мероприятия направленные на формирование знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
данный материал разработан для учащихся 1 класса и напрвлен на первичное формирование знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни у младших школьников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Классный час в игровой форме о личной гигиене для 1 класса
«Есть обычай у ребят — гигиену соблюдать!»
Цели и задачи занятия:
• привитие навыков здорового образа жизни и соблюдения личной гигиены;
• знакомство с основными правилами мытья тела, рук и ухода за волосами.
Оборудование. Таз с водой, мыло, полотенце, зеркало. Несколько красочных рисунков или репродукция картин об уходе детей за телом. Книги К. Чуковского, В. Маяковского.
Описание классного часа
Учитель: Ребята, вы, наверное, удивлены темой нашего сегодняшнего разговора? Нет, ошибки здесь не произошло! Один из уроков вежливости маркиза Этикета посвящен именно проблеме соблюдения личной гигиены. Каждый воспитанный человек в обязательном порядке ежедневно и ежечасно будет следить за своим внешним видом. Ведь как приятно смотреть на аккуратно одетого, причесанного, опрятного и чистого мальчика или девочку!
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам —
Стыд и срам! Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде!
(К.И. Чуковский)
1. Ситуация «Мытье тела и уход за волосами».
Учитель открывает картинку, на которой нарисованы опрятные, аккуратно одетые ученик и ученица, и показывает ее детям.
Пояснив, что мальчика зовут, например, Володей, а девочку Наташей, учитель спрашивает учащихся, что они могут сказать про Володю и Наташу, как они назовут таких мальчика и девочку. Учитель напоминает, что надо давать полные ответы, слова произносить правильно.
Учащиеся обычно отвечают, что Володя чистый, опрятный, аккуратный; волосы у Володи коротко острижены; Володя бодрый, здоровый, крепкий. У Наташи аккуратно причесаны волосы.
Учитель поясняет, что все школьники должны быть такими же чистыми, опрятными, здоровыми. Но это не дается без старания, труда. Чтобы быть чистым и опрятным, надо постоянно и правильно заботиться о ежедневном соблюдении личной гигиены.
Напомнив учащимся о том, что называется телом человека, учитель задает вопрос: чем покрыто тело человека? Учащиеся отвечают, что тело человека покрыто кожей.
Учитель может предложить ребятам рассмотреть кожу на своих руках. Он обращает внимание на то, что кожа мягкая, розоватая, на ней видны бороздки, складки. При движении пальцев кожа то легко натягивается, то образует складки.
Учитель спрашивает учащихся, что у них появляется на коже, когда им бывает очень жарко (например, при беге в жаркий день). Учащиеся отвечают, что на коже выступают капельки пота.
Учитель добавляет, что на коже есть тонкий слой жира (кожного сала).
Если человек долго не моется, то у него на коже собираются кожное сало, остатки пота и пыль в большом количестве, кожа становится грязной, она грубеет, на ней могут появиться трещины.
Грязная кожа может принести вред здоровью, кроме того, на грязного мальчика (грязную девочку) неприятно смотреть. Для того чтобы кожа была чистой, нужно все тело мыть не реже одного раза в неделю; мыться надо теплой водой с мылом и мочалкой (намыливать кожу 2—3 раза). Только таким способом можно хорошо смыть жир, имеющийся на коже (кожное сало), полностью смыть грязь. Мыться можно либо в бане, либо дома. После мытья человек чувствует себя лучше, бодрее.
На волосах и между ними при плохом уходе собирается много кожного сала, пыли, грязи. Поэтому мальчикам лучше всего коротко стричь волосы. Тогда голову так же легко вымыть, как шею и лицо. Это особенно удобно в жаркое время.
Девочкам с длинными волосами надо мыть голову не реже чем раз в неделю, после мытья причесывать волосы чистым гребнем. Ежедневно надо аккуратно причесываться (показать картинки). Взлохмаченные, растрепанные волосы — признак неряшливости, неопрятности.
Девочкам надо запомнить, что ленточки в косичках будут выглядеть у них красиво лишь в том случае, если волосы будут совершенно чистые.
После мытья надо обязательно надеть чистое белье (показать картинку). Почему?
Потому, что белье при носке пропитывается потом, кожным салом, загрязняется.
Запомним первых два правила ухода за телом:
1. Мыть тело теплой водой с мылом и мочалкой (или губкой) не реже раза в неделю.
2. После мытья надевать чистое белье.
Далее учитель предлагает практически закрепить правила ухода за телом. Вызывает к столу с оборудованием (таз с водой, мыло, полотенце) любого ученика.
