Рабочая программа "Шахматы"
рабочая программа по зож на тему

Герфорт Вера Александровна

Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися 1-4 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

«Шахматы»

                                                                                                                                         

           


Пояснительная записка.

В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.

Шахматы в начальной школе открывают широкие возможности и для кружковой работы, поднимают ее на новый качественный уровень, положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в сельской малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят  спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также  элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.  

Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития,  формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

А.Алехин писал: «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни».

Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Шахматы сильны еще и тем, что существуют для всех!

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в  зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей,  это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

Шахматы – это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения. Как говорил Хосе Рауль Капабланка: «Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное время препровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры...».    

Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.

Цель программы:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

Обучающие: знакомство с краткой историей возникновения шахмат, правилам игры в шахматы, условиями необходимыми для  проведения шахматных соревнований, правилами турнирного поведения,  умение  применять  полученные знания в игре;  обучение умению  анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать правильное решение.                                                                                                              

Воспитывающие: обогащаются представления об окружающем мире,                                                                                                                                              прививается  любовь к  учению в целом, умение уважать  соперника,  организованность и планировать собственные действия, проявлять самостоятельность в принятии решений.

Развивающие:  развивается  восприятие, внимания, воображения, память,  мышление,  вырабатывается усидчивость, закрепляются  положительные качества личности.  

Планируемый результат реализации кружка «Шахматы»

  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.     

Тематическое планирование кружка «Шахматы»

        1-й год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

I.

Шахматная доска.    

4 ч.

15 – 20 минут на каждом занятии

4 ч.

II.

Шахматные фигуры.    

6 ч.

6 ч.

III.

Начальная расстановка фигур.    

4 ч.

4 ч.

IV.

Ходы и взятие фигур.    

34 ч.

34 ч.

V.

Цель шахматной партии.    

4 ч.

4 ч.

VI.

Игра всеми фигурами из начального положения.    

12ч.

12ч.

VII.

Обобщение.  Шахматный КВН.  

-

2 ч.

2ч.

Итого

66ч.

Тематическое планирование кружка «Шахматы»

       2-й год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

I.

Краткая история шахмат.    

6 ч

20 – 25 минут на каждом занятии

6 ч

II.

Шахматная нотация.    

20 ч.

20 ч.

III.

Ценность шахматных фигур.    

14 ч.

14 ч.

IV.

Техника матования одинокого короля.    

12 ч.

12 ч.

V.

Достижение без жертвы материала.    

12 ч.

12 ч.

VI.

Обобщение.  Шахматный турнир.  

-

4 ч.

4 ч.

Итого

68 ч.

Тематическое планирование кружка «Шахматы»

       3-й год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

I.

Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.    

10 ч.

25 – 30 минут на каждом занятии

10 ч.

II.

Основы дебюта.    

26 ч.

26 ч.

III.

Основы миттельшпиля.    

12 ч.

12 ч.

IV.

Основы эндшпиля.    

18 ч.

18 ч.

V.

Обобщение.  Шахматный турнир.  

-

2 ч.

2 ч.

Итого

68 ч.

Тематическое планирование кружка «Шахматы»

       4-й год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

I.

Шахматная партия.    

6 ч.

25 – 30 минут на каждом занятии

6 ч.

II.

Анализ и оценка позиции.    

8 ч.

8 ч.

III.

Шахматная комбинация.    

48 ч.

18 ч.

IV.

Обобщение.  Шахматный турнир.  

-

6 ч.

6 ч.

Итого

68 ч.


Учебно-тематический план  кружка «Шахматы»

1 год обучения (1 класс)

Дата проведения урока

Дата проведённого урока

Тема занятия

Краткое содержание занятия

I. Шахматная доска.    4 ч.

1

Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска.

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля имеют квадратную форму.

   Отработка теории с помощью мультимедийной  программы «Динозавры учат шахматам».

2

Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали.

   Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование черных и белых полей в горизонтали и вертикали.

   Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль».

3

Линии на шахматной доске. Диагонали.

   Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали.

   Чтение-инсценировка дидактической сказки из книги И.Г.Сухина «Приключения в шахматной стране» (с.132-135).

