Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Планета Здоровья"
рабочая программа по зож на тему
Как помочь школьнику? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы "Планета Здоровья". Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_planeta_zdorovya.doc | 212 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
для 1 – 4 классов
«Планета Здоровья»
Пояснительная записка
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- - стрессовая педагогическая тактика;
- - несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- - несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- - недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- - провалы в существующей системе физического воспитания;
- - интенсификация учебного процесса;
- - функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- - частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- - отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Многие считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Планета Здоровья».
Цель и задачи программы
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Особенности программы
Данная программа строится на принципах:
- научности, в основе которого содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников;
- доступности, который определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;
- системности, определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
Практическая направленность курса
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга. Занятия носят научно-образовательный характер.
Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Основные виды деятельности учащихся:
- дискуссионное общение;
- опыты;
- игра.
Режим проведения занятий:
1-й год обучения «Если хочешь быть здоров» – 1час в неделю.
2-й год обучения «Доктор Здоровейка» – 1 час в неделю.
3-й год обучения «Путешествие в страну Здоровья» – 1час в неделю.
4-й год обучения «Быть здоровым – это здорово!» – 1час в неделю.
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- прослушивание песен и стихов;
- разучивание и исполнение песен;
- организация подвижных игр;
- проведение опытов;
- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год, всего 136 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 40 минут в 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года. Количество учащихся составляет 10-15 человек.
Планируемые результаты освоения программы
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета Здоровья» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
- Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции;
- Усвоение знаний о факторах, влияющих на здоровье человека, причинах заболеваний, возникновения травм, о правилах оказания ПМП, видах закаливания организма и пользе физических упражнений для укрепления здоровья
- Социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью, выполнение санитарно-гигиенических требований, осуществление активной оздоровительной деятельности.
Тематическое планирование
1 год обучения. «Если хочешь быть здоров» – 34 часа
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Советы доктора Воды | 1 |
2 | Друзья Вода и Мыло | 1 |
3 | Глаза – главные помощники человека | 1 |
4 | Подвижные игры | 1 |
5 | Чтобы уши слышали | 1 |
6 | Почему болят зубы | 1 |
7 | Чтобы зубы были здоровыми | 1 |
8 | Как сохранить улыбку красивой | 1 |
9 | Подвижные игры | 1 |
10 | «Рабочие инструменты» человека | 1 |
11 | Зачем человеку кожа | 1 |
12 | Надёжная защита организма | 1 |
13 | Если кожа повреждена | 1 |
14 | Подвижные игры | 1 |
15 | Питание – необходимое условие для жизни человека | 1 |
16 | Здоровая пища для всей семьи | 1 |
17 | Сон – лучшее лекарство | 1 |
18 | Какое настроение? | 1 |
19 | Я пришёл из школы | 1 |
20 | Подвижные игры | 1 |
21-22 | Я – ученик | 2 |
23-24 | Вредные привычки | 2 |
25-26 | Подвижные игры | 2 |
27 | Скелет – наша опора | 1 |
28 | Осанка – стройная спина | 1 |
29-30 | Если хочешь быть здоров | 2 |
31-32 | Правила безопасности на воде | 2 |
33 | Подвижные игры | 1 |
34 | Обобщающий урок «Доктора природы» | 1 |
2 год обучения. «Доктор Здоровейка» – 34 часа
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Причина болезни | 1 |
2 | Признаки болезни | 1 |
3 | Как здоровье? | 1 |
4 | Как организм помогает себе сам | 1 |
5 | Здоровый образ жизни | 1 |
6 | Какие врачи нас лечат | 1 |
7 | Инфекционные болезни | 1 |
8 | Прививки от болезней | 1 |
9 | Какие лекарства мы выбираем | 1 |
10 | Домашняя аптека | 1 |
11 | Отравление лекарствами | 1 |
12 | Пищевые отравления | 1 |
13 | Если солнечно и жарко | 1 |
14 | Если на улице дождь и гроза | 1 |
15 | Опасность в нашем доме | 1 |
16 | Как вести себя на улице | 1 |
17 | Вода - наш друг | 1 |
18 | Как уберечься от мороза | 1 |
19 | Чтобы огонь не причинил вреда | 1 |
20 | Чем опасен электрический ток | 1 |
21 | Травмы | 1 |
22 | Укусы насекомых | 1 |
23 | Что мы знаем про собак и кошек | 1 |
24 | Отравление ядовитыми веществами | 1 |
25 | Отравление угарным газом | 1 |
26 | Как помочь себе при тепловом ударе | 1 |
27 | Растяжение связок и вывих костей | 1 |
28 | Переломы | 1 |
29 | Если ты ушибся или порезался | 1 |
30 | Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело | 1 |