Учитель: Для того чтобы быть чистым и опрятным, надо не только еженедельно мыть все тело. Необходимо также ежедневно мыть лицо, шею, уши, руки. Почему мы моем лицо не раз в неделю (как все тело), а каждый день, даже по нескольку раз в день?
Потому, что лицо, уши, шея одеждой не покрыты. Они быстро загрязняются пылью, которая оседает на них и смешивается с потом, кожным салом. Как часто надо умываться?
Не менее двух раз в день: утром после вставания и вечером перед тем, как ложиться спать. Следует умываться и днем, например, после игр, работы, ходьбы по пыльной дороге.
Сейчас Дима и Надя (имена приведены условно — учитель называет реальные имена ребят) покажут нам, как надо умывать лицо, шею и уши.
Вот здесь у нас приготовлено все, что нужно для умывания (вода, таз, мыло). Полотенце Дима повесил. Правильно сделал. А то некоторые дети перед умыванием накидывают полотенце на себя (на плечи, шею) или опоясываются им. Так нельзя делать. Когда полотенце накинуто на плечи, оно загрязняется брызгами из таза или раковины.
Хорошенько присматривайтесь. Все мальчики и девочки должны научиться умываться аккуратно.
Мальчик снимает костюм, остается в майке, аккуратно кладет снятую одежду на стул. Девочка поливает из кувшина. Сначала мальчик моет руки с мылом, а затем лицо.
Учитель поясняет, что мыться надо в майке, а еще лучше раздетым до пояса. Мыть лицо надо только чистыми руками. Учитель обращает внимание детей на то, что мальчик хорошо намыливает лицо, уши, шею, полностью смывает мыльную пену. Воду подносит аккуратно, не расплескивая.
Учитель добавляет, что некоторые дети моют руки и лицо водой, налитой в таз. Так делать нельзя. Надо мыться чистой водой, из крана или кувшина. Затем мальчик вытирается полотенцем. Учитель объясняет, что вытираться надо хорошо, насухо. Если после мытья кожа остается мокрой, то она становится негладкой, шершавой, грубеет, на ней в холодную погоду образуются трещины.
Учитель, может показать детям, что полотенце после того, как им вытирались, осталось чистым. Это произошло потому, что Дима хорошо вымыл руки и лицо. Если дети плохо моют их, то полотенце становится грязным, после первого же пользования им.
Можно ли вытираться общим полотенцем? Нет.
Каждый школьник должен иметь отдельное полотенце и вытираться только им.
После употребления полотенце вешают на отведенное для него место. Мыльницу с мылом надо также всегда хранить в каком-либо одном месте (например, на полочке).
Учитель может предложить Диме проверить, хорошо ли он вымыл лицо. Затем предлагает всем детям посмотреть, полюбоваться, как чисто вымыл Дима лицо, уши, шею, как посвежело и похорошело лицо. Каждому мальчику и девочке после умывания надо посмотреть в зеркало, чтобы убедиться, что они хорошо умылись.
2. Ситуация «Мытье рук и уход за ногтями».
Учитель: Как часто мы моем руки? Чаще, чем лицо, или реже? Чаще. Почему? Руки так же, как и лицо, не покрыты одеждой.
Учитель предлагает детям перечислить, к каким предметам приходится им притрагиваться в течение дня, затем подытоживает полученные ответы.
Руками мы работаем. А во время работы, например при подметании пола, чистке картофеля, столярной работе или работе в огороде и т. д., руки почти всегда загрязняются. Могут загрязняться руки и при письме. Руки у нас обязательно загрязняются, когда мы играем в мяч, городки, когда притрагиваемся к калошам, дверным ручкам, крючку и цепочке в уборной, кошке, собаке и т. д. На всех этих предметах обычно есть грязь.
К мячу, например, пристает грязь стола, с земли. Загрязнены бывают и чистые на вид туфли. К ручкам дверей, крючку и цепочке в уборной притрагивается много людей. Среди них могут быть и больные.
Учитель: Послушайте стихотворение. Какие мысли вам оно навевает?
Жила-была Муха-чистюха.
Все время купалась муха.
Купалась она в воскресенье
В отличном клубничном варенье.
В понедельник — в вишневой наливке.
Во вторник — в томатной подливке.
В среду — в лимонном желе.
В четверг — в киселе и смоле.
В пятницу — в простокваше,
В компоте и манной каше...
В субботу, помывшись в чернилах,
Сказала: — Я больше не в силах!