   Дидактические задания и игры «Диагональ».Игра с компьютером.

4

Центр шахматной доски.

   Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Расположение черных и белых полей в центре доски. Проверочная работа «Шахматная доска».

II. Шахматные фигуры.     6ч.

5-7

Шахматные фигуры.

   Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

   Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Что общего», «Большая и маленькая».

   Просмотр  видеоурока  по теме.

8-10

Сравнительная сила фигур.

   Сравнительная сила шахматных фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).

   Дидактические задания и игры «Кто сильнее?», «Обе армии равны».

III. Начальная расстановка фигур.     4 ч.

11-14

Начальная позиция.

   Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

   Дидактические задания.   Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Проверочная работа «Расставь фигуры».

IV. Ходы и взятие фигур.     34 ч.

15-16

Ладья.

   Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.

   Дидактические игры и задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

17-18

Ладья.

   Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности» (разновидность игры на уничтожение, но с «опасными», контролируемыми , полями).

19-20

Слон.

   Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.

   Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

21-22

Слон.

   Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против двух), «Ограничение подвижности».

23-24

Ладья против слона.

   Термин «стоять под боем».

   Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».

   Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,

 «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

25-26

Ферзь.

   Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Ферзь – тяжелая фигура.

   Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Просмотр диафильма «Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат».

27-28

Ферзь.

   Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

29-30

Ферзь против ладьи и слона.

   Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру».

   Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, более сложные положения), «Ограничение подвижности».

31-32

Конь.

   Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь – легкая фигура.

   Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

33-34

Конь

   Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».

35-36

Конь против ферзя, ладьи, слона.

   Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».

   Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ладьи, конь против слона, конь против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности».

37-38

Пешка.

   Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

   Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».

39-40

Пешка.

   Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».

41-42

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона

   Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».

   Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, пешка против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности.

43-45

Король.

   Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».  Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля). Игра с компьютером.

46-48

Король против других фигур.

   Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие».

   Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ладьи, король против слона, король против коня, король против ферзя, король против пешки), «Ограничение подвижности».

Проверочная работа «Как ходят фигуры»

V. Цель шахматной партии.     4 ч.

49

Шах.

   Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха (3 способа).

   Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».

50

Шах.

   Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.

   Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах»; игра фигурами из начального положения до первого шаха.

51

Мат.

   Мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой.

   Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры).

   Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».

52

Мат.

   Мат в один ход: сложные примеры с большим числом фигур.

   Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

VI. Игра всеми фигурами из начального положения. 12 ч.

53-54

Ничья. Пат.

   Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций.

   Дидактическое задание «Пат или не пат», «Пат или мат.

55-56

Рокировка.

   Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

   Дидактическое задание «Рокировка».

57-58

Шахматная партия.

   Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию).  Дидактическая игра «Два хода». Игра всеми фигурами из начального положения.

59-60

Шахматная партия.

   Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

61-64

Шахматная партия.

   Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

VII. Обобщение.   Шахматный КВН.  4 ч.

65-68

Повторение материала.

   Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию).

Шахматный КВН.


2 год обучения (2 класс)

Дата проведения урока

Дата проведённого урока

Тема занятия

Краткое содержание занятия

I. Краткая история шахмат.     6 ч.

1

Повторение пройденного материала.

   Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение.

   Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

2

Повторение пройденного материала.

   Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий.

   Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат».

   Игровая практика.

3

Краткая история шахмат.

   Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу.

   Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».

   Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма «Анатолий Карпов – чемпион мира».

   Игровая практика.

4

Выдающиеся шахматисты нашего времени.

   Биографии выдающихся шахматистов нашего времени. Фрагменты их партий.

5-6

Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.

   Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. Правила поведения за шахматной доской.

Проверочная работа «История шахмат и великие шахматисты».

II. Шахматная нотация.     20 ч.

7-8

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

   Дидактические задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель».

   Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля, на какое поле идет. Например, «Король c g7 – на f8».

9-10

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.

   Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.

   Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

11-13

Шахматная нотация.

   Игровая практика (фрагмента шахматной партии).

14-16

Шахматная нотация.

   Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

17-19

Шахматная нотация.

   Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

20-23

Шахматная нотация.

   Игровая практика (с записью шахматной партии).

