути следования на занятия и по дороге домой;
Режим занятий: пятница.
Программа реализуется по шести разделам, затрагивающих основные сферы жизни ребёнка.
1. «Ребёнок и другие люди».
Первый раздел касается взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в школе. Ребёнок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно», принимать решение и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций.
День здоровья: «Путешествие на остров Нехочух»
2. Ребенок и природа.
Всегда ли общение с природой несёт пользу? Что даёт самой природе деятельность человека? В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями), а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвязано.
День здоровья: «Кругосветное путешествие Айболита»
3. Ребенок дома.
Сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище? Можете ли вы спокойно оставить ребёнка дома? Умение грамотно обращаться с окружающими ребёнка предметами в домашней обстановке приходит не сразу. А тем временем мы, взрослые, стараемся воспитывать в детях привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности.
День здоровья: «Кошкин дом»
4. Здоровье ребенка.
Как сберечь и приумножить здоровье ребёнка? Что делать и чего стоит избегать, чтобы организм хорошо развивался, а физическая активность приносила только радость? Четвёртый раздел программы расскажет ребятам об организме человека, ценности здорового образа жизни, напомнит о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе, и важности своевременного обращения к врачу.
День здоровья: «Секреты здоровья»
5.Эмоциональное благополучие ребенка.
Отдельный раздел в программе посвящен эмоциональной «безопасности» и защите от психического травматизма - благоприятной атмосфере, которая должна сопутствовать воспитанию ребёнка.. Внутреннее благополучие не менее важно, чем внешнее, а навыки саморегуляции в сложных ситуациях так же значимы, как и следование правилам «безопасного» поведения. Этот раздел поможет ребёнку научиться нормальному взаимодействию с людьми и комфортному общению.
День здоровья: «Как утенок Крячик подружился с тенью»
6. Ребенок на улице.
Выход ребёнка в «большой мир» сопровождается встречей с множеством объектов, которые требуют навыков безопасного обращения. Улица, тротуар, светофор, пешеходная «зебра», проезжая часть дороги, дорожные знаки, транспорт (метро, автобус, автомобиль),знакомство с основными ПДД для водителей, пешеходов, велосипедистов, рассказ о работе ГАИ и научит, что делать, если ребёнок потерялся.
День здоровья: «Путешествие в страну дорожных знаков»
В ходе реализации программы используются различные формы образовательной деятельности:
экскурсии, целевые прогулки;
наблюдения за движением автотранспорта, поведением пешеходов;
рассказы на тему безопасности жизнедеятельности;
анализ различных ситуаций;
чтение и обсуждение художественных произведений;видео
рассматривание иллюстраций;
беседы с детьми на темы безопасного поведения;
игровая и изобразительная деятельность на тему безопасности;
праздники и досуги.
Учебно - тематический план
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Ребёнок и другие люди | 5 |
2 | Ребёнок и природа | 5 |
3 | Ребёнок дома | 6 |
4 | Эмоциональное благополучие ребенка. | 6 |
5 | Ребенок на улице. | 11 |
Итого | 33 ч |
Содержание программы
Дата | Блок | Задачи | Занятия | Совместная деятельность | Развивающая среда | Ожидаемый результат |
РЕБЕНОК И ДРУГИЕ ЛЮДИ -5ч | ||||||
Опасные ситуации. | - Объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда бывает с добрыми намерениями. - Выработать у детей алгоритм действий в типичных опасных ситуациях при контакте с опасными людьми на улице, дома. - Формировать навыки правильного поведения в опасных ситуациях. | 1. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. | - Чтение сказок: «Жихорка», «Красная шапочка». - Театрализация сказки «Заюшкина избушка». - Показ сказки «Коза и семеро козлят». - С \ р. игра «Хозяюшка». - Чтение - Моделирование ситуации «Потерялся» (алгоритм действий). - Описательный рассказ «Когда я был один дома». -Д / игра «Знакомый, свой, чужой». - Д / упражнение – рассмотреть изображение незнакомого человека и раскрасить те предметы, которые он может предложить. | Иллюстрации к сказкам. Подборка книг в книжном уголке. Раскраски. Атрибуты к игре. | - Выработка алгоритма действий в ситуациях: - ребёнок потерялся; - встреча с незнакомым человеком. - Владеют навыками безопасного поведения в опасных ситуациях. | |
РЕБЕНОК И ПРИРОДА -5ч | ||||||
Мы и природа. | - Развивать у детей понятие того, что планета Земля – наш общий дом, а человек часть природы. - Развивать представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению. - Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений. Убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности. - Воспитывать у детей природоохранное поведение. | 1.Чтение рассказа «Умная галка» (с проведением опыта). 2. Лепка «Ёжик». 3. Физкультурное развлечение «Зов джунглей». 4. Драматизация «Разговор с пчелой». | - Наблюдение на прогулке. - Разучивание стихов о птицах. - Составление описательного рассказа о птицах. - Загадывание загадок. - Описательный рассказ по картине «Кошка с котятами». - Рассматривание иллюстраций, картин. - Д / игра «Как избежать неприятностей в природе», лото «Цветы», «Животные», «Хорошо – плохо». - Рассматривание «Веселая и грустная полянка». - Совместная трудовая деятельность. | - Подборка книг - Иллюстрации, картинки о птицах. - Картина «Кошка с котятами». - Д / игры: «Хорошо – плохо», «Как избежать неприятностей на природе», лото «Цветы», «Животные». | ||
РЕБЁНОК ДОМА -6ч | ||||||