Ужасно — жужжасно устала,
Но, кажется, чище не стала!
(Я. Бжеква «Муха-чистюха»)
Рассуждения ребят.
Когда мы берем различные предметы или притрагиваемся к ним, то грязь, имеющаяся на них, пристает к нашим рукам. Эта грязь потом может быть перенесена на хлеб (сыр, яблоки и т. п.), который мы берем немытыми руками. А с грязью могут передаваться многие болезни от больного человека другим людям. Поэтому, если кто- либо съест загрязненный руками хлеб (или сыр, яблоки, колбасу), то он может заболеть (у него могут появиться жар, боль в животе). Могут заболеть (загноиться) и глаза, если их тереть грязными руками. Плохо вымытые руки загрязняют одежду, белье, книги, тетради. Вот почему необходимо часто мыть руки.
Руки мы моем при утреннем и вечернем умывании. Мыть их надо в течение дня после каждого загрязнения. Как только закончили игру в мяч, городки, грязную работу (подмели пол, вскопали грядку, вынесли мусор и т. д.), поиграли с кошкой, собакой, надо тотчас же вымыть руки, а не оставлять их грязными до обеда, ужина или вечернего умывания.
Руки надо мыть после каждого посещения туалета.
Руки надо мыть каждый раз перед едой, даже если они на вид кажутся чистыми. Мыть руки нужно всегда с мылом, потому что без мыла, как вы уже знаете, грязь отмывается плохо.
Почему надо каждый раз перед едой мыть руки? Это необходимо для того, чтобы не заболеть от пищи, которую вы можете загрязнить своими же руками. Кроме того, вы знаете, что чистыми руками гораздо приятнее браться за хлеб, ложку, тарелку.
При изложении этих правил учитель может использовать такого рода пример. Как-то мать предложила Девочке вымыть руки перед ужином. Девочка сказала, что руки у нее чистые, она совсем недавно их мыла. Мать напомнила, что после мытья рук девочка играла в мяч. А ведь мяч катался по полу, значит, он грязный. Девочка поняла, что она неправа, и тотчас же вымыла руки.
Учитель предлагает учащимся осмотреть свои ногти, проверить, коротко ли они острижены, нет ли длинных, запущенных ногтей, чистые они или грязные, нет ли черных каемок. Далее он объясняет, что под длинными ногтями быстро собирается много грязи, ее трудно оттуда удалить. Как уже говорилось, грязь опасна для здоровья. Кроме того, грязные ногти (с черными каемками) вызывают у каждого опрятного человека отвращение. Длинными ногтями можно легко поцарапать кожу себе или товарищу. От этого на коже могут появиться прыщи, нарывы. Поэтому стригите ногти коротко. При мытье рук тщательно вычищайте грязь из-под ногтей. Пользуйтесь для этого щеткой или ногтечисткой.
Подведение итогов. Учитель подводит общий итог разговора: воспитанный человек должен всегда следить за своей внешностью и соблюдать правила личной гигиены; правила хорошего тона в любой стране требуют от человека аккуратности во внешнем виде.
А закончить разговор с ребятами можно стихами:
Вот тюлень — ему не лень,
Чистить зубы каждый день.
Вот зайчишка молодой,
Он полощет рот водой.
Лев купил порошок
И рычит: «Хорошо!»
Чистит слон свои клыки,
Оттого они крепки.
Научился и медведь
Зубы щеткою тереть.
Крокодил зубастый
Чистит зубы пастой.
Говорит он малышам:
«Чистить зубы надо вам,
Чистить зубы надо вам
По утрам и вечерам!»
Шел по яблоку микроб,
Очень строгий, очень грязный,
Безобразный был микроб.
Был микроб большой злодей —
Нападал он на людей!
А я яблоко помыл
И микроба победил!
Каждый раз перед едой
Нужно фрукты мыть водой!
Чтобы быть здоровым, сильным,
Мой лицо и руки с мылом.
Будь аккуратен, забудь лень!
Чисти зубы каждый день!
На полу скребется мышка.
Спит в берлоге бурый мишка.
Этот мишка очень мил,
Только лапы он не мыл.
Убежала в норку мышка.
Спать залег в берлогу мишка.
Мальчик мал, но очень мил,
Он водичкой руки мыл.
Предварительный просмотр:
Занятие на тему «Знакомство Незнайки с правилами «Здорового
сна»»
Цели и задачи: формировать представления и навыки организации
«здорового» сна (индивидуальная постель, проветривание, проведение
водных процедур перед сном, продолжительность сна для детей данного
возраста).
