Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Азбука здоровья"
рабочая программа по зож (1 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_azbuka_zdorovya.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Здоровье- это первая и важная потребность человека, определяющая способность к его труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.
Дети и подростки составляют 20 % населения страны, они являются главным и основным ресурсом человеческого, общественного и экономического развития. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но многое конечно же зависит от самих детей от их желания и стремления сохранять и укреплять свое собственное здоровье.
По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:
- Уменьшение количества здоровых детей в процессе обучения ( в школу приходят 13% здоровых детей, выходит только 5%).
- Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60% школьников
- Резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, зрения, почек и мочевыводящих путей.
- Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов)
- Психосоматическая патология детей и подростков.
Анализ школьных патологий позволяет сделать вывод о том, что их основными причинами являются: нерациональной организации обучения, нарушение гигиенических правил и норм, стрессовая педагогическая тактика, но особое место, по нашему мнению, занимает непросвещенность детей о необходимости сохранения собственного здоровья. Несмотря на введение новых стандартов обучения, в реалии школа пока еще остается «школой знаний» основной акцент ставится на информированность личности, а не на сохранение её здоровья и культурное развитие.
Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них здорового образа жизни сохраняет свою актуальность и в настоящее время.
Все это стало предпосылками к созданию программы «Азбука здоровья». Она рассчитана на детей 7-8 лет.
Программа решает проблему сохранения здоровья школьников.
Целью данной программы является: формирование навыков здорового образа жизни.
Для ее достижения необходимо решить несколько задач:
- создать условия для сознательного изучения детьми основ здорового образа жизни;
- повышать общий уровень культуры здорового образа жизни учеников начальной школы;
- воспитывать в детях личность бережно относящуюся к своему здоровью;
- развивать творческие и мыслительные способности детей.
Решение этих задач осуществляется через специальные организационные занятия познавательного цикла, просмотр видеофильмов по изучаемой проблеме; рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков по теме сохранения здорового образа жизни, чтением художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-соревнования; праздники, досуги, развлечения, конкурсы.
Тематическое планирование
Тема | всего часов | ||||
теория
| практика | массовые мероприятия | |||
1. «В гостях у Оли и Коли.» | 3 | 1 | - | 4 | |
2. «Мой день» | 2 | 2 | - | 4 | |
3. «Солнце, воздух и вода наши верные друзья» | 4 | 2 | - | 6 | |
4. «В гостях у Мойдодыра» | 3 | 2 | - | 5 | |
5. «Мы то, что мы едим» | 4 | 1 | 1 | 6 | |
6. «Движение – жизнь!» | 1 | 2 | 2 | 5 | |
7. «В здоровом теле» | 1 | 2 | 2 | 5 |
Содержание программы
Тема №1 «В гостях у Оли и Коли».
На первых занятиях необходимо познакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь». Акцентировать внимание на том, что здоровье это не только отсутствие болезни, а это многокомпонентная модель, включающая в себя несколько компонентов (физическое, психологическое, духовно - нравственное, социальное). В наглядной форме показать все преимущества Оли, ведущей здоровый образ жизни и Коли, который не придерживается его.
Тема №2 «Мой день»
На этих занятиях дети изучают режим дня. Составляют свой собственный режим дня, учатся его анализировать, и корректировать если это необходимо. Обсуждение режима дня каждого ученика, его корректировка с учетом учебного года и каникул. Графическое изображение режима дня.
Тема №3 «Солнце воздух и вода, наши верные друзья»
На занятиях по данной теме обсуждаются вопросы закаливания организма. Закаливание водой, воздухом. Отдельно обсуждается тема принятия солнечных ванн и загара. Важно объяснить детям о принцыпах закаливания: дозированности и постепенности. Просмотр мультфильма.
Тема №4 «В гостях у Мойдодыра»
В игровой форме познакомить детей с особенностями проведения гигиенических процедур. Уход за телом, волосами, зубами. Просмотр мультфильмов «Мойдодыр», «Как нужно чистить зубы?». Конкурс рисунков «Всегда и везде вечная слава воде!»
Тема №5 «Мы то, что мы едим»
Особенности режима питания. Вредные и полезные продукты. Витамины и их польза. Последствия неправильного питания. Конкурс проектов «Полезные продукты»
Тема №6 «Движение – жизнь!»
На занятиях обсуждается влияние физических нагрузок на организм. Польза активности и вред от малоподвижного образа жизни. Правила проведения зарядки. Проект «Моя утренняя зарядка». Игра соревнование «Веселые старты». Встреча со спортсменом.
Тема №7 «Я и здоровый образ жизни»
В рамках этой темы изучаются особенности ЗОЖ. Мой образ жизни. Дети создают проект «Я и ЗОЖ» где в виде фотоотчета, презентации, дети представляют и оценивают свой образ жизни.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику программы “Азбука здоровья” необходимо использовать такие формы проведения занятий как занятия-встречи с спортсменом, практические работы, что будет способствовать развитию ценностного отношения к собственному здоровью и станет личностно – значимым для каждого ребенка. Изучения основ здорового образа жизни должно быть не только теоретическим, но и практическим, что формирует навыки здорового образа жизни. Важно не только знать, но и применять свои знания на практике. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
Программа “Азбука здоровья” предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: тестовые контрольные работы, отчеты по практическим работам, защита проектов, итоговое тестирование.
Занятия кружка проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 35 часов.
Требования к уровню усвоения учебного материала.
Дети должны знать:
1. что такое здоровье ;
2. принципы и особенности разных видов закаливания;
3. полезные и вредные продукты;
4. какие витамины содержаться в продуктах, польза витаминов;
5. особенности физических нагрузок;
6. виды спорта и их особенности ;
7.правила проведения зарядки;
8.понятие здоровый образ жизни.
Дети должны уметь:
1. правильно чистить зубы;
2. составлять режим дня и придерживаться его;
3. составлять комплекс упражнений и выполнять его;
4. выполнять проекты по заданной теме;
5. работать в группе;
6. объяснить товарищу особенности ЗОЖ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности учащихся: «В здоровом теле – здоровый дух». (разработана для учащихся1 класса, срок реализации: 1 год)
Настоящая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле – здоровый дух» разработана для обучающихся 1-4 классов, с учётом...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к Здоровью"
Рабочая программа внеурочной деятельности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Школа докторов здоровья
Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за со...
Программа внеурочной деятельности "Путь к здоровью"
Программа "Путь к здоровью" разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности 1-2 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговор о здоровье и правильном питании».
Программа «Разговор о здоровье и правильном питании» разработана в соответствии с новым образовательным стандартом второго...
Программа внеурочной деятельности "Школа докторов Здоровья"
Здоровье человека - тема достаточно актуальная для всех времён и народов....
Программа внеурочной деятельности "Тропинка к здоровью"
Программа внеурочной деятельности "Тропинка к здоровью" 2-4кл....