24-26

Шахматная нотация.

   Игровая практика (с записью шахматной партии).

Проверочная работа «Назови поле фигуры».

III. Ценность шахматных фигур.     14 ч.

27-28

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур.

   Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур.

   Дидактические задания «Кто сильнее?», «Обе армии равны».

   Достижение материального перевеса.

   Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя).

   Игровая практика.

29-30

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

   Достижение материального перевеса.

   Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш коня).

   Игровая практика.

31-32

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

   Достижение материального перевеса.

   Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш слона).

   Игровая практика.

33-34

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

   Достижение материального перевеса.

   Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи).

   Игровая практика.

35-36

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

   Достижение материального перевеса.

   Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш пешки).

   Способы защиты.

   Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры).

   Игровая практика.

37-38

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

   Защита.

   Дидактическое задание «Защита» (перекрытие, контратака).

   Игровая практика. Проверочная работа «Назови ценность фигуры».

39-40

Способы защиты. Игровая практика.

   Решение заданий.

   Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры, перекрытие, контратака).

   Практическая игра.

IV. Техника матования одинокого короля .     12 ч.

41-43

Техника матования одинокого короля.

   Две ладьи против короля, «линейный» мат.

   Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

   Игровая практика.

44-45

Техника матования одинокого короля.

   Ферзь и ладья против короля.

   Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

   Игровая практика.

46-47

Техника матования одинокого короля.

   Ферзь и король против короля.

   Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

   Игровая практика.

48-50

Техника матования одинокого короля.

   Ладья и король против короля.

   Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

   Игровая практика.

51-52

Техника матования одинокого короля.

   Решение заданий.

V. Достижение мата без жертвы материала.     12 ч.

53-54

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.

   Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Веселое слово  Цугцванг.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода».

   Защита от мата.

   Дидактическое задание «Защитись от мата».

   Игровая практика.

55-57

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

   Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

   Защита от мата.

   Дидактическое задание «Защитись от мата».

   Игровая практика.

58-59

Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле.  

   Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.  Решение заданий.

   Защита от мата.

   Дидактическое задание «Защитись от мата».

   Игровая практика.

60-61

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

   Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

   Защита от мата.

   Дидактическое задание «Защитись от мата».

   Игровая практика.

62-64

Достижение мата без жертвы материала.

   Решение заданий на мат в два хода.

   Защита от мата

   Дидактическое задание «Защитись от мата».

   Игровая практика.

VI. Обобщение.  Шахматный турнир.   4ч.

65

Повторение материала.

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

66

Повторение материала.

   Игра в турнире. Турнирные партии.

67

Повторение материала.

   Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

68

Повторение материала.

   Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.


3-й год обучения (3 класс)

№ п/п

Дата проведения урока

Дата проведённого урока

Тема занятия

Краткое содержание занятия

I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.     10 ч.

1-2

Повторение пройденного материала.

   Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение.

   Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат».

3-4

Повторение пройденного материала.

   Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе.

   Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

   Просмотр диафильмов «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат» и «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».

5-6

Повторение пройденного материала.

   Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий.

   Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат».

   Игровая практика.

7-8

Повторение пройденного материала.

   Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, диагоналей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля.

   Решение учебных положений на мат в два хода (с жертвой и без жертвы материала).

9-10

Три стадии шахматной партии.

   Три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Двух – и трехходовые партии.

Основы дебюта. 26 ч.

11-12

Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии.

   Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон.

   Дидактическое задание «Мат в один ход» (на втором либо третьем ходу партии).

13-14

Основы дебюта. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

   Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

   Дидактические задания «Поймай ладью», «Поймай ферзя».

15-16

Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

   Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

   Дидактические задания «Поставь детский мат», «Защитись от мата».

17-18

Основы дебюта. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита.

   Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.

   Дидактические задания «Поставь детский мат», «Мат в один ход», «Защитись от мата».

19-20

Основы дебюта. «Повторюшка-хрюшка»

   «Повторюшка-хрюшка» (черные копируют ходы белых). Наказание «повторюшек».

   Дидактические задания «Поставь мат в один ход «повторюшке», «Выиграй фигуру у «повторюшки».

21-22

Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития фигур. Темпы.

   Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития фигур. Темпы. Гамбиты.

   Дидактическое задание «Выведи фигуру».

23-24

Основы дебюта. Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур.

   Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. «Пешкоедство». Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила).

   Дидактические задания «Мат в два хода», «Выигрыш материала», «Накажи «пешкоеда», «Можно ли побить пешку?».

25-26

Основы дебюта. Борьба за центр.

   Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.

   Дидактические задания «Захвати центр», «Выиграй фигуру»

27-28

Принципы игры в дебюте. Рокировка. Правила рокировки.

   Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.

   Дидактические задания «Можно ли сделать рокировку?», «В какую сторону можно рокировать?», «Поставь мат в один ход нерокированному королю», «Поставь мат в два хода нерокированному королю», «Не получат ли белые мат, если рокируют?».

29-30

Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение.

   Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки?

   Дидактические задания «Чем бить черную фигуру?», «Сдвой противнику пешки».

31-32

Основы дебюта. Связка в дебюте.

   Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

   Дидактические задания «Выиграй фигуру», «Успешное развязывание», «Сдвой противнику пешки».

33-34

Основы дебюта. Классификация дебютов.

   Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

35-36

Как изучать дебюты.

   Общие советы о том, как изучать дебют. Тренировка в разыгрывании дебюта.

III. Основы миттельшпиля.     12 ч.

37-38

Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

   Правила миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

39-40

Основы миттельшпиля. Понятие о тактике. Связка в миттельшпиле.

   Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле.

   Дидактическое задание «Выигрыш материала».

41-42

Основы миттельшпиля. Двойной удар.

   Тактические приемы. Двойной удар.

   Дидактическое задание «Выигрыш материала».

43-45

Основы миттельшпиля. Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.

   Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.

   Дидактическое задание «Выигрыш материала».

46-48

Основы миттельшпиля.

   Классическое наследие. «Бессмертная» партия. «Вечнозеленая» партия.

IV. Основы эндшпиля.     18 ч.

49-50

Основы эндшпиля. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).

   Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).

   Дидактические задания «Выигрыш материала», «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода».

51-52

Основы эндшпиля. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).

   Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).

   Дидактические задания «Выигрыш фигуры», «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода».

53-54

Основы эндшпиля. Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи).

   Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи).

   Дидактические задания «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода».

55-56

Основы эндшпиля. Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата».

   Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата».

   Дидактическое задание «Квадрат».

57-58

Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонтали. Король помогает своей пешке. Оппозиция.

   Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонтали. Король помогает своей пешке. Оппозиция.

   Дидактические задания «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода», «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш ли ничья?», «Куда отступить королем?».

59-60

Основы эндшпиля.

   Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой.

   Дидактические задания «Мат в 3 хода», «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш ли ничья?», «Куда отступить королем?».

61-62

Основы эндшпиля.

   Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей и четвертой горизонтали. Ключевые поля.

   Дидактические задания «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш ли ничья?», «Куда отступить королем?».

63-64

Основы эндшпиля. Удивительные ничейные положения.

   Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля.

   Дидактические задания «Куда отступить королем?», «Путь к ничьей».

65-66

Основы эндшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

   Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

V. Обобщение.   Шахматный турнир.  2 ч.

67

Повторение программного материала.

   Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

68

Повторение программного материала.

   Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.


4-й год обучения (4 класс)

№ п/п

Дата проведения урока

Дата проведённого урока

Тема занятия

Краткое содержание занятия

I. Шахматная партия.     6 ч.

1-2

Повторение пройденного материала. Еще о трех стадиях шахматной партии.

   О трех стадиях шахматной партии..

3-4

Виды преимущества в шахматах.

   Материальное преимущество, преимущество в пространстве (территориальное преимущество), преимущество во времени.

5-6

Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени.

   Шахматные часы. Правила FIDE о шахматных часах. Правила пользования шахматными часами. Рекомендации по рациональному расходованию времени.

II. Анализ и оценка позиции.     8 ч.

7-8

Правила игры в миттельшпиле.

   Четыре правила В.Стейница.

9-10

Анализ и оценка позиции. Элементы оценки позиции.