Материалы и оборудование:
костюм Незнайки;
раздаточный материал: иллюстрации, отражающие тематику
гигиены тела, жилища, сна, различных видов деятельности детей
(способствующих и препятствующих организации здорового» сна);
лист ватмана, клей (по числу детей).
Ход занятия.
Вводная часть. Учитель заходит в групповую комнату, держа за руку
Незнайку. Дети по предварительному указанию учителя самостоятельно
готовятся к занятию, рассаживаются за столы.
Учитель: ребята, посмотрите, какой гость к нам сегодня пожаловал.
Вы узнали, кто это?
Дети: да, это Незнайка.
Учитель: давайте будем вежливыми и поздороваемся с гостем.
Дети: здравствуй, Незнайка!
Незнайка: вяло отвечает. (Садится на стул, все время зевает, трет
руками глаза).
Учитель: что с тобой, Незнайка, ты сегодня какой-то не веселый.
Может быть ты болен?
Незнайка: (отрицательно качает головой).
Учитель: ребята, а как вы считаете, хорошо Незнайка себя чувствует
или нет?
Дети: нет
Учитель: вот видишь, Незнайка, и ребята со мной согласны. Наверное,
нужно пригласить к тебе доктора.
Незнайка: не надо доктора, я здоров, только устал.
Учитель: от чего же ты успел так устать с раннего утра?
Незнайка: да нет, я не с утра устал, а с вечера. Мы вчера с Винтиком и
Шпунтиком устроили в спальной настоящий переполох, а чтобы соседи не
ворчали, поплотнее закрыли форточку. Мы громко хохотали, бросали друг в
друга подушками, кувыркались. А когда, наконец, мы совсем выбились из
сил, то так и уснули прямо в одежде все вместе на одной кровати.
Оказывается, пока мы резвились, наступила уже глубокая ночь. Сны мне
снились какие-то неприятные, я даже кричал во сне и от этого просыпался. В
общем, к утру я устал, кажется еще больше. Проснувшись, я поскорее вышел
из душной комнаты и дошел до вас.
Учитель: это очень хорошо, Незнайка, что ты пришел именно к нам,
ведь прямо сейчас мы с ребятами отправляемся в Страну Здоровья. Там, в
Городе Грез, живут хранители секретов Здорового сна, которыми они всегда
с удовольствием делятся с гостями своего города. Для того, кто владеет
этими секретами, сон становится источником бодрости, сил, энергии и
отличного настроения. Итак, в путь, друзья!
Физкультпауза: (дети вместе с Незнайкой и учителем встают в
колонну по одному и под стихотворение «В путь!» двигаются по кругу,
одновременно выполняя движения (по тексту песни) вслед за учителем):
Незнайка:
В путь пойдем мы с спозаранку,
Не забудем про о анку.
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках.
Все в затылок подравнялись,
На носочки приподнялись.
По скамеечке пошли
И в овражек перешли.
Высоко подняв колени,
Все шагают, как олени,
Быстро шагай,
Смотри не зевай,
Раз, два, три, стой!
Учитель: ну, вот мы и в Городе Грез. Посмотрите, ребята, к нам
навстречу кто-то идет! Давайте познакомимся с ним. Дети охотно
соглашаются, здороваются.
Жесткое Полотенце: здравствуйте, гости дорогие. Очень рад
приветствовать вас в нашем городе. Я – Жесткое Полотенце, хранитель
секретов Здорового сна. А знаете ли вы, что такое «здоровый» сон?
Расскажите, что вы о нем знаете!
Дети: (называют знакомые им признаки здорового сна).
Жесткое Полотенце: очень хорошо, а теперь я расскажу вам, что
нужно делать, чтобы к вам каждую ночь приходил Здоровый сон.
Секрет 1: здоровый сон очень не любит пыль и грязь, поэтому он
приходит только к тем, кто регулярно делает в своей комнате уборку – моет
пол, протирает пыль.
Секрет 2: если уже настало время ложиться спать, а вам вдруг очень
захотелось кушать, ни в коем случае не надо перед сном съедать большое
количество пищи, лучше выпить стакан кефира или полакомиться яблоком.
И, наконец, 3 секрет: здоровый сон дружен с водой. Перед тем, как
лечь в постель необходимо позаботиться о чистоте своего тела – умыться,
почистить зубы, принять теплый душ.
Запомните эти правила, ребята! Счастливого пути!