Опасные бытовые предметы | - Уточнить представления об опасных ситуациях дома и в детском саду. Обратить внимание на группу опасных предметов. - Познакомить с правилами пользования опасными предметами и электроприборами. -Познакомить детей с оказанием первой помощи себе или другому при ушибах, порезах, кровотечениях. | 1.Предметы, требующие осторожного обращения, их хранение и использование. 2. Осторожно – электроприборы! 3. Экскурсия на кухню столовой | - Рассматривание иллюстрации о предметах, которые могут служить источником опасности дома и в детском саду. - Моделирование опасных ситуаций, проговаривание алгоритма действий. - Учебная эвакуация детей при экстренных случаях. - Встреча с пожарным инспектором. - С \ р. игра «Повар», «Кукла заболела». - Чтение книги Г.Циферова «Жил на свете слоненок», «Осторожные сказка – осколок стекла». - Загадывание загадок. - Д / игра «Подбери игрушку Танюшке», «Домик улитки», «Так не так», «Убери на место», «Что мы знаем о вещах» (лото). - Д \ упражн. «Я иголки не боюсь», «Мы спасатели». | - Подбор книг. - Оформление альбома загадок. - Атрибуты к игре «Больница». - Д / игры: «Так не так», «Убери на место», «Мы спасатели», «Что мы знаем о вещах», «Домик улитки», «Я иголки не боюсь». | - Выполняют правила пользования опасными предметами (ножницами, иголкой, ножом), электроприборами (утюгом). - Владеют навыками оказания первой медицинской помощи при: ушибах, порезах, кровотечениях | |
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЁНКА -6ч | ||||||
Игры детей. | - Формировать навыки безопасного поведения, самоконтроля в совместных подвижных играх. - Формировать навыки оказания первой медицинской помощи при ушибах, носовом кровотечении, переохлаждении. | 1. Игры во дворе. 2. Игры на спортивных площадках. | - Игра – тренинг: «Игры во дворе». - Беседы «Правила поведения на ледяной горке», «Чем опасны санки (коньки, лыжи) и как на них кататься. - Рассматривание иллюстраций и обсуждение опасных игровых моментов. – Моделирование ситуаций, проигрывание этюдов с неопределённым концом. | - Подбор книг. - Оформление альбома загадок. - Атрибуты к игре «Больница». | - Самостоятельно организуют совместные подвижные игры: обговаривают, и соблюдаю правила. - Знают правила обращения со спортивным инвентарём и правила пользования им. - Владеют навыками оказания первой медицинской помощи при ушибах, носовом кровотечении, переохлаждении. | |
РЕБЕНОК НА УЛИЦЕ -11ч | ||||||
Ребёнок и улица. | - Познакомить детей с понятием: проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, светофор, перекрёсток, площадь. - Познакомить с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках дороги (дорожные «ловушки»). - Закреплять знания о культуре поведения на улице, в транспорте. - Научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. - Формировать навыки безопасного поведения на дороге. | 1. Знай и выполняй правила дорожного движения. 2. Зачем нужны дорожные знаки. 3. Рисование «Моя любимая улица». | - Экскурсии по улицам города (перекрестку, площади, светофору). - С/р. игра «Автобус». - Моделирование улицы, ситуаций «найдите дорогу в школу». - Наблюдение на прогулке за работой шофера - Отгадывание загадок. - Просмотр мультфильмов. - Развлечение «Красный, желтый, зеленый». - Конкурс рисунков. | - Иллюстрации городского транспорта. - Атрибуты к сюжетно-ролевой игре - Схема улиц города. - Схема построек. - Подборка книг в книжном уголке. - Д \ игры «Как избежать неприятностей на дворе, на улице», «Волшебная дорога», «Так не так», «Дорожные знаки». | Владеют навыками безопасного поведения на дороге: - правилами пешехода (алгоритм перехода через проезжую часть: по светофору, по «зебре» и дорожным знакам); -правостороннее движение; - различают дорожные знаки по внешнему виду и знают их название («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Пункт первой медицинской помощи», «Движение на велосипедах запрещено», «Движение пешеходов запрещено», «Дети»). |
5.Перечень учебно-методического обеспечения.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
3. Газета «1 сентября». – Режим доступа: www.festival. I september .ru
4. DVD диски
Технические средства обучения
1. Компьютер
2 Мультимедийный проектор
3.Интерактивная доска
- Список литературы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.)
Программа Р. С. Койбаева «Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры и ОБЖ в условиях реализации ФГОС нового поколения»
Программа "Основы безопасности детей» авторы: Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева
Шорыгина Т.А. “Осторожные сказки: Безопасность для малышей”
Сапронов, В. Концепция развития образовательной области “Безопасность жизнедеятельности”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в обогащении представлений о правилах безопасного поведения на улице детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Преемственность в обогащении представлений о правилах безопасного поведения на улице детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....
План работы по обогащению представлений у детей о правилах безопасного поведения на улице (в группе продлённого дня), на год
План работы по обогащению представлений у детей о правилах безопасного поведения на улице (в группе продлённого дня), на год...
«Организация работы по обучению детей школьного возраста правилам безопасности поведения на дорогах»
...
Консультация для родителей на тему: «По обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города».
Консультация для родителей на тему:«По обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города»....
Занятие на тему "Охрана здоровья и физкультурно - оздоровительная работа". Беседа : "Вредные привычки нужны ли они человеку?"
Занятие на тему " Охрана здоровья и физкультурно - оздоровительная работа".Беседа : " Вредные привычки нужны ли они человеку?"...
Детям о правилах безопасного поведения в Интернете.
ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!Использование Интернета – это радость. Получай максимум удовольствия, оставаясь в безопасности.Научись безопасно использовать свой компьютер.«Подозрительные» сайты. Будь...
Рабочая программа по внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительного направления "Шахматная азбука"
Рабочая программа по внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительного направления "Шахматная азбука"...