   Элементы оценки позиции (слабые поля, слабые пешки, позиция фигур, открытые линии, центр, пространство и др.).

11-12

Анализ и оценка позиции. Практическое занятие. Решение задач

   Практическое занятие.

   Дидактические задания «Самый слабый пункт.», «Вижу цель!». 

13-14

Анализ и оценка позиции. Практическое занятие.

   Практическое занятие.

   Дидактические задания «Самый слабый пункт.», «Вижу цель!». 

III. Шахматная комбинация.     48 ч.

15-16

Понятие о шахматной комбинации.

   Понятие о шахматной комбинации. Признаки комбинации.

17-18

Пути поиска комбинации.

   Типичный путь нахождения комбинации по схеме «мотив – средства – тема», путь нахождения комбинации «мотив – тема – средства».

19-20

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема отвлечения.

   Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода».

   Игровая практика.

21-22

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема завлечения.

   Матовые комбинации. Тема завлечения.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика.

23-24

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема блокировки.

   Матовые комбинации. Тема блокировки.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода».

   Игровая практика.

25-26

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема связки.

   Матовые комбинации. Тема связки.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.

27-28

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.

   Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика.

29-30

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема освобождения пространства.

   Матовые комбинации. Тема освобождения пространства.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.

31-32

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема перекрытия.

   Матовые комбинации. Тема перекрытия.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.

33-34

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема уничтожения защиты.

   Матовые комбинации. Тема уничтожения защиты.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.

35-36

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема «рентгена». Тема «батареи».

   Матовые комбинации. Тема «рентгена».

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.

37-38

Шахматная комбинация. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.

   Матовые комбинации. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика.

39-40

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения.   

   Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения.   Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.

41-42

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема завлечения.

   Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема завлечения.

   Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.

43-44

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты.

   Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты.

   Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.

45-46

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема связки.

   Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема связки.

   Дидактическое задание «Выигрыш материала».

   Игровая практика.

47-48

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема перекрытия.

   Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема перекрытия.

   Дидактическое задание «Выигрыш материала».

   Игровая практика.

49-50

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства.

   Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства.

   Дидактическое задание «Выигрыш материала».

   Игровая практика.

51-52

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.

   Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.

   Дидактическое задание «Проведи пешку в ферзи».

   Игровая практика.

53-54

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.

   Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.

   Дидактическое задание «Выигрыш материала».

   Игровая практика.

55-56

Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации.

   Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации.

   Дидактическое задание «Сделай ничью».

   Игровая практика.

57-58

Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Комбинации на «вечный» шах.

   Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Комбинации на «вечный» шах.

   Дидактическое задание «Сделай ничью».

   Игровая практика.

59-60

Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте.

   Типичные комбинации в дебюте.

   Дидактическое задание «Проведи комбинацию».

61-62

Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте(более сложные примеры).

   Типичные комбинации в дебюте(более сложные примеры).

   Дидактическое задание «Проведи комбинацию».

   Игровая практика.

IV. Обобщение.     6 ч.

63-64

Повторение материала.

   Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

65-66

Повторение материала.

   Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

67-68

Повторение материала.

   Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.


Литература:

  1. Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле. / М.: ФиС, 1979.
  2. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.
  3. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.
  4. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1969.
  5. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.
  6. Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.
  7. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.
  8. Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.
  9. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.
  10. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.
  11. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986.
  12. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.
  13. Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.
  14. Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.
  15. Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.
  16. Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.
  17. Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.
  18. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980.
  19. Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.
  20. Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.
  21. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.
  22. Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
  23. Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;
  24. Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;
  25. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.
  26. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.
  27. Сухин И. Шахматы, второй  год, или Играем и выигрываем. / М.: Просвещение.1999.
  28. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу.
  29. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. / М.: Просвещение.1999.
  30. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.
  31. Суэтин А. Как играть дебют. / М: ФиС, 1981.
  32. Хенкин Б. Последний шах. / М: ФиС, 1979.
  33. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. / М.: ГЦОЛИФК, 1986.
  34. Шахматы. Энциклопедический словарь. / М: Советская энциклопедия, 1990.
  35. Юдович М. Занимательные шахматы. / М: ФиС, 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...