Учитель: (предлагает детям и Незнайке поблагодарить Жесткое
Полотенце, попрощаться с ним).
Учитель: итак, мы продолжаем наше путешествие по Городу Грез.
Обратите внимание, ребята, какая красивая лужайка перед нами! А давайте
отдохнем здесь!
Дети: (рассаживаются полукругом перед учителем).
Учитель: посмотрите, кто-то направляется прямо к нам. Как вы
думаете, кто это?
Дети: это Подушка!
Учитель: верно, это Пуховая Подушка, еще одна хранительница
секретов Здорового сна. Здравствуйте, Пуховая Подушка!
Пуховая Подушка: здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада встрече
с вами, ведь каждый человек, большой и маленький должен знать то, о чем я
вам сегодня расскажу. Наверняка, среди вас есть такие ребята, которые
любят спать в одной постели с мамой или папой, бабушкой или дедушкой, с
братом или сестрой. И, наверное, эти ребята думают, что рядом с любимым
человеком их обязательно посетит Здоровый сон. Но, скажу вам по секрету,
ребята, что он приходит лишь к тем, кто каждую ночь спит в своей кровати,
застеленной чистым бельем. Постель должна быть не слишком мягкой,
чтобы ты не проваливался в нее, словно в облако, но она не должна быть
слишком жесткой, чтобы тебе не казалось, что ты спишь на голых досках. И,
конечно же, перед тем, как лечь в постель, нужно снять с себя одежду,
аккуратно сложить ее. Укладываясь спать, не забудьте, что для Здорового сна
нужна удобная пижама или ночная рубашка.
Запомните то, что я вам рассказала, ребята. До свидания, счастливого
пути!
Дети и Незнайка: (прощаются с Пуховой Подушкой).
Учитель: продолжаем наше путешествие, ребята. Посмотрите, какой
красивый дом стоит на нашем пути, какие большие в нем окна! А вот в этом
окне, посмотрите, кто-то приветливо машет нам. Это Добрая Форточка.
Давайте подойдем поближе, поздороваемся и послушаем, что она хочет нам
рассказать.
Добрая Форточка: дорогие гости, здравствуйте! Я рада, что вы
прибыли в наш город, и я могу поделиться с вами волшебными секретами.
Во-первых, каждый должен знать, что Здоровый сон приходит только к
тому, в чьей комнате живут Свежий воздух и Прохлада. А проникнуть в
спальную комнату они могут только одним путем – через открытое окно или
форточку. Поэтому перед тем, как лечь спать, нужно обязательно проветрить
помещение.
Во-вторых, Здоровый сон никогда не приходит туда, где очень шумно.
Поэтому, перед сном лучше всего поиграть в спокойные игры или послушать
любимую сказку. Очень полезна в это время спокойная прогулка вместе с
кем-нибудь из взрослых.
В-третьих, Здоровому сну очень мешает яркий свет. Засыпать лучше
всего в полутемной комнате, освещенной ночником. И, самое главное, нужно
ложиться всегда в одно и то же время. Для детей это время наступает в
девять часов вечера. Запомнили, ребята? Желаю вам здоровья и счастливого
пути!
Дети и Незнайка: (прощаются с Доброй Форточкой).
Учитель: ну что ж, друзья, пора нам покинуть гостеприимный Город
Грез и отправиться в обратный путь. Едем.
Физкультпауза: (звучит «Песенка веселых путешественников». Дети
вместе с Незнайкой и учителем отправляются в обратный путь).
Учитель: ну вот, друзья, и закончилось наше сегодняшнее
путешествие в Город Грез. Кто помнит, кого мы встретили в этом городе?
Дети: Жесткое Полотенце, Пуховую Подушку и Добрую Форточку.
Учитель: Молодцы. А кто запомнил секреты Здорового сна, которые
они нам открыли? Назовите эти секреты.
Дети: повторяют секреты Здорового сна.
Учитель: молодцы, ребята! Я вижу, что путешествие не прошло для
вас даром. Я думаю, теперь всем нам понятно, почему Незнайка выглядит
сегодня нездоровым и чувствует себя таким усталым. Скажи, Незнайка,
можешь ли ты пообещать нам, что теперь будешь стремиться соблюдать те
правила, которые мы узнали сегодня?
Незнайка: да, я постараюсь!
Учитель: а сейчас я предлагаю вам выбрать из лежащих на столе
картинок те, на которых изображены предметы или сюжеты,
обеспечивающие «здоровый» сон. Наклейте эти картинки на лист бумаги.