31 | Укус змеи | 1 |
32 | Расти здоровым | 1 |
33 | Воспитай себя | 1 |
34 | Я выбираю движение | 1 |
3 год обучения. «Путешествие в страну Здоровья» – 34 часа
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Как воспитывать уверенность и бесстрашие. | 1 |
2 | Учимся думать. | 1 |
3 | Спеши делать добро. | 1 |
4 | Поможет ли нам обман. | 1 |
5 | «Неправда – ложь»в пословицах и поговорках. | 1 |
6 | Надо ли прислушиваться к советам родителей. | 1 |
7 | Почему дети и родители не всегда понимают друг друга. | 1 |
8 | Все ли желания выполнимы. | 1 |
9 | Как воспитать в себе сдержанность. | 1 |
10- 11 | Как отучить себя от вредных привычек. | 2 |
12 | Я принимаю подарок. | 1 |
13 | Я дарю подарки. | 1 |
14 | Наказание. | 1 |
15 | Одежда. | 1 |
16 | Ответственное поведение. | 1 |
17 | Боль. | 1 |
18 | Сервировка стола. | 1 |
19 | Правила поведения за столом. | 1 |
20 | Ты идешь в гости. | 1 |
21 | Как вести себя в транспорте и на улице. | 1 |
22 | Как вести себя в театре , кино, школе. | 1 |
23 | Умеем ли мы вежливо обращаться. | 1 |
24 | Умеем ли мы разговаривать по телефону. | 1 |
25 | Помоги себе сам. | 1 |
26 | Умей организовать свой досуг. | 1 |
27 | Что такое дружба. | 1 |
28 | Кто может считаться настоящим другом. | 1 |
29 | Как доставить родителям радость. | 1 |
30 | Если кому-нибудь нужна твоя помощь. | 1 |
31 | Спешите делать добро. | 1 |
32 | Огонек здоровья. | 1 |
33 | Путешествие в страну здоровья. | 1 |
34 | Культура здорового образа жизни. | 1 |
4 год обучения. «Быть здоровым – это здорово!» – 34 часа
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Что такое здоровье? | 1 |
2 | Что такое эмоции? | 1 |
3 | Чувства и поступки | 1 |
4 | Стресс | 1 |
5 | Учимся думать и действовать | 1 |
6 | Учимся находить причину и последствия событий | 1 |
7 | Умей выбирать | 1 |
8 | Принимаю решение | 1 |
9 | Я отвечаю за свои решения | 1 |
10 | Что мы знаем о курении | 1 |
11 | Зависимость | 1 |
12 | Умей сказать НЕТ | 1 |
13 | Как сказать НЕТ | 1 |
14 | Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? | 1 |
15 | Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения | 1 |
16 | Волевое поведение | 1 |
17 | Алкоголь | 1 |
18 | Алкоголь – ошибка | 1 |
19 | Алкоголь – сделай выбор | 1 |
20 | Наркотик | 1 |
21 | Наркотик – тренинг безопасного поведения | 1 |
22 | Мальчишки и девчонки | 1 |
23 | Моя семья | 1 |
24 | Дружба | 1 |
25 | День здоровья | 1 |
26 | Умеем ли мы правильно питаться? | 1 |
27 | Я выбираю кашу | 1 |
28 | Чистота и здоровье | 1 |
29 | Откуда берутся грязнули? | 1 |
30 | Чистота и порядок | 1 |
31 | Будем делать хорошо и не будем плохо | 1 |
32 | КВН «Наше здоровье» | 1 |
33 | Я здоровье берегу – сам себе я помогу. | 1 |
34 | Будьте здоровы! | 1 |
Литература
- Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.
- Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.
- Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.
- Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 1999.
- Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
- Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 1997.
- Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.
- Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.
- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.
- Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании.- М., 2002.
- Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 1995.
- Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997
- Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 1999.
- Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе- М., 2003.
- Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.
- Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни. - М.,1997
- Татарникова Л.Г., ЗахаревичН.Б. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СП., 1997
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 1996.
- Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1986.
- Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский – М., 1980
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Азбука здоровья"
Программа внеурочной деятельности для 1 класса...
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!»
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению«Будем здоровы!» 1 класс....
Образовательная программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Здоровый ребёнок - успешный ребёнок» для обучающихся 1-4 классов
СОДЕРЖАНИЕI. Пояснительная записка 1. Введение2. Цели и задачи ...
Программа внеурочной деятельности "Две недели в лагере здоровья" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности содержит:1) планируемые результаты,2) содержание курса,3) тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности физкультурно - оздоровительной направленности "Азбука здоровья"
Программа рассчитана на 4 года. Цель программы: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе. сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу...
Рабочие программы внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Школа здоровья»
Программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Школа здоровья» для обучающихся с задержкой психического развития 1, 1/дополнительных – 4 классов,...