Дети: (выбирают нужные картинки и наклеивают их на лист ватмана в
произвольном порядке).
Учитель: замечательно! Посмотрите, ребята, какой у нас получился
прекрасный коллаж о «здоровом» сне!
Незнайка: как красиво у вас получилось! Спасибо вам! Я бы побыл
еще с вами, да мне надо поскорей рассказать Винтику и Шпунтику о нашем
необыкновенном путешествии, ведь они еще не знают секретоd Здорового
сна! До свидания, всего вам доброго! (Уходит).
Дети: прощаются с Незнайкой.
Учитель: наше путешествие подошло к концу. Не забудьте, придя домой, рассказать своим мамам и папам, бабушкам и дедушкам, сестрам,
братьям, знакомым о секретах «Здорового» сна.
Предварительный просмотр:
Картотека игр направленных на формирование знаний
о здоровье человека и здоровом образа жизни.
Как укрепить и сохранить здоровье детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни? Кода это начинать? Как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё право на здоровье и счастливую жизнь?
Ответ волнует как педагогов, так и их родителей. Известно, что младший школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 10 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот в этот период идёт интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Вот почему, так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни у детей младшего школьного возраста.
«Умею - не умею».
Цели: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.
Оборудование: мяч.
Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он умеет или не умеет. Например: «Я умею бегать, так, как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».
«Угадай, кто позвал?»
Цели: тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.
Ведущий, стоя спиной к детям, должен определить по голосу, кто его позвал. В случае правильного ответа место ведущего занимает ребёнок, чей голос был определен.
«Найди пару».
Цель: подбирать пару к предмету по тактильным ощущениям (с завязанными глазами).
Оборудование: пуговицы, кубики, яблоко, карандаши, мелкие предметы.
Выбрав себе предмет, ребёнок должен с завязанными глазами выбрать из кучки такой же. В конце игры ведущий просит объяснить, что помогло ребёнку правильно определить на ощупь разные материалы.
«Правила гигиены».
С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.
«Этикет – школа изящных манер».
Цели: научит ребёнка правилам поведения за столом; рассказывать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами.
Оборудование:предметные картинки.
Умение вести себя за столом, правильно обращаться со столовыми приборами характеризует уровень воспитанности и культуры поведения человека. Вот правила, которые нужно запомнить.
Ложкой едят все супы и бульоны, каши, а так же десерты (варенье, мороженное, торт, компоты). Вилку используют, когда едят салаты, овощные гарниры, яичницу, макароны, пельмени, изделия из мяса. Вилка и нож нужны, когда вы едите продукты и блюда, которые трудно отделить при помощи вилки: сложные бутерброды, сыры, колбасы, блины, блюда из рыбы и мяса. Руками можно брать маленькие бутерброды, пирожки, булочки, виноград, вишню, печенье, конфеты.
«Отгадай загадку по картинке».
Цели: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.
Оборудование: картинки с изображением опасных предметов.
Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем опасны эти предметы? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.
Найди опасные предметы.
Цели: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не острожного обращения с ними.
Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.
В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:
Все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;
Нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;
Ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;
Нельзя пробовать стиральные порошки, средства для мытья посуды
, соду, хлорку;
Опасно одному выходить на балкон.
«Мой день».
Цели: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.
Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.
Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.
Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».
Вариант 2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.
Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.
Опасно – не опасно.
Цели: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не опасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и не опасных для жизни и здоровья ситуации; карточки разных цветов (кранного, белого и жёлтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребёнок ползает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.
Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определённую карточку, в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.
Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, и белую – если опасности нет.
Дети не должны мешать друг другу, при необходимости
Дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.
Если сделаю так.
Цели: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.
Оборудование:набор поощрительных предметов: фишек, звёздочек.
Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающий и не угрожающий жизни, и здоровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю…» дети поднимают красную карточку, если есть опасность, жёлтую – если опасность может возникнуть при определённом поведении, белую, если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.
Скорая помощь.
Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.
Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка). Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.
Наши помощники – растения.
Цель: закрепить представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.
Оборудование: предметные картинки с изображением лекарственных растений.
Игра проводится по принципу лото, у детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.
Путешествие в страну здоровья.
Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.
Оборудование: игровое поле с наклеенными иллюстрациями; кубик, цветные фишки или пуговицы.
Играющие по очереди бросают кубик на гранях которого изображены от 1 до 3 кружков, и передвигают свою фишку вперёд настолько ходов, сколько кружков выпало на кубике. Если фишка оказалась на красном кружке, то ребёнок, прежде чем сделать следующий ход, должен ответить, как вести себя при насморке, кашле, высокой температуре, зубной боли. При неверном ответе ребёнок пропускает ход, при правильном делает следующий. Когда фишка оказывается на зелёном кружке, играющий рассказывает, чем полезны для человека движения, режим дня, витамины, водные процедуры. При неверном ответе ребёнок пропускает ход, при правильном переставляет фишку на три хода вперёд. Побеждает тот, кто первым доберётся в страну здоровья.
К нам пришел Незнайка.
Цели: научить детей следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды; учить видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее абсурдность.
Оборудование: кукла Незнайка, фишки, портфель с поощрительными призами.
Дети внимательно слушают рассказ Незнайки, по ходу рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании рассказа воспитатель просит детей сосчитать, сколько небылиц заметил каждый из них, затем дети объясняют ошибки, замеченные ими в рассказе Незнайки. Дети должны работать самостоятельно, не мешать товарищам, невыдержанность ребенка наказывается штрафным очком. Ребенок, заметивший все небылицы, активный в игре и не получивший ни одного штрафного очка, награждается поощрительным призом.
Подбери пару.
Цели: соотносить предметы на картинках, с действиям; закреплять навыки самообслуживания; развивать логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки: пылесос, расческа, батарея, мыло, шкаф для игрушек; сюжетные картинки: уборка квартиры, ботинки, одежда, игрушки.
Дети внимательно рассматривают полученные картинки, сравнивают их и подбирают пары, объясняют свой выбор.
Полезная и вредная еда.
Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.
Оборудование: Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).
Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.
Пищевое лото.
Цель: формировать у детей представление о пользе тех или иных продуктов, для чего они нужны человеку.
Оборудование: три большие карты с кармашками (витамины, белки, жиры); маленькие карточки с изображением тех или иных продуктов (32 шт.), большие карты по типу лото.
Дети раскладывают маленькие карточки в кармашки больших карт. Витамины: морковь, лук, арбуз, смородина, малина, шиповник, огурец, яблоко. Белки: молоко, кефир, яйца, грибы, орехи, мясо, крупы, рыба. Жиры: сметана, колбаса, сосиски, семена подсолнуха, растительное и сливочное масло, шоколадные конфеты, сало.
Игроки выбирают себе большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки по одной, а игроки берут нужные им и кладут на свою карту. Выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты (по типу лото).
Весёлый человек.
Цели: развивать воображение, складывать фигуру (или лицо) человека из отдельных частей.
Оборудование: детали частей тела человека разного размера в разной одежде, детали и части головы.
Воспитатель предлагает ребёнку несколько комплектов деталей изображения человека, по своему усмотрению ребёнок подбирает детали одного комплекта и складывает изображение или из деталей разного комплекта собирает шуточного, карикатурного человека.
Путешествие хлебного комочка.
Цели: рассказать о пути, который проходит пища в организме человека, объяснить необходимость тщательного пережевывания.
Оборудование: таблица со схематическим изображением пищеварительной системы человека, хлебный шарик.
Дети прокатывают шарик по таблице и повторяют за воспитателем название органов пищеварительной системы.
Что такое хорошо, что такое плохо.
Цели: учить детей составлять фразы по иллюстрациям, оценивать поступки человека, воспитывать бережное отношение к окружающему (своему дому, двору, детскому саду) и своему здоровью.
Пособие изготавливается постепенно, дети совместно с воспитателем отыскивают иллюстрации, называют вред и пользу изображонного на них: полезно – оформляют в рамку зеленую, вредно – в рамку красную, листы собирают в папку. Дети в свободное время рассматривают их, дорисовывают изображения, играют с ними.
Что ты знаешь.
Цели: рассказать о строении, работе, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации, развивать внимание, память.
Оборудование: мяч, поощрительные призы.
Дети сидят на стульчиках перед воспитателем, воспитатель – водящий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь… (например, о сердце)?» ребёнок поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ, уронивший мяч, теряет право на ответ. Дети не должны перебивать друг друга, дополнять только после того, как закончен ответ. В конце игры самый активный получает поощрительный приз.
Цветик – семицветик.
Цель: определение уровня нравственного развития группы.
Оборудование:цветик – семицветик с отрывающимися лепестками, фишки красные и синие.
Каждый ребёнок, сорвав лепесток, может загадать только одно желание, рассказать о нём можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет и вернётся к тому ребёнку, который загадывает желание. Предавая очередной лепесток по кругу, облетая весь цвет, дети кружатся.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по – моему вели! Вели…
В. Катаев.
Если загаданное ребенком желание отражает удовлетворение личных потребностей – он получает синюю фишку, если желание имеет общественную значимость – красную.
« Подбери предметы»
Цель:Воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью.
Ребёнку предлагают рассмотреть лежащие на столе предметы, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продукты.
« Как вырасти здоровым»
Цель игры:Упражнять в правильном использовании обобщающих слов; Воспитывать сообразительность, быстроты реакции.
Играют четверо детей. У каждого набор из 7 картинок, на которых изображены дети, выполняющие различные действия, направленные на укрепление и поддержание здоровья: а) уход за своим телом,
б) выполнение физических упражнений, в) приём здоровой пищи,
г) игры на улице, д) сон, е) игры дома, в том числе и совместные со взрослыми, ж) помощь взрослым (уборка в квартире, сбор урожая, труд в природе).
Ведущий показывает картинку, ребята должны отобрать из имеющихся у каждого из них набора картинок те, на которых изображены дети, выполняющие аналогичные действия. Например: мальчик причесывается, девочка моет руки, мальчик чистит зубы, девочка принимает ванну.
«Сложи картинку»
Цель:Учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение.
Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы, способствующие здоровому образу жизни. Например: кроссовки, мяч, гантели; полотенце, зубная щетка и паста.
(Можно использовать цветные фотографии).
«Что изменилось ?»
Цель:Воспитывать наблюдательность, развивать память.
Детям представляют 5 – 6 предметов (картинок) с изображением спортивного инвентаря (овощей, фруктов, лекарственных растений, предметов личной гигиены и т. д.) и предлагают назвать их. Затем ребятам предлагают закрыть глаза, в это время педагог убирает одну картинку, оставшиеся картинки меняет местами. Дети должны сказать, что изменилось.
«Узнай предмет по контуру»
Цель игры:Учить детей по контуру подбирать реалистическое изображение.
Ребёнку предъявляют несколько картинок с реалистическим изображением предметов, способствующих здоровому образу жизни, и контурные изображения этих предметов. Предлагают рассмотреть картинки и назвать предмет, которому принадлежит контур.
«Почини спортивную форму»
Цель:Развивать зрительное восприятие, память. Учить детей практически применять полученные ранее знания, сравнивать по цвету, используя промежуточное средство.
Детям предлагают «починить» спортивную форму с несложным узором (футболки, шорты, носки). Для этого необходимо выбрать нужную «заплатку» среди предложенных.
«Что сначала, что потом»
Цель: Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством. Учить составлять небольшие рассказы.
Детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой.
«Лабиринты»
Цель: Учить детей ориентироваться на листе бумаги.
Ребёнку предъявляют изображения лабиринтов, «пройдя» по которым можно выполнять действия, способствующие здоровому образу жизни.
«Малыш сидит совсем близко от телевизора и смотрит передачу. Как ты думаешь, это полезно для его здоровья? Чем ты посоветуешь заняться малышу? Помоги добраться до игрушки!»
«Соня хочет почистить зубы. Помоги ей пройти к полочке с зубной щеткой и пастой»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование знаний у младших школьников о здоровом образе жизни средствами урочной и внеурочной деятельности.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе ...
Научная статья "Главный резерв здоровья человека является его образ жизни"
Укрепление иммунной защиты организма для профилактики ОРВИ.Одним из доступных средств воздействия на здоровье является закаливание. Сохранение и укрепление здоровья младших школьников.Знакомство с пон...
Рабочая программа «Расти здоровым» по физкультурно-оздоровительному направлению и формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни
Программа нацелена на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои...
Формы мероприятий, направленных на формирование позитивного социального опыта у школьников
Формы мероприятий, направленных на формирование позитивного социального опыта у школьников...
Развивающие и дидактические игры по краеведению, направленных на формирование знаний о родном городе.
Объектом исследования дидактических игр по краеведению выступает процесс расширения знаний у младших школьников о родном городе....
Тематический план мероприятий, направленных на формирование здоровьесберегающего пространства
Тематический план мероприятий, направленных на формирование здоровьесберегающего пространства представлен для реализации во 2 классе...
Система внеклассных воспитательных мероприятий направленных на формирование патриотических чувств обучающихся 3 класса.
Очень важной задачей современной школы является патриотическое воспитание детей, так как именно в этом возрасте, легче всего начать прививать детям чувство патриотизма. Целенаправленная деятельность в...